1.1. В настоящей Технологии под грузами понимаются товары (материальные ценности), перевозимые или предназначенные для перевозки железнодорожным транспортом маршрутными, повагонными, контейнерными и мелкими отправками.
Действие настоящей Временной технологии не распространяется на воинские грузы, грузы, перевозимые вагонами спецсвязи и багажными отправками, а также на ручную кладь и багаж граждан.
1.2. Все грузы, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозимые за ее пределы, подлежат таможенному оформлению.
Порядок таможенного оформления определяется нормативными документами Таможенного комитета Республики Казахстан. Порядок взаимодействия таможенных органов и железных дорог определяется настоящей Временной технологией. Временная технология определяет также некоторые особенности таможенного оформления грузов, перевозимых железнодорожным транспортом.
1.3. Таможенное оформление грузов осуществляется в соответствии со статьей 216 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О таможенном деле в Республике Казахстан".
1.4. Таможенное оформление грузов производится с помещением их на склады временного хранения (далее СВХ) или без фактического помещения на такие склады (с размещением на подъездных путях предприятий) с разрешения таможенного органа.
Склады временного хранения, учреждаемые отделениями железных дорог, должны быть оборудованы в соответствии с приказом Таможенного комитета Республики Казахстан от 16.10.95. N 145-П <*>
Сноска. Учитывая специфику железнодорожного транспорта, отдельные требования к обустройству и оборудованию этих складов временного хранения таможенными органами не принимаются. На складах временного хранения, учреждаемых предприятиями железнодорожного транспорта, с согласия таможенного органа допускается отклонение от системы учета, предусмотренной Положением о временном хранении (складах временного хранения), утвержденного приказом Таможенного комитета от 16.10.95. N 145-П.
1.5. С целью совершенствования перевозок грузов по железным дорогам Таможенный Комитет и Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан могут внедрять совместные автоматизированные системы контроля и управления.
1.6. В случаях изменения порядка таможенного оформления Таможенный комитет и Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан совместно разрабатывают и объявляют в установленном порядке дополнения и изменения к настоящей Временной технологии или разрабатывают новую технологию.
2. Условия перевозок грузов
под таможенным контролем
2.1. Перевозка грузов, в отношении которых таможенное оформление не завершено (на железнодорожных накладных проставлен штамп, указанный в Приложении N 1 (штамп N 4) к настоящей Временной технологии из одного таможенного органа в другой таможенный орган осуществляется под таможенным контролем, под ответственность железных дорог, осуществляющих перевозку.
Решения должностных лиц таможенных органов, принимаемые в рамках их компетенции, в отношении грузов, перевозимых под таможенным контролем, являются обязательными для железных дорог.
2.2. Перевозки грузов под таможенным контролем осуществляются железными дорогами в соответствии с Правилами перевозки грузов, соответствующими Соглашениями о международных грузовых сообщениях, а также при условии соблюдения Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, " О таможенном деле в Республике Казахстан", настоящей Временной технологии.
2.3. Грузы перевозятся железными дорогами под таможенным контролем в вагонах, контейнерах (далее перевозочные средства), состояние которых обеспечивает сохранность грузов.
2.4. Таможенный орган отправления устанавливает срок доставки товаров до таможенного органа назначения в соответствии с обычными сроками перевозки, исходя из возможностей железной дороги, намеченного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определенного из расчета 2000 км за один месяц.
Железные дороги обязаны доставить грузы и документы на них без какого-либо изменения упаковки или состояния, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения на станцию назначения и уведомить о доставке груза таможенный орган, в зоне деятельности которого находится указанная станция.
2.5. При перевозках грузов под таможенным контролем железными дорогами обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется.
2.6. Работники железных дорог не имеют права выдавать грузовладельцам грузы, перевозимые под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов. Железная дорога несет ответственность за выдачу груза, находящегося под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О таможенном деле в Республике Казахстан".
3. Порядок таможенного оформления
при ввозе грузов на таможенную
территорию Республики Казахстан
3.1. Таможенное оформление грузов, ввозимых из-за границы на таможенную территорию Республики Казахстан, начинается после уведомления работниками пограничной станции должностных лиц таможенного органа о прибытии груза из-за границы. Уведомление выражается в форме представления в таможенный орган двух экземпляров передаточной ведомости или натурного листа (далее передаточная ведомость), а также перевозочных и товаросопроводительных документов.
Должностное лицо таможенного органа в правом верхнем углу обоих документов передаточной ведомости проставляет штамп, образец которого приведен в Приложении 1 (штамп N 5).
Один экземпляр передаточной ведомости остается в таможенном органе вместе с дополнительными экземплярами товаросопроводительных документов, предназначенных для таможенных целей, если такие дополнительные экземпляры приведены, а другой экземпляр возвращается сотруднику станции со всеми документами, которые прилагались к передаточной ведомости при сдаче в таможенный орган.
3.2. Должностные лица таможенных органов и сотрудники пограничной передаточной станции в сроки, установленные технологическим процессом работы станции и согласованные с таможенным органом, совместно производят проверку количества и номеров принимаемых перевозочных средств, целостность пломб, сохранность груза на открытом подвижном составе и т.д. На все обнаруженные при данной проверке несоответствия работниками пограничной станции составляются акты общей формы (ГУ-23) и в случаях, предусмотренных Правилами перевозок грузов, коммерческие акты. Образцы актов приведены в Приложениях 2 и 3. В актах обязательно указывается фамилия должностного лица пограничного таможенного органа, принимавшего участие в проверке. Копии указанных актов передаются в таможенные органы по их требованию.
