Стандарт бухгалтерского учета 24 Организация бухгалтерской службы

Утвержден приказом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 31 декабря 1997 г. N 455. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11.02.1998 г. за № 455

Действующий
                        Цель и сфера действия
      1. Данный стандарт устанавливает порядок организации бухгалтерской службы субъектами*.
      Примечание. Термин "субъект" определен в пункте 1 статьи 1 Указа

Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 26 декабря
1995 г. N 2732  

Z952732_

  "О бухгалтерском учете".
     2. Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой
отчетности осуществляется субъектами на основе:
     Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О
бухгалтерском учете";
     стандартов бухгалтерского учета (СБУ);
     методических рекомендаций к СБУ;
     учетной политики, указаний, инструкций, приказов по организации
бухгалтерского учета субъекта.
     3. Данный стандарт применяется всеми субъектами при организации
бухгалтерской службы.
                    Задачи бухгалтерской службы


      4. Задачей бухгалтерской службы является обеспечение формирования полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности субъекта, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, государственными органами, банками и иными заинтересованными лицами в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, устанавливающими принципы и правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

               Организация работы бухгалтерской службы

      5. Субъект, осуществляя организацию бухгалтерского учета, исходя из вида деятельности, размера и конкретных условий хозяйствования:
      самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы;
      формирует учетную политику;
      производит функциональное разделение учета на производственный и финансовый;
      разрабатывает порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
      6. Ответственность за организацию бухгалтерского учета субъекта, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель.
      7. Бухгалтерский учет субъекта осуществляется его структурным подразделением (службой), возглавляемым главным бухгалтером, либо бухгалтером в случае отсутствия у субъекта собственной бухгалтерской службы. Бухгалтерская служба может состоять из отделов либо секторов или групп, организуемых по функциональному признаку.
      У субъекта, не имеющего бухгалтерской службы, бухгалтерский учет и финансовая отчетность могут осуществляться специализированной бухгалтерской фирмой или бухгалтером (специалистом) на договорных началах. Руководитель может бухгалтерский учет вести лично.
      8. При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) от должности производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (бухгалтеру) (а при его отсутствии - работнику, назначенному приказом руководителя субъекта), в процессе которой проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем субъекта.
      9. Субъект ведет бухгалтерский учет активов, собственного капитала, обязательств и осуществляемых им хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с Генеральным планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов.
      10. При ведении бухгалтерского учета субъектом должны быть обеспечены:
      неизменность принятой учетной политики отражения отдельных хозяйственных операций и оценки активов и обязательств в течение отчетного периода в соответствии с правилами, установленными СБУ 1 "Учетная политика и ее раскрытие";
      полнота отражения в учете за отчетный период всех хозяйственных операций, осуществленных в этом периоде, и результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
      правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
      тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на начало каждого месяца.
      11. Руководитель субъекта, осуществляя организацию кассовых операций, должен обеспечить учет движения наличных денег.
      Движение наличных денег должно отражаться в кассовой книге, на основе соответствующих первичных документов, которые предварительно регистрируются бухгалтерской службой. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов в кассовой книге должно заверяться подписями руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) субъекта.
      Записи в кассовой книге должны вестись в двух экземплярах через копировальную бумагу. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служить отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

     Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге
запрещаются. Произведенные исправления должны заверяться подписями
кассира и главного бухгалтера (бухгалтера).
     Кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при
котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист
кассовой книги".
               Документация операций, документооборот
     12. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета
являются первичные документы, фиксирующие факт совершения
хозяйственной операции.
     13. Формы первичных документов, применяемых для оформления
хозяйственных операций, разрабатываются и утверждаются субъектом
самостоятельно на основе минимальных требований, утвержденных
уполномоченным органом.
     14. Первичные документы, в том числе на бумажных и машинных
носителях информации, должны содержать следующие обязательные
реквизиты:
     наименование документа (формы);
     дату составления;
     наименование субъекта, от имени которого составлен документ;
     содержание хозяйственной операции;
     измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном
выражении);


      наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
      личные подписи и их расшифровки.
      В зависимости от характера операции, требования нормативных правовых актов и способа обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
      15. При составлении первичных документов на машинных носителях информации, субъект обязан изготовлять копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Республики Казахстан, суда и прокуратуры.
      16. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
      17. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.
      18. Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета. Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность.
      19. Руководитель определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом может быть установлена иерархия подписи в зависимости от занимаемой должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции.
      Субъект, использующий электронные подписи, должен установить надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям.
      20. Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других субъектов, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот) регламентируются графиком, утверждаемом руководителем субъекта.
      21. Ответственность за соблюдением графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
      22. Субъект обязан хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета и финансовую отчетность в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

                            Инвентаризация

      23. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности проводится инвентаризация имущества и денежных обязательств не менее одного раза в год.
      24. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их

проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при
каждой из них, устанавливаются субъектом.
     25. В обязательном порядке инвентаризация проводится:
     при смене материально ответственных лиц (на день
приемки-передачи дел);
     при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также
порчи товарно-материальных запасов;
     в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других
чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
     при ликвидации (реорганизации) субъекта перед составлением
ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях,
предусматриваемых законодательством Республики Казахстан.
                       Дата вступления в силу
     26. Данный стандарт бухгалтерского учета вступает в силу с 1
января 1998 года.