На основании решения коллегии Министерства N 18/2 от 26 ноября 1992 года
приказываю:
1. Утвердить подготовленное творческим коллективом, согласованное с Минфином, Минюстом, Минтруда Республики Казахстан и представленное Главным управлением высшего образования Временное положение об учебных заведениях (подразделениях) повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов Республики Казахстан.
2. Министерствам, ведомствам, учебным заведениям (подразделениям) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов, высшим и средним специальным учебным заведениям в своей деятельности руководствоваться настоящим Временным положением.
3. Считать утратившим силу на территории Республики Казахстан
Типовое положение об учебных заведениях (подразделениях) системы
повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и
специалистов народного хозяйства, утвержденное совместным
постановлением Гособразования, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 23
декабря 1988 года N 544/649/12-7.
Министр
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об учебных заведениях (подразделениях)
повышения квалификации и переподготовки
руководящих работников и специалистов
Республики Казахстан
Повышение квалификации и переподготовка руководящих работников и специалистов осуществляется с целью углубления полученных ранее или приобретения новых профессиональных знаний и навыков, профессий и специальностей в связи с требованиями научно-технического прогресса, экономического развития, структурными изменениями в производстве и социальной сфере, на рынке труда, а также с целью удовлетворения индивидуальных потребностей граждан в повышении своей профессиональной подготовки.
Учебные заведения (подразделения) повышения квалификации (усовершенствования) и переподготовки руководящих работников и специалистов (в дальнейшем - учебные заведения (подразделения) в своей деятельности руководствуются законодательством Республики Казахстан.
1. Общие положения
1.1. Повышение квалификации и переподготовка руководящих работников и специалистов осуществляется государственными и негосударственными учебными заведениями (подразделениями), в которых лица, имеющие, как правило, высшее, незаконченное высшее или среднее специальное образование, обучаются с целью совершенствования профессиональных знаний и навыков или приобретения новой специальности на базе полученного ранее специального образования.
1.2. К учебным заведениям (подразделениям) повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов относятся:
- межотраслевые и отраслевые академии, институты повышения квалификации (усовершенствования), высшие школы управления и их филиалы;
- межотраслевые и отраслевые учебные центры, курсы, училища, школы повышения квалификации;
- факультеты повышения квалификации при высших учебных заведениях;
- специальные факультеты при высших учебных заведениях по переподготовке специалистов с высшим и незаконченным высшим образованием;
- отделения повышения квалификации при средних специальных учебных заведениях;
- специальные отделения при средних специальных учебных заведениях по переподготовке кадров со средним специальным образованием;
- другие типы учебных заведений (подразделений).
1.3. Создание государственных учебных заведений (подразделений) повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов осуществляется в следующем порядке:
- межотраслевых и отраслевых институтов (академий) повышения квалификации (усовершенствования), высших школ управления (в дальнейшем "институты") - Кабинетом Министров Республики Казахстан по представлению заинтересованных сторон, согласованному с Минобразованием, Минфином, Минтруда Республики Казахстан;
- филиалов институтов и факультетов повышения квалификации при высших учебных заведениях - институтами повышения квалификации и вузами по согласованию с ведомством по их принадлежности;
- специальных факультетов, отделений по переподготовке кадров при высших учебных заведениях, институтах (академиях) повышения квалификации и средних специальных учебных заведениях - ведомствами по принадлежности по согласованию с Минобразования Республики Казахстан;
- межотраслевых и отраслевых учебных центров, курсов, училищ, школ при министерствах, ведомствах - соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию с Минобразования, Минфином, Минтруда Республики Казахстан;
- межотраслевых и отраслевых учебных центров, курсов, училищ, школ при объединениях, предприятиях, учреждениях, учебных заведениях - по согласованию с министерствами, ведомствами по принадлежности.
Реорганизация, ликвидация государственных учебных заведений (подразделений) осуществляется в порядке их создания.
1.4. Создание, реорганизация и ликвидация негосударственных учебных заведений (подразделений) осуществляется их учредителями - юридическими и физическими лицами в установленном законодательством порядке.
1.5. Решение (приказ, постановление) о создании, реорганизации и ликвидации учебных заведений (подразделений) независимо от формы собственности в недельный срок доводится учредителями до органов государственной статистики и Министерства образования Республики Казахстан.
1.6. Учредительными документами учебного заведения (подразделения) являются решение (приказ, постановление) о его создании и Устав.
Устав разрабатывается на основе действующих законодательных актов, нормативных документов Минобразования, министерств и ведомств по принадлежности учебных заведений, настоящего Положения, утверждается Советом (собранием трудового коллектива), подписывается руководителем учебного заведения и регистрируется вышестоящей организацией или учредителем. Устав вступает в силу после его регистрации.
В Уставе определяются организационно-правовая форма учебного заведения, его название, адрес, органы управления и контроля, принципы хозяйствования и финансовой деятельности, условия его реорганизации и ликвидации, права и обязанности членов коллектива, их материальное и социальное обеспечение.
1.7. Режим работы учебного заведения (подразделения) регламентируется Правилами внутреннего распорядка, согласованными с профсоюзным комитетом и утвержденными администрацией.
2. Структура учебных заведений
(подразделений)
2.1. Структура и штаты учебных заведений (подразделений), работающих на условиях хозяйственного расчета, утверждаются руководителями учебных заведений.
2.2. Структура и штаты бюджетных учебных заведений (подразделений), имеющих статус юридического лица, утверждаются их руководителями в пределах выделенных ассигнований, фонда заработной платы и действующих схем должностных окладов.
2.3. Институты (академии) могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, филиалы кафедр, методические кабинеты, лаборатории, информационно-вычислительные центры, бухгалтерию, общежития гостиничного типа, гостиницы, профилактории и другие учебные и административно-хозяйственные подразделения.
Филиалы институтов могут иметь аналогичные структурные подразделения.
2.4. Филиал бюджетного института (академии) создается при наличии не менее 300 слушателей в среднегодовом исчислении, факультет института и его филиала, факультет при вузе организуется при наличии не менее 100 слушателей в среднегодовом исчислении.
2.5. Кафедра и методический кабинет являются основными учебно-научными и методическими структурными подразделениями учебных заведений (подразделений).
2.6. Факультет и кафедра (филиал кафедры) института (филиала) могут быть организованы при крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, организациях, учреждениях как в местах расположения учебных заведений, так и за их пределами.
2.7. В своей деятельности факультет и кафедра (филиал кафедры) учебного заведения руководствуются действующими положениями, установленными для высших учебных заведений.
2.8. Институты (академии) повышения квалификации, вузы, средние специальные учебные заведения при наличии сертификата Минобразования могут иметь специальные факультеты (отделения) по переподготовке лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее или среднее специальное образование (с выдачей диплома о присвоении квалификации специалиста с высшим или средним специальным образованием).
2.9. В государственных учебных заведениях (подразделениях) могут создаваться школы бизнеса, менеджмента, маркетинга и другие образовательные структуры на условиях внутрихозяйственного расчета.
3. Управление учебными заведениями
(подразделениями)
3.1. Управление учебным заведением осуществляется на принципах участия в решении важнейших вопросов его деятельности научно-педагогических кадров, руководителей и специалистов, учебно-вспомогательного персонала и слушателей.
3.2. Высшим органом самоуправления учебным заведением (подразделением) является совет, число членов которого и порядок их избрания определяется общим собранием работников.
3.3. Совет учебного заведения (подразделения) выполняет следующие функции:
- рассматривает и утверждает Устав и другие документы, регламентирующие деятельность учебного заведения (подразделения);
- принимает решения по основным вопросам организации учебного процесса;
- заслушивает отчеты руководства об эффективности работы учебного заведения (с периодичностью, установленной советом);
- определяет стратегические направления развития учебного заведения (подразделения), пути и методы реализации поставленных задач;
- рассматривает основные вопросы экономического и социального развития;
- выполняет другие функции в соответствии с Уставом.
3.4. Непосредственное руководство деятельностью учебного заведения (подразделения) осуществляет ректор (директор, заведующий), назначаемый государственным органом управления, учредителем (для негосударственного учреждения образования) или принимаемый на контрактной основе.
3.5. Руководитель учебного заведения (подразделения), имеющего статус юридического лица, действует от имени учебного заведения, представляет его во всех учреждениях и организациях, в соответствии с действующим законодательством (и условиями контракта) распоряжается имуществом и средствами учебного заведения, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках счета. В пределах своих полномочий руководитель издает приказы и распоряжения, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников.
