Организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обязаны представлять в установленном порядке информацию, оповещать работников и население об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В целях осуществления государственного учета чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Критерии чрезвычайных ситуаций.
2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке представления информации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Обязать организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в течение 1 часа с момента угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации передавать информацию в соответствии с Положением о порядке представления информации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в территориальные органы Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, оповещать работников и население об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций.
4. Центральным исполнительным органам обеспечить учет аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, и представлять данные в соответствии с Положением о порядке представления информации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.
5. Оперативным дежурным Министерства внутренних дел, главного диспетчерского пункта Министерства энергетики и природных ресурсов, главного диспетчерского пункта Министерства транспорта и коммуникаций, Алматинской городской противопожарной службы, Республиканской государственной автоинспекции, Алматинской городской скорой помощи ежедневно с 6 до 7 часов представлять доклад об обстановке оперативному дежурному Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.
6. Оперативным дежурным Министерства внутренних дел и его областных управлений, Министерства обороны, главного диспетчерского пункта и областных управлений Министерства энергетики и природных ресурсов, главного диспетчерского пункта и областных управлений Министерства транспорта и коммуникаций, противопожарной службы областных городов, Республиканской государственной автоинспекции, скорой помощи областных городов в течение 15 минут с момента получения сигнала об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации представлять информацию о ней в территориальные органы и центральный аппарат Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.
7. В соответствии со статьями 13 и 16 Закона Республики Казахстан "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" акимам областей и г. Алматы, областным, Алматинскому городскому управлениям по чрезвычайным ситуациям:
- в первой декаде каждого квартала организовывать информирование населения о возможных факторах риска на данной территории, о мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите от них;
- обеспечить информирование населения о возникновении чрезвычайной ситуации (в соответствии с Критериями чрезвычайных ситуаций) в течение 1 часа после ее возникновения с последующими уточнениями последствий и принимаемых мер по ее ликвидации.
8. Считать утратившим силу приказ Начальника Гражданской обороны СССР от 29 марта 1988 года N 012.
Председатель Государственного Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям
Утверждено
Постановлением Государственного Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 24 марта 1997 г. N 7
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке представления информации
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
1. Настоящее Положение определяет порядок представления информации об угрозе возникновения, о возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).
2. Информация об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайной ситуации передается в соответствии с Критериями чрезвычайных ситуаций, устанавливаемыми Государственным комитетом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС):
- от предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности - территориальным органам ГКЧС и ведомственным территориальным органам;
- от ведомственных территориальных органов - территориальному органу ГКЧС и в центральный аппарат соответствующего ведомства;
- от территориального органа ГКЧС - в центральный аппарат ГКЧС и местные исполнительные органы.
Кроме того, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации регионального и глобального масштаба информация передается:
- от территориальных органов ГКЧС - в соседние регионы Республики Казахстан при трансграничном распространении чрезвычайных ситуаций;
- от центральных ведомственных аппаратов - в центральный аппарат ГКЧС;
- от центрального аппарата ГКЧС - в Правительство Республики Казахстан, органы военного командования, в страны ближнего и дальнего зарубежья, в Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.
3. Сигналы оповещения и команды управления силами и средствами Государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС при угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации передаются от центрального аппарата ГКЧС его территориальным органам, подведомственным организациям и местным исполнительным органам.
Территориальные органы ГКЧС немедленно информируют территориальные комиссии по чрезвычайным ситуациям об угрозе возникновения или о возникновении крупномасштабной чрезвычайной ситуации, совместно с местными исполнительными органами и комиссиями по ЧС, принимают решения об информировании населения через средства массовой информации или задействовании, при необходимости, системы оповещения.
Информация передается в виде формализованных донесений, а при отсутствии установленной формы - в произвольном виде.
