О внесении изменений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 ноября 2019 года № 90 «Об утверждении Правил формирования тарифов»

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 марта 2021 года № 26. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 марта 2021 года № 22404

Действующий
      ПРИКAЗЫВAЮ:
      1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 ноября 2019 года № 90 «Об утверждении Правил формирования тарифов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19617, опубликован 26 ноября 2019 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения:
      в Правилах формирования тарифов, утвержденных указанным приказом:
      пункт 226 изложить в следующей редакции:
      «226. Временный компенсирующий тариф утверждается с учетом базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения в соответствии с пунктом 241 настоящих Правил.»;
      пункт 231 изложить в следующей редакции:
      «231. В период действия временного компенсирующего тарифа субъект в случае необходимости обращается в ведомство уполномоченного органа с заявкой на утверждение нового тарифа в соответствии с настоящими Правилами.
      При этом доход, принятый в обоснование уровня нового тарифа, уменьшается на сумму необоснованно полученного дохода с учетом базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения за минусом уже возмещенного субъектом потребителям его регулируемых услуг.
      Для субъекта, реализующего инвестиционную программу и привлекающего заемные средства кредитных организаций, обязательства по которым напрямую связаны с рейтингом субъекта, суммы, полученные в результате неисполнения тарифной сметы и (или) инвестиционной программы, учитываются при рассмотрении заявки на изменение уровня тарифа путем уменьшения доходной части.
      При этом, отдельной строкой в тарифной смете указывается сумма неисполнения тарифной сметы и (или) инвестиционной программы.
      При рассмотрении ведомством уполномоченного органа заявки субъекта на утверждение нового тарифа, ведомство уполномоченного органа при выявлении суммы необоснованного дохода с учетом базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан, исключает ее из дохода, принятого в обоснование уровня нового тарифа.
      В случае отказа ведомством уполномоченного органа в утверждении нового тарифа в соответствии с настоящим пунктом Правил и выявления суммы необоснованного дохода с учетом базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан, ведомство уполномоченного органа принимает решение об утверждении временного компенсирующего тарифа.»;
      пункт 241 изложить в следующей редакции:
      «241. Окончательная сумма необоснованно полученного дохода определяется с учетом базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения по формуле:
      где:
      НДк - сумма необоснованно полученного дохода с учетом базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан, в тенге;
      НД - общая сумма необоснованно полученного дохода по видам нарушений, предусмотренным пунктом 220 настоящих Правил;
      к - базовая ставка Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения, в процентах.»;
      пункт 541 изложить в следующей редакции:
      «541. Ставка прибыли для субъектов, предоставляющих услуги водоснабжения и (или) водоотведения принимается в размере не более тридцати процентов.
      При превышении источников финансирования над объемами инвестиций прибыль корректируется в сторону снижения до уровня необходимого для реализации инвестиционной программы (проекта) с учетом использования амортизационных отчислений и заемных средств в качестве источников финансирования инвестиций.
      Если плановый уровень тарифа на услуги водоснабжения и (или) водоотведения превышает двести тенге за один метр кубический без налога на добавленную стоимость, ставка прибыли принимается на уровне базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан на дату подачи заявки на утверждение тарифа.»;
      пункт 543 изложить в следующей редакции:
      «543. СВСК определяется по формуле:
      СП (СВСК) = ((1 - g) * re) + (g * rd),
      где:
      g - леверидж, является величиной, характеризующей соотношение заемного и собственного капитала субъекта в общей структуре финансирования, то есть доля фактически заимствованных средств в структуре всего капитала (сумма собственного и заемного капитала) с учетом произведенной последней переоценки основных средств. Уровень левериджа является величиной не менее нуля. При отрицательном значении собственного капитала субъекта, уровень левериджа принимается за величину, равную 1;
      re - ставка вознаграждения на собственный капитал (%);
      rd - ставка вознаграждения на заемные средства (%).
      Ставка вознаграждения на заемные средства определяется по формуле:
      rd = rf + ДП,
      где:
      rf - безрисковая ставка, определяемая исходя из базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан;
      ДП - долговая премия за риск по субъекту, определяемая на основе премии на долговые обязательства, выпущенные субъектом и находящиеся в обращении, относительно государственных ценных бумаг того же срока обращения, если выпуск долговых обязательств имел место. В ином случае, она определяется с учетом долговых премий за риск других субъектов, занимающихся аналогичным видом деятельности и имеющих аналогичный кредитный рейтинг на территории Республики Казахстан.
      Ставка вознаграждения на собственный капитал определяется по формуле:
      re = rf + ra,
      где:
      ra - премия за риск на собственный капитал. Премия за риск на собственный капитал определяется на основе премии за риск по фондовому рынку Республики Казахстан в целом и корректируется на отраслевой бета-коэффициент по формуле:
      ra = b * (15,7 % - rf),
      где:
      b - отраслевой бета-коэффициент энергетического сектора. Для расчета ставки прибыли на задействованные активы организации энергетического сектора отраслевой бета-коэффициент принят на уровне 0,89, за исключением субъектов, осуществивших вывод акций на рынок ценных бумаг в рамках программы «Народное IPO», для которых отраслевой бета-коэффициент принят на уровне 1,3.
      Стоимость вознаграждения на акционерный капитал является величиной не менее стоимости вознаграждения на заемные средства.»;
      пункт 583 изложить в следующей редакции:
      «583. Стоимость заемного капитала нефтепроводной организации, у которой удельный вес заемного капитала по отношению ко всему капиталу составляет пятьдесят процентов и более, определяется по формуле:
      где:
      СПЗК - ставка прибыли на заемный капитал;
      кредитовi - обязательства нефтепроводной организации по полученным финансовым ресурсам, за исключением кредитов на пополнение оборотных средств, на дату подачи заявки нефтепроводной организацией на утверждение тарифа или на дату принятия решения об утверждении тарифа по инициативе ведомства уполномоченного органа;
      СРНБ - базовая ставка Национального Банка Республики Казахстан на дату подачи заявки нефтепроводной организацией на утверждение тарифа или на дату принятия решения об утверждении тарифа по инициативе ведомства уполномоченного органа;
      Учi - ставка рефинансирования банка первого уровня страны (центрального банка), в валюте которой получен кредит на дату подачи заявки нефтепроводной организацией на утверждение тарифа или на дату принятия решения об утверждении тарифа по инициативе ведомства уполномоченного органа;
      ставка i - годовая процентная ставка вознаграждения по соответствующему кредиту.»;
      пункт 585 изложить в следующей редакции:
      «585. Для субъектов предоставляющих услуги магистральной железнодорожной сети и подъездных путей, ставка прибыли рассчитывается с помощью метода СВСК и определяется по формуле:
      СП(СВСК) = ((1 - g) * re) + (g * rd),
      где:
      g - леверидж, является величиной, характеризующей соотношение заемного и собственного капитала субъекта в общей структуре финансирования, то есть доля фактически заимствованных средств в структуре всего капитала (сумма собственного и заемного капитала) с учетом произведенной последней переоценки основных средств. Уровень левериджа является величиной не менее нуля. При отрицательном значении собственного капитала субъекта, уровень левериджа принимается за величину, равную 1;
      re - ставка вознаграждения на собственный капитал (%);
      rd - ставка вознаграждения на заемные средства (%).
      Ставка вознаграждения на заемные средства определяется по формуле:
      rd = rf + ДП,
      где:
      rf - безрисковая ставка принимается равной уровню базовой ставки Национального банка Республики Казахстан.
      ДП - долговая премия за риск по субъекту, определяемая на основе премии на долговые обязательства, выпущенные субъектом и находящиеся в обращении, относительно государственных ценных бумаг того же срока обращения, если выпуск долговых обязательств имел место. В ином случае, она определяется с учетом долговых премий за риск других субъектов, занимающихся аналогичным видом деятельности и имеющих аналогичный кредитный рейтинг на территории Республики Казахстан. Ставка вознаграждения на собственный капитал определяется по формуле:
      re = rf + ra,
      где:
      ra - премия за риск на собственный капитал. Премия за риск на собственный капитал определяется ведомством уполномоченного органа в установленном порядке. Стоимость вознаграждения на акционерный капитал является величиной не менее стоимости вознаграждения на заемные средства.»;
      пункт 589 изложить в следующей редакции:
      «589. Риск изношенности основных фондов (rIn) оценивается при помощи следующего выражения:
      где:
      I - потребность в инвестициях для восстановления основных средств на i-ую услугу (работу), не покрываемая амортизационными отчислениями пропущенный износ);
      Zз - объем заемных средств, направляемых на восстановление основных средств на i-ую услугу (работу) на период регулирования, согласно инвестиционному плану субъекта;
      Zсуб - среднегодовой объем государственных субсидии на восстановление основных средств на i-ую услугу (работу) на планируемый период, согласно инвестиционному плану субъекта;
      Се - стоимость собственного капитала;
      Сui - накопленный износ i-той группы основных средств на i-ую услугу (работу) как разница первоначальной и остаточной стоимости основных средств;
      ti - нормативный срок службы i-той группы основных средств. Здесь tнi определены как средневзвешенные величины внутри каждой группы.
      Безрисковая ставка (rf) принимается равной уровню базовой ставки Национального банка Республики Казахстан.»;
      пункт 631 изложить в следующей редакции:
      «631. Расходы периода учитываются в затратной части тарифа следующим образом:
      1) расходы на оплату труда административного персонала определяются исходя из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта, и среднемесячной заработной платы, принятой в действовавших тарифах, с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция).
      В случае фактической экономии расходов на оплату труда административного персонала в результате сокращения численности персонала, расходы на оплату труда административного персонала учитываются в тарифе в размере, предусмотренном в ранее утвержденной тарифной смете, а сумма экономии направляется субъектом на увеличение уровня заработной платы административного персонала.
      Расходы на оплату труда административного персонала субъектов, за исключением государственных предприятий, включаемые в затраты по должностным окладам руководителей, их заместителей, главных (старших) бухгалтеров субъектов и других работников административного персонала, лимитируются исходя из соотношения между максимальным и минимальным уровнем должностных окладов работников субъекта согласно штатному расписанию, не превышающего пятнадцать раз.
      Для субъектов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, производства, передачи тепловой энергии, за исключением энергопроизводящих организаций с комбинированным производством электрической и тепловой энергии, расходы на оплату труда административного персонала определяются из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта, и среднемесячной заработной платы в регионе по видам экономической деятельности, сложившейся по данным статистики за год, предшествующей подаче заявки;
      2) расходы на обязательные виды страхования, налоги, сборы и платежи, учитываемые в расходах периода, определяются в соответствии со ставками, установленными согласно действующему налоговому законодательству Республики Казахстан;
      3) амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов непроизводственного характера;
      4) прочие административные расходы включаются в затратную часть тарифа на основании подтверждающих документов с учетом отраслевых особенностей.
      В прочие административные расходы включаются расходы на консалтинговые, маркетинговые услуги и ремонтные работы, проводимые подрядным способом и другие услуги в зависимости от отраслевых особенностей, осуществляемые сторонними организациями, а также командировочные расходы и расходы на услуги связи административного персонала, периодическую печать, содержание служебного автотранспорта, информационные, консультационные услуги.
      Расходы на охрану природы, плата за использование природных ресурсов включаются в прочие расходы и определяются с учетом размеров ставок и сборов.
      Расходы на повышение квалификации административного персонала, связанные с производственной необходимостью, учитываются в расходах периода при предоставлении документов, подтверждающих такую необходимость.
      Расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством производства, в рамках регулируемых услуг включаются в расходы периода при наличии экономически обоснованных материалов;
      5) расходы на выплату вознаграждения за заемные средства для реализации инвестиционного проекта субъекта включаются в расходы периода при предоставлении субъектом заключенного договора с банком (с приложением графика погашения основного долга и процентов) и определяются следующим образом:
      расходы на выплату вознаграждений по заемным средствам, получаемым в национальной валюте, для реализации инвестиционного проекта учитываются при расчете тарифа в пределах суммы, рассчитанной с применением не более 2,5 кратной базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан;
      расходы на выплату вознаграждения по заемным средствам, полученным в иностранной валюте, для реализации инвестиционного проекта учитываются при расчете тарифа в пределах суммы, рассчитанной с применением четырех кратной ставки Лондонского межбанковского рынка.
      Вознаграждение за заемные средства, полученные в иностранной валюте, учитываются в расходах периода затратной части тарифа с учетом прогнозируемого изменения курса тенге к иностранной валюте на основании основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан и прогнозных показателей республиканского бюджета Республики Казахстан.
      Базовая ставка Национального Банка Республики Казахстан и ставка Лондонского межбанковского рынка применяются на день принятия решения по утверждению тарифа и тарифных смет субъекта.».
      2. Комитету по регулированию естественных монополий в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курируещего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
      Министр национальной  экономики
       Республики Казахстан        A. Иргалиев
«СОГЛAСОВAН»
Министерство индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан
«СОГЛAСОВAН»
Министерство экологии,
геологии и природных ресурсов
Республики Казахстан
«СОГЛAСОВAН»
Министерство энергетики
Республики Казахстан