3.6. Для рассмотрения и решения текущих вопросов учебно-методического процесса, научно-исследовательской и профессиональной деятельности в институтах при ректоре и под его председательством может создаваться ученый совет, деятельность которого осуществляется на условиях, установленных для высших учебных заведений.
3.7. Ученый совет института выполняет следующие функции:
- принимает решения по всем вопросам учебного процесса;
- утверждает планы научных исследований, принимает решения по вопросам научной деятельности;
- решает вопросы организации (упразднения) лабораторий, кафедр, кабинетов и факультетов;
- рассматривает вопросы замещения должностей профессорско-преподавательского состава, научного персонала и присвоения ученых званий.
3.8. Руководство деятельностью факультета повышения квалификации в составе вуза (филиала) осуществляет руководитель, назначаемый в порядке, установленном для вуза. Руководитель факультета с правом юридического лица назначается органом управления вузом по представлению ректора (директора).
4. Основные функции учебных заведений
(подразделений)
4.1. На учебные заведения (подразделения) возлагается:
- оперативное удовлетворение потребностей отраслей экономики, ведомств, объединений, предприятий, организаций, учреждений, служб занятости и частных лиц в повышении квалификации и переподготовки кадров;
- определение приоритетных направлений обучения слушателей на основе изучения потребностей рынка труда и основных тенденций развития экономики;
- обеспечение активного и качественного овладения слушателями новейшими методами хозяйствования и управления, мотивации и оплаты труда в условиях суверенитета Республики Казахстан и рыночных отношений, новейшими достижениями в отраслях производства, науки, техники, передовым опытом рационального использования трудовых, природных и материальных ресурсов, навыками применения в работе электронно-вычислительной техники и научно-технической информации;
- обеспечение совершенствования знания казахского языка как государственного и свободного употребления русского языка как языка межнационального общения;
- содействие гармоничному развитию слушателей, наиболее полной реализации их творческих способностей в условиях рыночных отношений;
- поиск и внедрение эффективных форм и методов проведения занятий, развитие индивидуального и самостоятельного обучения, усиление практической направленности учебного процесса, нацеленности его на решение конкретных задач отрасли, региона, предприятия, организации, трудового коллектива;
- создание системы комплексной оценки подготовки слушателей с выдачей наиболее подготовленным из них рекомендаций по их дальнейшему использованию;
- проведение научных исследований, опытно-конструкторских и внедренческих работ по новым перспективным направлениям науки и техники, оказание консультационных и информационных услуг предприятиям, организациям, частным лицам, выполнение научных исследований по актуальным проблемам повышения квалификации и переподготовки кадров;
- участие в выполнении государственных, отраслевых и региональных целевых научно-технических программ и планов;
- развитие форм связи с заказчиками, оказание слушателям консультационно-внедренческой помощи;
- организация издательской деятельности;
- совершенствование и развитие видов и форм образовательных услуг;
- организация сотрудничества с отечественными и зарубежными партнерами в вопросах повышения квалификации и переподготовки кадров;
- улучшение качественного состава профессорско-преподавательских кадров, повышение их профессионального, педагогического и общекультурного уровня;
- создание современной учебно-материальной базы, обеспечение слушателей надлежащими жилищно-бытовыми условиями, организация их досуга.
5. Слушатели учебных заведений
(подразделений)
5.1. Формирование контингента слушателей осуществляется на основе государственных заказов и договоров с юридическими и физическими лицами.
5.2. Зачисление слушателей на обучение в учебное заведение производится приказом руководителя учебного заведения в соответствии с заключенными договорами и заказами.
5.3. Порядок повышения квалификации и переподготовки граждан иностранных государств определяется законами Республики Казахстан в области образования.
5.4. Стоимость обучения определяется учебным заведением по договору с заказчиком.
5.5. Слушатели обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка, выполнять все виды учебной работы, установленные учебными планами и программами.
5.6. Слушатели учебных заведений имеют право:
- вносить предложения по совершенствованию учебного процесса, культурно-массовой работы, улучшению жилищно-бытовых условий;
- пользоваться всеми учебными и учебно-вспомогательными помещениями учебного заведения, а также другими услугами в порядке, определенном Уставом и договором;
- обжаловать приказы и распоряжения администрации учебного заведения в установленном порядке.
5.7. Оценка знаний слушателей производится при защите выпускных работ, проведения комплексного экзамена, собеседования специально создаваемыми комиссиями, состав которых утверждается руководителем учебного заведения.
5.8. Слушатели государственных учебных заведений (подразделений), выполнившие учебный план, получают удостоверение единого образца (при переподготовке - диплом), установленного Министерством образования Республики Казахстан. Слушатели негосударственных учебных заведений получают аналогичный документ, если учебное заведение аккредитовано.
5.9. При невыполнении учебного плана, а также при грубом нарушении правил внутреннего распорядка слушатель отчисляется приказом руководителя учебного заведения с выдачей соответствующей справки с указанием причины отчисления.
5.10. В период обучения с отрывом от работы слушателям сохраняется материальное обеспечение в соответствии с действующим законодательством. В отдельных случаях действует порядок, установленный на основе договора с заказчиком.
5.11. На время обучения иногородние слушатели обеспечиваются жильем. При отсутствии общежития возмещение расходов за проживание в гостиницах поизводится в соответствии с действующим законодательством.
5.12. Оплата проезда к месту учебы и обратно, общежития (гостиницы), командировочных расходов, а также выплата стипендий осуществляется за счет министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений по месту основной работы слушателей.
6. Профессорско-преподавательский состав,
административно-обслуживающий, учебно-
вспомогательный и учебно-производственный
персонал учебных заведений (подразделений)
6.1. В государственных учебных заведениях (подразделениях) штатные должности устанавливаются в соответствии с наименованием должностей, предусмотренных в действующих схемах должностных окладов.
6.2. Численность профессорско-преподавательского состава определяется исходя из того, что среднегодовой контингент слушателей, приходящийся на одного преподавателя, должен быть на 25% ниже норм, установленных для вузов, готовящих специалистов данного профиля.
6.3. Замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава производится на конкурсной основе, на условиях срочного договора, контрактной основе.
6.4. Порядок замещения должностей профессорско-преподавательского состава институтов, филиалов институтов, факультетов, а также их увольнения устанавливается на условиях, предусмотренных для высших учебных заведений.
6.5. Замещение вакантных должностей административно-обслуживающего, учебно-вспомогательного и учебно-производственного персонала производится по решению руководителя учебного заведения (подразделения).
6.6. Оплата труда руководящего, профессорско-преподавательского состава, административно-обслуживающего учебно-вспомогательного и учебно-производственного персонала производится в соответствии с действующими положениями. В хозрасчетных учебных заведениях для штатных преподавателей может устанавливаться почасовая оплата исходя из фактической нагрузки. На курсах устанавливается почасовая оплата труда преподавателей.
6.7. Стаж научно-педагогической работы профессорско-преподавательского состава институтов, их филиалов, факультетов определяется в порядке, установленном для преподавателей высших учебных заведений.
Специалистам предприятий, организаций, учреждений, принятым на преподавательскую работу в учебные заведения (подразделения), засчитывается в научно-педагогический стаж время их работы в должности руководителей и специалистов.
6.8. В учебные заведения (подразделения), осуществляющие повышение квалификации и переподготовку кадров, по их заявкам могут направляться высококвалифицированные специалисты для проведения занятий со слушателями на условиях штатного совместительства или почасовой оплаты труда с сохранением за ними заработной платы по месту основной работы.
6.9. Права и обязанности профессорско-преподавательского состава, административно-обслуживающего, учебно-вспомогательного, учебно-производственного персонала и других сотрудников определяются законами Республики Казахстан в области образования, Уставом, Правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями учебного заведения (подразделения).
Организация труда профессорско-преподавательского состава осуществляется на основе индивидуальных планов.
7. Учебная и научно-методическая
работа в учебных заведениях (подразделениях)
7.1. Учебные заведения (подразделения) выполняют учебную и научно-методическую работу в целях улучшения качества обучения, обновления содержания и форм обучения с учетом последних достижений науки и практики, совершенствования педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, эффективного использования в учебном процессе методов активного обучения, вычислительной техники и современных технических средств.
7.2. Обучение проводится по учебным планам и программам, согласованным с заказчиками и утвержденным руководителем учебного заведения на основе рекомендаций Совета.
Учебные планы переподготовки специалистов утверждаются органами управления учебными заведениями по согласованию с Минобразования.
На основе изучения потребностей заказчиков определяются цель, сроки, формы, методы и средства обучения каждой категории слушателей (учебной группы, частного лица).
Обучение может проводиться с отрывом, без отрыва и с частичным отрывом от работы.
7.3. Для определения уровня знаний, умений и навыков слушателей проводится контроль знаний с использованием современных методов.
Знания слушателей оцениваются цифровыми обозначениями по пятибальной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), а также отметка "зачтено".
На основе результатов контроля осуществляется корректировка учебно-тематических планов, определяются формы индивидуальной работы со слушателями.
7.4. В учебном заведении повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов рекомендуется использовать следующие виды учебных занятий: лекции, практические, семинарские и выездные занятия, деловые, организационно-деятельностные и инновационные игры, разыгрывание ролей, игровое производственное проектирование, иммитационные упражнения, разбор конкретных ситуаций, семинары по обмену опытом, стажировки, контрольная, курсовая, выпускная работы, консультации, самостоятельная работа слушателей и другие.
8. Научно-исследовательская работа
в учебных заведениях (подразделениях)
8.1. Институты (академии) повышения квалификации (усовершенствования) проводят научно-исследовательскую работу в порядке и на условиях, предусмотренных для высших учебных заведений.
8.2. Научные исследования выполняют кафедры и
научно-исследовательские подразделения.
8.3. На научные подразделения учебных заведений системы
повышения квалификации распространяются права, которыми наделены
научные организации.
9. Финансово-хозяйственная деятельность
учебных заведений (подразделений)
9.1. Финансирование государственных учебных заведений
осуществляется в установленном порядке за счет:
- ассигнований из бюджета;
- централизованных фондов министерств и ведомств, местных
администраций;
- средств, получаемых за обучение слушателей по договорам с
предприятиями, организациями, учреждениями;
- средств, получаемых от выполнения хозяйственных договоров,
аренды, реализации научной, прочей продукции и услуг населению;
- собственных средств учебного заведения;
- банковских кредитов;
- общественных фондов;
- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- других источников.
Финансирование негосударственных учебных заведений (подразделений) осуществляется за счет средств учредителей, собственных средств и других источников в законодательном порядке.
9.2. Финансово-хозяйственная деятельность учебного заведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
9.3. Расходы на обучение слушателей производятся по сметам, утвержденным руководителем учебного заведения (подразделения).
9.4. Министерства, ведомства, объединения, предприятия, организации, учреждения и отдельные граждане в соответствии с заключенными договорами перечисляют учебным заведениям (подразделениям) средства за обучение в сроки, установленные договором.
9.5. Учебные заведения (подразделения) за счет и в пределах средств, направляемых на оплату труда, самостоятельно определяют форму оплаты труда, размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера профессорско-преподавательскому составу, административно-обслуживающему, учебно-вспомогательному, учебно-производственному персоналу и лицам, работающим по контракту или трудовым соглашениям.
9.6. Ставки и оклады, установленные Правительством Республики Казахстан, являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда при соблюдении предусмотренных законодательством объемов работ и продолжительности рабочего времени. Максимальный уровень заработной платы штатных преподавателей и сотрудников учебных заведений (подразделений) не ограничивается.
9.7. Учебные заведения (подразделения), состоящие полностью или частично на государственном бюджете, осуществляют в отношении закрепленного за ними государственного имущества правомочия владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником и действующим законодательством в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
9.8. Учебные заведения (подразделения) в установленном порядке имеют самостоятельный баланс и расчетный (текущий) счет в банке, пользуются правами юридического лица, имеют круглую печать со своим наименованием и угловой штамп, ведут делопроизводство, бухгалтерский и статистический учет, составляют установленной формы отчеты и балансы, отчитываются перед вышестоящей организацией, представляют отчетность в ораны статистики, паспорта и другие сведения - в Министерство образования Республики Казахстан.
9.9. Учебные заведения (подразделения) повышения квалификации и переподготовки кадров независимо от формы собственности освобождаются от налогов, сборов, пошлин и платежей в бюджет в соответствии с действующим в Республике Казахстан налоговым законодательством.
9.10. Финансовые средства учебных заведений (подразделений) перечисляются и хранятся в отделениях банка и изъятию не подлежат. Право распоряжаться этими средствами принадлежит руководителю учебного заведения (подразделения), имеющего статус юридического лица.