В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере формирования и хранения государственного материального резерва.
2. Комитету по государственным материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан |
Ю. Ильин |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
_____________________
"___" ________ 2022 года
"СОГЛАСОВАНО"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
_____________________
"___" ________ 2022 года
Утверждена приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 26 января 2022 года № 28 |
Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере формирования и хранения государственного материального резерва
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере формирования и хранения государственного материального резерва (далее – Инструкция) разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму", а также требований к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305.
2. Согласно подпункту 2) пункта 3 критериев отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года № 234, объекты с государственными материальными резервами (склады по хранению медицинских препаратов, горюче-смазочных материалов, продовольственные и вещевые склады) являются уязвимыми в террористическом отношении.
3. Настоящая Инструкция предназначена для использования объектами, осуществляющими деятельность в сфере формирования и хранения государственного материального резерва (далее - объекты), сотрудниками, обеспечивающими проведение мероприятий по их антитеррористической защищенности, руководителями и работниками специализированных охранных подразделений органов внутренних дел (далее - ССО), заключивших договор об оказании услуг по охране объектов государственного материального резерва, а также сотрудниками уполномоченных органов при осуществлении контроля за состоянием антитеррористической защищенности объектов государственного материального резерва.
4. Руководителями объектов назначаются ответственные лица (или группа лиц) из числа персонала, в обязанности которых входит организация мер по антитеррористической защите объектов, взаимодействие с подразделениями ССО, уполномоченными органами, проведение периодического мониторинга состояния защищенности объектов, подготовка соответствующей документации, организация первичных мер реагирования в случае выявления признаков террористической угрозы.
5. Требования настоящей Инструкции доводятся до сведения всех работников объектов при заключении с ними трудовых договоров, работников организаций, привлекаемых к работам на объектах, при заключении с ними договоров, а также в части касающейся до посетителей - в момент оформления пропускных документов. При этом, всеми физическими и юридическими лицами, постоянно работающими или временно находящимися на объектах защиты, соблюдаются требования настоящей Инструкции.
6. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:
1) критическая зона – помещения, участки и конструктивные элементы, разрушение которых в результате акта терроризма может привести к существенному нарушению нормального функционирования объекта, его существенному повреждению или аварии на нем;
2) система видеонаблюдения – совокупность функционирующих видеоканалов, программных и технических средств записи и хранения видеоданных, а также программных и технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;
3) инженерно-техническая укрепленность – конструктивные элементы, инженерные, технические средства и (или) их совокупность, обеспечивающие необходимое противодействие несанкционированному проникновению на объект либо его части;
4) охраняемая зона (участок) – территория, а также выделенные на объекте зоны (участки), части зданий (строения и сооружения), помещения и их конструктивные элементы, подлежащие охране;
5) охраняемые объекты – здания, строения и сооружения, предназначенные для пребывания охраняемых лиц, а также прилегающие к ним территория и акватория;
6) система охранной сигнализации – совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для обнаружения несанкционированного проникновения в охраняемую зону (участок), нарушения целостности охраняемой зоны (участка), сбора, обработки, передачи и представления информации в заданном виде о нарушении целостности охраняемой зоны (участка);
7) система контроля и управления доступом – совокупность технически совместимых аппаратных средств и (или) программного обеспечения, предназначенных для контроля доступа, разграничения прав на вход и (или) выход на объект и (или) его отдельные зоны персонала и посетителей, сбора и хранения информации;
8) потенциально опасные участки объекта – территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объекта, где используются, хранятся или эксплуатируются взрывопожароопасные, опасные химические вещества, оружие и боеприпасы, токсичные вещества и препараты, элементы технологических цепочек, систем, оборудования или устройств, критические зоны объекта, а также места возможного массового пребывания людей на объекте, совершение акта терроризма на которых может способствовать причинению ущерба жизни и здоровью, возникновению аварии, угрозы чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, хищению опасных веществ и материалов с целью их дальнейшего использования для совершения акта терроризма;
9) учебные (профилактические) мероприятия – превентивные способы обучения персонала и охраны, реализуемые в виде инструктажей и занятий в целях привития навыков первичного реагирования;
10) пропускной режим – совокупность правил, регламентирующих установленный порядок, исключающий возможность несанкционированного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества;
11) система охранная телевизионная – система видеонаблюдения, представляющая собой телевизионную систему замкнутого типа, предназначенную для выявления и фиксирования нарушений;
12) паспорт антитеррористической защищенности – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении;
13) система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действиях в сложившейся обстановке;
14) уровни террористической опасности:
"желтый" – при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения акта (актов) терроризма;
"оранжевый" – при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения акта (актов) терроризма;
"красный" – при наличии информации о совершенном акте терроризма, а также подтвержденной информации о возможном совершении повторного акта (актов) терроризма или одновременных террористических атак на объекты, уязвимые в террористическом отношении;
7. Меры по обеспечению антитеррористической защиты объектов направлены на создание условий, препятствующих совершению актов терроризма (снижение риска их совершения) на территории объектов, минимизацию и (или) ликвидацию последствий возможных террористических угроз.
