О внесении изменения в решение областного маслихата от 11 декабря 2015 года № 349 "Об утверждении Правил содержания и защиты зеленых насаждений, Правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области"

Решение маслихата Актюбинской области от 17 мая 2021 года № 36. Зарегистрировано Департаментом юстиции Актюбинской области 19 мая 2021 года № 8298

Действующий

      РЕШИЛ:

      1. Внести в решение областного маслихата от 11 декабря 2015 года № 349 "Об утверждении Правил содержания и защиты зеленых насаждений, Правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 4686) следующее изменение:

      Правила содержания и защиты зеленых насаждений территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области, утвержденные указанным решением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему решению.

      2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на курирующего заместителя акима области.

      3. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель сессии
областного маслихата
А. Айтжанов
      Секретарь областного маслихата А. Нугманов

  Приложение к решению областного маслихата от 17 мая 2021 года № 36
  Приложение к решению областного маслихата от 11 декабря 2015 года № 349

Правила содержания и защиты зеленых насаждений территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила содержания и защиты зеленых насаждений территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан (Особенная часть), Земельным кодексом Республики Казахстан, Экологическим Кодексом Республики Казахстан, статьей 386 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", законами Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" (далее – Закон), "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и иными нормативными правовыми актами.

      Действие Правил не распространяется на зеленые насаждения, произрастающие на участках государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, территориях индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства, на дачных участках.

      2. Правила определяют порядок и регулируют отношения в сфере содержания и защиты зеленых насаждений городов и населенных пунктов Актюбинской области и распространяются на всех физических и юридических лиц, независимо от форм собственности.

      3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) благоустройство - совокупность работ (по инженерной подготовке и обеспечению безопасности территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружений водоснабжения, канализаций, энергоснабжения, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, проектированию озеленения, снижению уровня шума, улучшению микроклимата, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы) и услуг (по расчистке, уборке, санитарной очистке осушению и озеленению территории), осуществляемые в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального пользования по назначению, создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения;

      2) вырубка деревьев – работа по вырубке деревьев, осуществляемая по разрешению уполномоченного органа в соответствии с пунктом 159 приложения 2 к Закону Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" (далее – Закон о разрешениях);

      3) формирование кроны – обрезка ветвей и побегов, отдельных деревьев, кустарников и линейных насаждений, поддающихся формовке, не приводящая их гибели, с целью придания им определенной эстетической формы и омолаживания зеленых насаждений;

      4) дендрологический план – план размещения зеленых насаждений, с указанием количественного и видового состава существующей и проектируемой к посадке зеленых насаждений древесно-кустарниковой растительности, в сочетании с открытыми участками газонов, площадок, дорожек, водоемов, с учетом зоны застройки;

      5) земли общего пользования – земли занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (инженерные системы общего пользования);

      6) омолаживание – сильное укорачивание скелетных и полускелетных ветвей, прореживание и регулирование побегов, обрезка ствола на высоте не менее 3,5 метров у взрослых деревьев, пригодных для омолаживания со здоровыми штамбами и стволами, потерявшими свои декоративные качества вследствие усыхания вершин и ветвей;

      7) зеленый массив – озелененная территория, насчитывающая не менее 50 экземпляров деревьев на территории не менее 0,125 га, независимо от видового состава;

      8) зеленые насаждения – древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного происхождения и искусственно высаженные, которые в соответствии с гражданским законодательством являются недвижимым имуществом и составляют единый городской зеленый фонд;

      9) уничтожение зеленых насаждений – повреждение зеленых насаждений, повлекшее их гибель;

      10) содержание и защита зеленых насаждений – система правовых, административных, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений (в том числе компенсационное восстановление зеленых насаждений взамен вырубленных), озелененных территорий и зеленых массивов;

      11) сохранение зеленых насаждений – комплекс мероприятий, направленный на сохранение особо ценных пород насаждений, попадающих под пятно благоустройства и строительных работ;

      12) лесопатологическое обследование зеленых насаждений – специальное обследование на наличие вредителей (насекомых), выявление наличия признаков и очагов болезней, признаков поражения грибковыми заболеваниями (паразитами) стволов, корневой системы и кроны. Если насаждения поражены болезнями более чем на 50 (пятидесяти) %, то они подлежат обязательной вырубке;

      13) инвентаризация зеленых насаждений (подеревный перечет) – комплекс мероприятий по учету объектов озеленения с подробным описанием количественных и качественных характеристик, а также графическое отображение каждого элемента озеленения на плановой основе;

      14) реестр зеленых насаждений – свод данных о типах, видовом составе, размере площади, состоянии и расположении зеленых насаждений;

      15) индивидуальный жилой дом – дом, предназначенный для личного (семейного) проживания, расположенный на усадебном участке и находящийся в собственности гражданина вместе с хозяйственными и другими строениями и зелеными насаждениями;

