В соответствии с подпунктом 5-3) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила ведения реестра образовательных программ, реализуемых организациями высшего и (или) послевузовского образования, а также основания включения в реестр образовательных программ и исключения из него.
2. Комитету высшего и послевузовского образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра науки и высшего образования Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр науки и высшего образования Республики Казахстан |
С. Нурбек |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и спорта
Республики Казахстан
Приложение к приказу Министр науки и высшего образования Республики Казахстан от 12 октября 2022 года № 106 |
Правила ведения реестра образовательных программ, реализуемых организациями высшего и (или) послевузовского образования, а также основания включения в реестр образовательных программ и исключения из него
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила ведения реестра образовательных программ, реализуемых организациями высшего и (или) послевузовского образования, а также основания включения в реестр образовательных программ и исключения из него (далее – Правила), разработаны в соответствии с подпунктом 5-3) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок ведения реестра образовательных программ (далее - Реестр), реализуемых организациями высшего и (или) послевузовского образования, а также основания включения в Реестр и исключения из него.
2. Ведение Реестра осуществляется в целях формирования единого информационного учета образовательных программ, реализуемых организациями высшего и (или) послевузовского образования.
3. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
1) образовательная программа (далее – программа) – единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения;
2) реестр образовательных программ – информационная система "Единая система управления высшим образованием" (далее – информационная система) уполномоченного органа в области образования, включающая в себя перечень образовательных программ, разработанных организациями высшего и (или) послевузовского образования;
3) администратор – юридическое лицо, осуществляющее ведение Реестра;
4) заявитель – организация, реализующая образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования.
4. Ведение Реестра осуществляется администратором в электронном виде в информационной системе.
5. Доступ в Реестр предоставляется посредством сети интернет.
6. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми и доступными для ознакомления.
Глава 2. Порядок ведения реестра образовательных программ, реализуемых организациями высшего и (или) послевузовского образования, а также основания включения в реестр образовательных программ и исключения из него
7. Включение образовательных программ в Реестр проводится в четыре этапа:
1) представление организацией образования заявки для включения в Реестр (далее – заявка), согласно приложению к настоящим Правилам;
2) проверка заявки администратором и направление заявки на доработку заявителю (при наличии замечаний);
3) проведение экспертизы программы экспертом и направление заявки на доработку заявителю (при наличии замечаний);
4) включение программы в Реестр либо отклонение заявки администратором на основе решения Комиссии.
8. Для рассмотрения заявок по включению или исключению программ из Реестра администратором создается постоянно действующая Комиссия (далее – Комиссия).
В состав Комиссии входят не менее 5 (пяти) представителей администратора и/или уполномоченного органа в области образования. Состав Комиссии утверждается руководителем администратора.
Заседание Комиссии проводится по мере необходимости с целью принятия решения по заявкам заявителя. Кворум для проведения заседания не менее 2/3 (двух третьих) членов Комиссии. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов и оформляется протоколом заседания. При равенстве голосов, голос председателя Комиссии является решающим.
9. Для включения программы в Реестр заявитель заполняет заявку в информационной системе на казахском, русском и английском языках и отправляет администратору.
10. В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления заявки администратор проводит проверку полноты сведений и правильности заполнения заявки на соответствие государственным общеобязательным стандартам высшего и (или) послевузовского образования, утвержденным приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916) (далее - ГОСО), национальной рамке квалификаций и (или) отраслевым рамкам квалификаций.
Заявка направляется администратором на экспертизу при соответствии требованиям настоящего пункта. Некорректно заполненная заявка возвращается заявителю для доработки (не более одного раза) с указанием причины.
11. Доработка программы заявителем производится в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня направления администратором. При несвоевременной доработке программы она отклоняется решением Комиссии.
12. Администратор проводит проверку доработанной заявки в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления. При устранении замечаний заявка направляется администратором на экспертизу. При не устранении замечаний заявка отклоняется решением Комиссии.
13. Количество программ, которые направляются на экспертизу, ограничивается в пределах бюджета на текущий финансовый год (не позднее 18.30 часов дня, который определен администратором последним днем приема заявок в пределах бюджета). При этом соблюдается очередность поступления заявок по дате и времени поступления.
В последнюю неделю каждого квартала администратор размещает на официальном интернет-ресурсе информацию о количестве заявок, которые будут рассмотрены в пределах выделенного бюджета в текущем году.
14. Экспертиза программы, поступившей для включения в Реестр, проводится параллельно 2 (двумя) экспертами. Экспертиза программы, не имеющей аналога в Республике Казахстан и впервые реализуемая заявителем (далее – инновационная программа), проводится параллельно 3 (тремя) экспертами.
15. Список экспертов для проведения экспертизы программ утверждается приказом руководителя администратора.
16. При назначении эксперта учитывается соответствие его квалификации направлению подготовки кадров, в рамках которой заявлена программа. Для проведения экспертизы программы по уровню магистратуры и докторантуры привлекается эксперт, имеющий ученую степень (доктора наук, кандидата наук, доктора философии (PhD), доктора по профилю) или степень доктора философии (PhD), доктора по профилю.
К проведению экспертизы программы заявителя не допускается эксперт, осуществляющий трудовую деятельность у данного заявителя.
17. Экспертиза программы проводится экспертом в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления от администратора.
18. Эксперт:
1) проводит оценку программы на соответствие ГОСО, национальной рамке квалификаций и (или) отраслевым рамкам квалификаций, профессиональным стандартам (при их наличии), утвержденным в соответствии с пунктом 2 статьи 117 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее - профстандарты);
2) анализирует соответствие наименования программы содержанию программы, заданной области образования, направлению подготовки согласно Классификатора направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 октября 2018 года № 569 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17565);
3) проверяет корректность заполнения заявки;
4) определяет степень достижимости результатов обучения по каждой дисциплине, соотнесенной с формируемыми результатами обучения;
5) оценивает инновационную программу на направленность к новым видам деятельности, высокий уровень востребованности профессии, развитие инновационной экономики, принцип приоритетности отраслей экономики страны и региона.
19. По результатам экспертизы эксперт представляет администратору заключение о включении программы в Реестр или направлении заявителю на доработку с указанием замечаний.
При обнаружении в заявке заимствований (допустимый предел совпадений текста – не более 50 %) эксперт отклоняет программу.
Заключение эксперта отображается в информационной системе, в том числе в личном кабинете заявителя.
20.Заявитель дорабатывает программу согласно замечаниям эксперта в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня отправления экспертом и направляет доработанную заявку в Реестр.
21. Эксперт проводит оценку доработанной заявки в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления ее в Реестр. После проведения экспертизы эксперт принимает решение "одобрить" или "отклонить" заявку.
22. Заявка автоматически отклоняется в информационной системе при наличии отрицательного заключения всех или большинства экспертов. При равном количестве отрицательного и положительного заключений экспертов Комиссия рассматривает заявку с привлечением независимого эксперта из списка экспертов.
23. После проведения экспертизы администратор представляет заключения экспертов и материалы заявки в электронном или бумажном виде в Комиссию, которая принимает решение о включении программы либо отклонении заявки.
24. Программа заявителя включается в Реестр при:
1) наличии положительных заключений экспертов;
2) коэффициенте достижимости результатов обучения – не менее 75 %;
3) максимальном количестве доработок программы – не более 2-х (двух) раз, в том числе не более одной доработки – по замечаниям администратора и не более одной доработки – по замечаниям экспертов.
25. Образовательная программа, включенная в Реестр, периодически совершенствуется заявителем с целью ее актуализации (далее – обновление). Экспертиза программы, поступившей на обновление, проводится 1 (одним) экспертом.
Программа обновляется администратором без проведения экспертизы при:
1) устранении дублирующих дисциплин;
2) перемещении дисциплины из одного цикла или компонента в другой;
3) изменении объема трудоемкости дисциплины в кредитах при сохранении имеющихся результатов обучения;
4) изменении или добавлении менее 50 % дисциплин от общего количества дисциплин;
5) изменении менее 50 % результатов обучения;
6) изменении описания дисциплины с сохранением имеющихся результатов обучения;
7) технической корректировки текста.
