О внесении изменений и дополнения в некоторые приказы Министерства здравоохранения Республики Казахстан

Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24 мая 2023 года № 86. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 мая 2023 года № 32583

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить перечень некоторых приказов Министерства здравоохранения Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту науки и человеческих ресурсов Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

      исполняющий обязанности
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
Т. Султангазиев

      "СОГЛАСОВАНО"
Министерство науки и высшего образования
Республики Казахстан

  Приложение к приказу
исполняющий обязанности
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 24 мая 2023 года № 86

Перечень некоторых приказов Министерства здравоохранения Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения

      1. В приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 27 "Об утверждении перечня программ непрерывного интегрированного образования по клиническим специальностям" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5134) внести следующее изменение:

      перечень программ непрерывного интегрированного образования по клиническим специальностям, утвержденный указанным приказом, изложить в следующей редакции:

      "1. Медицина.

      2. Педиатрия.

      3. Стоматология.

      4. Медико-профилактическое дело.".

      2. В приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 июля 2022 года № ҚР ДСМ-63 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов по уровням образования в области здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28716) внести следующие изменения и дополнение:

      в государственном общеобязательном стандарте высшего образования, утвержденном приложением 3 к указанному приказу:

      пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. В перечне цикла ООД реализуются в полном объеме без сокращения объема дисциплин обязательного компонента, содержание которых определяется типовыми учебными программами. Исключение составляют сокращенные образовательные программы высшего образований с ускоренным сроком обучения на базе технического и профессионального, послесреднего или высшего образования.

      Содержание дисциплин "История Казахстана" и "Философия" цикла ООД определяются типовыми учебными программами.

      В целях повышения качества профессиональной подготовки и учета специфики направлений подготовки ОВПО самостоятельно изменяет содержание дисциплин "Иностранный язык", "Русский язык" "Информационно-коммуникационные технологии", "Физическая культура", определяемое типовыми учебными программами.

      ОВПО самостоятельно изменяет содержание дисциплины "Казахский язык" и модуля социально-политических знаний до 50 %, определяемое типовыми учебными программами.

      ОВПО осуществляет признание ранее освоенных результатов обучения по учебным дисциплинам цикла ООД лицам, обучающимся по сокращенным образовательным программам на базе технического и профессионального, послесреднего или высшего образования.

      При этом, лица, обучающиеся по сокращенным образовательным программам на базе технического и профессионального, послесреднего образования изучают дисциплину "История Казахстана".";

      пункт 8 изложить в следующей редакции:

      "8. Результаты обучения обязательного компонента дисциплин цикла ООД определяются приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916).";

      пункт 11 изложить в следующей редакции:

      "11. Цикл БД по программам непрерывного интегрированного медицинского образования включает изучение учебных дисциплин и прохождение профессиональной практики и составляет не менее 65 или 95 академических кредитов от общего объема программы 300 или 360 кредитов.

      Обучающиеся непрерывного интегрированного медицинского образования подлежат оценке знаний и навыков по завершению освоения цикла базовых дисциплин, проводимой в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-249/2020 "Об утверждении правил оценки знаний и навыков обучающихся, оценки профессиональной подготовленности выпускников образовательных программ в области здравоохранения и специалистов в области здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21763).";

      пункт 16 изложить в следующей редакции:

      "16. Подготовка медицинских кадров в интернатуре проводится в рамках концепции дуального обучения под руководством квалифицированных преподавателей с привлечением наставников из числа врачей со стажем не менее 5 лет на научно-практических базах организаций образования в области здравоохранения по индивидуальному плану, разработанному на основании требований, предъявляемых уполномоченным органом в области здравоохранения к дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.

