В соответствии с пунктом 4 статьи 298 Экологического кодекса, с подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике" и подпунктом 92) пункта 15 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 июля 2019 года № 479, ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула – в редакции приказа Министра экологии и природных ресурсов РК от 17.06.2024 № 123 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые Правила одобрения углеродного офсета и предоставления офсетных единиц.
2. Департаменту климатической политики и зеленых технологий Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан |
А. Примкулов |
"СОГЛАСОВАН"
Министерством национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерством энергетики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерством финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерством индустрии
и инфраструктурного развития
Республики Казахстан
Утверждены приказом И.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 5 ноября 2021 года № 455 |
Правила одобрения углеродного офсета и предоставления офсетных единиц
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила одобрения углеродного офсета и предоставления офсетных единиц (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 92) пункта 15 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 июля 2019 года № 479 и определяют порядок рассмотрения, одобрения и учета углеродного офсета, а также предоставления офсетных единиц.
Сноска. Пункт 1 – в редакции приказа Министра экологии и природных ресурсов РК от 17.06.2024 № 123 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:
1) утечка – воздействие на выбросы или поглощение парниковых газов вне места реализации проекта, обусловленное деятельностью по проекту, но не включенное в его границы;
2) базовый сценарий – сценарий, отражающий уровень выбросов парниковых газов и (или) уровень поглощения парниковых газов в случае отсутствия предлагаемого углеродного офсета, в сравнении с которым оценивается достигнутый объем сокращения выбросов или поглощения парниковых газов;
2-1) дополнительность – критерий, который подтверждает, что снижение антропогенных выбросов парниковых газов, достигнутое в рамках проекта, является результатом конкретных действий, осуществленных в рамках данного проекта, и не произошло бы в отсутствие данной деятельности;
3) проектный период – период, в течение которого планируемая деятельность по реализации углеродного офсета обеспечивает сокращение выбросов парниковых газов и (или) увеличение поглощения парниковых газов;
4) заявитель проекта – физическое лицо, юридическое лицо или группа юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, представляющие проект углеродного офсета на рассмотрение и одобрение уполномоченному органу;
5) оператор системы торговли углеродными единицами – подведомственная организация по регулированию выбросов парниковых газов уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, обеспечивающая техническое и экспертное сопровождение государственного регулирования и международного сотрудничества в сфере выбросов и поглощения парниковых газов;
6) орган по валидации и верификации (далее – аккредитованный орган) – орган, который выполняет валидацию и/или верификацию на соответствие согласованным критериям валидации и/или верификации, аккредитованный в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
7) углеродный офсет – сокращение выбросов парниковых газов и (или) увеличение поглощения парниковых газов, достигнутые в результате осуществления деятельности или видов деятельности в любых секторах экономики в Республике Казахстан, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и (или) увеличение поглощения парниковых газов;
8) проект углеродного офсета (проект) – планируемая деятельность по реализации углеродного офсета;
8-1) проект углеродного офсета, реализуемый на землях государственного лесного фонда – планируемая деятельность по реализации углеродного офсета на землях государственного лесного фонда на основании договора на реализацию проектов углеродных офсетов на участках государственного лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Республики Казахстан;
9) уровень существенности – количественное пороговое значение, которое используется для подготовки заключения о верификации отчета о реализации углеродного офсета;
10) мониторинг – проводимая по углеродным офсетам непрерывная или периодическая оценка выбросов и (или) поглощения парниковых газов или других сопутствующих данных по деятельности, связанных с выбросами и (или) поглощением парниковых газов;
11) офсетная единица – углеродная единица, применяемая в целях исчисления углеродного офсета;
12) базовый уровень поглощения парниковых газов – выраженная в тоннах эквивалента диоксида углерода величина поглощения парниковых газов за определенный период при существующих условиях эксплуатации без реализации углеродного офсета, направленного на увеличение поглощения парниковых газов;
13) увеличение поглощения парниковых газов – расчетное увеличение поглощения парниковых газов по отношению к базовому сценарию;
14) сокращение выбросов парниковых газов – расчетное снижение выбросов парниковых газов по отношению к базовому сценарию;
15) базовый уровень выбросов парниковых газов – выраженная в тоннах эквивалента диоксида углерода величина выбросов парниковых газов, произведенных объектом выбросов этих газов за определенный период при условии использования, существующих на данном объекте технологий, оборудования и при других наиболее вероятных условиях, которые могут иметь место без реализации углеродного офсета, направленного на сокращение выбросов парниковых газов;
16) уполномоченный орган – уполномоченный орган в области охраны окружающей среды;
16-1) уполномоченный орган в области лесного хозяйства – государственный орган, осуществляющий функции управления, контроля и надзора в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;
17) маломасштабный проект – проект, связанный с возобновляемыми источниками энергии мощностью до 15 мегаватт;
18) лесоразведение – создание и выращивание искусственных лесных насаждений на территориях, не находившихся ранее под лесом;
19) воспроизводство леса – создание лесных культур или проведение мер содействия естественному возобновлению на площадях, ранее занимаемых лесом, включая меры по уходу за лесом и его оздоровлению;
20) лесовладельцы – государственные организации, которым участки государственного лесного фонда предоставлены на праве постоянного землепользования, а также граждане Республики Казахстан и негосударственные юридические лица Республики Казахстан без иностранного участия, в чьей собственности находятся участки частного лесного фонда в соответствии с Лесным Кодексом;
21) государственная лесоустроительная организация – республиканское государственное казенное предприятие, созданное по решению Правительства Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Реализация деятельности в Республике Казахстан на основе углеродных офсетов осуществляется их участниками на добровольной основе и не является основанием для ее финансирования из государственного бюджета.
4. Проекты углеродного офсета по своему типу подразделяются на обычные проекты, маломасштабные проекты и проекты, направленные на увеличение поглощения парниковых газов.
4-1. Углеродные офсеты на территории государственного лесного фонда реализуются следующими способами:
1) воспроизводство лесов (за исключением проведения мер содействия естественному возобновлению включая меры по уходу за лесом и его оздоровлению);
2) лесоразведение.
Сноска. Глава 1 дополнена пунктом 4-1 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4-2. Работы на территории государственного лесного фонда ведутся согласно требованиям лесного законодательства Республики Казахстан.
Сноска. Глава 1 дополнена пунктом 4-2 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4-3. Мероприятия по охране и защите созданных насаждений на землях государственного лесного фонда осуществляются лесовладельцем в рамках договора на реализацию проектов углеродных офсетов на участках государственного лесного фонда, типовая форма которого установлена в приложении 6 к настоящим Правилам.
Сноска. Глава 1 дополнена пунктом 4-3 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4-4. Работы по посадке лесных насаждений и уходу за ними производятся с привлечением лесовладельца в рамках договора, указанного в пункте 4-3 настоящих Правил.
Сноска. Глава 1 дополнена пунктом 4-4 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. В целях исключения двойного учета сокращений выбросов парниковых газов или увеличения поглощения парниковых газов по каждой отдельной установке, не осуществляется одновременно более одного углеродного офсета, направленного на снижение выбросов парниковых газов и (или) увеличение поглощения парниковых газов.
5-1. Проекты по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению поглощения парниковых газов, реализованные до получения экспертного заключения оператора системы торговли углеродными единицами, не подлежат рассмотрению на предмет одобрения углеродных офсетов.
Сноска. Глава 1 дополнена пунктом 5-1 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 2. Порядок рассмотрения, одобрения и учета углеродных офсетов
6. Для принятия решения о возможности реализации углеродного офсета заявитель проекта представляет в уполномоченный орган последовательно следующие документы:
1) концепцию проекта (проектную идею), кроме случая, предусмотренного пунктом 15 Правил;
2) проектную документацию;
3) план мониторинга.
6-1. Для определения места реализации углеродного офсета, направленного на поглощение парниковых газов на землях государственного лесного фонда, заявитель проекта проводит предварительный анализ земель государственного лесного фонда на предмет их пригодности для лесоразведения в соответствии с требованиями лесного законодательства Республики Казахстан.
Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 6-1 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7. Концепция проекта (проектная идея) (далее – концепция проекта) представляется в уполномоченный орган по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
7-1. В рамках подготовки концепции проекта, заявителем осуществляется предварительная оценка на предмет определения базового сценария и базового уровня поглощения парниковых газов проектной идеи углеродного офсета, в том числе для проектов, реализуемых на землях государственного лесного фонда, включающая:
1) анализ типа почв, климатических условий и уровня деградации земель;
2) обоснование выбора древесных и кустарниковых пород, расчет биомассы;
3) прогноз объемов поглощения углерода на 30 лет.
Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 7-1 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7-2. Срок реализации углеродного офсета, реализуемого на землях государственного лесного фонда составляет не более 30 лет.
Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 7-2 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7-3. Для реализации углеродного офсета на землях государственного лесного фонда заявитель проекта направляет на согласование уполномоченному органу в области лесного хозяйства:
1) концепцию проекта (проектную идею);
2) абрис участка и его геопривязка (координаты в системе WGS-84, QazTRF-23);
3) перечень древесных и кустарниковых пород, которые будут использованы для реализации проекта;
4) план ухода и мониторинга за посадками;
5) меры по предотвращению пожаров и других рисков.
Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 7-3 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7-4. Уполномоченный орган в области лесного хозяйства в течение двух рабочих дней направляет на экспертизу государственной лесоустроительной организации представленную концепцию проекта углеродного офсета, реализуемого на землях государственного лесного фонда и документы, согласно пункту 7-3 настоящих Правил.
Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 7-4 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7-5. Государственная лесоустроительная организация в течение десяти рабочих дней с момента получения рассматривает концепцию проекта углеродного офсета, реализуемого на землях государственного лесного фонда и документы, указанные в пункте 7-3 настоящих Правил и выдает заключение на предмет соответствия типам местопроизрастания, земельных участков, материалам лесоустройства.
Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 7-5 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7-6. Решение о согласовании концепции проекта углеродного офсета, реализуемого на землях государственного лесного фонда принимается уполномоченным органом в области лесного хозяйства в течение 20 рабочих дней, на основании заключения государственной лесоустроительной организации.
Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 7-6 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7-7. Для получения одобрения концепции проекта углеродного офсета, реализуемого на землях государственного лесного фонда, заявитель направляет в уполномоченный орган согласованную концепцию проекта, в соответствии с пунктом 7-6 настоящих Правил.
Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 7-7 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8. Проектная документация для углеродного офсета по сокращению выбросов парниковых газов и (или) по увеличению поглощения парниковых газов представляется в уполномоченный орган по соответствующим формам согласно приложениям 2 и 3 к настоящим Правилам.
9. Проектная документация и план мониторинга проекта разрабатываются на основе Методик по расчету выбросов и поглощения парниковых газов, утвержденных приказом Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 17 января 2023 года № 9 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 31735) или международных методик в соответствии с Законом Республики Казахстан "О ратификации Парижского соглашения" и Законом Республики Казахстан "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата;
Сноска. Пункт 9 – в редакции приказа Министра экологии и природных ресурсов РК от 17.06.2024 № 123 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).10. Заявитель проекта разрабатывает процедуры количественного определения сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения их поглощения по отношению к базовому сценарию проекта.
11. Оценка базового сценария углеродного офсета в проектной документации осуществляется на основе:
1) сведений о фактических выбросах парниковых газов из источников и (или) их абсорбции поглотителями;
2) учета возможных неопределенностей параметров и допущений в отношении условий реализации углеродного офсета;
3) учета стратегических планов, программ и действия регулирующих норм по соответствующим видам экономической деятельности;
4) одной из международных или утвержденных национальных методик.
В случае использования в одном углеродном офсете нескольких однотипных источников и единых технологий допускается разработка базового сценария для одного источника и распространение этих исходных условий на другие источники.
12. Описание разработанных или использованных заявителем проекта процедур количественного определения сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения их поглощения по отношению к базовому сценарию проекта и мониторинга включается в план мониторинга.
13. План мониторинга представляется в уполномоченный орган по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилами.
14. Рассмотрение и одобрение углеродных офсетов проводится уполномоченным органом в одну или две стадии.
15. Одностадийная процедура рассмотрения применяется к следующим маломасштабным проектам:
1) проекты по использованию ветровой энергии;
2) проекты по использованию солнечной энергии;
3) восстановление и строительство малых гидроэлектростанций;
4) проекты по использованию биогаза;
16. При одностадийной процедуре рассмотрения проекта, представления концепции проекта для принятия решения об одобрении проекта не требуется.
17. При двух стадийной процедуре рассмотрения проекта, заявитель проекта разрабатывает концепцию проекта.
18. Уполномоченный орган отправляет предоставленную заявителем концепцию проекта на экспертизу оператору системы торговли углеродными единицами.
19. Экспертиза одобрения углеродных офсетов осуществляется оператором системы торговли углеродными единицами.
20. Решение об одобрении концепции проекта принимается уполномоченным органом на основании экспертного заключения оператора системы торговли углеродными единицами.
21. Решение по представленной на рассмотрение концепции проекта принимается уполномоченным органом в течение двадцати календарных дней с даты ее получения.
22. В случае одобрения концепции проекта, заявитель проекта разрабатывает проектную документацию и план мониторинга для их последующей подачи на рассмотрение уполномоченного органа.
22-1. После получения одобрения концепции проекта углеродного офсета, реализуемого на землях государственного лесного фонда, заявитель в течение пятнадцати рабочих дней заключает договор на реализацию проектов углеродных офсетов на участках государственного лесного фонда с лесовладельцем по установленной типовой форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам и разрабатывает рабочий проект по лесоразведению с учетом конкретных характеристик каждого участка в соответствии с Правилами воспроизводства лесов и лесоразведения и контроля за их качеством, утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 22 декабря 2014 года № 18-02/681 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10119), для их последующей подачи.
Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 22-1 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).22-2. После заключения договора, указанного в пункте 22-1 настоящих Правил заявитель разрабатывает проектную документацию и план мониторинга, которые подлежат валидации аккредитованным органом.
Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 22-2 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).22-3. После завершения валидации проектной документации и плана мониторинга, заявитель направляет заключенный договор, валидированную проектную документацию и план мониторинга в уполномоченный орган для получения одобрения.
Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 22-3 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).23. Решение по представленным на рассмотрение проектной документации и плану мониторинга принимается уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней с даты их получения.
24. Не позднее чем за двадцать календарных дней до подачи проектной документации и плана мониторинга на рассмотрение уполномоченного органа, заявитель проекта обеспечивает общественный доступ к проектной документации, а также к плану мониторинга с целью предоставления возможностей обсуждения проекта заинтересованными сторонами.
25. Результаты общественного обсуждения углеродного офсета отражаются в проектной документации.
26. Проектная документация и план мониторинга представляются в уполномоченный орган после валидации аккредитованным органом.
27. Решение об одобрении углеродного офсета принимается уполномоченным органом на основании экспертного заключения оператора системы торговли углеродными единицами.
28. Отрицательное решение по проекту принимается уполномоченным органом в следующих случаях:
1) представленные заявителем проекта документы, не соответствуют требованиям Экологического Кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и (или) настоящих Правил либо содержат недостоверные сведения;
2) отсутствие возможностей для реализации углеродного офсета по месту расположения, указанному в проектной документации.
Сноска. Пункт 28 с изменением, внесенным приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 17.06.2024 № 123 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).29. Одобрение углеродного офсета уполномоченным органом является основанием для последующей реализации проекта и получения офсетных единиц в установленном настоящими Правилами порядке.
30. Учет офсетных единиц осуществляется путем введения в обращение офсетных единиц оператором системы торговли углеродными единицами посредством их зачисления на счет заявителя проекта в государственном реестре углеродных единиц, в объеме сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения поглощения согласно отчету о реализации углеродного офсета, утвержденному уполномоченным органом.
Сноска. Пункт 30 – редакции приказа Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).31. Информация об одобренных углеродных офсетах размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа с указанием следующих сведений:
1) наименование углеродного офсета;
2) сведения о заявителе проекта;
3) место расположения, на котором предполагается реализация углеродного офсета;
4) заявленный по проекту объем сокращения выбросов и (или) увеличения поглощения парниковых газов;
5) количество офсетных единиц, предоставленных на основании отчетов о реализации углеродного офсета.
Глава 3. Порядок предоставления офсетных единиц
32. Основанием для предоставления заявителю проекта офсетных единиц по одобренным углеродным офсетам в течение периода их реализации является отчет о реализации углеродного офсета, утвержденный уполномоченным органом.
33. Для подготовки отчета о реализации углеродного офсета, заявителем проекта проводится мониторинг сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения поглощения парниковых газов.
34. Мониторинг сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения их поглощения проводится в течение всего периода предоставления офсетных единиц по проекту на основе плана мониторинга, одобренного уполномоченным органом.
35. В рамках проведения мониторинга проводится количественная оценка по каждому из парниковых газов, на сокращение выбросов или увеличение поглощения, которых направлен проект, с последующим их пересчетом в эквивалент тонны диоксида углерода.
36. При использовании измерительного оборудования и оборудования для проведения мониторинга заявитель проекта обеспечивает калибровку данного измерительного оборудования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обеспечении единства измерений.
37. Подготовка и представление в уполномоченный орган отчета о реализации углеродного офсета осуществляются заявителем проекта.
38. Отчет о реализации углеродного офсета предоставляется в уполномоченный орган по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
39. Подача отчетов о реализации углеродного офсета является добровольной. Непредставление или несвоевременное предоставление такого отчета не рассматривается в качестве нарушения заявителем проекта.
40. Отчет о реализации углеродного офсета, представленный заявителем проекта уполномоченному органу, направляется на экспертизу оператору системы торговли углеродными единицами.
41. Решение об утверждении отчета о реализации углеродного офсета принимается уполномоченным органом на основании экспертного заключения оператора системы торговли углеродными единицами.
42. Уполномоченный орган принимает решение об утверждении либо об отказе в утверждении отчета о реализации углеродного офсета в течение пятнадцати рабочих дней со дня его получения.
43. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в утверждении отчета о реализации углеродного офсета по следующим основаниям:
1) отрицательное заключение оператора системы торговли углеродными единицами;
2) выявление несоблюдения заявителем проекта требований, установленных в Кодексе и (или) настоящих Правилах;
3) отсутствие верификации.
44. В случае утверждения отчета о реализации углеродного офсета, заявитель проекта приобретает право на получение офсетных единиц в количестве заявленном в утвержденном отчете о реализации углеродного офсета.
45. Предоставление и введение в обращение офсетных единиц производится оператором системы торговли углеродными единицами посредством их размещения на счету заявителя проекта в государственном реестре углеродных единиц, в объеме сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения поглощения согласно отчету о реализации углеродного офсета, утвержденному уполномоченным органом.
46. Добровольное аннулирование офсетных единиц производится по запросу их владельца, направленного оператору системы торговли углеродными единицами.
Приложение 1 к Правилам одобрения углеродного офсета и предоставления офсетных единиц |
|
форма |
Концепция проекта (проектная идея)
1. Краткое описание проекта: название, цель, тип проекта, предполагаемое место реализации, краткое описание проекта и предлагаемые меры.
2. Информация о заявителе проекта: фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица или наименование юридического лица, регистрационные данные, адрес, контактное лицо по проекту, основной вид деятельности.
3. Описание базового сценария существующего до выполнения проекта: наиболее вероятная технология и уровень выбросов, которые имели бы место в отсутствие предлагаемого проекта; существующие законодательные, экономические и иные условия.
4. Способы сокращения выбросов и (или) увеличения поглощения парниковых газов и финансирование: указание категории деятельности, например, переход на использование возобновляемых источников энергии, меры по энергоэффективности, увеличение лесистости, краткое описание технических аспектов и планируемых технологий; ожидаемые затраты на реализацию проекта.
5. Ожидаемое сокращение или увеличение поглощения: виды парниковых газов; предварительно оцениваемые объемы сокращений выбросов или увеличения поглощения; ожидаемый период для достижения сокращения или увеличения поглощения.
6. Риски, связанные с реализацией проекта, в том числе в отношении поиска инвесторов, реализации проекта по планируемому месту реализации, утечек выбросов, которые могут иметь место вследствие осуществления проекта за пределами его границ.
7. Календарный план выполнения проекта: текущий статус проекта, ожидаемые сроки подготовки проектной документации, начала реализации проекта, продолжительность проекта.
Приложение 2 к Правилам одобрения углеродного офсета и предоставления офсетных единиц. |
|
форма |
Проектная документация для углеродного офсета по сокращению выбросов парниковых газов
Приложение 3 к Правилам одобрения углеродного офсета и предоставления офсетных единиц. |
|
форма |
Проектная документация для углеродного офсета по увеличению поглощения парниковых газов
Приложение 4 к Правилам одобрения углеродного офсета и предоставления офсетных единиц |
|
форма |
План мониторинга углеродного офсета
1. Название проекта.
2. Общее описание плана мониторинга.
3. Описание процедур количественного определения сокращения выбросов парниковых газов или увеличения их поглощения по отношению к базовому сценарию проекта и мониторинга.
4. Данные, которые будут использованы для проведения мониторинга (расчета) сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения поглощения парниковых газов в результате реализации проекта.
Порядковый номер деятельности или установки, по которой проводится мониторинг | Вид переменных данных по деятельности, по которым ведется мониторинг | Источник данных | Единица измерения данных | Подсчитанный, измеренный или оцененный объем | Частота фиксации данных | Соотношение доли данных, подвергаемых мониторингу к общему объему соответствующих данных |
5. Описание формулы, используемой для подсчета сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения поглощения парниковых газов в результате реализации проекта (для каждого газа, источника и т.д., выбросы в тоннах эквивалента диоксида углерода).
6. Данные, используемые для мониторинга (расчета) выбросов и (или) поглощения парниковых газов по базовому сценарию
Порядковый номер деятельности или установки, по которой проводится мониторинг | Вид переменных данных по деятельности, по которым ведется мониторинг | Источник данных | Единица измерения данных | Подсчитанный, измеренный или оцененный объем | Частота фиксации данных | Соотношение доли данных, подвергаемых мониторингу к общему объему соответствующих данных |
7. Описание формулы, используемой для подсчета сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения поглощения парниковых газов по базовому сценарию (для каждого газа, источника и т.д., выбросы в тоннах эквивалента диоксида углерода).
8. Оценка утечек парниковых газов от реализации проекта в плане мониторинга, если применимо
Порядковый номер деятельности или установки, по которой проводится мониторинг | Вид переменных данных по деятельности, по которым ведется мониторинг | Источник данных | Единица измерения данных | Подсчитанный, измеренный или оцененный объем | Частота фиксации данных | Соотношение доли данных, подвергаемых мониторингу к общему объему соответствующих данных |
9. Описание формулы, используемой для подсчета утечек (для каждого газа, источника и т.д., выбросы в тоннах эквивалента диоксида углерода).
10. Описание формулы, используемой для оценки сокращения выбросов от проекта (для каждого газа, источника и т.д.; сокращение выбросов в эквиваленте тонны диоксида углерода).
11. Описание процедур контроля качества и обеспечения качества, принятых для плана мониторинга.
12. Описание системы управления и деятельности, которая используется при внедрении плана мониторинга.
Приложение 5 к Правилам одобрения углеродного офсета и предоставления офсетных единиц |
Сноска. Приложение 5 – редакции приказа Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Представляется: в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
Форма административных данных размещена на интернет-ресурсе: www.ecogeo.gov.kz.
Наименование административной формы: Отчет о реализации углеродного офсета
Отчетный период: __ год.
Индекс формы административных данных: 1-ОРУО
Периодичность: единовременная (при наличии потребности в офсетных единицах).
Круг лиц, представляющих информацию: физическое лицо, юридическое лицо или группа юридических лиц, представляющие проект углеродного офсета на рассмотрение и одобрение уполномоченному органу, заявитель проекта.
Срок представления формы административных данных: устанавливается заявителем проекта самостоятельно.
ИИН/БИН_______________________________________________________ (не заполняется в случае представления данных физическими лицами, а также в агрегированном виде)
Метод сбора: в электронном виде
№ | Наименование | Информация |
1. | Данные о заявителе проекта | |
2. | Краткое описание проекта, включая название и тип проекта, его масштабы и границы, место проведения, продолжительность периода выпуска офсетных единиц и виды выполняемых по проекту работ | |
3. | Указание отчетного периода | |
4. | Данные о выбросах парниковых газов и (или) поглощения парниковых газов, по которым проводится мониторинг в рамках проекта, с указанием общего их объема за отчетный период в эквиваленте тонны диоксида углерода | |
5. | Данные о достигнутом сокращении выбросов парниковых газов и (или) увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации проекта за отчетный период | |
6. | Сведения о верификации заявленных сокращений выбросов парниковых газов и (или) увеличения поглощения парниковых газов | |
7. | Описание базового сценария проекта | |
8. | Информация о любых существенных отклонениях при реализации проекта от одобренной проектной документации и плана мониторинга | |
9. | Описание критериев, процедур и документов, использованных в качестве основы для расчетов сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения их поглощения | |
10. | Фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись заявителя проекта | |
11. | Подтверждение верификации отчета о реализации углеродного офсета аккредитованным органом | |
11.1 | Полное наименование аккредитованного органа, осуществляющего верификацию, бизнес-идентификационный номер | |
11.2 | Номер и срок аттестата об аккредитации или дата, серия, номер свидетельства об аккредитации | |
11.3 | Юридический адрес аккредитованного органа | |
11.4 | Телефон | |
11.5 | Электронная почта | |
11.6 | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ответственного за верификацию | |
12. | Подтверждение сокращения выбросов и (или) поглощения парниковых газов в объеме: | |
12.1 | диоксида углерода, тонна | |
12.2 | общие выбросы парниковых газов в эквиваленте диоксида углерода, тонна | |
12.3 | фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись руководителя аккредитованного органа |
Наименование___________________________________________________
Адрес__________________________________________________________
Телефон________________________________________________________
Адрес электронной почты _________________________________________
Исполнитель____________________________________________________
фамилия, имя и отчество (при ее наличии) подпись
Руководитель или лицо, исполняющее его обязанности
_________________________________________________________
фамилия, имя и отчество (при ее наличии) подпись
Место для печати___________________________________________
Пояснение
по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных на безвозмездной основе Отчет о реализации углеродного офсета (индекс и периодичность формы)
Сведения для разработки отчета о реализации углеродного офсета (далее –
Приложение 5), периодичность: при наличии потребности в офсетных единицах.
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее пояснение по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных физическими, юридическими лицами или группой юридических лиц, представляющие отчет о реализации углеродного офсета.
2. Заявители проектов предоставляют данные о выбросах и достигнутом сокращении выбросов парниковых газов и (или) увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации проекта за отчетный период.
3. Показатели, подтверждающие сокращение выбросов и (или) поглощения парниковых газов заполняются в эквиваленте тонны диоксида углерода
4. Отчет подписывается заявителем проекта. Отчет представляется в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в электронном формате.
Глава 2. Пояснение по заполнению формы
5. В графе 1 указываются данные о заявителе проекта.
6. В графе 2 указываются краткое описание проекта, включая название и тип проекта, его масштабы и границы, место проведения, продолжительность периода выпуска офсетных единиц и виды выполняемых по проекту работ.
7. В графе 3 указывается отчетный период реализации углеродного офсета.
8. В графе 4 указываются данные о выбросах парниковых газов и (или) поглощения парниковых газов, по которым проводится мониторинг в рамках проекта, с указанием общего их объема за отчетный период в эквиваленте тонны диоксида углерода.
9. В графе 5 указываются данные о достигнутом сокращении выбросов парниковых газов и (или) увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации проекта за отчетный период.
10. В графе 6 указываются сведения о верификации заявленных сокращений выбросов парниковых газов и (или) увеличения поглощения парниковых газов.
11. В графе 7 описывается базовый сценарий проекта.
12. В графе 8 указывается информация о любых существенных отклонениях при реализации проекта от одобренной проектной документации и плана мониторинга.
13. В графе 9 отображаются критерии, процедуры и документы, использованные в качестве основы для расчетов сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения их поглощения.
14. В графе 10 указывается фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись заявителя проекта.
15. В графе 11 указывается информация, подтверждающая верификацию отчета о реализации углеродного офсета аккредитованным органом:
полное наименование аккредитованного органа, осуществляющего верификацию, бизнес-идентификационный номер
номер и срок аттестата об аккредитации или дата, серия, номер свидетельства об аккредитации
юридический адрес аккредитованного органа
телефон
электронная почта
фамилия, имя, отчество (при его наличии) ответственного за верификацию.
16. В графе 12 указывается информация, подтверждающая сокращение выбросов и (или) поглощения парниковых газов в следующем объеме:
диоксида углерода, тонна
общие выбросы парниковых газов в эквиваленте диоксида углерода, тонна
фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись руководителя аккредитованного органа.
Приложение 6 к Правилам одобрения углеродного офсета и предоставления офсетных единиц |
Типовой договор
на реализацию проектов углеродных офсетов
на участках государственного лесного фонда № ________
Сноска. Правила дополнены приложением 6 в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 30.09.2025 № 260 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
________________ "___" _______ 20__ г.
(населенный пункт)
__________________________________________________________________________
(наименование государственного лесовладельца в ведении которого находятся
представляемые участки государственного лесного фонда)
в лице директора учреждения _________________ (Ф.И.О), действующего на
основании Положения, именуемый в дальнейшем "Государственный
лесовладелец"_________________________________________________________________,
(наименование юридического или физического лица)
в лице руководителя (директора) ___________________________ (Ф.И.О), действующего на
основании Устава, именуемый в дальнейшем "Заявитель проекта", совместно именуемые
"Стороны", заключили настоящий Договор о нижеследующем.
1. Предмет договора
1. Государственный лесовладелец предоставляет земли государственного лесного фонда заявителю проекта на основании положительного решения уполномоченного органа на реализацию проекта углеродных офсетов на участках государственного лесного фонда, на срок до _____ лет, в границах и на площади указанного в концепции проекта.
2. Заявитель проекта осуществляет деятельность в пределах объемов (размеров), указанных в концепции проекта (проектная идея), проектной документации и плана мониторинга.
3. Ежегодный размер платы на реализацию проекта, включает в себя осуществление мероприятий по охране и защите лесных насаждений, проведение противопожарных и санитарных мероприятий, а также других мероприятия, направленные на сохранения лесных насаждений.
4. Заявитель проекта осуществляет оплату в соответствии с расчетами Государственного лесовладельца, направленных на охрану, защиту, воспроизводство и лесоразведение согласно типовым нормам выработки.
5. После подписания настоящего Договора, Заявитель проекта перечисляет средства на реализацию проекта Государственному лесовладельцу в сроки, установленные сторонами.
2. Права и обязанности сторон
Права и обязанности Государственного лесовладельца:
6. Осуществлять реализацию проекта углеродных офсетов на участках государственного лесного фонда, в соответствии с Правилами воспроизводства лесов и лесоразведения и контроля за их качеством и законодательными актами в области лесного хозяйства.
7. В рамках настоящего договора Государственный лесовладелец:
7.1 обеспечивает охрану и защиту лесных насаждений созданных в соответствии с проектом углеродных офсетов за счет средств заявителя;
7.2. может быть привлечен как исполнитель по посадке и проведению уходных работ по согласованию сторон за счет средств заявителя.
8. Приостанавливать и ограничивать право деятельности на территории государственного лесного фонда в случае:
8.1. нарушения требований лесного и природоохранного законодательства;
8.2. использования территории государственного лесного фонда не предусмотренным с целевым назначением согласно Договора;
8.3. не внесения или несовременного внесения оплаты для проведения работ по реализации проекта;
8.4. нарушения требований настоящего Договора.
Права и обязанности заявителя проекта:
9. Реализовывать проекты углеродных офсетов на участках государственного лесного фонда, согласно требованиям, установленным настоящими Правилами.
10. Запрашивать у Государственного лесовладельца разъяснения относительно проведения работ по посадке в рамках условий Договора и действующих нормативно-правовых актов в области лесного хозяйства.
11. Запрашивать сведения об обеспечении исполнения требований нормативно-правовых актов в местах проведения посадки в целях исключения нарушений лесного и природоохранного законодательства.
12. Соблюдать условия настоящего Договора.
13. Осуществлять оплату согласно пункту 5 Договора.
14. Не допускать нанесение вреда государственному лесного фонду, животному миру и местному населению.
15. Заявитель самостоятельно осуществляет покупку и организацию поставки посадочного материала, проводит полевые работы с привлечением работников Государственного лесовладельца.
16. Заявитель проекта обязуется обеспечить дополнительность реализуемого проекта углеродного офсета. Дополнительность считается доказанной, если проект не является обязательным в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, не финансировался ранее за счет государственных программ, а также если имеются расчеты, подтверждающие объем поглощения запаса углерода. Для подтверждения дополнительности Заявитель проекта предоставляет анализ базового сценария.
17. Заявитель проекта обязуется обеспечить высокое качество реализации проекта. Качество проекта подтверждается разработкой проектной документации в соответствии с настоящими Правилами, а также реализацией механизмов предотвращения утраты накопленного углерода (например, в результате пожаров, незаконные рубки или иных рисков). Участки, включенные в проект, не должны использоваться для иных целей, препятствующих долговременному и устойчивому поглощению углерода.
3. Ответственность сторон
18. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Договору, Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и настоящим Договором.
4. Форс-мажор
19. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), таких как стихийные бедствия, войны, забастовки и другие обстоятельства, находящиеся вне контроля сторон.
5. Порядок рассмотрения споров
20. Все споры и разногласия, возникшие в связи с исполнением настоящего Договора, разрешаются путем переговоров и заключения дополнительного соглашения. При несогласии сторон споры подлежат рассмотрению в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Прочие условия
21. Все изменения и дополнения к настоящему договору действительны только в случае, если они оформлены в письменной форме и подписаны обеими сторонами.
22. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, имеющих равную юридическую силу.
7. Действия договора
23. Настоящий Договор вступает силу со дня его подписания и действует на срок установленном пунктом 1 настоящего Договора.
8. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон
Государственный лесовладелец |
Заявитель проекта |