Организация мер защиты строится на принципах заблаговременности, дифференцированного подхода, адекватности и комплексности.
8. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов включают в себя организацию пропускного режима, профилактические и учебные мероприятия, взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, оснащения объектов инженерно-техническим оборудованием, а также разработку и обращение паспорта антитеррористической защищенности объекта.
Глава 2. Требования к организации пропускного режима
9. Пропускной режим объектов осуществляется подразделениями ССО в соответствии с Правилами по обеспечению пропускного режима на объектах, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151 "Некоторые вопросы объектов, подлежащих государственной охране". Определение перечня лиц, имеющих право на вход на территории объектов, допуск в режимные помещения, контроль распорядка дня, пожарной безопасности и другие вопросы, касающиеся внутренних процессов объектов, возлагается на руководителей объектов или лиц их замещающих и на назначенных ими ответственных лиц.
При этом, принимаемые меры направлены на:
1) предупреждение несанкционированного доступа и въезда на территорию, а также исключение возможности бесконтрольного передвижения посторонних лиц и автотранспорта на объектах;
2) предотвращение вноса (выноса) на объект защиты огнестрельного, холодного и иного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, других предметов и веществ, запрещенных к свободному обороту;
3) сохранение материальных, информационных и других ресурсов, находящихся на объектах защиты, недопущение и пресечение фактов их хищений, иных противоправных проявлений;
4) обеспечение безопасности лиц, находящихся на объектах.
10. Пропускной режим на охраняемых объектах осуществляется путем:
1) обеспечения физической охраны персонала, складов, зданий и помещений, хранящихся в них материальных ценностей;
2) оснащения объектов защиты инженерно-техническими средствами охраны, предназначенными для предотвращения несанкционированного проникновения посторонних лиц и автотранспорта, обеспечения сохранности имущества, а также автоматизированными системами пожарной и охранной сигнализации, контроля и управления доступом, видеонаблюдения и иными системами обеспечения безопасности;
3) осуществления обхода (патрулирования) территории объектов, проведения визуального осмотра на предмет выявления возможных подозрительных предметов, нахождения посторонних лиц с периодичностью указанной в совместно утвержденном графике;
4) введения постоянных, временных, разовых и материальных пропусков, дающих их обладателям право прохода (въезда) на объект защиты, а также вноса (выноса) товарно-материальных ценностей;
5) использование единой формы пропускных документов: образца бланка временного пропуска согласно приложению 1 к настоящей Инструкции; служебной записки на оформление временного пропуска для работника (ов) согласно приложению 2 к настоящей Инструкции; образца бланка разового пропуска согласно приложению 3 к настоящей Инструкции; списка участвующих лиц согласно приложению 4 к настоящей Инструкции; журнала учета посетителей согласно приложению 5 к настоящей Инструкции; перечня служебного и личного транспорта, которым разрешен въезд (выезд) на территорию согласно приложению 6 к настоящей Инструкции; служебной записки на въезд (выезд) транспортного средства согласно приложению 7 к настоящей Инструкции;
6) определения перечня лиц, имеющих право доступа на объект защиты, ответственных работников, уполномоченных на принятие решений по выдаче пропускных документов, а также предметов и веществ, запрещенных к вносу (провозу);
7) ограничения круга лиц, допущенных в режимные помещения для работы с конфиденциальными и секретными документами;
8) оборудования специального места для ведения переговоров с посетителями, прибывшими на объект защиты по служебной и иной необходимости, а также шкафов с ячейками для хранения работниками и посетителями своих личных вещей (сотовые телефоны, видео, кино и фотоаппаратуры, ноутбуки, переносные электронные носители информации, радиотехнические и иные устройства);
9) контроля соблюдения внутреннего распорядка, Правил пожарной безопасности, утверждаемых в соответствии с подпунктом 70-41) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите".
