В соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.
2. Департаменту технического и профессионального образования Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр просвещения Республики Казахстан |
Г. Бейсембаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и спорта
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство обороны
Республики Казахстан
Утверждены приказом Министр просвещения Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 75 |
Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" (далее - Закон) и определяют порядок организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (далее – КТО) в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее – организации ТиППО).
2. В Правилах используются следующие основные понятия и определения:
1) академическая самостоятельность – совокупность полномочий субъектов образовательного процесса, предоставляемых им для самостоятельного определения содержания образования по дисциплинам компонента по выбору, дополнительным видам обучения и организации образовательной деятельности с целью создания условий для творческого развития обучающихся, педагогов и применения инновационных технологий и методов обучения;
2) академический период (Term) (терм) – период теоретического и практического обучения, устанавливаемый самостоятельно организацией образования в форме семестра;
3) академический кредит – унифицированная единица измерения объема учебной и (или) научной работы (нагрузки) обучающегося и (или) педагога;
4) академический час – единица измерения продолжительности учебных занятий или других видов учебной работы, в военных, специальных учебных заведениях (далее – ВСУЗ)1 академический час равен не менее 40 минутам, для организаций ТиППО – 45 минут, используется при составлении графика учебного процесса, расписания учебных занятий, при планировании и учете пройденного учебного материала, а также при планировании педагогической нагрузки и учете работы преподавателя;
5) активные раздаточные материалы (Hand-outs) (ханд-оутс) - наглядные иллюстрационные материалы, раздаваемые на учебных занятиях для мотивации обучающегося к творческому успешному усвоению темы (тезисы лекции, ссылки, слайды, примеры, глоссарий, задания для самостоятельной работы);
6) учебные достижения обучающихся – знания, умения, навыки и компетенции обучающихся, приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности;
7) итоговая аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин и (или) модулей и иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования;
8) академический рейтинг обучающегося (Rating) (рейтинг) – количественный показатель уровня овладения обучающимся учебной программы дисциплин и (или) модулей и иных видов учебной деятельности, составляемый по результатам промежуточной аттестации;
9) индивидуальный учебный план (далее – ИУП) – учебный план, формируемый на каждый учебный год обучающимся самостоятельно с помощью организации ТиППО на основании образовательной программы и каталога элективных дисциплин и (или) модулей;
10) кредитная технология обучения – обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин и (или) модулей с накоплением академических кредитов;
11) модуль – автономный, завершенный с точки зрения результатов обучения структурный элемент образовательной программы, имеющий четко сформулированные приобретаемые обучающимися знания, умения, навыки, компетенции и адекватные критерии оценки;
12) модульное обучение – способ организации учебного процесса на основе модульного построения образовательной программы, учебного плана и учебных дисциплин и (или) модулей;
13) балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений – система оценки уровня учебных достижений в баллах, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом, и позволяющая установить рейтинг обучающихся;
14) самостоятельная работа студента под руководством педагога (далее – СРСП) – работа студента, под руководством педагога, проводимая по расписанию занятий;
15) постреквизиты (Postrequisite) (постреквизит) – дисциплины и (или) модули и другие виды учебной работы, для изучения которых требуются знания, умения, навыки и компетенции, приобретаемые по завершении изучения данной дисциплины и (или) модули;
16) пререквизиты (Prerequisite) (пререквизит) – дисциплины и (или) модули и другие виды учебной работы, содержащие знания, умения, навыки и компетенции, необходимые для освоения изучаемой дисциплины и (или) модули;
17) самостоятельная работа студента (далее – СРС) – работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями; весь объем СРС подтверждается заданиями, требующими от обучающегося самостоятельной работы;
18) транскрипт (Transcript) (транскрипт) – документ, содержащий перечень освоенных учебных дисциплин и (или) модулей, и других видов учебной работы за соответствующий период обучения с указанием академических кредитов и оценок;
19) средний балл успеваемости (Grade Point Average - GPA) (Грейд Пойнт Эверейдж) – средневзвешенная оценка уровня учебных достижений обучающегося за определенный период по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов итоговой оценки по всем видам учебной работы к общему количеству кредитов по данным видам работы за данный период обучения);
20) неформальное образование – вид образования, осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета места, сроков и формы обучения, и сопровождается выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;
21) элективные дисциплины и (или) модули – учебные дисциплины и (или) модули, направленные на расширение и (или) углубление компетенций, выбираемые обучающимся в обязательном порядке для изучения при освоении образовательной программы.
