Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п.5
В соответствии с подпунктом 113) пункта 15 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71 ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 10.10.2024 № 81 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунального назначения".
2. Признать утратившими силу:
1) приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 3 марта 2015 года № 183 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунального назначения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10796);
2) пункт 5 Перечня некоторых приказов Министерства здравоохранения Республики Казахстан и Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения, утвержденного приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 июля 2020 года № ҚР ДСМ-78/2020 "О некоторых вопросах организации и проведения санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20935).
3. Комитету санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр здравоохранения Республики Казахстан |
А. Ғиният |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан
Утверждены приказом Министр здравоохранения Республики Казахстан от 26 июля 2022 года № ҚР ДСМ-67 |
Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунального назначения"
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунального назначения" (далее – Санитарные правила) разработаны в соответствии с подпунктом 132-1) пункта 16 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71 (далее – Положение) и определяют санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунального назначения.
2. Настоящие Санитарные правила распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие объекты коммунального назначения: объекты, оказывающие гостиничные услуги, бани и сауны, купально-плавательные бассейны, аквапарки, прачечные, химчистки, объекты по оказанию косметических и парикмахерских услуг населению, спортивно-оздоровительные и культурно-зрелищные объекты, места массового отдыха, общественные туалеты (далее – объекты).
3. В настоящих Санитарных правилах используются следующие понятия:
1) аквапарк – здание (сооружение) или часть здания (сооружения) с бассейном (комплексом бассейнов различного назначения), оборудованное водными аттракционами и имеющее в своем составе зону (зоны) отдыха, другие функциональные элементы (объекты) для отдыха и развлечений, технические и вспомогательные помещения, а также соответствующее инженерное оборудование, инженерные сети и коммуникации, необходимые для функционирования и эксплуатации;
2) санитарная специальная одежда для объектов коммунального назначения (далее – специальная одежда) – это комплект защитной одежды персонала, предназначенный для защиты от загрязнения механическими частицами, микроорганизмами и другими загрязнениями;
3) пляж – берег (моря, озера, реки, канала или открытого бассейна), используемый как место массового отдыха, купания, приема солнечных и воздушных ванн;
4) плавательный бассейн – гидротехническое сооружение, предназначенное для проведения соревнований, занятий водными видами спорта (плавание, прыжки в воду, подводный спорт, водное поло, подводное регби, синхронное плавание и аналогичные виды спорта), оздоровительного плавания, учебно-тренировочной работы, а также обучения детей плаванию;
5) косметические услуги – это физическое или химическое воздействие на кожу лица и тела, на брови, ресницы, ногти и волосы клиента, с использованием косметических средств и декоративной косметики для удовлетворения эстетических потребностей клиента, не требующих медицинского контроля;
6) косметический кабинет – помещение по оказанию косметических услуг гигиенического и декоративного характера;
7) многофункциональные здания (комплексы) – единая архитектурная группа или отдельно стоящие здания, предназначенные для размещения трех и более объектов различного назначения (двух с наличием помещений или площадок для пребывания детей), выполняющих основные функции, объединенные системой инженерных, социальных, функциональных взаимосвязей, отвечающих современным социально-культурным, технологическим, градостроительным и архитектурным требованиям;
8) санитарный день – специально отведенное время для проведения генеральной уборки помещений, чистки, мойки и дезинфекции оборудования, инвентаря и помещений, при необходимости дезинсекции и дератизации помещений;
9) солярий – установка искусственного ультрафиолетового облучения, с целью получения косметического загара, а также помещение с этими установками;
10) купальный бассейн – бассейн, предназначенный для купания, принятия водных процедур, развлечений и игр на воде;
11) места массового отдыха населения – территории, выделенные в генеральных планах застройки городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, в зонах размещения курортов, санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, базы отдыха, спортивные базы и их сооружения на открытом воздухе);
12) хостел – нежилое помещение в многоквартирном жилом доме, имеющее отдельную входную группу, либо отдельно стоящее здание (часть здания), предназначенное и используемое для временного проживания (пребывания) физических лиц, отвечающее установленным строительным, санитарным, экологическим, противопожарным и другим обязательным нормам и правилам.
Глава 2. Требования к размещению, содержанию, эксплуатации объектов коммунального назначения
4. При размещении объектов не ухудшаются санитарно-гигиенические условия жизнедеятельности населения.
5. Для строительства и отделки помещений объектов используются материалы, устойчивые к моющим и дезинфицирующим средствам.
6. Территория объекта благоустраивается и содержится в чистоте.
7. При входе в здание устанавливаются урны для мусора. Для сбора мусора используются контейнеры, установленные на площадке с твердым покрытием.
8. Объекты обеспечиваются системами водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения.
9. Системы теплоснабжения, вентиляции, кондиционирования воздуха обеспечивают оптимальные и допустимые параметры микроклимата в соответствии с требованиями Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха", утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 сентября 2021 года № ҚР ДСМ-95 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 24230) и Гигиенических нормативов к физическим факторам, оказывающим воздействие на человека, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 февраля 2022 года № ҚР ДСМ-15 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 26831) (далее – Приказ № ҚР ДСМ-15).
10. Системы холодного и горячего водоснабжения обеспечивают подачу воды, в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждаемых в соответствии с подпунктом 132-1) пункта 16 Положения (далее – документы нормирования).
11. Система водоотведения объектов предусматривает безопасный отвод сточных вод. Санитарно-технические сети, устройства и приборы находятся в исправном состоянии.
12. На территории населенных пунктов, не имеющих централизованную систему водоотведения, предусматриваются дворовые установки и выгребные ямы, в соответствии с требованиями Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления", утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21934).
13. Уровень естественного и искусственного освещения, а также содержание вредных веществ в воздухе рабочих мест соответствует Приказу № ҚР ДСМ-15 и документам нормирования.
14. Все производственные и вспомогательные помещения обеспечиваются искусственным освещением.
Осветительные приборы своевременно очищаются от загрязнения, перегоревшие лампы заменяются. В помещениях имеющих высокую влажность и температуру, светильники закрываются защитными плафонами.
15. Влажная уборка всех помещений объектов проводится ежедневно. Уборочный инвентарь маркируется и применяется по функциональному назначению помещений, хранится в отведенном месте (помещении).
16. Стирка использованного белья и рабочей одежды проводится в прачечных или непосредственно на объектах, при условии использования стиральных машин с функциями стирки и сушки.
17. Для дезинфекции применяются дезинфицирующие средства, разрешенные к применению, в соответствии с технологической инструкцией, инструкцией по применению изготовителя.
18. Мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации выполняются организациями, при соблюдении требований документов нормирования.
19. Для персонала предусматриваются условия для приема пищи, соблюдения личной гигиены, раздельного хранения личной и специальной одежды.
20. Работники объектов обеспечиваются специальной одеждой.
21. Работники декретированной группы населения при поступлении на работу, а также учащиеся специальных учебных заведений, перед прохождением производственной практики проходят медицинские осмотры в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 октября 2020 года № ҚР ДСМ-131/2020 "Об утверждении целевых групп лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, а также правил и периодичности их проведения, объема лабораторных и функциональных исследований, медицинских противопоказаний, перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, профессий и работ, при выполнении которых проводятся предварительные обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические обязательные медицинские осмотры и правил оказания государственной услуги "Прохождение предварительных обязательных медицинских осмотров" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21443) (далее – Приказ № ҚР ДСМ-131/2020).
Рабочие и инженерно-технические работники, поступающие на работу и занятые в производствах и профессиях, связанных с вредными условиями труда, воздействием неблагоприятных производственных факторов проходят предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с Приказом № ҚР ДСМ-131/2020.
22. Администрацией объекта разрабатывается, утверждается и выполняется программа производственного контроля, в соответствии с требованиями документов нормирования.
В программе производственного контроля предусматривается проведение лабораторных исследований смывов из систем кондиционирования воздуха на наличие возбудителей легионеллеза.
Глава 3. Санитарно-эпидемиологические требования к объектам, оказывающим гостиничные услуги
23. Проектирование и размещение гостиниц, хостелов предусматривается в отдельно стоящих зданиях, а также в составе многофункциональных зданий, многоквартирных жилых домов при условии выполнения отдельного входа, за исключением размещения жилых помещений в подвальных и цокольных этажах.
Для гостиниц вместимостью до 30 мест категорий 1 звезда – 2 звезды предусматриваются совмещенные с другими предприятиями и учреждениями входы и коммуникации, согласно требованиям государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, утверждаемых уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства в соответствии с подпунктом 23-16) статьи 20 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" (далее – государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства).
24. При наличии мусоропровода, ствол мусоропровода оборудуется воздухонепроницаемым и звукоизолированным материалом от строительных конструкций и не примыкающим к жилым и служебным помещениям с постоянным пребыванием людей. Не разрешается располагать мусоросборную камеру под жилыми комнатами или смежно с ними и под помещениями с постоянным пребыванием людей.
25. В номерах гостиниц предусматриваются санитарные узлы, гардеробные, согласно требованиям государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства.
26. Хостелы обеспечиваются санитарными узлами из расчета не менее 1 туалетной кабины, 1 умывальника и не менее 1 душевой кабины на 15 человек.
27. В хостеле оборудуются столовые, кухни, комнаты для приема и приготовления пищи методом самообслуживания, которые оснащают оборудованием, инвентарем, кухонной и столовой посудой, емкостями для хранения продуктов и моющими средствами.
28. Размещение помещений общественного назначения смежно с жилыми помещениями не предусматривается.
На жилых этажах гостиниц категорий 1 звезда – 2 звезды и хостелов допускается устройство помещений общественного назначения (баров, кафе, буфетов, телевизионных гостиных, помещений для деловых встреч, детских комнат и аналогических помещений общественного назначения), при условии шумозащиты жилых помещений согласно требованиям государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства.
29. Помещения гостиниц обеспечиваются нормами освещенности согласно Приказу № ҚР ДСМ-15.
30. В жилых комнатах или номерах обеспечивается кондиционирование воздуха. При отсутствии систем кондиционирования в здании гостиницы оборудуется приточно-вытяжная вентиляция.
Вентиляция обеспечивает циркуляцию воздуха, препятствующую проникновению посторонних запахов в жилые комнаты, номера и общие помещения.
31. В номерах и местах общего пользования гостиницы проводится ежедневная влажная уборка и по возможности проветривание. Ковровые изделия обеспыливаются, мягкая мебель чистится.
32. Ванные, сидения и крышки унитаза, биде, ручки для спуска воды и дверей туалетов ежедневно обрабатываются дезинфицирующим раствором.
Унитазы и писсуары туалетов чистятся средствами дезинфекции с помощью специальных щеток (ершей), обработанных дезинфицирующим раствором и промываются водой.
33. Количество комплектов постельного белья, полотенец и их смена определяется уровнем сервиса, оснащения гостиницы.
В хостелах предусматривается комплект постельного белья, полотенца на одного проживающего.
Использованное белье собирается в пакеты (мешки), не проводится транспортировка чистого белья в открытом виде.
Глава 4. Санитарно-эпидемиологические требования к баням и саунам
34. При размещении бань и саун в многофункциональных зданиях, межэтажные перекрытия обеспечивают изоляцию от пара, тепла, сырости и звука.
35. В состав помещений бань и саун входят: раздевальные, санитарные узлы, помывочные, душевые, парильни, помещения или места для мытья и дезинфекции тазов, хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, бытовая комната для работников.
36. Для бань разрешается устройство воздушного теплоснабжения, совмещенного с приточной вентиляцией, без рециркуляции воздуха. В банях предусматривается система приточно-вытяжной вентиляции.
37. В целях осуществления контроля температуры воздуха в помещениях парилен предусматривается термометр.
38. В банях и саунах устанавливается мебель, изготовленная из материалов, устойчивых к моющим и дезинфицирующим средствам, в раздевальнях и душевых используются резиновые коврики. Не используются деревянные трапы.
39. Для мытья используются тазы, устойчивые к действию высоких температур и легко подвергающиеся мытью и обработке.
40. В банях и саунах используется чистое и сухое белье (простыни, полотенца) индивидуального применения и выдаваемое в пакетах. Чистое белье хранится отдельно от использованного.
41. Помещения бань и саун содержатся в чистоте. Водоотводные трапы не засоряются и на полу не скапливается грязная вода. Уборка и мытье полов в помывочных залах осуществляется ежедневно и по мере необходимости.
42. После каждого посетителя резиновая обувь обрабатывается дезинфицирующими средствами с фунгицидным действием. Для обработки резиновых изделий выделяются промаркированные емкости. После дезинфекции обувь промывается и высушивается.
43. Для обработки тазов предусматриваются емкости с дезинфицирующими растворами, чистящие средства, щетки, ветоши. Тазы дезинфицируются путем полного погружения в дезинфицирующий раствор и промываются водой.
44. Ежедневно после закрытия проводится уборка, мойка и дезинфекция помещений, инвентаря и оборудования.
45. Помещения бань и саун, за исключением парилен, обеспечиваются урнами для мусора.
46. В помывочных и душевых помещениях бань и саун не проводится стирка и сушка белья, хранение вещей и предметов, не имеющих отношения к эксплуатации бань.
47. В целях профилактики травматизма и несчастных случаев, дефекты в отделке помещений (разбитая облицовочная плитка, нарушение целостности линолеума, покрытий и оборудования) подлежат своевременному устранению.
Глава 5. Санитарно-эпидемиологические требования к купально-плавательным бассейнам, аквапаркам
48. При размещении бассейнов в жилых зданиях, межэтажные перекрытия обеспечивают изоляцию от пара, тепла, сырости и звука.
Аквапарки размещаются на обособленной территории в жилой, парковой или рекреационной зоне.
49. В состав помещений бассейна входят: мужские и женские раздевальные, душевые, санитарные узлы, бытовые помещения для персонала, уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.
50. Внутренняя планировка помещений бассейна обеспечивает последовательность продвижения посетителей (раздевалка-душевая-бассейн).
51. Раздевальные оборудуются индивидуальными шкафами для хранения одежды и скамейками.
52. Материалы покрытия обходных дорожек, дна чаши бассейна обеспечивают возможность их очистки и дезинфекции, быть устойчивыми к воздействию применяемых химических реагентов и дезинфицирующих средств.
53. На пути движения от душа к чаше бассейна размещаются ножные ванны с проточной водой, размеры которых исключают возможность их обхода. Разрешается отсутствие ножных ванн при непосредственном выходе из душевых на обходную дорожку бассейна, а также для бассейнов охлаждающего типа при банях и саунах.
54. Душевые бассейна располагаются на пути движения из раздевальни к обходной дорожке, оборудуются кабинами с подводкой холодной и горячей воды, устройствами для средств гигиены, полотенец и мочалок.
55. Удаление загрязненного верхнего слоя воды осуществляется через переливные желоба, в систему водоотведения.
56. В бассейнах применяется рециркуляционная или проточная система обмена воды или применяется полная смена воды по мере необходимости или по показателям производственного контроля с одновременной дезинфекцией бассейна.
В спортивно-оздоровительных бассейнах используется рециркуляционная система смены воды, в малых бассейнах с объемом не более 70 кубических метров используется непрерывный проток воды.
57. При рециркуляционном обмене, вода очищается, обеззараживается с непрерывным добавлением свежей водопроводной воды не менее 10 процентов (далее – %) в расчете на каждые 8 часов работы бассейна.
58. Сооружения для очистки, обеззараживания и распределения воды обеспечивают эффективность и безопасность работы. Каждая чаша бассейна оборудуется своей системой водоподготовки, обеспечивающей постоянство температуры воды и автоматическое дозирование реагентов.
59. Вода, подаваемая в чаши бассейна, обеззараживается (хлорирование, бромирование, озонирование, ультрафиолетовое излучение или аналогичные методы обеззараживания).
60. Чаши бассейна оборудуются расходомерами по учету воды, подаваемой в чашу, поступающей в рециркуляционную систему, добавляемой свежей воды и кранами для отбора проб воды для исследования.
61. При расположении дна чаши бассейна ниже водоотводной сети опорожнение ванны осуществляется при помощи насосов.
62. Обратное попадание стока воды из системы водоотведения в чаши бассейна запрещается. При попадании стока воды в чашу принимаются меры по устранению причины и проводятся профилактические мероприятия.
63. Параметры микроклимата основных помещений закрытых плавательных бассейнов и температуры воды предусмотрены в приложении 1 к настоящим Санитарным правилам.
64. Помещения хлораторной или озонаторной оборудуются автономными системами приточной и вытяжной вентиляции.
65. Концентрация свободного хлора в воздухе в зоне дыхания пловцов составляет не более 0,1 миллиграмм на кубический метр (далее – мг/м3), озона не более 0,16 мг/м3.
66. Зал бассейна с чашей обеспечивается естественным или искусственным освещением. Площадь световых проемов составляет не менее 20% от площади помещения бассейна, включая площадь поверхности воды.
67. Наименьшая освещенность поверхности воды составляет 100 люкс (далее – лк), в бассейнах для прыжков в воду – 150 лк, для водного поло – 200 лк. Во всех бассейнах, кроме рабочего освещения, предусматривается автономное аварийное освещение, обеспечивающее освещенность поверхности воды не менее 5 лк.
68. Капитальный и текущий ремонты, замена инженерного оборудования, слив воды и новое заполнение чаши бассейна водой проводится в зависимости от их санитарно-технического состояния, результатов производственного лабораторного контроля и предписаниям (постановлениям) территориального подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
69. Реагенты, материалы, контактирующие с водой применяются при наличии документов о качестве и безопасности.
70. Чаша бассейнов с рециркуляционной системой заполнения наполняется до края переливных желобов, использование ее при неполном заполнении запрещается.
71. Дезинфекция чаши бассейна проводится после слива воды и механической чистки методом двукратного орошения дезинфицирующими средствами. Смыв раствора активного хлора производится теплой водой не ранее чем через один час после его нанесения.
72. Показатели качества бассейновой воды установлены в приложении 2 к настоящим Санитарным правилам.
73. Ежедневная уборка помещений и чаши бассейна проводится в конце рабочего дня, если потребуется в перерывах между сменами. Одновременно с уборкой помещений осуществляется дезинфекция обходных дорожек, пола, скамеек, ковриков, дверных ручек, поручней, лежаков, кругов.
74. Лица, занимающиеся в бассейне используют купальный костюм (плавки, купальник), сменную обувь из влагостойких материалов, полотенце, резиновую шапочку (для предотвращения засорения волосами воды ванн бассейнов), перед выходом в зал бассейна принимают душ.
Контроль за соблюдением лицами, занимающимися в бассейне, правил личной гигиены обеспечивает администрация бассейна.
75. При получении неудовлетворительных результатов лабораторных исследований качества бассейновой воды в соответствии с приложением 2 настоящих Санитарных правил, администрация объекта проводит промывку и дезинфекцию чаши бассейна, генеральную уборку и дезинфекцию помещений, оборудования и инвентаря. В последующем администрацией объекта проводятся повторные лабораторные исследования качества бассейновой воды, эффективности текущей уборки и дезинфекции помещений в рамках производственного контроля в соответствии с требованиями документов нормирования.
76. В целях профилактики травматизма и несчастных случаев, дефекты в отделке помещений (разбитая облицовочная плитка, нарушение целостности линолеума, покрытий и оборудования) подлежат своевременному устранению.
Глава 6. Санитарно-эпидемиологические требования к прачечным, химчисткам
77. При размещении прачечных и химчисток в многофункциональных и жилых зданиях:
1) для исключения попадания в них загрязненного воздуха, межэтажные перекрытия обеспечивают изоляцию от пара, тепла, сырости и шума, приточно-вытяжная система вентиляции устанавливается раздельно от общей вытяжной системы вентиляции;
2) обеспечиваются конструктивные и планировочные мероприятия по снижению факторов воздействия (вибрация, шум, запахи), исключающих угрозу и негативное воздействие на здоровье и жизнь человека.
78. В основных и вспомогательных производственных помещениях отделка стен, потолка и пола проводится не сорбирующими материалами, исключающими накопление вредных химических веществ.
79. Полы покрываются химически стойкими материалами, обеспечивающие водонепроницаемость, конструкция полов обеспечивает отвод стоков при проливах и влажной уборке помещений.
Параграф 1. Требования к прачечным общего назначения
80. Архитектурно-планировочное решение прачечных предусматривает соблюдение поточности технологического процесса и исключение пересечения и соприкосновения чистого и грязного белья.
81. Окна стиральных и сушильных помещений прачечных, при расположении над ними окон общественных и жилых помещений, устраиваются глухими, без откидных фрамуг и форточек.
82. При стирке больничного белья выделяется специальная технологическая линия, исключающая возможность контакта больничного белья с другим бельем.
83. Тазы, тележки для переноса грязного и чистого белья маркируются и используются по назначению.
84. Транспортировка и выдача чистого белья и изделий осуществляются в упакованном виде.
Параграф 2. Требования к прачечным объектов здравоохранения
85. В помещениях хранения чистого и грязного белья выделяются стеллажи с указанием функциональных подразделений стационаров. Хранение белья отделений терапевтического, хирургического, обсервационного, инфекционного профилей раздельное. После каждой смены белья проводится дезинфекция поверхностей стеллажей и оборудования.
86. Прачечные, в которых проводится обработка инфицированного белья, соответствуют следующим требованиям:
1) помещения приема инфицированного белья изолируются от остальных помещений;
2) помещения приема, разборки и стирки белья обеспечиваются самостоятельной вытяжной вентиляцией;
3) загрузка инфицированного белья для замачивания производится из комнаты разбора белья;
4) перед и во время стирки белье подвергается обеззараживанию;
5) сточные воды очищаются и обеззараживаются.
Параграф 3. Требования к химчисткам
87. Рабочие места с источниками выделения химических веществ, а также работы по выведению пятен, влажно-тепловые обработки проводятся при наличии местных вытяжных устройств.
88. Рециркуляция воздуха в химчистке не проводится.
89. Спуск сточных вод из оборудования производится закрытым способом. Спуск сточных вод на пол производственного помещения, открытых желобов для стока в систему водоотведения не производится.
90. При проведении сухой химчистки изделий с применением растворителей, обеспечивается выполнение всех операций по непрерывному и замкнутому циклу.
91. Производственные операции по обслуживанию оборудования, доставка, дозировка и загрузка растворителей, нанесение фильтровальных порошков и механическая очистка элементов фильтров осуществляются с использованием средств индивидуальной защиты.
92. В технологическом процессе стирки и химчистки изделий применяются реагенты, вещества и препараты, имеющие документы о качестве и безопасности.
93. Химические реагенты, вещества и препараты хранятся в помещениях, оборудованных местной вытяжной вентиляцией, имеющих полы, стойких к воздействию кислот и щелочей, оборудованных стеллажами, поддонами. Используются химические и моющие средства, разрешенные к применению.
Глава 7. Санитарно-эпидемиологические требования к объектам по оказанию косметических и парикмахерских услуг населению
94. В жилых зданиях объекты размещаются при наличии отдельного входа. Подвальные этажи используются под подсобные и вспомогательные помещения.
95. Архитектурно-планировочные решения объектов и помещений определяются перечнем оказываемых услуг и их мощностью.
96. При оказании услуг необходимо учитывать противопоказания и индивидуальные особенности клиентов.
Перед началом проведения технологических процедур по оказанию маникюра, педикюра, парикмахерских и косметических услуг работнику объекта необходимо проверить кожу клиента на чувствительность к используемым материалам, строго соблюдать технологию, состав, концентрацию и время воздействия (выдержки) применяемых химических препаратов, а также, учитывать индивидуальные особенности и противопоказания, представленные клиентом.
97. Инструменты, используемые для манипуляций с возможным повреждением кожных покровов или слизистых оболочек (маникюр, педикюр, косметические услуги) подвергают дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации в соответствии с требованиями документов нормирования. Для стерилизации инструментов используется оборудование, аппаратура и материалы, в соответствии с инструкциями по эксплуатации.
98. Организация и контроль противоэпидемического режима и повседневного контроля режима дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментов, используемых при маникюре, педикюре, и косметических услугах возлагаются на администрацию объекта или хозяйствующего субъекта.
99. Работники объектов, осуществляющие манипуляции с нарушением целостности кожных покровов, в соответствии с Приказом № ҚР ДСМ-131/2020 при поступлении на работу и ежегодно обследуются на маркеры вирусных гепатитов B и C.
100. С целью профилактики заражения парентеральными гепатитами и вирусом иммунодефицита человека, все манипуляции, при которых происходит загрязнение рук кровью, проводятся в резиновых перчатках. При наличии открытых микротравм, царапин, ссадин, трещин, гнойничковых заболеваний работа персонала с клиентами осуществляется с защитными изоляциями (напальчниками, лейкопластырями).
101. Работниками соблюдаются правила личной гигиены.
102. Руки или перчатки, загрязненные кровью, моются проточной водой с мылом с последующей обработкой дезинфицирующими средствами. Перчатки, загрязненные кровью, погружаются в дезинфицирующий раствор с последующей утилизацией.
Параграф 1. Санитарно-эпидемиологические требования к косметическим услугам
103. Требования настоящих Санитарных правил распространяются к косметическим услугам, за исключением на организации по оказанию медицинских услуг реконструктивно-пластической хирургии, лечению заболеваний кожи и подкожной клетчатки, на косметологические и массажные кабинеты.
104. Косметические кабинеты оборудуются раковинами с подводкой горячей и холодной воды, оснащаются комплектом оборудования, запасом одноразовых инструментов и материалов.
Применение, хранение и реализация посетителям парфюмерно-косметической продукции и средств по уходу за волосами, ногтями, кожей проводится при наличии документов, подтверждающих их безопасность.
105. Помещения или места для хранения чистого белья и парфюмерно-косметических средств оборудуются стеллажами или шкафами, для грязного белья – емкостями с крышками. Не смешиваются использованное и чистое белье.
Параграф 2. Санитарно-эпидемиологические требования к соляриям
106. В соляриях допускается использование аппаратов ультрафиолетового излучения (соляриев) с вертикальным и (или) горизонтальным расположением ультрафиолетовых ламп различных типов (высокого и низкого давления) в любой их комбинации.
107. Все аппараты (солярии) имеют технические паспорта и инструкции, а также документы, подтверждающие их безопасность.
108. Помещение для эксплуатации соляриев оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением с 3-4-кратным воздухообменом в час. При установке моделей, оборудованных собственной системой вентиляции, допускается организация естественного притока воздуха в помещение.
109. Температура и влажность воздуха в кабине солярия соответствует требованиям технической документации на данный аппарат, но не превышает +28 градусов Цельсия (далее – °C). Температура воздуха в помещении, где размещается кабина солярия – от +18 до +24 °C.
110. Замена ламп производится при нормативной выработке часов, указанной в техническом паспорте ламп, с обязательной отметкой в журнале. Информация об очередной замене ламп располагается на видном месте и доступна посетителям солярия. Отработанные лампы направляются в специализированные организации для их утилизации.
111. Администрацией до сведения клиентов доводится информация о противопоказаниях и ограничениях использования солярия и правилах проведения сеансов.
112. После каждого сеанса все поверхности кабины солярия, с которыми контактировал посетитель, обрабатываются дезинфицирующими средствами. При использовании вертикального солярия посетителям предоставляются индивидуальные полотенца и тапочки.
113. По мере загрязнения вентиляционных отверстий внутри аппарата проводят очистку.
114. Уровни физических факторов, воздействующих на персонал и посетителей соляриев составляют:
1) напряженность электромагнитного поля – не более 25 вольтметр;
2) напряженность электрического поля тока промышленной частоты 50 Герц – не более 0,5 киловольтметр.
Параграф 3. Санитарно-эпидемиологические требования к парикмахерским
115. Постижерные работы проводятся в изолированном помещении.
116. Каждый клиент обеспечивается запасом чистого белья (полотенца, салфетки, простыни). Применяются пеньюары с чистой салфеткой или одноразовым подворотничком. Моющие и дезинфицирующие средства хранятся в отдельном помещении или место.
117. В зале парикмахерского обслуживания допускается хранение чистого белья, парфюмерно-косметических средств в закрытых шкафах. Повторно не используется использованное белье.
118. Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос моют под проточной водой с последующей дезинфекцией химическим методом при полном погружении (дезинфицирующие растворы) или ультрафиолетового облучения после каждого клиента, согласно инструкции по применению.
119. Съемные ножи электрических бритв, электроды к косметическому оборудованию и приборам обрабатываются дезинфицирующим средством дважды (с интервалом 15 минут) после обслуживания каждого клиента.
Параграф 4. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению маникюра и педикюра
120. Подушка, подкладываемая под ногу при проведении педикюра, после каждого использования протирается ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором.
121. Ванны для ног и ванночки для рук после каждого клиента обрабатываются с использованием моющих средств.
122. Маникюр, педикюр, косметические услуги проводят при наличии индивидуальных наборов (по виду косметической услуги).
123. Все этапы проведения манипуляции, при которых возможно повреждение кожных, слизистых поверхностей, обеспечивают безопасность клиента. До и после проведения маникюра, педикюра поверхность кожи и раневого канала подвергается обеззараживанию.
124. Инструменты для маникюра, педикюра, а также расходные материалы стерилизуют паровым, воздушным или химическим методом стерилизации, с последующим хранением в условиях, исключающих вторичную контаминацию микроорганизмами.
125. Рабочие места маникюрных и педикюрных кабинетов освещаются путем организации общего и местного освещения.
Глава 8. Санитарно-эпидемиологические требования к спортивно-оздоровительным и культурно-зрелищным объектам
126. Спортивно-оздоровительные и культурно-зрелищные объекты размещаются в цокольных и подземных этажах жилых зданий при соблюдении шумо- и звукоизоляции от жилых помещений квартир.
127. В спортивно-оздоровительных и культурно-зрелищных объектах своевременно проводится замена фильтров в системах кондиционирования воздуха в соответствии с инструкцией завода-производителя.
128. Тренировочные мешки, чучела, маты и переносной спортивный инвентарь до начала занятий протираются влажной ветошью, один раз в день с применением моющих и дезинфицирующих средств.
129. В период эпидемического сезона регистрации случаев острых респираторных заболеваний и инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, в спортивно-оздоровительных и культурно-зрелищных объектах проводится влажная уборка помещений (в том числе дверных ручек, перил и поручней, подлокотников кресел) с применением моющих и дезинфицирующих средств.
130. В кинотеатрах в перерывах между сеансами обеспечивается проветривание кинозалов.
