Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 3 февраля 2014 года № 9 "Об утверждении Правил осуществления брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, порядка проведения брокером и (или) дилером банковских операций" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9249) следующие изменения и дополнение:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Законом Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:";
в Правилах осуществления брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, порядке проведения брокером и (или) дилером банковских операций, утвержденных указанным постановлением:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"Настоящие Правила осуществления брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, порядок проведения брокером и (или) дилером банковских операций (далее – Правила) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан (Особенная часть), законами Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон о рынке ценных бумаг), "О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций" и устанавливают условия и порядок осуществления брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг в Республике Казахстан (далее – брокерская и (или) дилерская деятельность), а также порядок проведения брокером и (или) дилером банковских операций в Республике Казахстан.";
пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Внутренними документами брокера и (или) дилера устанавливается ответственность работников брокера и (или) дилера, имеющих доступ (использующих пароли) для входа в систему обмена электронными документами центрального депозитария ценных бумаг, фондовой биржи, клиринговой организации и (или) расчетной организации, осуществляющей организацию расчетов (платежей) по сделкам с финансовыми инструментами (далее – расчетная организация), и (или) иностранной расчетной организации.
Для целей Правил под иностранной расчетной организацией понимается:
банк-нерезидент Республики Казахстан, имеющий долгосрочную кредитную рейтинговую оценку не ниже "ВВВ-" по международной шкале агентства Standard & Poor’s (Стандард энд Пурс) или рейтинговую оценку аналогичного уровня агентств Moody’s Investors Service (Мудис Инвесторс Сервис), или Fitch (Фич);
банк-нерезидент Республики Казахстан, являющийся дочерним банком, родительский банк-нерезидент которого имеет долгосрочную кредитную рейтинговую оценку не ниже "А-" по международной шкале агентства Standard & Poor’s (Стандард энд Пурс) или рейтинговую оценку аналогичного уровня агентств Moody’s Investors Service (Мудис Инвесторс Сервис) или Fitch (Фич);
организация, имеющая статус центрального депозитария, иностранный орган надзора страны происхождения которого, подписал Многосторонний меморандум о взаимопонимании по вопросам консультаций, сотрудничества и обмена информацией Международной организации комиссий по ценным бумагам;
иностранная организация, осуществляющая функции, установленные пунктом 1 статьи 59 Закона о рынке ценных бумаг, имеющая долгосрочную кредитную рейтинговую оценку не ниже "ВВВ" по международной шкале агентства Standard & Poor’s (Стандард энд Пурс) или рейтинговую оценку аналогичного уровня агентств Moody’s Investors Service (Мудис Инвесторс Сервис) или Fitch (Фич);
иностранная организация, осуществляющая в соответствии с законодательством страны, в которой она зарегистрирована в качестве юридического лица, функции, установленные пунктом 1 статьи 59 Закона о рынке ценных бумаг, соответствующая следующим условиям:
обладает лицензией (разрешением) на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, выданной (выданным) уполномоченным органом, осуществляющим функции по регулированию, контролю и (или) надзору рынка ценных бумаг в стране происхождения данного юридического лица (далее - иностранный орган надзора);
иностранный орган надзора страны происхождения данного юридического лица, подписал Многосторонний меморандум о взаимопонимании по вопросам консультаций, сотрудничества и обмена информацией Международной организации комиссий по ценным бумагам;
является юридическим лицом, зарегистрированным в стране, имеющей рейтинговую оценку не ниже "А-" по международной шкале агентства Standard & Poor’s (Стандард энд Пурс) или рейтинговую оценку аналогичного уровня агентств Moody’s Investors Service (Мудис Инвесторс Сервис) или Fitch (Фич), либо имеющим членство в одной или в нескольких международных финансовых ассоциациях: Международная ассоциация рынков капитала (ICMA), Международная ассоциация профессионалов валютного и денежного рынков (ACI the Financial Markets Association ), Ассоциация финансовых рынков Европы (AFME), либо зарегистрированным на территории государства-члена Евразийского экономического союза.";
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Допускается совмещение должности первого руководителя брокера и (или) дилера первой категории или его заместителя, курирующего осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности, с должностью руководителя одного из подразделений данного брокера и (или) дилера. Не допускается осуществление работниками торгового подразделения функций и обязанностей, относящихся к компетенции бэк-офиса, а также передача (делегирование) прав и полномочий работников одного из подразделений брокера и (или) дилера работникам другого подразделения.
При совмещении брокером и (или) дилером брокерской и (или) дилерской деятельности с деятельностью по управлению инвестиционным портфелем, не допускается одновременное курирование должностным лицом брокера и (или) дилера вопросов деятельности по управлению инвестиционным портфелем и брокерской и (или) дилерской деятельности, за исключением первого руководителя.
Трудовым договором или иным соглашением, заключаемым брокером и (или) дилером с работниками данного брокера и (или) дилера, предусматривается условие о неконкуренции в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Трудового кодекса Республики Казахстан, выражающееся в непредоставлении работником брокера и (или) дилера агентских услуг третьим лицам, в том числе по доверенности, осуществляющим деятельность в сфере совершения сделок на валютных и фондовых рынках.";
пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Брокер и (или) дилер, совмещающий брокерскую и дилерскую деятельность с деятельностью по управлению инвестиционным портфелем, в случае прекращения деятельности паевого инвестиционного фонда, активы которого находятся у него в управлении, при возникновении оснований для прекращения деятельности паевого инвестиционного фонда по причинам, указанным в подпунктах 5) и 6) пункта 1 статьи 33 Закона Республики Казахстан "Об инвестиционных и венчурных фондах", в течение трех рабочих дней с даты получения уведомления уполномоченного органа о приостановлении действия лицензии или ее лишении направляет кастодиану, осуществляющему учет активов данного фонда, информацию о суммах кредиторской и дебиторской задолженностей, в том числе, возникших в рамках открытия операций "репо", включая сведения о кредиторах, дебиторах и лицах, участвовавших в операциях "репо".";
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. Распространение брокером и (или) дилером рекламной информации осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан "О рекламе".";
пункт 23-1 изложить в следующей редакции:
"23-1. Брокерский договор с клиентом заключается после принятия брокером и (или) дилером мер по надлежащей проверке, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".";
пункт 26 изложить в следующей редакции:
"26. При заключении брокерского договора клиентом представляются брокеру и (или) дилеру следующие документы:
1) для физических лиц:
копия документа, удостоверяющего личность, либо данные удостоверения личности из сервиса цифровых документов (для идентификации);
2) для юридических лиц - резидентов Республики Казахстан:
копия устава (при наличии);
копия справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
нотариально засвидетельствованный документ с образцами подписей (в том числе представителей юридического лица, обладающих правом подписывать клиентские заказы), включающий сведения о (об):
наименовании номинального держателя;
наименовании юридического лица - клиента номинального держателя, предоставляющего право на подписание документа;
должности, фамилии, имени, отчества (при его наличии) представителя клиента номинального держателя, данных документа, удостоверяющего личность;
указании на то, что образцы подписей, содержащиеся в данном документе, считаются обязательными при осуществлении всех операций по лицевому счету клиента, открытому в системе номинального держания;
3) для юридических лиц - нерезидентов Республики Казахстан:
копия устава (при наличии);
копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица, выданного уполномоченным органом государства нерезидента;
документ с образцами подписей (в том числе представителей юридического лица, обладающих правом подписывать клиентские заказы);
доверенность или решение уполномоченного органа юридического лица, выданное в отношении представителя юридического лица, который будет заключать брокерский договор и осуществлять иные действия;
документы, предусмотренные внутренними документами брокера и (или) дилера.
При заключении брокером и (или) дилером брокерского договора с клиентом в электронном виде клиентом предоставляются электронные копии документов, предусмотренных настоящим пунктом, или данные документа, удостоверяющего личность физического лица, и его индивидуальный идентификационный номер.";
дополнить пунктом 27-1 в следующей редакции:
"27-1. За исключением случаев, когда внутренними документами брокера или дилера запрещено использование денег и ценных бумаг любого клиента в интересах иных клиентов, в брокерском договоре указывается условие о возможности или о запрете использования брокером и (или) дилером денег клиента в интересах иных клиентов данного брокера и (или) дилера.
Деньги клиента брокера и (или) дилера используются на покупку ценных бумаг в интересах иных клиентов данного брокера и (или) дилера на условиях срочности, платности и возвратности.
Брокерским договором предусматривается выплата вознаграждения клиенту брокера и (или) дилера, предоставившему в пользование свои деньги иному клиенту данного брокера и (или) дилера.
При неисполнении клиентом, получившим в пользование деньги, своих обязательств брокер и (или) дилер исполняет обязательства данного клиента за счет собственных активов.
В брокерском договоре указывается условие о возможности использования брокером и (или) дилером ценных бумаг клиента брокера и (или) дилера в интересах иных клиентов данного брокера и (или) дилера на условиях срочности, платности и возвратности.
Брокерским договором предусматривается выплата вознаграждения клиенту брокера и (или) дилера, предоставившему в пользование свои ценные бумаги иному клиенту данного брокера и (или) дилера.
На период пользования ценными бумагами клиенту брокера и (или) дилера, предоставившему ценные бумаги, иным клиентом данного брокера и (или) дилера предоставляется залог в виде денег и (или) ценных бумаг, минимальный размер которого определяется внутренними документами брокера и (или) дилера.
При неисполнении клиентом, получившим в пользование ценные бумаги, своих обязательств брокер и (или) дилер исполняет обязательства данного клиента за счет собственных активов.";
пункт 67 изложить в следующей редакции:
"67. Брокер и (или) дилер осуществляет в порядке, установленном внутренними документами данного брокера и (или) дилера, достоверный и актуальный (в день возникновения оснований для изменения данных учета) учет путем ведения журналов учета:
1) клиентских заказов и их исполнения (неисполнения);
2) заключенных сделок с финансовыми инструментами и их исполнения (неисполнения);
3) финансовых инструментов на лицевых счетах и изменения их количества;
4) денег на лицевых счетах и изменения их количества;
5) поступлений и распределений доходов по финансовым инструментам;
6) претензий клиентов и мерах по их удовлетворению;
7) предоставляемых клиентам отчетов об исполнении клиентских заказов;
8) заключенных брокерских договоров и договоров номинального держания;
9) инвестиционных решений, принятых в отношении сделок, заключенных за счет собственных активов брокера и (или) дилера;
10) приказов и (или) поручений на совершение сделок с финансовыми инструментами, переданных другому брокеру и (или) дилеру;
11) доверенностей, выданных клиентами брокеру и (или) дилеру, и (или) его работнику (работникам) на совершение сделок с финансовыми инструментами за счет и в интересах таких клиентов;
12) валютных договоров;
13) денег клиента, использованных брокером и (или) дилером в интересах других клиентов данного брокера и (или) дилера;
14) ценных бумаг клиента, использованных брокером и (или) дилером в интересах других клиентов данного брокера и (или) дилера;
15) ценных бумаг или денег, переданных в залог клиенту брокера и (или) дилера, предоставившему ценные бумаги.
Ведение журнала, указанного в подпункте 12) настоящего пункта, осуществляется брокером и (или) дилером при наличии лицензии уполномоченного органа на обменные операции с иностранной валютой.
Допускается ведение журналов, перечисленных в настоящем пункте в форме электронного документа.".
2. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 октября 2018 года № 252 "Об утверждении Правил применения ограниченных мер воздействия к эмитенту" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17844) следующие изменения:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Об утверждении Правил применения ограниченных мер воздействия к субъекту рынка ценных бумаг";
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Законом Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемые Правила применения ограниченных мер воздействия к субъекту рынка ценных бумаг.";
Правила применения ограниченных мер воздействия к эмитенту, утвержденные указанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту рынка ценных бумаг в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) совместно с Юридическим департаментом государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.
4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка |
М. Абылкасымова |
"СОГЛАСОВАНО"
Агентство по защите
и развитию конкуренции
Республики Казахстан
Приложение к постановлению Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 12 декабря 2022 года № 110 |
Правила применения ограниченных мер воздействия к субъекту рынка ценных бумаг
1. Настоящие Правила применения ограниченных мер воздействия к субъекту рынка ценных бумаг (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон) и определяют порядок применения уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – уполномоченный орган) ограниченных мер воздействия к субъекту рынка ценных бумаг.
Глава 1. Общие положения
2. Основания применения ограниченных мер воздействия к субъекту рынка ценных бумаг установлены пунктом 1 статьи 3-1 Закона.
3. Уполномоченный орган применяет ограниченные меры воздействия к субъекту рынка ценных бумаг с учетом одного или нескольких из следующих факторов:
1) уровень риска, под которым понимается вероятность возникновения негативных последствий в виде нарушения прав и свобод граждан, инвесторов, держателей ценных бумаг, нанесения ущерба интересам общества и государству в результате неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения субъектом рынка ценных бумаг требований, установленных законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах, при осуществлении своей деятельности;
2) способность скорректировать ситуацию в результате применения выбранной ограниченной меры воздействия;
3) характер нарушения и возможные последствия для субъекта рынка ценных бумаг;
4) частота и продолжительность нарушения.
Глава 2. Порядок применения письменного предписания
4. Уполномоченный орган дает субъекту рынка ценных бумаг письменное предписание, которое содержит указание на принятие обязательных к исполнению коррективных мер, направленных на устранение выявленных нарушений и (или) причин, а также условий, способствовавших их совершению, в установленный срок, и (или) необходимость предоставления в установленный срок плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и (или) причин, а также условий, способствовавших их совершению (далее – План мероприятий).
5. Коррективные меры указываются в письменном предписании и представляют собой обязательные к исполнению меры по выполнению обязательств перед держателями ценных бумаг и (или) устранению выявленных нарушений.
6. Субъект рынка ценных бумаг письменно уведомляет уполномоченный орган об исполнении письменного предписания в срок, установленный письменным предписанием.
7. Если письменным предписанием предусмотрено предоставление Плана мероприятий, субъект рынка ценных бумаг в срок, указанный в письменном предписании и составляющий не менее 15 (пятнадцати) рабочих дней, представляет в уполномоченный орган План мероприятий.
8. В Плане мероприятий указываются должностное лицо субъекта рынка ценных бумаг, ответственное за принятие коррективных мер, и сроки исполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений.
9. Уполномоченный орган рассматривает предоставленный План мероприятий и в случае несогласия с представленным Планом мероприятий направляет субъекту рынка ценных бумаг письмо, содержащее замечания к Плану мероприятий, которые подлежат устранению субъектом рынка ценных бумаг.
10. Доработанный План мероприятий представляется в уполномоченный орган в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после даты получения письма уполномоченного органа.
11. Субъект рынка ценных бумаг письменно уведомляет уполномоченный орган об исполнении мероприятий, указанных в Плане мероприятий, не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней после даты их исполнения.
12. План мероприятий к письменному предписанию, предоставляемый субъектом рынка ценных бумаг в уполномоченный орган, подлежит подписанию первым руководителем субъекта рынка ценных бумаг или лицом, его замещающим.
13. Уполномоченный орган выносит письменное предупреждение в отношении субъекта рынка ценных бумаг о возможности применения санкций, предусмотренных пунктом 10 статьи 3-1 Закона, в случае выявления уполномоченным органом в течение 1 (одного) года после вынесения данного предупреждения повторного нарушения норм законодательства Республики Казахстан, аналогичного нарушению, за которое вынесено письменное предупреждение.
Глава 3. Порядок применения письменного соглашения
14. Уполномоченный орган заключает с субъектом рынка ценных бумаг письменное соглашение о необходимости устранения выявленных нарушений и утверждении перечня мер по устранению этих нарушений с указанием сроков их устранения и (или) перечня ограничений, которые на себя принимает субъект рынка ценных бумаг до устранения выявленных нарушений. В письменное соглашение дополнительно включается обязательство субъекта рынка ценных бумаг не совершать действий, которые влекут за собой повторное нарушение требований законодательства Республики Казахстан.
Субъект рынка ценных бумаг, подписавший письменное соглашение, принимает на себя обязательства по выполнению его условий.
15. Письменное соглашение составляется в 4 (четырех) экземплярах по 2 (два) экземпляра на казахском и русском языках, имеющих одинаковую юридическую силу.
4 (четыре) экземпляра письменного соглашения, подписанные уполномоченным органом, направляются в адрес субъекта рынка ценных бумаг.
Субъект рынка ценных бумаг подписывает письменное соглашение и представляет в уполномоченный орган подписанные 2 (два) экземпляра (по 1 (одному) экземпляру на казахском и русском языках) в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после даты его получения.
16. Субъект рынка ценных бумаг в срок, предусмотренный письменным соглашением и составляющий не менее 15 (пятнадцати) рабочих дней, уведомляет уполномоченный орган об исполнении мер по устранению нарушений.
17. Первый руководитель субъекта рынка ценных бумаг в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения письменного соглашения доводит до сведения всех членов исполнительного органа и органа управления субъекта рынка ценных бумаг информацию о подписании письменного соглашения.
Глава 4. Заключительные положения
18. В случае отсутствия возможности устранения нарушения в сроки, установленные в Плане мероприятий, письменном предписании либо в письменном соглашении, по независящим от субъекта рынка ценных бумаг причинам срок исполнения Плана мероприятий, письменного предписания либо письменного соглашения продлевается уполномоченным органом на основании ходатайства субъекта рынка ценных бумаг.
Ходатайство о продлении срока представляется в уполномоченный орган не позднее срока исполнения Плана мероприятий, письменного предписания либо письменного соглашения.
Уполномоченный орган письменно уведомляет субъекта рынка ценных бумаг о дате, до которой продлен срок исполнения Плана мероприятий, письменного предписания или письменного соглашения, либо об отказе в продлении указанного срока.