В соответствии c пунктом 5 статьи 35 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые правила организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг (помощи).
2. Признать утратившими силу некоторые приказы в области здравоохранения согласно приложению к настоящему приказу.
3. Комитету медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за настоящим приказом возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр здравоохранения Республики Казахстан |
А. Цой |
Утверждены приказом Министр здравоохранения Республики Казахстан от 3 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-230/2020 |
Правила организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг (помощи)
Глава 1. Общие положения
1. Правила организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг (помощи) (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 35 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс) и определяют порядок организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг (помощи), оказываемых субъектами здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) фонд социального медицинского страхования (далее – Фонд) – некоммерческая организация, производящая аккумулирование отчислений и взносов, а также осуществляющая закуп и оплату услуг субъектов здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в объемах и на условиях, которые предусмотрены договором закупа медицинских услуг, и иные функции, определенные законами Республики Казахстан;
2) профильный специалист – медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат в области здравоохранения;
3) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан Республики Казахстан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, качества оказания медицинских услуг (помощи);
4) клинический протокол – научно доказанные рекомендации по профилактике, диагностике, лечению, медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи при определенном заболевании или состоянии пациента;
5) независимая экспертиза качества медицинских услуг (помощи) – процедура, проводимая независимыми экспертами в рамках внутренней и внешней экспертизы в целях вынесения заключения о качестве оказываемых медицинских услуг (помощи), предоставляемых субъектами здравоохранения, с использованием индикаторов, отражающих показатель эффективности, полноты и соответствия оказываемых медицинских услуг (помощи) Стандартам;
6) стандарт в области здравоохранения (далее – Стандарт) – нормативный правовой акт, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики для обеспечения стандартизации в области здравоохранения в сфере медицинской, фармацевтической деятельности, образовательной и научной деятельности в области здравоохранения, цифрового здравоохранения;
7) медицинские услуги (помощь) – действия субъектов здравоохранения, имеющие профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную и паллиативную направленность по отношению к конкретному человеку;
8) экспертиза качества медицинских услуг (помощи) – совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, осуществляемых для вынесения заключения по качеству медицинских услуг, предоставляемых физическими и юридическими лицами, с использованием индикаторов, отражающих показатель эффективности, полноты и соответствия медицинских услуг Стандартам;
9) государственный орган в сфере оказания медицинских услуг (помощи) (далее - государственный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере оказания медицинских услуг (помощи), контроль за качеством медицинских услуг (помощи);
10) независимый эксперт – физическое лицо, соответствующее требованиям, определяемым уполномоченным органом, и состоящее в реестре независимых экспертов.
3. Этапами внутренней и внешней экспертизы качества медицинских услуг (помощи) являются:
анализ учетной и отчетной документации;
проведение клинического аудита;
обобщение результатов экспертизы качества медицинских услуг (помощи).
4. При анализе учетной и отчетной документации сравниваются показатели деятельности организации за определенный период работы с показателями за предыдущий аналогичный период, а также с республиканскими и областными показателями состояния здоровья населения.
5. При проведении клинического аудита оцениваются:
1) качество сбора анамнеза, которое оценивается по следующим критериям:
отсутствие сбора анамнеза;
полнота сбора анамнеза;
наличие данных о перенесенных, хронических и наследственных заболеваниях, проведенных гемотрансфузиях, переносимости лекарственных препаратов, аллергологический статус;
развитие осложнений вследствие допущенных тактических ошибок при проведении лечебно-диагностических мероприятий из-за некачественного сбора анамнеза;
2) полнота и обоснованность проведения диагностических исследований, которые оцениваются по следующим критериям:
отсутствие диагностических мероприятий;
неправильное заключение или отсутствие заключения по результатам проведенных диагностических исследований, приведшие к неправильной постановке диагноза и ошибкам в тактике лечения;
проведение диагностических исследований, предусмотренных клиническими протоколами;
проведение диагностических исследований с высоким, неоправданным риском для состояния здоровья пациента, обоснованность проведения диагностических исследований, не вошедших в клинические протокола;
проведение диагностических исследований, неинформативных для постановки правильного диагноза и приведших к необоснованному увеличению сроков лечения и удорожанию стоимости лечения;
3) правильность, своевременность и обоснованность выставленного клинического диагноза с учетом результатов проведенных исследований (при плановой госпитализации учитываются исследования, проведенные и на догоспитальном этапе), которые оцениваются по следующим критериям:
диагноз отсутствует, неполный или неправильный, не соответствует международной классификации болезней;
не выделен ведущий патологический синдром, определяющий тяжесть течения заболевания, не распознаны сопутствующие заболевания и осложнения;
диагноз правильный, но неполный, не выделен ведущий патологический синдром при выделенных осложнениях, не распознаны сопутствующие заболевания, влияющие на исход;
диагноз основного заболевания правильный, но не диагностированы сопутствующие заболевания, влияющие на результат лечения.
Объективные причины неправильной и (или) несвоевременной диагностики (атипичное течение основного заболевания, бессимптомное течение сопутствующего заболевания, редко встречающиеся осложнения и сопутствующие заболевания) отражаются в результатах экспертизы. Проводится оценка влияния неправильной и (или) несвоевременной постановки диагноза на последующие этапы оказания медицинских услуг (помощи);
4) своевременность и качество консультаций профильных специалистов, которые оцениваются по следующим критериям:
отсутствие консультации, приведшее к ошибочной трактовке симптомов и синдромов, отрицательно повлиявших на исход заболевания;
консультация своевременная, непринятие во внимание мнения консультанта при постановке диагноза частично повлияло на исход заболевания;
консультация своевременная, мнение консультанта учтено при постановке диагноза, невыполнение рекомендации консультанта по лечению частично повлияло на исход заболевания;
мнение консультанта ошибочное и повлияло на исход заболевания.
В случаях проведения консультаций с опозданием, проводится оценка объективности причин несвоевременной консультации и влияния несвоевременной постановки диагноза на последующие этапы оказания медицинских услуг (помощи);
5) объем, качество и обоснованность проведения лечебных мероприятий, которые оцениваются по следующим критериям:
отсутствие лечения при наличии показаний;
назначение лечения при отсутствии показаний;
назначение малоэффективных лечебных мероприятий без учета особенностей течения заболевания, сопутствующих заболеваний и осложнений;
выполнение лечебных мероприятий не в полном объеме, без учета функционального состояния органов и систем, назначения лекарственных средств без доказанной клинической эффективности;
несоблюдение требований Стандартов, необоснованное отклонение от требований клинических протоколов, наличие полипрагмазии, приведшее к развитию нового патологического синдрома и ухудшению состояния пациента;
6) отсутствие или развитие осложнений после медицинских вмешательств, оцениваются все возникшие осложнения, в том числе обусловленные оперативными вмешательствами (запоздалое оперативное вмешательство, неадекватный объем и метод, технические дефекты) и диагностическими процедурами;
7) достигнутый результат, который оценивается по следующим критериям:
достижение ожидаемого клинического эффекта при соблюдении технологии оказания медицинских услуг (помощи);
отсутствие клинического эффекта лечебных и профилактических мероприятий вследствие некачественного сбора анамнеза и проведения диагностических исследований;
отсутствие ожидаемого клинического эффекта вследствие проведения малоэффективных лечебных, профилактических мероприятий без учета особенностей течения заболевания, сопутствующих заболеваний, осложнений, назначение лекарственных средств без доказанной клинической эффективности;
наличие полипрагмазии, обусловившее развитие нежелательных последствий;
8) качество ведения медицинской документации, которое оценивается по наличию, полноте и качеству записей в первичной медицинской документации, предназначенной для записи данных о состоянии здоровья пациентов, отражающих характер, объем и качество оказанной медицинской помощи в соответствии с формами отчетной и учетной документации в области здравоохранения согласно подпункту 31) статьи 7 Кодекса.
На уровне амбулаторно-поликлинической помощи дополнительно оцениваются диспансерные наблюдения, профилактические, реабилитационные мероприятия и скрининговые исследования.
6. При обобщении результатов экспертизы качества медицинских услуг (помощи) выносится решение о соответствии (несоответствии) оказанной медицинской помощи требованиям Стандартов и клинических протоколов.
7. Экспертиза качества медицинских услуг (помощи) осуществляется при необходимости с участием пациента.
8. По летальным случаям завершенной и полной экспертизой считается сопоставление результатов ретроспективного анализа, патологоанатомического вскрытия и (или) судебно-медицинской экспертизы.
В качестве источника информации при проведении экспертизы используются медицинская документация и электронные информационные ресурсы в области здравоохранения.
Глава 2. Порядок организации и проведения внутренней экспертизы качества медицинских услуг (помощи)
9. Для организации и проведения внутренней экспертизы в медицинской организации создается служба поддержки пациента и внутренней экспертизы (далее – Служба).
Структура и состав Службы утверждаются руководителем медицинской организации с учетом объема оказываемых медицинских услуг, профиля, мощности (количества коек) для организаций, оказывающих стационарную помощь, количества прикрепленного населения для организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь.
10. Службой проводится экспертиза:
1) в организациях, оказывающих стационарную или стационарозамещающую помощь, не менее 15 % пролеченных случаев в месяц, а также все случаи:
летальных исходов;
осложнений, в том числе послеоперационных;
внутрибольничных инфекций;
повторной госпитализации по одному и тому же заболеванию в течение одного месяца вследствие некачественного предыдущего лечения;
увеличения или уменьшения сроков лечения;
расхождений диагнозов;
необоснованной госпитализации;
2) в организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь:
не менее 10 % экспертиз за месяц:
пролеченных случаев, амбулаторных карт лиц, подлежащих иммунизации против инфекционных заболеваний;
а также все случаи:
материнской смертности;
смерти на дому детей от 0 до 5 лет включительно;
смерти на дому лиц трудоспособного возраста от заболеваний;
внутрибольничных инфекций;
несвоевременной вакцинации или отсутствия вакцинации против инфекционных заболеваний;
запущенных форм онкологических заболеваний и туберкулеза;
первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
осложнений беременности, управляемых на уровне организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
наблюдений за пациентами после выписки из стационара (за детьми, за женщинами в послеродовом периоде), за пациентами с болезнями системы кровообращения (после инсультов и инфарктов);
3) в организациях скорой медицинской помощи экспертиза качества медицинских услуг (помощи) не менее 20 % обслуженных вызовов за квартал, а также все случаи:
повторных вызовов к одному и тому же пациенту по тому же заболеванию в течение суток с момента первого вызова;
летальности при вызовах: смерть до прибытия бригады, смерть в присутствии бригады;
расхождения диагнозов бригады скорой помощи и стационара в случае госпитализации больных;
4) в организациях восстановительного лечения и медицинской реабилитации – все случаи:
летальных исходов;
перевода в больничные организации;
увеличения или уменьшения сроков лечения;
больничного травматизма;
внутрибольничных инфекций;
5) в организациях по оказанию паллиативной помощи и сестринского ухода – все случаи:
летальных исходов;
внутрибольничных инфекций;
больничного травматизма;
6) в организациях, осуществляющих деятельность в сфере службы крови, проводится экспертиза качества медицинских услуг (помощи) не менее 20 % медицинских карт доноров в квартал, а также проводится контроль соблюдения правил заготовки, переработки, контроля качества, хранения, реализации крови, ее компонентов, а также правила переливания крови, ее компонентов согласно подпункту 84) статьи 7 Кодекса.
11. Службой ежемесячно также проводится экспертиза не менее 10 % пролеченных случаев на качество заполнения медицинской документации средними медицинскими работниками.
12. Службой с медицинскими работниками, допустившими нарушения порядка оказания медицинской помощи, лечебно-диагностических мероприятий, выражающееся в необоснованном отклонении от Стандартов и клинических протоколов (далее - дефекты), проводится уточнение причин их возникновения, разъяснения требований Стандартов, и совместная разработка рекомендаций по недопущению дефектов и ошибок.
Случаи допущенных дефектов, требующих принятия управленческих решений (направление на дополнительное обучение, курсы повышения квалификации медицинских работников, приобретение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской техники) выносятся на рассмотрение руководства.
13. Службой на основании оценки внутренних индикаторов, в соответствии с приложением 1 к настоящим Правилам оценивается деятельность структурных подразделений и в целом медицинской организации. Руководители структурных подразделений медицинской организации представляют Службе ежемесячно по утвержденному руководителем медицинской организации графику результаты мониторинга по индикаторам оценки качества медицинских услуг (помощи).
14. Служба определяет степень удовлетворенности пациентов уровнем и качеством медицинских услуг (помощи) путем анкетирования пациентов и (или) их родственников и анализа обоснованных обращений на качество оказанных медицинских услуг (помощи), анализа медицинских инцидентов в соответствии с правилами определения случаев (событий) медицинского инцидента, их учета и анализа, в соответствии с подпунктом 11) статьи 7 Кодекса.
15. Служба рассматривает обращения пациентов по вопросам оказанной медицинской помощи, с созданием комиссии. При этом, обращение рассматривается в срок, не превышающий пяти календарных дней.
16. Внутренняя экспертиза качества медицинских услуг (помощи) осуществляется также путем самоконтроля на уровне:
каждого медицинского работника;
структурного подразделения;
главной медицинской сестры и (или) заместителя руководителя по сестринскому делу;
заместителя руководителя по медицинской части.
17. Экспертиза на уровне медицинского работника осуществляется врачом, каждой медицинской сестрой отделения по всем пролеченным случаям. Результатом проведенного самоконтроля является подпись медицинского работника в медицинской документации.
18. Экспертиза на уровне структурного подразделения проводится его руководителем по всем пролеченным случаям.
19. Экспертиза работы средних медицинских работников на уровне структурного подразделения осуществляется старшей медицинской сестрой. Экспертиза качества работы средних медицинских работников структурных подразделений определяется полнотой и своевременностью заполнения медицинской документации, а также по полноте, своевременности и качества выполнения врачебных назначений;
20. Экспертиза на уровне главной медицинской сестры или заместителя руководителя по сестринскому делу медицинской организации проводится путем изучения и анализа не менее 10 % пролеченных случаев на качество заполнения медицинской документации средними медицинскими работниками.
21. Экспертиза на уровне заместителя руководителя по медицинской части проводится путем изучения и анализа не менее 15 % пролеченных случаев в месяц.
22. Службой по результатам внутренней экспертизы составляется заключение, которое включает:
1) общее количество выявленных нарушений, их структура, возможные причины и пути устранения;
2) количество выявленных нарушений, повлекших ухудшение состояния здоровья;
3) количество выявленных отклонений, приведших к увеличению затрат на оказание медицинской помощи.
23. Результаты внутренней экспертизы рассматривается на заседании Службы, которые оформляются протоколом.
По результатам внутренней экспертизы руководителю медицинской организации ежемесячно Службой вносятся предложения по устранению выявленных причин и условий снижения качества оказываемых медицинских услуг.
Глава 3. Порядок организации и проведения внешней экспертизы качества медицинских услуг (помощи)
24. Внешняя экспертиза качества медицинских услуг (помощи) осуществляется:
1) государственным органом;
2) фондом;
3) независимыми экспертами в области здравоохранения;
4) ведомством Управления делами Президента Республики Казахстан в отношении подведомственных организаций.