3.3. Должностное лицо пограничного таможенного органа регистрирует документы, указанные в пункте 3.1., проверяет представленные документы на ввозимые грузы и принимает одно из следующих решений:
а) о проведении полного таможенного оформления груза;
б) об изъятии груза и документов на него либо о дополнительной проверке;
в) о направлении груза в таможенный орган назначения под таможенным контролем.
3.4. Полное таможенное оформление груза в пограничном таможенном органе производится в случаях, установленных Таможенным комитетом Республики Казахстан, в порядке и в сроки, предусмотренные для полного таможенного оформления во внутреннем таможенном органе.
3.5. Решение о возврате груза за границу подтверждается штампом "Подлежит возврату" или аналогичной записью от руки на железнодорожной накладной под наименованием груза с указанием оснований для возврата. Штамп или запись заверяется личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.
При возврате, связанном с условиями перевозок технического, коммерческого или иного характера, к перевозочным документам прикладывается акт общей формы (ГУ-23).
3.6. Решение об изъятии груза и документа на него либо о дополнительной проверке груза подтверждается штампом "Выпуск запрещен" на передаточных документах с указанием оснований для такого решения. Штамп и запись заверяются личной номерной печатью должностного лица таможенного органа. Работники станции в этом случае составляют акт общей формы (ГУ-23), а сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки, о чем делается отметка в накладной в графе "удлинение срока доставки".
3.7. В случае принятия решения о направлении груза в таможенный орган назначения под таможенным контролем должностное лицо таможенного органа оформляет доставку в соответствии с Правилами доставки товаров под таможенным контролем с учетом настоящей Временной технологии. После принятия такого решения должностное лицо таможенного органа проставляет на первом листе в международной железнодорожной накладной, в дорожной ведомости и внутритаможенных транзитных документах (далее ВТД) - направляющий штамп (Приложение 1, штамп N 4).
Один лист ВТД передается железной дороге и следует вместе с перевозочными документами.
3.8. Таможенное оформление и контроль грузов пограничным таможенным органом (за исключением случаев полного таможенного оформления) производится в сроки, установленные технологическим процессом, работы пограничной передаточной станции и согласованные с таможенным органом в части таможенного оформления.
3.9. Прибывшие из-за границы таможенные грузы размещаются на станциях назначения в складах временного хранения, расположенных в местах общего пользования, или подаются на подъездные пути предприятий, имеющих склады временного хранения.
Допускается размещать прибывшие из-за границы грузы на подъездных путях предприятий, не имеющих указанных складов, при условии, что такие предприятия представили в таможенный орган обязательства:
- не совершать никаких операций с грузами без разрешения таможенного органа;
- завершить таможенное оформление груза в течение трех восьмичасовых рабочих смен с даты поступления груза на подъездные пути или в течении одних суток при круглосуточном режиме работы таможенного органа.
Перечень предприятий, выполняющих указанные условия, доводится таможенными органами до соответствующих железнодорожных станций.
3.10. По прибытии груза на станцию назначения работники станции обязаны уведомить об этом таможенный орган и грузополучателя.
Форма уведомления таможенного органа и порядок представления документов на груз разрабатывается и принимается совместно станцией и таможенным органом с учетом Положения "О временном хранении (складах временного хранения)", утвержденного приказом N 145-П от 16.10.95 года Таможенного комитета КМ РК и Правил перевозок грузов.
3.11. Должностное лицо таможенного органа после получения уведомления о прибытии груза регистрирует уведомление, проставляет на перевозочных документах и на листе ВТД штамп "Товар поступил" и принимает решение о возможной выгрузке груза для освобождения перевозочных средств.
ВТД передается в отдел контроля за доставкой товаров.
3.12. По требованию таможенного органа прибывшие из-за границы грузы предъявляются этому органу фактически (для осмотра, досмотра, взятия проб и образцов и т.п.). Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, могут отбираться для целей таможенного оформления и контроля в минимальных количествах по письменному решению таможенного органа. Вскрытие перевозочных средств и досмотр грузов производится в порядке, установленном в разделе 7 настоящей Временной технологии.
3.13. На железнодорожных станциях, на территории которых имеются структурные подразделения таможенных органов, перевозочные документы передаются должностным лицам таможенных органов непосредственно работниками станции с оформлением факта передачи в специальных книгах. Выдача перевозочных документов на указанных станциях грузополучателю до их представления должностному лицу таможенного органа запрещается.
Должностные лица таможенного органа проверяют представленные документы и производят таможенное оформление в установленном порядке. По результатам таможенного оформления проставляется штамп "Выпуск разрешен" или "Выпуск запрещен" с указанием причины, в соответствующей графе международной железнодорожной накладной и дорожной ведомости, предназначенной для станции назначения, и возвращают документы работникам станции.
3.14. На железнодорожных станциях, где структурные подразделения таможенных органов отсутствуют, работники станции, используя железнодорожные средства связи, уведомляют о прибытии груза структурное подразделение таможенных органов и грузополучателя.
Грузополучатель после получения уведомления станции должен представить в таможенный орган документы и сведения, необходимые для таможенного оформления и контроля.
В этом случае для проведения таможенного оформления перевозочные документы выдаются работниками станции грузополучателю под расписку, в которой фиксируется дата и время получения документов и обязательство грузополучателя представить перевозочные документы в структурное подразделение таможенного органа, а затем вернуть в товарную контору.
При возврате грузополучателем перевозочных документов после таможенного оформления работник товарной конторы должен:
- проверить наличие штампа таможенного органа "Выпуск разрешен" с подписью сотрудника таможенного органа, заверенной личной номерной печатью в соответствующей графе международной железнодорожной накладной;
- сверить проставленные в накладных печати и штампы таможенного органа с образцами, ранее представленными в товарную контору таможенным органом, в зоне деятельности которого находится железнодорожная станция. При наличии расхождений уведомить таможенный орган и грузы не выдавать.
3.15. Выдача грузов из складов временного хранения или распоряжение ими после подачи на подъездные пути до окончания таможенного оформления (до проставления штампа таможенного органа "Выпуск разрешен" на перевозочных документах) запрещается.
3.16. Издержки железной дороги, связанные с простоем перевозочных средств и хранением грузов в установленные сроки до принятии решения таможенным органом о выпуске груза, возмещаются за счет грузовладельца.
4. Порядок таможенного оформления при вывозе
грузов за пределы Республики Казахстан
4.1. Вывоз грузов за пределы Республики Казахстан разрешается после завершения их таможенного оформления.
4.2. До сдачи грузов к перевозке по железной дороге грузоотправитель должен заблаговременно до дня планируемой погрузки груза представить в таможенный орган следующие документы:
- перевозочные документы в качестве уведомления о намерении вывезти груз за границу, выполненные им согласно Правилам перевозок (без указания номеров железнодорожной накладной и вагонов), с приложением дополнительного экземпляра накладной или дорожной ведомости для целей таможенного контроля;
- контракт, в котором соответствующим образом определено право собственности или право распоряжаться этим товаром или имуществом;
- основание для пропуска в случае, если товар подлежит лицензированию;
- разрешения иных государственных органов в случаях, если подлежит контролю этих органов;
- иные документы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
4.3. Должностное лицо таможенного органа:
- регистрирует перевозочные документы (уведомление) в порядке, определяемом таможенным органом;
- проверяет представленные документы;
- принимает решение о возможности выпуска груза;
- при положительном решении проставляет штамп "Погрузка разрешена" Приложение N 1 штамп N 3 на первом экземпляре накладной и дополнительном экземпляре накладной или дорожной ведомости непосредственно под наименованием груза или делает аналогичную запись от руки и заверяет указанные записи личной номерной печатью;
- делает на дополнительном экземпляре накладной или дорожной ведомости в левом верхнем углу отметку "Экземпляр для таможни";
- назначает время окончательного таможенного оформления. Местом нахождения груза во время таможенного оформления может быть склад временного хранения или подъездной путь предприятия.
Должностное лицо таможенного органа может отказать в погрузке груза при наличии для этого оснований, предусмотренных Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона,"О таможенном деле в Республике Казахстан", нормативными актами Таможенного комитета Республики Казахстан.
4.4. На основании штампа "Погрузка разрешена" работники железной дороги в установленном порядке визируют накладные, и выделяют перевозочные средства для погрузки груза. (Мелкие отправки, под погрузку которых не требуется отдельного вагона, проставляются для перевозки только при наличии разрешения таможенного органа).
4.5. После погрузки груза в перевозочное средство грузоотправитель представляет в таможенный орган грузовую таможенную декларацию, перевозочные документы и все иные документы, необходимые для таможенного оформления и контроля.
4.6. Должностные лица таможенного органа в установленные сроки производят таможенное оформление груза и принимают решение о выпуске за границу. Решение таможенного органа удостоверяется штампом "Выпуск разрешен" в графе "Отметки таможни" международной железнодорожной накладной и дополнительном экземпляре дорожной ведомости, предназначенной для дороги отправления, а в документах внутреннего сообщения - в четвертой графе железнодорожной накладной. В правом верхнем углу лицевой стороны этих же документов указывается номер грузовой таможенной декларации. Указанные штампы и записи заверяются личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.
В случае направления грузов до пунктов пропуска на границе под таможенным контролем (после завершения определенных таможенных режимов) таможенным органом оформляется доставка товаров под таможенным контролем в соответствии с пунктом 3.7. настоящей Временной технологии.
4.7. Перевозочные документы со штампами таможенных органов, четвертый лист грузовой таможенной декларации, а в случае необходимости внутренний транзитный документ передается на железнодорожную станцию для приема груза к перевозке согласно Правилам перевозок грузов.
Сведения в таможенный орган о номере отправки передаются декларантом не позднее следующего рабочего дня после принятия груза к перевозке железной дорогой.
Дополнительный экземпляр перевозочного документа для таможни и первый лист грузовой таможенной декларации остаются в делах таможенного органа.
4.8. Отправление грузов со станции без разрешающих штампов таможенного органа на перевозочных документах, а в случае принятия решения таможенным органом о таможенном оформлении в пунктах пропуска на границе без отметки, указанной во втором абзаце настоящего пункта, запрещается.
Решение таможенного органа о таможенном оформлении грузов в пункте пропуска на границе указывается в графе "Отметки таможни" международной железнодорожной накладной "Таможенное оформление производится в ...таможне" и заверяется личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.
Принятые к перевозке за пределы таможенной территории Республики Казахстан грузы и документы на них подлежат доставке в пункт пропуска на границе.
Оставление в Республике Казахстан грузов, оформленных таможенным органом для вывоза за ее пределы, разрешается только по решению таможенного органа, в зоне деятельности которого находятся грузы, с уведомлением таможенного органа, оформившего груз для вывоза за пределы Республики Казахстан. До получения такого разрешения грузы должны храниться на складах временного хранения.
4.9. После прибытия груза на пограничную станцию работники этой станции обязаны передать таможенному органу четвертый лист грузовой таможенном декларации, два экземпляра передаточной ведомости, а также перевозочные и товаросопроводительные документы на вывозимый груз.
4.10. Должностное лицо таможенного органа в правом верхнем углу обоих экземпляров передаточной ведомости (натурного листа) проставляет штамп, образец которого приведен в Приложении 1 (штамп N 5).
4.11. Должностные лица таможенного органа после проверки таможенных и перевозочных документов принимают окончательное решение о пропуске груза через границу. После принятия такого решения на обоих экземплярах передаточной ведомости проставляется штамп "Выпуск разрешен", который заверяется личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.
4.12. Таможенное оформление и контроль грузов пограничным таможенным органом (за исключением случаев полного оформления) производится в сроки, установленные технологическим процессом работы пограничной передаточной станции и согласованные с таможенным органом в части таможенного оформления.
4.13. В случае поступления на пограничную станцию грузов, принятых в нарушение настоящей Временной технологии или грузов, в отношении которых необходимо дополнительное разбирательство, должностным лицом пограничного таможенного органа проставляется штамп "Выпуск запрещен" на перевозочных документах и указывается основание принятия такого решения. Указанные отметки заверяются личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, а документы возвращаются работникам станции. В этом случае работники станции составляют акт общей формы (ГУ-23).
Срок доставки такого груза по назначению удлиняется на время, необходимое для окончания таможенного оформления и принятия решения о выпуске груза. В таком случае издержки железной дороги за простой транспортных средств, а также за пользование складами временного хранения возмещаются с грузоотправителя.
Проверка документов, сведений и дополнительной информации при задержании груза должна быть завершена в возможно короткие сроки, но не позднее десяти дней с даты задержания.
Запрос во внутренний таможенный орган направляется немедленно после выявления дополнительных сведений и информации, подлежащих проверке.
Внутренние таможенные органы обязаны направлять в пограничный таможенный орган всю необходимую информацию для проверки не позднее трех дней после получения запроса.
4.14. Для оперативного обмена информацией железные дороги предоставляют право таможенным органам пользоваться ведомственной телеграфной и телефонной связью. В этом случае телеграммы должны подписываться начальником станции и руководителем таможенного органа.
4.15. После принятия решения о выпуске груза за границу перевозочные и товаросопроводительные документы возвращаются работникам пограничной станции.
В делах таможенного органа остаются копия передаточной ведомости и четвертый лист грузовой таможенной декларации (далее ГТД), прибывший вместе с грузом.
Допускается таможенное оформление экспортных грузов без четвертого листа ГТД при наличии отметок в грузовых документах, проставленных таможенном органом отправления в соответствии с Положением о порядке внутреннего таможенного транзита, утвержденного Приказом Таможенного комитета Республики Казахстан от 19.09.95 г. N 112-п. При этом в журналах и сводках о фактическом вывозе товаров из Республики Казахстан, оформляемых пограничными таможенными органами, после указания номера ГТД делается отметка "отсутствует".
5. Порядок таможенного оформления транзитных грузов
5.1. Таможенное оформление транзитных грузов начинается после уведомления пограничной станцией соответствующего таможенного органа о ввозе таких грузов на территорию Республики Казахстан. Таможенное оформление транзитных грузов производится в порядке, установленном для ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан грузов (Раздел 3 настоящей Временной технологии).
5.2. Перевозка транзитных грузов осуществляется из пограничного пункта ввоза до пограничного пункта вывоза под таможенным контролем.
5.3. Транзитные грузы подлежат декларированию в таможенном органе ввоза на территорию Республики Казахстан.
Декларирование может осуществляться железной дорогой, экспедитором груза или таможенным брокером. За таможенное оформление транзитных грузов взимаются сборы в размере 0,2% от таможенной стоимости. <*>
Сноска. Подпункт 5.3 - с изменениями и дополнениями, внесенными совместным приказом Таможкома от 4.02.1998 г. N 34-П и Минтранспорта от 4.02.98г. N 24. V980091_
5.4. Транзитные грузы, таможенное оформление которых не может быть завершено, а также в случае нарушений Правил перевозок грузов, при которых невозможно их дальнейшее следование по территории Республики Казахстан, подлежат возврату заграницу в срок, предусмотренный технологическим процессом работы пограничной передаточной станции.
5.5. Должностное лицо таможенного органа после принятия решения о возможности перевозки транзитного груза, проставляет направляющий штамп на всех экземплярах транзитной декларации. На накладной и дополнительном экземпляре дорожной ведомости, изымаемой на выходной пограничной станции, проставляется штамп N 4 в соответствии с Приложением 1.
Контроль за перевозкой транзитных грузов производится в порядке, установленном нормативными актами Таможенного комитета Республики Казахстан.
5.6. Транзитный груз может быть досмотрен таможенными органами в любом пункте в пути следования, если имеются достаточные основания полагать, что перевозимый груз запрещен к транзиту или к ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан.
Досмотр таких грузов производится с разрешения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, в присутствии работника станции. В случае снятия при досмотре транзитного груза пломб отправителя (железной дороги) таможенным органом составляется акт досмотра, а железной дорогой акт вскрытия вагона (контейнера). Наложение новых пломб производится сотрудниками таможенных органов в присутствии работника железной дороги. К пломбам отправителя или станции отправления приравниваются исправные пломбы таможенных органов и пломбы железных дорог, наложенные при проведении таможенного контроля.
Порядок досмотра грузов и составления акта вскрытия указаны в разделе 3.2. настоящей Временной технологии.
5.7. При транзите казахстанских грузов по территории иностранных государств контроль за доставкой груза на территорию Республики Казахстан осуществляется в порядке, определяемом Таможенным комитетом Республики Казахстан.
5.8. В случаях, если груз, перевозимый транзитом через территорию иностранного государства выбыл из владения вследствие неправомерных по законодательству Республики Казахстан действий органов или должностных лиц иностранного государства, железная дорога обязана представить в таможенный орган документ, подтверждающий факт передачи груза на железные дороги иностранного государства, который послужит основанием освобождения его от ответственности за уплату таможенных платежей и налогов.
6. Порядок таможенного
оформления при переадресовке грузов
6.1. Любое изменение станции назначения или выпуска таможенного груза (переадресовка) производится железной дорогой в порядке, установленном Правилами перевозок грузов и другими нормативными правовыми актами и международными соглашениями, при наличии письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого находится груз, требующий переадресовки.
6.2. Железная дорога принимает заявление от грузовладельца на переадресовку груза в соответствии с установленными нормативно-правовыми актами и международными соглашениями.
6.3. Решение на переадресовку оформляется приказом соответствующего должностного лица железной дороги, в котором указывается, что переадресовка возможна при наличии разрешения таможни. Приказ о переадресовке передается на станцию, на которой находится груз, в установленном порядке. Работники станции на основании приказа железной дороги о переадресовке груза производят переоформление прибывших с грузом документов и информирует таможенный орган, в регионе деятельности которого находится станция, о необходимости переоформления грузов в таможенном отношении.
В случае, если груз оформлен и выпущен в свободное обращение таможенным органом на станции переадресовки, дополнительных разрешений от таможенных органов на переадресовку не требуется.
6.4. Для оформления переадресовки грузовладелец обязан представить в таможенный орган, указанный в пункте 6.1., заявление о переадресовке груза на новую станцию назначения.
Переадресовка разрешается таможенным органом при соблюдении следующих условий:
- наличия таможенного органа в новом месте назначения;
- обеспечения уплаты таможенных платежей в форме гарантии банка или денежного депозита - осуществления перевозки грузов под таможенным контролем.
6.5. Должностные лица таможенного органа при переоформлении груза производят следующие операции:
- информируют таможенный орган отправления или назначения о представлении груза и его переадресовке в другой таможенный орган;
- аннулируют направляющий штамп таможенного органа отправления (или пограничного таможенного органа) в ВТД и проставляют новый штамп;
- контролируют доставку груза до нового таможенного органа назначения под таможенным контролем.
6.6. Переадресовка отдельных вагонов из маршрута или группы, следующих по одной накладной, не допускается.
6.7. Если возникли препятствия к дальнейшей перевозке (передача грузов на сопредельные железные дороги, в порты), производится снятие грузов с экспорта по специальному разрешению таможенного органа, в регионе деятельности которого находится груз, путем аннулирования этим таможенным органом таможенных штампов и отметок, разрешающих вывоз груза за пределы Казахстана, которые заверяются подписью и личной печатью должностного лица таможенного органа. При этом таможенный орган, снявший груз с экспорта, извещает об этом таможню отправления.
6.8. Дополнительные расходы таможенных органов и железной дороги, возникшие вследствие обстоятельств, связанных с переадресовкой таможенных грузов, ложатся на грузовладельца.
6.9. Таможенные грузы, следующие между таможенными органами Республики Казахстан транзитом через территорию иностранных государств и принадлежащие казахстанским грузовладельцам, не могут переадресовываться на территории иностранного государства без разрешения таможенных органов Республики Казахстан.
6.10. Перевалка грузов с одного вида транспорта на другой осуществляется под контролем таможенного органа, в зоне деятельности которого осуществляется перевалка. Порядок перевалки и контроля определяются совместными технологиями таможенного органа и железной дороги. При перевалке грузов должностное лицо таможенного органа, осуществляющее контроль, вносит соответствующие изменения в ГТД и /или ВТД и заверяет их личной номерной печатью.
7. Порядок таможенного досмотра грузов,
наложение и снятие средств идентификации, акт вскрытия
7.1. Таможенные органы проводят выборочный таможенный досмотр перевозочных средств и грузов, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан. Таможенный досмотр производится путем вскрытия перевозочных средств и упаковки отдельных грузовых мест с целью идентификации товаров и обнаружения товаров, не заявленных в ГТД.
7.2. Решение о таможенном досмотре товаров принимается таможенным органом в порядке, определенном Таможенным Комитетом Республики Казахстан.
7.3. Железные дороги оказывают содействие таможенным органам в проведении таможенного досмотра.
7.4. Если у таможенного органа имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения таможенного законодательства, допускается производить повторный таможенный досмотр в любое время и вне зависимости от ранее имевшего место таможенного контроля.
Разрешение на проведение повторного таможенного досмотра принимается начальником таможенного органа либо его заместителями.
7.5. Грузы (за исключением перечня грузов, перевозка которых допускается без наложения пломб согласно Правилам перевозок грузов, а также на открытом подвижном составе) перевозятся под таможенным контролем за пломбами грузоотправителей, железных дорог или таможенного органа.
7.6. Пломбы, наложенные при перевозках грузов под таможенным контролем, могут сниматься только должностными лицами таможенных органов, а после таможенного оформления грузовладельцами или железной дорогой, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи грузов.
7.7. О наложенных пломбах таможенным органом делается отметка в перевозочных документах в направляющем штампе N 4 (Приложение N 1).
7.8. При снятии пломб и вскрытии перевозочных средств и упаковки отдельных грузовых мест для таможенного досмотра должностные лица таможенных органов в присутствии работников станции составляют акт таможенного досмотра (Акт таможенного досмотра составляют в произвольной форме).
Результаты досмотра, отраженные в акте таможенного досмотра, в обязательном порядке должны содержать:
- фактическое описание товаров;
- описание маркировки, нанесенной на товары или на их упаковку, определяющей страну происхождения этих товаров;
- количественные характеристики товаров (вес, количество мест, количество товаров в дополнительных единицах измерения и т.п.). В случае невозможности указания точных сведений - эти сведения указываются ориентировочно;
- иные сведения, установленные заданием на досмотр.
Таможенный досмотр производится специально назначенными должностными лицами таможенного органа на основании письменных заданий, даваемых начальниками отделов таможенного оформления и контроля либо уполномоченными ими должностными лицами таможенного органа.
Акт таможенного досмотра составляют в З-х экземплярах и распределяется следующим образом:
- первый экземпляр акта остается в делах таможенного органа, производившего таможенный досмотр;
- второй экземпляр передается в дела станции;
- третий экземпляр прикладывается к перевозочным документам и направляется на станцию назначения.
Наложение новых пломб на перевозочные средства производится таможенным органом. Информация о новых пломбах указывается в порядке, предусмотренном в пункте 7.7. настоящей Временной технологий.
7.9. Вскрытие на железнодорожных станциях вагонов, контейнеров, автомашин, тракторов и других самоходных машин с целью пограничного контроля и таможенного досмотра и гигиенических, фитопатологических и других проверок оформляется актами вскрытия.
Акт вскрытия составляется в 3-х экземплярах. Один экземпляр с пломбами, снятыми с вагона, контейнера и т.д. остается на станции, составившей акт, второй направляется в управление пограничной дороги, а третий экземпляр прилагается к накладной и следует вместе с грузом до станции назначения для выдачи получателю. Станция, составившая акт, должна кроме того внести в накладную в графу "Отметки железной дороги" отметку о составлении акта вскрытия. Отметка заверяется подписью работника и наложением календарного штемпеля станции.
Акт вскрытия вагона, контейнера и т.д. должен быть подписан работниками железнодорожной станции, на которой производилось вскрытие, представителями пограничных органов, таможенного органа или карантинных и других органов и заверен календарным штемпелем станции.
Сведения о снятых и вновь наложенных пломбах вписываются в соответствующие графы акта.
Исправные пломбы таможенных органов или железной дороги, наложенные в целях пограничного и таможенного контроля, а также других видов проверок приравниваются к пломбам отправителя или станции отправления.
7.10. Выдача груза получателю производится в установленном порядке с учетом содержания актов таможенного досмотра.
8. Контроль в случае аварии или действия
непреодолимой силы
8.1. Если при перевозке грузов под таможенным контролем из-за неисправности подвижного состава (аварии, действия непреодолимой силы, технических причин) невозможно больше использовать перевозочное средство, железная дорога перегружает груз и оформляет документы в соответствии с Правилами перевозок грузов. При этом к перевозочным документам прикладывается дополнительный экземпляр акта общей формы для таможенного органа назначения или пограничного таможенного органа при вывозе груза из Республики Казахстан для целей таможенного контроля.
8.2. В случае невозможности дальнейшей перевозки скоропортящихся грузов железная дорога принимает меры к недопущению порчи грузов и уведомляет об этом ближайший таможенный орган. Таможенный орган незамедлительно принимает меры для таможенного оформления указанных грузов в течение сроков хранения, установленных Правилами перевозок грузов.
8.3. В случае невозможности дальнейшей перевозки опасных грузов, в результате чего возникает реальная возможность нанесения вреда природной среде, жизни и здоровью людей железная дорога может самостоятельно распорядиться такими грузами с последующим уведомлением ближайшего таможенного органа.
Таможенное оформление указанных грузов производится на основании товаросопроводительных документов. Таможенные пошлины и налоги, подлежащие уплате при ввозе товаров, уплачиваются железной дорогой из сумм, получаемых от их реализации. При взимании таможенных пошлин и налогов выписывается досмотровая роспись формы ТС-14, Приложение 4.