      Обучающийся в соответствии с индивидуальным планом в интернатуре:

      1) курирует пациентов в организациях, оказывающих доврачебную медицинскую помощь, скорую медицинскую помощь, специализированную медицинскую помощь (в том числе высокотехнологичную), первичную медико-санитарную медицинскую помощь, паллиативную медицинскую помощь и медицинскую реабилитацию;

      2) участвует в назначении и выполнении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий;

      3) ведет документацию и санитарно-просветительную работу среди населения;

      4) участвует в составлении отчетов о деятельности структурных подразделений;

      5) участвует в профилактических осмотрах, диспансеризации, присутствует на консилиумах;

      6) участвует в работе профессиональных медицинских обществ;

      7) участвует в клинических обходах, клинических разборах;

      8) участвует в дежурстве не менее четырех раз в месяц в медицинских организациях (дежурства не учитываются при расчете учебной нагрузки обучающегося в интернатуре);

      9) участвует в работе клинических и клинико-анатомических конференций;

      10) присутствует на патолого-анатомических вскрытиях, участвует в исследованиях аутопсийных, биопсийных и операционных материалов;

      11) под руководством научного руководителя осуществляет сбор материала и анализ данных для магистерского проекта.

      Обучающийся по образовательной программе "Медико-профилактическое дело" в соответствии с индивидуальным планом в интернатуре:

      1) участвует в сборе, обработке, систематизации и документировании данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, в том числе работает с медицинскими информационными системами;

      2) участвует в деятельности по планированию и проведению мероприятий, направленных на предупреждение, снижение, локализацию и ликвидацию вспышек заболеваний и снижению заболеваемости, в том числе проводит санитарно-просветительную работу среди населения;

      3) участвует в деятельности по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний;

      4) участвует в осуществлении эпидемиологического контроля за инфекционными и паразитарными заболеваниями, за устойчивостью возбудителей инфекционных болезней к противомикробным препаратам, участвует в проведении мониторинга профилактических прививок населению;

      5) оценивает показатели санитарно-эпидемиологического благополучия объектов среды обитания и профессиональной деятельности с помощью специальных инструментов исследования и лабораторных методов;

      6) участвует в оценке, управлении и предупреждении биологических рисков в области общественного здоровья населения и применяет современные методы статистического анализа и оценки биологических угроз;

      7) участвует в деятельности по оценке и моделированию состояния здоровья населения;

      8) под руководством научного руководителя осуществляет сбор материала и анализ данных для магистерского проекта.";

      пункт 19 изложить в следующей редакции:

      "19. Научный руководитель и тема магистерского проекта обучающегося утверждаются решением коллегиального органа управления (Ученый Совет, Академический Совет, Сенат) в соответствии с заранее утвержденными ОВПО сроками для каждой образовательной программы. На выполнение магистерского проекта обучающемуся отводится срок не менее года.";

      пункт 25 изложить в следующей редакции:

      "25. Лицам, завершившим обучение по программам непрерывного интегрированного медицинского образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присуждается степень "магистр медицины", для выпускников образовательной программы "Медико-профилактическое дело" – "магистр здравоохранения", выдается диплом о послевузовском образовании с приложением (транскрипт) и (или) общеевропейское приложение к диплому (Diploma Supplement (диплома саплэмент), свидетельство об окончании интернатуры с присвоением квалификации "Врач", для выпускников образовательной программы "Медико-профилактическое дело" – "Врач-гигиенист, эпидемиолог".";

      пункт 45 изложить в следующей редакции:

      "45. Основным критерием завершенности обучения образовательных программ непрерывного интегрированного медицинского образования является освоение обучающимся соответствующего объема академических кредитов за весь период обучения, включая успешное прохождение оценки знаний и навыков по завершению освоения цикла базовых дисциплин, итоговой аттестации и всех видов учебной деятельности межуровневых интегрированных программ, согласно структуре образовательных программ непрерывного интегрированного медицинского образования, предусмотренных в приложении настоящего стандарта:

      1) по образовательным программам "Медицина", "Педиатрия", "Стоматология" – не менее 360 академических кредитов;

      2) по образовательной программе "Медико-профилактическое дело" не менее 300 академических кредитов.";

      дополнить пунктом 46 следующего содержания:

      "46. По завершению не менее 300 кредитов по образовательным программам непрерывного интегрированного медицинского образования "Медицина", "Стоматология" и "Педиатрия" или не менее 240 кредитов по образовательной программе "Медико-профилактическое дело" обучающемуся изъявившему желание работать по специальности, не связанной с медицинской (клинической) практикой, при освоении результатов обучения высшего образования, включая все виды деятельности, при успешной сдаче комплексного экзамена итоговой аттестации (без защиты магистерского проекта), предусмотренной индивидуальным учебным планом, присваивается академическая степень бакалавра здравоохранения.";

      в государственном общеобязательном стандарте послевузовского образования, утвержденном приложением 4 к указанному приказу:

      пункт 100 изложить в следующей редакции:

      "100. Лицам, завершившим обучение по образовательной программе магистратуры и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присуждается степень "магистр медицинских наук" или "магистр здравоохранения" по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" и выдается диплом о послевузовском образовании с приложением (транскрипт) бесплатно.

      Лицам, завершившим обучение по программам непрерывного интегрированного медицинского образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присуждается степень "магистр медицины", для выпускников образовательной программы "Медико-профилактическое дело" – "магистр здравоохранения" и выдается диплом о послевузовском образовании с приложением (транскрипт) и (или) общеевропейское приложение к диплому (Diploma Supplement (диплома саплэмент), свидетельство об окончании интернатуры с присвоением квалификации "Врач", для выпускников образовательной программы "Медико-профилактическое дело" – "Врач-гигиенист, эпидемиолог".";

      приложение к государственному общеобязательному стандарту высшего образования в области здравоохранения изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу.

      3. В приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 9 января 2023 года № 4 "Об утверждении типовых учебных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 31672) внести следующие изменения:

      в типовые учебные программы высшего образования по медицинским и фармацевтическим специальностям согласно приложению 3 к настоящему приказу:

      пункт 27 изложить в следующей редакции:

      "27. Планирование и организация образовательной деятельности осуществляются на основе типовых учебных планов и результатов обучения по соответствующей специальности согласно приложениям 7, 8, 9, 10 к настоящей Программе.";

      приложение 7 к типовой учебной программе высшего образования по медицинским и фармацевтическим специальностям изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу;

      дополнить приложением 10 к типовой учебной программе высшего образования по медицинским и фармацевтическим специальностям согласно приложению 3 к настоящему приказу.

  Приложение 1 к приказу
исполняющий обязанности
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 24 мая 2023 года № 86
  Приложение
к государственному
общеобязательному стандарту
высшего образования в области
здравоохранения

Требования к объему учебной нагрузки программы высшего образования по направлению подготовки "Здравоохранение"

Наименование циклов и дисциплин

Общая трудоемкость

Сестринское дело

Фармация, Общественное здоровье

в академических часах

в академических кредитах

в академических часах

в академических кредитах

1

2

3

4

5

6

1

Цикл общеобразовательные дисциплины (ООД)

1680

56

1680

56

1)

Обязательный компонент

1530

51

1530

51


История Казахстана

150

5

150

5


Философия

150

5

150

5


Иностранный язык

300

10

300

10


Казахский (Русский) язык

300

10

300

10


Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке)

150

5

150

5


Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология)

240

8

240

8


Физическая культура

240

8

240

8

2)

Вузовский компонент и (или) компонент по выбору

150

5

150

5

2

Цикл базовых дисциплин (БД)

не менее
330

не менее
110

не менее
4200

не менее
140

1)

Вузовский компонент и (или) компонент по выбору





2)

Профессиональная практика





3

Цикл профилирующих дисциплин (ПД)

не менее
1950

не менее
65

не менее
2850

не менее
95

1)

Вузовский компонент и (или) компонент по выбору





2)

Профессиональная практика





4

Дополнительные виды обучения (ДВО)





1)

Компонент по выбору





5

Итоговая аттестация

не менее
120

не менее
4

не менее
120

не менее
4

1)

Подготовка и сдача комплексного экзамена






Итого

не менее
7200

не менее
240

не менее
9000

не менее
300

Требования к объему учебной нагрузки программ непрерывного интегрированного медицинского образования

№ п/п

Наименование циклов дисциплин и видов деятельности

Общая трудоемкость

Медико-профилактическое дело

Медицина, Педиатрия, Стоматология

в академических часах

в академических кредитах

в академических часах

в академических кредитах

1

2

3

4

5

6

1

Цикл общеобразовательные дисциплины (ООД)

1680

56

1680

56

1)

Обязательный компонент

1530

51

1530

51


История Казахстана

150

5

150

5


Философия

150

5

150

5


Иностранный язык

300

10

300

10


Казахский (Русский) язык

300

10

300

10


Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке)

150

5

150

5


Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология)

240

8

240

8


Физическая культура

240

8

240

8

2)

Вузовский компонент и (или) компонент по выбору

150

5

150

5

2

Цикл базовых дисциплин (БД)

не менее
1950

не менее
65

не менее
2850

не менее
95

1)

Вузовский компонент и (или) компонент по выбору






в том числе: Иностранный язык (профессиональный) Менеджмент Психология управления

180

6

180

6

2)

Профессиональная практика





3

Цикл профилирующих дисциплин (ПД)

не менее
3600

не менее
120

не менее
4500

не менее
150

1)

Вузовский компонент и (или) компонент по выбору





2)

Профессиональная практика





3)

Интернатура

не менее
900

не менее
30

не менее
900

не менее
30

4

Дополнительные виды обучения (ДВО)





1)

Компонент по выбору





5

Экспериментально-исследовательская работа (ЭИР)

390

13

390

13

6

Итоговая аттестация

не менее
360

не менее
12

не менее
360

не менее
12

1)

Написание, защита магистерского проекта и подготовка, сдача комплексного экзамена

360

12

360

12


Итого

не менее
9000

не менее
300

не менее
10800

не менее
360

  Приложение 2 к приказу
исполняющий обязанности
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 24 мая 2023 года № 86
  Приложение 7
к типовой учебной программе
высшего образования
по медицинским и фармацевтическим
специальностям

Структура типовой учебной программы непрерывного интегрированного медицинского образования

      Присваиваемая степень по завершению обучения по образовательным программам
"Медицина", "Педиатрия", "Стоматология" – магистр медицины.
Присваиваемая степень по завершению обучения по образовательной программе
"Медико-профилактическое дело" – магистр здравоохранения.
Присваиваемая квалификация по завершению обучения:
по образовательным программам "Медицина", "Педиатрия", "Стоматология" – "Врач";
по образовательной программе "Медико-профилактическое дело" – "Врач-гигиенист, эпидемиолог"

№ п/п

Наименование циклов дисциплин и видов деятельности

Общая трудоемкость

"Медико-профилактическое дело"

"Медицина", "Педиатрия", "Стоматология"

в академических часах

в кредитах

в академических часах

в кредитах

1

Цикл общеобразовательные дисциплины

1680

56

1680

56

1)

Обязательный компонент

1530

51

1530

51


История Казахстана

150

5

150

5


Философия

150

5

150

5


Иностранный язык

300

10

300

10


Казахский (Русский) язык

300

10

300

10


Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке)

150

5

150

5


Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология)

240

8

240

8


Физическая культура

240

8

240

8

2)

Вузовский компонент и (или) компонент по выбору

150

5

150

5

2

Цикл базовых дисциплин

не менее
1950

не менее
65

не менее 2850

не менее
95

1)

Вузовский компонент и (или) компонент по выбору






в том числе: Иностранный язык (профессиональный)
Менеджмент
Психология управления

180

6

180

6

2)

Профессиональная практика





3

Цикл профилирующих дисциплин

не менее 3600

не менее
120

не менее 4500

не менее
150

1)

Вузовский компонент и(или) компонент по выбору





2)

Профессиональная практика





3)

Интернатура

не менее
900

не менее
30

не менее
900

не менее
30

4

Дополнительные виды обучения





5

Экспериментально -исследовательская работа магистранта

390

13

390

13

5.1.

Экспериментально -исследовательская работа магистранта, включая прохождение стажировки и выполнение магистерского проекта





6

Итоговая аттестация

не менее
360

не менее 12

не менее
360

не менее
12

1)

Написание и защита магистерского проекта

240

8

240

8

2)

Подготовка и сдача комплексного экзамена

120

4

120

4


Итого

не менее 9000

не менее 300

не менее 10800

не менее 360

  Приложение 3 к приказу
исполняющий обязанности
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 24 мая 2023 года № 86
  Приложение 10
к типовой учебной программе
высшего образования
по медицинским и фармацевтическим
специальностям

Перечень компетенций и результатов обучения программы "Медико-профилактическое дело"

Компетенция

Результаты обучения

Оценка и анализ

А. Выявлять проблемы, угрожающие санитарно-эпидемиологическому благополучию населения:
1. Использовать критическое мышление для определения проблемы/угрозы общественного здравоохранения;
2. Оценить масштаб проблемы и определить дальнейшие необходимые действия, их алгоритм на основе научно-обоснованных данных и особенностей текущей ситуации;
3. Сотрудничать с коллегами внутри организации и за ее пределами, для оценки или выявления проблемы.
В. Проводить мероприятия по наблюдению:
1. Разрабатывать мероприятия для эпиднадзора за конкретными случаями, рисками и угрозами общественного здравоохранения;
2. Определять потребность в необходимых данных для эпиднадзора;
3. Уметь делать выводы на основе полученных данных и проделанной работе;
5. Оценивать эффективность эпиднадзора (или отдельных мероприятий в рамках эпиднадзора);
C. Исследовать острые и хронические состояния или другие неблагоприятные исходы среди населения:
1. Проводить оценку состояния здоровья населения;
2. Расставлять приоритеты в решении имеющихся угроз;
3. Подбирать и применять адекватные методы изучения, расследования состояния здоровья населения;
4. Выдвигать гипотезы;
5. Оказывать помощь в разработке расследования (например, расследования заболеваний, исследования или программы скрининга).
D. Применять принципы надлежащей этической практики, касающихся исследования, сбора, распространения и использования данных:
1. Следовать этическим нормам и принципам при планировании, проведении, сборе, распространении и использовании данных;
2. Применять соответствующие нормы законодательства при сборе данных и управлении ими;
3. Применять этические нормы в исследованиях в области общественного здоровья;
4. Взаимодействовать с местной, национальной Комиссией по Биоэтике;
5. Понимать и уметь разрешать конфликт интересов;
6. Применять нормативные правовые акты, касающиеся неприкосновенности частной жизни, ее конфиденциальности, права на здоровье, ответственности сторон.
E. Управление данными, полученными в результате наблюдения, расследований или из других источников:
1. Разрабатывать требования к базам данных;
2. Работать с базами данных.
F. Анализ данных эпидемиологического расследования:
1. Создавать план анализа данных;
2. Проводить анализ данных.
G. Обобщать результаты анализа и делать выводы:
1. Применять знания эпидемиологических принципов и методов для выработки рекомендаций;
2. Определять потребность в специальном анализе, включая анализ выживаемости, анализ экономической эффективности/экономической выгоды/экономической полезности;
3. Делать выводы о проведенной работе, в том числе уметь выделять ключевые моменты.
H. Рекомендовать конкретные вмешательства и меры контроля, основанные на доказательствах, исходя из эпидемиологических данных и обстановки:
1. Учитывать культурный/социальный/политический контекст для разрабатываемых рекомендаций или вмешательств;
2. Использовать научные данные при подготовке рекомендаций по действиям или вмешательствам.

Научная и практическая основа общественного здоровья

A. Использовать современные знания о причинах заболеваний для практики и управления эпидпроцессом:
1. Соотносить основные этиологические процессы заболеваний человека с предметными областями, представляющими интерес (например, инфекционные заболевания, хронические заболевания);
2. Применять знания о биологии человека и окружающей среды, а также поведенческих наук и принципов для определения потенциальных механизмов заболеваний;
3. Применять принципы модели "хозяин/агент/окружающая среда" к причинно-следственным связям, профилактике и контролю заболеваний;
4. Описывать роль и влияние социально-поведенческих детерминант (включая общественные, политические, социальные, семейные и индивидуальные) здоровья и его сохранения;
5. Включать этиологические принципы при разработке стратегий профилактики заболеваний и борьбы с ними.
B. Использовать лабораторные методы и ресурсы для эпидемиологических мероприятий:
1. Интерпретировать лабораторные данные с учетом факторов, влияющих на результаты скрининга и диагностических тестов;
2. Определять роли и возможности лабораторий, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как они используются в эпидемиологических исследованиях;
3. Планировать и координировать лабораторную и эпидемиологическую деятельность, включая отбор проб, коммуникацию;
4. Принимать необходимые меры по сбору, хранению и транспортировке проб.
C. Оценивать показатели санитарно-эпидемиологического благополучия объектов среды обитания и профессиональной деятельности:
1. Оценивать гигиено-эпидемиологическое состояние среды обитания, рабочих мест, атмосферного воздуха, почвы, воды и пищевых продуктов;
2. Оценивать показатели физического развития детей и подростков, разрабатывать и проводить оздоровительные мероприятия;
3. Осуществлять дозиметрический контроль и основной комплекс мероприятий по организации радиационной безопасности населения.
D. Применять информационные технологии, включая сбор, обработку и анализ данных для эпидемиологической практики:
1. Использовать программные средства, которые поддерживают поиск, сбор данных, ввод, абстракцию, управление, анализ, планирование, визуализацию и отчетность;
2. Применять процедуры и технические средства (безопасность) для обеспечения целостности и защиты конфиденциальной информации в электронных системах;
3. Компилировать данные из различных источников при создании новой информации для принятия решений в области общественного здравоохранения;
4. Понимать принципы моделирования эпидемических и других процессов с использованием современных технологий.

Коммуникации

A. Уметь доносить, передавать и представлять необходимую информацию до целевой аудитории:
1. Определять целевую аудиторию, методы и контент для информирования о проведенной или планируемой работе;
2. Доводить информацию о проведенных мероприятиях до профессиональной аудитории посредством письменных и устных инструментов коммуникации;
3. Доводить эпидемиологическую информацию до сведения широкой общественности, средств массовой информации и/или лиц, определяющих политику, посредством письменных и устных инструментов коммуникации;
4. Адаптировать содержание распространяемой информации, ее объеме, периодичности распространения в зависимости от ситуации;
5. Участвовать в разработке сообщений о рисках, которые представляют угрозу общественному здоровью;
6. Отвечать на запросы общественности об эпидемиологических данных или обстановке;
7. Уметь объяснять или обучать основным принципам санитарно-эпидемиологического благополучия не эпидемиологов или коллег из звена ниже по уровню;
8. Уметь определять риски в коммуникации с коллегами и общественностью.
В. Использовать навыки межличностного общения с коллегами и общественностью:
1. Демонстрировать способность эффективно слушать, особенно при представлении данных касающихся общественного здоровья;
2. Демонстрировать профессиональную межличностную, междисциплинарную, трансдисциплинарную и многодисциплинарный коммуникацию.
C. Использовать эффективные коммуникационные технологии:
1. Участвовать в выборе каналов коммуникации и определять их интерфейс;
2. Применять политику, учитывающую безопасность, конфиденциальность и юридические соображения при передаче информации по электронной почте, сетям оповещения, базам данным и др.;
3. Использовать эффективные образовательные, поведенческие методы и инструменты для укрепления общественного здоровья (например, посредством просвещения сообщества, модификации поведения, совместной разработки политики, продвижения идей и мобилизации сообщества).

