В соответствии с подпунктом 8) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан "Об образовании", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
2. Департаменту кадровой политики Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан |
Ю. Ильин |
Утверждены приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 26 августа 2021 года № 419 |
Правила организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 8) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании").
2. Правила определяют порядок организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – специальное учебное заведение МЧС).
3. В Правилах применяются следующие термины и определения:
1) автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы, искусства;
2) авторский коллектив – группа физических лиц, выступающая в качестве соавторов;
3) разработчик – юридическое лицо, творческим трудом которого созданы учебник, учебно-методический комплекс и учебно-методическое пособие;
4) апробация учебных изданий и учебно-методических комплексов – внедрение и комплексное изучение практики использования учебных изданий и учебно-методических комплексов в учебном процессе в специальном учебном заведении МЧС;
5) мониторинг учебных изданий и учебно-методических комплексов – сбор, хранение, обработка и распространение информации по результатам внедрения учебных изданий и учебно-методических комплексов в учебный процесс специального учебного заведения МЧС;
6) учебное издание – издание, предназначенное для использования в учебном процессе по конкретной образовательной (учебной) программе;
7) учебно-методический комплекс – совокупность единичных учебных и методических материалов, направленных на обеспечение освоения обучающимися содержания учебных предметов (дисциплин).
Глава 2. Порядок подготовки учебных изданий и учебно-методических комплексов
4. Подготовка учебных изданий и учебно-методических комплексов осуществляется автором (авторским коллективом, разработчиком) в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом высшего и послевузовского образования, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17669) (далее – ГОСО), типовыми учебными планами и типовыми учебными программами по учебному предмету (дисциплине) в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании" (далее – Типовые учебные планы и программы).
5. Автор (авторский коллектив, разработчик) осуществляет подготовку учебных изданий и учебно-методических комплексов с учетом следующих требований:
1) включение наиболее актуальных знаний по учебному предмету (дисциплине);
2) достоверность представленного учебного и методического материала;
3) учет контингента обучающихся (по образовательной программе);
4) профессиональная, практическая направленность содержания учебного материала.
6. В состав авторского коллектива учебных изданий и учебно-методических комплексов входят ученые, научные сотрудники, преподаватели, преподаватели-методисты по профилю учебного издания, сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – МЧС).
7. Подготовка учебно-методических комплексов осуществляется на соответствующих кафедрах (циклах).
8. Учебно-методические комплексы на кафедре (цикла) разрабатываются до начала учебного года.
9. Подготовленные и доработанные в соответствии с замечаниями (при наличии) рецензента, автором (авторским коллективом, разработчиком), рукопись и полученные рецензии обсуждаются на заседании кафедры (цикла, факультета, института) специального учебного заведения МЧС.
10. По результатам рассмотрения проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов на заседании кафедры (цикла, факультета, института) в течение трех рабочих дней принимается одно из следующих решений:
рекомендовать учебное издание или учебно-методический комплекс для обсуждения и одобрения на учебно-методическом (ученом) совете;
не рекомендовать учебное издание или учебно-методический комплекс для обсуждения и одобрения на учебно-методическом (ученом) совете.
Критериями для принятия решения на заседании кафедры (цикла, факультета, института) при отборе проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов являются:
отсутствие грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок;
наличие не менее двух тематических рецензий:
1) внутренняя (от лица, имеющего ученую степень согласно специфике издания);
2) внешняя (от специалиста органа гражданской защиты с опытом работы не менее 10 лет по специфике или тематике издания).
11. Решение заседания кафедры (цикла, факультета, института) о направлении проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов на обсуждение на учебно-методическом (ученом) совете учебного заведения принимается членами кафедры (цикла, факультета, института), участвовавших в заседании, на основе открытого голосования большинством голосов. Решение по итогам заседания кафедры (цикла, факультета, института) считается правомочным, если в нем приняло участие не менее 2/3 членов кафедры (цикла, факультета, института). При равенстве голосов, голос начальника кафедры (цикла, факультета, института) является решающим.
12. Кафедры (циклы) дополняют учебно-методический комплекс методическими документами, отражающих особенности преподавания дисциплины, оптимизирующими учебный процесс.
13. При принятии кафедрой (циклом) решения о рекомендации проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов автор(ы) направляют их на учебно-методический (ученый) совет для рассмотрения. Учебно-методический (ученый) совет до заседания проводит экспертизу проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов. По результатам рассмотрения учебно-методический (ученый) совет в течение одного месяца рекомендует или отказывает в издании и использовании в учебном процессе проекты учебных изданий или учебно-методических комплексов.
Критериями для принятия решения на заседании учебно-методического (ученого) совета при отборе проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов являются:
наличие положительного решения заседания кафедры;
положительное экспертное заключение;
соответствие проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов образовательным программам.
14. При принятии учебно-методическим (ученым) советом решения о печати, учебное издание передается в отдел (подразделение) по организации редакционно-издательской работы для редактирования и верстки. После редакторской работы учебное издание передается в типографию для тиражирования.
Глава 3. Порядок экспертизы учебных изданий и учебно-методических комплексов
15. Экспертиза учебных изданий и учебно-методических комплексов осуществляется в целях оценки соответствия содержания требованиям ГОСО, типовым учебным планам и программам, научным исследованиям, целям обучения, развития обучающихся, современным требованиям психолого-педагогической науки.
16. Экспертиза учебных изданий проводится экспертами, назначаемыми учебно-методическим (ученым) советом из числа профессорско-преподавательского состава, имеющих ученую степень, степень PhD или доктора по профилю и являющихся специалистами в той сфере, в которой подготовлено учебное издание.
17. На основании заключения экспертов (по соблюдению режима секретности и соответствия учебным дисциплинам) учебно-методический (ученый) совет рекомендует или отказывает учебное издание к изданию и использованию в учебном процессе.
18. Автор (авторский коллектив или разработчик) направляет в учебно-методический (ученый) совет рапорт (заявку) о рассмотрении и одобрении учебного издания, где указывается автор (авторский коллектив, разработчик) в соответствии с его титульным листом, название, язык издания, год.
К рапорту (заявке) прилагаются:
1) выписка из протокола заседания кафедры (цикла);
2) сведения об авторе (авторском коллективе, разработчике);
3) рукопись в распечатанном и электронном варианте;
4) пояснительная записка к учебному изданию;
5) две рецензии – внутренняя и внешняя;
6) инструкция по установке и руководство для пользователя в свободной форме (для электронных учебных изданий);
7) справка о результатах проверки учебного издания или учебно-методического комплекса на предмет наличия в них заимствований (плагиата) без ссылки на автора.
Допустимый уровень заимствований (плагиата) для учебного издания или учебно-методического комплекса принимается решением ученого совета специального учебного заведения МЧС.
Пояснительная записка к вновь подготовленным учебным изданиям содержит основные концептуальные идеи издания, актуальность разработки, реализацию требований ГОСО, типовой учебной программы, для переиздаваемых учебных изданий – внесенные автором (авторским коллективом, разработчиком) дополнения и изменения.
19. Экспертиза одного учебного издания и учебно-методического комплекса организуется и проводится до шестидесяти календарных дней.
20. В экспертном заключении указываются одно из следующих решений:
1) рекомендуется к изданию и использованию в учебном процессе;
2) не рекомендуется к изданию.
21. При несогласии автора (авторского коллектива, разработчика) с результатами экспертизы проводится дополнительная экспертиза проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов, производство которой поручается другим экспертам в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил.
22. Учебное издание, не рекомендованное к изданию и использованию в учебном процессе, автор (авторский коллектив, разработчик) представляет на повторную экспертизу после доработки и устранения замечаний.
23. Срок проведения повторной и дополнительной экспертиз составляет 30 календарных дней. Повторно отклоненное учебное издание не принимается на экспертизу в течение года. Повторная и дополнительная экспертизы проводятся в порядке, предусмотренном пунктами 13, 16 настоящих Правил.
24. Экспертиза учебно-методических комплексов проводится на совместных методических заседаниях кафедр.
Глава 4. Порядок апробации учебных изданий
25. Апробация вновь разработанных учебных изданий проводится в течение одного учебного года.
26. Апробация проводится с целью последующего внедрения учебного издания в учебный процесс, что отражается в соответствующем акте внедрения.
27. По истечении одного учебного года после проведения апробации оформляется акт внедрения учебного издания в учебный процесс.
Глава 5. Порядок издания учебных изданий
28. Издание учебных изданий осуществляется на основании положительного экспертного заключения и рекомендации учебно-методического (ученого) совета за счет средств специального учебного заведения МЧС или автора (авторского коллектива, разработчика).
29. Для издания в типографии специального учебного заведения МЧС учебное издание включается в ежегодный тематический план издания, формируемый подразделением по организации редакционно-издательской работы.
30. Автором (авторским коллективом, разработчиком) осуществляется исправленное, дополненное, переработанное, пересмотренное, переводное переиздание.
Глава 5. Порядок мониторинга издания учебных изданий и учебно-методических комплексов
31. Мониторинг учебных изданий всех уровней образования проводится учебно-методическим подразделением (центром, отделом) с целью:
1) улучшения качества учебных изданий и учебно-методических комплексов;
2) анализа обеспеченности учебного процесса и уровня внедрения учебной литературой в учебный процесс специального учебного заведения МЧС.
32. Мониторинг учебно-методических комплексов проводится кафедрой (циклом) и учебно-методическим подразделением (центром, отделом) с целью улучшения его качества и эффективности использования в учебном процессе.