131. Полы спортивных залов без щелей и застругов, имеют ровную и нескользкую поверхность, к началу занятий сухие и чистые.
132. Приборы отопления закрываются сетками или щитами.
Глава 9. Санитарно-эпидемиологические требования к местам массового отдыха
133. В парках урны устанавливаются из расчета не менее одной урны на 800 квадратных метров площади. Расстояние между урнами на главных аллеях парков и на территории пляжей предусматривается 40 метров (далее – м).
Урны устанавливаются у объектов мелкорозничной торговли и общественного питания.
Уход за урнами включает: удаление мусора, уборку грязи, мойку, окрашивание. Очистка урн производится по мере их заполнения.
134. Основная уборка производится после закрытия парка. Днем производится текущая уборка, полив зеленых насаждений, сбор отходов и опавших листьев.
135. Территория, предназначенная для отдыха и купания (пляж), очищается от мусора.
136. Размещение мест массового отдыха проводится с учетом отдаления от портов, шлюзов, гидроэлектростанций, мест спуска сточных вод, стойбищ и водопоя скота и других источников загрязнения или располагаться выше указанных источников загрязнения на расстоянии не менее 500 м, а также за пределами санитарно-защитных зон промышленных предприятий и с наветренной стороны по отношению к источникам загрязнения окружающей среды и источникам шума.
Пляжи на границах первого пояса зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения не размещаются.
137. На территории пляжа оборудуются навесы или зонты от солнца, лежаки и скамейки, шезлонги.
Для раздевания устраиваются общие или индивидуальные кабины, с расчетом одна кабина для переодевания на 50 человек.
138. Ежедневно после закрытия пляжа производится уборка берега, раздевалок, зеленой зоны, уборка и дезинфекция туалетов. В течение дня производится текущая уборка. Собранные отходы своевременно вывозятся.
139. На песчаных пляжах не реже одного раза в неделю производится механизированное рыхление поверхностного слоя песка с удалением собранных отходов. После рыхления песок выравнивается. Подсыпка песка или гальки проводится ежегодно.
140. Стирка белья и купание животных на пляжах не проводится.
141. Контейнеры для сбора твердых бытовых отходов располагаются не ближе 50 м от пляжей и мест массового скопления отдыхающих (танцевальные площадки, эстрады, фонтаны, главные аллеи, зрелищные павильоны).
142. Перед началом купального сезона владельцами объектов, а также в ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе в рамках санитарно-эпидемиологического мониторинга, проводятся лабораторные исследования воды водоемов и песка с пляжей на соответствие требований Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению паразитарных заболеваний", утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 мая 2022 года № ҚР ДСМ-44 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28086) и документов нормирования.
Глава 10. Санитарно-эпидемиологические требования к общественным туалетам
143. В городских и (или) сельских населенных пунктах, в курортных местностях, а также на дорогах (автомагистралях) предусматриваются общественные туалеты (далее – туалеты).
144. Туалеты размещаются как отдельно расположенные (самостоятельные) объекты и (или) как встроенные (пристроенные) к общественным зданиям и (или) городским сооружениям.
145. Туалеты устанавливаются в следующих местах, за исключением жилых зданий:
1) внутри или на территории вокзалов (железнодорожных, речных и автомобильных), морских и аэропортов, метрополитенов;
2) площадях, улицах с большим пешеходным движением;
3) местах проведения массовых мероприятий;
4) местах массового отдыха населения;
5) внутри или на территории торговых центров, рынков, ярмарок, выставок;
6) строительных площадках в период строительства объекта;
7) кладбищах;
8) автозаправочных станциях;
9) дорогах (автомагистралях).
146. На территориях пляжей туалеты устанавливают из расчета одно место на 75 посетителей, расстояние от общественных туалетов до места купания не менее 50 м и не более 200 м.
На рынках число мест устанавливается из расчета не менее одного на каждые 50 торговых мест.
Туалеты в парках устанавливаются на расстоянии не ближе 50 м от мест массового скопления отдыхающих, из расчета одно место на 500 посетителей.
147. Места расположения туалетов и подходы к ним обозначаются специальными указателями, заметными в дневное и вечернее время.
148. Туалет, санитарные приборы содержатся в технически исправном состоянии. Ремонт производится не реже одного раза в год и по мере необходимости. Пол туалета предусматривается не скользким.
149. При размещении туалетов в общественных зданиях оборудуется вытяжной вентиляцией, не соединенной с системой вентиляции основного здания.
150. В туалетах, подключенных к системам водоотведения предусматриваются следующие помещения:
1) помещение для индивидуальных кабин с закрывающимися дверями, в мужском отделении – помещение для писсуаров;
2) шлюзы с установкой умывальных раковин;
3) помещение (место) для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.
151. Туалеты оснащаются мылом, бумажными и (или) электрополотенцами, туалетной бумагой, в кабинах имеются крючки для верхней одежды, урнами для мусора.
152. Туалеты содержатся в чистоте, их уборку проводят ежедневно и по мере загрязнения.
153. В районах (населенных пунктах) не оборудованных системами водоотведения, туалеты оборудуются с водонепроницаемым выгребом.
154. Не подключенные к системам водоотведения туалеты и выгребные ямы дезинфицируются один раз в десять дней препаратами, разрешенными к применению.
