В соответствии с пунктом 4 статьи 220 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" и пунктом 5 статьи 40 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) положение о клинической базе и требования, предъявляемые к ней согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) положение о клинике организации образования в области здравоохранения и требования, предъявляемые к ней согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) положение об университетской больнице и требования, предъявляемые к ней согласно приложению 3 к настоящему приказу;
4) положение о базе резидентуры и требования, предъявляемые к ней согласно приложению 4 к настоящему приказу;
5) положение об интегрированном академическом медицинском центре и требования, предъявляемые к нему согласно приложению 5 к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 сентября 2012 года № 628 "Об утверждении Положения о клинических базах медицинских организаций образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8010, опубликован 15 октября 2012 года в информационно-правовой системе "Әділет".
3. Департаменту науки и человеческих ресурсов Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр здравоохранения Республики Казахстан | А. Цой |
СОГЛАСОВАН
Министр образования и науки
Республики Казахстан
"___"______________2020 год
Приложение 1 к приказу Министр здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-304/2020 |
Положение о клинической базе и требования, предъявляемые к ней
Глава 1. Общие положения
1. Положение о клинической базе и требования, предъявляемые к ней разработаны (далее - Положение) в соответствии с пунктом 4 статьи 220 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения", пунктом 5 статьи 40 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании".
2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:
1) профильный специалист – медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат в области здравоохранения;
2) обучающиеся – студенты, слушатели программ дополнительного образования организации образования в области здравоохранения;
3) организация образования в области здравоохранения – организация образования, реализующая образовательные программы по направлениям подготовки "Здравоохранение" и (или) "Междисциплинарные программы, связанные со здравоохранением и социальным обеспечением (медицина)";
4) дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;
5) оборудование – медицинские изделия, учебное оборудование (муляжи), используемые организацией образования в области здравоохранения и клинической базой в лечебном и (или) образовательном процессах;
6) клиническая база – организация здравоохранения, которая используется организацией образования для подготовки и повышения квалификации кадров в области здравоохранения по договору о совместной деятельности;
7) врач-резидент – врач, обучающийся в рамках образовательной программы резидентуры и работающий в медицинской организации под надзором наставника;
8) наставник – медицинский работник со стажем не менее пяти лет, назначаемый руководителем медицинской организации или организации медицинского образования для оказания практической помощи в профессиональной адаптации обучающихся по программам медицинского образования и молодых специалистов, осуществляющий деятельность на основе триединства образования, науки и практики.
Глава 2. Основные задачи и функции клинических баз
3. Основными задачами клинических баз являются:
1) создание необходимых условий для практикоориентированной клинической подготовки обучающихся организаций образования в области здравоохранения в рамках оказания медицинских услуг согласно профилю клинической базы;
2) использование возможностей сотрудничества с организацией образования в области здравоохранения для непрерывного профессионального развития работников клинической базы, внедрения результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности в работу клинической базы.
4. Для решения поставленных задач клинические базы осуществляют следующие функции:
1) создание необходимых условий для проведения учебного процесса и научно-исследовательских работ профильными подразделениями организаций образования в области здравоохранения, включая:
предоставление организациям образования в области здравоохранения необходимых учебных и вспомогательных помещений;
предоставление научно-педагогическим кадрам и обучающимся организации образования в области здравоохранения доступа к интернету;
обеспечение допуска научно-педагогических кадров, специалистов клинических кафедр и обучающихся организации образования в области здравоохранения к осуществлению образовательного, научного, лечебно-диагностического процесса консультативной работы в медицинской организации, в том числе в специализированные отделения медицинской организации, включая операционный блок, отделение реанимации и интенсивной терапии, в соответствии с потребностями образовательного и лечебного процессов и порядком, установленным внутренними организационно-распорядительными документами медицинской организации, за исключением случаев, когда допуск обучающихся к лечебному процессу не допускается действующим законодательством и (или) требованиями пациентов;
предоставление организации образования в области здравоохранения доступа к медицинской документации, статистическим данным и архивным документам, с соблюдением условий конфиденциальности, предусмотренных действующим законодательством в отношении информации о физических лицах (пациентах);
обеспечение работникам и обучающимся организаций образования в области здравоохранения здоровых и безопасных условий труда в соответствии с действующим законодательством при выполнении работы на территории клинической базы;
проведение организационно-технических мероприятий по безопасности и охране труда;
предоставление научно-педагогическим работникам и обучающимся организаций образования в области здравоохранения (интернам, резидентам) средств индивидуальной защиты, необходимых для работы в специализированных отделениях клинической базы;
ознакомление медицинских и научно-педагогических работников с должностными инструкциями и правилами внутреннего распорядка, внутренними организационными и распорядительными актами клинической базы, касающимися порядка осуществления медицинской деятельности;
участие в формировании содержания практического обучения и его методик, в составлении рабочих программ, в процессе проведения различного вида практик;
предоставление достаточного объема самостоятельной работы при проведении профессиональной практики, с целью закрепления теоретических знаний и овладения профессиональными компетенциями;
внедрение дуального обучения, которое предусматривает сочетание теоретического обучения с практическим обучением на клинических базах, с обязательным закреплением наставника из числа медицинского персонала клинической базы: для организаций высшего и (или) послевузовского медицинского – в расчете не более пяти обучающихся на одного наставника, для медицинских колледжей – не более трех обучающихся на одного наставника, что позволяет решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, включающие эффективные механизмы последующего трудоустройства выпускников;
2) обеспечение непрерывного профессионального развития медицинских работников клинической базы, в том числе на базе организаций образования в области здравоохранения, для которых организация здравоохранения является клинической базой;
3) предоставление медицинских услуг пациентам.
Глава 3. Требования, предъявляемые к клиническим базам
5. Требованиями к клиническим базам организаций образования в области здравоохранения являются:
1) наличие аккредитации на соответствие оказываемых медицинских услуг установленным требованиям и стандартам в области здравоохранения;
2) наличие аккредитации на соответствие требованиям, предъявляемым к клиническим базам;
3) наличие договора о совместной деятельности между организацией здравоохранения и организацией образования в области здравоохранения;
4) предоставление возможности привлечения квалифицированных медицинских работников клинической базы в качестве наставников в период подготовки обучающихся на клинических базах.
6. Медицинская организация, являющаяся клинической базой, регистрирует преподавателей клинических кафедр в портале "Система управления ресурсами" в качестве совместителей путем создания отдельного домена внештатных сотрудников, присвоив логин и пароль для доступа к Комплексной медицинской информационной системе организации с целью осуществления лечебно-диагностической деятельности.
7. Наставники, привлекаемые к подготовке обучающихся на клинических базах, способствуют закреплению у обучающихся теории и практических навыков в условиях клинической базы, способствуют повышению качества клинической подготовки и соответствуют следующим критериям:
1) квалифицированный профильный специалист со стажем работы не менее пяти лет по основной деятельности;
2) прошедший подготовку в качестве наставника для реализации образовательной программы соответствующего уровня медицинского образования (технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского (резидентура) медицинского образования).
Приложение 2 к приказу Министр здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-304/2020 |
Положение о клинике организации образования в области здравоохранения и требования, предъявляемые к ней
Глава 1. Общие положения
1. Положение о клинике организации образования в области здравоохранения и требования, предъявляемые к ней (далее - Положение) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 220 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения", пунктом 5 статьи 40 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании".
2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:
1) вторичный уровень – уровень оказания медицинской помощи профильными специалистами, осуществляющими специализированную медицинскую помощь в амбулаторных, стационарозамещающих и стационарных условиях, в том числе по направлению специалистов, оказывающих медицинскую помощь на первичном уровне;
2) клиника организации образования в области здравоохранения (далее – КОООЗ) – структурное подразделение организации образования или организация здравоохранения, на базе которой реализуются образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского образования на основе современных достижений науки и практики;
3) обучающиеся – студенты, слушатели программ дополнительного образования организации образования в области здравоохранения;
4) оборудование – медицинские изделия, учебное оборудование (муляжи), используемые организацией образования в области здравоохранения и клиникой организации образования в области здравоохранения в лечебном и (или) образовательном процессах;
5) организация образования в области здравоохранения – организация образования, реализующая образовательные программы по направлениям подготовки "Здравоохранение" и (или) "Междисциплинарные программы, связанные со здравоохранением и социальным обеспечением (медицина)";
6) учебные кабинеты – помещения клиники организации образования в области здравоохранения, предназначенные для использования организацией образования в области здравоохранения в целях образовательного процесса;
7) наставник – медицинский работник со стажем не менее пяти лет, назначаемый руководителем медицинской организации или организации медицинского образования для оказания практической помощи в профессиональной адаптации обучающихся по программам медицинского образования и молодых специалистов, осуществляющий деятельность на основе триединства образования, науки и практики;
8) дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;
9) профильный специалист – медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат в области здравоохранения;
10) врач-резидент – врач, обучающийся в рамках образовательной программы резидентуры и работающий в медицинской организации под надзором наставника;
11) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан Республики Казахстан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, качества оказания медицинских услуг (помощи).