25. По итогам внешней экспертизы анализируются:
результат внутренней экспертизы на предмет соблюдения принципов экспертизы;
соответствие и эффективности мер, принятых Службой;
соответствие пороговых значений в динамике внешних индикаторов в соответствии с приложением 2 к настоящим Правилам;
качество оказанных медицинских услуг (помощи).
26. Государственным органом внешняя экспертиза проводится в том числе с привлечением независимых экспертов и (или) профильных специалистов в области здравоохранения.
27. Внешнюю экспертизу всех случаев материнской смертности (за исключением несчастных случаев) проводит государственный орган.
28. В случае выявления дефектов по результатам внешней экспертизы государственный орган направляет в Фонд, местным органам государственного управления здравоохранения областей, городов республиканского значения и столицы, а также субъектам здравоохранения информацию, для принятия мер реагирования по компетенции.
29. В случае выявления дефектов приведшие к вреду здоровья в виде инвалидизации, в том числе с утратой трудоспособности либо летальному исходу государственный орган направляет материалы внешней экспертизы в органы внутренних дел для принятия процессуального решения в соответствии со статьей 179 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
30. По результатам внешней экспертизы качества медицинских услуг (помощи), проведенных государственным органом и Фондом, государственный орган проводит анализ для выработки предложений по совершенствованию оказания медицинских услуг (помощи).
31. При проведении проверки субъектов здравоохранения специалист государственного органа предоставляет эксперту материалы, являющиеся предметом экспертизы. При необходимости им организуется встреча с заявителем (с согласия заявителя).
32. По окончании проведения экспертизы государственным органом составляется заключение по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
33. Фондом внешняя экспертиза проводится в рамках мониторинга исполнения договорных обязательств по качеству и объему медицинских услуг в том числе с привлечением независимых экспертов и (или) профильных специалистов в области здравоохранения в порядке, определяемом в соответствии с подпунктом 99) статьи 7 Кодекса.
34. Фонд предоставляет независимому эксперту материалы, являющиеся предметом экспертизы.
35. По окончании проведения экспертизы Фондом составляется заключение и (или) акт по форме определяемом в соответствии с подпунктом 99) статьи 7 Кодекса.
36. Независимыми экспертами в области здравоохранения внешняя экспертиза проводится при привлечении их физическими или юридическими лицами на договорной основе.
Сведения о независимых экспертах содержатся в Реестре независимых экспертов формируемый государственным органом в соответствии с подпунктом 18) статьи 8 Кодекса. Реестр независимых экспертов размещается на сайте государственного органа.
37. При осуществлении независимой экспертизы физические или юридические лица привлекающее независимых экспертов на договорной основе (далее - Заказчик) предоставляет независимому эксперту материалы, являющиеся предметом экспертизы.
Если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний независимого эксперта либо представленные материалы недостаточны для дачи экспертного заключения независимый эксперт отказывает в даче заключения.
Независимый эксперт проводит независимую экспертную оценку качества медицинской деятельности в соответствии с действующим законодательством в области здравоохранения и обеспечивает законность, компетентность и непредвзятость независимой экспертизы, а также научную обоснованность средств и методов проведения исследований для полноты и объективности независимой экспертизы.
В ходе проведения экспертизы независимый эксперт соблюдает конфиденциальность служебной информации, принципы профессиональной этики, не разглашает сведения о произведенном при его участии следственном действии и обнаружившихся при этом обстоятельствах, данные закрытого заседания суда, а также ставшие ему известными сведения об обстоятельствах, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, составляющих государственные секреты, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
38. Экспертиза, проводимая независимыми экспертами привлекаемыми государственным органом, делится на следующие категории:
1) экспертиза качества оказанных медицинских услуг (помощи) с неблагоприятным исходом:
изучение патологоанатомических исследований;
изучение медицинской документации не более двух организаций здравоохранения (согласно маршруту оказания медицинской помощи пациенту);
изучение медицинской документации трех и более организаций здравоохранения (согласно маршруту оказания медицинской помощи пациенту);
2) экспертиза качества оказанных медицинских услуг (помощи) с благоприятным исходом с осмотром пациента (при необходимости):
изучение патологоанатомических исследований;
изучение медицинской документации не более двух организаций здравоохранения (согласно маршруту оказания медицинской помощи пациенту);
изучение медицинской документации трех и более организаций здравоохранения (согласно маршруту оказания медицинской помощи пациенту).