      16) озелененные территории – участок земли, на котором располагается растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники;

      17) уход – уход за почвой и подземной частью растений (подкормка, полив, рыхление и прочие действия);

      18) план компенсационной посадки – план посадки деревьев, которые подверглись вырубке, включающий в себя количественную часть, породный состав, объем, календарные сроки посадки, а также графическую схему размещения посадок с привязкой к плановой основе;

      19) компенсационная посадка – посадка взамен вырубленных деревьев на специальных участках определенных уполномоченным органом в соответствии с дендрологическим планом;

      20) проезд – элемент дороги, обеспечивающий подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям, объектам застройки внутри микрорайонов, кварталов, населенных пунктов;

      21) санитарная обрезка – удаление больных, усыхающих, сухих и поврежденных ветвей, создающих аварийные ситуации (лежащих на линиях электропередач, газовых трубах, разрушающих кровлю зданий, создающих угрозу безопасности дорожного движения);

      22) санитарная вырубка – вырубка (выборочная, сплошная), проводимая с целью улучшения санитарного состояния зеленых насаждений, при которой вырубаются больные, поврежденные, усыхающие и сухостойные деревья;

      23) тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном или арычной системой;

      24) уполномоченный орган – структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющие функции в сфере регулирования вопросов содержания и защиты зеленых насаждений;

      25) организация – физическое или юридическое лицо, специализирующиеся в области содержания и защиты зеленых насаждений;

      26) малые архитектурные формы – объекты декоративного характера и практического использования (скульптуры, фонтаны, барельефы, вазы для цветов, павильоны, беседки, скамьи, урны, оборудование и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения);

      27) прилегающая территория – территория (в границах 5 метров по периметру), непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, к объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц;

      28) пересадка деревьев и зеленых насаждении – работа по пересадке деревьев и зеленых насаждении, осуществляемая на участках определенном уполномоченным органом;

      29) незаконная вырубка – вырубка деревьев, осуществляемая без разрешения уполномоченного органа;

      30) вынужденная вырубка – вырубка деревьев, без согласования уполномоченного органа при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;

Глава 2. Содержание и защита зеленых насаждений

Параграф 1. Меры по сохранению и защите зеленых насаждений

      4. Все зеленые насаждения, за исключением зеленых насаждений, произрастающих на участках государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, территориях индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства, на дачных участках образуют единый зеленый фонд городов и населенных пунктов, подлежащий защите.

      5. Развитие озелененных территорий соответствующей административно-территориальной единицы производится в соответствии с дендрологическим планом.

      6. При проектировании и строительстве объектов необходимо предусматривать озеленение свободной от застройки площади территории не менее 20 %.

      7. Все виды работ по озеленению территорий, предусмотренные проектной (проектно-сметной) документацией, выполняются по утвержденным проектам. Данные виды работ осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

      8. Содержание зеленых насаждений включает в себя:

      1) посадка зеленых насаждений;

      2) рыхление почвы с устройством приствольных лунок, побелка деревьев, стрижка живой изгороди, поднятие штамба у деревьев, удаление поросли;

      3) устройство цветников, газонов, прополка сорняков, покос травы, укрытие роз в зимний период;

      4) полив зеленых насаждений на протяжении всего вегетационного периода, в летнее время полив осуществляется два раза в неделю;

      5) формирование кроны;

      6) омолаживание;

      7) внесение удобрений;

      8) борьба с вредителями и болезнями зеленых насаждений;

      9) санитарная обрезка аварийных, сухостойных, перестойных деревьев и кустарников.

      9. Пересадка зеленых насаждений осуществляется в течение года при условии соблюдения специальных технологий пересадок. В целях эффективной приживаемости деревьев лиственных и хвойных пород их пересадку рекомендуется проводить в период с наступления осени до ранней весны.

      10. Мероприятия по омолаживанию деревьев и прореживание густо произрастающих деревьев проводятся до начала вегетации или поздней осенью.

      11. При производстве строительно–монтажных работ все насаждения, подлежащие сохранению на данном участке, предохраняются от механических и других повреждений специальными защитными ограждениями, обеспечивающими эффективность их защиты.

      12. В случае невозможности сохранения зеленых насаждений на участках, отводимых под строительство или производство других работ, производится вырубка деревьев по разрешению уполномоченного органа в соответствии с Законом о разрешениях.

      13. Меры по охране и оздоровлению окружающей среды осуществляются гражданами, должностными и юридическими лицами, согласно экологическому законодательству Республики Казахстан.

      14. Учету подлежат все виды зеленых насаждений.

