1. Дом-интернат для умственно-отсталых детей (далее - детский дом-интернат) является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации.
В детском доме-интернате может быть организовано отделение или группа с пяти или шестидневным режимом содержания.
2. Детский дом-интернат создается, реорганизуется и ликвидируется решением акимов областей и столицы по согласованию с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, как специализированное учреждение социальной защиты закрытого типа, приватизации не подлежит.
3. Детский дом-интернат осуществляет свою деятельность под руководством областных, столичного управлений труда и социальной защиты.
4. Областные, столичное управления труда и социальной защиты по согласованию с акимами областей и столицы осуществляют координацию деятельности детских домов-интернатов, находящихся соответственно на территории области, города, столицы.
5. Детский дом-интернат именуется по названию области или города, на территории которых он расположен.
При наличии в одном населенном пункте двух и более детских домов-интернатов им могут быть присвоены порядковые номера.
6. Детский дом-интернат организуется в специально построенном (типовом) или приспособленном здании с необходимыми помещениями, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и располагать всеми видами коммунального благоустройства для проживания воспитанников.
7. В детском доме-интернате для осуществления реабилитации и трудового обучения воспитанников создаются лечебно-трудовые мастерские, а также подсобные сельские хозяйства, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них, утвержденными Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
Доходы от поступления 70 процентов назначенных государственных социальных пособий детей-инвалидов, а также от реализации продукции подсобного сельского хозяйства, товаров народного потребления, производимых лечебно-трудовыми мастерскими, перечисляются на специальный счет детского дома-интерната, который расходуется на целевую медико-педагогическую помощь опекаемым, проведение спортивных, культурно-оздоровительных мероприятий (подарки, призы и т.д.) и распределяется согласно решению педсовета.
С 1 января 1998 г. пособие на опекаемых в размере 100 процентов будут перечисляться на специальный счет дома-интерната.
Лечебно-трудовые мастерские и подсобные хозяйства, в соответствии с действующим законодательством, освобождаются от уплаты налога с оборота и платежей в бюджет по отчислению от прибылей.
При доме-интернате для умственно отсталых детей допускается возможность организации платных отделений для временного и постоянного проживания детей-инвалидов, нуждающихся в бытовом и медицинском обслуживании без ущерба основному контингенту воспитанников и в случае отсутствия очередности.
8. Контроль за качеством медицинского обслуживания воспитанников, проживающих в детском доме-интернате, соблюдением санитарно-противоэпидемического режима и оказанием специализированной медицинской помощи осуществляют органы здравоохранения в установленном порядке.
9. Детский дом-интернат состоит на местном бюджете, имеет годовую смету расходов, является юридическим лицом, имеет печать и штамп со своим наименованием на казахском и русском языках, а также штатное расписание, утверждаемое в установленном порядке.
10. В своей деятельности детский дом-интернат руководствуется действующими законодательными и нормативными правовыми актами Республики Казахстан, приказами, инструктивными письмами Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, а также настоящим Положением.
II. Задачи и функции детского дома-интерната
12. Основными задачами детского дома-интерната являются:
- материально-бытовое обеспечение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организация ухода и оказания им медицинской помощи;
- осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую адаптацию воспитанников.
13. В соответствии с основными задачами детский дом-интернат осуществляет:
- бытовое обслуживание воспитанников, предоставление им благоустроенного жилья с мебелью, инвентарем, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;
- организацию рационального питания, с учетом возраста и состояния здоровья;
- диспансеризацию, лечение, организацию консультативной помощи специалистам, а также госпитализацию больных в лечебно-профилактические учреждения;
- обеспечение нуждающихся воспитанников слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, а также немоторными средствами передвижения (ходунки, трости, костыли, кресла-коляски и др.);
- обучение детей-инвалидов в объеме специальных учебных программ, планов, разработанных и утвержденных Министерством образования и культуры Республики Казахстан;
- трудовое обучение и реабилитацию воспитанников на базе лечебно-трудовых мастерских, подсобных сельских хозяйств детского дома-интерната;
- мероприятия по повышению качества обслуживания, содержания и ухода, внедрению в практику передовых форм работы и методов обслуживания детей-инвалидов;
- совершенствование организации труда персонала и повышения его квалификации;
- целевое использование помощи благотворительных обществ и фондов в улучшении эксплуатации жилого фонда, благоустройства территории, подсобных помещений и объектов культурно-бытового назначения.
14. Финансово-хозяйственная деятельность детского дома-интерната осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов. В этих целях администрация детского дома-интерната организует:
- обеспечение детского дома-интерната материалами, оборудованием, инвентарем, топливом <*> , бельем, школьными принадлежностями, наглядными пособиями, игрушками и их рациональное использование
Примечание. При отсутствии централизованного отопления в пределах установленных норм;
- целевое и экономное расходование государственных средств, выделяемых на содержание детского дома-интерната и обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей;
- соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности;
- реконструкцию, а также своевременный текущий и капитальный ремонт жилых помещений, зданий, сооружений, коммуникаций;
- рациональное использование основных фондов и бесперебойную работу всех вспомогательных служб;
- устройство детских спортивных уголков, площадок и т.д.;
- благоустройство и озеленение детского дома-интерната;
- списание имущества, пришедшего в негодность, в соответствии с Инструкцией по учету белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви в учреждениях и организациях системы труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
- ведение бухгалтерского, статистического учета, составление по утвержденным формам, предоставление ее в установленные сроки соответствующим органам.
15. Администрация детского дома-интерната выполняет обязанности опекуна и попечителя в отношении воспитанников, проживающих в интернате и нуждающихся в опеке и попечительстве, в порядке, установленном законодательством.
При доме-интернате из числа общественных, профсоюзных и религиозных организаций создается попечительский Совет не менее 5 человек, Положение о котором разрабатывается Министерством труда и социальной защиты населения, для решения вопросов содержания и обслуживания воспитанников детского дома-интерната - производственных, жилищно-бытовых, социальных (трудоустройство опекаемых и др.).
III. Условия приема, содержания и выписки воспитанников
16. В детский дом-интернат принимаются дети в возрасте от 4 до 16 лет с аномалиями умственного и физического развития, а также дети, страдающие психическими заболеваниями, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи в соответствии с Инструкцией "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты" независимо от наличия близких родственников, обязанных согласно законодательства их содержать.
17. Прием детей в детский дом-интернат производится по путевке (направлению) Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, областных и столичного управлений труда и социальной защиты населения, которая выдается на основании заявления родителей, опекунов или ходатайства лечебного учреждения о приеме ребенка в интернат, заключения психолого-медико-педагогической комиссии, медицинской карты, выписки из истории развития и болезни, справки ВКК, оформленных лечебно-профилактическим учреждением.
На каждого ребенка, поступившего в детский дом-интернат, заводятся:
- личное дело, в котором хранятся заявление, путевка, свидетельство о рождении (подлинник);
- история болезни, к которой приобщаются все медицинские документы: выписка из истории развития и болезни ребенка, медицинская карта, заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Личное дело ребенка хранится в канцелярии интерната в отделе кадров в специальном несгораемом сейфе. История болезни - в кабинете врача.
18. Для лучшей организации ухода, медицинского обслуживания, осуществления мероприятий по социально-трудовой адаптации и проведения учебно-воспитательной работы, воспитанники размещаются по комнатам с учетом заболевания, возраста и распределяются по группам.
19. Временное выбытие воспитанников из детского дома-интерната разрешается на срок не более трех месяцев, разрешение на которое может быть дано при наличии заключения врача, письменного заявления родителей или обязательства родственников по обеспечению необходимого содержания и уходу за ними.
Расходы, связанные с поездкой к родителям или родственникам, детским домом-интернатом не возмещаются.
20. Воспитанники, достигшие 16-18 летнего возраста, овладевшие определенными навыками по самообслуживанию и занятию посильным трудом, в соответствии с заключением МСЭК и решением психолого-медико-педагогической комиссии, переводятся в психоневрологические интернаты. При желании родителей или близких родственников и с учетом медицинских показаний воспитанники, достигшие 16 лет, выписываются из детского дома-интерната домой.
21. На воспитанников, выписываемых из детского учреждения, администрация дома-интерната оформляет следующие документы:
- справку о сроке пребывания в детском доме-интернате;
- справку МСЭК о группе инвалидности;
- паспорт;
- выписку из истории болезни воспитанника и переводной эпикриз с заключением врача о трудовых навыках.
IV. Организация учебно-воспитательной работы
в доме-интернате (для детей, способных
к обучению по специальным программам и методикам)
22. В детском доме-интернате осуществляется учебно-воспитательный процесс, предусматривающий привитие воспитанникам навыков самообслуживания, трудовых навыков: обучение элементарной грамоте, счету, развитие у детей простейших представлений и понятий.
23. Воспитание и обучение в детском доме-интернате осуществляется по специальным программам и методикам Министерства образования и культуры Республики Казахстан, по специальному учебному плану в соответствии с Программой по воспитанию и дифференцированному обучению глубоко умственно отсталых детей в
детских домах-интернатах. 24. Все воспитанники, находящиеся в детском доме-интернате, распределяются по группам в соответствии с их возрастом, физическим и интеллектуальным развитием и с учетом возможности обучения и овладения трудовыми навыками. Дети распределяются по группам с наполняемостью 15 человек: - дошкольная группа от 4 до 8 лет; - подготовительная группа от 8 до 12 лет; - группа трудового обучения от 12 до 18 лет; (в том числе подростковая от 14 до 18 лет); - диагностическая от 4 до 18 лет. Примечание:
диагностическая группа создается с целью выяснения степени умственной отсталости, возможности трудового обучения и уточнения методов коррекционно-воспитательной работы.
25. Воспитание и обучение детей осуществляется воспитателями, учителями и инструкторами по труду в процессе обучения, при проведении коллективных мероприятий, а также на занятиях по общеобразовательным предметам.
26. Учебные занятия в детском доме-интернате проводятся в
соответствии со сроками, утвержденными Министерством образования и культуры Республики Казахстан. При организации учебно-воспитательного процесса используются принципы дифференцированного обучения глубоко умственно отсталых детей с введением двум режимов. 27. При комплектовании групп обучения и решении вопроса о возможности обучения детей учитывается заключение медико-педагогической комиссии дома-интерната, а также возраст детей, а при комплектовании классов - год обучения ребенка. V. Педагогический совет 28. В целях решения основных вопросов учебно-воспитательной работы и трудового обучения воспитанников в детском доме-интернате образовывается педагогический совет. Педагогический совет утверждает план работы на год и созывается не менее 4-х раз в учебном году. В состав педагогического совета входят: - директор детского дома-интерната (председатель совета); - заместитель директора по учебно-воспитательной работе; - врач (заведующий медицинской частью); - старший воспитатель и воспитатель; - логопед, психолог; - массовик-культорганизатор; - мастер учебно-производственных мастерских, инструктор по труду, заведующий подсобным хозяйством. 29. Педагогический совет рассматривает: - планы работы детского дома-интерната по учебно-воспитательной работе;
- итоги воспитательной работы групп за каждую учебную четверть, проведение оздоровительной работы, утренников, праздничных мероприятий и т.д.;
- обмен опытом воспитателей в целях введения в практику лучших, современных методов работы;
- распределение 70 процентов назначенных пенсий детей-инвалидов на целевую (индивидуальную для каждого подопечного) медико-педагогическую помощь опекаемым;
- мероприятия по улучшению учебно-трудового обучения;
- состояние физического и спортивного воспитания детей, в т.ч. проведение спортивных, культурно-оздоровительных мероприятий;
- мероприятия по охране здоровья воспитанников, создание
санитарно-гигиенических условий обучения, труда и отдыха воспитанников, состояние техники безопасности; - вопросы организации и состояния методической работы в детском доме-интернате, результаты проведения методических совещаний, семинаров и конференций. 30. Члены педагогического совета имеют право вносить по своей инициативе на рассмотрение совета вопросы, связанные с учебно-воспитательной работой. 31. По вопросам, обсуждаемым на заседаниях педагогического совета, выносятся решения с указанием сроков и лиц, ответственных за их исполнение. 32. Решение педагогического совета принимается большинством голосов присутствующих членов совета и оформляется протоколом. 33. Для ведения дел педагогического совета из числа его членов ежегодно выбирается секретарь, который ведет протоколы заседаний, хранит документацию о работе совета за отчетный период. 34. Председатель педагогического совета организует систематическую проверку исполнения принимаемых решений совета и информирует совет об итогах проверки. VII. Руководство детским домом-интернатом
35. Детский дом-интернат возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности областным и столичным управлениями труда и социальной защиты населения.
36. Директор организует всю работу детского дома-интерната и несет полную ответственность за его состояние и деятельность.
Директор детского дома-интерната по согласованию с педагогическим советом производит в установленном порядке премирование работников за достижение лучших показателей в уходе и содержании подопечных детей, их бытовом и медицинском обслуживании, степени социально-трудовой адаптации детей-инвалидов.
37. Директор без доверенности действует от имени детского дома-интерната, представляет его во всех учреждениях и организациях, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом и средствами детского дома-интерната, заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в банке текущий счет детского дома-интерната.
В пределах своей компетенции директор издает приказы по детскому дому-интернату; в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на работников детского дома-интерната.
38. Директор обеспечивает подбор и расстановку педагогических, медицинских и других кадров в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, осуществляет руководство работой педагогического и медицинского персонала, повышение их квалификации, а также принимает участие в комплектовании детского дома-интерната воспитанниками и отвечает за выполнение учебно-воспитательного плана.
40. Администрация детского дома-интерната в установленном порядке:
- принимает правила внутреннего распорядка;
- распределяет жилую площадь в учреждении.
41. Проверка работы и ревизия финансово-хозяйственной деятельности детского дома-интерната производится вышестоящей и другими организациями в установленном порядке.
Приложение N 1
(Оформляется отделом труда и социальной защиты населения)
В _____________________________________________________________ (отдел труда и социальной защиты) От матери _____________________________________________________ Ф.И.О. отца _______________________________________________________ Ф.И.О. проживающих по адресу _________________________________________ _______________________________________________________________ или лиц, заменяющих родителей (родственников, опекунов, врачей, соседей, административные органы, органы образования и др.) _______________________________________________________________ (Ф.И.О., родственные отношения, возраст, семейное положение, _______________________________________________________________ социальный статус, заработок, адрес проживания) З А Я В Л Е Н И Е Прошу принять на пребывание в детский дом-интернат сына (дочь) ____________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество ____________________________, т.к. по состоянию здоровья он (она) число, год и месяц рождения нуждается в уходе и медицинском обслуживании. С условиями приема, содержания и выписки из детского дома-интерната ознакомлен(а). К заявлению прилагаем: свидетельство о рождении, протокол областной психолого-медико-педагогической комиссии с заключением о состоянии здоровья и нуждаемости ребенка в содержании его в доме-интернате для умственно-отсталых детей, медицинская карта. ___________________________ ________________________________ (дата) (подпись) Заявление гр. _________________________________ с приложением документов на _____стр. принято "___"____199 г. и зарегистрировано под N _____. Специалист __________________________________ должность, Ф.И.О. ______________________ (подпись) Приложение N 2 __________________________________ Фамилия, имя, отчество _______________ Год рождения Педиатр ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Форма N 63 (прививки) - выписка Серия ______ N ____________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Анализ крови на РВ _________________________________________________ на ВИЧ ________________________________________________ биохимический АЛТ ___________________________________________________ АСТ ___________________________________________________ Австралийский антиген _________________________________ Ф. N 30 _______________________________________________ (на возбудитель холеры) Общий анализ мочи __________________________________________________ Анализ кишечной группы: кала на яйцеглист _____________________________________________ на дизентерию ____________________________________________ соскоб на острицы _____________________________________________ Мазок на дифтерию __________________________________________________ Психиатр ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Хирург _____________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Фтизиатр ___________________________________________________________ Дерматолог _________________________________________________________ Эндокринолог _______________________________________________________ Окулист ____________________________________________________________ Стоматолог _________________________________________________________ Лор ________________________________________________________________ Заведующий(ая) поликлиникой М.П. ____________________________ Подпись