ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить перечень некоторых приказов Министерства здравоохранения Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту науки и человеческих ресурсов Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.
исполняющий обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан |
Т. Султангазиев |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство науки и высшего образования
Республики Казахстан
Приложение к приказу исполняющий обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24 мая 2023 года № 86 |
Перечень некоторых приказов Министерства здравоохранения Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения
1. В приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 27 "Об утверждении перечня программ непрерывного интегрированного образования по клиническим специальностям" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5134) внести следующее изменение:
перечень программ непрерывного интегрированного образования по клиническим специальностям, утвержденный указанным приказом, изложить в следующей редакции:
"1. Медицина.
2. Педиатрия.
3. Стоматология.
4. Медико-профилактическое дело.".
2. В приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 июля 2022 года № ҚР ДСМ-63 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов по уровням образования в области здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28716) внести следующие изменения и дополнение:
в государственном общеобязательном стандарте высшего образования, утвержденном приложением 3 к указанному приказу:
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. В перечне цикла ООД реализуются в полном объеме без сокращения объема дисциплин обязательного компонента, содержание которых определяется типовыми учебными программами. Исключение составляют сокращенные образовательные программы высшего образований с ускоренным сроком обучения на базе технического и профессионального, послесреднего или высшего образования.
Содержание дисциплин "История Казахстана" и "Философия" цикла ООД определяются типовыми учебными программами.
В целях повышения качества профессиональной подготовки и учета специфики направлений подготовки ОВПО самостоятельно изменяет содержание дисциплин "Иностранный язык", "Русский язык" "Информационно-коммуникационные технологии", "Физическая культура", определяемое типовыми учебными программами.
ОВПО самостоятельно изменяет содержание дисциплины "Казахский язык" и модуля социально-политических знаний до 50 %, определяемое типовыми учебными программами.
ОВПО осуществляет признание ранее освоенных результатов обучения по учебным дисциплинам цикла ООД лицам, обучающимся по сокращенным образовательным программам на базе технического и профессионального, послесреднего или высшего образования.
При этом, лица, обучающиеся по сокращенным образовательным программам на базе технического и профессионального, послесреднего образования изучают дисциплину "История Казахстана".";
пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Результаты обучения обязательного компонента дисциплин цикла ООД определяются приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916).";
пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Цикл БД по программам непрерывного интегрированного медицинского образования включает изучение учебных дисциплин и прохождение профессиональной практики и составляет не менее 65 или 95 академических кредитов от общего объема программы 300 или 360 кредитов.
Обучающиеся непрерывного интегрированного медицинского образования подлежат оценке знаний и навыков по завершению освоения цикла базовых дисциплин, проводимой в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-249/2020 "Об утверждении правил оценки знаний и навыков обучающихся, оценки профессиональной подготовленности выпускников образовательных программ в области здравоохранения и специалистов в области здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21763).";
пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. Подготовка медицинских кадров в интернатуре проводится в рамках концепции дуального обучения под руководством квалифицированных преподавателей с привлечением наставников из числа врачей со стажем не менее 5 лет на научно-практических базах организаций образования в области здравоохранения по индивидуальному плану, разработанному на основании требований, предъявляемых уполномоченным органом в области здравоохранения к дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.
Обучающийся в соответствии с индивидуальным планом в интернатуре:
1) курирует пациентов в организациях, оказывающих доврачебную медицинскую помощь, скорую медицинскую помощь, специализированную медицинскую помощь (в том числе высокотехнологичную), первичную медико-санитарную медицинскую помощь, паллиативную медицинскую помощь и медицинскую реабилитацию;
2) участвует в назначении и выполнении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий;
3) ведет документацию и санитарно-просветительную работу среди населения;
4) участвует в составлении отчетов о деятельности структурных подразделений;
5) участвует в профилактических осмотрах, диспансеризации, присутствует на консилиумах;
6) участвует в работе профессиональных медицинских обществ;
7) участвует в клинических обходах, клинических разборах;
8) участвует в дежурстве не менее четырех раз в месяц в медицинских организациях (дежурства не учитываются при расчете учебной нагрузки обучающегося в интернатуре);
9) участвует в работе клинических и клинико-анатомических конференций;
10) присутствует на патолого-анатомических вскрытиях, участвует в исследованиях аутопсийных, биопсийных и операционных материалов;
11) под руководством научного руководителя осуществляет сбор материала и анализ данных для магистерского проекта.
Обучающийся по образовательной программе "Медико-профилактическое дело" в соответствии с индивидуальным планом в интернатуре:
1) участвует в сборе, обработке, систематизации и документировании данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, в том числе работает с медицинскими информационными системами;
2) участвует в деятельности по планированию и проведению мероприятий, направленных на предупреждение, снижение, локализацию и ликвидацию вспышек заболеваний и снижению заболеваемости, в том числе проводит санитарно-просветительную работу среди населения;
3) участвует в деятельности по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний;
4) участвует в осуществлении эпидемиологического контроля за инфекционными и паразитарными заболеваниями, за устойчивостью возбудителей инфекционных болезней к противомикробным препаратам, участвует в проведении мониторинга профилактических прививок населению;
5) оценивает показатели санитарно-эпидемиологического благополучия объектов среды обитания и профессиональной деятельности с помощью специальных инструментов исследования и лабораторных методов;
6) участвует в оценке, управлении и предупреждении биологических рисков в области общественного здоровья населения и применяет современные методы статистического анализа и оценки биологических угроз;
7) участвует в деятельности по оценке и моделированию состояния здоровья населения;
8) под руководством научного руководителя осуществляет сбор материала и анализ данных для магистерского проекта.";
пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Научный руководитель и тема магистерского проекта обучающегося утверждаются решением коллегиального органа управления (Ученый Совет, Академический Совет, Сенат) в соответствии с заранее утвержденными ОВПО сроками для каждой образовательной программы. На выполнение магистерского проекта обучающемуся отводится срок не менее года.";
пункт 25 изложить в следующей редакции:
"25. Лицам, завершившим обучение по программам непрерывного интегрированного медицинского образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присуждается степень "магистр медицины", для выпускников образовательной программы "Медико-профилактическое дело" – "магистр здравоохранения", выдается диплом о послевузовском образовании с приложением (транскрипт) и (или) общеевропейское приложение к диплому (Diploma Supplement (диплома саплэмент), свидетельство об окончании интернатуры с присвоением квалификации "Врач", для выпускников образовательной программы "Медико-профилактическое дело" – "Врач-гигиенист, эпидемиолог".";
пункт 45 изложить в следующей редакции:
"45. Основным критерием завершенности обучения образовательных программ непрерывного интегрированного медицинского образования является освоение обучающимся соответствующего объема академических кредитов за весь период обучения, включая успешное прохождение оценки знаний и навыков по завершению освоения цикла базовых дисциплин, итоговой аттестации и всех видов учебной деятельности межуровневых интегрированных программ, согласно структуре образовательных программ непрерывного интегрированного медицинского образования, предусмотренных в приложении настоящего стандарта:
1) по образовательным программам "Медицина", "Педиатрия", "Стоматология" – не менее 360 академических кредитов;
2) по образовательной программе "Медико-профилактическое дело" не менее 300 академических кредитов.";
дополнить пунктом 46 следующего содержания:
"46. По завершению не менее 300 кредитов по образовательным программам непрерывного интегрированного медицинского образования "Медицина", "Стоматология" и "Педиатрия" или не менее 240 кредитов по образовательной программе "Медико-профилактическое дело" обучающемуся изъявившему желание работать по специальности, не связанной с медицинской (клинической) практикой, при освоении результатов обучения высшего образования, включая все виды деятельности, при успешной сдаче комплексного экзамена итоговой аттестации (без защиты магистерского проекта), предусмотренной индивидуальным учебным планом, присваивается академическая степень бакалавра здравоохранения.";
в государственном общеобязательном стандарте послевузовского образования, утвержденном приложением 4 к указанному приказу:
пункт 100 изложить в следующей редакции:
"100. Лицам, завершившим обучение по образовательной программе магистратуры и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присуждается степень "магистр медицинских наук" или "магистр здравоохранения" по образовательной программе "код и наименование образовательной программы" и выдается диплом о послевузовском образовании с приложением (транскрипт) бесплатно.
Лицам, завершившим обучение по программам непрерывного интегрированного медицинского образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присуждается степень "магистр медицины", для выпускников образовательной программы "Медико-профилактическое дело" – "магистр здравоохранения" и выдается диплом о послевузовском образовании с приложением (транскрипт) и (или) общеевропейское приложение к диплому (Diploma Supplement (диплома саплэмент), свидетельство об окончании интернатуры с присвоением квалификации "Врач", для выпускников образовательной программы "Медико-профилактическое дело" – "Врач-гигиенист, эпидемиолог".";
приложение к государственному общеобязательному стандарту высшего образования в области здравоохранения изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу.
3. В приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 9 января 2023 года № 4 "Об утверждении типовых учебных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 31672) внести следующие изменения:
в типовые учебные программы высшего образования по медицинским и фармацевтическим специальностям согласно приложению 3 к настоящему приказу:
пункт 27 изложить в следующей редакции:
"27. Планирование и организация образовательной деятельности осуществляются на основе типовых учебных планов и результатов обучения по соответствующей специальности согласно приложениям 7, 8, 9, 10 к настоящей Программе.";
приложение 7 к типовой учебной программе высшего образования по медицинским и фармацевтическим специальностям изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу;
дополнить приложением 10 к типовой учебной программе высшего образования по медицинским и фармацевтическим специальностям согласно приложению 3 к настоящему приказу.
Требования к объему учебной нагрузки программы высшего образования по направлению подготовки "Здравоохранение"
№ | Наименование циклов и дисциплин | Общая трудоемкость | |||
Сестринское дело | Фармация, Общественное здоровье | ||||
в академических часах | в академических кредитах | в академических часах | в академических кредитах | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Цикл общеобразовательные дисциплины (ООД) | 1680 | 56 | 1680 | 56 |
1) | Обязательный компонент | 1530 | 51 | 1530 | 51 |
История Казахстана | 150 | 5 | 150 | 5 | |
Философия | 150 | 5 | 150 | 5 | |
Иностранный язык | 300 | 10 | 300 | 10 | |
Казахский (Русский) язык | 300 | 10 | 300 | 10 | |
Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке) | 150 | 5 | 150 | 5 | |
Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология) | 240 | 8 | 240 | 8 | |
Физическая культура | 240 | 8 | 240 | 8 | |
2) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | 150 | 5 | 150 | 5 |
2 | Цикл базовых дисциплин (БД) |
не менее |
не менее |
не менее |
не менее |
1) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | ||||
2) | Профессиональная практика | ||||
3 | Цикл профилирующих дисциплин (ПД) |
не менее |
не менее |
не менее |
не менее |
1) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | ||||
2) | Профессиональная практика | ||||
4 | Дополнительные виды обучения (ДВО) | ||||
1) | Компонент по выбору | ||||
5 | Итоговая аттестация |
не менее |
не менее |
не менее |
не менее |
1) | Подготовка и сдача комплексного экзамена | ||||
Итого |
не менее |
не менее |
не менее |
не менее |
Требования к объему учебной нагрузки программ непрерывного интегрированного медицинского образования
№ п/п | Наименование циклов дисциплин и видов деятельности | Общая трудоемкость | |||
Медико-профилактическое дело | Медицина, Педиатрия, Стоматология | ||||
в академических часах | в академических кредитах | в академических часах | в академических кредитах | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Цикл общеобразовательные дисциплины (ООД) | 1680 | 56 | 1680 | 56 |
1) | Обязательный компонент | 1530 | 51 | 1530 | 51 |
История Казахстана | 150 | 5 | 150 | 5 | |
Философия | 150 | 5 | 150 | 5 | |
Иностранный язык | 300 | 10 | 300 | 10 | |
Казахский (Русский) язык | 300 | 10 | 300 | 10 | |
Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке) | 150 | 5 | 150 | 5 | |
Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология) | 240 | 8 | 240 | 8 | |
Физическая культура | 240 | 8 | 240 | 8 | |
2) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | 150 | 5 | 150 | 5 |
2 | Цикл базовых дисциплин (БД) |
не менее |
не менее |
не менее |
не менее |
1) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | ||||
в том числе: Иностранный язык (профессиональный) Менеджмент Психология управления | 180 | 6 | 180 | 6 | |
2) | Профессиональная практика | ||||
3 | Цикл профилирующих дисциплин (ПД) |
не менее |
не менее |
не менее |
не менее |
1) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | ||||
2) | Профессиональная практика | ||||
3) | Интернатура |
не менее |
не менее |
не менее |
не менее |
4 | Дополнительные виды обучения (ДВО) | ||||
1) | Компонент по выбору | ||||
5 | Экспериментально-исследовательская работа (ЭИР) | 390 | 13 | 390 | 13 |
6 | Итоговая аттестация |
не менее |
не менее |
не менее |
не менее |
1) | Написание, защита магистерского проекта и подготовка, сдача комплексного экзамена | 360 | 12 | 360 | 12 |
Итого |
не менее |
не менее |
не менее |
не менее |
Структура типовой учебной программы непрерывного интегрированного медицинского образования
Присваиваемая степень по завершению обучения по образовательным программам
"Медицина", "Педиатрия", "Стоматология" – магистр медицины.
Присваиваемая степень по завершению обучения по образовательной программе
"Медико-профилактическое дело" – магистр здравоохранения.
Присваиваемая квалификация по завершению обучения:
по образовательным программам "Медицина", "Педиатрия", "Стоматология" – "Врач";
по образовательной программе "Медико-профилактическое дело" – "Врач-гигиенист, эпидемиолог"
№ п/п | Наименование циклов дисциплин и видов деятельности | Общая трудоемкость | |||
"Медико-профилактическое дело" | "Медицина", "Педиатрия", "Стоматология" | ||||
в академических часах | в кредитах | в академических часах | в кредитах | ||
1 | Цикл общеобразовательные дисциплины | 1680 | 56 | 1680 | 56 |
1) | Обязательный компонент | 1530 | 51 | 1530 | 51 |
История Казахстана | 150 | 5 | 150 | 5 | |
Философия | 150 | 5 | 150 | 5 | |
Иностранный язык | 300 | 10 | 300 | 10 | |
Казахский (Русский) язык | 300 | 10 | 300 | 10 | |
Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке) | 150 | 5 | 150 | 5 | |
Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология) | 240 | 8 | 240 | 8 | |
Физическая культура | 240 | 8 | 240 | 8 | |
2) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | 150 | 5 | 150 | 5 |
2 | Цикл базовых дисциплин |
не менее |
не менее | не менее 2850 |
не менее |
1) | Вузовский компонент и (или) компонент по выбору | ||||
в том числе: Иностранный язык (профессиональный) | 180 | 6 | 180 | 6 | |
2) | Профессиональная практика | ||||
3 | Цикл профилирующих дисциплин | не менее 3600 |
не менее | не менее 4500 |
не менее |
1) | Вузовский компонент и(или) компонент по выбору | ||||
2) | Профессиональная практика | ||||
3) | Интернатура |
не менее |
не менее |
не менее |
не менее |
4 | Дополнительные виды обучения | ||||
5 | Экспериментально -исследовательская работа магистранта | 390 | 13 | 390 | 13 |
5.1. | Экспериментально -исследовательская работа магистранта, включая прохождение стажировки и выполнение магистерского проекта | ||||
6 | Итоговая аттестация |
не менее | не менее 12 |
не менее |
не менее |
1) | Написание и защита магистерского проекта | 240 | 8 | 240 | 8 |
2) | Подготовка и сдача комплексного экзамена | 120 | 4 | 120 | 4 |
Итого | не менее 9000 | не менее 300 | не менее 10800 | не менее 360 |
Перечень компетенций и результатов обучения программы "Медико-профилактическое дело"
Компетенция | Результаты обучения |
Оценка и анализ |
А. Выявлять проблемы, угрожающие санитарно-эпидемиологическому благополучию населения: |
Научная и практическая основа общественного здоровья |
A. Использовать современные знания о причинах заболеваний для практики и управления эпидпроцессом: |
Коммуникации |
A. Уметь доносить, передавать и представлять необходимую информацию до целевой аудитории: |
Социально-общественная значимость и взаимодействие для практики |
A. Представлять вклад в эпидемиологические исследования, программы общественного здоровья и процессы планирования общественного здравоохранения на национальном, региональном и популяционном уровнях: |
Управление профессиональной деятельностью (текущее, стратегическое планирование и руководство) |
A. Управлять мероприятиями в профессиональной деятельности: |
Лидерство и системное мышление |
A. Поддерживать и продвигать значимость санитарно-эпидемиологического благополучия населения в сфере здравоохранения: |
Влияние на политику в здравоохранении |
A. Привносить эпидемиологическую перспективу в разработку и анализ политики обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия: |
Содержание типовой учебной программы по специальности "Медико-профилактическое дело"
№ | Циклы и дисциплины | Базовое содержание |
1. | Цикл базовых дисциплин |
Анатомо-физиологические особенности организма, клеточные механизмы развития, биохимия, микробиология, биостатистические расчеты, основы эпидемиологии. Основы коммуникации при общении с населением, коллегами. Нормативно-правовые акты в деятельности санитарно–эпидемиологического благополучия населения Республики Казахстан. Физиологические основы клинико-физиологических методов исследования организма человека. Навыки критического мышления. Общие закономерности фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии. Факторы, определяющие здоровье. Природные и антропогенные факторы в формировании здоровья населения. Биостатистика, ее значение в оценке здоровья населения и деятельности органов санитарно – эпидемиологического благополучия населения. Основные принципы и правила биомедицинской этики. Санитарно-эпидемиологический мониторинг за состоянием воздуха, почвы, воды. Факторы производственной среды Санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия. Микробиологические основы дезинфекции, асептики, антисептики. Принципы микробиологической диагностики важнейших бактериальных, вирусных заболеваний. Эпидемиологический надзор, эпидемиологическая диагностика, эпидемиологический анализ. Исследования в области здоровья населения. Нормы радиационной и биологической безопасности. Радиационная безопасность населения. Учетно-отчетная документация. Внутренняя организация и функция управления. Цель и задачи менеджмента. Действующие нормативно-правовые акты в области гигиены труда, гигиены детей и подростков, гигиены питания и коммунальной гигиены. |
2. | Цикл профилирующих дисциплин |
Безопасность и охрана труда. Особенности регулирования труда отдельных категорий населения. Нормативно-правовые акты в области медицины труда. Оценка данных санитарно-лабораторного контроля объектов окружающей среды. Методы изучения, оценки состояния здоровья, физического развития населения. Гигиена образовательной деятельности, физического воспитания детей и подростков. Государственный контроль и надзор в области здравоохранения. |
Примечание:
**Уровни освоения практических навыков
Практические навыки по программе "Медико- профилактическое дело"
№ | Перечень | Уровень освоения** |
1. | Определять детерминанты здоровья индивидуума и популяции, проблемы и угрозы санитарно-эпидемиологического благополучия. | Уметь |
2. | Владеть методами оценки и изучения здоровья населения. Организовывать и проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия. | Проводить под руководством наставника |
3. | Управлять данными, полученными в результате разработанных и проведенных мероприятий, использовать их для научных и практических целей. | Организовывать и проводить под контролем наставника |
Владеть методами оценки качества воды, почвы, воздуха, параметров микроклимата, освещения, отопления и вентиляции в жилых, общественных и промышленных помещениях, рекомендовать меры по их организации. | Самостоятельно применять и владеть | |
4. | Организовать эпидемиологический контроль и надзор за инфекционными и неинфекционными заболеваниями, состоянием объектов окружающей среды. Поддерживать и продвигать значимость санитарно-эпидемиологического благополучия населения. | Самостоятельно организовывать и анализировать |