К оказанным медицинским услугам (помощи) с неблагоприятным исходом относятся некачественное оказание медицинских услуг (помощи), несоблюдение Стандартов и правил оказания медицинской помощи, которое повлекло наступление смерти, опасное для жизни состояние, значительную стойкую утрату общей трудоспособности, полную утрату профессиональной трудоспособности.
К оказанным медицинским услугам (помощи) с благоприятным исходом относятся некачественное оказание медицинских услуг (помощи), несоблюдение Стандартов и правил оказания медицинской помощи, которое не повлекло причинение вреда жизни и здоровью человека.
39. По окончании проведения экспертизы независимый эксперт представляет экспертное заключение по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
Экспертное заключение независимого эксперта составляется в трех экземплярах. Один экземпляр вручается субъекту здравоохранения, второй экземпляр вручается Заказчику, третий экземпляр остается у независимого эксперта.
40. Замечания и (или) возражения по результатам внешней экспертизы излагаются в письменном виде и прилагаются к заключению внешней экспертизы. По результатам внешней экспертизы качества медицинских услуг (помощи) руководитель медицинской организации принимает управленческие меры, в том числе определяет потребность и направленность обучающих программ для врачей и среднего медицинского персонала.
41. Повторная экспертиза проводится в случаях несогласия с выводами внешней экспертизы на основании обращений субъектов здравоохранения, физических или юридических лиц.
При проведении повторной экспертизы привлекаются эксперты, не принимавшие участие в первичной экспертизе.
42. Жалоба о несогласии с выводами внешней экспертизы подается в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд в соответствии требованием законодательства Республики Казахстан.
Приложение 1 к Правилам организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг (помощи) |
Внутренние индикаторы
Расшифровка аббревиатур и сокращений:
1. МКСП – медицинская карта стационарного пациента
2. ИС ЭРСБ - информационная система "Электронный регистр стационарных больных"
3. СКВС – статистическая карта выбывшего из стационара
4. ИС РПН - информационная система "Регистр прикрепленного пациента"
5. ПМСП - первичная медико-санитарная помощь
6. МКАП – медицинская карта амбулаторного пациента
7. МИС – медицинские информационные системы
8. ИС ЭРДБ - информационная система "Электронный реестр диспансерных больных"
9. ИС РБЖФВ - информационная система "Регистр беременных и женщин фертильного возраста"
10. программа ИВБДВ – программа интегрированного ведения болезней детского возраста
11. ОКИ – острая кишечная инфекция
12. ОРИ – острая респираторная инфекция
13. ИС НРБТ- информационная система "Национальный реестр больных туберкулезом"
14. ИС ЭРОБ - информационная система "Электронный регистр онкологических больных"
Приложение 2 к Правилам организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг (помощи) |
Внешние индикаторы
№ | Наименование индикаторов | Единица измерения | Периодичность информации | Источник информации | Пороговое значение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Индикаторы оценки для организаций, оказывающих стационарную помощь | |||||
1 | Показатель летальности при плановой госпитализации | Удельный вес (%) умерших в стационаре (за исключением пациентов, получающих онкологическую и паллиативную медицинскую помощь) от общего числа пациентов, выбывших (выписанных, умерших) за отчетный период | Ежемесячно | Отчетные данные, МКСП | Значение индикатора стремится к нулю |
2 | Показатель послеоперационной летальности в случаях плановой госпитализации | Удельный вес (%) умерших в стационаре после оперативных вмешательств от количества пациентов, прооперированных в плановом порядке за отчетный период | Ежемесячно | Отчетные данные, МКСП | Значение индикатора стремится к нулю |
3 | Количество материнской смертности, из них от: акушерских кровотечений, гестозов, абортов, экстрагенитальной патологии | Абсолютное число | Ежемесячно | Данные мониторинга беременных, родильниц медицинской организации, карта учета материнской смертности, ИС ЭРСБ | Значение индикатора стремится к нулю по причинам, поддающимся управлению |
4 | Количество младенческой смертности, из них от: заболеваний органов дыхания, кишечных инфекций, врожденных пороков развития, болезней перинатального периода | Абсолютное число | Ежемесячно | Карта учета, родившегося живым, мертворожденного и умершего ребенка в возрасте до 5 лет, информационная система "Регистр прикрепленного пациента" | Уменьшение значения показателя отчетного периода по сравнению с предыдущим на 5 % |
5 | Показатель повторного поступления в течение месяца по поводу одного и того же заболевания | Удельный вес (%) повторных госпитализаций в течение месяца по поводу одного и того же заболевания от числа госпитализированных за отчетный период (за исключением пациентов с онкологическими и гематологическими заболеваниями, а также пациентов, получающих заместительную терапию) | Ежемесячно | Отчетные данные, МКСП, СКВС | Значение индикатора стремится к нулю |
6 | Количество расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов | Абсолютное число | Ежемесячно | Протокол патологоанатомического исследования | Значение индикатора стремится к нулю |
7 | Показатель обоснованных обращении на качество оказания медицинских услуг | Количество обоснованных жалоб на 1000 пролеченных пациентов | Ежемесячно | Журнал регистрации обращений | Значение индикатора не должен превышать 1,0 |
8 | Показатель эпидемиологического расследования внутрибольничных инфекций | Удельный вес (%) случаев внутрибольничных инфекций с проведением эпидемиологического расследования от общего числа зарегистрированных случаев | Ежемесячно | Протокола разбора случаев на заседании комиссии инфекционного контроля | Значение индикатора стремится к 100 % |
9 | Показатель установления причин и факторов возникновения и распространения внутрибольничных инфекций | Удельный вес (%) случаев внутрибольничных инфекций с установленными причинами и факторами возникновения и распространения внутрибольничных инфекций от общего числа зарегистрированных случаев | Ежемесячно | Протокола разбора случаев на заседании комиссии инфекционного контроля | Значение индикатора стремится к 80 % |
Индикаторы оценки для организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь | |||||
1 | Показатель материнской смертности, с дефектами оказания медицинских услуг на уровне ПМСП | Удельный вес (%) случаев материнской смерти среди прикрепленных жителей с подтвержденными дефектами (экспертами) на уровне ПМСП, за отчетный период на количество прикрепленных женщин фертильного возраста | Ежеквартально | Карта учета материнской смертности (результаты внешней экспертизы) | Значение индикатора стремится к нулю |
2 | Показатель младенческой смертности, с дефектами оказания медицинских услуг на уровне ПМСП | Удельный вес (%) умерших детей в возрасте от 0 до 1 года, предотвратимых на уровне ПМСП на количество детей в возрасте от 0 до 1 года среди прикрепленного населения | Ежеквартально | Карта учета, родившегося живым, мертворожденного и умершего ребенка в возрасте до 1 года | Уменьшение значения показателя отчетного периода по сравнению с предыдущим на 5 % |
3 | Показатель беременности ЖФВ с экстрагенитальной патологией, которым абсолютно противопоказана беременность | Удельный вес (%) случаев беременности ЖФВ с экстрагенитальной патологией, которым абсолютно противопоказана беременность среди прикрепленных жителей на общее количество ЖФВ среди прикрепленных жителей | Ежеквартально | СКВС, информационная система "Регистр беременных и женщин фертильного возраста" | Значение индикатора стремится к нулю |
4 | Показатель запущенных случаев среди впервые выявленных больных с туберкулезом легких | Удельный вес (%) запущенных случаев у впервые выявленных туберкулезом легких среди прикрепленного населения на количество впервые выявленных случаев туберкулеза легких среди прикрепленного населения | Ежеквартально | Информационная система "Национальный реестр больных туберкулезом" | Уменьшение значения показателя отчетного периода по сравнению с предыдущим на 5 % |
