Инструкция О порядке исчисления и внесения специальных платежей и налогов недропользователей

Утверждена Главной налоговой инспекцией Министерства финансов Республики Казахстан от 30 июня 1995 г. N 41. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7.07.95 г. за N 79. Утратила силу - приказом Министра государственных доходов РК от 9.04.2002 № 416 (извлечение из приказа см. ниже).

Утратил силу

              Извлечение из приказа Министра государственных доходов

 

                Республики Казахстан от 9 апреля 2002 года № 416


     В соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года



Z010210_


  "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и

других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)" приказываю:

     1. Признать утратившими силу некоторые приказы согласно приложению:

     ...Приказ Главной налоговой инспекции Министерства финансов

Республики Казахстан от 30 июня 1995 года N 41 "Об утверждении Инструкции

"О порядке исчисления и внесения специальных платежей и налогов

недропользователей"...


     Министр

---------------------------------------------------------------------------

                         I. Общие положения


 
       1. Настоящая Инструкция "О порядке исчисления и внесения специальных платежей и налогов недропользователей" разработана во исполнение Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, Z952235_ "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 г. N 2235 и контрактов.
      2. Недропользователь это лицо, осуществляющее одно или

 

несколько нижеперечисленных видов деятельности: геологическое

изучение, добычу полезных ископаемых, переработку техногенных

образований на территории Республики Казахстан и заключившее

контракты в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством

Республики Казахстан.

                       II. Содержание и сфера

                       применения специальных

               платежей и налогов недропользователей

     1. Специальные платежи и налоги включают:

     а) бонусы: подписной, коммерческого обнаружения, добычи;

     б) роялти;

     в) налог на сверхприбыль.


 
       2. Уплата платежей и налогов, предусмотренных пунктом 1 настоящего раздела, не освобождает недропользователей от уплаты других налогов и платежей, предусмотренных вышеназванным Указом.
      Это положение предусматривает распространение общего налогового режима, применяемого для налогоплательщиков в соответствии с настоящим Указом. Применение общего налогового режима не может быть каким-либо образом ограничено в отношении недропользователей.
      3. Недропользователи осуществляющие деятельность по более чем одному контракту, заключенному с Правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательством, не могут объединять доходы и затраты для целей определения любых налогов и платежей.
      Например. Компания "Мунай" заключила контракт на разведку (или разработку, или добычу, или в совокупности) углеводородов с Правительством Республики Казахстан по контрактной территории (месторождению) находящейся в Атырауской области. Одновременно (или позднее) компания "Мунай" заключила контракт на разведку (или разработку, или добычу, или в совокупности) углеводородов с Правительством Республики Казахстан по контрактной территории (месторождению), находящейся в Мангистауской области. В данном случае налоговый режим для каждой контрактной территории будет раздельным, и компания "Мунай" не имеет права объединять доходы и затраты по одному контракту с доходами и затратами по другому контракту.
      4. В случае ухудшения условий заключенных контрактов для Казахстана или недропользователя в результате изменений в налоговом законодательстве Республики Казахстан, вступления в силу международных налоговых договоров, изменения условий международных налоговых договоров или их прекращения отдельные условия контрактов должны быть изменены с целью восстановления первоначального баланса экономических интересов государства и недропользователя.
      Например. Иностранная корпорация заключила контракт с Правительством Республики Казахстан на добычу углеводородов в Атырауской области 1 декабря 1994 года сроком на 25 календарных лет. Проект добычи осуществляется на основе создания совместного предприятия. В соответствии с Налоговым законодательством Корпорация должна уплачивать налог на дивиденды в размере 15% по прибыли, распределяемой совместным предприятием участникам. С 1 января 1996 года вступает в силу Соглашение между Правительствами двух государств об устранении двойного налогообложения в соответствии с которым ставка налога на дивиденды устанавливается в размере 5%. Таким образом, с 1 января 1996 года совместное предприятие будет удерживать налог на дивиденды, по прибыли, распределяемой Корпорации в размере 5%. Однако, в таком случае Правительство Республики Казахстан имеет право на денежную компенсацию потерь казахстанской стороны в результате снижения налога на дивиденды и такое право может быть реализовано путем повышения размеров (ставок) других (как правило) платежей или налогов не подпадающих под действие вышеуказанного соглашения.
      5. Особенности порядка уплаты специальных платежей и налогов для недропользователей, осуществляющих деятельность в различных отраслях добывающей промышленности, определяются Кабинетом Министров Республики Казахстан.
      6. Все контракты по недропользованию до заключения Правительством Республики Казахстан или уполномоченными государственными органами с недропользователями должны проходить обязательную предварительную налоговую экспертизу в Главной налоговой инспекции.
      Порядок проведения обязательной предварительной налоговой экспертизы утверждается Главной налоговой инспекцией.
      7. Условия налогообложения, определенные в контрактах по недропользованию между Правительством Республики Казахстан или уполномоченными государственными органами управления и отечественными или иностранными недровользователями, заключенных до 1 июля 1995 года, сохраняются на срок их действия.
      Сноска. Пункты 6 и 7 - дополнены приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 22 января 1996 г. N 19.
 
                             Плательщики
 
                       III. Плательщики бонусов
 
      1. Плательщиками всех видов бонусов являются недропользователи в соответствии с условиями контрактов, заключенных с Правительством Республики Казахстан.
      2. Подписной бонус является разовым фиксированным платежом за право геологического изучения недр, геологического изучения и последующей добычи и (или) добычи и уплачивается недропользователями при условии заключения в установленном законодательством порядке контракта на соответствующие операции.
      Подписной бонус уплачивается недропользователем в размерах и сроки, определенных соглашением сторон. Какие-либо дополнительные условия по выплате подписного бонуса установленные в контракте подлежат выполнению недропользователем в соответствии с этим контрактом.
      3. Бонус коммерческого обнаружения является разовым фиксированным платежом и уплачивается недропользователями при коммерческом обнаружении на контрактной территории.
      Бонус коммерческого обнаружения уплачивается недропользователем, если его уплата установлена в контракте, заключенном между этим недропользователем и Правительством Республики Казахстан. Какие-либо дополнительные условия по выплате бонуса коммерческого обнаружения установленные в контракте подлежат выполнению недропользователем в соответствии с этим контрактом.
      Коммерческое обнаружение означает обнаружение на контрактной территории одного или нескольких месторождений, рентабельных для разработки. Бонус коммерческого обнаружения уплачивается недропользователем в размерах и сроки установленные в контракте.
      4. Бонус добычи является фиксированным платежом и уплачивается недропользователями периодически при достижении определенных условий разработки недр или определенных стадий добычи.
      Бонус добычи уплачивается недропользователем в сроки и размерах установленных в контракте, заключенном между этим недропользователем и Правительством Республики Казахстан. Какие-либо дополнительные условия по выплате бонуса добычи установленные в контракте подлежат выполнению недропользователем в соответствии с этим контрактом.
 
                        IV. Плательщики роялти
 
      1. Плательщиками роялти являются недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых и переработку техногенных образований.
      2. Роялти являются платежом за право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований.
      3. Роялти уплачивается недропользователем, в сроки и размерах установленных в контракте, заключенном между этим недропользователем и Правительством Республики Казахстан. Какие-либо дополнительные условия по выплате роялти, установленные в контракте, подлежат выполнению недропользователем в соответствии с этим контрактом.
 
                V. Плательщики налога на сверхприбыль
 
      1. Плательщиками налога на сверхприбыль являются все недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых и переработку техногенных образований и получающие дополнительные доходы от деятельности в относительно лучших природных условиях или реализующие добываемую продукцию в относительно лучших условиях рынка.
      2. Налог на сверхприбыль уплачивается недропользователем, если его размеры и условия уплаты установлены в контракте, заключенном между этим недропользователем и Правительством Республики Казахстан. Какие-либо дополнительные условия по выплате налога на сверхприбыль установленные в контракте подлежат выполнению недропользователем в соответствии с этим контрактом.
 
                          Объекты обложения
 
                   VI. Порядок установления бонусов
 
      1. Стартовые размеры подписных бонусов устанавливаются специальным уполномоченным органом, создаваемым Кабинетом Министров Республики Казахстан. Порядок, окончательные размеры и другие условия уплаты бонусов устанавливаются в контракте.
      Под специальным уполномоченным органом создаваемым Кабинетом Министров Республики Казахстан понимается орган (тендерный комитет, лицензионная комиссия или рабочая группа), сформированный и утвержденный специальным постановлением (распоряжением) Кабинета Министров Республики Казахстан для ведения переговоров по каждому отдельному проекту, предусматривающему разведку, разработку и добычу и наделенный соответствующими полномочиями. Как правило, такой орган формируется из представителей различных министерств и ведомств, в компетенцию которых входит регулирование и контроль за отдельными аспектами осуществляемых проектов в сфере деятельности недропользователей.
      2. Окончательные размеры бонусов, устанавливаются в контракте, заключенным между Правительством Республики Казахстан и недропользователем. Условия определения размеров бонусов, установленные в контракте, являются обязательными для недропользователя.
 
                     VII. Объект обложения роялти
 
      1. Объектом обложения роялти является объем добытых недропользователем полезных ископаемых или переработанных им техногенных образований. Порядок, размеры и другие условия уплаты роялти устанавливаются в контракте.
      2. В случае натуральной уплаты роялти порядок его доставки (передачи, отгрузки) подлежит выполнению недропользователем в точном соответствии с условиями контракта.
 
           VIII. Доход, облагаемый налогом на сверхприбыль
 
      1. Объектом обложения налогом на сверхприбыль являются дополнительные доходы, образующиеся у недропользователей от деятельности в относительно лучших природных условиях или относительно лучших условиях рынка и вследствие этого имеющие более высокую норму прибыли. Порядок, размеры и другие условия уплаты на сверхприбыль устанавливаются в контракте.
      2. Налог на сверхприбыль устанавливает прогрессивное обложение прибыли, полученной сверхопределенной величины. Такая величина определяется в ходе переговоров между Правительством и недропользователем.
      Как правило (но не исключительно), к относительно лучшим природным условиям и относительно лучшим условиям рынка относятся следующие факторы:
      - рост цен на энергоносители на мировом рынке;
      - снижение затрат (капитальных и текущих) по проекту в связи со снижением цен на оборудование (технологии, ноу-хау и т.д.) по сравнению с расчетными на день подписания Контракта;
      - удешевление проекта в связи с более благоприятными условиями добычи по сравнению с проектными;
      - удешевление стоимости транспортировки добываемой продукции;
      - снижение оперативных расходов и другие.
 
           IХ. Форма выплаты специальных платежей и налогов
 
      1. Все виды бонусов выплачиваются только в денежной форме.
      2. Роялти могут уплачиваться как в натуральной, так и в денежной форме. Допускается комбинирование натуральной и денежной форм выплаты в пределах и порядке, предусмотренном контрактом. В случае натуральной формы уплаты роялти в контракте указываются пункт и условия поставки добываемой продукции.

 

     В случае выплаты роялти в натуральной форме, налоговые органы

обязаны контролировать пункт, условия поставки натуральной формы

роялти. Если реализация натуральной формы роялти по контракту

поручается самому недропользователю, то налоговые органы обязаны

контролировать своевременность установленных контрактом сроков

поставки, реализации и зачисления сумм полученных от реализации

в бюджет.

     3. Налог на сверхприбыль выплачивается в денежной форме.

                       Х. Специальные вычеты

                         недропользователей

     1. Подписной бонус не подлежит вычету при определении

облагаемого дохода для подоходного налога и налога на сверхприбыль

недропользователя.

     2. Бонус коммерческого обнаружения, бонус добычи и роялти

подлежат вычету при определении облагаемого дохода для подоходного

налога и налога на сверхприбыль недропользователя.

                            Сроки уплаты


                 ХI. Сроки уплаты бонусов и роялти

     Сроки уплаты бонусов и роялти недропользователей

устанавливаются в контракте и являются обязательными для

недропользователей.

              ХII. Сроки уплаты налога на сверхприбыль

     Налог на сверхприбыль, полученную в отчетном году уплачивается

к пятнадцатому апреля года, следующего за отчетным.

  Первый заместитель

  Министра финансов

Республики Казахстан

  Начальник Главной

  налоговой инспекции