Социально-общественная значимость и взаимодействие для практики

A. Представлять вклад в эпидемиологические исследования, программы общественного здоровья и процессы планирования общественного здравоохранения на национальном, региональном и популяционном уровнях:
1. Использовать информацию о населении при разработке, интерпретации и проведении эпидемиологических исследований;
2. Вносить вклад в оценке местной системы общественного здоровья с позиции санитарно-эпидемиологического благополучия, чтобы помочь в планировании системы здравоохранения на национальном, региональном уровнях.
B. Участвовать в развитии партнерских отношений с сообществом для поддержки эпидемиологических исследований:
1. Определять партнеров и заинтересованные стороны, необходимые для эпидемиологического расследования;
2. Использовать стратегии участия, задействования для достижения общественно значимых результатов, при планировании, проведении и оценке эпидемиологических исследований;
3. Разъяснять роли партнеров и заинтересованных сторон в эпидемиологическом расследовании;
4. Участвовать в разработке эпидемиологических исследований, учитывая мнения целевых групп.

Управление профессиональной деятельностью (текущее, стратегическое планирование и руководство)

A. Управлять мероприятиями в профессиональной деятельности:
1. Устанавливать цели и задачи;
2. Четко доводить требования до исполнителей;
3. Составлять график выполнения задач;
4. Формировать команду, анализировать потребность в человеческих и других ресурсах для достижения целей;
5. Оценивать эффективность работы членов команды по мере выполнения ими своих обязанностей;
6. Вести точные записи.
B. Понимать и учитывать финансовые аспекты при планировании мероприятий и объемов работы:
1. Знать финансовые правила деятельности организации и формирования бюджета;
2. Оценивать ресурсы, необходимые для выполнения задач оперативного плана, включая персонал, оборудование, расходные материалы и командировочные расходы;
3. Отслеживать и оценивать расходы, которые могут возникнуть в результате неожиданных эпидемиологических мероприятий, таких как оперативные расследования и реагирование на чрезвычайные ситуации;
4. Корректировать мероприятия по мере необходимости, чтобы оставаться в рамках определенного бюджета;
5. Обучать членов команды по мере необходимости при выполнении их обязанностей.

Лидерство и системное мышление

A. Поддерживать и продвигать значимость санитарно-эпидемиологического благополучия населения в сфере здравоохранения:
1. Продвигать видение организации во всех программах и мероприятиях;
2. Оказывать помощь в стратегическом планировании;
3. Предлагать и внедрять изменения;
4. Использовать показатели эффективности для оценки и улучшения качества эпидемиологической службы;
5. Демонстрировать этичное поведение в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
В. Содействовать развитию трудовых ресурсов:
1. Организовывать команду, обладающую навыками, необходимыми для проведения эпидемиологических мероприятий на должном уровне;
2. Поощрять непрерывное образование;
3. Мотивировать команду на качественное выполнение своих обязанностей и профессиональное развитие.
С. Подготовка к реагированию на чрезвычайных ситуациях:
1. Учитывать эпидемиологическую перспективу при разработке плана реагирования на чрезвычайные ситуации;
2. Участвовать в планировании реагирования на чрезвычайные ситуации для эпидемиологического подразделения;
3. Реагировать на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения.

Влияние на политику в здравоохранении

A. Привносить эпидемиологическую перспективу в разработку и анализ политики обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия:
1. Демонстрировать понимание политики общественного здравоохранения;
2. Принимать участие в разработке политики, касающейся санитарно-эпидемиологического благополучия;
3. Влиять на преобразование политики общественного здравоохранения с помощью профессиональной деятельности и научных исследований;
4. Придерживаться правил и законов, применимых к государственным служащим и источникам финансирования, в том числе по проблеме лоббирования определенных интересов.

Содержание типовой учебной программы по специальности "Медико-профилактическое дело"

Циклы и дисциплины

Базовое содержание

1.

Цикл базовых дисциплин

Анатомо-физиологические особенности организма, клеточные механизмы развития, биохимия, микробиология, биостатистические расчеты, основы эпидемиологии. Основы коммуникации при общении с населением, коллегами. Нормативно-правовые акты в деятельности санитарно–эпидемиологического благополучия населения Республики Казахстан. Физиологические основы клинико-физиологических методов исследования организма человека. Навыки критического мышления. Общие закономерности фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии. Факторы, определяющие здоровье. Природные и антропогенные факторы в формировании здоровья населения. Биостатистика, ее значение в оценке здоровья населения и деятельности органов санитарно – эпидемиологического благополучия населения. Основные принципы и правила биомедицинской этики. Санитарно-эпидемиологический мониторинг за состоянием воздуха, почвы, воды. Факторы производственной среды Санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия. Микробиологические основы дезинфекции, асептики, антисептики. Принципы микробиологической диагностики важнейших бактериальных, вирусных заболеваний. Эпидемиологический надзор, эпидемиологическая диагностика, эпидемиологический анализ. Исследования в области здоровья населения. Нормы радиационной и биологической безопасности. Радиационная безопасность населения. Учетно-отчетная документация. Внутренняя организация и функция управления. Цель и задачи менеджмента. Действующие нормативно-правовые акты в области гигиены труда, гигиены детей и подростков, гигиены питания и коммунальной гигиены.
Роль и законодательство государственного санитарно-эпидемиологического надзора в охране и укреплении здоровья населения. Схема санитарно-эпидемиологического обследования пищевых предприятий. Контроль санитарного состояния пищевых предприятий. Стандартизация пищевых продуктов, ее гигиеническое и правовое значение. Объекты, виды, методы и задачи гигиенических исследований. Нетрудоспособность как социально-правовая категория.

2.

Цикл профилирующих дисциплин

Безопасность и охрана труда. Особенности регулирования труда отдельных категорий населения. Нормативно-правовые акты в области медицины труда. Оценка данных санитарно-лабораторного контроля объектов окружающей среды. Методы изучения, оценки состояния здоровья, физического развития населения. Гигиена образовательной деятельности, физического воспитания детей и подростков. Государственный контроль и надзор в области здравоохранения.
Санитарно-профилактические, противоэпидемические мероприятия, в том числе формы и методы эпидемиологических расследований. Алгоритм расследования увеличения случаев инфекционных и неинфекционных заболеваний. Организация работы в управлении санитарно-эпидемиологического контроля. Проведение анализа проблем в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Схема санитарно-эпидемиологического обследования пищевых предприятий. Контроль санитарного состояния пищевых предприятий. Гигиена труда. Оценка профессионального риска. Средства индивидуальной защиты. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Гигиенические основы проектирования, строительства и требования к благоустройству, оборудованию учреждений. Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к коммунальным объектам. Демонстрировать и применять на практике знания в области основы биомедицинских, клинических и социально-поведенческих наук, включая общепринятые, развивающиеся и постоянно обновляемые знания.

      Примечание:
**Уровни освоения практических навыков

Практические навыки по программе "Медико- профилактическое дело"

Перечень

Уровень освоения**

1.

Определять детерминанты здоровья индивидуума и популяции, проблемы и угрозы санитарно-эпидемиологического благополучия.

Уметь

2.

Владеть методами оценки и изучения здоровья населения. Организовывать и проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия.

Проводить под руководством наставника

3.

Управлять данными, полученными в результате разработанных и проведенных мероприятий, использовать их для научных и практических целей.

Организовывать и проводить под контролем наставника

Владеть методами оценки качества воды, почвы, воздуха, параметров микроклимата, освещения, отопления и вентиляции в жилых, общественных и промышленных помещениях, рекомендовать меры по их организации.

Самостоятельно применять и владеть

4.

Организовать эпидемиологический контроль и надзор за инфекционными и неинфекционными заболеваниями, состоянием объектов окружающей среды. Поддерживать и продвигать значимость санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Самостоятельно организовывать и анализировать