3. Статус КОООЗ получают:
1) лечебно-профилактическое структурное подразделение организации образования в области здравоохранения;
2) организация здравоохранения, оказывающая медицинскую помощь вторичного уровня, на основании решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы при наличии согласия собственника и уполномоченного органа.
Организация здравоохранения получает статус КОООЗ в отношении только одной организации образования в области здравоохранения.
4. В КОООЗ создаются подразделения организации образования в области здравоохранения (профильные клиники, клинические кафедры). Доля подразделений организации образовании в области здравоохранения (профильных клиник, клинических кафедр) не превышает 50 % от всех клинических подразделений КОООЗ, в которых оказываются медицинские услуги.
В штатной структуре подразделений организации образования в области здравоохранения (в профильных клиниках, клинических кафедр) врачами работает не меньше 50 % преподавателей организации образования в области здравоохранения (совместители).
5. За медицинские услуги, которые оказаны в клинических подразделениях КОООЗ, на базе которых размещены структурные подразделения организации образования в области здравоохранения, устанавливается дополнительный коэффициент финансирования.
6. Взаимоотношения между организацией образования в области здравоохранения и организацией здравоохранения, являющейся КОООЗ, осуществляются на основе двусторонних соглашений, предусматривающих, в том числе, наличие на базе КОООЗ структурных подразделений организации образования в области здравоохранения, и регулируются настоящим Положением.
Глава 2. Основные задачи и функции клиники организации образования в области здравоохранения
7. Основными задачами КОООЗ являются:
1) создание необходимых условий для практикоориентированной клинической подготовки обучающихся организаций образования в области здравоохранения в рамках оказания медицинских услуг согласно профилю КОООЗ;
2) создание необходимых условий для повышения качества и расширения спектра оказываемых услуг, непрерывного профессионального развития работников КОООЗ на основе использования преимуществ от нахождения подразделений организации образования в области здравоохранения на своей базе;
3) обеспечение необходимой поддержки и создание условий для научно-исследовательской и инновационной деятельности профильных подразделений организации образования в области здравоохранения;
4) создание необходимых условий для внедрения результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности в работу КОООЗ.
8. Для решения поставленных задач КОООЗ осуществляет следующие функции:
1) обеспечение совместной работы клинических отделений, лабораторий и вспомогательных подразделений КОООЗ с профильными кафедрами научными подразделениями организации образования в области здравоохранения;
2) создание необходимых условий для проведения учебного процесса и научно-исследовательских работ профильными подразделениями организаций образования в области здравоохранения, включая:
предоставление организациям образования в области здравоохранения учебных (лекционные аудитории, учебные комнаты, лаборатории, симуляционные классы) и вспомогательных (гардероб для обучающихся, лаборантские комнаты, условия для питания) помещений;
предоставление научно-педагогическим кадрам и обучающимся организации образования в области здравоохранения доступа к интернету;
обеспечение допуска научно-педагогических кадров, специалистов клинических кафедр и обучающихся организации образования в области здравоохранения к осуществлению образовательного, научного, лечебно-диагностического процесса консультативной работы в КОООЗ, в том числе в специализированные отделения КОООЗ, включая операционный блок, отделение реанимации и интенсивной терапии, в соответствии с потребностями образовательного и лечебного процессов и порядком, установленным внутренними организационными и распорядительными документами КОООЗ, за исключением случаев, когда допуск обучающихся к лечебному процессу не разрешен действующим законодательством и (или) требованиями пациентов;
предоставление права ведения медицинской и (или) сестринской документации научно-педагогическими работниками (преподавателями) организации образования в области здравоохранения при выполнении ими лечебно-диагностической работы, а также возможности обучающимся выполнять записи в медицинской и (или) сестринской документации под контролем и под ответственность преподавателей, в целях формирования и развития у обучающихся навыков и компетенций практической (клинической) работы, ориентированных на высокое качество оказываемых медицинских услуг и индивидуальный подход к каждому пациенту;
предоставление организации образования в области здравоохранения доступа к медицинской документации, статистическим данным и архивным документам, с соблюдением условий конфиденциальности, предусмотренных действующим законодательством в отношении информации о физических лицах (пациентах);
материально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса и совместных научно-исследовательских работ;
обеспечение работникам и обучающимся организаций образования в области здравоохранения здоровых и безопасных условий труда в соответствии с действующим законодательством при выполнении работы на территории КОООЗ;
проведение организационно-технических мероприятий по безопасности и охране труда;
предоставление научно-педагогическим работникам и обучающимся организаций образования в области здравоохранения средств индивидуальной защиты, необходимых для работы в специализированных отделениях КОООЗ;
ознакомление медицинских и научно-педагогических работников с должностными инструкциями и правилами внутреннего распорядка, внутренними организационными и распорядительными актами КОООЗ, касающимися порядка осуществления медицинской деятельности;
участие в формировании содержания практического обучения и его методик, в составлении рабочих программ, в процессе проведения различного вида практик;
предоставление достаточного объема самостоятельной работы при проведении профессиональной практики с целью закрепления теоретических знаний и овладения профессиональными компетенциями;
внедрение дуального обучения, которое предусматривает сочетание теоретического обучения с практическим обучением на клинических базах, с обязательным закреплением наставника из числа медицинского персонала КОООЗ: для организаций высшего и (или) послевузовского медицинского – в расчете не более пяти обучающихся на одного наставника, для медицинских колледжей – не более трех обучающихся на одного наставника, что позволяет решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, включающие эффективные механизмы последующего трудоустройства выпускников.
3) обеспечение непрерывного профессионального развития медицинских работников КОООЗ с участием организации образования в области здравоохранения;
4) предоставление медицинских услуг пациентам;
5) выполнение научно-исследовательских работ совместно с профильными подразделениями организаций образования в области здравоохранения;
6) обеспечение разработок и проведение в установленном порядке клинических испытаний, новых эффективных методов диагностики, лечения, реабилитации пациентов;
7) проведение клинических, научно-практических и патолого-анатомических конференций, семинаров, мастер-классов, консилиумов, клинических разборов;
8) опубликование совместных научных трудов и научно-медицинских разработок, методических пособий и рекомендаций;
9) организация и совершенствование работы по совместному использованию медицинских изделий КОООЗ и организации образования в области здравоохранения, используемых в лечебной, образовательной или научной деятельности на территории КОООЗ.
Глава 3. Требования, предъявляемые к клиникам организации образования в области здравоохранения
9. Требованиями к КОООЗ являются:
1) оказание медицинских услуг вторичного уровня;
2) наличие аккредитации на соответствие оказываемых медицинских услуг установленным требованиям и стандартам в области здравоохранения;
3) наличие аккредитации на соответствие требованиям, предъявляемым к КОООЗ;
4) наличие решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы, согласования собственника и уполномоченного органа об определении лечебно-профилактического структурного подразделения организации образования в области здравоохранения или организация здравоохранения в качестве КОООЗ для организации образования в области здравоохранения;
5) наличие в КОООЗ подразделений организации образования в области здравоохранения (профильные клиники, клинические кафедры);
6) предоставление возможности привлечения квалифицированных медицинских работников клиники организации образования в области здравоохранения в качестве наставников на период подготовки обучающихся в клиниках организаций образования в области здравоохранения.
10. Медицинская организация, являющаяся клиникой организации образования в области здравоохранения, регистрирует преподавателей клинических кафедр на портале "Система управления ресурсами" в качестве совместителей по профилю или путем создания отдельного домена внештатных сотрудников, присваивает логин и пароль для доступа к Комплексной медицинской информационной системе организации с целью осуществления лечебно-диагностической деятельности.
11. Требованием к лицам, назначаемым на должности руководителей подразделений организации образования (профильные клиники, клинические кафедры) в КОООЗ является опыт работы по клинической специальности не менее пяти лет и наличие достижений в медицинской практике.
12. Наставники, привлекаемые к подготовке обучающихся в КОООЗ, способствуют закреплению у обучающихся теории и практики в условиях КОООЗ, осуществляют контроль качества клинической подготовки и соответствует следующим требованиям:
1) квалифицированный профильный специалист со стажем работы не менее пяти лет по основной деятельности;
2) прошедший подготовку (сертификационный курс повышения квалификации) в качестве наставника для реализации образовательной программы соответствующего уровня медицинского образования (технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского (резидентура) медицинского образования).
Приложение 3 к приказу Министр здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-304/2020 |
Положение об университетской больнице и требованиях, предъявляемых к ней
Глава 1. Общие положения
1. Положение об университетской больнице и требования, предъявляемые к ней (далее – Положение) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 220 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения", пунктом 5 статьи 40 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании".
2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:
1) профильный специалист – медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат в области здравоохранения;
2) обучающиеся – студенты, слушатели программ дополнительного образования организации образования в области здравоохранения;
3) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан Республики Казахстан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, качества оказания медицинских услуг (помощи);
4) дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;
5) врач-резидент – врач, обучающийся в рамках образовательной программы резидентуры и работающий в медицинской организации под надзором наставника;
6) наставник – медицинский работник со стажем не менее пяти лет, назначаемый руководителем медицинской организации или организации медицинского образования для оказания практической помощи в профессиональной адаптации обучающихся по программам медицинского образования и молодых специалистов, осуществляющий деятельность на основе триединства образования, науки и практики;
6) университетская больница – многопрофильное лечебно-профилактическое структурное подразделение организации высшего и послевузовского образования или многопрофильная лечебно-профилактическая организация, на базе которой реализуются образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного медицинского образования на основе современных достижений науки и практики.
3. Университетские больницы имеют одну из следующих форм взаимодействия с организацией высшего и (или) послевузовского медицинского образования:
1) являются многопрофильным структурным подразделением организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования, оказывающим медицинскую помощь третичного уровня;
2) являются многопрофильной организацией здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь вторичного уровня:
находящейся в доверительном управлении организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования;
являющейся дочерней организацией организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования.
4. Статус университетской больницы присваивается уполномоченным органом в сфере здравоохранения Республики Казахстан по представлению органа корпоративного управления (совета директоров и (или) наблюдательного совета) организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования при наличии согласия собственника.
5. В университетских больницах не менее чем в 90 % от всех структурных подразделений университетской больницы, в которых оказываются медицинские услуги, создаются профильные клиники (клинические кафедры).
В штатной структуре университетской больницы предоставляется не менее двух третей тарифных ставок (окладов) штатного расписания врачей и медицинских сестер высшей квалификации профессорско-преподавательскому составу организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования.
6. За медицинские услуги, которые оказаны в клинических подразделениях университетской больницы, на базе которых размещены структурные подразделения организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования, устанавливается дополнительный коэффициент финансирования.
Глава 2. Основные задачи и функции университетской больницы
7. Основными задачами университетской больницы являются:
1) создание необходимых условий для практикоориентированной клинической подготовки обучающихся организаций образования в области здравоохранения в рамках оказания медицинской помощи всех уровней, а также с использованием современных форм и методов обучения, достижений медицинской науки и практического здравоохранения;
2) создание необходимых условий для повышения качества и расширения спектра оказываемых услуг, непрерывного профессионального развития работников университетской больницы и организации образования в области здравоохранения;
3) осуществление научно-исследовательской деятельности в области здравоохранения совместно с профильными подразделениями организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования;
4) создание необходимых условий для внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в практическое здравоохранение, а также в процесс клинической подготовки обучающихся;
5) воспитание социально ответственных лидеров медицины будущего, прежде всего заботящихся о жизни и здоровье своих пациентов.
8. Для решения поставленных задач университетские больницы осуществляют следующие функции:
1) обеспечение совместной работы клинических отделений, лабораторий и вспомогательных подразделений университетской больницы с профильными кафедрами и (или) цикловыми методическими комиссиями и (или) курсами и (или) модулями, научными подразделениями организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования;
2) создание необходимых условий для проведения учебного процесса и научно-исследовательских работ профильными подразделениями организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования, включая:
предоставление организациям высшего и (или) послевузовского медицинского образования учебных и вспомогательных помещений;
обеспечение учебных и вспомогательных помещений минимальным перечнем оборудования и мебели учебных и вспомогательных помещений университетских больниц;
обеспечение допуска научно-педагогических кадров, специалистов клинических кафедр и обучающихся организации образования в области здравоохранения к осуществлению образовательного, научного, лечебно-диагностического процесса консультативной работы в университетской больнице, в том числе в специализированные отделения университетской больницы и (или) клиники, в соответствии с потребностями образовательного и лечебного процессов и порядком, установленным внутренними организационно-распорядительными документами университетской больницы и (или) клиники, за исключением случаев, когда допуск обучающихся к лечебному процессу не допускается действующим законодательством и (или) требованиями пациентов;
работа с медицинской и (или ) сестринской документации научно-педагогическими работниками (преподавателями) организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования при выполнении ими лечебно-диагностической работы, а также возможности обучающимся выполнять записи в медицинской и (или) сестринской документации под контролем и под ответственность преподавателей, в целях формирования и развития у обучающихся компетенций практической (клинической) работы, ориентированных на высокое качество оказываемых медицинских услуг и индивидуальный подход к каждому пациенту;
предоставление организациям высшего и (или) послевузовского медицинского образования доступа к медицинской документации, статистическим данным и архивным документам, с соблюдением условий конфиденциальности;
материально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса и совместных научно-исследовательских работ;
обеспечение работникам и обучающимся организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования здоровых и безопасных условий труда при выполнении работы на территории клинической базы;
проведение организационно-технических мероприятий по безопасности и охране труда;
предоставление научно-педагогическим работникам и обучающимся организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования средств индивидуальной защиты, необходимых для работы в специализированных отделениях университетской больницы;
участие в формировании содержания практического обучения и его методик, в составлении рабочих программ, в процессе проведения различного вида практик;
предоставление достаточного объема самостоятельной работы при проведении профессиональной практики, с целью закрепления теоретических знаний и овладения профессиональными компетенциями;
внедрение дуального обучения, которое предусматривает сочетание теоретического обучения с практическим обучением в университетской больнице, с закреплением наставника из числа медицинского персонала университетской больницы в расчете не более пяти обучающихся на одного наставника, для подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, включающие эффективные механизмы последующего трудоустройства выпускников;
3) обеспечение повышения квалификации медицинских работников университетской больницы, в том числе на базе организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования;
4) предоставление медицинских услуг пациентам;
5) выполнение научно-исследовательских работ совместно с профильными подразделениями организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования;
6) обеспечение разработок и проведение в установленном порядке клинических испытаний, новых эффективных методов диагностики, лечения, реабилитации пациентов;
7) проведение клинических, научно-практических и патолого-анатомических конференций, семинаров, мастер-классов, консилиумов, клинических разборов;
8) опубликование совместных научно-технических трудов и научно-медицинских разработок, пособий;
9) организация и совершенствование работы по совместному использованию медицинских изделий университетской больницы и организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования, используемых в лечебной, образовательной или научной деятельности на территории университетской больницы.
Глава 3. Требования, предъявляемые к университетским больницам
9. Требованиями к университетским больницам являются:
1) оказание медицинских услуг вторичного уровня;
2) наличие статуса многопрофильного лечебно-профилактического структурного подразделения организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования и (или) многопрофильной лечебно-профилактической организации;
3) наличие аккредитации на соответствие оказываемых медицинских услуг установленным требованиям и стандартам в области здравоохранения;
4) наличие аккредитации на соответствие требованиям, предъявляемым к университетским больницам;
5) создание профильных клиник (клинических кафедр) не менее чем в 90 % от всех структурных подразделений университетской больницы, в которых оказываются медицинские услуги;
6) предоставление не менее двух третей тарифных ставок (окладов) штатного расписания врачей, медицинских сестер высшей квалификации профессорско-преподавательскому составу организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования.
10. Медицинская организация, являющаяся университетской больницей, регистрирует преподавателей клинических кафедр в портале "Система управления ресурсами" в качестве совместителей путем создания отдельного домена внештатных сотрудников, присвоив логин и пароль для доступа к Комплексной медицинской информационной системе организации с целью осуществления лечебно-диагностической деятельности.
11. Требованием к лицам, назначаемым на должности руководителей подразделений организаций высшего и (или) послевузовского медицинского образования в университетских больницах является наличие опыта работы по клинической специальности не менее пяти лет.
12. Наставники, привлекаемые к подготовке обучающихся в университетской больнице, способствуют закреплению у обучающихся теории и практики в условиях университетской больницы, способствуют повышению качества клинической подготовки и соответствует следующим требованиям:
1) квалифицированный профильный специалист со стажем работы не менее пяти лет по основной деятельности;
2) прошедший подготовку (сертификационный курс повышения квалификации) в качестве наставника для реализации образовательной программы соответствующего уровня медицинского образования (технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского (резидентура) медицинского образования).
Приложение 4 к приказу Министр здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-304/2020 |
Положение о базе резидентуры и требования, предъявляемые к ней
Глава 1. Общие положения
1. Положение о базе резидентуры и требования, предъявляемые к ней разработаны в соответствии с подпунктом 217 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения", пунктом 5 статьи 40 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании".
2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:
1) профильный специалист – медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат в области здравоохранения;
2) клиника организации образования в области здравоохранения – структурное подразделение организации образования или организация здравоохранения, на базе которой реализуются образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского образования на основе современных достижений науки и практики;
3) дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;
4) организация высшего и (или) послевузовского образования – высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования и осуществляющее научно-исследовательскую деятельность;
5) оборудование – медицинские изделия, учебное оборудование (муляжи), используемые организацией образования в области здравоохранения и базой резидентуры в лечебном и (или) образовательном процессах;
6) организация медицинского образования – организация образования, реализующая образовательные программы по направлениям подготовки "Здравоохранение";
7) база резидентуры – клиника организации образования в области здравоохранения, университетская больница, национальный центр, научный центр или научно-исследовательский институт, аккредитованные как медицинская организация, на базе которой реализуются программы резидентуры в порядке, установленном уполномоченным органом;
8) врач-резидент – врач, обучающийся в рамках образовательной программы резидентуры и работающий в медицинской организации под надзором наставника;
9) наставник – медицинский работник со стажем не менее пяти лет, назначаемый руководителем медицинской организации или организации медицинского образования для оказания практической помощи в профессиональной адаптации обучающихся по программам медицинского образования и молодых специалистов, осуществляющий деятельность на основе триединства образования, науки и практики;
10) университетская больница – многопрофильное лечебно-профилактическое структурное подразделение организации высшего и послевузовского образования или многопрофильная лечебно-профилактическая организация, на базе которой реализуются образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного медицинского образования на основе современных достижений науки и практики.
Глава 2. Особенности деятельности баз резидентуры
3. Реализация программ резидентуры осуществляется организациями высшего и (или) послевузовского медицинского образования в аккредитованных клиниках организаций образования в области здравоохранения, университетских больницах, а также национальными и (или) научными центрами, научно-исследовательскими институтами, аккредитованными в качестве баз резидентуры.
4. Размещение врачей-резидентов на клинических базах организаций высшего и послевузовского медицинского образования, в национальных и (или) научных центрах, научно-исследовательских институтах осуществляется по согласованию с уполномоченным органом в области здравоохранения на основании представления организаций высшего и послевузовского медицинского образования, национального и (или) научного центра, научно-исследовательского института.
5. Руководитель базы резидентуры предусматривает введение должностей врачей-резидентов в штатной структуре подразделений, оказывающих медицинские услуги, и обеспечивает предоставление рабочих мест врачам-резидентам на период обучения на клинической базе.
6. Для обучения врача-резидента и привлечения к предоставлению услуг заключается:
1) договор об обучении, заключаемый между организацией высшего и (или) послевузовского образования, базой резидентуры и врачом-резидентом для организации высшего и (или) послевузовского образования;
2) договор об обучении, заключаемый между национальным и (или) научным центром, научно-исследовательским институтом и врачом-резидентом для национальных и (или) научных центров, научно-исследовательских институтов, аккредитованных в качестве баз резидентуры.
7. База резидентуры предоставляет рабочее место врачу-резиденту на основании договора базы резидентуры с организацией высшего и (или) послевузовского образования, а также национального и (или) научного центра, научно-исследовательского института.
8. Руководство базы резидентуры в организационной структуре определяется должностное лицо, осуществляющее контроль за обучающимися, осуществляющее деятельность по управлению качеством оказания медицинских услуг врачами-резидентами.
9. Руководство базы резидентуры обеспечивает доступ врачей-резидентов к информации о действующих процедурах организации, определяет уровни доступа персонала, в том числе врачей-резидентов, к конфиденциальной информации.
10. База резидентуры предоставляет (или обеспечивает) резидентам идентификационные бейджи, необходимую защитную одежду, средства индивидуальной защиты и защитное оборудование (включая средства для радиационной безопасности).
11. База резидентуры проводит мониторинг рабочей нагрузки резидентов, оказывает психологическую поддержку резидентам для минимизации стресса и его контроля.
12. На базе резидентуры проводится выборочный клинический аудит листов назначений, сделанных резидентами, в текущих и закрытых медицинских картах на предмет соблюдения процедур организации и безопасности пациента.
13. В период обучения на врача-резидента распространяются права и обязанности штатных работников базы резидентуры, правила трудового распорядка, требования по безопасности и охране труда базы резидентуры организации высшего и (или) послевузовского образования, национального и (или) научного центра, научно-исследовательского института.
14. В процессе обучения на базе резидентуры врачам-резидентам старших курсов обучения предоставляется возможность выполнять роль наставников для интернов и врачей-резидентов младших курсов обучения.
Глава 3. Требования, предъявляемые к базам резидентуры
15. Требованиями к базам резидентуры являются:
1) наличие статуса клиники организации образования в области здравоохранения и (или) университетской больницы и (или) национального центра и (или) научного центра и (или) научно-исследовательского института;
2) наличие аккредитации на соответствие оказываемых медицинских услуг установленным требованиям и стандартам в области здравоохранения;
3) наличие аккредитации на соответствие требованиям, предъявляемым к базам резидентуры;
4) наличие в штатном расписании базы резидентуры рабочих мест для врачей-резидентов.
Приложение 5 к приказу Министр здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-304/2020 |
Положение об интегрированном академическом медицинском центре и требования, предъявляемые к нему
Глава 1. Общие положения
1. Положение об интегрированном академическом медицинском центре и требования, предъявляемые (далее – Положение) к нему разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 220 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения", пунктом 5 статьи 40 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании".
2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:
1) организация образования в области здравоохранения – организация образования, реализующая образовательные программы по направлениям подготовки "Здравоохранение" и (или) "Междисциплинарные программы, связанные со здравоохранением и социальным обеспечением (медицина)";
2) клиника организации образования в области здравоохранения – структурное подразделение организации образования или организация здравоохранения, на базе которой реализуются образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского образования на основе современных достижений науки и практики;
3) организация высшего и (или) послевузовского образования – высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования и осуществляющее научно-исследовательскую деятельность;
4) интегрированный академический медицинский центр – объединение организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования с научными организациями в области здравоохранения и организациями здравоохранения с целью совместного использования ресурсов для улучшения качества медицинских услуг путем интеграции образования, исследований и клинической практики;
5) оборудование – медицинские изделия, учебное оборудование (муляжи), используемые организацией образования в области здравоохранения медицинской организацией в лечебном и (или) образовательном процессах;
6) организация медицинского образования – организация образования, реализующая программы образования по направлению подготовки "Здравоохранение";
7) университетская больница – многопрофильное лечебно-профилактическое структурное подразделение организации высшего и послевузовского образования или многопрофильная лечебно-профилактическая организация, на базе которой реализуются образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного медицинского образования на основе современных достижений науки и практики.
3. Интегрированный академический медицинский центр формируется на основе функционального или организационного объединения организации высшего и (или) послевузовского медицинского образования, научных организаций, клинических баз, клиник организации образования в области здравоохранения, университетской больницы по принципу полного цикла медицинских услуг, разработки и внедрения новых технологий и подготовки кадров.
Глава 2. Основные задачи и функции, интегрированных академических медицинских центров
4. Основными задачами интегрированного академического медицинского центра являются:
1) формирование эффективного управления академическими и производственными процессами на основе единства стратегических целей и задач;
2) формирование и развитие качественного медицинского образования на основе получения современных теоретических знаний и реальных практических навыков в условиях университетских клиник и клинических баз;
3) устойчивое повышение качества медицинской помощи на основе доступа к передовым технологиям и научным разработкам;
4) развитие широких клинических и лабораторных баз для проведения актуальных научных исследований с немедленным трансфертом их результатов в практическое здравоохранение;
5) повышение финансовой устойчивости и эффективности деятельности всех членов объединения на основе интеграции и совместного использования ресурсов.
5. Для решения поставленных задач интегрированный академический медицинский центр осуществляет следующие функции:
1) обеспечение интеграции образования, науки и практики за счет использования результатов научных исследований в учебном и клиническом процессе, установления тесных связей между организацией высшего и (или) послевузовского медицинского образования, научными организациями и клиническими базами;
2) совместное использование ресурсов для повышения эффективности научной, образовательной и клинической деятельности;
3) создание единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной и клинической деятельности;
4) реализация на базе объединения единой системы подготовки непрерывного профессионального развития работников здравоохранения;
5) обеспечение эффективного переноса результатов научных исследований в образовательный процесс и практику;
6) создание современной базы для подготовки специалистов по приоритетным направлениям здравоохранения;
7) формирование эффективной корпоративной системы управления путем повышения транспарентности при обмене информацией и принимаемых решений, распределения полномочий и обязанностей, обеспечение ответственности за условия труда и окружающей среды.
Глава 3. Требования, предъявляемые к интегрированному академическому медицинскому центру
6. Требованиями к интегрированному академическому медицинскому центру являются:
1) наличие договора о совместной деятельности, заключенном между организациями, входящими в состав интегрированного академического медицинского центра;
2) наличие коллегиального органа управления и исполнительного органа;
3) наличие стратегии развития, утвержденной коллегиальным органом управления, интегрированного академического медицинского центра.