4. Информация о чрезвычайных ситуациях передается по межкомпьютерным каналам связи, а в случае их отсутствия или неисправности - по телеграфным, телефонным радиоканалам связи со следующими временными характеристиками:
экстренная информация (доклады) об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций глобального, регионального и местного масштаба, обнаружении взрывчатых веществ, информация по экстренному управлению силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций, другая экстренная информация - незамедлительно, по прилагаемой форме ЧС-1;
уточненная информация о развитии обстановки при чрезвычайных ситуациях и о ходе работ по их ликвидации - в течение последующих 30 минут;
уточняющие данные - с периодичностью 2 часа в течение проведения аварийно-спасательных работ, если иное не оговорено особо;
справочная информация - не позднее 1-го часа с момента запроса справочной информации;
обобщенная информация о событиях за сутки при ведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, периодическая фоновая информация о радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановке не экстренного(не срочного) содержания - ежедневно в 7.30 и 16.00 часам (до особого распоряжения Председателя ГКЧС);
информация о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов в зонах чрезвычайных ситуаций и другие виды информации не экстренного содержания - по установленному регламенту;
информация о сейсмообстановке - в 8.00 и 20.00, а в угрожаемый период (режим повышенной готовности) через каждые 3 часа;
информация по гидрометеорологическим явлениям - ежедневный прогноз в 17.00, штормовые предупреждения - немедленно при угрозе возникновения опасных метеорологических явлений или при загрязнении природной среды вредными веществами;
информация об уточненном материальном ущербе по происшедшим на территориях областей чрезвычайным ситуациям - ежеквартально до 10 числа следующего месяца по прилагаемой форме ЧС-2;
информация о санитарно-эпидемиологической обстановке и медико-санитарных последствиях - в 7.30 и 15.30 ежедневно.
5. ГКЧС как специально уполномоченный государственный орган в области ЧС осуществляет государственный учет чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводит анализ происшедших чрезвычайных ситуаций, ведет автоматизированный банк данных, организует информационное, статистическое, аналитическое обеспечение решений государственных органов по вопросам ЧС, определяет порядок и формы представления информации в области чрезвычайных ситуаций.
6. Решение о необходимости направления в органы управления информации о чрезвычайных ситуациях, не предусмотренных действующими критериями чрезвычайных ситуаций, принимается источником информации с учетом ее значимости в конкретной обстановке.
7. Информация о чрезвычайных ситуациях передается за подписью лиц, которым в установленном порядке определено право подписи сообщений. Подписавший сообщение несет всю полноту ответственности за переданную информацию.
В исключительных случаях, при необходимости передать экстренное сообщение, информация может быть подписана старшим должностным лицом оперативной службы органа управления с последующим подтверждением информации соответствующим должностным лицом, имеющим право подписи.
8. Ежеквартальные отчеты с уточненным материальным ущербом нарастающим итогом по происшедшим на территории республики (в разрезе областей) чрезвычайным ситуациям представляются по форме ЧС-2:
- Министерством внутренних дел (данные о пожарах, взрывах, дорожно-транспортных происшествиях);
- Министерство обороны (данные о взрывах и обнаружении взрывных устройств);
- Министерством здравоохранения (данные об опасных заболеваниях людей);
- Министерством сельского хозяйства (данные об опасных заболеваниях животных, гибели и эпифитотии растений, природных пожарах, об авариях на гидросооружениях);
- Министерством транспорта и коммуникаций (данные об авариях в системе связи, на железно-дорожном, авиа-, авто-, водном транспорте и обрушениях элементов транспортных коммуникаций);
- Министерством экономики и торговли (данные об авариях в инженерных системах жизнеобеспечения населения и очистных сооружениях, о внезапных обрушениях зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения);
- Министерством экологии и биоресурсов (данные об экологической и радиоактивной обстановке, о загрязнении атмосферного воздуха, загрязнении почв, загрязнении поверхностных морских и речных вод);
- Главным управлением по гидрометеорологии (данные об опасных гидрометеорологических явлениях, о загрязнении окружающей среды);
- Министерством энергетики и природных ресурсов (данные о пожарах, взрывах на энергетических системах, авариях на предприятиях и магистральных трубопроводах, системах жизнеобеспечения населения);
- Институтом сейсмологии Министерства науки - Академия наук (данные о землетрясениях);
- Агентством по атомной энергии (данные об авариях с выбросом радиоактивных веществ на атомных электростанциях, в научно- исследовательских институтах, о радиоактивном загрязнении окружающей среды);
- Центрспасвод (данные о погибших на водах);
- Министерством труда и социальной защиты (данные о пострадавших в результате несчастных случаев и аварий на производстве).