3. Основными задачами организации учебного процесса по КТО являются:
1) описание квалификации результатами обучения;
2) группировка результатов обучения для формирования компетенций, являющихся составными элементами конкретной квалификации, отражающими ее содержание и структуру;
3) усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся;
4) присвоение академических кредитов путем признания результатов обучения формального и неформального образования.
5) оценка учебных достижений, обучающихся через эффективную и прозрачную процедуру контроля и оценивания;
4. КТО включает:
1) введение системы академических кредитов для измерения объема учебного материала и оценки трудозатрат обучающихся и педагогов по каждой учебной дисциплине и (или) модулям и другим видам учебной работы;
2) свободу выбора обучающимися учебных дисциплин и (или) модулей, включенных в каталог элективных дисциплин и (или) модулей (далее – КЭД/КЭМ), обеспечивающую их непосредственное участие в формировании ИУП, за исключением ВСУЗов;
3) использование интерактивных методов и инновационных технологий обучения;
4) активизацию самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы;
5) академическую свободу учебного заведения в организации учебного процесса, формировании образовательных программ в ТиППО;
6) обеспечение учебного процесса необходимыми учебными и методическими материалами, материально-техническими и информационными ресурсами;
7) эффективные методы контроля и оценки учебных достижений, а также результатов обучения обучающихся;
8) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений, обучающихся по каждой учебной дисциплине и (или) модулю и другим видам учебной работы.
Глава 2. Организация учебного процесса по КТО в организациях ТиППО
Параграф 1. Образовательные программы, основанные на результатах обучения
5. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы разрабатываются на основе образовательной программы.
Образовательные программы реализуются с ориентацией на результаты обучения, посредством оценки и подтверждения кредитов для присуждения квалификации в течение всего периода обучения независимо от места, формы и срока обучения.
В ВСУЗах содержание образовательных программ предусматривает изучение общеобразовательных, общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, полевых выходов и прохождение войсковой стажировки.
6. В рабочем учебном плане определяется перечень и трудоемкость каждой учебной дисциплины и (или) модуля в кредитах, порядок их изучения, виды учебной деятельности и формы контроля, объем часов, отводимый на аудиторные занятия; объем часов, отводимый на самостоятельную работу студентов под руководством педагога (СРСП); объем часов, отводимый на самостоятельную работу студентов (СРС).
Рабочий учебный план служит основой для расчета трудоемкости учебной работы обучающегося и педагога.
Рабочий учебный план разрабатывается на весь период обучения и утверждается руководителем организации образования.
В ВСУЗах в рабочем учебном плане определяется перечень и трудоемкость каждой учебной дисциплины и в кредитах, порядок их изучения, виды учебной деятельности и формы контроля.
В ВСУЗах рабочие учебные планы разрабатывается в соответствии с Правилами организации и осуществления учебного процесса, учебно-методической и научно-методической деятельности в военных учебных заведениях, подведомственных Министерству обороны Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра обороны Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 31 (зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов под № 13342).
7. По каждой образовательной программе организацией образования разрабатывается КЭД/КЭМ, за исключением ВСУЗов.
КЭД/КЭМ обеспечивает обучающимся возможность альтернативного выбора элективных учебных дисциплин и (или) модулей, для формирования индивидуальной образовательной траектории.
8. На основании образовательной программы и КЭД/КЭМ организацией образования совместно с обучающимися разрабатываются ИУПы, за исключением ВСУЗов.
ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно, составляется с учетом пререквизитов и постреквизитов и служит основой для актуализации компонента по выбору РУП. В ИУП включаются дисциплины и (или) модули и виды учебной деятельности. Форму и структуру ИУП определяются организацией образования самостоятельно.
9. Рабочие учебные программы разрабатываются по всем дисциплинам и (или) модулям организациями образования самостоятельно с ориентиром на результаты обучения в соответствии приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130 "Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20317).
Параграф 2. Учебный процесс по КТО
10. Организация учебного процесса осуществляется на основе графика учебного процесса, который утверждается руководителем организации образования.
В графике учебного процесса указывается последовательность реализации образовательных программ по годам.
График учебного процесса состоит из академических периодов, периодов промежуточной аттестации, каникул, профессиональной практики и (или) производственного обучения. На выпускном курсе в учебный год включается период итоговой аттестации.
Продолжительность академических периодов и каникул определяются организациям ТиППО самостоятельно.
В ВСУЗах учебный год составляет 52 недели, из которых каникулы составляют не менее 6 недель.
11. Организация образования обеспечивает учебный процесс в полном объеме информационными источниками: учебниками, учебными пособиями, методическими пособиями и разработками по учебным дисциплинам и (или) модулям, активными раздаточными материалами и указаниями по самостоятельной работе, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам.
12. Профессиональная практика, является обязательным видом учебной работы обучающегося.
Основными видами профессиональной практики являются учебная, производственная, преддипломная, (войсковая стажировка для военных учебных заведений).
Виды, сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными планами и рабочими учебными программами, утвержденными организациями ТиППО.
В ВСУЗах продолжительность всех видов практик (полевые выходы, на полигонах, войсковая стажировка, учения) определяется в неделях, и планируется из расчета до 54 часов учебных занятий в неделю.
Производственное обучение и профессиональная практика составляет не менее 40 % от общего объема общепрофессиональных и специальных дисциплин или от профессионального модуля (за исключением ВСУЗов).
13. Планирование учебной нагрузки педагогов осуществляется в кредитах или академических часах, представляющих собой время контактной работы педагога с обучающимся. При планировании объема учебной работы исходят из того, что один кредит равен 24 (двадцати четырем) академическим часам для всех ее видов. Один академический час по всем видам учебной работы равен 45 минутам.
14. При КТО самостоятельная работа обучающихся подразделяется на две части: на самостоятельную работу, которая выполняется под руководством педагога (СРСП) и работу, которая выполняется полностью самостоятельно (СРС).
СРСП входит в обязательную оплачиваемую нагрузку педагогов.
15. Весь объем СРС подтверждается заданиями, требующими от обучающегося самостоятельной работы, которое не входит в оплачиваемую нагрузку педагогов.
16. Соотношение времени между аудиторной контактной работой, СРСП и СРС по всем видам учебной деятельности определяется организацией ТиППО самостоятельно. Объем аудиторной работы и СРСП составляет 60 кредитов /1440 часов в год, при этом объем СРСП составляет не более тридцати процентов от объема каждой дисциплины и/или модуля. Объем СРС составляет 15 кредитов /360 часов в год.
17. Организация системы контроля учебных достижений, обучающихся осуществляется учебной частью.
Учебная часть ведет историю учебных достижений, обучающихся в течение всего периода обучения, которая отражается в транскрипте. Транскрипт выдается по запросу обучающегося за любой период его обучения.
18. Присуждение академических кредитов обучающемуся по учебным дисциплинам и (или) модулям и иным видам учебной работы, а также по завершению изучения образовательной программы осуществляется при положительной оценке достигнутых им результатов обучения.
Достигнутые результаты обучения и положительные оценки, полученные обучающимся в формальном и неформальном образовании, признаются с перезачетом академических кредитов организациями ТиППО самостоятельно.
Документами, подтверждающими результаты обучения, являются сертификат или свидетельство о завершении обучения.
Для признания результатов обучения организация образования создает комиссию. Комиссия состоит из нечетного количества членов, в состав которой входят педагоги организации образования. Из числа членов комиссии большинством голосов избирается председатель комиссии, который руководит деятельностью комиссии, а в случае его отсутствия заместитель председателя. Функции секретаря комиссии выполняет специалист организации образования, не являющийся членом комиссии.
Решение комиссии оформляется протоколом. Протоколы ведутся в соответствии с Правилами документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 703. На основе решения комиссии, оценка результатов обучения вносится в транскрипт студента.