В соответствии с пунктом 6 статьи 54-1 Закона Республики Казахстан "О правоохранительной службе" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации воспитательной, психологической и идеологической работы с личным составом органов внутренних дел (далее – Правила).
2. Председателям комитетов, департаментов полиции, уголовно-исполнительной системы, организаций образования, самостоятельных подразделений и подведомственных учреждений Министерства внутренних дел Республики Казахстан организовать изучение личным составом настоящих Правил и принять к исполнению.
3. Департаменту идеологической и имиджевой работы Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Махамбетова А.С.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан после его первого официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства внутренних дел Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о министра | М. Кожаев |
Приложение к приказу И.о министра от 30 ноября 2022 года № 921 |
Правила организации воспитательной, психологической и идеологической работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации воспитательной, психологической и идеологической работы с личным составом органов внутренних дел (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 54-1 Закона Республики Казахстан "О правоохранительной службе".
2. Правила определяют порядок организации воспитательной, психологической и идеологической работы с личным составом органов внутренних дел Республики Казахстан (далее – ОВД) и направлены на обеспечение единых подходов к данной работе руководителей ОВД, их заместителей по кадровой и воспитательной работе, а также сотрудников подразделений, ответственных за организацию воспитательной, психологической и идеологической работы с личным составом.
Глава 2. Порядок организации воспитательной работы в ОВД
Параграф 1. Организация воспитательной работы в ОВД
3. Воспитательная работа является одной из наиболее действенных форм обучения и воспитания личного состава, посредством которой оказывается положительное воздействие на результативность оперативно-служебной деятельности, укрепление служебной дисциплины и законности, а также укрепление морально-психологического климата в коллективах.
4. Воспитательная работа нацелена на формирование у сотрудников патриотических чувств, высоких профессиональных, духовно-нравственных, морально-психологических качеств на основе утверждения в сознании и поведении общественно значимых идеалов, идей патриотизма, мотивов служения Отечеству.
5. Основными задачами воспитательной работы в ОВД являются:
1) привитие личному составу высокой духовной культуры и нравственности, государственного мировоззрения и социальной активности;
2) повышение степени правовой информированности и грамотности путем разъяснения им основ государственной политики и мер, принимаемых руководством страны в сфере развития и преобразования казахстанского общества;
3) воспитание у сотрудников глубокого понимания предназначения ОВД, особенностей его функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач;
4) формирование и поддержание у сотрудников моральной и психологической готовности к защите Республики Казахстан, гордости и ответственности за принадлежность к ОВД;
5) развитие постоянного стремления к овладению профессиональными умениями и навыками.
6. К основным формам воспитательной работы относятся:
1) социально-правовая работа;
2) информирование личного состава;
3) прослушивание и просмотр информационных телепередач, радиопередач, хронико-документальных фильмов, аудио и видеоматериалов;
4) обучение руководителей (командиров) и их заместителей формам и методам воспитательной работы с подчиненными;
5) тематические вечера и собрания личного состава;
6) встречи сотрудников с руководящим составом, ветеранами ОВД, войны и труда, героями, государственными деятелями и известными людьми;
7) обмен опытом организации воспитательной работы;
8) культурно-досуговая работа;
9) индивидуально-воспитательная работа;
10) подготовка и выпуск аудио и видеоматериалов, информационно-справочных материалов, памяток;
11) проведение открытых судебных заседаний с участием личного состава и доведение судебных приговоров в отношении сотрудников, осужденных за коррупционные преступления.
7. К основным средствам воспитательной работы относятся:
1) культурно-досуговые учреждения;
2) комнаты информационно-воспитательной работы;
3) библиотеки;
4) музеи;
5) полиграфическое оборудование;
6) технические средства воспитания;
7) передвижные информационные комплексы;
8) наглядные средства информации.
8. Основными методами воспитательной работы являются:
1) информирование;
2) обучение;
3) убеждение;
4) пропаганда;
5) агитация;
6) инструктаж;
7) дискуссия.
9. Воспитательная работа в ОВД организуется и проводится на основе текущих и перспективных планов.
10. Контроль и координация воспитательной работы возлагается на заместителей начальников, курирующих кадровую и воспитательную работу.
Параграф 2. Организация социально-правовой работы в ОВД
11. Социально-правовую работу обеспечивают руководители ОВД, их заместители по кадровой и воспитательной работе, сотрудники подразделений, ответственных за организацию кадровой, воспитательной, идеологической работы и профессиональной подготовки.
12. К средствам социально-правовой работы относятся методические пособия (брошюры, буклеты, памятки) по вопросам укрепления дисциплины и законности, а также обеспечения социальных гарантий сотрудников, уголки правовых знаний, документальные фильмы и рубрики в средствах массовой информации на социально-правовую тематику, наглядные и технические средства информации.
13. Реализация мероприятий по социально-правовой работе предполагает комплексный системный подход, предусматривающий единство и согласованность форм и методов воспитательного воздействия на сознание сотрудников в интересах поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективах, высокого уровня служебной дисциплины и законности в ОВД.