5 | Показатель впервые выявленных больных злокачественными новообразованиями 3-4 стадии | Удельный вес (%) впервые выявленных больных злокачественными новообразованиями 3-4 стадии от общего количества впервые выявленных больных злокачественными новообразованиями за отчетный период | Ежеквартально | Информационная система "Электронный регистр онкологических больных" | Уменьшение значения показателя отчетного периода по сравнению с предыдущим на 5 % |
6 | Показатель обоснованных обращении на качество оказания медицинских услуг | Количество обоснованных жалоб на 1000 случаев поликлинического обращения пациента | Ежемесячно | Журнал регистрации обращений | Значение индикатора не должен превышать 3,0 |
7 | Показатель госпитализации больных с осложнениями заболеваний сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия, инфаркт миокарда, инсульт) | Удельный вес (%) стационарно пролеченных больных с осложнениями заболеваний сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия, инфаркт миокарда, инсульт) на количество прикрепленного населения | Ежеквартально | СКВС, ИС ЭРСБ | Уменьшение значения показателя отчетного периода по сравнению с предыдущим на 5 % |
8 | Показатель эпидемиологического расследования внутрибольничных инфекций | Удельный вес (%) случаев внутрибольничных инфекций с проведением эпидемиологического расследования от общего числа зарегистрированных случаев | ежемесячно | Протокол разбора случаев на заседании комиссии инфекционного контроля | Значение индикатора не должен превышать 3,0 |
9 | Показатель установления причин и факторов возникновения и распространения внутрибольничных инфекций | Удельный вес (%) случаев внутрибольничных инфекций с установленными причинами и факторами возникновения и распространения внутрибольничных инфекций от общего числа зарегистрированных случаев | Ежемесячно | Протокол разбора случаев на заседании комиссии инфекционного контроля | Значение индикатора стремится к 80% |
10 | Показатель охвата иммунизацией детей до 5 лет против целевых инфекций | Удельный вес (%) детей целевой группы, охваченных иммунизацией | Ежемесячно в нарастании | Отчетная форма № 4, утвержденная приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 мая 2015 года № 415, журнал учета профилактических прививок | Значение индикатора стремится к 95% за год (ежемесячно не менее 7,9%) |
Расшифровка аббревиатур и сокращений:
1. МКСП – медицинская карта стационарного пациента
2. ИС ЭРСБ - информационная система "Электронный регистр стационарных больных"
3. СКВС – статистическая карта выбывшего из стационара
4. ПМСП - первичная медико-санитарная помощь
5. ЖФВ - женщины фертильного возраста
Приложение 3 к Правилам организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг (помощи) |
Экспертное заключение
1. Фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, проводившего экспертизу, с указанием специальности, должности, ученой степени.
2. Наименование субъекта (объекта) здравоохранения, в котором проводилась экспертиза
3. Основание проведения экспертизы, либо сведения о заказчике
4. Сроки проведения экспертизы
5. Период проведения экспертизы
6. Предмет экспертизы
7. Сведения о результатах экспертизы, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере
8. Выводы
9. Рекомендации
_________________________________________________ ________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись лица, проводившего
экспертизу
Дата "____" ___________ 20 ___ года
Приложение к приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-230/2020 |
Перечень некоторых утративших силу приказов в области здравоохранения
1) приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 173 "Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10880, опубликован 1 октября 2015 года в газете "Казахстанская правда" № 187);
2) приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 июня 2016 года № 568 "О внесении изменения в приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 173 "Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14026, опубликован 15 сентября 2016 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде);
3) приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 февраля 2019 года № ҚР ДСМ-3 "О внесении изменений и дополнения в приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 173 "Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18300, опубликован 15 февраля 2019 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде).