Особый порядок формирования состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой и реализуемой хозяйствующими субъектами-естественными монополистами, и прибыли для расчета цен и тарифов
Утвержден Председателем Государственного комитета Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике от 6 июля 1996 года
Действующий1.1. Целью разработки настоящего Особого порядка является сдерживание роста цен на продукцию и услуги предприятий-естественных монополистов, не имеющих конкурентной среды, путем регулирования затрат, включаемых в себестоимость.
1.2. Настоящий Особый порядок разработан в соответствии с:
статьей 14 Закона Казахской ССР "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности", предусматривающей, что при невозможности или нецелесообразности разукрупнения (разделения) хозяйствующего субъекта, являющегося монополистом или занимающего на рынке доминирующее положение, к нему принимаются иные меры антимонопольного воздействия (установление фиксированных цен, повышенное налогообложение и т.д.);
постановлениями Правительства Республики Казахстан:
P941171_ "О регулировании цен на продукцию хозяйствующих субъектовестественных монополистов" от 19 октября 1994 г. N 1171, которым разрешено Государственному комитету Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике принимать решения о регулировании монопольно высокой прибыли хозяйствующих субъектов-монополистов в зависимости от изменения себестоимости, объемов производства и уровня инфляции;
P960587_ "О демонополизации жилищно-коммунального хозяйства и упорядочении расчетов за жилищно-коммунальные услуги" от 13 мая 1996 г. N 587, в котором предусматривается введение регулирования затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой и реализуемой хозяйствующими субъектами-естественными монополистами в коммунальной сфере.
1.3. Особый порядок применяется при формировании цен и тарифов на продукцию и услуги хозяйствующих субъектов-естественных монополистов, независимо от форм собственности, которые включены в Государственный регистр субъектов-естественных монополий Республики Казахстан.
1.4. К сфере естественной монополии относятся предприятия по транспортировке нефти и газа по трубопроводам, газоперерабатывающие предприятия, предприятия угольной промышленности, железнодорожного транспорта, связи, электроэнергетики, водохозяйственной системы, а также предприятия коммунальной сферы: по водоснабжению и канализации, обеспечению потребителей природным и сжиженным газом, тепловой и электрической энергией, услугами связи.
1.5. Утверждение цен на продукцию (услуги, работы) хозяйствующих субъектов-естественных монополистов осуществляется в соответствии с порядком и в сроки, установленными V960219_ Инструкцией о порядке представления, рассмотрения и утверждения проектов цен и тарифов на продукцию и услуги хозяйствующих субъектов-естественных монополистов, утвержденной постановлением Государственного комитета Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике от 7 июня 1996 г. N 4/75.
1.6. Особый порядок применяется к хозяйствующим субъектам-естественным монополистам с 1 октября 1996 года, кроме предприятий-естественных монополистов, относящихся к коммунальной сфере: по водоснабжению и канализации, обеспечению потребителей природным и сжиженным газом, тепловой и электрической энергией, услугами связи, на которых настоящий Особый порядок распространяется с 1 июля 1996 года.
II. Ограничения по составу затрат,
включаемых в себестоимость, при
определении цен и тарифов на
продукцию и услуги хозяйствующих
субъектов-естественных монополистов
2.1. Основой формирования цен на продукцию и услуги хозяйствующих субъектов-естественных монополистов является ее себестоимость, определяемая в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов предприятия, утвержденным Минэкономики, Минфином и Госкомстатом Республики Казахстан 30 июля 1992 года N 01-3/5704-8, N 11-2/2139, N 01-3-20/46 (с изменениями и дополнениями от 27 июля 1994 г.), а также отраслевыми положениями о составе затрат, согласованными с Антимонопольным комитетом, Минфином, Минэкономики и Госкомстатом Республики Казахстан.
2.2. Для предприятий, относящихся к сфере естественной монополии, вводится следующий порядок регулирования по отдельным статьям затрат, включаемым в себестоимость, при формировании цен и тарифов.
2.3. Материальные затраты определяются исходя из действующих норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии на выпуск единицы продукции (услуг), утвержденных или прошедших экспертную оценку в компетентном органе *) и фактических цен по которым приобретены эти виды ресурсов (включая транспортно-заготовительные расходы), но не выше рыночных цен.
*) Компетентный орган - это соответствующие отраслевые министерства, государственные комитеты, ведомства.
При формировании цен антимонопольные органы должны проверить наличие утвержденных норм и правильность их применения.
В случае отсутствия норм, хозяйствующие субъекты-естественные монополисты в месячный срок обязаны обеспечить их разработку и утверждение (согласование) компетентным органом.
2.4. Расходы на оплату труда, включаемые в себестоимость продукции (услуг), исчисляются исходя из фактического фонда оплаты труда за предыдущий квартал или за соответствующий период предыдущего года, скорректированный на фактический индекс инфляции за этот период, опубликованный органами Госкомстата, с коэффициентом 0,8. При этом, при расчете фонда оплаты труда принимается фактическая численность, но не превышающая нормативной, согласованной с Министерством труда республики.
В соответствии с Указом Президента, имеющим силу Закона, U952335_ "О государственном предприятии" для государственных предприятий размер фонда оплаты труда (фонда потребления) предприятия, а также размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей, главного (старшего) бухгалтера, система их премирования и иного вознаграждения устанавливаются уполномоченным органом.
Размер должностных окладов работников управленческого персонала определяется исходя из Единой тарифной сетки, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 января 1996 г. N 31 P960031_ "Об оплате труда работников отраслей экономики Республики Казахстан".
Размеры коэффициентов, применяемых хозяйствующими субъектами-естественными монополистами, к Единой тарифной сетке рассматриваются антимонопольными органами по труду.
2.5. Прочие расходы. При формировании цен не учитываются в составе затрат:
представительские расходы, расходы по проведению официального приема представителей других предприятий, включая иностранных, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате, посещение культурно-зрелищных мероприятий, а также буфетное и прочее обслуживание во время деловых переговоров;
расходы по содержанию столовых, обслуживающих трудовые коллективы (включая амортизационные отчисления, затраты на проведение всех видов ремонта помещения, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также топливо для приготовления пищи);
оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;
затраты по организации выставок и смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации;
расходы по охране здоровья и организации отдыха, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе;
расходы по аренде брокерских, диллерских мест;
расходы по содержанию дорогостоящей связи (сотовые телефоны и т.п.);
расходы по подписке на периодическую и научно-техническую литературу;
расходы на рекламу, включая участие в ярмарках, выставках и др.
2.6. Отчисления на создание фондов резервов (ремонтный фонд, гарантийный резерв, резерв на оплату отпусков и др.) включаются в себестоимость при формировании цены по согласованию с Антимонопольным комитетом.
III. Ограничения при определении
прибыли, включаемой в цену
3.1. При определении уровня прибыли учитываются необходимые средства для уплаты налогов и платежей, предусмотренных законодательством, и для развития отрасли (хозяйствующего субъекта).
3.2. При этом хозяйствующий субъект представляет в обоснование необходимой прибыли план мероприятий и смету затрат на финансирование строительства новых объектов, расширение, техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства, приобретение оборудования и других средств производства. Антимонопольные органы осуществляют контроль за использованием этих средств.
3.3. Нормативы распределения прибыли для государственных предприятий утверждаются уполномоченным органом.
3.4. Не учитываются в прибыли при формировании цен:
затраты по содержанию зданий и сооружений, находящихся на балансе предприятия или содержащихся на условиях долевого участия, предназначенных для культурно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди работников предприятий и их семей (дома культуры, библиотеки, дома отдыха, санатории, профилактории, спортивные комплексы, поликлиники, больницы и т.п.);
расходы на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и спортивных мероприятий (проведение вечеров отдыха, спектаклей, концертов, лекций, диспутов, встречи с деятелями науки и искусства, соревнований и т.п.);
расходы по содержанию детских дошкольных учреждений (детские сады, ясли), пионерских лагерей, лагерей труда и отдыха;
расходы на содержание учебных заведений, профессионально-технических училищ, состоящих на балансе предприятий;
расходы по возмещению убытков жилищно-коммунального хозяйства, состоящего на балансе предприятия;
расходы на погашение ссуд (включая беспроцентные), выданных работникам предприятий на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хозяйством;
расходы по благоустройству садовых товариществ (строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осуществление других расходов общего характера) по строительству гаражей;
оплата путевок работникам и их детям на лечение, отдых, экскурсии за счет средств предприятия;
предоставление питания работникам бесплатно или по сниженным ценам;
расходы по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставление своим работникам медицинской помощи;
страховые платежи (взносы, уплачиваемые предприятиями по договорам личного и имущественного страхования, заключенных предприятиями в пользу своих работников);
платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
оказание всех видов спонсорской помощи;
другие льготы (оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, подписка на газеты и журналы, протезирование и т.п.).
3.5. Не допускается использование хозяйствующим субъектом прибыли на следующие цели:
сделки, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности или право пользования в отношении основных фондов, не предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование;
вложения средств субъекта естественной монополии (в том числе путем капитального строительства, учреждения хозяйственных товариществ, заключения с другими хозяйствующими субъектами договоров о совместной деятельности) в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование.
IV. Ответственность за
нарушение Особого порядка
4.1. К естественным монополистам, допустившим нарушение установленного Особого порядка, применяются экономические санкции в соответствии с Положением о порядке применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, утвержденным P920245_ постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 17 марта 1992 г. N 245.
4.2. Основанием для применения экономических санкций является получение предприятием незаконного дохода в результате:
завышения регулируемых (фиксированных) цен на продукцию (товары, услуги);
нарушения порядка формирования себестоимости путем включения в калькуляцию необосновано завышенной стоимости сырья и материалов, заработной платы и других статей затрат.
4.3. Сумма незаконно полученного дохода подлежит изъятию в бюджет, с одновременной уплатой штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении в течение года после применения санкций - штрафа в трехкратном размере.
4.4. Руководители и другие должностные лица, непосредственно виновные в нарушении порядка ценообразования, а также правил поведения предприятий-естественных монополистов на рынке несут административную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.