Выгребные ямы, септики своевременно очищаются по заполнению, дезинфицируются.
155. При эксплуатации мобильных туалетов для химического разложения фекальных отходов и препятствования образования и распространения неприятного запаха, обработка баков проводится специальными реагентами, согласно инструкции производителя.
Для забора отходов из мобильных туалетов и их транспортировки на сливной пункт используется специализированный транспорт.
Глава 11. Санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунального назначения на период введения ограничительных мероприятий, в том числе карантина
156. Санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунального назначения на период введения ограничительных мероприятий, в том числе карантина устанавливаются Санитарными правилами "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий при острых респираторных вирусных инфекциях, гриппе и их осложнениях (пневмонии), менингококковой инфекции, коронавирусной инфекции COVID-19, ветряной оспе и скарлатине", утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 мая 2021 года № ҚР ДСМ-47 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22833).
157. При устойчивом росте заболеваемости, постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан или главного государственного санитарного врача соответствующей административно-территориальной единицы (на транспорте), вынесенного в соответствии со статьями 38 и 104 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", вводятся ограничительные мероприятия, в том числе карантин к деятельности (предпринимательской) объектов коммунального назначения и подлежит исполнению.
Приложение 1 к Санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным объектам коммунального назначения" |
Параметры микроклимата основных помещений закрытых плавательных бассейнов и температуре воды
Сноска. Приложение 1 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 10.10.2024 № 81 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ | Помещения | Температура воды, ºС | Температура воздуха, ºС | Относительная влажность, % | Параметры воздухообмена в 1 час | Скорость движения воздуха м/сек | |
приток | вытяжка | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Чаша бассейна для взрослых | 24-26 | - | - | - | - | - |
2 | Чаша бассейна для детей | 30-32 | - | - | - | - | - |
3 | Залы бассейнов | - | на 1-2 выше температуры воды | не более 60 % |
не менее 80 м³/час на 1 занимающегося | не более 0,5- | |
4 | Залы подготовки занятий | - | 18 | - | не менее 80 м³/час на 1 занимающегося | не более 0,2- | |
Кратность воздухообмена в 1 час | |||||||
5 | Раздевальни | - | 25 | - | По балансу с учетом душевых | 2 (из душевых) | - |
6 | Душевые | - | 25 | - | 5 | 10 | - |
7 | Массажные | - | 22 | - | 4 | 5 | - |
8 | Камера сауны | - | не более 120 | - | - | 5 (периодического действия при отсутствии людей) | - |
9 | Лаборатория для анализов воды | - | 18 | - | 2 | 3 | - |
Примечание: температура воды в открытых бассейнах поддерживается летом на уровне плюс 27 ℃, зимой плюс 28 ℃, для обучающихся плавать плюс 29 ℃.
Расшифровка аббревиатур:
℃ - градус Цельсия;
% - процент;
м/сек – метр в секунд;
м3/час – кубический метр в час.
Приложение 2 к Санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным объектам коммунального назначения" |
Показатели качества бассейновой воды
№ | Показатель | Единица измерения | Норматив |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Мутность | мг/л | не более 2,0 |
2 | Цветность | градус | не более 20 |
3 | Запах | балл | не более 3 |
4 | Концентрация ионов водорода рН | - | В пределах от 6 до 9 |
5 | Остаточный связанный хлор | мг/л | не более 1,2 |
6 | Остаточный свободный хлор | мг/л |
Для детей в возрасте от 1 до 6 лет – 0,1-0,3; |
7 | Азот аммонийный (по азоту) | мг/л | не более 2,0 |
8 | Озон (при озонировании) | мг/л | не более 0,3 |
9 | Перманганатная окисляемость | мг/л | не более 5,0 |
10 | Хлороформ | мг/л | не более 0,2 |
11 | Формальдегид (при озонировании) | мг/л | не более 0,05 |
12 | Жесткость общая | мг-экв/л | не более 7,0 |
13 | Сульфаты | мг/л | не более 500 |
14 | Хлориды | мг/л | не более 350 |
15 | Железо общее | мг/л | не более 0,3 |
16 | Прозрачность | Безупречный просмотр всего дна бассейна | |
17 | Нитраты | мг/л | не более 45 |
18 | ОМЧ | в 1 мл | не более 100 |
19 | ОКБ | в 100 мл | отсутствие |
20 | ТКБ | в 100 мл | отсутствие |
21 | Колифаги | в 100 мл | отсутствие |
22 | Золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus) | в 100 мл | отсутствие |
23 | Возбудители кишечных инфекций | в 1000 мл | отсутствие |
24 | Синегнойная палочка (Pseudomonas aeroginosae) | в 100 мл | отсутствие |
25 | Цисты лямблий | в 50 л | отсутствие |
26 | Яйца и личинки гельминтов | в 50 л | отсутствие |
27 | Легионелла (Legionella pheumophilia) | в 100 мл | отсутствие |
Расшифровка аббревиатур:
мг/л – миллиграмм на литр;
мг-экв/л – миллиграмм-эквивалента на литр;
л – литр;
мл – миллилитр;
ОМЧ – общее микробное число;
ОКБ – общие колиформные бактерии;
ТКБ – термотолерантные колиформные бактерии.