26. Администратор на основании решения Комиссии включает (обновляет) программу в Реестр.
27. Повторное рассмотрение заявки для включения и (или) обновления программы в Реестре, отклоненной экспертами или на основании решения Комиссии, проводится на платной основе за счет средств заявителя.
Заявка на одну программу подается заявителем не более 3-х раз в течение 12 месяцев.
28. Программа, представленная на включение в Реестр для получения лицензии и/или приложения к лицензии по соответствующему направлению подготовки кадров, включается в Реестр без отображения для общего доступа.
29. Исключение программы из Реестра производится администратором при наличии одного из следующих случаев:
1) заявления заявителя (в произвольной форме) об исключении программы из Реестра с приложением выписки из протокола заседания коллегиального органа заявителя с указанием причины;
2) лишения лицензии, приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью по соответствующему направлению подготовки заявителя на основе официально представленной информации уполномоченного органа в области образования и (или) вступившего в законную силу решения суда;
3) при отсутствии лицензии и (или) приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью по соответствующему направлению подготовки в течение 6 (шести) месяцев после включения программы в Реестр;
4) отзыва аккредитации программы и/или принятия решения "не аккредитовать программу" аккредитационным органом, включенным в Реестр признанных аккредитационных органов, на основе официально представленной им информации;
5) утраты актуальности программы (отсутствие контингента обучающихся в течение последних 3 (трех) лет);
6) отсутствия обновления программы в течение 1 (одного) календарного года при изменении ГОСО, отраслевой рамки квалификаций и/или профстандартов, утвержденных в соответствии с пунктом 2 статьи 117 Трудового Кодекса Республики Казахстан.
Заявка для включения в Реестр образовательных программ высшего и послевузовского образования
заполняется в электронной форме*
1. | Наименование организации высшего и/или послевузовского образования |
2. | Область образования (выбирается из списка областей образования согласно Классификатору направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием, утвержденному приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 октября 2018 года № 569 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17565) (далее - Классификатор) |
3. | Направление подготовки (выбирается из списка направлений согласно Классификатору) |
4. | Группа образовательных программ (выбирается из Перечня групп образовательных программ) |
5. | Наименование образовательной программы (название соответствующей образовательной программы, которая подается заявителем для включения в Реестр) |
6. | Цель программы (должна быть сформулирована лаконично, конкретно и синергетически объединять результаты обучения, которые должны быть приобретены обучающимися; должна соответствовать критериям – актуальность, конкретность, достижимость) |
7. | Вид программы (действующая – программа, по которой заявителем осуществляется подготовка кадров, новая - программа, по которой до ее размещения заявителем не осуществлялась подготовка кадров, инновационная программа - программа, не имеющая аналога в Республике Казахстан и впервые реализуемая заявителем) |
8. | Уровень по национальной рамке квалификаций |
9. | Уровень по отраслевым рамкам квалификаций |
10. | Отличительные особенности программы |
11. | Присуждаемая академическая степень |
12. | Срок обучения |
13. | Объем кредитов (в соответствии с государственными общеобязательными стандартами высшего и (или) послевузовского образования, утвержденными приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916) |
14. | Язык обучения (указать какие языки обучения охватывает данная программа |
15. | Разработана на основе профессионального стандарта (дата утверждения) |
16. | Дата утверждения программы на ученом совете |
17. | Наличие приложения к лицензии на направление подготовки кадров |
18. | Номер лицензии на направление подготовки |
19. | Наличие аккредитации программы |
20. | Формируемые результаты обучения (Результаты обучения отражают контекст, уровень, объем и содержание программы; соответствовуют базовому уровню присуждаемой квалификации; являются взаимосвязанными, понятными, достижимыми в рамках учебной нагрузки программы, связанными с соответствующей учебной деятельностью, методами и критериями оценки) |
21. |
Сведения о дисциплинах (отображаются дисциплины, соответствующие следующим компонентам: вузовский компонент; компонент по выбору): |
* заполняется на трех (казахском, русском и английском) языках