Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 4. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 января 2022 года № 26618.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 11-4) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить Правила оценки особых образовательных потребностей согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и
науки Республики Казахстан
А. Аймагамбетов

  Приложение к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 12 января 2022 года № 4

Правила оценки особых образовательных потребностей

Глава 1. Общее положение

      1. Настоящие Правила оценки особых образовательных потребностей (далее – Правила) разработаны в соответствии подпунктом 11-4) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяет порядок оценки особых образовательных потребностей.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) специальные условия для получения образования – условия, включающие учебные, а также специальные, индивидуально-развивающие и коррекционно-развивающие программы и методы обучения, технические, учебные и иные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями, а также детьми с ограниченными возможностями";

      2) лица (дети) с особыми образовательными потребностями – лица (дети), которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования;

      3) оценка особых образовательных потребностей – определение необходимых специальных условий для получения образования;

      4) ребенок (дети) с ограниченными возможностями – ребенок (дети) до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Глава 2. Порядок оценки особых образовательных потребностей

      3. Оценка особых образовательных потребностей у лиц (детей) осуществляется в дошкольных организациях и организациях среднего образования и психолого-медико-педагогических консультациях (далее – ПМПК).

      4. Порядок оценки особых образовательных потребностей в организациях образования включает следующее:

      1) выявление учителем (воспитателем) в ходе учебно-воспитательного процесса лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, с использованием наблюдения социально-эмоционального благополучия и особенностей учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося (воспитанника), а также критериальной оценки достижений обучающихся (воспитанников);

      2) углубленное обследование и оценка особых образовательных потребностей детей с трудностями обучения специалистами психолого-педагогического сопровождения с согласия родителей (законных представителей);

      3) оценку особых образовательных потребностей в ПМПК специалистами психолого-педагогического сопровождения организации образования по результатам углубленного обследования детей с выраженными трудностями обучения;

      4) междисциплинарную командную оценку особых образовательных потребностей детей в кабинетах психолого-педагогической коррекции и реабилитационных центрах.

      5. Порядок оценки особых образовательных потребностей в ПМПК включает следующее:

      1) оценку особых образовательных потребностей у детей по инициативе родителей (законных представителей), по рекомендации организаций образования в ПМПК. ПМПК на основе углубленного обследования и оценки особых образовательных потребностей определяет объем, виды услуг.

      2) повторную оценку особых образовательных потребностей в ПМПК по инициативе родителей (законных представителей) или запросу организаций образования на основании решения службы психолого-педагогического сопровождения об оценке особых образовательных потребностей.

      6. Порядок оценки образовательных потребностей осуществляется в зависимости от причин трудностей обучения, которые выделяют две группы детей с особыми образовательными потребностями.

      7. В зависимости от причин трудностей обучения первая группа включает детей с трудностями усвоения отдельных учебных навыков вследствие недостаточности психических функций (умственной работоспособности, восприятия, внимания, памяти), а также детей с ограниченными возможностями:

      1) нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие при средней потере слуха в речевой области от 40 до 80 децибел, в том числе дети после кохлеарной имплантации) с общим речевым недоразвитием 1-3 уровня;

      2) нарушениями зрения (незрячие – с полным отсутствием зрительных ощущений, с светоощущением или остаточным зрением до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками и слабовидящие – с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией очками);

      3) нарушениями интеллекта (с умственной отсталостью);

      4) задержкой психического развития;

      5) нарушениями речи (с общим недоразвитием речи 1-3 уровня, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, ринолалией, дизартрией, тяжелым заиканием, нарушениями письменной речи (дислексией, дисграфией);

      6) нарушениями опорно-двигательного аппарата;

      7) эмоционально-волевыми расстройствами (нарушениями общения и социального взаимодействия (аутизмом), нарушениями и трудностями поведения);

      8) со сложными (сочетанными) нарушениями.

      8. В зависимости от причин трудностей обучения вторая группа включает детей, не имеющих нарушений умственного и физического развития, особые образовательные потребности которых, обусловлены социально-психологическими и факторами, препятствующими их включению в образовательный процесс:

      1) с микросоциальной и педагогической запущенностью, воспитывающиеся в семьях из категорий социально уязвимых слоев населения;

      2) испытывающие трудности в адаптации к местному социуму (беженцы, мигранты, кандасы);

      3) дети с инвалидностью.

      9. Для первой группы детей, трудности обучения которых обусловлены ограниченными возможностями развития, проводится оценка образовательных потребностей для определения потребности в:

      1) изменений (адаптаций) учебного плана и учебных программ;

      2) изменений способов и критериев оценивания результатов обучения;

      3) использований вариативных, специальных и альтернативных методов обучения, в том числе основанных на принципах прикладного анализа поведения;

      4) подборе учебников и учебно-методических комплексов (далее – УМК), подготовка индивидуальных учебных материалов;

      5) специальной психолого-педагогической поддержке педагога-психолога, специального педагога (в том числе олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда (учитель-логопед), педагога-ассистента (на постоянной или на временной основе – до формирования способности ребенка учиться самостоятельно в классе (группе);

      6) выборе программы обучения (общеобразовательная, специальная);

      7) созданий безбарьерной среды и адаптаций учебного места;

      8) обеспечений компенсаторными и техническими средствами;

      9) сопровождений социального педагога;

      10) услуге индивидуального помощника для детей с инвалидностью, имеющих затруднения в передвижении, предоставляемом в соответствии с приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 44 "Об утверждении Правил проведения медико-социальной экспертизы" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10589).

      10. Основанием для удовлетворения выявленных образовательных потребностей детей первой группы является заключение и рекомендации ПМПК в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17657), решение службы психолого-педагогического сопровождения и (или) педагогического совета организации образования.

      11. Для детей второй группы проводится оценка образовательных потребностей для определения потребности в:

      1) индивидуальном подходе в обучении без изменения учебного плана и учебных программ;

      2) организаций дополнительных занятий за счет вариативного компонента типового учебного плана;

      3) адаптаций учебного места;

      4) поддержке школьного психолога;

      5) поддержке социального педагога.

      12. Основанием для удовлетворения выявленных образовательных потребностей детей второй группы является решение службы психолого-педагогического сопровождения и (или) педагогического совета организации образования.