О внесении изменений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 21 июня 2017 года № 371 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов по воздуху на гражданских воздушных судах" и признании утратившим силу приказа Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года № 79 "Об утверждении Перечня опасных грузов, предназначенных для перевозки гражданскими воздушными судами"

Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 14 марта 2023 года № 154. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 марта 2023 года № 32070

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра инвестициям и развитию Республики Казахстан от 21 июня 2017 года № 371 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов по воздуху на гражданских воздушных судах" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 15370) следующие изменения:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Об утверждении Инструкции по перевозке опасных грузов по воздуху на гражданских воздушных судах";

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Закона РК "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации";

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "Утвердить прилагаемую Инструкцию по перевозке опасных грузов по воздуху на гражданских воздушных судах.";

      Правила перевозки опасных грузов по воздуху на гражданских воздушных судах, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Признать утратившим силу приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года № 79 "Об утверждении Перечня опасных грузов, предназначенных для перевозки гражданскими воздушными судами" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 6805).

      3. Комитету гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан после его официального опубликования.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан М. Карабаев

 

      "СОГЛАСОВАН"

      Министерство по чрезвычайным

      ситуациям Республики Казахстан

 

      "СОГЛАСОВАН"

      Министерство национальной экономики

      Республики Казахстан

 

      "СОГЛАСОВАН"

      Министерство цифрового

      развития, инноваций

      и аэрокосмической

      промышленности

 

      "СОГЛАСОВАН"

      Министерство внутренних дел

      Республики Казахстан

 

      "СОГЛАСОВАН"

      Министерство энергетики

      Республики Казахстан

  Приложение к приказу
  Министра индустрии и инфраструктурного
  развития Республики Казахстан
  от 14 марта 2023 года
  № 154
  Утверждена приказом
  Министра по инвестициям и
  развитию Республики Казахстан
  от 21 июня 2017 года
  № 371

Инструкция по перевозке опасных грузов по воздуху на гражданских воздушных судах Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция по перевозке опасных грузов на гражданских воздушных судах (далее – Инструкция) разработана в соответствии со статьей 76 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее – Закон) и определяет перевозку опасных грузов на гражданских воздушных судах.

      2. Инструкция направлена на обеспечение безопасности, при котором опасные грузы перевозятся не подвергая воздушное судно и находящихся в нем пассажиров и экипажа опасности при соблюдении требований и положений Приложения 18 к Конвенции о международной гражданской авиации, ратифицированной постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 2 июля 1992 года "О ратификации конвенции о международной гражданской авиации" (далее – Приложение 18 к Конвенции), "Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху" Doc. 9284 Международной организации гражданской авиации (далее – Технические инструкции) и настоящей Инструкции.

      3. Настоящая Инструкция при выполнении международных перевозок опасных грузов применяется в части, не противоречащей международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан, а также законодательству страны на территории, с территории или через территорию которой осуществляются такие перевозки.

      4. В настоящей Инструкции используются следующие понятия и термины и определения:

      1) командир воздушного судна (далее – КВС) – пилот, назначенный эксплуатантом или, в случае авиации общего назначения, владельцем воздушного судна выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета;

      2) утверждение – разрешение, предоставляемое уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации для:

      перевозки опасных грузов, запрещенных к перевозке на пассажирских и/или грузовых воздушных судах, когда в Технических инструкциях указывается, что такие грузы перевозятся при наличии утверждения;

      иных целей, предусмотренных в Технических инструкциях;

      3) освобождение – разрешение, кроме утверждения, предоставляемое уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации, предусматривающее освобождение от действия положений Технических инструкций;

      4) упаковочный комплект – емкости и иные компоненты или материалы, которые необходимы для обеспечения функции емкости по удержанию содержимого;

      5) номер по списку ООН – четырехзначный номер, присвоенный Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ для обозначения изделия или вещества или конкретной группы изделий или веществ;

      6) исключение – положение настоящих Инструкций и Приложения 18 к Конвенции, в соответствии с которым на конкретный вид опасных грузов не распространяются обычно применяемые к такому виду требования;

      7) серьезный инцидент – инцидент, обстоятельства которого указывают на имевшую место высокую вероятность авиационного происшествия в связи с использованием воздушного судна, который, в случае пилотируемого воздушного судна, происходит с момента, когда какое-либо лицо поднимается на борт воздушного судна с намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули воздушное судно, или, в случае беспилотного воздушного судна, происходит с момента, когда воздушное судно готово стронуться с места с целью совершить полет, до момента его остановки в конце полета и выключения основной силовой установки;

      8) пассажирское воздушное судно – воздушное судно, осуществляющее перевозку любого лица, не являющегося членом экипажа, сотрудником эксплуатанта при исполнении служебных обязанностей, уполномоченным представителем уполномоченного органа (уполномоченной организации) в сфере гражданской авиации или сопровождающим партию груза или иной груз;

      9) государство отправления – государство, на территории которого грузовая отправка первоначально грузится на борт воздушного судна;

      10) грузовое воздушное судно – воздушное судно, кроме пассажирского воздушного судна, которое перевозит груз или имущество;

      11) грузовая отправка – одно или несколько мест с опасным грузом, принятых эксплуатантом от одного грузоотправителя в одно время и в один адрес, включенных в одну партию и перевозимых одному грузополучателю в один пункт назначения;

      12) грузовое место – конечный продукт операций по упаковыванию груза, состоящий из упаковочного комплекта и его содержимого, подготовленного к перевозке;

      13) средство пакетирования грузов – тип грузового контейнера, авиационного контейнера, авиационного поддона с сеткой или авиационного поддона с сеткой над защитным колпаком;

      14) опасные грузы – изделия или вещества, создающие угрозу для жизни и здоровью, безопасности и имуществу человека или окружающей среде, указанные в перечне опасных грузов, определяемых техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху Международной организации гражданской авиации (ИКАО);

      15) происшествие, связанное с опасными грузами – происшествие, относящееся к перевозке опасных грузов по воздуху и связанное с ней событие, в результате которого какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или серьезное телесное повреждение, или наносится серьезный ущерб имуществу и окружающей среде;

      16) инцидент, связанный с опасными грузами – инцидент, относящейся к перевозки опасных грузов по воздуху и связанное с ней событие, которое происходит не обязательно на борту воздушного судна и приводит к телесному повреждению какого-либо лица, причинению ущерба имуществу или окружающей среде, пожару, повреждению, просыпке, утечке жидкости или радиации и иным явлениям, свидетельствующим о нарушении упаковочного комплекта, но не являющееся происшествием, связанным с опасными грузами. Любое событие, связанное с перевозкой опасных грузов, которое создает угрозу воздушному судну или находящимися на его борту лицам, также рассматривается как инцидент, связанный с опасными грузами;

      17) государство назначения – государство, на территории которого грузовая отправка окончательно выгружается с борта воздушного судна;

      18) эксплуатант – физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;

      19) внешняя упаковка – тара, используемая одним грузоотправителем с целью объединения одного или нескольких грузовых мест и образования единой обрабатываемой единицы для удобства обработки и хранения;

      20) назначенный оператор – оператор почты, назначаемый уполномоченным органом для обеспечения оказания услуг почтовой связи и выполнения относящихся к ним обязательств, вытекающих из актов Всемирного почтового союза, на всей территории Республики Казахстан.

      21) член летного экипажа – лицо, относящееся к авиационному персоналу, имеющее действующее свидетельство авиационного персонала, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение полетного времени;

      22) несовместимый – термин, применяемый к опасным грузам, при смешивании которых происходит опасное выделение тепла или газа или образовываются коррозионные вещества;

      23) член экипажа – лицо, относящееся к авиационному персоналу, назначенное для выполнения определенных обязанностей на борту воздушного судна в течение полетного времени.

      5. Классификация веществ и изделий производится в соответствии с положениями Технических инструкций.

      6. Опасные грузы, создающие угрозу для здоровья человека и безопасности имущества или окружающей среды, классифицированные и указанные в перечне Технических инструкций, перевозятся воздушными судами в соответствии с требованиями Технических инструкций.

      7. Настоящая Инструкция не распространяется на опасные грузы, необходимые на борту воздушного судна в соответствии с требованиями летной годности и правилами эксплуатации воздушного судна или для специальных целей, указанных в Технических инструкциях.

      8. Изделия и вещества, классифицируемые как опасные, которые сняты с воздушного судна для замены или предназначены для замены изделий и веществ воздушного судна с целью восстановления его летной годности, перевозятся на борту воздушного судна в соответствии с настоящей Инструкцией и Техническими инструкциями.

      9. Конкретные изделия и вещества, перевозимые пассажирами или членами экипажа, не подпадают под действие положений данной Инструкции, как это указано в Технических инструкциях.

      10. Не принимаются для перевозки воздушными судами неклассифицированные опасные грузы, маркировка, знаки опасности и упаковка которых не соответствуют требованиям Технических инструкций.

      Пассажирам и членам экипажа не допускается перевозить опасные грузы в качестве зарегистрированного багажа и ручной клади, за исключением случаев, предусмотренных Техническими инструкциями.

      11. Опасные грузы упаковываются и перевозятся в упаковочных комплектах в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и Технических инструкций. Грузовое место с опасным грузом снабжается маркировочными знаками в соответствии с требованиями Технических инструкций.

      12. Грузоотправители, эксплуатанты и иные организации, задействованные при перевозке опасных грузов по воздуху, обеспечивают соблюдение требований Технических инструкций по приему опасных грузов, предполагаемых к перевозке по воздуху и подготовленных в соответствии с Техническими инструкциями, к наземной перевозке на аэродромы или с аэродромов.

      13. Эксплуатант воздушного судна обеспечивает сохранность документа перевозки опасных грузов, контрольного листа-приемки и письменную информацию командиру воздушного судна, в срок не менее трех месяцев или иного периода, указанного соответствующими государствами, после выполнения рейса, которым были перевезены эти опасные грузы.

      14. Работодатель персонала, выполняющего функции, направленные на обеспечение перевозки опасных грузов разрабатывает и применяет программу подготовки персонала в области опасных грузов в соответствии с Техническими инструкциями.

      15. Программы подготовки в области опасных грузов для эксплуатантов, назначенных операторов и иных организаций, задействованных при перевозке опасных грузов по воздуху, утверждаются уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации.

Глава 2. Перевозка опасных грузов на гражданских воздушных судах

      16. Грузоотправитель выявляет и надлежащим образом подготавливает опасные грузы для перевозки воздушными судами грузовой отправкой.

      Перед предъявлением грузового места или внешней упаковки с опасным грузом для перевозки воздушными судами грузоотправитель убеждается в том, что опасные грузы разрешены для перевозки воздушными судами, классифицированы, упакованы, маркированы, снабжены знаками и сопровождаются декларацией грузоотправителя на опасный груз (документ перевозки опасного груза), оформленной в соответствии с требованиями Технических инструкций.

      17. Лицо, предоставляющее опасные грузы для перевозки воздушными судами, за исключением случаев, указанных в Технических инструкциях, предоставляет эксплуатанту сертификат обучения по курсу безопасная перевозка опасных грузов по воздуху, подтверждающий его квалификацию, составляет, подписывает и передает эксплуатанту декларацию грузоотправителя на опасный груз, которая содержит информацию, предусмотренную Техническими инструкциями.

      18. В авиагрузовой накладной содержится информация о декларации грузоотправителя на опасный груз, свидетельствующая о том, что представленный для перевозки воздушными судами опасный груз в полной мере определен согласно отгрузочным наименованиям, классифицирован, упакован, маркирован, снабжен знаками опасности и находится в состоянии, готовом для перевозки воздушными судами с соблюдением настоящей Инструкции и Технических инструкций.

      19. При перевозке опасного груза воздушными судами в иностранное государство, декларация дополнительно переводится на английский язык.

      20. Прием особо опасного груза для перевозки гражданскими воздушными судами, указанного в Технических инструкциях, производится только после получения эксплуатантом подтверждения о готовности грузоотправителя к отправке и приему грузополучателем особо опасного груза, а также получения подтверждения о готовности к приему и обработке особо опасного груза всех аэропортов посадки по маршруту полета воздушного судна.

      21. Перед вылетом воздушного судна с опасным грузом эксплуатант или юридическое лицо, осуществляющее аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания грузов и почты (агент по наземной обработке грузов в аэропорту), до погрузки опасного груза на воздушное судно, предоставляет командиру воздушного судна письменную информацию об опасном грузе в соответствии с Техническими инструкциями. Информация командиру воздушного судна включает следующее:

      1) номер авиагрузовой накладной (при наличии);

      2) надлежащее отгрузочное наименование, дополненное по необходимости техническим наименованием и номер по списку ООН, как указано в Технических инструкциях;

      3) класс или категорию, а также дополнительную опасность (опасности), соответствующую(ие) нанесенному(ым) знаку (знакам) дополнительной опасности, с указанием численных значений, а в случае класса 1 группу совместимости;

      4) группу упаковывания, указанную в документе перевозки опасных грузов;

      5) количество грузовых мест и точное место их расположения после погрузки;

      6) количество нетто или, при применениии, массу брутто каждого грузового места, за исключением радиоактивных веществ или иных опасных грузов, в документе перевозки опасных грузов которых не требуется указывать количество нетто или массу брутто;

      7) для радиоактивных веществ – количество грузовых мест, внешних упаковок или грузовых контейнеров, их категорию, транспортный индекс (при наличии) и точное место их расположения после погрузки;

      8) указание о том, должно ли данное грузовое место перевозиться только на грузовом воздушном судне;

      9) аэродром, на котором данное грузовое место подлежит выгрузке;

      10) указание о том, что эти опасные грузы перевозятся согласно освобождению данного государства;

      11) номер телефона грузоотправителя, по которому эксплуатант (перевозчик), аэропорты отправления и назначения получают информацию об опасных грузах на борту воздушного судна, в случае возникновения аварийной ситуации во время полета на борту воздушного судна.

      22. Перед вылетом воздушного судна с опасным грузом эксплуатант информирует аэропорт назначения о наличии опасного груза на борту воздушного судна.

      23. В руководстве по производству полетов эксплуатанта содержится информация, необходимая для выполнения перевозки опасного груза летным экипажем воздушного судна, и о его действиях в случае возникновения аварийной обстановки на борту воздушного судна с опасным грузом.

      24. Эксплуатант не принимает опасные грузы для перевозки воздушными судами:

      1) если опасные грузы не сопровождаются декларацией грузоотправителя на опасный груз, за исключением случаев, указанных в Технических инструкциях, о том, что наличие такого документа не требуется;

      2) без проверки грузового места, внешней упаковки или грузового контейнера с опасными грузами в соответствии с порядком приемки согласно Технических инструкций.

      25. Эксплуатант составляет приемно-контрольный перечень опасных грузов с целью обеспечения соблюдения пункта 24 настоящей Инструкции.

      26. Погрузка упаковок и внешних упаковок с опасными грузами и грузовых контейнеров с радиоактивными веществами на борт воздушного судна и их размещение осуществляется в соответствии с Техническими инструкциями.

      27. Грузовые места с опасным грузом со знаком "Только грузовым воздушным судном", грузятся в соответствии с положениями Технических инструкций.

      28. Грузовые места, внешние упаковки с опасными грузами и грузовые контейнеры с радиоактивными веществами до погрузки на борт воздушного судна или в средство пакетирования опасных грузов, которое не является внешней упаковкой, проверяются на отсутствие признаков утечки или повреждения. Протекающие и поврежденные грузовые места, внешние упаковки и грузовые контейнеры для погрузки на борт воздушного судна не допускаются.

      29. Если грузовое место с опасным грузом, погруженное на борт воздушного судна, оказалось повреждено или имеет утечку, то эксплуатант принимает все меры, чтобы такое грузовое место было снято с борта воздушного судна отправителем или организацией, производящей погрузку, после чего обеспечивает остальной части грузовой отправки защиту от загрязнения.

      30. Грузовые места, внешние упаковки с опасными грузами и грузовые контейнеры с радиоактивными веществами проверяются эксплуатантом на отсутствие признаков повреждений или утечки также при выгрузке из воздушного судна или из средства пакетирования опасных грузов. При обнаружении признаков повреждений или утечки производится проверка зоны на борту воздушного судна, в которой опасные грузы или средства пакетирования опасных грузов размещались, с целью выявления повреждений или загрязнения.

      31. Опасное загрязнение на борту воздушного судна, полученное в результате утечки или повреждения опасных грузов, незамедлительно устраняется.

      32. Воздушное судно, загрязненное радиоактивными веществами, незамедлительно снимается с эксплуатации до тех пор, пока уровень радиации на любой доступной поверхности или уровень нефиксированного загрязнения не будет ниже значений, указанных в Технических инструкциях.

      33. Грузовые места с опасными грузами, которые вступают в опасное взаимодействие друг с другом, не размещаются на борту воздушного судна рядом или в положении, при утечке приведет к их взаимодействию. Несовместимые опасные грузы размещаются отдельно друг от друга.

      34. Грузовые места с токсическими или инфекционными веществами размещаются на борту воздушного судна в соответствии с Техническими инструкциями.

      35. Грузовые места с радиоактивными веществами размещаются на борту воздушного судна отдельно от людей, животных или не проявленной фотопленки в соответствии с требованиями Технических инструкций.

      36. Если опасные грузы погружены на борт воздушного судна в соответствии с настоящей Инструкцией, то эксплуатант обеспечивает защиту опасных грузов от повреждений. Опасный груз закрепляется на борту воздушного судна таким образом, чтобы исключить его перемещение во время полета. Грузовые места с радиоактивными веществами закрепляются на борту воздушного судна таким образом, чтобы обеспечить во время полета соблюдение пункта 35 настоящей Инструкции.

      37. Если эксплуатант обнаруживает пропажу, нарушение крепления или несоответствие знаков опасности для мест с опасными грузами, он осуществляет замену их соответствующими знаками опасности с учетом информации, приведенной в документе перевозки опасных грузов.

      38. Администрации аэропортов и эксплуатанты обеспечивают предоставление информации пассажирам таким образом, чтобы пассажиры были предупреждены о тех видах опасных грузов, которые им не разрешается перевозить на борту воздушного судна в соответствии с Техническими инструкциями.

      39. Грузоотправители, эксплуатанты и иные организации, задействованные при перевозке опасных грузов по воздуху, обеспечивают авиационную безопасность опасных грузов, в соответствии с требованиями Закона в части обеспечения авиационной безопасности и Техническими инструкциями, с целью свести к минимуму случаи кражи или ненадлежащего использования опасных грузов, которые создают угрозу жизни людей, имуществу или окружающей среде.

      40. Грузоотправители, эксплуатанты и иные организации, задействованные при перевозке опасных грузов по воздуху, обеспечивают соблюдение требований по технике безопасности и санитарной гигиене в соответствии с национальным законодательством Республики Казахстан.

      41. Эксплуатанты, грузоотправители и иные организации предоставляют своему персоналу информацию, необходимую им для выполнения обязанностей, связанных с перевозкой опасных грузов, и дают указания о действиях в случае возникновения аварийной обстановки с опасным грузом. Необходимая информация с процедурами готовится в соответствии с Техническими инструкциями и Инструкцией о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами на воздушных судах.

      42. При возникновении аварийной ситуации во время полета на борту воздушного судна с опасным грузом командиру воздушного судна необходимо сообщить об этом органу обслуживания воздушного движения с целью передачи аэропорту посадки воздушного судна о всех опасных грузах на борту воздушного судна в соответствии с Техническими инструкциями и Инструкцией о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами на воздушных судах.

      43. При авиационном происшествии или серьезном инциденте на борту воздушного судна с опасным грузом эксплуатант воздушного судна незамедлительно передает сведения об опасных грузах (содержащиеся в письменной информации, предоставленной командиру воздушного судна), находящихся на борту воздушного судна, аварийным службам, задействованным в связи с этим происшествием или серьезным авиационным инцидентом. Эксплуатант в течение 24 часов передает сведения соответствующим уполномоченным органам в области гражданской авиации государства эксплуатанта и государства, в котором произошло авиационное происшествие или серьезный инцидент.

      44. При авиационном инциденте эксплуатант воздушного судна с опасным грузом незамедлительно передает аварийным службам, задействованным в связи с этим инцидентом и соответствующему уполномоченному органу и организации в области гражданской авиации, в котором произошел авиационный инцидент, сведения об опасных грузах (содержащиеся в письменной информации, предоставленной командиру воздушного судна), находящихся на борту воздушного судна.

      45. При обнаружении в грузе или почте незадекларированных или неправильно задекларированных опасных грузов, а также обнаружении опасных грузов, не допускаемых к перевозке в багаже или ручной клади пассажиров или членов экипажа, эксплуатант или иная организация, задействованная при перевозке опасных грузов по воздуху, предоставляет отчет уполномоченной организации в сфере гражданской авиации в течение 72 часов с момента их обнаружения.

Глава 3. Ограничения при перевозке опасных грузов гражданскими воздушными судами

      46. Не разрешается перевозка опасных грузов гражданскими воздушными судами, за исключением случаев, указанных в настоящей Инструкции и Технических инструкциях.

      47. Не разрешается перевозка гражданскими воздушными судами опасных грузов, указанных в Технических инструкциях как запрещенные для перевозки воздушными судами в обычных условиях, и зараженных животных при отсутствии освобождения в соответствии с пунктом 51 настоящей Инструкции или указания в Технических инструкциях о возможности перевозки опасных грузов в соответствии с утверждением, выданным государством отправления.

      48. Не разрешается перевозка опасных грузов гражданскими воздушными судами любого типа, указанных в Технических инструкциях, как запрещенные для перевозки воздушными судами при иных обстоятельствах.

      49. Опасные грузы не перевозятся в салоне воздушного судна, занятом пассажирами, или в кабине экипажа гражданского воздушного судна, за исключением обстоятельств, предусмотренных Техническими инструкциями.

      50. Средство пакетирования опасных грузов до проверки, устанавливающей отсутствие утечки или повреждения находящихся в нем опасных грузов, для погрузки на борт гражданского воздушного судна не допускается.

Глава 4. Освобождения от действия положений Технических Инструкций

      51. В соответствие с Техническими инструкциями, уполномоченная организация в сфере гражданской авиации предоставляет освобождение от запрета перевозки опасных грузов гражданскими воздушными судами в исключительных случаях:

      1) чрезвычайных обстоятельств;

      2) при использовании иных видов транспорта является нецелесообразным;

      3) при точном соблюдении установленных требований противоречит общественным интересам.

      Необходимость перевозки опасных грузов, вызванных чрезвычайными обстоятельствами, обуславливается:

      оказанием гуманитарной и экологической помощи;

      эпидемией;

      в целях обеспечения национальной или международной безопасности;

      спасанием людей (аварийно-спасательные работы).

      Не рассматриваются заявления, обусловленные только в коммерческих целях.

      52. Для получения освобождения на перевозку опасных грузов эксплуатант представляет в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации следующие документы:

      1) обоснование необходимости перевозки изделия или вещества по воздуху;

      2) основание, указывающее на то, что при перевозке будет обеспечиваться уровень безопасности, включая иные меры по обеспечению безопасности равнозначный уровню, предусмотренному Техническими инструкциями;

      3) наименование груза, классификация и номер по списку ООН со всеми уточняющимися техническими данными;

      4) предлагаемый упаковочный комплект;

      5) количество мест груза, подлежащее перевозке;

      6) виды обработки и действия в аварийной обстановке;

      7) наименования и адреса грузоотправителя и грузополучателя;

      8) аэропорты вылета, транзита, назначения, государство назначения, государство отправления, предполагаемые сроки перевозки и маршрут;

      9) подробные сведения об эксплуатанте, включая тип воздушного судна, номер рейса, паспорт безопасности на перевозимые грузы, декларация опасного груза, контрольный лист приемки опасного груза, эксплуатационные спецификации, сертификат летной годности, сертификат эксплуатанта, сертификат обучения курсам по опасным грузам лица, заполнившего декларацию опасного груза и лица, заполнившего контрольный лист приемки опасного груза.

      Уполномоченная организация в сфере гражданской авиации проводит анализ вышеизложенных сведений и оценку рисков в соответствии с факторами риска, отраженными в Технических инструкциях.

      При не предоставления документов в соответствии с пунктом 52 настоящих Инструкций, либо предоставления недостоверной информации, уполномоченная организация в сфере гражданской авиации в течении трех рабочих дней с момента регистрации заявления дает мотивированный отказ в выдаче освобождения.

      53. В освобождении, выдаваемом уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации, содержатся следующие сведения:

      1) номер опасного груза по списку ООН, надлежащее отгрузочное наименование и классификация;

      2) упаковочный комплект и применимое количество;

      3) информация, перечисленная в подпунктах 6), 7), 8) пункта 52 настоящей Инструкции;

      4) требования в отношении погрузки и выгрузки опасных грузов, за исключением рейсов, выполняемых без посадки на территории Республики Казахстан;

      5) срок действия освобождения (не превышает одного месяца с даты выдачи освобождения).

      Уполномоченная организация в сфере гражданской авиации рассматривает заявку на получение освобождения в течение десяти рабочих дней с момента ее получения.

      54. Выдача освобождения предусматривается только к перевозке опасных грузов на грузовых воздушных судах.

      Перевозка опасных грузов на пассажирских воздушных судах, при наличии освобождения, выполняется без пассажиров.

Глава 5. Перевозка опасных грузов почтовыми отправлениями

      55. Опасные грузы, скрытые или ложно заявленные как товары общего назначения, не допускаются к пересылке по почте в качестве авиапочты.

      56. Следующие опасные грузы принимаются в качестве авиапочтового отправления с учетом разрешения уполномоченной организации в сфере гражданской авиации с учетом требований настоящей Инструкции и Технических инструкций:

      1) образцы, взятые непосредственно у людей или животных, выделения, продукты секреции, кровь и ее компоненты, ткани и мазки тканевой жидкости, а также части тела, перевозимые для исследования, диагностики, расследования, лечения и профилактики заболеваний;

      2) инфекционные вещества, отнесенные исключительно к категории В и диоксид углерода, твердый (сухой лед), при использовании в качестве хладагента с соблюдением требований Технических инструкций;

      Почтовые отправления, содержащие сухой лед в качестве хладагента, отдельно предъявляются эксплуатанту назначенным оператором;

      3) радиоактивное вещество в освобожденной упаковке в соответствии с требованиями Технических инструкций.

      4) литий-ионные батареи, содержащиеся в оборудовании.

      В любом отдельном грузовом месте почтой перевозятся в количестве не более четырех элементов или двух батарей;

      5) литий-металлические батареи, содержащиеся в оборудовании в любом отдельном грузовом месте почтой перевозятся в количестве не более четырех элементов или двух батарей.

      57. Процедуры, используемые назначенным оператором в целях осуществления контроля за почтовыми отправлениями опасных грузов для перевозки по воздуху, утверждаются уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации.

      58. Назначенный оператор обеспечивает соответствие установленных процедур и программы обучения по опасным грузам требованиям настоящей Инструкции и применимым требованиям Технических инструкций.

      59. Назначенный оператор разрабатывает процедуры контроля за предъявлением опасных грузов для перевозки по воздуху, касающиеся:

      1) подготовки работников в соответствии с положениями Технических инструкций;

      2) представления отчетов о происшествиях и инцидентах, связанных с опасными грузами;

      3) представления отчетов о случаях обнаружения сокрытых или незадекларированных опасных грузах;

      4) предоставления информации клиентам на пунктах приема (уличные почтовые ящики, почтовые отделения, интернет-ресурсы);

      5) предоставления клиентам, состоящим на договорном обслуживании, информации, касающейся опасных грузов;

      6) включения в контракты с клиентами, состоящими на договорном обслуживании, положений, касающихся опасных грузов, перевозка почтой которых не разрешена;

      7) порядка действий в аварийных ситуациях;

      8) сохранения документов (контрольных перечней приемки сухого льда и иные);

      9) использования работниками документально оформленного порядка приемки опасных грузов, перевозка которых разрешается положениями Технических инструкций;

      10) обязательного нанесения на упаковки, содержащие опасные грузы, названия, адреса и подписи отправителя;

      11) учета представленных иным государством или эксплуатантом сведений о расхождениях, содержащихся в Технических инструкциях;

      12) учета в существующих процедурах изменений, касающихся перевозки опасных грузов в почтовых отправлениях, внесенных в Технические инструкции;

      13) порядка обращения с грузовыми местами, не принятыми к перевозке.

      60. Работники назначенного оператора проходят подготовку по вопросам соответствующих требований выполнения своих служебных обязанностей и проходят подготовку лишь по вопросам требований, непосредственно касающихся предметов, разрешенных к перевозке авиапочтой и не касающиеся приемки всех классов опасных грузов.

      Не требуется проходить подготовку работникам назначенного оператора, занимающимся лишь обработкой писем, корреспонденции или печатных материалов, которые не содержат в себе опасные грузы.

Глава 6. Перевозка радиоактивных веществ

      61. Перевозка радиоактивных веществ осуществляется в транспортных упаковочных комплектах, конструкция которых утверждается уполномоченным органом в области использования атомной энергии с указанием кода и типа упаковки, разрешенных к перевозке ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, условий перевозки, номера и даты регистрации, срока их действия, при:

      1) наличии лицензии в области использования атомной энергии, выданной на вид деятельности, связанный с транспортировкой, включая транзитную, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоизотопных источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов в пределах территории Республики Казахстан;

      2) выполнении требований ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности с учетом приказа Министра энергетики Республики Казахстан от 28 мая 2021 года № 183 "Об утверждении Правил транспортировки ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 22905).

      62. Не допускается превышение доз индивидуального облучения соответствующих предельных доз. Защита и безопасность обеспечивается, чтобы величина индивидуальных доз, число лиц, подвергающихся облучению, и вероятность облучения удерживались на разумно достижимом низком уровне.

      63. Назначенные ответственные лица за перевозку опасных грузов эксплуатанта, наземного обслуживания, грузоотправителей и иных организаций, проходят обучение по радиационной безопасности и мер предосторожности, которые необходимо соблюдать, чтобы обеспечить ограничение уровня облучения, которому подвергаются эти работники и иные лица, которые пострадают в результате их действий.

      64. Эксплуатанты, агенты наземного обслуживания, грузоотправители и иные организации, задействованные при перевозке радиоактивных веществ разрабатывают технологии совместного взаимодействия по приему, обработке, погрузке и перевозке. Технология предусматривает ответственность каждого участника на каждом этапе транспортировки.

      Данная технология согласовывается с уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации.

      65. Эксплуатанты, агенты наземного обслуживания, грузоотправители и иные организации, задействованные при перевозке радиоактивных веществ, обеспечивают выполнение мероприятий по аварийной готовности и реагированию и разрабатывают и утверждают планы противоаварийных мероприятий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.