Оперативным службам органов управления предоставляется право
запрашивать и получать информацию в области чрезвычайных ситуаций от взаимодействующих органов управления в пределах компетенции этих органов управления. 9. Передача экстренной информации о чрезвычайных ситуациях по каналам телефонной связи осуществляется по паролю "Бедствие", по каналам телеграфной связи - по категории внеочередная - телеграмма "Шторм". 10. Передача срочной информации о чрезвычайных ситуациях по каналам телефонной и телеграфной связи осуществляется по действующим категориям и паролям, закрепленным за организациями-отправителями информации. 11. Передача информации о чрезвычайных ситуациях не срочного характера по каналам телефонной и телеграфной связи осуществляется на общих основаниях. Приложение 1 Форма ЧС-1 Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям Телеграмма НР. ЧС-______/ДСП Донесение по чрезвычайной ситуации (факт, ликвидация) 1. Дата ЧС - _______________г. Время (Алматинское, местное) - ___.__алм.,____.____ мест. 2. Наименование ЧС - _______________________________________________ Причина ЧС - ____________________________________________________ 3. Место ЧС - область ______________________________________________ район ___________________________________________________________ населенный пункт (город, село и т.д.)____________________________ уточняющие координаты____________________________________________ 4. Наименование объекта - __________________________________________ _________________________________________________________________ 5. Количество пострадавших, в том числе погибших (чел.): (при ликвидации нарастающим итогом) Общие потери!Безвозвратные!Санитарные!Пропало без вести!Эвакуировано -------------------------------------------------------------------- 6. Характеристика и масштаб ЧС - ___________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ (при ликвидации нарастающим итогом) Ущерб жилому фонду- _____жилых домов. Мат. ущерб- ____(тыс. тен.) Население, понесшее материальный ущерб (чел.) - _________________ Погибло голов КРС - __________, овец - __________________________ 7. Влияние на работу других отраслей Н/Х - _________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 8. Возможность справиться с ЧС собственными силами (да, нет)- ______ Ориентировочные сроки ликвидации ЧС _____________________________ 9. Дополнительные силы и средства - _________________________________________________________________ 10. Краткая характеристика работ по ликвидации последствий ЧС - ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 11. Телефон, телекс начальника штаба по ликвидации последствий ЧС - ________________________________________________________________ 12. Должность, Фамилия, И.О. подписавшего донесение, наименование ведомства - ____________________________________________________ ____________________________________________________________________ 13. Дата (ДД/ММ/ГГ)___.___.____, Время (чч:мм) поступления ____.____ принято от ОД в РИТЦ ЧС ____.____._____ В ____.____ оперативный дежурный ____________________ дежурный оператор ____________________ Приложение 2 Форма ЧС-2 Сведения о характеристике чрезвычайных ситуаций, происшедших на территории ________________ области и мерах, принятых по их ликвидации за __________________ 1996 г. --------------------------------------------------------------------- N !Наимено-!Место!Дата !Насе- !Постра- !Поги-!Мате- !Потери!Краткая п/п!вание ЧС! ЧС !воз- !ление,!дало, в !бло !риа- !жилого!харак- ! ! !ник- !понес-!т.ч. !голов!льный !фонда,!теристи- ! ! !нове-!шее !погибло,!-----!ущерб,!кол-во!ка ЧС и ! ! !ния !мат. !чел. !КРС !тыс. !домов !мер по ! ! !ЧС !ущерб,! !овец !тенге ! !их лик- ! ! ! ! чел. ! ! ! ! !видации --------------------------------------------------------------------- ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! --------------------------------------------------------------------- Итого: Таблица затрат на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций ---------------------------------------------------------------------- Затраты на предупреждение ЧС ! Затраты на ликвидацию ЧС !Все- ! !го ---------------------------------------------------------------------- из местного!из госбюд-!Из собст-!из местного!из госбюд-!Из собст-! бюджета !жета (тыс.!венных !бюджета !жета (тыс.!венных ! (тыс.тенге)!тенге) !средств !(тыс.тенге)!тенге) !средств ! ! !предприя-! ! !предприя-! ! !тий (тыс.! ! !тий (тыс.! ! !тенге) ! ! !тенге) ! ---------------------------------------------------------------------- ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ----------------------------------------------------------------------
Утверждено
Постановлением Государственного Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 24 марта 1997 г. N 7
Критерии чрезвычайных ситуаций
Вводятся с марта 1997 года
--------------------------------------------------------------------- Наименование чрезвычайных ! Критерии ситуаций <*> ситуаций ! --------------------------------------------------------------------- Для всех чрезвычайных наличие или вероятность трансграничного ситуаций распространения чрезвычайной ситуации; неспособность справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации собственными силами. --------------------------------------------------------------------- 1. Ситуации техногенного характера: 1.1.Транспортные аварии: на железнодорожном наличие погибших, раненых, травмированных транспорте и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге; пожары,взрывы на железнодорожном транспорте; сход подвижного состава; повреждение полотна, приведшее к перерыву движения поездов на время более 1 часа на автодорогах наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; пожары, взрывы на автодорогах Сноска. Донесения представляются при фиксировании хотя бы одного из показателей приведенных критериев чрезвычайных ситуаций авиакатастрофы и инциденты инциденты с воздушными судами на земле и в воздухе; пожары, взрывы на летном поле и в аэропорту; наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге на водном транспорте пожары, взрывы, потопление; наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге на магистральных повреждения, разрывы на трубопроводах магистральных трубопроводах; пожары, взрывы; наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге 1.2. Производственные аварии и происшествия: авария на шахте обрушения, завалы; наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге авария на промышленном сброс нефти и нефтепродуктов объекте свыше 1 тонны; внезапное обрушение производственных зданий и сооружений; наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге нарушение техники травмы на производстве; безопасности наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге 1.3 Пожары, взрывы, внезапные выбросы огня и газа: на промышленных объектах загрязнение окружающей среды, значительно превышающее фоновые значения или предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимые уровни (ПДУ); наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге на энергетических системах любые случаи, влияющие на подачу и энергоблоках (ГЭС, ГРЭС, электроэнергии; ТЭЦ) наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге на шахтах, подземных и наличие погибших, раненых, горных выработках травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге в зданиях жилого, наличие погибших, раненых, социально-бытового травмированных и иных пострадавших один назначения, органов власти человек и более; и др. прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге на сельскохозяйственных наличие погибших, раненых, объектах травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге на улицах и других наличие погибших, раненых, общественных местах травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальных ущерб более 100 тыс. тенге взрывы при обезвреживании любые случаи взрыва взрывных устройств обнаружение (утрата) любые случаи обнаружения или утраты взрывчатых веществ или взрывчатого вещества или взрывного взрывного устройства устройства 1.4. Аварии с выбросом, угроза поражения населения выброс сильнодействующих ядовитых веществ(СДЯВ) автомобильные аварии с любые случаи регистрации аварии выбросом сильнодействующих с выбросом СДЯВ или утечки СДЯВ ядовитых веществ железнодорожные аварии с любые случаи регистрации аварии выбросом СДЯВ с выбросом СДЯВ или утечки СДЯВ авиакатастрофы и инциденты любые случаи регистрации аварии на земле с выбросом СДЯВ с выбросом СДЯВ или утечки СДЯВ аварии на водном любые случаи регистрации аварии транспорте с выбросом СДЯВ с выбросом СДЯВ или утечки СДЯВ на химически опасных любые случаи регистрации аварий объектах с выбросом СДЯВ или утечки СДЯВ обнаружение (утрата) любые случаи утраты или обнаружения источников СДЯВ источника СДЯВ автомобильные аварии любые случаи регистрации аварий с с выбросом биологически выбросом БОВ опасных веществ (БОВ) железнодорожные аварии с любые случаи регистрации аварии выбросом БОВ с выбросом БОВ авиакатастрофы и любые случаи регистрации аварии инциденты на земле с выбросом БОВ с выбросом БОВ аварии на водном любые случаи регистрации аварии транспорте с выбросом БОВ с выбросом БОВ аварии с выбросом БОВ на факты заражения возбудителями предприятии, в инфекционных заболеваний 1 и 2 научно-исследовательском групп патогенности, токсическими институте химическими веществами 1 и 2 класса опасности, заражения животных и растений возбудителями особо опасных инфекций обнаружение (утрата) любые случаи утраты или обнаружения источников БОВ БОВ 1.5. Аварии с выбросом любые случаи регистрации аварий радиоактивных веществ: с выбросом радиоактивных веществ на атомных электростанциях, радиоактивное загрязнение окружающей в научно-исследовательских среды вне санитарно-защитной зоны учреждениях 100 ПДУ и более; выброс радиоактивности, в 10 раз превышающий допустимый суточный выброс для данной АЭС (установки); любые аварии с выходом радиоактивных веществ, которые могут привести к трансграничному их распространению; любые случаи регистрации высоких уровней радиации в пределах 30 км от государственной границы обнаружение (утрата) любые случаи обнаружения (утраты) радиоактивных веществ радиоактивных веществ 1.6. Аварии и обрушения в системах жизнеобеспечения: прорывы плотин (дамб, влияние на функционирование других шлюзов и т.д.) отраслей хозяйства; наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге на электроэнергетических любые случаи, влияющие на подачу системах электроэнергии; влияние на функционирование других отраслей хозяйства; наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге на коммунальных системах влияние на функционирование жизнеобеспечения других отраслей хозяйства; наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге на очистных сооружениях влияние на функционирование сточных вод других отраслей хозяйства; наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге внезапные обрушения влияние на функционирование элементов транспортных других отраслей хозяйства; коммуникаций (мостов, наличие погибших, раненых, тоннелей и др. сооружений), травмированных и иных пострадавших один в том числе строящихся человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге внезапные обрушения зданий наличие погибших, раненых, и сооружений жилого, травмированных и иных пострадавших один социально-бытового и человек и более; культурного назначения прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге 1.7. Экстремально высокое загрязнение природной среды: загрязнение атмосферного превышение ПДК вредных примесей воздуха в атмосфере в 50 и более раз; в 30-49 раз в течение 8 часов: в 20-29 раз в течение 2 суток; образование обширной зона кислотных осадков загрязнение поверхностных максимальное разовое превышение морских (речных) вод ПДК загрязняющих веществ в поверхностных, подземных и морских водах в 100 и более раз, если эти акватории не являются зонами хронического загрязнения; появление запаха воды интенсивностью более 4 баллов и несвойственного воде ранее; снижение содержания растворенного кислорода, а также поступление токсических веществ, повлекших гибель рыбы и других водных организмов; снижение содержания растворенного кислорода до 2 мг/л и менее; покрытие пленкой 1/3 и более площади водоема, при его площади до 6 кв. км; наличие тяжелых металлов (в том числе радиоактивных) и других вредных веществ сверх ПДК (ПДУ) загрязнение почв наличие тяжелых металлов (в том числе радиоактивных) и других вредных веществ сверх ПДК (ПДУ); превышение ПДК (ПДУ) по химически опасным и экологически вредным веществам в 50 и более раз или по радиоактивным веществам в 1070 и более раз; загрязнение земель и недр токсикантами промышленного происхождения более 50 ПДК или 100-кратное превышение фоновых значений; загрязнение почв пестицидами более 50 ПДК по санитарно-токсикологическим критериям или более 10 ПДК по фитотоксикологическим критериям на площади более 100 га 2. Ситуации природного характера: 2.1. Землетрясения 2 и более баллов 2.2. Геологические опасные явления: оползни влияние на функционирование других обвалы, осыпи отраслей хозяйства; осадка земной поверхности наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге 2.3. Метеорологические наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге сильный ветер (в т.ч. скорость ветра при порывах 30 смерчи и шквалы) м/с и более крупный град диаметр градин 20 мм и более сильный дождь (ливень) количество осадков 50 мм и более в течение 12 часов и менее, а в горных, селевых и ливнеопасных районах - 30 мм и более за 12 часов и менее сильный снегопад количество осадков 20 мм м более за 12 часов и менее сильная метель (снежные продолжительность 12 часов и более, заносы) при преобладающей скорости ветра 15 м/с и более сильный гололед диаметр отложений на проводах 20 мм и более сильный мороз, сильная устанавливается территориальными жара органами заморозки в вегетативный период понижение температуры воздуха (на поверхности почвы) ниже 0 С; сроки (весна-начало лета) и экстремально-ранние сроки (лето-начало осени) в период активной вегетации сельхозкультур, приводящие к их гибели засуха сохранение в течение 20 дней и более относительной влажности воздуха днем 30% и менее при запасах влаги 35 мм и менее в метровом слое почвы, вызывающее повреждение растений сильный туман видимость 100 м и менее в течение 12 часов и более сильные пыльные (песчаные) продолжительность 12 часов и бури более, при преобладающей скорости ветра 15 м/с и более суховеи сохранение в течение 5 дней среднесуточной температуры воздуха более 25 С при ветре более 5 м/с и относительной влажности воздуха менее 30% в период цветения, налива и созревания зерна 2.4. Гидрологические наличие погибших, раненых, опасные явления травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге высокие уровни воды превышение особо опасных (высоких) (наводнения) при уровней для конкретных населенных половодьях, дождевых пунктов и хозяйственных объектов паводках, заторах и зажорах, ветровых нагонах низкие уровни воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений крупных городов, промышленных районов и оросительных систем, навигационных уровней на судоходных реках в течение месяца и более сели в случае возникновения и движения к населенным пунктам, объектам хозяйственного комплекса; наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге лавины сход снежных лавин, в зоне поражения которых оказались населенные пункты, объекты хозяйственного комплекса; наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге 2.5. Природные пожары: лесные пожары крупные, не контролируемые пожары на площади 50 га; наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге пожары степных массивов крупные, не контролируемые пожары на площади 200 га; наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге; гибелью скота 100 голов и более; сгорело сена 300 тонн и более пожары хлебных массивов не контролируемые пожары на площади 20 га и более; наличие погибших, раненых, травмированных и иных пострадавших один человек и более; прямой материальный ущерб более 100 тыс. тенге на нефтяных и любые случаи пожара газоконденсатных месторождениях подземный пожар горючих любые случаи возгорания в полезных ископаемых подземных выработках 2.6. Инфекционные болезни и отравления: инфекционные заболевания при выявлении заболевших или вирусоносителей особо опасных инфекционных карантинных заболеваний - чума, холера, желтая лихорадка и др.; при каждом летальном исходе с диагнозом или подозрением на заболевание особо опасной инфекцией - бруцеллез, сыпной тиф, сибирская язва, бешенство, туляремия, крымская геморрагическая лихорадка, лихорадка Эбола и другие вирусные заносы; при каждом выявленном случае заболевания - бешенством, японским энцефалитом, малярией; при опасных инфекционных заболеваниях; с числом больных 5 и более, возникших одновременно или в течение одного инкубационного периода на территории района - сибирская язва, бруцеллез, туляремия, эпидемический сыпной тиф; с числом заболевших 10 человек и более, возникших одновременно или в в течение одного инкубационного периода - брюшной тиф, паратиф, геморрагическая лихорадка, лептоспироз, клещевой энцефалит, лихорадка Ку и другие риккетсиозы; менингококковая инфекция с числом заболевших 15 человек и более; дизентерия, сальмонеллез, вирусный гепатит и другие острые кишечные заболевания установленной и неустановленной этиологии с числом заболевших 25 человек и более; при заболеваниях невыясненной этиологии с числом заболевших 20 человек и более, возникших одновременно, лихорадочных заболеваний неустановленного диагноза с числом заболевших 15 человек и более; при групповых заболеваниях независимо от их этиологии с числом заболевших 50 человек и более лучевые поражения при каждом случае установления диагноза острой или хронической лучевой болезни, местного лучевого поражения пищевые отравления при случаях пищевых отравлений, связанных с предприятиями пищевых отраслей промышленности, общественного питания и пищеблоками детских и лечебно-профилактических учреждений, независимо от числа пострадавших 2.7. Заболевание и гибель массовая гибель (заболевание), в том животных числе диких, когда падеж (количество) заболеваний) превышает среднестатистические в 3 и более раз 2.8. Заболевание и гибель растений (особо опасная или массовая гибель растительности(ожоги, болезнь сельскохозяйственных усыхание и другие признаки), растений; в том числе лесов и особо опасная или массовая сельскохозяйственных растений гибель дикорастущих на площади 0,25 га; растений) массовое распространение вредителей 2.9. Утонувшие на водах наличие утонувших, один человек и более 3. Астрономические опасные явления: 3.1. Падение небесных тел любые случаи падения небесных тел 3.2. Падение космических любые случаи регистрации их падения летательных аппаратов и их обломков 3.3. Ухудшение радиационной плотность потока протонов с энергией обстановки в околоземном более 25 мэв на площади 5х10 см космическом пространстве 3.4. Появление аномальных любые случаи регистрации атмосферных явлений аномальных атмосферных явлений