9. Контроль в случае отцепки вагонов
и порядок возврата ошибочно засланных грузов
9.1. В случае отцепки в пути одного или нескольких вагонов, следующих по одной железнодорожной накладной (неисправность подвижного состава, превышение установленной весовой нормы и т.п.), станция обязана составить об этом акт общей формы (ГУ-23), а также, если груз отправляется по назначению - досылочную дорожную ведомость. Один экземпляр акта прикладывается к основным перевозочным документам, один к досылочным и один остается в делах станции. При составлении указанного акта, станция переносит в него все таможенные отметки, имеющиеся в железнодорожной накладной на основную отправку. Об отцепке вагона в основной накладной и дорожной ведомости делается отметка с указанием номера акта и досылочной дорожной ведомости.
На передаточных станциях с сопредельными странами при следовании вагонов по маршрутным отправкам за пределы Республики Казахстан ведется специальный учет вагонов, не прибывших по основному перевозочному документу, на основании отметок в накладной и дорожной ведомости, а также актов общей формы, составленных станциями отцепки, с обязательным указанием номера вагона, номера основной отправки, номера досылочной дорожной ведомости, номера акта общей формы и отметок таможенных органов, имеющихся в накладной. На основании этих данных, сверенных с данными акта общей формы, приложенных к досылке, выпуск грузов за пределы Республики Казахстан осуществляется по решению таможенных органов.
В случае отсутствия при досылочном документе акта общей формы, первоначально составленного станцией отцепки, или отсутствия в этом акте сведений об отметках таможенных органов, передаточная пограничная станция составляет на такую досылку свой акт общей формы, переносит в него имеющиеся выписки из ранее проследовавшего основного документа и предъявляет все документы таможенным органам для принятия решения о дальнейшей перевозке груза по назначению.
9.2. В случае обнаружения железной дорогой бездокументного груза и установления в ходе розыска железной дорогой его принадлежности иностранному получателю, железная дорога:
- информирует таможенный орган, в регионе которого находится груз, о принадлежности груза;
- представляет в таможенный орган розыскную переписку, подтверждающую принадлежность груза, копию коммерческого акта и письменное заявление станции об отправке груза.
На основании этих материалов таможенный орган принимает решение о направлении груза по назначению с проставлением всех необходимых отметок в досылочных ведомостях для пропуска через границу.
При отказе получателя в получении груза или отсутствии получателя груза, а также при неустановлении принадлежности бездокументного груза, находящегося под таможенным контролем, такой груз помещается на склад временного хранения сроком не более двух месяцев. Если по истечении этого срока груз не будет востребован или не заявлен к другому таможенному режиму, то таможенными органами заводится дело о нарушении таможенных правил в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О таможенном деле в Республике Казахстан" и передает материалы в судебный орган для вынесения решения с одновременным сообщением об этом железной дороге.
Расходы железной дороги, таможенных органов погашаются за счет средств, получаемых от реализации груза.
9.3. Возврат ошибочно засланных грузов производится по решению таможенного органа, принимаемому на основании письменного обращения станции. В письменном обращении станции обязательно должны быть указаны номера перевозочных средств и наименование груза.
10. Хранение грузов, являющихся
вещественными доказательствами
10.1. Грузы, задержанные в качестве вещественных доказательств, немедленно после заведения дел о контрабанде или нарушении таможенных правил подлежат выгрузке из перевозочных средств и помещению их на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы.
В случае отсутствия у таможенного органа склада временного хранения, такие товары могут храниться на складах временного хранения, учрежденных железной дорогой или в иных местах под таможенным контролем.
При этом расходы железной дороги, связанные с перевозкой вещественных доказательств, их погрузкой, хранением, простоем транспортных средств включаются в издержки по делу о нарушении таможенных правил и возмещаются таможенным органом железной дороге после получения этих сумм с лица, в отношении которого вынесено постановление о нарушении таможенных правил.
10.2. При изъятии вещественных доказательств должностное лицо таможенного органа представляет железной дороге постановление об изъятии (конфискации) груза и расписывается в дорожной ведомости об изъятии груза.
11. Ответственность
11.1. Железные дороги, другие лица, перемещающие товары и перевозочные средства через таможенную границу Республики Казахстан, несут ответственность за нарушения таможенных правил в соответствии о Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О таможенном деле в Республике Казахстан".
11.2. Должностные лица таможенных органов несут
ответственность, предусмотренную действующим законодательством за нарушения таможенных правил, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных Указом Президента, имеющего силу Закона "О таможенном деле в Республике Казахстан", а также иными актами законодательства Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Директор департамента Начальник управления организации железнодорожного транспорта таможенного контроля Министерства транспорта Таможенного комитета и коммуникаций Республики Казахстан Республики Казахстан Приложение N 1 1. Таможенный комитет Республики Казахстан *** ВЫПУСК РАЗРЕШЕН Инспектор_______________ "____"___________19___г. 2. Таможенный комитет Республики Казахстан *** ВЫПУСК ЗАПРЕЩЕН Инспектор ______________ "____"__________19___г. 3. Таможенный комитет Республики Казахстан *** ПОГРУЗКА РАЗРЕШЕНА Инспектор _____________ "____"__________19___г. 4. Таможенный комитет Республики Казахстан *** Товар под таможенным контролем в количестве ______________мест за пломбами____________________ на транспортном средстве ____________________подлежат грузовых местах доставке в __________________ до__________19___г. ВТД ________ Инспектор ______________________ "____"___________199____г. 5. Таможенный комитет Республики Казахстан *** Документы приняты таможенным органом в "____"ч. "____"м., Возвращены железнодорожной станции в"____"ч. "_____"м. Поезд предъявлен к досмотру "____"ч. "_____"м. Отправление поезда разрешено в "___"ч. "___"м. Инспектор __________________ Агент ж/д станции __________ "_____"___________199____г. 6. Герб Приложение 2 Форма ГУ-23 Акт общей формы* Станция ___________________________________________ж.д. Поезд N **___________на перегоне ______________________________ "____"______________19___г. Настоящий акт составлен в присутствии следующих лиц: ____________________________________________________________________ (фамилия, должность) ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Станция отправления ________________________ж.д. Станция назначения _________________________ж.д. Отправка N _____________от "____"_________________19____г. ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Вагон, контейнер N ___________________наименование груза ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Описание обстоятельств, вызвавших составление акта: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Подписи: _______________________________ _______________________________ _______________________________ *Примечание. По этой форме акты составляются в тех случаях, когда не требуется составлять коммерческий акт или акт другой специальной формы. **Примечание. Заполняется при составлении акта в поезде. ***Примечание. Акт подписывают лица, участвующие в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, но не менее чем два лица. Приложение 3 Форма ГУ-22 КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ N ________ К акту приложены: Составленный "____"______19___г. 1. Пломбы: !-----------------------! а) железной дороги_________шт.; ! ! б) отправителя_____________шт.; С !-----------------------! в) таможни ________________шт.. (штемпель станции) 2. Копия акта _________________ 3. Акт о техническом состоянии вагона (контейнера) N _________ В дополнение к акту ст._________. 4. Розыскная переписка на _____ __________________________ж.д. _________________________ лист N __________от "____"______19__г 5. Вагонный лист ст.___________ (о чем) ________________________ 6. Пломбы и другие документы ________________________________ приложены к акту N _____ по ________________________________ отправке N _________________ На отправку ______скорости по накладной N _____от "___"______19__г. --------- баг.конт. Ст. отправления ________________________________________________ж.д. Ст. назначения _________________________________________________ж.д. Отправитель_________________________________________________________ Получатель _________________________________________________________ Раздел А. Сведения о вагоне, пломбах и отметках в накладной -------- контейнере Вагон N __________род_____________грузоподъемность_________т. прибыл ------- Контейнер _______________19____г. с поездом N _______в сопровождении___________ за пломбами в количестве ___________шт., наложенными: --------------------------------------------------------------------- ! Где наложены Оттиски на пломбах !--------------------------------- !с одной!с другой!на люке!на кон- !стороны!стороны !цистер-!тейнере !вагона !вагона !ны ! !--------------------------------- ! а ! б ! в ! г --------------------------------------------------------------------- Чьи !железной!Наименование станции! ! ! ! плом-!дорогой !и дороги ! ! ! ! бы ! !------------------------------------------------------ ! !Контрольные знаки ! ! ! ! !--------------------------------------------------------------- !отправи-!Наименование станции! ! ! ! !теля !и дороги* ! ! ! ! ! !------------------------------------------------------ ! !Наименование отпра- ! ! ! ! ! !вителя ! ! ! ! ! !------------------------------------------------------ ! !Контрольные знаки* ! ! ! ! --------------------------------------------------------------------- Кроме того, на специальном подвижном составе имелись пломбы (где, чьи, с какими оттисками) ______________________________________ _____________________________________________________________________ Имеют ли пломбы следы вскрытия или повреждения ______________________ Вагон (контейнер) в техническом отношении оказался __________________ о чем составлен акт о техническом состоянии N ________________от_____ В накладной имеются отметки отправителя о состоянии тары или груза __ Объявленная ценность _____________руб.________________коп. Груз погружен средствами _______________ Масса груза при погрузке определена __________________________________________________________ (кем и каким способом) ________________________ Примечание. При отсутствии на пломбах оттисков контрольных знаков, наименование станции и дороги в указанных графах проставляется слово "Нет". Приложение N 4 Таможенный комитет Республики Казахстан ______________________________ таможня ДОСМОТРОВАЯ РОСПИСЬ "____"_______19___г. Владелец ___________________________________________________________ Его адрес __________________________________________________________ -------------------------------------------------------------------- N !Наименование предметов!Единица!Количество!Статья !Тамож.пошлины !и их отличительные !измере-! !тарифов!-------------- !признаки !ния ! ! ! тенге !тиын -------------------------------------------------------------------- ---!----------------------!-------!----------!-------!-------!------ ---!----------------------!-------!----------!-------!-------!------ ---!----------------------!-------!----------!-------!-------!------ ---!----------------------!-------!----------!-------!-------!------ ---!----------------------!-------!----------!-------!-------!------ ---!----------------------!-------!----------!-------!-------!------ ---!----------------------!-------!----------!-------!-------!------ ---!----------------------!-------!----------!-------!-------!------ ---!----------------------!-------!----------!-------!-------!------ ---!----------------------!-------!----------!-------!-------!------ ---!----------------------!-------!----------!-------!-------!------ ---!----------------------!-------!----------!-------!-------!------ ИТОГО !-------!----------!-------!-------!------ Досмотровую роспись составил сотрудник таможни ________________ подпись Досмотровую роспись получил ___________________________________ подпись