Об утверждении Правил организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 26 августа 2021 года № 419. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 августа 2021 года № 24141

Действующий

      В соответствии с подпунктом 8) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан "Об образовании", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      2. Департаменту кадровой политики Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
Ю. Ильин

  Утверждены приказом
Министра по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
от 26 августа 2021 года № 419

Правила организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 8) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании").

      2. Правила определяют порядок организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – специальное учебное заведение МЧС).

      3. В Правилах применяются следующие термины и определения:

      1) автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы, искусства;

      2) авторский коллектив – группа физических лиц, выступающая в качестве соавторов;

      3) разработчик – юридическое лицо, творческим трудом которого созданы учебник, учебно-методический комплекс и учебно-методическое пособие;

      4) апробация учебных изданий и учебно-методических комплексов – внедрение и комплексное изучение практики использования учебных изданий и учебно-методических комплексов в учебном процессе в специальном учебном заведении МЧС;

      5) мониторинг учебных изданий и учебно-методических комплексов – сбор, хранение, обработка и распространение информации по результатам внедрения учебных изданий и учебно-методических комплексов в учебный процесс специального учебного заведения МЧС;

      6) учебное издание – издание, предназначенное для использования в учебном процессе по конкретной образовательной (учебной) программе;

      7) учебно-методический комплекс – совокупность единичных учебных и методических материалов, направленных на обеспечение освоения обучающимися содержания учебных предметов (дисциплин).

Глава 2. Порядок подготовки учебных изданий и учебно-методических комплексов

      4. Подготовка учебных изданий и учебно-методических комплексов осуществляется автором (авторским коллективом, разработчиком) в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом высшего и послевузовского образования, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17669) (далее – ГОСО), типовыми учебными планами и типовыми учебными программами по учебному предмету (дисциплине) в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании" (далее – Типовые учебные планы и программы).

      5. Автор (авторский коллектив, разработчик) осуществляет подготовку учебных изданий и учебно-методических комплексов с учетом следующих требований:

      1) включение наиболее актуальных знаний по учебному предмету (дисциплине);

      2) достоверность представленного учебного и методического материала;

      3) учет контингента обучающихся (по образовательной программе);

      4) профессиональная, практическая направленность содержания учебного материала.

      6. В состав авторского коллектива учебных изданий и учебно-методических комплексов входят ученые, научные сотрудники, преподаватели, преподаватели-методисты по профилю учебного издания, сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – МЧС).

      7. Подготовка учебно-методических комплексов осуществляется на соответствующих кафедрах (циклах).

      8. Учебно-методические комплексы на кафедре (цикла) разрабатываются до начала учебного года.

      9. Подготовленные и доработанные в соответствии с замечаниями (при наличии) рецензента, автором (авторским коллективом, разработчиком), рукопись и полученные рецензии обсуждаются на заседании кафедры (цикла, факультета, института) специального учебного заведения МЧС.

      10. По результатам рассмотрения проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов на заседании кафедры (цикла, факультета, института) в течение трех рабочих дней принимается одно из следующих решений:

      рекомендовать учебное издание или учебно-методический комплекс для обсуждения и одобрения на учебно-методическом (ученом) совете;

      не рекомендовать учебное издание или учебно-методический комплекс для обсуждения и одобрения на учебно-методическом (ученом) совете.

      Критериями для принятия решения на заседании кафедры (цикла, факультета, института) при отборе проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов являются:

      отсутствие грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок;

      наличие не менее двух тематических рецензий:

      1) внутренняя (от лица, имеющего ученую степень согласно специфике издания);

      2) внешняя (от специалиста органа гражданской защиты с опытом работы не менее 10 лет по специфике или тематике издания).

      11. Решение заседания кафедры (цикла, факультета, института) о направлении проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов на обсуждение на учебно-методическом (ученом) совете учебного заведения принимается членами кафедры (цикла, факультета, института), участвовавших в заседании, на основе открытого голосования большинством голосов. Решение по итогам заседания кафедры (цикла, факультета, института) считается правомочным, если в нем приняло участие не менее 2/3 членов кафедры (цикла, факультета, института). При равенстве голосов, голос начальника кафедры (цикла, факультета, института) является решающим.

      12. Кафедры (циклы) дополняют учебно-методический комплекс методическими документами, отражающих особенности преподавания дисциплины, оптимизирующими учебный процесс.

      13. При принятии кафедрой (циклом) решения о рекомендации проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов автор(ы) направляют их на учебно-методический (ученый) совет для рассмотрения. Учебно-методический (ученый) совет до заседания проводит экспертизу проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов. По результатам рассмотрения учебно-методический (ученый) совет в течение одного месяца рекомендует или отказывает в издании и использовании в учебном процессе проекты учебных изданий или учебно-методических комплексов.

      Критериями для принятия решения на заседании учебно-методического (ученого) совета при отборе проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов являются:

      наличие положительного решения заседания кафедры;

      положительное экспертное заключение;

      соответствие проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов образовательным программам.

