О Положении "О консервации банков в Республики Казахстан"

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 февраля 1996 г. N 48

Действующий
      Во исполнение постановления Президента Республики Казахстан "О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, U952445_ "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" от 31 августа 1995 года N 2445 Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемое Положение "О консервации банков в Республике Казахстан", с учетом высказанных замечаний и предложений, и ввести его в действие с 1 апреля 1996 года.
      2. Департаменту банковского надзора (Джаугаштина Б. К.) довести настоящее решение до сведения областных (Главного Алматинского территориального) управлений Национального Банка Республики Казахстан, обязав их довести Положение о консервации банков в Республике Казахстан до сведения банков второго уровня.
      3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на департамент банковского надзора (Джаугаштина Б.К.).

      Председатель Нацбанка
                                      Утверждено

Правлением Национального Банка Республики Казахстан от 29 февраля 1996 года N 48


                              ПОЛОЖЕНИЕ
             "О консервации банков в Республике Казахстан"

                          Введено в действие с 1 апреля 1996 года

                          I. Общие положения

      1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу Законов, U952155_ "О Национальном Банке Республики Казахстан", "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", определяет условия, основания и порядок проведения консервации банков второго уровня (далее "банки") - принудительного осуществления по решению Национального Банка Республики Казахстан комплекса административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий и процедур в отношении банков (за исключением государственных и межгосударственных банков) в целях оздоровления их финансового положения и улучшения качества работы.
      2. Установление режима консервации является санкцией Национального Банка Республики Казахстан (далее Нацбанк), применяемой в отношении банка и предполагает назначение им на срок до 1 года временной администрации по управлению банком или временного управляющего.
      3. Временная администрация по управлению банком (временный управляющий) в период проведения консервации, кроме настоящего Положения, руководствуется другими нормативными актами Нацбанка и действующим законодательством.
      4. Задачей временной администрации (временного управляющего) по управлению банком является сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов и депозиторов, а также - акционеров и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение имевшихся нарушений и осуществление других мер по оздоровлению финансового положения и улучшения качества работы банка.

          II. Основания, условия и порядок консервации банка

      5. Консервация банка может производится лишь в случаях, когда испытывающий трудности банк представляет достаточную значимость для банковской системы и экономики государства, при наличии реальной возможности восстановления достаточного уровня собственного капитала и возвращения банка к нормальной деятельности.
      6. Банк может быть подвергнут консервации по решению Нацбанка по любому из следующих оснований:
      а) падение коэффициента достаточности собственных средств банка (отношение собственного капитала к сумме всех активов) до уровня 0,02 и ниже, отмечаемое в течение трех последовательных месяцев подряд;
      б) в случаях, предусмотренных статьями 48 и 49 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".
      7. Обязательным условием для возможности применения режима консервации является наличие минимального размера уставного фонда.
      8. С даты принятия решения о консервации банка и на ее срок:
      а) приостанавливаются права акционеров банка по управлению им;
      б) полномочия органов банка и его руководящих работников приостанавливаются;
      в) все полномочия по управлению банком переходят к временной администрации (временному управляющему);
      г) все сделки, совершенные от имени и за счет банка без ведома и письменного согласия временной администрации (временного управляющего банком), признаются недействительными.
      9. Департамент банковского надзора Нацбанка, при наличии необходимых оснований и условий, составляет заключение с учетом следующих критериев при оценке значимости банка:
      а) сумма привлеченных депозитов небанковских учреждений и населения - не менее 1% суммы привлеченных депозитов небанковских учреждений и населения всех банков второго уровня;
      б) сумма выданных кредитов небанковским учреждениям и населению - не менее 1% суммы выданных кредитов всех банков второго уровня;
      в) сумма остатков по счетам лоро - не менее 1% суммы остатков по счетам лоро всех банков второго уровня;
      При этом свидетельством значимости банка является соблюдение хотя бы одного из вышеуказанных критериев.
      10. На основании данного заключения Департамент банковского надзора готовит представление и выносит вопрос о консервации банка на рассмотрение Правления Нацбанка.
      В представлении должны быть изложены:
      а) основания для осуществления консервации;
      б) план финансового оздоровления банка с указанием источников увеличения собственного капитала банка до адекватного уровня;
      в) обоснование необходимости проведения консервации согласно пунктам 5-7 и 9 настоящего Положения.
      11. Решение о проведении консервации банка принимается Правлением Нацбанка по представлению Департамента банковского надзора, оформляется в форме Постановления Правления и должно содержать следующее:
      а) наименование банка и его адрес;
      б) обоснование решения о консервации банка;
      в) начало действия и срок консервации;
      г) перечень налагаемых на банк ограничений деятельности;
      д) персональный состав временной администрации (с указанием ее руководителя) или фамилию, имя и отчество временного управляющего;
      е) предписание руководящим работникам банка, находящегося в режиме консервации, о подготовке отчета о своей работе, декларации о доходах, сведений о наличии и размерах собственности и представлении данных документов временной администрации (временному управляющему банком);
      ж) рекомендации временной администрации (временному управляющему).
      12. Одновременно, с принятием решения об установлении режима консервации. Правление Нацбанка рассматривает возможные варианты (план) основных мероприятий и дает рекомендации по их проведению.
      13. Решение об установлении режима консервации и назначении временной администрации (временного управляющего) банка доводится до сведения органов банка и его акционеров.
      Постановление Правления Нацбанка о проведения консервации банка публикуется Нацбанком не менее чем в 2-х республиканских газетах за счет средств банка.
      14. Консервация банка осуществляется за счет средств самого банка.
      15. Решение Правления Нацбанка о проведении консервации банка (в виде надлежаще заверенных его копий) вручается руководству банка под расписку за исключением случаев, когда такое вручение невозможно. Для его вручения соответствующие должностные лица банка приглашаются в Нацбанк или областное (территориальные) управление Нацбанка по месту нахождения банка.
      При необходимости вышеуказанное решение может быть вручено руководителям банка непосредственно в самом банке уполномоченными должностными лицами Нацбанка или его областного (территориального) управления.
      При этом руководство банка обязано передать руководителю временной администрации (временному управляющему) по акту приема-передачи: печати, штампы, бланки, ценности, ключи от помещений, сейфов, а также - другое имущество и документы банка. Кроме того, в число первоочередных мероприятий включаются:
      а) определение остатков на счетах (в том числе фактических денежных средств в кассах банка);
      б) проведение анализа финансового положения банка по следующим основным направлениям:
      - адекватность капитала;
      - анализ активов (ликвидность, ссудный портфель);
      - анализ доходов и расходов по видам деятельности;
      в) проведение инвентаризации основных средств и статей баланса;
      г) принятие мер по взысканию просроченной ссудной задолженности, подготовка материалов в суд;
      д) определение оптимальной структуры управления и числа работников банка;
      е) представление руководству Нацбанка информации о фактическом финансовом состоянии банка, компетентности руководства и предложений по возможному финансовому оздоровлению и улучшению качества работы банка.
      16. Ходатайство банка о проведении консервации рассматривается Нацбанком в общеустановленном порядке и не является самостоятельным основанием для принятия решения о консервации.
      К ходатайству должны быть приложены:
      а) решение высшего органа банка о ходатайствовании перед Нацбанком о проведении консервации;
      б) обоснование необходимости назначения консервации, составленное с учетом пунктов 5-7 и 9 настоящего Положения;
      в) подробный план финансового оздоровления банка с указанием реальных источников капитализации банка, утвержденный общим собранием акционеров;
      г) документы, подтверждающие намерение акционеров банка или сторонних инвесторов сделать взнос в капитал банка;
      д) баланс на последнюю отчетную дату.

        III. Особый режим работы, определяемый банку на период
                  проведения консервации. Полномочия
                       временной администрации

      17. В течение срока консервации банка контроль за деятельностью временной администрации (временного управляющего банком) осуществляет Нацбанк, который вправе:
      а) давать рекомендации временной администрации (временному управляющему банком) об основных направлениях мероприятий в период консервации банка (предлагать план основных мероприятий);
      б) давать обязательные к исполнению временной администрацией (временным управляющим банком) письменные указания;
      в) требовать представления временной администрацией (временным управляющим банком) любой информации о ее (его) деятельности и деятельности банка;
      г) заслушивать отчет временной администрации (временного управляющего банком) о проделанной работе;
      д) продлить срок консервации;
      е) принять решение о завершении консервации банка.
      18. С началом действия консервации и на ее срок временная администрация (временный управляющий банком) вправе:
      а) самостоятельно принимать решения по всем вопросам деятельности банка, включая утверждение плана консервации;
      б) при необходимости полностью или частично приостановить, на период консервации, обязательства банка по принятым депозитам;
      в) при необходимости аннулировать заключенные банком договоры, предусматривающие вложение средств банка, либо вносить в них, в одностороннем порядке, изменения и дополнения, включая изменения ставок, тарифов и сроков действия;
      г) подписывать любые договоры и документы от имени банка;
      д) предъявлять исковые требования от имени и в интересах банка;
      е) издавать приказы, включая приказы об увольнении, понижении в должности или временном отстранении от должности, распределении обязанностей между работниками банка.
      Временная администрация (временный управляющий банком) выполняет иные функции, возложенные на органы банка, полномочия которых, на время деятельности временной администрации, приостанавливаются.
      19. Временная администрация является коллегиальным органом, возглавляется руководителем, который действует от имени банка, находящегося в режиме консервации.
      Решения временной администрацией принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов голос ее руководителя является решающим.
      20. Руководитель Временной администрации:
      - руководит банком, имеет права и исполняет обязанности, предоставленные законодательными актами Республики Казахстан руководителю хозяйственного товарищества (юридического лица);
      - назначает на руководящие должности сотрудников банка (в том числе его филиалов), принимает на работу и увольняет работников в соответствии с законодательством о труде;
      - исполняет решения Временной администрации по распоряжению имуществом банка в пределах, необходимых для выполнения задач консервации;
      - вправе вносить предложения по уточнению утвержденного плана консервации банка и организует его выполнение;
      - при необходимости организует комплексную проверку деятельности банка и сверку финансовой отчетности с действительным положением дел в банке силами временной администрации, с привлечением внешнего аудита, либо соответствующих подразделений Нацбанка;
      - выполняет другие функции, предусмотренные банковским законодательством.
      21. В Нацбанк (его соответствующие областные управления) и в банки-корреспонденты представляется новая карточка с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи документов, для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке (при этом, представленная до назначения временной администрации (временного управляющего) карточка, аннулируется).
      22. Временная администрация (временный управляющий) банка должна в установленный Нацбанком срок провести необходимые мероприятия в соответствии с планом консервации и предоставить в Нацбанк отчет о проделанной работе.
      23. Временная администрация (временный управляющий банком) назначается Нацбанком из числа его работников, либо лиц, не являющихся его работниками, соответствующих минимальным требованиям, установленным статьей 20 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан". Руководителем временной администрации не может быть лицо, имеющее отношения с данным банком в качестве акционера, служащего или депозитора данного банка.
      24. Права и обязанности, а также условия оплаты труда руководителя и членов временной администрации (временного управляющего банком), устанавливаются отдельным договором, заключаемым между Нацбанком и временной администрацией (временным управляющим) банка. Вопрос об условиях и порядке оплаты труда работников Нацбанка, включаемых в состав временной администрации (назначенного временного управляющего), в каждом конкретном случае решается Правлением Нацбанка. При необходимости, в договор могут быть включены и другие условия, не противоречащие нормам действующего законодательства (Приложение N 1).
      25. Расходы на содержание временной администрации, включая оплату труда, транспортные и другие расходы, относятся на управленческие расходы соответствующего банка и осуществляются за его счет.
      26. Нацбанк вправе в любой момент заменить членов временной администрации (временного управляющего банком).

              IV. Процедура управления имуществом банка

      27. Все имущество банка, находящегося в режиме консервации, включенное или не включенное в баланс, должно быть проинвентаризировано. Имущество, не включенное в баланс, должно быть указано в инвентаризационной ведомости и впоследствии, подлежит включению в баланс.
      28. Временная администрация (временный управляющий), с помощью специалистов (в необходимых случаях при их участии), должна составить перечень имущества банка, определить их ценность в соответствии с "Правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Казахстан" N 194 от 16.12.94 г. (с изменениями и дополнениями).
      29. Продажа имущества банка, находящегося в режиме консервации, производится в порядке и на условиях, определяемых временной администраций (временным управляющим), в том числе - путем рассмотрения конкурентных предложений.
      30. При продаже имущества по конкурентным предложениям временная администрация (временный управляющий) должна опубликовать объявление не менее, чем в двух республиканских газетах. Объявление должно содержать перечень продаваемого имущества, а также - фамилию, имя, отчество представителя временной администрации (временного управляющего) с указанием адреса, номеров телефона и факса, по которым могут быть представлены предложения, а также - дату, до которой эти предложения принимаются. Указанная дата может быть перенесена на более поздний срок, если это необходимо для надлежащего проведения распродажи имущества.
      Временная администрация (временный управляющий) должна принять решение об удовлетворении предложений и известить победившего покупателя в письменном виде.
      31. Продажа имущества производится так, чтобы:
      - получить максимальную чистую цену имущества;
      - минимизировать потери, полученные от продажи;
      - поддерживать нормальную конкуренцию покупателей.

                      V. Прекращение консервации

      32. Консервация банка прекращается по следующим основаниям:
      а) истечение установленного решением Национального Банка срока консервации;
      б) принятие Нацбанком решения о досрочном завершении консервации, в том числе - в случае выявления недостоверности сведений, подтверждавших возможность оздоровления банка.
      33. Прекращение консервации банка (в том числе и досрочное) в связи с оздоровлением его финансового положения и улучшением качества работы, влечет за собой отмену всех ограничений в отношении данного банка, установленных Нацбанком или временной администрацией (временным управляющим банком). При этом изменения и дополнения, внесенные в течение срока консервации в учредительные документы, органы управления и состав работников банка, остаются в силе.
      34. В случае, если консервация банка не привела к оздоровлению его финансового положения и улучшению качества работы, Нацбанк вправе осуществить принудительную ликвидацию банка, которая производится в установленном законом порядке.

                     VI. Заключительные положения

      35. В период нахождения в режиме консервации банком представляется отчетность в порядке и в сроки, установленные для банков второго уровня.
      36. Решение Нацбанка о проведении консервации может быть обжаловано акционерами банка в десятидневный срок в судебном порядке. Обжалование указанного решения не приостанавливает консервации банка.
      37. За ущерб, причиненный банку, руководитель и члены временной администрации (временный управляющий) несут ответственность, установленную действующим законодательством. При этом недопустимо возложение на руководителя и членов временной администрации (временного управляющего) ответственности за ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска.
      38. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат разрешению в соответствии с нормами действующего законодательства Республики Казахстан.

      Председатель