О внесении изменений и дополнений в приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования соответствующих типов и видов"

Приказ и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 28 мая 2024 года № 122. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 июня 2024 года № 34434

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования соответствующих типов и видов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29329) следующие изменения и дополнения:

      в Типовых правилах деятельности дошкольных организаций, утвержденных указанным приказом:

      пункт 13 изложить в следующей редакции:

      "13. Прием воспитанников в государственные дошкольные организации и частные дошкольные организации с размещенным государственным образовательным заказом осуществляется в соответствии с Правилами оказания государственных услуг в сфере дошкольного образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 июня 2020 года № 254 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20883).

      Зачисление детей в дошкольные организации на территории Республики Казахстан, указанные в абзаце первом настоящего пункта осуществляется посредством единой базы учета, очередности и выдачи направлений через объекты информатизации в области образования.";

      в Типовых правилах деятельности организаций среднего образования (начального, основного среднего и общего среднего), утвержденных указанным приказом:

      пункт 3:

      дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:

      "6-1) сетевые школы – организации среднего образования, реализующие единую специализированную общеобразовательную учебную программу независимо от их места нахождения;";

      пункт 53 изложить в следующей редакции:

      "53. Лицей организуется на базе 5-11 (12) классов средней общеобразовательной школы по следующей структуре:

      1) уровень основного среднего уровня образования (5-9 (10) классы основной школы) обеспечивает условия становления и формирования личности учащегося на основе освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ основной школы, обеспечивающей предпрофильную подготовку учащегося наряду с базовой подготовкой;

      2) уровень общего среднего уровня образования (10-11 (12) классы старшей школы) обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки обучающегося на основе освоения профильных программ обучения.";

      пункт 145 изложить в следующей редакции:

      "145. Учебный год в вечерней школе продолжается с 1 сентября по 25 мая.";

      пункт 249 изложить в следующей редакции:

      "249. Основная цель деятельности международной школы – обеспечение гармоничного и перспективного образования, способствующего интеллектуальному, физическому и социальному развитию личности, способный мыслить глобально, легко адаптироваться к изменениям в современном обществе, и вносить конструктивный вклад в его развитие.";

      пункты 251 и 252 изложить в следующей редакции:

      "251. Деятельность международной школы строится на следующих принципах:

      1) интернационализация образовательной программы школы – нацеленность образовательного процесса на формирование патриотического сознания у обучающихся с привитием уважения к Конституции Республики Казахстан, законам Республики Казахстан, уважения к культуре своего народа, межкультурного понимания и толерантности;

      2) интеграция – полноправное членство школы в международном образовательном сообществе, предоставление выпускникам школы возможности получения документа об окончании школы международного образца, формирование педагога международного уровня;

      3) академическая свобода – самостоятельность в выборе структуры (уровней) школьного образования, разработке и внедрении образовательных программ, форм и методов осуществления образовательной деятельности; автономность и самоуправляемость, самостоятельность в финансово-экономическом, административном управлении;

      4) автономность и самоуправляемость – самостоятельность в финансово-экономическом, административном управлении;

      5) гласность и транспарентность – обязательное прохождение школой международной авторизации образовательных программ организацией Международного Бакалавриата и/или международной институциональной аккредитации, членство школы в международных образовательных организациях, обеспечение информационной открытости по всем направлениям деятельности;

      6) социальная ответственность – обеспечение уровня образования, позволяющего выпускникам школы принимать участие в конкурсе на получение образовательных грантов при поступлении в высшие учебные заведения Республики Казахстан.

      252. В своей деятельности международная школа руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан, государственными общеобязательными стандартами образования Республики Казахстан, локальными документами учредителя (учредителями), настоящими Типовыми правилами, Уставом школы.";

      пункт 262 изложить в следующей редакции:

      "262. Международная школа образовывает комплексы, участвует в создании и деятельности ассоциаций, союзов и иных объединений с участием учреждений, предприятий и общественных организаций, в том числе международных, в целях развития и совершенствования образования, обеспечивает участие обучающихся и педагогов в общественно-политической, экономической и культурной жизни Республики Казахстан.";

      пункт 282 изложить в следующей редакции:

      "282. Система воспитательной работы в международной школе направлена на формирование патриотизма, воспитание уважения к истории, культуре, традициям и обычаям казахского народа, гражданственности, высокой морали и нравственности, а также на развитие функциональной грамотности, разносторонних интересов и способностей обучающихся, воспитанников.";

      дополнить пунктом 282-1 следующего содержания:

      "282-1. Согласование уполномоченным органом образования типовых учебных планов и плана воспитательной работы.";

      в Типовых правилах деятельности организаций технического и профессионального образования, утвержденных указанным приказом:

      пункт 11 изложить в следующей редакции:

      "11. Содержание образовательных программ ТиПО предусматривает:

      при подготовке квалифицированных рабочих кадров:

      1) изучение общеобразовательных, общегуманитарных, общеэкономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин или изучение модуля общеобразовательных дисциплин, общеобязательных, базовых и профессиональных модулей;

      2) выполнение лабораторно-практических занятий;

      3) прохождение производственного обучения и профессиональной практики;

      4) сдачу промежуточной и итоговой аттестации;

      при подготовке специалистов среднего звена:

      1) изучение общеобразовательных, общегуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин или изучение модуля общеобразовательных дисциплин, общеобязательных, базовых и профессиональных модулей;

      2) выполнение лабораторно-практических занятий;

      3) прохождение производственного обучения и профессиональной практики;

      4) выполнение курсового и дипломной (письменной или практической) работы, если иное не предусмотрено рабочими учебными программами и планом;

      5) сдачу промежуточной и итоговой аттестации.";

      пункт 13 изложить в следующей редакции:

      "13. Продолжительность обучения зависит от сложности программ и уровня присваиваемой квалификации и определяется ГОСО ТиПО.

      Образовательные программы ТиПО для граждан, имеющих общее среднее образование, предусматривают изучение общепрофессиональных, социально-экономических, специальных дисциплин и выполнение учебно-производственных работ, определяющих будущую профессиональную деятельность по избранной специальности.

      Образовательные программы ТиПО состоят из программ теоретического и производственного обучения и профессиональной практики.

      Образовательные программы технического и профессионального образования с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и производственное обучение в форме профессиональной практики на базе предприятия (организации), не менее шестидесяти процентов от объема учебного времени общепрофессиональных, специальных дисциплин и (или) базовых, профессиональных модулей.

      При проведении занятий по общеобразовательным дисциплинам (казахскому языку и литературе – в группах с неказахским языком обучения, русскому языку и литературе – в группах с нерусским языком обучения, иностранному языку, информатике, физической культуре), лабораторных работ и практических занятий по общегуманитарным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам и (или) модулям, а также занятий по производственному обучению в мастерских (лабораториях, организациях образования, на учебных полигонах и в учебных хозяйствах), перечень которых определяется в соответствии с рабочим учебным планом, учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 15 человек.

      Для лиц с особыми образовательными потребностями при проведении производственного обучения в мастерских (лабораториях, организациях образования, на учебных полигонах и в учебных хозяйствах) и на практических занятиях учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 8 человек.";

      пункт 24 изложить в следующей редакции:

      "24. Организация учебного процесса по кредитной технологии обучения осуществляется в соответствии с Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 75 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 32140).";

      пункт 28 изложить в следующей редакции:

      "28. Обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию в организациях ТиПО, выдается документ об образовании государственного образца.

      Документы об образовании государственного образца выдают организации образования ТиПО, имеющие лицензию на занятие образовательной деятельностью по образовательным программам ТиПО, включенных в реестр образовательных программ и прошедшие государственную аттестацию.";

      пункт 48 изложить в следующей редакции:

      "48. Дистанционное обучение осуществляется в организациях ТиПО в соответствии с приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 27 ноября 2023 года № 349 "Об утверждении требований к организациям образования по предоставлению дистанционного обучения и правил организации учебного процесса по дистанционному обучению по образовательным программам начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования и в форме онлайн-обучения по образовательным программам технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33682).";

      в Типовых правилах деятельности организаций послесреднего образования, утвержденных указанным приказом:

      пункт 14 изложить в следующей редакции:

      "14. Продолжительность обучения зависит от сложности программ и уровня присваиваемой квалификации и определяется ГОСО ПО.

      Образовательные программы ТиПО для граждан, имеющих общее среднее образование, предусматривают изучение общепрофессиональных, социально-экономических, специальных дисциплин и выполнение учебно-производственных работ, определяющих будущую профессиональную деятельность по избранной специальности.

      Образовательные программы ПО состоят из программ теоретического и производственного обучения и профессиональной практики.

      Страхование обучающегося от несчастных случаев в период прохождения производственного обучения и профессиональной практики на предприятиях (организациях) осуществляется на добровольной основе за счет доходов, полученных от платных услуг.

      Образовательные программы технического и профессионального образования с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и производственное обучение в форме профессиональной практики на базе предприятия (организации), не менее шестидесяти процентов от объема учебного времени общепрофессиональных, специальных дисциплин и (или) базовых, профессиональных модулей.

      При проведении занятий по общеобразовательным дисциплинам (казахскому языку и литературе – в группах с неказахским языком обучения, русскому языку и литературе – в группах с нерусским языком обучения, иностранному языку, информатике, физической культуре), лабораторных работ и практических занятий по общегуманитарным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам и (или) модулям, а также занятий по производственному обучению в мастерских (лабораториях, организациях образования, на учебных полигонах и в учебных хозяйствах), перечень которых определяется в соответствии с рабочим учебным планом, учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 15 человек.

      Для лиц с особыми образовательными потребностями при проведении производственного обучения в мастерских (лабораториях, организациях образования, на учебных полигонах и в учебных хозяйствах) и на практических занятиях учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 8 человек.";

      пункт 20 изложить в следующей редакции:

      "20. Организация учебного процесса по кредитной технологии обучения осуществляется в соответствии с Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 75 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 32140).";

      пункт 49 изложить в следующей редакции:

      "49. Дистанционное обучение осуществляется в организациях послесреднего образования в соответствии с приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 27 ноября 2023 года № 349 "Об утверждении требований к организациям образования по предоставлению дистанционного обучения и правил организации учебного процесса по дистанционному обучению по образовательным программам начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования и в форме онлайн-обучения по образовательным программам технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под№ 33682).".

      2. Комитету среднего образования Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

      И.о. министра Н. Жумадильдаева

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство обороны
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и информации
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство туризма и спорта
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан