Сноска. Утратил силу приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 18.04.2005 № 151-I .
На водном транспорте Республики Казахстан функционирует система обеспечения безопасной эксплуатации морского и речного флота.
Существующая система прошла проверку временем, эффективно функционирует и обеспечивает снижение уровня аварийности.
Однако в связи с происходящими на водном транспорте структурными изменениями, связанными с акционированием предприятий речного транспорта и появлением частного судовладения, возникла реальная угроза разрушения созданной на водном транспорте системы обеспечения безопасной эксплуатации флота.
В условиях перехода предприятий на рыночные отношения руководители ряда судовладельческих организаций отдают приоритет коммерческим интересам в ущерб безопасности судоходства и мореплавания.
Практически отсутствует профилактическая работа по безопасности судоходства в АО "Уралречфлот", где в результате слабой требовательности судоходной инспекции, Морского и Речного Регистра имеют место нарушения пожарной безопасности нефтеналивных судов, низкое техническое состояние несамоходного флота, произошло падение крана на грузовом участке.
На семи морских судах АО "Атырауозенпорты" просрочено доковое ежегодное освидетельствование, а у четырех - очередное освидетельствование.
Инспекция портового надзора порта Актау работает без функционального руководства со стороны Департамента водного транспорта. В результате до сих пор не утверждено Положение о капитане порта. Сроки освидетельствования буксира-кантовщика порта Актау просрочены.
Недостаточно эффективно проводится работа по контролю за безопасностью судоходства со стороны инспекции в Или-Балхашском бассейне.
Снизилась требовательность Инспекции безопасности судоходства, Морского и Речного Регистра на Верхнем Иртыше. В результате Верхне- Иртышское бассейновое управление пути, не имея права на распоряжение государственным имуществом, передало буксир-толкач МРТ-01 1987 года выпуска, мощностью 450 л.с. в аренду, который затем попал в частные руки.
Низкое техническое состояние подкрановых путей в Ишимском райуправлении создает предпосылки к аварии портовых погрузочно- разгрузочных средств.
Не осуществляются поддерживающие ремонты транспортного и вспомогательного флота во всех акционерных обществах, что может привести к снижению технического состояния флота, а затем и к увеличению случаев аварий с морскими и речными судами.
Негативные экономические процессы затрудняют, а порой парализуют финансирование наиболее важных элементов водного транспорта, непосредственно влияющих на безопасность судоходства и мореплавания, несмотря на это, Департаментом водного транспорта проводится большая работа по предотвращению разрушения созданной на водном транспорте системы обеспечения безопасной эксплуатации флота.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 19 июля 1994 г. № 804 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан" в целях совершенствования структуры, качества работы по обеспечению безопасности судоходства н мореплавания Межрегиональная инспекция судоходства, приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 22.10.94 г. № 172 переименована в Главную инспекцию безопасности судоходства и мореплавания, которая является одним из подразделений Департамента водного транспорта.
На основании статьи 2.3. Закона Республики Казахстан "О транспорте в Республике Казахстан", Постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 19.07.94 г. № 804 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан", Руководства ИМО по методам управления для безопасной эксплуатации судов и для предотвращения загрязнения и в целях дальнейшего совершенствования структуры управления органами, осуществляющими надзор за обеспечением безопасности судоходства и мореплавания на внутренних водных путях Республики Казахстан и в морском плавании, приказом № 192 от 28.11.94 г. Морской и Речной Регистр Республики Казахстан передан в ведение Департамента водного транспорта.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 21.12.94 г. № 1429 "Положение о Государственных внутренних водных путях Республики Казахстан" Главная инспекция безопасности судоходства и мореплавания осуществляет координацию деятельности Государственной инспекции по маломерным судам, Морского и Речного Регистра Республики Казахстан и взаимодействует с Казгосрыбфлотинспекцией в вопросах безопасности судоходства и мореплавания.
В целях обеспечения необходимых мер по государственному регулированию работы флота, установления единого подхода к решению вопросов обеспечения безопасности судоходства, мореплавания, предупреждения аварийности, - приказываю:
1. Судовладельцам, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности:
1.1. Руководствоваться в своей деятельности положениями и требованиями международных конвенций по охране человеческой жизни, подготовке, дипломированию моряков и речников, несению вахты, действующих нормативных и руководящих документов Министерства транспорта коммуникаций Республики Казахстан.
1.2. Сосредоточить усилия командного состава судов на изучении и обеспечении выполнения международных и национальных правил безопасного плавания судов, перевозки грузов и пассажиров, предупреждении и устранении воздействий от непосредственных и сопутствующих причин возникновения аварийных ситуаций, выработке необходимых профилактических мер, освоении наиболее безопасных методов управления судном с использованием современных технических средств навигации связи.
1.3. Направлять учебу в экипажах на совершенствование моряками и речниками практических навыков по:
- подготовке к борьбе за живучесть судна, спасению людей и груза;
- отработке оперативных планов по борьбе с водой и огнем с учетом свойств перевозимых грузов;
- проведению эффективной организаторской работы по созданию на судах здоровой морально-психологической обстановки, способствующей поддержанию должного уровня трудовой дисциплины.
1.4. Уделять особое внимание подготовке экипажа и судна, проработке к предстоящему рейсу, с учетом возраста, технического состояния судна, профессиональной подготовке экипажа, полноты материально-технического снабжения с целью обеспечения безопасности судна в части его:
- технического соответствия;
- остойчивости;
- непотопляемости;
- прочности;
- безопасных методов погрузки, выгрузки и перевозки грузов;
- укомплектованности экипажа специалистами соответствующей квалификации и согласно штатного расписания, но не менее чем это разрешено Положением о минимальном составе экипажа судов.
1.5. Разрешать капитанам судов, при необходимости, останавливать судно в безопасном месте для предоставления кратковременного отдыха экипажу при его чрезмерной усталости.
1.6. Совершенствовать профилактическую работу по предупреждению аварийности, проводить глубокий анализ обстоятельств и причин аварийных случаев, разрабатывать и осуществлять конкретные меры по их предупреждению, обращая особое внимание на:
- обеспечение судов современными спасательными средствами и средствами борьбы с пожарами, аварийным имуществом;
- своевременное обеспечение судов нормативно-правовой документацией по безопасной эксплуатации флота;
- приоритетность тренажерного обучения в системе подготовки и повышения квалификации судоводителей.
1.7. Требовать от капитанов судов:
- немедленной информации о всех аварийных случаях и случаях загрязнения водной акватории с целью принятия своевременных мер по оказанию необходимой помощи и ликвидации последствий аварий;
- проведения необходимых учений и тренировок экипажа по обеспечению живучести судна и выживаемости людей на воде;
- своевременного представления в установленном порядке материалов для расследования аварийных случаев; доводить результаты расследования до сведения экипажей судов с целью принятия мер по избежанию подобных аварийных случаев в будущем.
1.8. Обеспечивать регистрацию судов в установленном порядке в инспекциях Морского и Речного Регистра, безопасности судоходства и мореплавания и иметь на судах необходимые документы.
1.9. Своевременно представлять суда для осмотра инспекциям Морского и Речного Регистра, безопасности судоходства и мореплавания.
1.10. Выполнять требования работников инспекций Морского и Речного Регистра, безопасности судоходства и мореплавания, направленных на обеспечение безопасности судоходства и мореплавания.
1.11. Обеспечивать прохождение плавсоставом планового медицинского осмотра, а в необходимых случаях и предрейсового медосмотра.
2. Департаменту водного транспорта:
2.1. Возглавить работу по обеспечению безопасности судоходства и мореплавания на внутренних водных путях Республики Казахстан и в морском плавании судов через Главную инспекцию безопасности судоходства и мореплавания и Морской и Речной Регистр.
2.2. Принять меры по совершенствованию существующей системы обеспечения безопасной эксплуатации морского и речного флота.
2.3. Укомплектовать Главную инспекцию безопасности судоходства и мореплавания специалистами, соответствующими требованиям квалификационных характеристик, принять меры по обеспечению их помещениями, транспортом, средствами связи, оргтехники, шире применять материальное и социальное стимулирование этой категории работников.
2.4. Обеспечить действенный государственный надзор в портах по предупреждению аварийности, усилив контроль за готовностью судов к выходу в море, укомплектованностью их экипажей в соответствии со штатными расписаниями, выполнением положений международных конвенций, соглашений и договоров, участником которых является Республика Казахстан.