      15. Учет зеленых насаждений осуществляется посредством их инвентаризации и лесопатологического обследования, расположенных в границах учетного объекта, которые заносятся в реестр зеленых насаждений, по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      16. Реестр и учет зеленых насаждений ведется уполномоченным органом.

      17. Документом, отображающим результаты учета зеленых насаждений, являются оформленные материалы инвентаризации и лесопатологического обследования, а также дендрологический план.

      18. Услуги по содержанию и защите зеленых насаждений, а также проведение инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений на землях общего пользования, осуществляются организациями.

      19. Уполномоченным органом передаются копии материалов инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений в аппарат акима соответствующей административно-территориальной единицы для использования в качестве рекомендаций при работе с зеленым фондом.

      20. В случае естественного падения произрастающих зеленых насаждений восстановление производится согласно утвержденному дендрологическому плану уполномоченного органа за счет средств местного бюджета.

Параграф 2. Вырубка, санитарная вырубка деревьев

      21. Вырубка деревьев осуществляется в случаях:

      1) обеспечения условий для осуществления строительной деятельности, строительно-монтажных работ, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией;

      2) обслуживания объектов инженерного благоустройства, реконструкции и устройстве инженерных сетей, подземных и надземных коммуникаций;

      3) ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства;

      4) благоустройства территории существующих объектов и приведения в эстетический вид, необходимости улучшения качественного и видового состава зеленых насаждений;

      5) санитарной вырубки деревьев, создающих угрозу безопасности здоровью и жизни людей, а также влекущих ущерб имуществу физическому и юридическому лицу;

      6) произрастаний деревьев и кустарников на землях общего пользования.

      22. Вырубка деревьев производится организациями, обслуживающими данный земельный участок по разрешению уполномоченного органа.

      23. В случае аварийного падения деревьев, в результате ветровала и других случаев природного характера, дорожно-транспортных происшествий, уборка упавшего дерева, своевременная очистка места падения и вывоз древесных остатков на землях общего пользования и на территориях прилегающих к зданиям, сооружениям, многоэтажным жилым домам осуществляется организациями по обслуживаемым участкам.

      24. При ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства производится вынужденная вырубка деревьев без согласования с уполномоченным органом, в следующих случаях:

      падение деревьев, а также их ветвей представляет угрозу жизни и здоровью людей, повреждению зданий и сооружений, коммуникациям;

      препятствия безопасности дорожного движения, в том числе перекрывающие визуальный обзор дорожных знаков.

      Факт вынужденной вырубки деревьев устанавливается актом освидетельствования службой спасения органов чрезвычайных ситуации, с последующим уведомлением уполномоченного органа в течение трех рабочих дней с момента вынужденной вырубки.

      25. Санитарная обрезка и (или) вырубка деревьев на землях общего пользования производится организациями, обслуживающими данный земельный участок по письменному согласованию с уполномоченным органом.

      26. Вырубка деревьев осуществляется по разрешению уполномоченного органа в соответствии с Законом о разрешениях, при предоставлении гарантийного письма от физических и юридических лиц о компенсационной посадке взамен вырубленных деревьев, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      27. Деревья, подлежащие пересадке в соответствии с материалами инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений, пересаживаются на участки указанные уполномоченным органом.

Параграф 3. Порядок проведения компенсационных посадок деревьев

      28. Восстановление деревьев производится на специальных участках согласно плану компенсационной посадки города и населенного пункта, при необходимости с заменой грунта на плодородную почву.

      29. Компенсационная посадка производится за счет средств граждан и юридических лиц, в интересах которых был произведена вырубка.

      30. При вырубке деревьев по разрешению уполномоченного органа компенсационная посадка восстанавливаемых деревьев производится в десятикратном размере.

      31. В случае гибели зеленых насаждений, находящихся на прилегающей территории, юридическое или физическое лицо, в ведении которого находится эта территория, производит компенсационную посадку в десятикратном размере.

      32. Физическое или юридическое лицо, совершившее незаконную вырубку, уничтожение, повреждение деревьев или нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений, несет ответственность в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях и производит компенсационную посадку деревьев в двадцатикратном размере.

      В случае незаконной вырубки, уничтожения, повреждения деревьев, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан, компенсационная посадка деревьев производиться в тридцатикратном размере.

      33. Компенсационная посадка деревьев производится путем посадки саженцев лиственных пород высотой не менее 2,5 метров с комом или хвойных пород высотой не менее 2 метра с комом.

      Диаметр ствола от верхней корневой системы саженцев не менее 3 сантиметров, на высоте 1,3 метра стволовой части.

      34. При пересадке деревьев физическими и юридическими лицами, компенсационная посадка не производится.

      В случае если пересадка привела к гибели деревьев, устанавливается пятикратный размер компенсации, в соответствии с требованиями пункта 33 настоящих Правил.

      35. Компенсационная посадка при вырубке деревьев по разрешению уполномоченного органа и (или) при незаконной вырубке, уничтожении или повреждении деревьев производится на территории в радиусе 1 километра от места вырубки, уничтожении или повреждении деревьев на участке указанным уполномоченным органом.

      При отсутствии свободного места для компенсационной посадки в радиусе 1 километра от места вырубки, территория компенсационной посадки указывается уполномоченным органом в письменном виде.

      При вынужденной вырубке деревьев компенсационная посадка производится на землях общего пользования с привлечением организации, осуществляющей озеленение, уход и содержание зеленых насаждений.

      36. После завершения работ по компенсационной посадке деревьев физические и юридические лица информируют в письменном виде уполномоченный орган об исполнении работ согласно плану компенсационной посадки.

      37. В соответствии с гарантийным письмом физические и юридические лица в течение двух лет (период приживаемости саженца дерева) с момента компенсационной посадки проводят мероприятия по содержанию и защите саженцев, в соответствии с подпунктами 4), 5), 6), 7) и 8) пункта 8 настоящих Правил.

      38. По истечении двух лет, физические и юридические лица, осуществившие компенсационную посадку, составляют совместно с уполномоченным органом акт приживаемости деревьев и передают на баланс местного исполнительного органа соответствующей административно-территориальной единицы для дальнейшего содержания.

      Уполномоченным органом прижившиеся деревья включаются в реестр зеленых насаждений.

      39. В случае гибели высаженных саженцев при компенсационной посадке, лица, в интересах которых была произведена вырубка или организация производят повторную посадку зеленых насаждений и обеспечивают дальнейшие мероприятия по содержанию и защите за ними в течение двух лет (период приживаемости саженца дерева), с момента проведения повторной посадки.

Глава 3. Заключительные положения

      40. Контроль за соблюдением настоящих Правил и принятие мер в пределах своей компетенции осуществляют органы внутренних дел, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также уполномоченные органы в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства.

      41. Физические и юридические лица, допустившие нарушение настоящих Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

  Приложение 1 к Правилам содержания и защиты зеленых насаждений территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области
  Форма

Реестр зеленых насаждений на 1 января ____ года

      Распределение площади объектов (участков) зеленых насаждений по категориям земель, типам растительности и функциональному назначению

      Город / населенный пункт

      Административный район: (код) ___________________

      Ответственный владелец: _________________________

      Реестр зеленых насаждений

      Таблица

№ п/п инвентарный/ № паспорта зеленого насаждения

Функциональное назначение земель (категория насаждений)

Древесная растительность

Единичные деревья, штук

Группы, куртины, штука

Рощи сады, штук

Линейные насаждения, штук

Итого, штук








Кустарниковая растительность

Единичные, штук

Живая изгородь, погонный метр (п.м.)

Рядовые посадки, шт

Групповые посадки, штук

Всего п.м./штук







Открытые пространства

Цветники

Газоны

Летники, м2

Многолетники, м2

Контейнерные, штук

Вазон, м2

Альпинарий, рокарий, м2

Итого: м2 / штук

Партерные, м2

Обыкновенные, м2

На почвенный покров, м2

Итого: м2 / штук

  Приложение 2 к Правилам содержания и защиты зеленых насаждений территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области
  Форма
  Руководителю местного исполнительного органа (областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкента, района, города областного значения)
  ___________________________
  (Фамилия, имя, отчество (при его наличии) наименование государственного органа)
  от ___________________________
  (Фамилия, имя, отчество (при его наличии) – для физического лица/ наименование организации – для юридических лиц и (или) по доверенности) (ИИН/БИН)
  Адрес __________________________
  (юридический адрес или место проживания)
  контакты __________________________
  (электронный адрес, телефон)

Гарантийное письмо

      __________________________________________________________________________

      (наименование физического или юридического лица)

      гарантирует произвести компенсационную посадку деревьев в количестве _____ штук, ___________ породы, взамен деревьев в количестве _______ штук, _________________ породы, которые будут вырублены для ____________________________________по адресу:

      (указывается причина)

      ____________________________________________________согласно акту обследования зеленых насаждений от " " 20 года.

      В случае гибели высаженных саженцев, гарантирует произвести повторную посадку.

      В течение двух лет с момента компенсационной посадки, гарантирует, проводить мероприятий по содержанию и защите саженцев, в соответствии с подпунктами 4),5), 6), 7) и 8) пункта 8 Правил содержания и защиты зеленых насаждений территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области и по истечению двух лет передать их на баланс местного исполнительного органа на основании акта приживаемости деревьев.

      ___________________________________________________________________

      (наименование физического или юридического лица)

      осведомлено, что за нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений будет нести ответственность в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      Дата: "___" ____________ 20__ г.

      __________________________________________________________________________

      ФИО и подпись руководителя (печать при наличии)