11. Взаимодействие с подразделениями ССО по вопросам обеспечения пропускного режима на объектах осуществляется его руководством, а координация вопросов, требующих участия центрального аппарата объектов, возлагается на их Центр оперативного управления.
12. Подразделения ССО отказывают в допуске на объекты лицам, не выполняющим требования, установленные настоящей Инструкцией.
13. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий, подразделениями ССО на основании внутренних документов принимаются дополнительные меры по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объекте защиты с информированием руководителей объектов или лиц их замещающих.
14. При возгорании служебных помещений и кабинетов на объектах защиты или разливе сильнодействующих химических, ядовитых или отравляющих веществ, наряд полиции подразделений ССО прекращает доступ на объект защиты, а выход из него осуществляется беспрепятственно.
15. Пропуск пожарных и аварийно-спасательных команд для ликвидации пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций на объектах защиты, медицинских работников для оказания первой медицинской помощи осуществляется на основании служебных удостоверений с регистрацией номера дежурного расчета (бригады).
16. О всех чрезвычайных случаях, связанных с выявлением и пресечением попыток незаконного проникновения на объект, провоза на территорию запрещенных предметов и материалов, обнаружением подозрительных предметов, вызовом пожарных и аварийно-спасательных команд, скорой медицинской помощи, помимо дежурных служб соответствующих государственных органов, незамедлительно ставится в известность руководитель объекта или лицо его замещающее.
Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий
17. Целью проведения профилактических и учебных мероприятий является повышение уровня подготовленности руководства и персонала объектов, подразделений ССО к действиям при возможных угрозах террористического характера.
18. Профилактические и учебные мероприятия проводятся в виде инструктажей, занятий (практических и теоретических) и экспериментов с:
1) руководством и сотрудниками объектов;
2) нарядом полиции подразделений ССО, осуществляющим охрану объектов.
19. Профилактические мероприятия организуются:
1) на постоянной основе территориальными органами Комитета национальной безопасности, территориальными подразделениями Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и местными исполнительными органами при координации антитеррористической комиссии области, города республиканского значения, столицы. При этом, антитеррористической комиссией координируются профилактические мероприятия, направленные на обеспечение защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, путем проведения занятий по повышению информированности их руководителей и иных должностных лиц объектов об актуальных угрозах террористического характера и создании условий, препятствующих совершению акта терроризма (снижения риска совершения акта терроризма в отношении объекта), а также способствующих минимизации и (или) ликвидации последствий от возможных террористических угроз);
2) республиканским, областным, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) и морским оперативным штабом по борьбе с терроризмом по решению его руководства с директорами и персоналом объектов, уязвимых в террористическом отношении, нарядами полиции подразделений ССО, осуществляющими охрану объектов, путем проведения экспериментов.
Эксперименты направлены на оценку готовности к первоочередным действиям в случае угрозы террористического характера подразделений охраны объекта.
20. Учебные мероприятия организуются руководителями объектов или лицами их замещающими с персоналом объектов, а руководителями подразделений ССО – с привлекаемыми к охране объекта нарядами полиции.
21. Учебные мероприятия обеспечивают обучение персонала действиям в условиях совершения или угрозы совершения акта (актов) терроризма, способам защиты от его последствий, безопасной и своевременной эвакуации с объекта посетителей и персонала.
22. С нарядами полиции, ответственными за организацию пропускного режима, проводятся дополнительные занятия по приобретению и совершенствованию навыков использования инженерно-технических средств антитеррористической защиты, технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств.
23. Инструктаж, по характеру и времени проведения, подразделяется на плановый и внеплановый.
24. Во время инструктажа до персонала доводятся алгоритм поведения при возникновении акта терроризма, способы минимизации и ликвидации его последствий.
25. Плановый инструктаж проводится не реже одного раза в год индивидуально или для группы работников.
26. Внеплановый инструктаж проводится руководителями (или лицами, их замещающими) объектов, подразделений ССО, осуществляющих охрану объектов, либо представителями государственных органов, задействованных в проводимых учениях, тренировках и экспериментах в случаях:
1) введения в регионе, где находится объект, уровня террористической опасности;
2) наличия информации о возможной угрозе совершения акта терроризма;
3) подготовки к учениям, тренировкам, экспериментам;
4) подготовки к проведению охранных мероприятий.
27. Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников. Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
28. Практические и теоретические занятия проводятся в соответствии с графиком проведения, утвержденным руководителем объекта или руководителем подразделения ССО с периодичностью не реже одного раза в год.
В ходе теоретических занятий доводится соответствующая информация, в ходе практических занятий отрабатываются действия персонала:
1) по проведению безопасной и беспрепятственной эвакуации;
2) в случае угрозы акта терроризма;
3) при обнаружении на объекте подозрительных лиц и предметов, а также иных сценариев совершения актов терроризма, характерных для объекта.
29. О проведении инструктажей и занятий производится запись в журнале учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке по форме согласно приложению 8 к настоящей Инструкции.
Для объектов с большим количеством персонала (более 20 человек) документирование проведения указанных мероприятий может осуществляться в виде протокола или справки.
Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма
30. Взаимодействие персонала объектов, нарядов полиции подразделений ССО с уполномоченными государственными органами и оперативными штабами организуется на постоянной основе в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта (актов) терроризма, подготовки и проведения разно уровневых антитеррористических учений, тренировок, экспериментов, а также антитеррористических операций.
31. При этом, уполномоченные государственные органы и оперативные штабы незамедлительно информируются в случаях:
1) совершения нападения на объект или получении сведений о готовящемся нападении;
2) попыток незаконного проникновения на территорию объекта;
3) возникновения пожаров и других стихийных бедствий;
4) обнаружение в зданиях, складах или территории объекта подозрительных предметов;
5) проявления необоснованного интереса со стороны посторонних лиц к деятельности и состоянию защищенности объекта;
6) получения сведений о фактах хищения, незаконного приобретения работниками объектов оружия, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств, а также о местах их хранения;
7) иных случаях, содержащих признаки возможной террористической угрозы.
При представлении информации указываются полученные сведения о совершении акта терроризма или об угрозе его совершения, наименование и адрес объекта, время происшествия, наличие пострадавших, их местонахождение и состояние, фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, передающего сообщение, и занимаемая им должность.
Отсутствие полных данных не освобождает ответственных лиц от немедленного доклада.
32. Руководители объектов (или лица их замещающие), ССО, осуществляющие охрану, в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершения акта (актов) терроризма, а также по исполнению мероприятий первичного реагирования, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма разрабатывают алгоритм действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера согласно приложению 9 настоящей Инструкции.
33. При установлении уровней террористической опасности, руководители объектов (или лица их замещающие), ССО, осуществляющие охрану объектов, применяют следующие меры безопасности:
1) при "желтом" уровне террористической опасности:
усиление пропускного режима на объекте;
проверка и обеспечение работоспособности систем безопасности, оповещения, видеонаблюдения и охранной сигнализации;
досмотр посетителей, персонала и транспортных средств, при необходимости с использованием специальных технических средств;
инструктаж нарядов полиции ССО, персонала объекта, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей сфере;
проведение учебных мероприятий с персоналом по действиям при совершении или угрозе совершения акта (актов) терроризма;
отработка вопросов экстренной эвакуации объектов, с определением мест временного нахождения эвакуированных людей, материальных ценностей и документации;
2) при "оранжевом" уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении "желтого" уровня террористической опасности):
отработка совместных действий с уполномоченными государственными органами и организациями, оперативными штабами по борьбе с терроризмом по вопросам реагирования на акты терроризма, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
приведение в состояние режима повышенной готовности нарядов полиции ССО, персонала объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций;
при необходимости, приостановление деятельности опасных производственных объектов и охранной деятельности;
3) при установлении "красного" уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении "желтого" и "оранжевого" уровней террористической опасности):
принятие неотложных мер по спасению людей, содействие бесперебойной работе спасательных служб и формирований;
приостановление деятельности объектов;
приостановление охранной деятельности.
34. Руководители (или лица их замещающие) объектов, ССО оказывают содействие уполномоченным государственным органам и оперативным штабам при подготовке и проведении ими разно уровневых антитеррористических учений, тренировок, экспериментов и антитеррористических операций.
Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении
35. Паспорт антитеррористической защищенности объекта (далее – паспорт) составляется согласно типовому паспорту антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2013 года № 1217, в трех экземплярах с одновременной разработкой электронного варианта.
36. Разработку паспорта, его согласование, хранение, корректировку и уничтожение осуществляет ответственное лицо (или группа лиц), назначенные руководителем объекта согласно пункту 4 настоящей Инструкции.
37. Проект паспорта составляется в течение сорока пяти рабочих дней с момента получения руководителями объектов или лицами, их замещающими соответствующего уведомления о включении объекта в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, города республиканского значения или столицы.
38. Проект паспорта объекта, включенного в территориальный перечень, в течение десяти календарных дней после составления предварительно направляется на согласование начальнику территориального подразделения органов внутренних дел.
Проект паспорта согласовывается в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня поступления.
39. В случае наличия замечаний к проекту паспорта, он возвращается в объект с указанием причин, послуживших причиной возврата.
Проект паспорта дорабатывается в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня возврата.
Проект паспорта, поступивший повторно (во исполнение ранее указанных замечаний), согласовывается в срок не более семи рабочих дней.
40. В течение десяти рабочих дней после согласования паспорт утверждается (в том числе при его обновлении) руководителем объекта или лицом его замещающим.
41. Первый экземпляр паспорта (оригинал) хранится согласно требованиям, предъявляемым к организации работы с информацией с ограниченным доступом, у ответственного лица объекта, а второй и третий экземпляры в срок не позднее десяти календарных дней со дня его утверждения или корректировки направляются в территориальное подразделение органов внутренних дел и подразделение ССО.
42. Паспорт корректируется в случаях изменения:
1) прав собственности;
2) руководителя объекта;
3) наименования объекта;
4) основного предназначения объекта;
5) общей площади и периметра объекта, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем, если были произведены изменения в конструкции;
6) потенциально опасных участков объекта;
7) технических средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
43. Внесение коррективов в паспорт осуществляется в течение двадцати рабочих дней с момента возникновения причины его изменения. В отдельных случаях по решению антитеррористической комиссии могут устанавливаться иные сроки, исходя из сложности объекта и вносимых изменений.
44. В паспорт вносятся изменения, заверенные подписью руководителя организации, являющейся правообладателем объекта, или лица, уполномоченного организацией подписывать паспорт. Замене подлежат только те элементы паспорта, где произошли изменения.
45. Паспорт подлежит полной замене:
1) не реже одного раза в пять лет;
2) в случае внесения коррективов в более чем половину пунктов текста паспорта.
Утративший силу паспорт подлежит уничтожению в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта.
Акт остается в объекте, копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.
46. Сведения паспорта носят ограниченный характер, порядок работы с которыми определен Правилами отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1196.
47. Паспорт используется в случае проведения антитеррористической операции, учений, тренировок и экспериментов, а также при проведении уполномоченными государственными органами проверок состояния антитеррористической защищенности объектов.
В целях обеспечения своевременной выдачи экземпляра паспорта органам, задействованным в ликвидации и минимизации последствий актов терроризма, на каждый экземпляр паспорта составляется опись в двух экземплярах. Один экземпляр описи вместе с паспортом, в случае необходимости, передается руководителю оперативного штаба, осуществляющему руководство антитеррористической операцией. Второй экземпляр описи остается у лица, ответственного за хранение паспорта.
48. На объектах, где ведутся работы со сведениями, составляющими государственные секреты, паспорт разрабатывается в соответствии с настоящими требованиями и с учетом Закона Республики Казахстан "О государственных секретах".
Глава 6. Требования, предъявляемые к оснащению объектов, уязвимых в террористическом отношении, инженерно-техническим оборудованием
49. Оснащение объектов, уязвимых в террористическом отношении и подлежащих государственной охране, обеспечивается в соответствии с требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151.
50. Технические требования к системам видеонаблюдения, входящим в охранную телевизионную систему объекта, должны соответствовать минимальным техническим условиям систем видеонаблюдения, предусмотренным Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 69-қе (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21693) (далее – Правила функционирования Национальной системы видеомониторинга). При этом охранная телевизионная система интегрируется с Центром оперативного управления органов внутренних дел, а также и обеспечивает возможность подключения имеющейся системы видеонаблюдения к Национальной системе видеомониторинга в порядке и на условиях, определенных Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга.
___________________
Образец бланка временного пропуска
1. Временный пропуск выдается на срок до трех месяцев.
2. На лицевой стороне временного пропуска указывается:
1) номер пропуска;
2) место для фотографии (размер 3х4);
3) Фамилия, имя, отчество (далее – Ф.И.О.) (при наличии) лица, которому выдан пропуск;
4) срок действия пропуска;
5) дата выдачи;
6) подпись руководителя объекта или лица его замещающего.
3. На оборотной стороне пропуска указывается:
1) сроки продления пропуска;
2) подпись руководителя объекта или лица его замещающего.
Корешок пропуска № _____ |
______________________ |
Временный пропуск |
___________________
Служебная записка на оформление временного пропуска для работника (ов)
________________________________________________________________________
(наименование организации оказывающие услуги или выполняющие работы)
Прошу разрешения на оформление временного пропуска на доступ
в административное здание рабочему (работникам)
________________________________________________________________________,
(наименование организации оказывающие услуги или выполняющие работы)
1. ______________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________
(указывается в алфавитном порядке фамилия, имя, отчество (при наличии),
должность в организации) который(ые) на основании договора
№ _______ от "___" ____________ 20__ г. оказывает(ют) услуги (проводят работы),
связанные с _____________________________________________________________.
(виды услуг или работ)
Срок действия временных пропусков установить до "__" _______ 20__ г.
Данному(ым) работнику(ам) под роспись доведены и разъяснены требования
Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму на территории
и в административном здании.
Приложения:
1. копии документов, удостоверяющих личность (для каждого лица);
2. цифровая фотография размером 3х4 см. (для каждого лица).
Руководитель структурного подразделения объекта
______________________/ _________________/ _____________________
должность подпись расшифровка подписи
___________________
Образец бланка разового пропуска
1. Разовый пропуск выдается для разового посещения.
2. На лицевой стороне разового пропуска указывается:
1) номер пропуска;
2) Фамилия, имя, отчество (далее – Ф.И.О.) (при наличии) посетителя;
3) должность;
4) место работы;
5) номер кабинета;
6) Ф.И.О. работника, к которому направляется посетитель;
7) время и дата входа на Объект защиты;
8) подпись работника дежурной смены.
Корешок пропуска № _____ |
При выходе из здания пропуск возвращается охране |
___________________
Список участвующих лиц
_______________________________________________________
(наименование мероприятия или работ)
№ | Фамилия, имя, отчество (при наличии) | Должность |
Наименование | Примечание |
Руководитель структурного подразделения объекта
_______________________/ ________________/ _____________________
должность подпись расшифровка подписи
_________________
Журнал учета посетителей
№ п/п | Фамилия, имя, отчество (при наличии) посетителя | Дата и время входа | Дата и время выхода |
Номер разового | Роспись работника отдела охраны | Фамилия, имя, отчество (при наличии) работника пригласившего посетителя | Структурное подразделение, в которое направляется посетитель | Номер и вид документа, удостоверяющего личность посетителя |
Журнал учета пропускных документов нумеруется, прошивается и скрепляется печатью подразделения по защите государственных секретов
_________________
Перечень служебного и личного транспорта, которым разрешен въезд (выезд) на территорию
______________________________________________ (название объекта)
№ п/п | Марка автотранспорта | Государственный номер автотранспорта | Владелец автотранспорта | Должность владельца |
Служебный автотранспорт | ||||
Личный автотранспорт | ||||
Руководитель структурного подразделения объекта
_____________________/ _________________/ _____________________
должность подпись расшифровка подписи
___________________
Служебная записка на въезд (выезд) транспортного средства
_________________________________________________
(наименование организации)
Прошу Вас разрешить въезд (выезд) на территорию _______ (название объекта)
транспортному средству марки _______________ с государственным номером
___________, принадлежащее __________________________________________,
(наименование организации)
в целях _____________________________________________________________.
(мотивированное обоснование)
Срок действия разрешения определить с __час.__ мин. "__"________ 20__ г.
до__час.__ мин. "__"________ 20__ г.
Управление транспортным средством осуществляет водитель указанной организации
_____________________________________________________________________.
(фамилия, имя, отчество (при наличии), номер удостоверения личности)
Руководству организации и водителю транспортного средства под роспись доведены
правила поведения на территории _______ (название объекта).
Руководитель структурного подразделения объекта
_____________________/ _________________/ _____________________
должность подпись расшифровка подписи
___________________
Журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке
(титульный лист)
_____________________________________________________________
(наименование организации)
Журнал № ___ учета проведения учебных мероприятий по антитеррористической подготовке
Дата начала ведения журнала "___" _____ 20__ г.
Дата окончания ведения журнала "___" _____ 20__ г. (внутренняя сторона)
1 Раздел. Инструктажи
№ п/п | Дата проведения инструктажа | Фамилия, имя, отчество (при наличии), и должность инструктируемого | Вид инструктажа | Фамилия, имя, отчество (при наличии), и должность лица, проводившего инструктаж | Подпись инструктируемого | Подпись лица, проводившего инструктаж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 Раздел. Занятия:
1) дата проведения занятия;
2) тема занятия;
3) учебные вопросы;
4) количество присутствующих работников.
Подпись лица, проводившего занятия.
___________________
Алгоритм действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера
1. Алгоритм действий различного круга лиц (посетителей, персонала, наряда полиции специализированных охранных подразделений органов внутренних дел (далее – ССО), руководства) объектов на возможные угрозы террористического характера разработаны с целью управления мероприятиями по повышению устойчивости функционирования данных объектов в случаях вооруженного нападения, захвата заложников, закладки взрывных устройств и взрывчатых веществ, атаки с применением террористов-смертников.
2. Действия посетителей при возникновении угрозы вооруженного нападения:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, наряд полиции подразделений ССО, осуществляющих охрану объекта, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
3. Действия персонала при возникновении угрозы вооруженного нападения:
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, наряд полиции подразделений ССО, осуществляющих охрану объекта, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка.
4. Действия наряда полиции подразделений ССО при возникновении угрозы вооруженного нападения:
выявить вооруженного(ых) злоумышленника (ов);
по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
доложить в правоохранительные и (или) специальные государственные органы, а также с использованием имеющихся возможностей обеспечить безопасность персонала, посетителей и разместить их в наиболее защищенных помещениях;
обеспечить собственную безопасность.
5. Действия руководства объекта при возникновении угрозы вооруженного нападения:
незамедлительно информировать правоохранительные и (или) специальные государственные органы о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
организовать меры по обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте и другое);
взаимодействовать с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
6. Действия посетителей при возникновении угрозы захвата заложников:
защититься: избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или по возможности безопасно покинуть здание;
по возможности информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и (или) специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и другое).
7. Действия персонала объекта при возникновении угрозы захвата заложников:
защититься: избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или по возможности безопасно покинуть здание;
по возможности информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и (или) специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и другое).
8. Действия наряда полиции подразделений ССО при возникновении угрозы захвата заложников:
выявить вооруженного(ых) злоумышленника (ов);
по возможности блокировать его (их) продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
доложить о факте и обстоятельствах покушения на захват заложников в правоохранительные и (или) специальные государственные органы для вызова оперативных групп;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров на пути злоумышленников и другое);
обеспечить собственную безопасность.
