О внесении изменений и дополнений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 ноября 2019 года № 90 "Об утверждении Правил формирования тарифов"

Приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики Республики Казахстан от 7 июня 2024 года № 28. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 июня 2024 года № 34462

Действующий

      Примечание ИЗПИ!
      Порядок введения в действие см. п. 4.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 ноября 2019 года № 90 "Об утверждении Правил формирования тарифов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19617) следующие изменения и дополнения:

      в Правилах формирования тарифов, утвержденных указанным приказом:

      в пункте 10:

      подпункт 2) изложить в следующей редакции:

      "2) применение технических и технологических норм расходов сырья, материалов, топлива, энергии при их наличии, нормативных технических потерь, нормативной численности персонала, определенных на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли (сфере).

      Действие настоящего подпункта применяется при утверждении тарифа в случае перехода с затратного метода тарифного регулирования на стимулирующий метод тарифного регулирования.";

      подпункт 10) изложить в следующей редакции:

      "10) особенности определения тарифа по стимулирующему методу тарифного регулирования для субъектов, оказывающих регулируемые услуги в сфере передачи электрической энергии, водоснабжения и (или) водоотведения, производства, передачи, распределения и (или) снабжения тепловой энергии.

      Формирование и утверждение тарифов с применением стимулирующего метода тарифного регулирования субъектов, оказывающих регулируемые услуги в сферах передачи электрической энергии, водоснабжения и (или) водоотведения, производства, передачи, распределения и (или) снабжения тепловой энергии осуществляется в соответствии с Параграфом 3-1 Главы 2 настоящих Правил.";

      пункт 42 изложить в следующей редакции:

      "42. В период действия тарифа субъект ежегодно не позднее 1 мая года, следующего за отчетным периодом, предоставляет отчет об исполнении утвержденной тарифной сметы в ведомство уполномоченного органа в электронной форме через веб-портал "База "Монополист" по формам согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      При утверждении тарифа с применением стимулирующего метода тарифного регулирования субъект ежегодно представляет в ведомство уполномоченного органа, государственный орган либо местный исполнительный орган отчеты о фактически достигнутых за отчетный год доходах, расходах, соблюдении показателей качества и надежности регулируемых услуг, достижении показателей эффективности деятельности субъектов в порядке, определяемым уполномоченным органом.

      Отчет с применением стимулирующего метода тарифного регулирования предоставляется за два месяца до окончания регуляторного года.

      Прилагаемые к отчету об исполнении утвержденной тарифной сметы расчеты и обосновывающие материалы подготавливаются субъектом в отдельности на каждый вид регулируемых услуг.";

      пункт 208-7 изложить в следующей редакции:

      "208-7. В зависимости от экономической и технологической готовности Субъекта к применению стимулирующего метода тарифного регулирования регуляторный период наступает ежегодно с 1 января или с 1 июля каждого года.";

      пункт 208-31 изложить в следующей редакции:

      "208-31. Минимальные доли, указанные в пункте 208-30 настоящих Правил, определяются ведомством уполномоченного органа на основании представленных субъектом материалов. Минимальные доли устанавливаются на уровне до 100 % от прогнозируемой нормы амортизации и на уровне до 50 % от прогнозируемой допустимой прибыли.";

      пункт 208-35 изложить в следующей редакции:

      "208-35. Заявка на утверждение инвестиционной программы представляется в электронной форме через веб-портал "База "Монополист":

      субъектом, включенным в республиканский раздел Государственного регистра субъектов, одновременно в ведомство уполномоченного органа и государственный орган, осуществляющий руководство в соответствующих отраслях;

      субъектом, включенным в местный раздел Государственного регистра субъектов, за исключением субъектов, предоставляющих регулируемые услуги, предусмотренные частью первой настоящего пункта и делегированных субъектов, одновременно в ведомство уполномоченного органа и государственный орган, осуществляющий руководство в соответствующих отраслях и (или) местный исполнительный орган.

      Инвестиционная программа утверждается на срок действия тарифа.

      Утверждение мероприятий инвестиционной программы по стимулирующему методу тарифообразования допускается на один год и более, с последующим утверждением мероприятий на соответствующий регуляторный год с предоставлением документов предусмотренных пунктом 341 настоящих Правил и рассматривается ведомством уполномоченного органа и государственным органом, осуществляющим руководство в соответствующих отраслях, и (или) местным исполнительным органом который рассматривает проект инвестиционной программы субъекта в срок не более сорока пяти рабочих дней со дня его представления на утверждение.

      В случае если инвестиционная программа утверждена на один год и более, сумма на выполнение инвестиционной программы на последующие регуляторные года распределяются на каждый год регуляторного периода и корректируется с учетом амортизационных отчислений и прибыли.";

      пункт 208-39 изложить в следующей редакции:

      "208-39. В случае, если при рассмотрении заявки на утверждение инвестиционной программы необходима дополнительная информация, ведомство уполномоченного органа запрашивает ее в письменном виде с установлением срока, но не менее пяти рабочих дней.";

      пункт 208-49 изложить в следующей редакции:

      "208-49. Субъект обращается одновременно в ведомство уполномоченного органа и (или) государственный орган, осуществляющий руководство в соответствующих отраслях, либо местный исполнительный орган с заявлением об изменении утвержденной инвестиционной программы без изменения тарифа:

      в случае начала регуляторного периода с 1 января каждого года – в срок не позднее 1 июля текущего регуляторного года;

      в случае начала регуляторного периода с 1 июля каждого года – в срок не позднее 1 января текущего регуляторного года.";

      пункты 208-55, 208-56, 208-57 и 208-58 изложить в следующей редакции:

      "208-55. В случае неисполнения субъектом мероприятий утвержденной инвестиционной программы по причинам, не зависящим от субъекта (неисполнение обязательств другой стороной договора, вследствие обстоятельств непреодолимой силы), сроки исполнения мероприятий утвержденной инвестиционной программы переносятся на следующий регуляторный год:

      в случае начала регуляторного периода с 1 января каждого года – в срок не позднее 1 ноября следующего за годом их реализации;

      в случае начала регуляторного периода с 1 июля каждого года – в срок не позднее 1 мая следующего за годом их реализации.

      Не допускается повторный перенос сроков исполнения мероприятий инвестиционной программы.

      208-56. Субъект направляет в адрес ведомства уполномоченного органа и государственного органа, осуществляющего руководство в соответствующих отраслях, и (или) местного исполнительного органа заявление об изменении утвержденной инвестиционной программы с приложением документов, подтверждающих наступление случаев, предусмотренных в пункте 208-55 настоящих Правил в срок:

      в случае начала регуляторного периода с 1 января каждого года – в срок не позднее 15 июля года, следующего за годом реализации мероприятий инвестиционной программы;

      в случае начала регуляторного периода с 1 июля каждого года – в срок не позднее 15 февраля года, следующего за годом реализации мероприятий инвестиционной программы.

      208-57. Государственный орган, осуществляющий руководство в соответствующих отраслях, и (или) местный исполнительный орган, направляет ведомству уполномоченного органа заключение о целесообразности или нецелесообразности проведения изменений инвестиционной программы субъекта в срок:

      в случае начала регуляторного периода с 1 января каждого года – в срок не позднее 15 сентября;

      в случае начала регуляторного периода с 1 июля каждого года – в срок не позднее 15 марта.

      208-58. Решение об изменении инвестиционной программы субъекта оформляется совместным приказом ведомства уполномоченного органа и государственного органа, осуществляющего руководство в соответствующих отраслях и (или) местного исполнительного органа в срок:

      в случае начала регуляторного периода с 1 января каждого года – в срок не позднее 1 ноября;

      в случае начала регуляторного периода с 1 июля каждого года – в срок не позднее 1 мая.";

      пункт 208-73 изложить в следующей редакции:

      "208-73. В рамках заявки на утверждение тарифа на следующий регуляторный период, субъект предоставляет ведомству уполномоченного органа прогноз неконтролируемых затрат на каждый год следующего регуляторного периода. Прогноз неконтролируемых затрат формируется по категориям за регуляторный период с обоснованиями, расчетами и подтверждающими документами и сведениями, с учетом анализа фактических данных за последние четыре квартала до подачи заявки.";

      пункт 208-81 изложить в следующей редакции:

      "208-81. Контролируемые расходы первого года первого регуляторного периода принимаются по показателям (параметрам) фактических затрат за календарный год, предшествующий подачи заявки, определенных путем проведения детального анализа и в соответствии с принципами, установленными настоящими Правилами, с учетом фактического уровня инфляции за год, предшествующей подаче заявки.";

      пункт 208-92 исключить;

      пункт 208-93 изложить в следующей редакции:

      "208-93. Субъект представляет в ведомство уполномоченного органа, государственный орган, осуществляющий руководство в соответствующих отраслях, либо местный исполнительный орган в электронной форме через веб-портал "База "Монополист" отчет об исполнении инвестиционной программы по форме согласно приложению 145 к настоящим Правилам, в сроки указанные в пункте 42 настоящих Правил, с указанием следующих сведений:

      1) информация о фактических условиях, источниках и размерах финансирования инвестиционной программы;

      2) информация о сопоставлении фактических показателей исполнения инвестиционной программы с показателями, утвержденными в инвестиционной программе в соответствии с перечнем целевых показателей по форме согласно приложению 144 к настоящим Правилам;

      3) обоснование причин отклонения достигнутых фактических показателей от показателей в утвержденной инвестиционной программе;

      4) материалы, подтверждающие фактическое исполнение мероприятий инвестиционной программы (копии договоров, актов выполненных работ, накладных, счет-фактур, пообъектный перечень основных средств и нематериальных активов с указанием балансовой и остаточной стоимости, срока службы, годовой амортизации).";

      пункт 208-112 изложить в следующей редакции:

      "208-112. При определении эффективности соотношения собственного и заҰмного капитала субъекта, ведомство уполномоченного органа учитывает:

      1) соотношение собственного и заҰмного капитала, применяемое в отношении других субъектов в Республике Казахстан;

      2) подход к оценке соотношения собственного и заҰмного капитала, применяемый регулирующими органами в странах, подходящих со схожими для Республики Казахстан экономическими, климатическими, или социально-экономическими условиями;

      3) международный опыт по эффективным структурам финансирования для субъектов в сферах электроэнергетики, теплоэнергетики и водоснабжения и (или) водоотведения с использованием общедоступных наборов данных."

      пункт 208-113 исключить;

      пункт 208-115 изложить в следующей редакции:

      "208-115. Безрисковая ставка устанавливается в соответствии с текущей базовой ставкой Национального Банка Республики Казахстан на момент принятия решения ведомством уполномоченного органа при рассмотрении заявки на утверждение тарифа.";

      пункты 208-131, 208-132 и 208-133 изложить в следующей редакции:

      "208-131. Ведомство уполномоченного органа для субъектов, оказывающих регулируемые услуги по передаче электрической энергии за регуляторный период, устанавливает весовые коэффициенты для следующих показателей качества и надежности:

      1) средний индекс длительности перерыва в работе системы (SAIDI) – средняя длительность долгосрочных внеплановых отключений в соответствии с общепринятыми в мире правилами, час;

      2) средний индекс длительности перерыва в работе системы (SAIFI) – средняя частота долгосрочных внеплановых отключений в соответствии с общепринятыми в мире правилами, час;

      3) своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой;

      4) время устранения аварий в сетях, час;

      5) количество нарушений законодательства в сфере естественных монополий, единиц;

      6) снижение уровня нормативных потерь, %;

      7) своевременное выполнение ремонтных работ;

      8) внедрение инновационной технологии в предприятии по регулируемой услуге;

      9) соблюдение квалификационных требовании руководящего состава;

      10) снижение износа основных средств.

      208-132. Ведомство уполномоченного органа для субъектов, оказывающих регулируемые услуги по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией, устанавливает весовые коэффициенты для следующих показателей качества и надежности:

      1) количество подтвержденных дней в году с отклонениями от допустимых значений температурного графика по источникам производства тепловой энергии, дней;

      2) количество аварий, единиц;

      3) своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой;

      4) снижение уровня нормативных потерь тепловой энергии, %;

      5) количество нарушений законодательства в сфере естественных монополий, единиц;

      6) внедрение инновационной технологии в предприятии по регулируемой услуге;

      7) своевременное завершение ремонта (реконструкции, модернизации, замены);

      8) время устранения аварий в сетях, час;

      9) соблюдение квалификационных требовании руководящего состава;

      10) снижение износа основных средств.

      208-133. Ведомство уполномоченного органа для субъектов, оказывающих регулируемые услуги по водоснабжению и (или) водоотведению, устанавливает весовые коэффициенты для следующих показателей качества и надежности:

      1) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды (кВт*час/куб. м);

      2) исполнение в полном объеме мероприятий инвестиционной программы в сроки;

      3) снижение уровня нормативных потерь воды, %;

      4) количество нарушений законодательства в сфере естественных монополий, единиц;

      5) своевременное выполнение ремонтных работ;

      6) количество аварий, единиц;

      7) доля проб сточных вод, несоответствующих установленным нормативам допустимых сбросов, лимитам на сбросы/доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, несоответствующих установленным требованиям, в общем объеме проб, отработанных по результату производственного контроля качества питьевой воды, %;

      8) внедрение инновационной технологии в предприятии по регулируемой услуге;

      9) соблюдение квалификационных требовании руководящего состава;

      10) снижение износа основных средств, %."

      пункты 208-135 и 208-136 изложить в следующей редакции:

      "208-135. Ведомство уполномоченного органа устанавливает весовые коэффициенты к каждому показателю качества и надежности для целей расчета штрафов субъекта.

      При утверждении показателей качества и надежности ведомство уполномоченного органа определяет отрицательные показатели, соответствующие для улучшения оказания регулируемой услуги Субъекта.

      208-136. Сумма весовых коэффициентов по всем показателям качества и надежности, указанных в пунктах 208-131, 208-132 и 208-133 настоящих Правил для субъекта равна 100 %.

      Если Субъектом представлен не полный список показателей качества и надежности Субъект предоставляет в ведомство уполномоченного органа анализ и/или расчеты о не учтенных показателях для включения их весовых долей на утвержденные показатели качества и надежности.

      При отсутствии анализа и/или расчетов о не учтенных показателях ведомство уполномоченного органа исключает долю каждого не учтенного показателя качества и надежности от всех весовых коэффициентов в размере 10 %.

      При определении весового коэффициента ведомство уполномоченного органа рассчитывает показатель качества и надежности по следующей приоритетности:

      1) менее приоритетный показатель приравненный Х, при этом величина показателя составляет не менее 1 %, но не более 2 %;

      2) следующий показатель за менее приоритетным показателем равно Х+У, при этом величина показателя У составляет не менее 1 %, но не более 2 %;

      3) наиболее приоритетных два показателя (Х+У)*К, где величина К равна количеству показателям качества и надежности.

      По оставшимся показателям качества и надежности весовой коэффициент распределяется равномерно по остаточному принципу, который не превышает наиболее приоритетные два показателя.";

      пункт 208-144 изложить в следующей редакции:

      "208-144. В рамках ежегодной корректировки субъект представляет в ведомство уполномоченного органа отчет о достижении показателей эффективности, за исключением первого регуляторного года, ежегодно:

      в случае начала регуляторного периода с 1 января каждого года – в срок не позднее 1 ноября следующего регуляторного года;

      в случае начала регуляторного периода с 1 июля каждого года – в срок не позднее 1 мая следующего регуляторного года.

      Субъект при формировании отчета о достижении показателей эффективности применяет фактические показатели сформированные за последние двенадцать месяцев.

      К отчету о достижении показателей эффективности прилагаются:

      1) по каждому показателю – плановые и фактические показатели;

      2) ставка штрафа в каждом году по каждому показателю, рассчитанная на основе фактических показателей по сравнению с целевым показателем.";

      пункт 208-149 изложить в следующей редакции:

      "208-149. При систематическом недостижении субъектом показателей эффективности, приведшем к величине общего стимулирующего штрафа 70% и больше более двух раз регуляторного периода, ведомство уполномоченного органа ограничивает утверждение тарифа на следующий регуляторный период с учетом стимулирующего метода тарифного регулирования.";

      пункты 208-151 и 208-152 изложить в следующей редакции:

      "208-151. Ежегодная корректировка рассчитывается как сумма следующих значений:

      1) разница между утвержденным объемом регулируемой услуги, предоставляемой в течение года t регуляторного периода, которая используется для расчета утвержденных тарифов, и фактическим объемом регулируемой услуги;

      2) разница между прогнозным значением неконтролируемых затрат, включенных в допустимый доход, и фактическим значением неконтролируемых затрат;

      3) компенсация за разницу между утвержденными и фактическими капитальными затратами в виде корректировки амортизационных отчислений и (или) допустимой прибыли;

      4) разница между фактической и прогнозируемой инфляцией в случаях превышения 3 процентных пунктов. В таком случае корректируются контролируемые затраты, за исключением контролируемых затрат первого года регулируемого периода, на уровень фактической инфляции предыдущего года, на основании заявки субъекта с приложением обоснования.

      Процентный пункт является единицей измерения разности двух значений, выраженных в процентах.

      208-152. Субъект ежегодно представляет ведомству уполномоченного органа заявку на корректировку до окончания регуляторного года:

      в случае начала регуляторного периода с 1 января каждого года – в срок не позднее 1 ноября каждого года;

      в случае начала регуляторного периода с 1 июля каждого года – в срок не позднее 1 мая года каждого года.

      При этом, заявка на корректировку, представленная до окончания регуляторного года формируется с учетом фактических показателей за 9 месяцев и прогнозных показателей за 3 месяца каждого регуляторного года на основании подтверждающих документов и расчетов:

      1) неконтролируемых затрат, объемов регулируемых услуг, предлагаемую к применению со следующего года;

      2) амортизационных отчислений и допустимой прибыли, с учетом изменений остаточной стоимости активов, соблюдения показателей эффективности и исполнения утвержденной инвестиционной программы, в соответствии с настоящими Правилами;

      3) предлагаемого тарифа на следующий год после его корректировки.";

      подпункт 5) пункта 208-160 изложить в следующей редакции:

      "5) корректировка по контролируемым затратам на разницу более 3% между прогнозируемой и фактической инфляцией.";

      пункт 208-168 изложить в следующей редакции:

      "208-168. Корректировка на инфляцию по контролируемым затратам рассчитывается, когда фактическая инфляция в предыдущем году регуляторного периода как минимум на 3 процентных пунктов выше или ниже прогнозной инфляции на этот год, применяемой при установлении контролируемых затрат.";

      дополнить пунктом 384-1 следующего содержания:

      "384-1. В случае направления на реализацию инвестиционной программы собственных средств субъекта, расходы на выплату вознаграждений для реализации инвестиционного проекта рассчитываются с учетом среднего значения диапазона показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция).";

      пункт 541 изложить в следующей редакции:

      "541. Ставка прибыли для субъектов, предоставляющих услуги водоснабжения и (или) водоотведения, а также для субъектов, осуществляющих изменении утвержденного ведомством уполномоченного органа тарифа до истечения его срока на основании подпункта 4) пункта 601 настоящих Правил принимается в размере не более пятидесяти процентов.

      При превышении источников финансирования над объемами инвестиций прибыль корректируется в сторону снижения до уровня необходимого для реализации инвестиционной программы (проекта) с учетом использования амортизационных отчислений и заемных средств в качестве источников финансирования инвестиций.

      Если плановый уровень тарифа на услуги водоснабжения и (или) водоотведения превышает двести тенге за один метр кубический без налога на добавленную стоимость, ставка прибыли принимается на уровне базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан на дату подачи заявки на утверждение тарифа.";

      дополнить пунктом 542-1 следующего содержания:

      "542-1. При остаточной стоимости основных средств менее 30% учтенных в инвестиционной программе, уполномоченный орган рассчитывает дополнительные средства финансирования на реализацию инвестиционной программы путем умножения на коэффициент до 0,5 от стоимости износа основных средств.";

      пункт 631 дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:

      "4-1) расходы на выплату вознаграждений и основного долга привлеченных из собственных средств и льготного кредитования для реализации инвестиционной программы учитываются при расчете тарифа.".

      2. Комитету по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его размещение на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие c 10 июня 2024 года.

      Заместитель Премьер-Министра
– Министр национальной экономики
Республики Казахстан
Н. Байбазаров

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство транспорта
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство промышленности
и строительства
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство водных
ресурсов и ирригации
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан