ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 158 "Об утверждении сертификационных требований к авиационным учебным центрам" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10554) следующие изменения:
в Сертификационных требованиях к авиационным учебным центрам, утвержденных указанным приказом:
пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:
"3. В настоящих сертификационных требованиях используются следующие термины и определения:
1) авиационный учебный центр – юридическое лицо, осуществляющее подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня авиационного персонала (далее – АУЦ);
2) инструктор авиационного учебного центра – лицо, осуществляющее непосредственную деятельность по профессиональной подготовке специалистов отрасли гражданской авиации в соответствии со своей квалификацией;
3) профессиональная подготовка авиационного персонала – первоначальная подготовка, переподготовка и поддержание профессионального уровня;
4) уполномоченная организация в сфере гражданской авиации (далее – уполномоченная организация) – акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение устойчивого развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан, безопасности полетов и авиационной безопасности;
5) комбинированное обучение – проведение профессиональной подготовки путем совмещения различных форм обучения;
6) аудит или аудиторская проверка – это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта;
7) первоначальная подготовка – процесс профессионального образования лица, не имеющего авиационной профессии или специальности, а также авиационного персонала с целью освоения новой авиационной профессии и специальности с выдачей документов;
8) документ установленного образца (свидетельство, сертификат) – это документ, удостоверяющий завершение обучения по разработанным авиационным учебным центрам и/или организацией гражданской авиации согласованным с уполномоченной организацией программам профессиональной подготовки авиационного персонала, дающей право на выполнение определенного вида деятельности в рамках процедур допуска к работе в системе гражданской авиации;
9) квалификация – сочетание умений, знаний и установок, требуемых для эффективного выполнения задачи и функций на предписанном уровне;
10) квалификационная отметка – запись, сделанная в свидетельстве и являющаяся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству;
11) квалификационные требования – требования, определяющие уровень и профиль специальной подготовки, а также требования к стажу работы;
12) квалификационная система подготовки и оценки – система подготовки и оценки обучаемого персонала, для которой характерны ориентация на результаты, определение и соблюдение стандартов эффективности выполнения операций, а также разработка учебного курса на основе установленных стандартов эффективности;
13) компетентностная система подготовки и оценки – система подготовки и оценки авиационного персонала, для которой характерны ориентация на результаты, особое внимание к стандартам эффективности выполнения операций и измерению этих стандартов, а также разработка учебного курса на основе установленных стандартов эффективности;
14) экзаменатор – физическое лицо, имеющее право определять уровень квалификации авиационного персонала, которое соответствует квалификационным требованиям, устанавливаемым уполномоченной организацией;
15) тренажерная подготовка – этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, при прохождении, которого обучаемый приобретает, поддерживает и совершенствует практические навыки и умения с помощью имитирующих устройств, утвержденных уполномоченной организацией;
16) ИКАО – Международная организация гражданской авиации;
17) типовые программы профессиональной подготовки – программы, обеспечивающие единообразный подход к профессиональной подготовке с сохранением возможности для авиационного учебного центра самостоятельного создания учебных программ, отражающих особенности направлений, специальностей и деятельности;
18) поддержание профессионального уровня – процесс обучения авиационного персонала, целью которого является обновление, расширение и углубление профессиональных знаний, навыков и умений, обусловленный научно-техническим, социально-экономическим развитием и индивидуальными потребностями граждан, с выдачей документов установленного образца;
19) комплексное (типовое) обучение – проведение профессиональной подготовки путем единовременной реализации всей программы обучения за установленный период;
20) свидетельство, сертификат, диплом – документ, удостоверяющий завершение обучения по утвержденной программе и дающий право на получение квалификационной отметки или выполнение определенного вида деятельности после успешной стажировки;
21) переподготовка – процесс обучения авиационного персонала, направленный на приобретение новых (дополнительных) профессиональных знаний, навыков, умений (в том числе квалификационных отметок) и изучение авиационной техники, с выдачей документов;
22) компетентность – измерение возможностей человека, используемое для достоверного прогнозирования успешного выполнения конкретной работы. Компетентность проявляется и наблюдается через действия, которые мобилизуют соответствующие знания, навыки и установки на осуществление деятельности или выполнение задач при определенных условиях.
23) модульное обучение – метод непрерывного образования, использующий поэтапную систему подготовки кадров, в которой каждый этап (модуль) представляет собой законченный цикл с рейтинговой системой контроля и оценки полученных знаний и навыков;
24) качество обучения – результат подготовки, отвечающий установленным или предполагаемым требованиям в рамках определенных стандартов;
25) техника обучения – приемы и методы, используемые в процессе обучения для максимально эффективной передачи и контроля знаний и навыков;
26) практическая подготовка - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, при прохождении, которого обучаемый приобретает, поддерживает и совершенствует практические навыки и умения работы на воздушном суде, объектах эксплуатации, тренажерах, интерактивных средствах обучения, лабораторном и стендовом оборудовании, а также с отдельными устройствами, агрегатами и компонентами;
27) качество – совокупность особенностей и характеристик продукта или обслуживания, определяющих его способность удовлетворять указанные или предполагаемые потребности;
28) обеспечение качества – все запланированные и систематические действия, необходимые для создания уверенности в том, что все учебные мероприятия отвечают установленным стандартам и требованиям;
29) сертификационные требования – требования к авиационным учебным центрам, предъявляемые с целью установления соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки авиационного персонала;
30) внешний аудит – это аудит, проводимый независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с целью объективной оценки деятельности авиационного учебного центра;
31) стажировка – обучение на рабочем месте под руководством лица, обеспечивающего обучение, в целях практического овладения специальностью, адаптации к объектам обслуживания и управления, а также быстрого ориентирования на рабочем месте и освоения новых приемов работы;
32) теоретическая подготовка - этап процесса профессиональной подготовки, при прохождении которого обучаемый приобретает специальные теоретические знания, а также поддерживает и совершенствует их в соответствии с утвержденными программами обучения;
33) летная подготовка – этап процесса профессиональной подготовки летного состава, при прохождении которого обучаемый приобретает и совершенствует навыки и умения выполнения полета.
34) внутренний аудит - управленческий ориентированная корпоративная деятельность, которая помогает менеджменту выявлять и оценивать риски и вырабатывать мероприятия, направленные на снижение риска и повышение эффективности систем и процессов;
4. Для осуществления деятельности по профессиональной подготовке (получения сертификата) АУЦ разрабатывает согласно настоящим сертификационным требованиям и согласовывает (в бумажном или электронном виде) в уполномоченной организации следующую документацию:
1) руководство по подготовке персонала и процедурам;
2) руководство по качеству (далее – РпК);
3) программы профессиональной подготовки, разработанные в соответствии с Типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденные приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 764;
4) руководство по системе управления безопасностью полетов, при осуществлении деятельности, которая связана с выполнением полетов воздушных судов в ходе предоставления услуг.";
пункт 41 изложить в следующей редакции:
"41. При осуществлении АУЦ профессиональной подготовки членов летного экипажа с использованием только тренажерных устройств имитации полета, разработка и внедрение СУБП не требуется.";
пункт 49 изложить в следующей редакции:
"49. Учебные тренажеры, указанные в пункте 54 настоящих сертификационных требований утверждаются уполномоченной организацией с выдачей заключения о пригодности данных средств для их использования при реализации программ профессиональной подготовки, тестировании или проверке навыков.";
пункты 52, 53 и 54 изложить в следующей редакции:
"52. На основании представленных документов уполномоченная организация принимает решение о проведении оценки заявляемого учебного тренажера для выдачи положительного или отрицательного заключения.
53. Критерии определения квалификационного уровня и пригодности пилотажных тренажеров, имитирующих полет самолета или вертолета, осуществляется в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 4 июля 2017 года № 436 "Об утверждении Правил по оценке тренажерных устройств имитации полета в гражданской авиации" и документом ИКАО Doc. 9625 "Руководство по критериям квалификационной оценки пилотажных тренажеров" (Том I и II).
54. Тренажерная подготовка осуществляется на следующих тренажерах:
1) тренажерные устройства имитации полетов;
2) тренажеры кабинных процедур;
3) комплексные пилотажные тренажеры;
4) тренажеры по аварийно-спасательным процедурам;
5) диспетчерские тренажеры.";
пункты 58 и 59 изложить в следующей редакции:
"58. АУЦ самостоятельно определяет организационную структуру и осуществляет набор персонала, чтобы обеспечить соответствующую потребность в подготовке.
С целью определения выполняемых функций инструкторского состава АУЦ применяются следующие обозначения квалификационных категорий согласно выполняемым функциям:
1) инструктор, осуществляющий теоретическую подготовку;
2) инструктор, осуществляющий практическую подготовку;
3) разработчик учебных курсов.
59. В зависимости от категорий авиационного персонала, обучаемых в АУЦ, формируются различные квалификационные требования, помимо общих, в отношении персонала, осуществляющего непосредственную деятельность:
1) по профессиональной подготовке и квалификационному оцениванию кандидатов для получения и обладателей свидетельства авиационного персонала;
2) по профессиональной подготовке авиационного персонала других специальностей.";
пункт 59-1 исключить;
пункт 62-1 исключить;
пункт 69-1, 69-2 и 69-3 изложить в следующей редакции:
"69-1. Инструктор теоретической подготовки АУЦ соответствует следующим требованиям:
1) высшее образование;
2) первоначальная подготовка и (или) переподготовка по направлению дисциплины;
3) опыт работы в сфере гражданской авиации не менее трех лет.
Требования, установленные в части первой настоящего пункта не распространяются на инструкторов по теоретической подготовке АУЦ по общетехническим, фундаментальным, экономическим, гуманитарным, медицинским и (или) естественно-научным дисциплинам предъявляются требования по наличию высшего или среднего образования в соответствующей области и опыту работы по приобретенной специальности не менее трех лет.
69-2 Инструктор практической подготовки АУЦ соответствует следующим требованиям:
1) высшее образование;
2) первоначальная подготовка и (или) переподготовка по направлению дисциплины;
3)опыт работы в сфере гражданской авиации не менее трех лет по освоенной авиационной профессии или специальности.
69-3. Разработчик учебных курсов АУЦ соответствует следующим требованиям:
1) опыт работы в качестве инструктора АУЦ не менее трех лет;
2) успешное завершение обучения по программе подготовки разработчиков курсов.";
приложение 3 изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства транспорта Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра транспорта Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр транспорта Республики Казахстан | М. Карабаев |
Приложение к приказу Министра транспорта Республики Казахстан от 12 августа 2024 года № 274 |
|
Приложение 3 к сертификационным требованиям к авиационным учебным центрам |
ПРОТОКОЛ
аттестации ___________________________ № ____
(инструктора осуществляющего теоретическую, инструктора осуществляющего
практическую подготовку, разработчика курсов)
Место проведения __________________________________________________________
Дата утверждения протокола " ___ " _____ 20___ года
Вид аттестации (первичная, периодическая, повторная)
_____________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) (аттестуемого)
_____________________________________________________________
Дата рождения " ___ "_______________год.
Занимаемая должность _________________________________________
1. Сведения об образовании и профессиональной подготовке (специальность и квалификация по
документу об образовании, наименование курса и учебного заведения, период обучения)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Знание регламентирующих документов
Документ | Уровень освоения | ||||
Имеет общее представление | Перечисляет основные элементы | Поясняет содержание | Применяет в практической деятельности | Примечания | |
РППиП | |||||
РпК | |||||
РУБП (при наличии) | |||||
Прочие инструкции и руководства АУЦ | |||||
Документы ИКАО (иных международных организаций) | |||||
Нормативные правовые акты РК |
3. Соответствие учебно-методических, презентационных и оценочных (тестовые и экзаменационные) материалов требованиям к содержанию (согласно программам профессиональной подготовки), структуре, оформлению
Реализуемый курс (модуль, тема, предмет) | ||||||
Оцениваемый элемент | Критерии оценки | Примечания | ||||
Отсутствует / не актуализированы | Не полностью включает аспекты содержания программы | Отражает все аспекты содержания программы | Методическое оформление (от 1 до 5, где 1 – плохо, 5 – отлично | |||
Учебный план и программа | ||||||
Учебный материал для слушателей | ||||||
Презентационный материал | ||||||
Упражнения (при необходимости) | ||||||
Оценочные материалы | ||||||
Прочие материалы, необходимые для реализации программы |
4. Замечания и особые отметки специалиста, проводившего стажировку:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
5. Результат наблюдений за проведением контрольного занятия:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
6. Заключение о допуске к самостоятельной работе (допускается к проведению
учебных занятий, подлежит повторной аттестации, прочее решение):
_____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность/подпись)
С решением по аттестации ознакомлен (а) ___________________________________________
(фамилия, имя, отчество аттестуемого специалиста/подпись)
"____" ___________ 20 __ год.