Об утверждении Типовых правил проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критериев проверок аудиторских и профессиональных организаций

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 16 июня 2021 года № 574. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 июня 2021 года № 23080.

Действующий

      Настоящий приказ вводится в действие с 6 июля 2021 года.

      В соответствии с подпунктом 9-2) статьи 7 Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Типовые правила проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций.

      2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра финансов Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие с 6 июля 2021 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр финансов
Республики Казахстан
Е. Жамаубаев

  Утверждены приказом
Министра финансов
Республики Казахстан
от 16 июня 2021 года № 574

Типовые правила проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций

Глава 1. Общие положения

      1. Типовые правила проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций (далее – Типовые правила), разработаны в соответствии с подпунктом 9-2) статьи 7 Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности" и определяют порядок проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций.

      2. В настоящих Типовых правилах используются следующие понятия:

      1) контролер – лицо, назначаемое комитетом по контролю качества и (или) исполнительным органом управления профессиональной организации из числа аудиторов, имеющее профессиональный опыт в области проведения обязательного аудита, для проведения внешнего контроля качества;

      2) объекты внешнего контроля качества профессионального совета – аудиторские организации, которые проводят аудит эмитентов, ценные бумаги которых включены или планируются к включению в официальный список фондовых бирж, функционирующих на территории Республики Казахстан, а также финансовых организаций (за исключением юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой, и юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей), национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, недропользователей (кроме добывающих общераспространенные полезные ископаемые);

      3) внешний контроль качества – контроль качества за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований Международных стандартов аудита, Кодекса этики и законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности и осуществляется на основе риск-ориентированного подхода, осуществляемый комитетом по контролю качества в отношении объектов внешнего контроля качества профессионального совета и (или) профессиональными организациями в отношении аудиторских организаций, которые не являются объектами внешнего контроля качества профессионального совета.

      3. Внешний контроль качества делится на следующие виды:

      1) плановый;

      2) внеплановый.

      4. Внеплановый внешний контроль качества проводится:

      1) в случае получения профессиональным советом или профессиональной организацией обращения на действия (бездействие) аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций;

      2) в случае несогласия с результатами работы аудиторов и (или) аудиторских организаций;

      3) по инициативе объектов внешнего контроля качества профессионального совета;

      4) по инициативе уполномоченного органа согласно поступившим обращениям, связанным с деятельностью аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций.

      Решение о проведении внепланового внешнего контроля качества по обращению на действия (бездействие) аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций выносится в течение 2 (двух) рабочих дней после рассмотрения фактических данных, изложенных в обращении.

      5. Сроки проведения планового и (или) внепланового внешнего контроля качества по каждой аудиторской организации определяются комитетом по контролю качества и (или) соответствующей профессиональной организацией в соответствии с утвержденным внутренним планом. При этом сроки проведения внешнего контроля качества комитетом по контролю качества и профессиональной организации не превышают более 10 (десяти) рабочих дней, а для определения оценки по результатам внешнего контроля качества – не более 2 (двух) месяцев. В случае запроса уполномоченного органа сроки проведения внешнего контроля качества не превышают более 7 (семи) рабочих дней, а для определения оценки по результатам внешнего контроля качества – не более 15 (пятнадцати) рабочих дней.

Глава 2. Типовые правила проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций

      6. Порядок проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций включает:

      1) вопросы по организации процедуры внешнего контроля качества;

      2) основания отвода (самоотвода) контролера либо других лиц, участвующих в процедуре внешнего контроля качества;

      3) программу и этапы проведения внешнего контроля качества;

      4) перечень документов аудиторской организации, подлежащих внешнему контролю качества, который включает учредительные и правоустанавливающие документы, лицензии, квалификационные свидетельства аудиторов, документы по повышению квалификации аудиторов, документы по кадровому составу, внутрифирменные документы по контролю качества аудита, рабочую документацию по выполненным аудиторским заданиям;

      5) критерии отбора проектов по аудиту, подвергающихся внешнему контролю качества, а также отбора контролеров, исключающие конфликт интересов (обеспечение независимости);

      6) достаточности ресурсов, направленных аудиторской организацией на выполнение договора оказания аудиторских услуг;

      7) вопросы проверки системы внутреннего контроля качества аудиторской организации, соблюдения требований Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", приказа Министра финансов Республики Казахстан от 28 сентября 2020 года № 926 "Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для не финансового сектора" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21300), а также соблюдения требований законодательства об аудиторской деятельности;

      8) вопросы внешнего контроля качества отдельных аудиторских заданий;

      9) меры по обеспечению защиты информации, доступ к которой получен комитетом по контролю качества и профессиональной организацией в ходе проведения внешнего контроля качества;

      10) отчетность контролеров и оформление результатов прохождения аудиторской организацией внешнего контроля качества;

      11) меры по реализации аудиторской организацией результатов прохождения внешнего контроля качества.

      7. В целях обеспечения защиты интересов аудиторских организаций и их клиентов порядок проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций включает:

      1) направление аудиторской организацией письменного уведомления своим клиентам не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до проведения контроля качества о том, что у нее будет проведен контроль качества, в случае обращения уполномоченного органа для проведения внепланового контроля качества направление письменного уведомления своим клиентам не менее чем за 5 (пять) календарных дней;

      2) представление аудиторской организацией в профессиональную организацию письменных мотивированных возражений по сроку проведения внешнего контроля качества работы, кандидатурам контролеров;

      3) получение аудиторской организацией в течение 10 (десяти) рабочих дней после завершения внешнего контроля качества предварительного заключения комитета по контролю качества и (или) профессиональной организации о результатах проверки;

      4) представление аудиторской организацией письменных комментариев к выявленным недостаткам по предварительному заключению о результатах проверки;

      5) получение аудиторской организацией в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после завершения внешнего контроля качества заключения комитета по контролю качества и (или) профессиональной организации о результатах проверки;

      6) обжалование аудиторской организацией заключения комитета по контролю качества и (или) профессиональной организации в судебном порядке либо в апелляционной комиссии профессионального совета по аудиторской деятельности;

      7) создание аудиторской организацией условий контролерам для своевременного и полного проведения внешнего контроля качества услуг по аудиту;

      8) назначение аудиторской организацией на время проведения внешнего контроля качества ответственного сотрудника аудиторской организации (аудитора), в целях оказания контролерам комитета по контролю качества и профессиональной организации всестороннего содействия в своевременном предоставлении в полном объеме необходимой документации и информации (для аудитора – присутствовать во время проведения внешнего контроля качества);

      9) представление аудиторской организацией в полном объеме документации и информации, необходимых для осуществления внешнего контроля качества работы, в случае необходимости представления по устным и письменным запросам контролеров комитета по контролю качества и профессиональной организации исчерпывающих пояснений и комментариев;

      10) предоставление аудиторской организацией в комитет по контролю качества и (или) профессиональную организацию плана мероприятий по устранению недостатков, а также отчетов по его исполнению в случае получения аудиторской организацией по результатам проведенного внешнего контроля качества оценки меньше чем "4" в течение 2 (двух) месяцев.

      8. По результатам проведенного внешнего контроля качества в порядке проведения внешнего контроля качества предусматриваются критерии оценки качества услуг по аудиту аудиторской организации и цифровой эквивалент оценки, которые определяются по формулировке оценки, согласно приложению к Правилам.

      9. Оценка аудиторской организации, определенная в результате проведенного внешнего контроля качества, размещается на сайте профессионального совета и профессиональной организации.

      10. По результатам проведенного внешнего контроля качества неоднократное (два раза) получение аудиторскими организациями оценки "2" является основанием исключения аудиторской организации из профессиональной организации с уведомлением уполномоченного органа.

      11. По результатам проведенного внешнего контроля качества неоднократное (два раза) получение аудиторскими организациями оценки "3" является основанием для обращения комитетом по контролю качества и (или) профессиональной организацией в соответствующий комитет профессионального совета или профессиональной организации с заявлением о привлечении к дисциплинарной ответственности аудиторской организации.

      12. В порядке проведения внешнего контроля качества предусматриваются вопросы проведения предварительной проверки комитетом по контролю качества и (или) профессиональной организации документов аудиторской организации, подавшей заявление о вступлении в профессиональную организацию, в случае исключения ее ранее из данной или другой профессиональной организации за допущенные нарушения Международных стандартов аудита и Кодекса этики по итогам внешнего контроля качества.

Глава 3. Критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций

      13. Для проведения проверки аудиторских и профессиональных организаций, учитывается наличие одного из следующих критериев:

      1) результаты предыдущих проверок внешнего контроля качества;

      2) результаты проверок уполномоченного органа и (или) профессионального совета;

      3) несоблюдение Кодекса этики;

      4) наличие обращений (жалоб);

      5) имеется информация, полученная из государственных органов и (или) других источников, о нарушениях требований Международных стандартов аудита, Кодекса этики и законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности.

  Приложение к
Типовым правилам проведения
внешнего контроля качества
аудиторских организаций,
в том числе критерии проверок
аудиторских и профессиональных организаций

№ п/п

Формулировка оценки

Оценка

1.

Деятельность аудиторской организации достаточна для обеспечения качества аудита на должном уровне и направлена на соблюдение требований Международных стандартов аудита и Кодекса этики

5

2.

Аудиторская организация во всех существенных аспектах соблюдает требования Международных стандартов аудита и Кодекса этики

4

3.

Аудиторской организации, в связи с наличием выявленных недостатков, необходимо провести серьезные организационные реформы для обеспечения качества аудиторских услуг. Выявленные недостатки позволяют говорить о неполном соблюдении требований Международных стандартов аудита и Кодекса этики

3

4.

Аудиторская организация нарушила требования Международных стандартов аудита и Кодекса этики

2