14. Основными задачами социально-правовой работы в ОВД являются:
1) социально-правовое просвещение сотрудников;
2) ориентирование сотрудников в вопросах государственной политики;
3) информирование об изменениях в законодательных и нормативных актах, регламентирующих деятельность ОВД, реформах и событиях, происходящих в системе;
4) изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в коллективах;
5) обучение руководителей (командиров) правовым основам служебной деятельности;
6) укрепление социальной защищенности сотрудников и членов их семей;
7) публичное поощрение отличившихся сотрудников на разводах, инструктажах, совещаниях, торжественных мероприятиях в целях мотивации и стимулирования личного состава к добросовестному исполнению служебных обязанностей;
8) взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и благотворительными организациями в целях эффективного решения социальных проблем сотрудников и членов их семей.
15. Основными формами социально-правовой работы в ОВД являются:
1) индивидуальное и коллективное консультирование личного состава по социально-правовым вопросам;
2) занятия со всеми категориями сотрудников по социально-правовой тематике (лекции, информирования, семинары, беседы);
3) тестирование по итогам учебного года;
4) социологические опросы (анкетирования);
5) работа с членами семей сотрудников.
16. Работа с членами семей сотрудников организуется с целью строгого соблюдения дисциплины и законности, обеспечения высокого боевого духа сотрудников путем принятия комплекса мер по укреплению семейных ценностей и оздоровлению морально-психологического климата в их семьях.
17. Основными задачами в работе с семьями сотрудников являются:
1) изучение жилищно-бытовых условий и морально-психологической обстановки в семьях, выявление факторов, негативно влияющих на морально-психологическое состояние сотрудников и качество несения службы;
2) оказание семьям сотрудников консультативной, психологической, социально-правовой и иной необходимой помощи;
3) выработка и внесение предложений руководству ОВД для принятия своевременных мер в разрешении возникающих проблемных вопросов.
18. Основными направлениями деятельности руководителей в организации работы с семьями сотрудников являются:
1) оказание помощи начальникам (командирам), подразделениям кадровой, воспитательной и идеологической работы в формировании у сотрудников и членов их семей высоких морально-деловых и духовно-нравственных качеств, семейной культуры и этики поведения;
2) повышение имиджа и престижа службы в ОВД, привитие членам семей сотрудников чувства гордости и уважения к профессии защитника Отечества;
3) психологическая поддержка и сплочение семей сотрудников для создания здоровой морально-психологической атмосферы в служебных коллективах;
4) религиозное просвещение сотрудников и членов их семей с целью разъяснения политики светского, правового и социального государства, основ межнационального и межконфессионального согласия, сущности деструктивной и радикальной идеологии;
5) оказание помощи многодетным и молодым семьям, семьям погибших сотрудников в решении социальных, семейно-бытовых проблем;
6) организация досуга семей сотрудников, популяризация позитивных обычаев и традиций, пропаганда здорового образа жизни, вовлечение в народное творчество, художественную самодеятельность;
7) взаимодействие с общеобразовательными и дошкольными учреждениями по вопросам обучения, предоставления мест детям сотрудников, организации их оздоровительного отдыха и досуга;
8) взаимодействие с местными исполнительными органами, общественными объединениями и благотворительными организациями для решения поставленных задач.
19. Основополагающими принципами в работе с семьями сотрудников являются:
1) индивидуальный и дифференцированный подходы;
2) соблюдение конфиденциальности сведений личного характера;
3) установление устойчивых и доверительных отношений с членами семей сотрудников на основе взаимного уважения, согласия и дружелюбия;
4) развитие принципов социального партнерства, гендерного равенства, конструктивного взаимодействия и обмена передовым опытом работы.
20. Основными формами работы с семьями сотрудников являются:
1) изучение морально-психологического климата в семьях сотрудников путем проведения разъяснительной и психолого-социологической работы с членами семей (беседы и лекции воспитательного, профилактического и правового характера, индивидуальные собеседования, социологические опросы, анонимные анкетирования, тренинги, консультации и формы неформального общения);
2) посещение семей сотрудников с целью изучения жилищно-бытовых условий, морально-психологической атмосферы, наличия проблем в сфере семейных взаимоотношений;
3) учебно-методические сборы с должностными лицами по вопросам работы с членами семей сотрудников (с выездом в регионы);
4) вечера вопросов и ответов, встречи с членами семей сотрудников с участием руководства ОВД, приглашением представителей местных исполнительных и правоохранительных органов, банковского сектора;
5) тематические вечера различной идейной и гуманитарной направленностей по укреплению патриотических, духовно-нравственных и семейных ценностей;
6) проведение для членов семей сотрудников "Дня открытых дверей", "Уроков мужества", круглых столов, диспутов, встреч, смотров-конкурсов художественной самодеятельности, вечеров-портретов, вечеров отдыха, молодежных и офицерских балов, экскурсий, благотворительных и памятных акций, спортивных состязаний, театрализованных представлений и концертов, детских утренников.
