1. Общие положения
1. Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам (далее именуемая "Национальная комиссия") осуществляет лицензирование деятельности инвестиционных фондов в целях защиты прав и охраняемых законом интересов инвесторов, а также контроля за деятельностью инвестиционных фондов.
2. Инвестиционный фонд вправе обратиться в Национальную комиссию для получения лицензии на осуществление деятельности в качестве субъекта инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг (далее именуемой "Лицензия") только после государственной регистрации эмиссии его акций и формирования уставного капитала в минимальном размере, установленном действующим законодательством для определенного типа инвестиционного фонда.
3. Лицензия является постоянной и выдается без ограничения срока действия.
4. Территориальное действие Лицензии ограничивается территорией населенных пунктов - мест нахождения лицензиата и его филиалов. Перечень филиалов лицензиата подлежит утверждению Национальной комиссией.
Ограничение, установленное настоящим пунктом, не распространяется на случаи привлечения денег лицензиатом через организации (включая банки второго уровня), уполномоченные в соответствии с действующим законодательством на осуществление переводных операций, на основании заключенных с ними договоров.
2. Требования к лицензиатам
5. Лицензиат в течение всего периода своей деятельности должен соответствовать требованиям, устанавливаемым Национальной комиссией и включающим:
1) требование к наличию в штате лицензиата и его каждого филиала не менее трех специалистов, обладающих действующими квалификационными свидетельствами 1-й категории (для взаимного фонда - обладающих действующими квалификационными свидетельствами 1-й и 2-й категорий).
В обязательном порядке должны обладать вышеуказанными квалификационными свидетельствами:
- первый руководитель лицензиата или его заместитель, ответственный за осуществление взаимодействия с субъектами рынка ценных бумаг (включая акционеров лицензиата);
- руководители филиалов лицензиата и их заместители, ответственные за осуществление взаимодействия с субъектами рынка ценных бумаг (включая акционеров лицензиата);
- руководители подразделений лицензиата (филиалов лицензиата), осуществляющие взаимодействие с субъектами рынка ценных бумаг (включая акционеров лицензиата);
- любые иные работники лицензиата (филиалов лицензиата), участвующие в принятии и исполнении решений по деятельности лицензиата на рынке ценных бумаг;
2) требование к минимальному размеру уставного капитала лицензиата и к соблюдению пруденциальных нормативов, установленных для лицензиатов;
3) требование к оплате уставного капитала лицензиата исключительно деньгами (за исключением инвестиционных фондов, созданных в результате преобразования инвестиционных приватизационных фондов, по отношению к которым применяются отдельные нормы, устанавливаемые Национальной комиссией);
4) требование к наличию помещений, обеспечивающих надлежащие условия деятельности лицензиата (включая обслуживание его акционеров);
5) требование к наличию у лицензиата программно-технических средств, офисного и телекоммуникационного оборудования, достаточных для обеспечения надлежащего взаимодействия лицензиата с субъектами рынка ценных бумаг;
6) требование к наличию регламента деятельности лицензиата,
определяющего организацию его деятельности и включающего, в том числе, описания систем внутрифирменного финансового и дисциплинарного контроля, которые должны соответствовать действующему законодательству; 7) требование государственной регистрации эмиссии акций лицензиата; 8) требование к наличию отчета об итогах выпуска и размещения акций лицензиата, утвержденного в соответствии с действующим законодательством. 3. Документы, представляемые для получения лицензии 6. Для получения Лицензии инвестиционный фонд должен представить Национальной комиссии следующие документы: 1) заявление установленного образца; 2) нотариально удостоверенную копию действующего свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) заявителя в качестве юридического лица; 3) нотариально удостоверенную копию статистической карточки заявителя; 4) нотариально удостоверенные копии учредительных документов заявителя со всеми внесенными в них изменениями и дополнениями; 5) нотариально удостоверенную копию инвестиционной декларации со всеми внесенными в нее изменениями и дополнениями; 6) документы финансовой отчетности за последний завершенный финансовыйгод и за последний квартал, предшествующий подаче заявления на получение Лицензии, которые должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверены его печатью;
7) аудиторское заключение (отчет) по форме КСА5/МСА13 о проверке финансовой отчетности заявителя за последний завершенный финансовый год и за последний квартал, предшествующий подаче заявления на получение Лицензии;
8) нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих права
заявителя на имущество, на которое законодательством установлен специальный порядок регистрации прав (ценные бумаги, недвижимое имущество, автомобили и другое); 9) сведения от организационной структуре заявителя, включающие информацию об органах заявителя и положения о его подразделениях; 10) экономическое обоснование (бизнес-план) деятельности заявителя, разработанное им совместно с управляющим инвестиционным фондом (далее именуемым "Управляющая компания"), с приложением соответствующих планово- финансовых документов; 11) штатное расписание заявителя с указанием имен работников заявителя, а также дат и номеров приказов об их приеме на работу; 12) копии квалификационных свидетельств работников заявителя, перечисленных в подпункте (1) пункта 5 настоящих Правил; 13) копии трудовых книжек работников заявителя, перечисленных в подпункте (1) пункта 5 настоящих Правил; 14) положения о порядке контроля за деятельностью Управляющей компании, кастодиана и регистратора заявителя, а также о порядке внутрифирменного финансового и дисциплинарного контроля;
15) должностные инструкции работников заявителя, перечисленных в подпункте (1) пункта 5 настоящих Правил, с подробным описанием их полномочий и обязанностей;
16) аудиторское заключение о наличии помещений, программно-технических средств, офисного и телекоммуникационного оборудования (в том числе по каждому филиалу заявителя) и их соответствии требованиям, определенным подпунктами (4) и (5) настоящих Правил;
17) перечень филиалов заявителя с указанием их мест нахождения с приложением положений о филиалах и штатных расписаний филиалов с указанием имен работников и дат и номеров приказов об их приеме на работу;
18) нотариально удостоверенные копии свидетельств об учетной регистрации филиалов заявителя;
19) копию свидетельства о государственной регистрации эмиссии акций заявителя;
20) копию отчета об итогах выпуска и размещения эмиссии акций заявителя, утвержденного в соответствии с действующим законодательством;
21) копии платежных документов об уплате заявителем лицензионного сбора с отметкой о его поступлении;
22) копию договора заявителя с Управляющей компанией с приложением копии выданной последней лицензии на осуществление деятельности по управлению портфелем ценных бумаг;
23) копию договора заявителя с регистратором с приложением копии выданной последнему лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра держателей ценных бумаг;
24) копию договора заявителя с кастодианом с приложением копии выданной последнему лицензии на осуществление кастодиальной деятельности;
25) копию договора заявителя с аудитором с приложением копии выданной последнему лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Документы, перечисленные в подпунктах (9),(10),(14),(15),(17) настоящего пункта представляются в двух экземплярах и должны быть прошиты и заверены печатью и подписью первого руководителя заявителя.
Документы, перечисленные в подпунктах (12),(13),(22-25) настоящего пункта должны быть прошиты и заверены печатью и подписью первого руководителя заявителя.
7. Национальная комиссия вправе требовать от заявителя раскрытия дополнительных сведений о нем и его деятельности путем предоставления дополнительных документов, помимо перечисленных в пункте 6 настоящих Правил.
8. Лица, подписавшие документы, которые были предоставлены Национальной комиссии в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящих Правил, несут установленную законодательством ответственность за достоверность данных, содержащихся в этих документах.
4. Рассмотрение документов и выдача лицензии
9. Национальная комиссия не принимает и не рассматривает заявления на выдачу Лицензии при отсутствии всех документов, перечисленных в пункте 6 настоящих Правил.
10. Принятые Национальной комиссией документы для получения Лицензии рассматриваются ею в течение одного месяца со дня приема. В случае представления дополнительных документов согласно пункту 7 настоящих Правил указанный срок рассмотрения возобновляется.
11. При повторной подаче документов, в случае из доработки в соответствии с замечаниями Национальной комиссии, заявитель должен представить Национальной комиссии документы финансовой отчетности за последний истекший квартал с соответствующим аудиторским заключением (отчетом) по форме КСА5/МСА13.
12. При соответствии документов, представленных заявителем для получения Лицензии, требованиям действующего законодательства и настоящих Правил, ему выдается Лицензия и документы, перечисленные в подпунктах (9), (10),(14),(15),(17) пункта 6 настоящих Правил (по одному экземпляру) с отметкой Национальной комиссии. По получении лицензии лицензиат вправе осуществлять свою деятельность исключительно в соответствии с указанными документами. Изменения и дополнения, внесенные лицензиатом в указанные документы, подлежат утверждению Национальной комиссией в срок,
установленный для рассмотрения заявления на выдачу Лицензии, и могут быть введены в действие только после получения письменного уведомления Национальной комиссии об их утверждении. 13. Лицензия и прилагаемые к ней в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил документы выдаются первому руководителю заявителя либо любому иному лицу на основании надлежащим образом оформленной доверенности заявителя. 5. Сбор за выдачу лицензии 14. Размер лицензионного сбора и порядок его уплаты определяются законодательством Республики Казахстан. 6. Отказ в выдаче лицензии и его обжалование 15. Лицензия не выдается в случаях:
1) несоответствие заявителя статусу инвестиционного фонда, определенного законом Республики Казахстан "Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан" от 06 марта 1997 года;
2) законодательного запрета на осуществление инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг для категорий организаций, к которым относится заявитель;
3) несоответствия заявителя требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил;
4) если в отношении заявителя имеется решение суда, запрещающее ему
занятие деятельности в качестве субъекта инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг; 5) ненадлежащим образом оформлены документы, представленные для получения Лицензии, либо если заявитель не представил Национальной комиссии документы в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; 6) выявления недостоверности данных, содержащихся в документах, которые были представлены для получения Лицензии; 7) заявителем не уплачен лицензионный сбор. 16. Письменный мотивированный отказ в выдаче Лицензии должен быть выдан заявителю в срок, установленный для рассмотрения заявления на выдачу Лицензии. 17. В случае, если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления на выдачу Лицензии, Лицензия заявителю не выдана либо полученный им отказ в выдаче Лицензии, представляется заявителю необоснованным, он вправе обжаловать действия Национальной комиссии в суде. 7. Прекращение действия лицензии 18. Действие лицензии прекращается в случаях: а) прекращение деятельности лицензиата; б) отзыва лицензии. 19. Действие лицензии сохраняется при государственной перерегистрации лицензиата в качестве юридического лица при условии, что он продолжает соответствовать статусу инвестиционного фонда как он определен законом Республики Казахстан "Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан" от 6 марта 1997 года. 20. Споры, связанные с прекращением действия Лицензии, подлежат разрешению судом. 8. Приостановление действия лицензии и ее отзыв 21. Действие Лицензии может быть приостановлено в следующих случаях: а) выявление недостоверности данных, содержащихся в документах, которые были представлены для получения Лицензии; б) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего деятельность инвестиционных фондов; в) несоответствия лицензиата требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил.
22. Национальная комиссия вправе приостановить действие Лицензии на срок до шести месяцев с указанием причины приостановления.
Национальная комиссия вправе установить предельный срок устранения причин приостановления действия Лицензии.
23. В случае приостановления действия Лицензии лицензиат обязан устранить причины такового приостановления.
Деятельность лицензиата в качестве субъекта инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг после получения письменного уведомления Национальной комиссии о приостановлении действия Лицензии является незаконной и влечет ответственность, установленную действующим законодательством.
24. По устранении причин приостановления действия Лицензии, ее действие возобновляется на основании письменного уведомления Национальной комиссии.
25. Лицензия может быть отозвана в следующих случаях:
а) неустранения лицензиатом причин, по которым Национальная комиссия приостановила действие Лицензии;
б) несоответствие лицензиата требованиям действующего законодательства;
в) если в отношение лицензиата имеется решение суда, запрещающее ему занятие деятельностью в качестве субъекта инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг.
26. В случае отзыва Лицензии лицензиат обязан в течение десяти дней с
даты получения официального уведомления Национальной комиссии возвратить ей оригиналы Лицензии и документов, перечисленные в подпунктах (9),(10),(14), (15),(17) пункта 6 настоящих Правил с отметкой Национальной комиссии. 27. При приостановлении действия Лицензии или при ее отзыве лицензиату запрещается продавать или иным способом размещать свои акции. 28. Лицензиат вправе обжаловать решение Национальной комиссии о приостановлении действия Лицензии или ее отзыве в суде. Обжалование решения Национальной комиссии о приостановлении действия Лицензии или ее отзыве в суде не приостанавливает действие такового решения. 9. Контроль за соблюдением правил лицензирования 29. Контроль за соблюдением настоящих Правил включает: а) проверки соответствия лицензиата требованиям действующего законодательства, регулирующего деятельность инвестиционных фондов; б) проверки соответствия лицензиата требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил; в) проверки соответствия деятельности лицензиата условиям утвержденных Национальной комиссией документов, перечисленных в подпунктах (9),(10),(14), (15),(17) пункта 6 настоящих Правил.
30. Национальная комиссия осуществляет контроль за соблюдением настоящих Правил в соответствии с планом работ, устанавливающим периодичность проверок лицензиатов и охват лицензиатов проверками.
31. При наличии информации о нарушении лицензиатом требований действующего законодательства, регулирующего деятельность инвестиционных фондов, возможно проведение внеплановых проверок.
32. Результаты проверки оформляются актом.
33. Лицензиат обязан представлять Национальной комиссии периодическую и иную отчетность в соответствии с действующим законодательством.
34. Лицензиат обязан письменно уведомлять Национальную комиссию о любых изменениях в данных, содержащихся в документах, которые были представлены для получения Лицензии, в течение 10 дней (в отношении изменений в составе работников, перечисленных в подпункте (1) пункта 5 настоящих Правил - в течение двух дней) со дня изменения в данных.
35. Требование, установленное настоящим пунктом, не распространяется на данные, которые содержатся в документах, перечисленных в подпунктах (9), (10),(14),(15),(17) пункта 6 настоящих Правил, в отношении которых применяются условия пункта 12 настоящих Правил.
36. Лицензиат обязан предоставлять Национальной комиссии по ее письменному требованию любую информацию о своей деятельности в качестве субъекта инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг в течение десяти дней со дня получения такового требования, если только Национальной комиссией не установлен более длительный срок для предоставления затребованной информации.