Примечание ИЗПИ!
Преамбула предусмотрена в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 10.08.2022 № 21 (вводится в действие с 11.09.2022).
В соответствии с пунктом 1 статьи 54-1 Закона Республики Казахстан "О правоохранительной службе" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила и методику проведения ежегодного социологического мониторинга состояния морально-психологического климата в подразделениях органов гражданской защиты Республики Казахстан.
2. Управлению медико-психологической службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечению десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан |
Ю. Ильин |
Утверждены приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан |
|
от 5 октября 2021 года № 498 |
Правила и методика проведения ежегодного социологического мониторинга состояния морально-психологического климата в подразделениях органов гражданской защиты
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила и методика проведения ежегодного социологического мониторинга состояния морально-психологического климата в подразделениях органов гражданской защиты (далее - Правила) определяют порядок и методику проведения ежегодного социологического мониторинга морально-психологического климата в подразделениях системы органов гражданской защиты.
Действия настоящих Правил распространяются в отношении сотрудников, которым присвоено специальное звание "гражданской защиты".
2. Основные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах:
1) стиль руководства ‒ индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций;
2) профессиональная деятельность ‒ род труда, следствие его дифференциации. Успех профессиональной деятельности предполагает владение ее операционной, организаторской, психологической и нравственной сторонами, а также обобщенными профессиональными знаниями и готовностью к реализации оптимальных способов выполнения трудовых заданий;
3) морально-психологический климат в подразделениях органов гражданской защиты ‒ психологический настрой, характеризующийся правильным пониманием задач, стоящих перед органами гражданской защиты;
4) социологический мониторинг состояния морально-психологического климата в подразделениях органов гражданской защиты (далее - мониторинг) – системное изучение социальных процессов и явлений, направленных на получение информации о состоянии морально-психологического климата в органах гражданской защиты;
5) методика проведения мониторинга – совокупность различных методов исследования, порядка получения, применения и интерпретации полученных данных;
6) анкетирование ‒ метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондентов используется специально оформленный список вопросов ‒ анкета;
3. Мониторинг проводится в следующих целях:
1) выявления проблемных подразделений, определения структуры отношений;
2) разработки мероприятий по улучшению психологической атмосферы;
3) повышения мотивации труда сотрудников, организации служебной деятельности, оптимизации процесса управления, повышения сплоченности подразделений;
4) повышения эффективности деятельности сотрудников;
5) эффективного использования профессионального и управленческого опыта сотрудников.
Глава 2. Порядок и методика проведения мониторинга
4. Мониторинг проводится ежегодно психологами подразделений в четвертом квартале календарного года, в первой половине дня, на добровольной основе, конфиденциально, с предварительным разъяснением, опрашиваемым лицам целей и анонимности исследования, на государственном либо на русском языках по желанию сотрудника.
5. Длительность опроса составляет от двадцати до шестидесяти минут. Для объективной оценки результатов исследования необходимо участие не менее 70% от фактической численности сотрудников.
6. Ежегодный социологический мониторинг состояния морально-психологического климата в подразделениях гражданской защиты проводится путем:
1) стандартизированные тесты ‒ психологические тесты с четко определенными вопросами с инструкцией проведения и обработки результатов;
2) анкета – набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей мониторинга;
3) беседа ‒ психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении диалога с целью получения сведений.
7. Мониторинг проводятся с использованием автоматизированной информационной системы или на бумажных носителях.
8. В случае анкетирования либо тестирования на бумажных носителях, заполненную анкету сотрудник собственноручно помещает в опечатанный контейнер (урну).
9. Проведение мониторинга включает следующие этапы:
1) подготовительный ‒ организация, выбор методик для исследования;
2) основной ‒ проведение инструктажа для личного состава;
3) заключительный ‒ анализ и обобщение, обработка полученных данных, выводы о состоянии морального-психологического климата и рекомендации.
10. Проведение социологического мониторинга (время и место) согласовывается с руководителем подразделения.
11. Интерпретация результатов мониторинга основывается на субъективном мнении и отношении сотрудника к окружающей его на службе обстановке:
1) организация и условия труда;
2) профессиональный и должностной рост;
3) удовлетворенность трудовой деятельностью;
4) отношения с руководством (к стилю руководства);
5) отношения с коллегами;
6) психологический климат.
12. По результатам мониторинга определяются показатели благоприятного и неблагоприятного климата.
13. Показатели благоприятного климата:
1) высокий и выше среднего уровни удовлетворенности профессиональной деятельностью;
2) высокая и выше среднего степень согласованности мнений;
3) благоприятные взаимоотношения руководителей и подчиненных.
14. Показатели неблагоприятного климата:
1) текучесть кадров, связанная с изменением мотивации профессиональной деятельности сотрудников, профессиональным выгоранием, с ухудшением профессионального здоровья, низкой оценкой удовлетворенности профессиональной деятельностью, отсутствием перспектив в работе, тяжелыми условиями труда, низким уровнем заработной платы, ухудшением социальной защищенности;
2) низкая эффективность служебной деятельности коллектива, низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников, авторитарный стиль руководства коллективом, низкий уровень исполнительской дисциплины;
3) конфликты между сотрудниками.
15. Процедуру проведения и выводы (результаты) социологического мониторинга состояния морально-психологического климата обеспечивает психолог подразделения.
16. По результатам мониторинга, в случае недостаточной выборки либо вынесения вывода "неблагоприятный морально-психологический климат", проводится через шесть месяцев повторный мониторинг.
17. Обобщенная информация в виде справки психолог предоставляет начальнику подразделения.
18. Начальник подразделения предоставляет информацию о результатах проведения мониторинга в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.