Параграф 3. Организация культурно-досуговой работы в ОВД
21. Культурно-досуговая работа является частью воспитательной и социально-правовой работы в ОВД и проводится в тесном взаимодействии с другими ее направлениями, важнейшими среди которых являются идеологическое, патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание.
22. Культурно-досуговая работа в ОВД располагает разнообразными формами, методами, силами и средствами, умелое использование которых способствует формированию у сотрудников высоких эстетических, морально-нравственных качеств, поддержанию их духовно-эмоционального состояния, мобилизации на успешное решение служебных задач.
23. Система форм и методов организации культурно-досуговой работы в ОВД включает в себя:
1) теле, радио, кино, аудио и видео обслуживание личного состава;
2) обеспечение личного состава литературой и периодическими изданиями;
3) организация выступлений профессиональных и самодеятельных коллективов, деятелей культуры, спорта, агитационных, художественных и творческих коллективов;
4) проведение культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих отдыху и поднятию морального духа личного состава;
5) экскурсии по историческим и сакральным местам родного края;
6) сбор материалов для музеев ОВД, организация тематических выставок.
24. К основным средствам культурно-досуговой работы относятся:
1) дома культуры;
2) культурные центры;
3) передвижные информационные комплексы;
4) музеи;
5) комнаты и уголки боевой славы.
25. Культурно-досуговая работа отражается отдельным разделом в документах по планированию воспитательного процесса.
26. Одним из действенных элементов культурно-досуговой работы, способствующим патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию сотрудников является использование визуальной наглядной агитации.
Параграф 4. Организация индивидуально-воспитательной работы в ОВД
27. Индивидуально-воспитательная работа (далее – ИВР) – является важной составной частью воспитательной работы с личным составом, проводимой руководителями и направленной на формирование в коллективах здорового морально-психологического климата, предупреждение нарушений дисциплины и законности, воспитание у сотрудников высоких морально-нравственных и культурных качеств, повышение их профессионализма и ответственности за выполнение служебных обязанностей.
28. Под ИВР подразумеваются целенаправленные меры воспитательного воздействия на конкретного сотрудника, с целью всестороннего изучения его личностных качеств, способностей, индивидуальных особенностей, интересов, потребностей, характера, социально-бытовых проблем, имеющие особое значение при выполнении служебных задач.
29. Используя принципы индивидуальной работы, руководитель имеет возможность быстро и эффективно донести до своего подчиненного специфику профессии, особенности корпоративной культуры, формы и методы решения на практике служебных задач, корректировать деятельность и поведение сотрудника, указать на его ошибки, оказать помощь в их исправлении.
30. Основными целями ИВР являются:
1) приобретение необходимых профессиональных знаний, умений и навыков;
2) выработка добросовестного отношения к выполнению служебных обязанностей;
3) соблюдение служебной дисциплины и законности;
4) воспитание патриотизма и гражданственности.
31. Задачами ИВР являются:
учет сотрудников, требующих проведения ИВР;
осуществление анализа и контроля состояния ИВР;
обобщение и распространение положительного опыта ИВР.
32. ИВР проводится сроком до одного года со следующими лицами:
1) сотрудники, впервые принятые на службу в ОВД;
2) выпускники ведомственных учебных заведений;
3) сотрудники, склонные к нарушениям служебной дисциплины;
4) сотрудники, имеющие неблагополучное семейно-бытовое положение.
При возникновении обоснованной необходимости руководители проводят ИВР с любым из своих сотрудников.
33. Наряду с руководящим составом к проведению ИВР привлекаются психологи, наставники, ветераны ОВД.
34. ИВР осуществляется на основе использования рекомендаций педагогики и психологии, с учетом индивидуальных особенностей личности сотрудника в тесной связи с выполняемыми им служебными задачами.
35. Изучение личности сотрудника служит основой для проведения ИВР, выбора эффективных форм и методов воспитательного воздействия.
36. Для изучения личности конкретного сотрудника используются такие методы, как познавательная беседа, наблюдение, изучение характеристик.
1) При проведении познавательной беседы необходимо:
заранее определить цель беседы, ее задачи;
изучить имеющиеся документы, характеризующие подчиненного, мнения о нем непосредственных начальников;
выбрать место и время, способствующие доверительной беседе;
в ходе беседы создать обстановку непринужденности, доброжелательности, не превращать беседу в допрос;
беседа носит творческий характер, сопровождается рассказом самого руководителя;
в ходе беседы необходимо соблюдать тактичность, учитывать мнение, реакцию собеседника, не делать при ее проведении записей;
данные, полученные в ходе беседы, следует проанализировать, сравнить с имеющимися сведениями, что повысит объективность выводов;
познавательная беседа является не только источником сведений о подчиненном, но и носит воспитательный характер.
2) Наблюдение – позволяет изучать сотрудника в различных ситуациях при выполнении служебных задач, в личное время, при общении с гражданами, сослуживцами.
Наблюдение бывает длительным или кратковременным. Длительное (сплошное) наблюдение позволяет определить основные индивидуальные особенности сотрудника, черты его личности в целом. Кратковременное (выборочное) наблюдение помогает изучению отдельных качеств личности сотрудника.
Результативность наблюдения зависит от соблюдения следующих условий:
точное определение задач наблюдения;
выбор ситуаций, подлежащих изучению, в ходе которых сотрудник проявляет себя наиболее ярко;
систематичность наблюдения;
фиксация результатов наблюдения и их анализ;
сопоставление данных, полученных в результате наблюдения с другими сведениями о сотруднике.
3) Методы обобщения мнений руководителей, коллег применяются для более полного и всестороннего изучения личности сотрудника. При этом учитываются данные, содержащиеся в аттестациях, характеристиках с прежнего места службы (работы). Результаты, полученные методом обобщения необходимо сравнивать с данными, полученными с помощью предыдущих методов.
37. В ИВР применяются следующие формы:
1) изучение материалов личного дела, других характеризующих документов – проводится с целью получения первичной информации о сотруднике и заполнения журнала ИВР;
2) психолого-педагогическое наблюдение за деятельностью и поведением сотрудника – используется с целью накопления и обобщения фактов о социально-психологических особенностях личности, с одновременным определением побудительных мотивов, чувств и намерений сотрудника;
3) индивидуальная беседа – самая распространенная форма, предусматривающая доверительный, товарищеский характер общения, направленная на развитие или выработку у сотрудника определенных положительных качеств, в ходе которой сотруднику разъясняются основные требования нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ОВД, необходимость соблюдения служебной дисциплины и законности, этических норм поведения, повышения профессионального и культурного уровня. Результаты индивидуальной беседы с ее кратким содержанием заносятся в журнал ИВР, с которыми сотрудник ознакамливается под роспись.
4) индивидуальная помощь – применяется при решении различных вопросов служебной деятельности, личной жизни, изучении нормативных правовых актов и должностных обязанностей, овладении навыками профессионального мастерства (техникой, табельным оружием). Индивидуальная помощь оказывается в виде разъяснений, советов, проведения дополнительных занятий, совместного выполнения отдельных поручений, заданий;
5) индивидуальные задания и поручения – включают в себя постановку служебных и общественных поручений с целью воспитания ответственности за оказанное руководителем доверие;
6) индивидуальный контроль – проводится в форме личной проверки руководителем несения службы, выполнения заданий, поручений, проверки качества подготовки материалов, определения профессиональных компетенции, ключевых показателей конкурентоспособности сотрудника;
7) заслушивание отчетов и сообщений сотрудников – проводится на совещаниях личного состава подразделения (службы);
8) посещение сотрудников по месту жительства – применяется при изучении его жилищно-бытовых условий, морально-психологического климата в семье, круга общения, досуга, их влияние на состояние дисциплины, отношение к службе;
9) методы морального, материального стимулирования и дисциплинарного воздействия – применяются в качестве оценки служебной деятельности сотрудника, соблюдения дисциплины и законности, профессиональных и общечеловеческих норм поведения.
38. Руководители планируют ИВР ежеквартально в специальных разделах журналов ИВР.
39. В планах ИВР отражаются следующие мероприятия:
1) изучение индивидуальных особенностей личности подчиненных, с целью определения форм и методов воспитательного воздействия на них;
2) повышение профессионального мастерства, образовательного и культурного уровня подчиненных, их социально-правовой и физической подготовки;
3) укрепление дисциплины, воспитание высоких морально-нравственных качеств, ограждение от нежелательного круга общения.
4) консультации со специалистами (психологами, педагогами, юристами);
5) оказание помощи в изучении основных прав и обязанностей, нормативных правовых актов и служебных документов, необходимых для выполнения функциональных обязанностей;
6) доведение требований антикоррупционного законодательства, норм этического кодекса;
7) организация досуга подчиненных, привлечение к активному участию в общественной жизни коллектива;
8) индивидуальные задания и поручения.
40. Составлению плана ИВР предшествует всесторонний анализ морально-психологического климата в коллективе, состояния дисциплины и законности, соблюдения этических норм, результатов служебной деятельности и воспитательной работы за предыдущий период.
41. Результаты ИВР отражаются в журнале ИВР по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам, который ведется каждым руководителем лично на протяжении всего периода нахождения в должности.
Журнал ИВР содержит необходимые информационные данные на всех подчиненных сотрудников, оформляется руководителем лично и хранится строго в его хранилище. Доступ подчиненных сотрудников либо посторонних лиц (за исключением проверяющих) к журналу ИВР исключается.
После окончания ИВР журнал хранится в данном подразделении для объективности оценки проведения ИВР, в том числе при инспектировании органа (подразделения) внутренних дел.
Журнал ИВР прошивается и пронумеровывается.
42. Контроль за организацией ИВР возлагается на заместителей начальников, курирующих кадровую и воспитательную работу, которые не реже одного раза в квартал осуществляют проверку их деятельности.
43. Результаты проверки организации ИВР отражаются в журналах руководителей служб, справках по итогам проверки органа (подразделения) внутренних дел, а также рассматриваются на оперативных и аппаратных совещаниях.
44. По результатам организации ИВР заместители начальников, курирующих кадровую и воспитательную работу вносят предложения уполномоченному руководителю о поощрении либо наказании руководителей служб.
45. При рассмотрении дисциплинарных проступков сотрудников, в обязательном порядке принимается во внимание состояние организации ИВР руководителем.
46. Роль руководителей в проведении ИВР оценивается при аттестации либо выдвижении на вышестоящую должность.
47. Кадровые службы постоянно анализируют состояние ИВР с личным составом, обучают руководителей структурных подразделений теории и практике данной работы, обобщают и распространяют передовой опыт, добиваются качественного выполнения каждым начальником (командиром) требований МВД по организации ИВР.
48. Обучение руководителей методам организации индивидуально-воспитательной работы проводится на курсах повышения квалификации, учебно-методических сборах, а также в системе профессиональной подготовки. Наряду с лекциями в программу включаются практические занятия, деловые игры, семинары по обмену опытом.
Глава 3. Порядок организации психологической работы в ОВД
Параграф 1. Цели и задачи психологической работы
49. Психологическая работа проводится должностными лицами, имеющими высшее психологическое (послевузовское) образование в рамках организации сопровождения и психологической подготовки личного состава ОВД к выполнению оперативно-служебных задач.
50. Психологическая работа строится в соответствии с принципами законности, профессиональной этики, уважения прав и свобод личности, гуманизма и обеспечения конфиденциальности при оказании психологической помощи.
51. Основной целью психологической работы является мониторинг состояния морально-психологического климата в коллективах, изучение и развитие у сотрудников профессионально-важных психологических качеств, поддержание психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач, в том числе в экстремальных условиях.
52. Основные направления организации психологической работы в ОВД:
1) психологическая диагностика индивидуально-личностных особенностей сотрудников;
2) психологическая подготовка личного состава;
3) психологическая помощь личному составу;
4) психокоррекционная работа с сотрудниками;
5) психологическая профилактика.
53. Основные задачи психологической работы в ОВД:
1) изучение причин и условий возникновения социально-психологических процессов в коллективах ОВД путем проведения ежегодного социологического мониторинга, разработка предложений и рекомендации по улучшению морально-психологического климата;
2) психологическое сопровождение и подготовка личного состава на выполнение оперативно-служебных задач, в том числе в период военного и чрезвычайного положения, проведения антитеррористических операций;
3) осуществление психодиагностики индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников, определение соответствия психологических и психофизиологических качеств сотрудника занимаемой должности;
4) психологическая поддержка и оказание психологической помощи сотрудникам в адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности, предупреждение межличностных конфликтов, психоэмоциональных расстройств, вызванных спецификой и условиями служебной деятельности, бытовыми и семейными ситуациями;
5) психологическая коррекция социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивидуального и группового поведения сотрудников, осуществление коррекции негативных психических состояний, в том числе аутоагрессивного поведения сотрудников;
6) проведение психологической работы с сотрудниками, нуждающимися в повышенном психологическом внимании;
7) проведение психологической реабилитации, направленной на восстановление профессиональной работоспособности сотрудников после выполнения ими оперативно-служебных задач;
8) организация психологической работы по повышению управленческой компетентности руководителей ОВД, разработка рекомендаций для применения в работе с личным составом.
54. Результаты психологической работы (информация о ходе и результатах исполнения приказов, указаний министерства, касающихся деятельности психологов, другие информационные материалы и сведения, необходимые для разработки проектов, управленческих решений, аналитических, отчетных документов) представляются ежеквартально, а также в случаях устного запроса должностных лиц, ответственных за общую координацию психологической работы.
55. В целях создания доверительной обстановки, способствующей повышению эффективности профессиональной деятельности, при исполнении своих функциональных обязанностей должностные лица, ответственные за психологическую работу находятся в гражданской форме одежды (деловой стиль).
Параграф 2. Психологическая диагностика индивидуально-личностных особенностей сотрудников
56. Психологическая диагностика заключается в углубленном, объективном и всестороннем изучении индивидуальных психологических особенностей сотрудников для определения уровня профессионально-психологической подготовки сотрудников (далее – диагностика).
57. Психологическая диагностика реализуется посредством применения специальных психодиагностических методов (анализ документов и биографических данных, тестирование, беседа, опрос, наблюдение и т.д.) изучения личности и психологических алгоритмов обработки и интерпретации полученной информации.
58. При осуществлении диагностики используются научные методы и стандартизированные методики психологической диагностики, которые прошли апробацию в рамках психологической науки и имеющие соответствующие психометрические характеристики (надежность, валидность, репрезентативность, достоверность).
59. Диагностика проводится в индивидуальной и групповой формах:
1) с личным составом ОВД – один раз в год;
2) с сотрудниками, находящимися в "группе психологического наблюдения";
3) с курсантами и слушателями – по прибытии в учебное заведение, включающее первичное и последующее изучение;
4) при формировании кадрового резерва – перед назначением на вышестоящую должность;
5) при закреплении табельного оружия.
60. Критерии оценки уровня профессионально-психологической подготовки сотрудников (слушателей) определяются в следующем порядке:
1) "высокая степень психологической подготовленности" характеризуется благоприятными прогностическими признаками в стрессовых ситуациях, а также высокой продуктивностью психических процессов;
2) "средняя степень психологической подготовленности" характеризуется благоприятными прогностическими признаками в повседневных условиях, с возможными выраженными эмоциональными проявлениями в ситуациях повышенной сложности, дефицита времени, внезапности, неопределенности, высокого риска, чрезмерной, длительной нагрузки и средней продуктивностью психических процессов;
3) "низкая степень психологической подготовленности".
61. Лица, получившие оценку "низкая степень психологической подготовленности" подлежат психокоррекционным мероприятиям.
62. Психологическое заключение по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам готовится в течение 15 календарных дней после проведения психологической диагностики.
63. Психологическое заключение содержит информацию:
1) о выявленных индивидуальных психологических особенностях (психологический портрет);
2) рекомендации по индивидуальным психологическим особенностям;
3) выводы о пригодности к службе;
64. Рекомендации по индивидуальным психологическим особенностям сотрудников, находящихся в "группе психологического наблюдения" направляются должностному лицу с отметкой о необходимости проведения психологической работы с сотрудником и сопровождения его в процессе служебной деятельности.
65. В психологическом заключении выносится один из следующих выводов:
1) "рекомендуется в первую очередь";
2) "рекомендуется";
3) "рекомендуется условно";
4) "не рекомендуется".
66. По завершению психологической диагностики психолог вносит сведения в индивидуальную карточку сотрудника по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам и журнал учета психодиагностических работ по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
67. По итогам психологической диагностики определяются лица, подлежащие углубленному психологическому изучению. Сотрудники с высоким уровнем суицидального риска, имеющие признаки нервно-психической неустойчивости, нарушения адаптации и депрессии, переживающие негативные жизненные события, семейно-бытовые и финансовые трудности, психофизиологические, личностные и другие проблемы включаются в "группу психологического наблюдения" с занесением в журнал динамического наблюдения по форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
68. Сотрудник включается в "группу психологического наблюдения" сроком на шесть месяцев согласно мотивированному рапорту психолога на имя первого руководителя с пометкой "ДСП".
В случае отсутствия динамики психологического состояния сотрудника, срок нахождения в "группе психологического наблюдения" продлевается три месяца.
В случае отрицательной динамики психологического состояния сотрудника, срок нахождения в "группе психологического наблюдения" продлевается до шести месяцев.
В случае положительной динамики, сотрудник исключается из "группы психологического наблюдения" мотивированным рапортом психолога на имя первого руководителя. При этом, в рапорте кратко отражаются проведенные с сотрудником психологические мероприятия.
69. При перемещении сотрудника в другое подразделение, включенного в "группу психологического наблюдения" индивидуальная карточка направляется к месту перемещения фельдъегерской службой и оформляется с пометкой "ДСП" и "психологу лично в руки", без вскрытия конверта посторонними лицами. Индивидуальная карточка содержит психологическую характеристику и причины нахождения сотрудника в "группе психологического наблюдения".
70. Диагностические и профилактические беседы, проведенные психологами учитываются в журнале индивидуальных форм работ (консультации) по форме, согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
Параграф 3. Психологическая подготовка сотрудников
71. Психологическая подготовка представляет собой целенаправленный комплекс воздействий на сотрудников с целью формирования у них устойчивости к психическим перегрузкам на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально-важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых условиях оперативно-боевой обстановки, обеспечивающих надежное выполнение профессионально-служебных задач.
72. Задачами психологической подготовки являются:
1) психологическая подготовка сотрудников, путем повышения их лидерских качеств, включающих в себя стрессоустойчивость, адаптационный потенциал, коммуникативный потенциал, организаторские способности;
2) определение и формирование профессионально-важных качеств, а также повышения их психологической компетентности (тренинговая работа, моделирование экстремальных ситуаций);
3) анализ и практическое применение, а также совершенствование методов психологической работы с личным составом;
4) разработка методических пособий в интересах профессиональной подготовки сотрудников при решении оперативно-боевых задач, в том числе военного и чрезвычайного положения, проведения антитеррористических операций;
5) обучение сотрудников методам самодиагностики, психической саморегуляции и психологической взаимопомощи, преодолению психологических трудностей, возникающих в ходе оперативно-служебных задач;
6) оказание психологической помощи личному составу после выполнения оперативно-служебных задач в экстремальных условиях, применения и использования оружия, гибели сотрудников при исполнении служебных обязанностей;
7) организация реабилитационных мероприятий, направленных на снижение последствий неблагоприятного влияния экстремальных условий служебной деятельности на состояние здоровья сотрудников.
73. В ходе проведения тренинговых работ используются различные формы: лекции, беседы, анализ ситуации, практические занятия, упражнения, деловые и оперативные игры, психологический практикум, тестирование и иные формы пропаганды психологических знаний.
Для проведения занятий используются теоретические и практические разработки, методическая база для психологов ОВД, а также составляется персональная программа с учетом специфики задач и экстремальности ситуации.
74. Проведенная работа по психологической подготовке сотрудников учитывается в журнале групповых форм работ (тренинги) по форме, согласно приложению 7 к настоящим Правилам.
Параграф 4. Изучение морально-психологического климата в подразделениях органов внутренних дел
75. Изучение морально-психологического климата в подразделениях ОВД проводится ежеквартально на добровольной основе, конфиденциально, в строгом соблюдении порядка проведения исследования.
76. Для объективной оценки результатов исследования необходимо участие не менее 70 % от фактической численности сотрудников.
77. По результатам исследования психологами разрабатываются рекомендации по формированию благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах, совершенствованию стиля и методов управления.
Глава 4. Порядок организации идеологической работы в ОВД
78. Идеологическая работа в ОВД организуется и проводится в целях формирования у сотрудников психологической устойчивости, высоких морально-нравственных качеств и патриотических чувств, любви к Родине, верности присяге и служебному долгу, чувства гордости за избранную профессию, противодействия деструктивной идеологии.
79. Задачами идеологической работы являются:
1) организация и проведение в ОВД воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы с личным составом, разъяснение государственной политики, принимаемых руководством страны мерах по укреплению обороноспособности, обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
2) формирование у сотрудников морально-психологической устойчивости и готовности к действиям в экстремальных условиях, их невосприимчивости к идеологии деструктивных религиозных течений;
3) формирование у сотрудников верности политике государства, присяге, служебному долгу, воспитание любви к Родине, своему народу, патриотических чувств и морально-нравственных качеств, необходимых для защиты Республики Казахстан;
4) формирование через средства массовой информации позитивного общественного мнения о деятельности ОВД;
5) регулярный анализ морально-психологического состояния личного состава;
6) обобщение и распространение в ОВД передового опыта организации идеологической работы.
80. Идеологическая работа в сфере недопущения проникновения деструктивных идей в ОВД организовывается и проводится в следующем порядке:
1) планирование идеологической работы в сфере противодействия религиозному экстремизму;
2) организация и проведение комплекса мероприятий по моральной и материальной поддержке сотрудников и членов их семей, повышения престижа ОВД, созданию атмосферы уважения к защитникам Отечества;
3) принятие оперативных мер по реализации обращений сотрудников по фактам попыток проникновения религиозных идей в коллективы ОВД и информирование личного состава о принятых решениях;
4) принятие мер по защите личного состава от негативного информационного воздействия.
Приложение 1 к Правилам организации воспитательной, психологической и идеологической работы с личным составом органов внутренних дел |
|
Форма |
ЖУРНАЛ индивидуально-воспитательной работы
______________________________________________
должность, звание
______________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
______________________________________________
подразделение
Список личного состава
__________________________________________________________
(наименование подразделения)
№ | Звание, должность | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) | Дата рождения | Национальность | Образование | Семейное положение | Служба в армии | Служба в ОВД | Домашний адрес |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Данные о подчиненном сотруднике
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ________________________________
Дата рождения _______________________________________________________
Место рождения ______________________________________________________
_____________________________________________________________________
Национальность ______________________________________________________
Образование (когда, где учился, профессия, специальность, успехи в учебе)
_____________________________________________________________________
Звание ______________________________________________________________+
(когда присвоено, приказ)
Должность ___________________________________________________________
Служба в ВС (когда, где, в какой должности и звании проходил службу).
Участие в боевых операциях.
Награды и знаки воинской доблести ______________________________________
______________________________________________________________________
Дата поступления на службу в ОВД _______________________________________
Какие имеет поощрения и за что __________________________________________
Какие имеет взыскания и за что ___________________________________________
Прохождение первоначальной профессиональной подготовки _________________
______________________________________________________________________
(когда, где)
Результаты психологического обследования сотрудника
_______________________________________________________________________
(по заключению Окружной военно-врачебной комиссии)
Где работал до поступления на службу в ОВД _______________________________
_______________________________________________________________________
Место жительства (адрес, домашний телефон, сотовый телефон) _______________
_______________________________________________________________________
Жилищно-бытовые условия _______________________________________________
Семейное положение ____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Близкие родственники (фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения,
адрес, место работы, учебы):
Жена (муж) ____________________________________________________________
Дети __________________________________________________________________
Отец __________________________________________________________________
Мать __________________________________________________________________
Близкие друзья по работе и месту жительства ________________________________
______________________________________________________________________
Наличие личного автотранспорта (марка, государственный номер) _______________
______________________________________________________________________
Наличие ипотечного займа, кредита (банк, организация) _______________________
______________________________________________________________________
"Согласовано" | "Утверждаю" |
Заместитель начальника (командира) | Начальник (командир) |
__________________________ |
__________________________ |
П Л А Н индивидуально-воспитательной работы на 1, 2, 3 месяцы
№ |
Звание, фамилия, имя, отчество | Дата проведения | Вид ИВР | Причина, цель ИВР | Отметка об исполнении |
"_____" _________ 20____ года
"Согласовано" | "Утверждаю" |
Заместитель начальника (командира) | Начальник (командир) |
__________________________ |
__________________________ |
П Л А Н индивидуально-воспитательной работы на 4, 5, 6 месяцы
№ |
Звание, фамилия, имя, отчество | Дата проведения | Вид ИВР | Причина, цель ИВР | Отметка об исполнении |
"_____"___________ 20____года
"Согласовано" | "Утверждаю" |
Заместитель начальника (командира) | Начальник (командир) |
__________________________ |
__________________________ |
П Л А Н индивидуально-воспитательной работы на 7, 8, 9 месяцы
№ |
Звание, фамилия, имя, отчество | Дата проведения | Вид ИВР | Причина, цель ИВР | Отметка об исполнении |
"_____"__________ 20____ года
"Согласовано" | "Утверждаю" |
Заместитель начальника (командира) | Начальник (командир) |
__________________________ |
__________________________ |
П Л А Н индивидуально-воспитательной работы на 10, 11, 12 месяцы
№ |
Звание, фамилия, имя, отчество | Дата проведения | Вид ИВР | Причина, цель ИВР | Отметка об исполнении |
"_____" __________ 20____года
ХАРАКТЕРИСТИКА
(на сотрудника, с которым проводилась ИВР)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
"______"__________ 20 ____ года __________________________________________________
Учет индивидуально-воспитательной работы
№ | Звание, фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность | Дата проведения | Вид ИВР | Причина, цель проведения ИВР (по плану ИВР, какому-либо факту или проступку и.т.д. | Краткое содержание, результаты ИВР | Выводы, замечания, принятые меры |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Лист индивидуальной беседы
С ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Вопросы беседы:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Выводы по беседе:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Беседу провел:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
С выводами беседы ознакомлен:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
"____" __________ 20 ____ года
Запись лиц, проверяющих журнал ИВР
№ |
Звание, фамилия, имя, отчество | Замечания, предложения | Дата проверки | Роспись |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Приложение 2 к Правилам организации воспитательной, психологической и идеологической работы с личным составом органов внутренних дел |
|
Форма |
Психологическое заключение
1. Фамилия:
2. Имя:
3. Отчество (при его наличии):
4. Возраст на момент тестирования:
5. Основание для проведения:
6. Психодиагностическое обследование проходило с использованием следующих методик:
7. Результаты (портрет):
8. Рекомендации:
9. Предложения:
Психолог Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Ознакомлен(а) ____________________________________________
Данная информация является конфиденциальной, разглашению не подлежит.
Использовать только в служебных целях.
Приложение 3 к Правилам организации воспитательной, психологической и идеологической работы с личным составом органов внутренних дел |
|
Форма |
Индивидуальная карточка сотрудника № - |
Результаты прохождения психологического тестирования у психолога
Причина | Название методики | Интерпретация, выводы | Примечание |
Выводы ____________________________________________________________
Психолог ___________________________________________________________
Приложение 4 к Правилам организации воспитательной, психологической и идеологической работы с личным составом органов внутренних дел |
|
Форма |
Журнал учета психодиагностических работ
№ | Дата |
Фамилия, имя, отчество |
Методы |
Результаты | Примечание |
Приложение 5 к Правилам организации воспитательной, психологической и идеологической работы с личным составом органов внутренних дел |
|
Форма |
Журнал динамического наблюдения
№ |
Фамилия, имя, отчество | Дата взятия на учет | Дата снятия с учета | Причина учета | Вид психокоррекционной работы | Примечание |
Приложение 6 к Правилам организации воспитательной, психологической и идеологической работы с личным составом органов внутренних дел |
|
Форма |
Журнал индивидуальных форм работ (консультации)
№ | Дата |
Фамилия, имя, отчество (при его наличии), | Основание проведения консультации | Результаты/ рекомендации | Примечание |
Приложение 7 к Правилам организации воспитательной, психологической и идеологической работы с личным составом органов внутренних дел |
|
Форма |
Журнал групповых форм работ (тренинги)
№ | Дата проведения | Подразделение | Количество человек | Вид работы | Цель | Примечание |