9. Действия руководства объекта при возникновении угрозы захвата заложников:
незамедлительно информировать правоохранительные и (или) специальные государственные органы о факте и обстоятельствах попытки захвата заложников;
по возможности организация мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте и другое);
по возможности организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
10. Действия при захвате в заложники:
сохранять спокойствие;
не допускать действий, способных спровоцировать захватчиков к применению физической силы или оружия (разговаривать спокойно; не смотреть захватчикам в глаза; не противоречить и не оказывать активного сопротивления; по возможности выполнять их указания; спрашивать разрешения на любые действия; не пытаться бежать, если нет полной уверенности в успехе побега);
запомнить, как можно больше информации о захватчиков (количество, вооружение, как выглядят, особенности внешности, телосложения, наличие акцента, тематика разговора, темперамент, манера поведения);
постараться определить место своего нахождения (заточения);
при наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные и (или) специальные государственные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта;
не пренебрегать пищей;
в случае ранения, постараться самостоятельно оказать себе первую доврачебную помощь;
расположится подальше от окон, дверей и самих захватчиков (для обеспечения безопасности в случае штурма помещения или стрельбы снайперов);
при проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:
лечь на пол лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;
ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецподразделений или от них;
если есть возможность, необходимо держаться подальше от проемов дверей и окон;
отнестись с пониманием, если при штурме и захвате с заложниками поступают некорректно, как с вероятными захватчиками: обыскивают, ограничивают движения, подвергают допросу (в подобных ситуациях такие действия спецподразделений до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных захватчиков считаются оправданными).
11. Взрывным устройством, или начиненным отравляющими химическими веществами, биологическими агентами пакетом могут оказаться подозрительные предметы, под которыми понимаются: бесхозная сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка с торчащими проводами, издающего подозрительные звуки и необычные запахи.
12. Признаки, которые могут указывать на взрывное устройство:
наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах;
необычное размещение обнаруженного предмета;
установленные на обнаруженном предмете различные виды источников питания.
13. Рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство:
граната РГД-5 – 50 м;
граната Ф-1 – 200 м;
тротиловая шашка массой 200 г – 45 м;
тротиловая шашка массой 400 г – 55 м;
пивная банка 0,33 л – 60 м;
дипломат (кейс) – 230 м;
дорожный чемодан – 350 м;
автомашина класса "Жигули" – 460 м;
автомашина класса "Волга" – 580 м;
микроавтобус – 920 м;
грузовая машина (фургон) – 1240 м.
14. Действия посетителей при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета охране, персоналу объекта либо в правоохранительные и (или) специальные государственные органы;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме охраны объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы, чтобы не создавать панику;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту.
информировать охрану объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о подозрительном лице (ах) (количество, внешние признаки наличия самодельного взрывного устройства (далее –СВУ), оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другое);
покинуть объект, при невозможности укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
15. Действия персонала при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета охране, персоналу объекта либо в правоохранительные и/или специальные государственные органы;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме охраны объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы, чтобы не создавать панику;
по возможности организовать с охраной ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;
помочь обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту, вести наблюдение;
информировать охрану объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о подозрительном лице (ах) (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другое);
оказать содействие руководству и охране в организации эвакуации посетителей;
покинуть объект, при невозможности укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
16. Действия наряда полиции подразделений ССО при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета руководству объекта и в правоохранительные и (или) специальные государственные органы;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме охраны объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы, чтобы не создавать панику;
обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне на необходимом удалении;
обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту, вести наблюдение.
информировать охрану объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о подозрительном лице (ах) (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другое).
17. Действия руководства при обнаружении подозрительного предмета:
незамедлительно информировать правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении подозрительного человека или об обнаружении бесхозного предмета;
организовать оцепление места обнаружения бесхозного подозрительного предмета на необходимом удалении;
организовать эвакуацию людей с объекта, оповестить о нештатной ситуации на объекте и другое;
обеспечить обход помещений и осмотр территорий с целью обнаружения иных подозрительных предметов;
организовать взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом, предоставление необходимой информации.
18. Действие посетителей при атаке с применением террористов-смертников:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта.
19. Действия персонала при атаке с применением террористов-смертников:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта.
20. Действия наряда полиции подразделений ССО при атаке с применением террористов-смертников:
по возможности блокировать его (их) продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении подозрительного лица или группы лиц;
с использованием имеющихся возможностей принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и другое);
при необходимости организовать наблюдение передвижений подозрительного лица или группы лиц по объекту (лично либо через систему видеонаблюдения);
обеспечить собственную безопасность.
21. Действия руководства при атаке с применением террористов-смертников:
незамедлительная передача информации в правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении на объекте подозрительного лица или группы лиц;
предоставление сотрудникам правоохранительных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая может сократить время выявления и задержания злоумышленника;
обеспечение организованной эвакуации людей;
обеспечение собственной безопасности.
____________________