Настоящий приказ вводится в действие с 6 июля 2021 года.
В соответствии с подпунктом 9-2) статьи 7 Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Типовые правила проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций.
2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра финансов Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие с 6 июля 2021 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр финансов Республики Казахстан |
Е. Жамаубаев |
Утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 июня 2021 года № 574 |
Типовые правила проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций
Глава 1. Общие положения
1. Типовые правила проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций (далее – Типовые правила), разработаны в соответствии с подпунктом 9-2) статьи 7 Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности" и определяют порядок проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций.
2. В настоящих Типовых правилах используются следующие понятия:
1) контролер – лицо, назначаемое комитетом по контролю качества и (или) исполнительным органом управления профессиональной организации из числа аудиторов, имеющее профессиональный опыт в области проведения обязательного аудита, для проведения внешнего контроля качества;
2) объекты внешнего контроля качества профессионального совета – аудиторские организации, которые проводят аудит эмитентов, ценные бумаги которых включены или планируются к включению в официальный список фондовых бирж, функционирующих на территории Республики Казахстан, а также финансовых организаций (за исключением юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой, и юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей), национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, недропользователей (кроме добывающих общераспространенные полезные ископаемые);
3) внешний контроль качества – контроль качества за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований Международных стандартов аудита, Кодекса этики и законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности и осуществляется на основе риск-ориентированного подхода, осуществляемый комитетом по контролю качества в отношении объектов внешнего контроля качества профессионального совета и (или) профессиональными организациями в отношении аудиторских организаций, которые не являются объектами внешнего контроля качества профессионального совета.
3. Внешний контроль качества делится на следующие виды:
1) плановый;
2) внеплановый.
4. Внеплановый внешний контроль качества проводится:
1) в случае получения профессиональным советом или профессиональной организацией обращения на действия (бездействие) аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций;
2) в случае несогласия с результатами работы аудиторов и (или) аудиторских организаций;
3) по инициативе объектов внешнего контроля качества профессионального совета;
4) по инициативе уполномоченного органа согласно поступившим обращениям, связанным с деятельностью аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций.
Решение о проведении внепланового внешнего контроля качества по обращению на действия (бездействие) аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций выносится в течение 2 (двух) рабочих дней после рассмотрения фактических данных, изложенных в обращении.
5. Сроки проведения планового и (или) внепланового внешнего контроля качества по каждой аудиторской организации определяются комитетом по контролю качества и (или) соответствующей профессиональной организацией в соответствии с утвержденным внутренним планом. При этом сроки проведения внешнего контроля качества комитетом по контролю качества и профессиональной организации не превышают более 10 (десяти) рабочих дней, а для определения оценки по результатам внешнего контроля качества – не более 2 (двух) месяцев. В случае запроса уполномоченного органа сроки проведения внешнего контроля качества не превышают более 7 (семи) рабочих дней, а для определения оценки по результатам внешнего контроля качества – не более 15 (пятнадцати) рабочих дней.
Глава 2. Типовые правила проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций
6. Порядок проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций включает:
1) вопросы по организации процедуры внешнего контроля качества;
2) основания отвода (самоотвода) контролера либо других лиц, участвующих в процедуре внешнего контроля качества;
3) программу и этапы проведения внешнего контроля качества;
4) перечень документов аудиторской организации, подлежащих внешнему контролю качества, который включает учредительные и правоустанавливающие документы, лицензии, квалификационные свидетельства аудиторов, документы по повышению квалификации аудиторов, документы по кадровому составу, внутрифирменные документы по контролю качества аудита, рабочую документацию по выполненным аудиторским заданиям;
5) критерии отбора проектов по аудиту, подвергающихся внешнему контролю качества, а также отбора контролеров, исключающие конфликт интересов (обеспечение независимости);
6) достаточности ресурсов, направленных аудиторской организацией на выполнение договора оказания аудиторских услуг;
7) вопросы проверки системы внутреннего контроля качества аудиторской организации, соблюдения требований Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", приказа Министра финансов Республики Казахстан от 28 сентября 2020 года № 926 "Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для не финансового сектора" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21300), а также соблюдения требований законодательства об аудиторской деятельности;
8) вопросы внешнего контроля качества отдельных аудиторских заданий;
9) меры по обеспечению защиты информации, доступ к которой получен комитетом по контролю качества и профессиональной организацией в ходе проведения внешнего контроля качества;
10) отчетность контролеров и оформление результатов прохождения аудиторской организацией внешнего контроля качества;
11) меры по реализации аудиторской организацией результатов прохождения внешнего контроля качества.
7. В целях обеспечения защиты интересов аудиторских организаций и их клиентов порядок проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций включает:
1) направление аудиторской организацией письменного уведомления своим клиентам не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до проведения контроля качества о том, что у нее будет проведен контроль качества, в случае обращения уполномоченного органа для проведения внепланового контроля качества направление письменного уведомления своим клиентам не менее чем за 5 (пять) календарных дней;
2) представление аудиторской организацией в профессиональную организацию письменных мотивированных возражений по сроку проведения внешнего контроля качества работы, кандидатурам контролеров;
3) получение аудиторской организацией в течение 10 (десяти) рабочих дней после завершения внешнего контроля качества предварительного заключения комитета по контролю качества и (или) профессиональной организации о результатах проверки;
4) представление аудиторской организацией письменных комментариев к выявленным недостаткам по предварительному заключению о результатах проверки;
5) получение аудиторской организацией в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после завершения внешнего контроля качества заключения комитета по контролю качества и (или) профессиональной организации о результатах проверки;
6) обжалование аудиторской организацией заключения комитета по контролю качества и (или) профессиональной организации в судебном порядке либо в апелляционной комиссии профессионального совета по аудиторской деятельности;
7) создание аудиторской организацией условий контролерам для своевременного и полного проведения внешнего контроля качества услуг по аудиту;
8) назначение аудиторской организацией на время проведения внешнего контроля качества ответственного сотрудника аудиторской организации (аудитора), в целях оказания контролерам комитета по контролю качества и профессиональной организации всестороннего содействия в своевременном предоставлении в полном объеме необходимой документации и информации (для аудитора – присутствовать во время проведения внешнего контроля качества);
9) представление аудиторской организацией в полном объеме документации и информации, необходимых для осуществления внешнего контроля качества работы, в случае необходимости представления по устным и письменным запросам контролеров комитета по контролю качества и профессиональной организации исчерпывающих пояснений и комментариев;
10) предоставление аудиторской организацией в комитет по контролю качества и (или) профессиональную организацию плана мероприятий по устранению недостатков, а также отчетов по его исполнению в случае получения аудиторской организацией по результатам проведенного внешнего контроля качества оценки меньше чем "4" в течение 2 (двух) месяцев.
8. По результатам проведенного внешнего контроля качества в порядке проведения внешнего контроля качества предусматриваются критерии оценки качества услуг по аудиту аудиторской организации и цифровой эквивалент оценки, которые определяются по формулировке оценки, согласно приложению к Правилам.
9. Оценка аудиторской организации, определенная в результате проведенного внешнего контроля качества, размещается на сайте профессионального совета и профессиональной организации.
10. По результатам проведенного внешнего контроля качества неоднократное (два раза) получение аудиторскими организациями оценки "2" является основанием исключения аудиторской организации из профессиональной организации с уведомлением уполномоченного органа.
11. По результатам проведенного внешнего контроля качества неоднократное (два раза) получение аудиторскими организациями оценки "3" является основанием для обращения комитетом по контролю качества и (или) профессиональной организацией в соответствующий комитет профессионального совета или профессиональной организации с заявлением о привлечении к дисциплинарной ответственности аудиторской организации.
12. В порядке проведения внешнего контроля качества предусматриваются вопросы проведения предварительной проверки комитетом по контролю качества и (или) профессиональной организации документов аудиторской организации, подавшей заявление о вступлении в профессиональную организацию, в случае исключения ее ранее из данной или другой профессиональной организации за допущенные нарушения Международных стандартов аудита и Кодекса этики по итогам внешнего контроля качества.
Глава 3. Критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций
13. Для проведения проверки аудиторских и профессиональных организаций, учитывается наличие одного из следующих критериев:
1) результаты предыдущих проверок внешнего контроля качества;
2) результаты проверок уполномоченного органа и (или) профессионального совета;
3) несоблюдение Кодекса этики;
4) наличие обращений (жалоб);
5) имеется информация, полученная из государственных органов и (или) других источников, о нарушениях требований Международных стандартов аудита, Кодекса этики и законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности.
Приложение к Типовым правилам проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций |
№ п/п | Формулировка оценки | Оценка |
1. | Деятельность аудиторской организации достаточна для обеспечения качества аудита на должном уровне и направлена на соблюдение требований Международных стандартов аудита и Кодекса этики | 5 |
2. | Аудиторская организация во всех существенных аспектах соблюдает требования Международных стандартов аудита и Кодекса этики | 4 |
3. | Аудиторской организации, в связи с наличием выявленных недостатков, необходимо провести серьезные организационные реформы для обеспечения качества аудиторских услуг. Выявленные недостатки позволяют говорить о неполном соблюдении требований Международных стандартов аудита и Кодекса этики | 3 |
4. | Аудиторская организация нарушила требования Международных стандартов аудита и Кодекса этики | 2 |