2.5. Обращать особое внимание на вопросы безопасности судоходства и мореплавания, технического состояния судов, при выдаче Свидетельств на право плавания под флагом Республики Казахстан.
2.6. В срок до 01.05.95 г. разработать и утвердить "Положение о классификации расследований и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Республики Казахстан".
2.7. Расширять связь учебных заведений с производством посредством организации встреч учащихся с капитанами, механиками, представителями Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания, Морского и Речного Регистра, с целью разбора наиболее характерных случаев аварий и аварийных происшествий.
2.8. Обращать особое внимание на организацию и проведение плавательской практики учащихся, нацеливая весь процесс ее на максимальное привитие будущим командирам практических навыков и выработку необходимых профессиональных качеств.
2.9. Осуществлять меры по постоянному совершенствованию организации, руководства и контроля за деятельностью надзорно- инспекторских органов на местах с учетом национальных законодательных и иных нормативных актов, международного опыта, и требований, вытекающих из положений международных конвенций, а также инструкций и наставлений, направленных на обеспечение безопасности судоходства и мореплавания.
2.10. 3апретить предприятиям водного транспорта осуществление денежных выплат работникам надзорно-инспекторских органов. Не разрешать совмещение работы в надзорно-инспекторских органах с работой на подконтрольных предприятиях.
2.11. Проработать вопрос о возможности целесообразности объединения Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания, Морского и Речного Регистра, Казрыбфлотинспекции, Государственной инспекции по маломерным судам.
2.12. Обратить серьезное внимание на состояние безопасности судоходства и мореплавания в АО "Уралречфлот" и АО "Атырауозенпорты".
2.13. Обеспечить постоянный контроль по своевременному финансированию содержания Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания в размерах, предусмотренных в плане.
2.14. Проработать вопрос финансирования научно-технических работ, разработку нормативной документации по безопасности судоходства и мореплавания за счет бюджетного финансирования и других источников.
2.15. Разработать и ввести в действие: "Рекомендации по внедрению Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнений".
2.16. Поддерживать деловой контакт с Департаментом речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации в части определения перечня необходимых дополнений и поправок к действующим правилам плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, подготовки проекта новой редакции правил плавания (судоходства) по внутренним водным путям Российской Федерации с целью распространения на внутренние водные пути Республики Казахстан.
3. Управлению внешнеэкономических связей постоянно систематизировать документы, связанные с выполнением международных конвенций, договоров и соглашений по вопросам безопасности мореплавания.
4. Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания, Морскому и Речному Регистру:
4.1. Требовать от судовладельцев ежегодного проведения ремонта судов с целью поддержания флота в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность судоходства и мореплавания.
4.2. Организовать и провести в течение 1995 года перерегистрацию всех поднадзорных судов с выдачей новых судовых свидетельств на право плавания под флагом Республики Казахстан.
Суда, не прошедшие перерегистрацию, к эксплуатации в 1996 году не допускать.
4.3. Своей практической деятельностью способствовать качеству содержания водных путей и судоходной обстановки, не оставляя без внимания ни одного случая нарушения "Положения о внутренних водных путях Республики Казахстан", "Правил эксплуатации внутренних водных путей, открытых для судоходства", "Правил технической эксплуатации речного транспорта".
5. Утвердить и ввести в действие:
- "Положение о капитане морского и речного (устьевого) торгового порта" (Приложение 1);
- "Инструкцию о выпуске судов в море капитанами морских и речных (устьевых) торговых портов" (Приложение 2);
- "Инструкцию о порядке выдачи разрешения на выход в рейс в озера и водохранилища" (Приложение 3).
6. Придать Атыраускому речному порту статус устьевого порта.
7. Департаменту водного транспорта, Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания, Морскому и Речному Регистру довести настоящий приказ до всех судовладельцев и заинтересованных лиц, эксплуатирующих флот на внутренних судоходных путях Республики Казахстан и в морском плавании судов под флагом Республики Казахстан.
8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на директора Департамента водного транспорта.
Министр
Приложение N 3
к приказу Министерства
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
N 94 от 02.05.1995 года
Инструкция
о порядке выдачи разрешения на выход в рейс
в озера и водохранилища
1. Действие настоящей Инструкции распространяется на все суда, независимо от их принадлежности, за исключением судов, плавающих под военно-морским флагом.
2. Порты и пристани на озерах и водохранилищах, в которых осуществляется порядок обязательного получения судами разрешения на отход в рейс, определяются перечнем, утвержденным Департаментом водного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
3. Разрешение на отход в рейс судам и составам выдается органами Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания.
4. Получение разрешения на отход осуществляется на каждый рейс.
5. Обстановочные и другие суда, работающие на озерах и водохранилищах и не осуществляющие заходы в порты, получают разрешение на выход в водохранилище в начале навигации и подвергаются последующему осмотру органами Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания не реже одного раза в месяц, для чего судовладельцы обязаны предъявлять свои суда органам судоходной инспекции в ближайшие порты для осмотра. Если в период времени между осмотрами на судне произошли изменения в составе экипажа судна, снабжении, техническом состоянии судна и механизмов, судовладелец обязан немедленно поставить об этом в известность органы Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания.
6. Судовладельцы, равно как и лица, отдавшие распоряжение на выход судна или каравана в рейс, без разрешения на право отхода органами Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания привлекаются к ответственности.
7. Перед выходом в озеро (водохранилище) судовладелец обязан предъявить следующие судовые документы в органы Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания:
1) Вахтенный журнал
2) Судовую роль (Приложение N 1)
3) Судовое свидетельство на право плавания
4) Свидетельство на годность к плаванию
5) Единую книгу осмотра судов
6) Контрольно-пожарный формуляр и санитарный журнал
7) Сведения о наличии пассажиров и груза на судне
8. Судовладельцы, капитаны рейдов, начальники портов, пристаней и диспетчеры движения обязаны принимать меры, обеспечивающие соответствие судов требованиям по безопасности плавания по озерам и водохранилищам, правил технической эксплуатации речного флота, местных правил плавания, и несут ответственность за задержку выхода судов при невыдаче разрешения на отход органами Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания, в случае неудовлетворения судов требованиям указанных выше Правил.
9. Диспетчеры судовладельцев обязаны заблаговременно, не позднее чем за три часа, поставить в известность органы Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания о предполагаемом отправлении судна или каравана в рейс.
Начальники портов и пристаней, капитаны рейдов и диспетчеры во всех случаях своевременно представляют в распоряжение органов Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания разъездные средства для возможности, при необходимости, выезда и осмотра судов.
10. Органы Главной инспекции безопасности судоходства и судов о их полном соответствии требованиям правил, дают разрешение на отход путем отметки в путевом журнале и возвращают судовладельцу сданные в судоходную инспекцию, судовые документы.
11. В случае установления путем осмотра или на основании предъявленных судовых документов несоответствия судна требованиям Правил, органы Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания разрешение судну на отход не выдают и судовые документы не возвращаются до выполнения всех требований, предусмотренных Правилами.
12. О несоответствии судна требованиям Правил и неполучении по этой причине разрешения органов Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания на отход в рейс, капитан ставит в известность об этом дежурного диспетчера или другое лицо из числа вышестоящих руководителей, судовладельца, которые принимают немедленно меры для приведения судна в состояние, удовлетворяющее требованиям Правил.
13. Контроль за соблюдением настоящей Инструкции на местах возлагается на органы Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания.
Приложение 1
к инструкции
Судовая роль
Наименование или номер судна Состав экипажа по штатному
Тип судна расписанию
Мощность, грузоподъемность
Район плавания 1. Комсостава
Установленное Регистром а) судоводительского
ограничение по силе ветра б) машинного
Владелец судна 2. Радистов
3. Матросов
4. Рулевых
5. Кочегаров
6. Масленщиков
7. ...........
8. ...........
______________________
Всего.......чел.
-----------------------------------------------------------------------
№ №|Фамилия,|Долж-|Диплом на право |Год |Время |Время |Примечание|
п/п|имя, |ность|управления, номер|рож- |пост. |уволь- | |
|отчество| |диплома, группа |дения|на судно|нения | |
| | |судов | | |с судна| |
-----------------------------------------------------------------------
Капитан (шкипер) _______________