      14. При принятии учебно-методическим (ученым) советом решения о печати, учебное издание передается в отдел (подразделение) по организации редакционно-издательской работы для редактирования и верстки. После редакторской работы учебное издание передается в типографию для тиражирования.

Глава 3. Порядок экспертизы учебных изданий и учебно-методических комплексов

      15. Экспертиза учебных изданий и учебно-методических комплексов осуществляется в целях оценки соответствия содержания требованиям ГОСО, типовым учебным планам и программам, научным исследованиям, целям обучения, развития обучающихся, современным требованиям психолого-педагогической науки.

      16. Экспертиза учебных изданий проводится экспертами, назначаемыми учебно-методическим (ученым) советом из числа профессорско-преподавательского состава, имеющих ученую степень, степень PhD или доктора по профилю и являющихся специалистами в той сфере, в которой подготовлено учебное издание.

      17. На основании заключения экспертов (по соблюдению режима секретности и соответствия учебным дисциплинам) учебно-методический (ученый) совет рекомендует или отказывает учебное издание к изданию и использованию в учебном процессе.

      18. Автор (авторский коллектив или разработчик) направляет в учебно-методический (ученый) совет рапорт (заявку) о рассмотрении и одобрении учебного издания, где указывается автор (авторский коллектив, разработчик) в соответствии с его титульным листом, название, язык издания, год.

      К рапорту (заявке) прилагаются:

      1) выписка из протокола заседания кафедры (цикла);

      2) сведения об авторе (авторском коллективе, разработчике);

      3) рукопись в распечатанном и электронном варианте;

      4) пояснительная записка к учебному изданию;

      5) две рецензии – внутренняя и внешняя;

      6) инструкция по установке и руководство для пользователя в свободной форме (для электронных учебных изданий);

      7) справка о результатах проверки учебного издания или учебно-методического комплекса на предмет наличия в них заимствований (плагиата) без ссылки на автора.

      Допустимый уровень заимствований (плагиата) для учебного издания или учебно-методического комплекса принимается решением ученого совета специального учебного заведения МЧС.

      Пояснительная записка к вновь подготовленным учебным изданиям содержит основные концептуальные идеи издания, актуальность разработки, реализацию требований ГОСО, типовой учебной программы, для переиздаваемых учебных изданий – внесенные автором (авторским коллективом, разработчиком) дополнения и изменения.

      19. Экспертиза одного учебного издания и учебно-методического комплекса организуется и проводится до шестидесяти календарных дней.

      20. В экспертном заключении указываются одно из следующих решений:

      1) рекомендуется к изданию и использованию в учебном процессе;

      2) не рекомендуется к изданию.

      21. При несогласии автора (авторского коллектива, разработчика) с результатами экспертизы проводится дополнительная экспертиза проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов, производство которой поручается другим экспертам в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил.

      22. Учебное издание, не рекомендованное к изданию и использованию в учебном процессе, автор (авторский коллектив, разработчик) представляет на повторную экспертизу после доработки и устранения замечаний.

      23. Срок проведения повторной и дополнительной экспертиз составляет 30 календарных дней. Повторно отклоненное учебное издание не принимается на экспертизу в течение года. Повторная и дополнительная экспертизы проводятся в порядке, предусмотренном пунктами 13, 16 настоящих Правил.

      24. Экспертиза учебно-методических комплексов проводится на совместных методических заседаниях кафедр.

Глава 4. Порядок апробации учебных изданий

      25. Апробация вновь разработанных учебных изданий проводится в течение одного учебного года.

      26. Апробация проводится с целью последующего внедрения учебного издания в учебный процесс, что отражается в соответствующем акте внедрения.

      27. По истечении одного учебного года после проведения апробации оформляется акт внедрения учебного издания в учебный процесс.

Глава 5. Порядок издания учебных изданий

      28. Издание учебных изданий осуществляется на основании положительного экспертного заключения и рекомендации учебно-методического (ученого) совета за счет средств специального учебного заведения МЧС или автора (авторского коллектива, разработчика).

      29. Для издания в типографии специального учебного заведения МЧС учебное издание включается в ежегодный тематический план издания, формируемый подразделением по организации редакционно-издательской работы.

      30. Автором (авторским коллективом, разработчиком) осуществляется исправленное, дополненное, переработанное, пересмотренное, переводное переиздание.

Глава 5. Порядок мониторинга издания учебных изданий и учебно-методических комплексов

      31. Мониторинг учебных изданий всех уровней образования проводится учебно-методическим подразделением (центром, отделом) с целью:

      1) улучшения качества учебных изданий и учебно-методических комплексов;

      2) анализа обеспеченности учебного процесса и уровня внедрения учебной литературой в учебный процесс специального учебного заведения МЧС.

      32. Мониторинг учебно-методических комплексов проводится кафедрой (циклом) и учебно-методическим подразделением (центром, отделом) с целью улучшения его качества и эффективности использования в учебном процессе.