Об утверждении Правил управления профессиональными рисками

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 11 сентября 2020 года № 363. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 сентября 2020 года № 21197.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 41-2) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила управления профессиональными рисками.

      2. Департаменту труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Сарбасова А.А.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан
Б. Нурымбетов

  Утверждены приказом
Министра труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
от 11 сентября 2020 года № 363

Правила управления профессиональными рисками

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила управления профессиональными рисками (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-2) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее – Трудовой кодекс) и определяют порядок управления профессиональными рисками, включающий в себя идентификацию и оценку профессиональных рисков, корректирующие меры, контроль и мониторинг профессионального риска.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) система управления охраной труда (далее – СУОТ) – комплекс взаимосвязанных мероприятий по реализации политики по охране труда, выполнению требований безопасности труда, управлению профессиональными рисками;

      2) рабочее место – место постоянного или временного нахождения работника при выполнении им трудовых обязанностей в процессе трудовой деятельности;

      3) профессиональный риск (далее – ПР) – риск утраты трудоспособности (либо смерти) работника при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;

      4) оценка профессионального риска (далее – ОПР) – определение степени профессионального риска на основе анализа информации об идентификации рисков и статистических данных о заболеваемости и производственном травматизме в организации, обеспеченности средствами коллективной и индивидуальной защиты;

      5) управление профессиональными рисками (далее – УПР) – составная часть системы управления охраной труда, включающая в себя идентификацию и оценку профессиональных рисков, корректирующие меры, контроль и мониторинг профессионального риска;

      6) производственное оборудование – машины, механизмы, устройства, аппараты, приборы и иные технические средства, необходимые для работы, производства.

Глава 2. Порядок управления профессиональными рисками

      3. УПР состоит из следующих процедур:

      идентификации ПР;

      ОПР;

      корректирующие меры (по снижению ПР);

      контроль и мониторинг ПР.

      4. Проведения процедуры УПР включает в себя:

      определение состава экспертной группы, утверждаемой руководителем предприятия, для проведения идентификации и ОПР, разработки корректирующих мер по результатам ОПР и распределение полномочий и обязанностей между ее членами;

      определение объектов оценки с учетом перечня всех профессий или профессиональных групп, по которым будет проводиться ОПР, разработка графика проведения ОПР (назначение лиц, проводящих оценку);

      определение ресурсов для выполнения ОПР, в том числе потребности в обучении работников по вопросам УПР, обеспечения идентификации ПР и их оценке, организации проведения корректирующих мер, информирования работников и организации документирования на всех стадиях УПР;

      5. Организацию проведения процедур УПР осуществляет Производственный совет по безопасности и охране труда, создаваемый в соответствии со статьей 203 Трудового кодекса.

Параграф 1. Идентификация профессионального риска

      6. Идентификация ПР проводится по каждой профессии (рабочему месту) в разрезе производственных (технологических) процессов и видов деятельности для выявления производственных факторов, воздействие которых приводит к утрате трудоспособности (либо смерти) работника при исполнении трудовых (служебных) обязанностей с учетом характера их воздействия на организм работника (механические, физические, химические, биологические и психофизиологические факторы).

      7. Идентификация ПР включает:

      сбор информации для ОПР и ее документационный анализ;

      техническое обследование и визуальный осмотр рабочего места, наблюдение за ходом работы и выявление соответствия деятельности требованиям к безопасности работ, изучение всех характеристик производственной среды и трудового процесса: рабочего места, производственного оборудования и машин, материалов, технологии и методов работы;

      определение перечня производственных факторов, воздействие которых приводит к утрате трудоспособности (либо смерти) работника при исполнении трудовых (служебных) обязанностей по каждой профессии (рабочему месту) в разрезе производственных процессов (технологических, бизнес-процессов) и видов деятельности с заполнением Реестра профессионального риска по предприятию согласно приложению 1 к настоящим Правилам и его утверждение руководителем предприятия.

      8. По результатам идентификации ПР, в случае наличия профессий (рабочих мест) с идентичным характером выполняемых работ и аналогичными условиями труда допускается выбор одной профессиональной группы или одного рабочего места для ОПР.

Параграф 2. Оценка профессиональных рисков

      9. ОПР подлежат все производственные факторы, указанные в Реестре профессионального по предприятию и оформляются протоколом ОПР (индивидуального) по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      10. ОПР проводится по каждой профессии (рабочему месту) в разрезе производственных (технологических) процессов (технологических, бизнес-процессов) и видов деятельности.

      11. По результатам ОПР по каждой профессии (рабочему месту) степень ПР устанавливается от одного до пяти:

      1 степень – допустимый риск;

      2 степень – низкий риск;

      3 степень – средний риск;

      4 степень – высокий риск;

      5 степень – очень высокий риск.

      12. Степень ПР по каждой профессии (рабочему месту) определяется по формуле:

     


      где:

      В – показатель вредности условий труда, характеризует вероятность воздействия производственных (вредных) факторов на трудоспособность работника данной профессии (профессиональной группы) на его рабочем месте;

      Т – показатель травмоопасности условий труда, характеризует вероятность воздействия производственных (опасных) факторов на трудоспособность работника данной профессии (профессиональной группы) на его рабочем месте;

      Об – показатель безопасности производственного оборудования, используемого в трудовом процессе работником данной профессии (профессиональной группы) на его рабочем месте;

      Сиз – показатель обеспеченности СИЗ, используемых в трудовом процессе работником данной профессии (профессиональной группы);

      З – показатель заболеваемости работников данной профессии (профессиональной группы).

Параграф 3. Корректирующие меры

      13. В отношении степени ПР, за исключением допустимого уровня, определенной по результатам оценки, проводятся корректирующие меры, направленные на устранение или снижение степени на более низкую.

      14. Приоритетность корректирующих мер определяется на основе ранжирования ПР, путем упорядочивания всех профессий (профессиональных групп) в порядке убывания степени ПР.

      15. На основе корректирующих мер разрабатывается План мероприятий по управлению профессиональными рисками.

Параграф 4. Контроль и мониторинг профессиональных рисков

      16. Контроль ПР включает в себя проверку выполнения всех корректирующих мер ПР установленных Планом мероприятий по УПР.

      17. Контроль ПР проводится на основе сбора информации, анализа первичных материалов и обязательной документации УПР.

      18. Мониторинг ПР включает в себя сбор и формирование аналитических данных результатов ОПР согласно приложению 3 к настоящим Правилам, их изучение и анализ с целью получения информации по снижению степени ПР.

  Приложение 1
к Правилам управления
профессиональными рисками
  Форма

НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

РЕЕСТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА
(в общем по предприятию и структурным подразделениям)

  Год________

№ п/п

Наименование вида деятельности, структурного подразделения, профессии/должности)

Количество работников

Удельный вес работников

Показатель

Степень ПР

В

Т

Об

СИЗ

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

Административная деятельность










Структурное подразделение










Профессии/ должности



















II

Производственная деятельность










Структурное подразделение










Профессии/ должности



















III

Вспомогательная деятельность










Структурное подразделение










Профессии/ должности










ВСЕГО


100%


      Ответственное лицо по ОТ________ _____________________________________
                              подпись             ФИО (при его наличии)

      "____" ___________20___ г.

  Приложение 2
к Правилам управления
профессиональными рисками
  Форма

ПРОТОКОЛ
оценки профессионального риска (индивидуального)
№_____ от "______" __________ 20 ___ года

1

Наименование предприятия


2

Наименование структурного подразделения


3

Вид деятельности/ Категория персонала


4

Наименование профессии/должности/, рабочего места (код профессии)


5

Контингент работников, которые относятся к профессии/должности/ рабочему месту


6

Форма организации труда


7

Тип производства


8

Количество производственного оборудования


9

Перечень основного производственного оборудования


10

Используемое сырье, материалы и т.п.


1. Оценка вредности условий труда (воздействия вредных производственных факторов)

Код фактора

Состояние фактора

Класс условий труда

Балл

Примечание

норма (ПДК/ ПДУ)

факт

абс/ отн.

1

2

3

4

5

6

7

8

















Сумма баллов



Показатель вредности производственных факторов (В)



      Примечание: абс/отн – в случае выявления несоответствия фактического значения фактора установленному гигиеническому нормативу (ПДК/ПДУ) указывается различие в абсолютном (на сколько?) и относительном (во сколько?) выражении.

2. Оценка травмоопасности условий труда (воздействия опасных производственных факторов)

Виды выполняемых работ

Код фактора (механического воздействия на организм работника)

Балл
























Сумма, итого












Сумма баллов


Количество видов выполняемых работ


Сведения о несчастных случаях

Дата:


Кол-во пострадавших


Исход


Показатель травмоопасности условий труда (Т)


      Примечание: сумма баллов рассчитывается как отношение суммы баллов к количеству выполняемых работ

3. Оценка безопасности производственного оборудования

№ п/п

Наименование оборудования

Критерии документированной оценки

Баллы

Дата ввода в эксплуатацию оборудования

Срок эксплуатации, лет

Соответствие сроку эксплуатации

Наличие документации

Техническая

Эксплуатационная

Поверочная

Дб

Вб

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11












Сумма балов


Количество производственного оборудования


Показатель безопасности производственного оборудования (Об)


      Примечание: Итого – определяется как среднее арифметическое баллов документированной и визуальной оценки;

      Показатель безопасности производственного оборудования (Об) рассчитывается как отношение суммы баллов к количеству производственного оборудования

3.1 Визуально-техническая оценка безопасности производственного оборудования

Требования к конструкции оборудования и его отдельным частям

Требования к средствам защиты

Балл Вб

1

2

3

4

1

Исключена разрушающая нагрузка на производственное оборудование и его отдельных частей

Оснащение устройствами, предотвращающими возникновение разрушающих нагрузок


2

Исключена возможность падения (опрокидывания) и самопроизвольного смещения оборудования

Наличие средств и методов закрепления оборудования и его частей


3

Исключено падение или выбрасывание предметов (например, инструмента, заготовок, обработанных деталей, стружки), а также выбросов смазывающих, охлаждающих и других рабочих жидкостей

Наличие защитных ограждений (кожухи, щиты, козырьки, барьеры и экраны)


4

Исключена возможность воздействия движущихся частей производственного оборудования

Наличие защитных ограждений, чтобы исключить возможность контакта с ними работника или предусмотрены сигнализация, сигнальные цвета, знаки безопасности и органы управления аварийной остановки


5

Исключена возможность возникновения опасности при полном или частичном самопроизвольном прекращении, восстановлении подачи энергии для конструкции зажимных, захватывающих, подъемных и загрузочных устройств или их приводов

Наличие защитных ограждений, чтобы исключить возможность контакта с ними работника или предусмотрены сигнализация, сигнальные цвета, знаки безопасности и органы управления аварийной остановки


6

Элементы конструкции производственного оборудования имеют острые углы, кромки, заусенцы и неровные поверхности

Предусмотрены меры защиты работающих


7

Исключена возможность травмоопасности от производственного оборудования и его отдельных частей (трубопроводы гидро-, паро-, пневмосистем, предохранительные кабели и др.), действующих при помощи гидравлической, пневматической энергии, энергии пара

Защищены ограждениями или расположены так, чтобы предотвратить их случайное повреждение работающим или средствами технического обслуживания, наличие маркировок в соответствии с монтажными схемами, блокировочные замки и фиксаторы


8

Исключена возможность самопроизвольного ослабления или разъединения креплений сборочных единиц и деталей, а также перемещение подвижных частей за пределы, предусмотренные конструкцией

Наличие в органах управления производственным оборудованием средств экстренного торможения и аварийной остановки (выключения)


9

Исключена вероятность возникновения пожаровзрывоопасности

Наличие предупредительной сигнализации, системы пожаротушения, аварийной вентиляции, герметической оболочки, аварийного слива горючих жидкостей и стравливания горючих газов


10

Исключена вероятность возникновения электроопасности

Наличие ограждений, заземление, зануление, изоляция токоведущих частей, защитное отключение



Сумма балов



Количество требований

10

4. Оценка обеспеченности СИЗ

№ п/п

Наименование СИЗ

ГОСТ

Норма выдачи на год (ед.)

Наличие СИЗ по факту

Документация

Балл

Соответствие Нормам (0/1)

Наличие сертификата качества (0/1)

Наличие документации (0/1)


1

2

3

4

5

6

7

8

9










Сумма баллов


Количество СИЗ


Показатель обеспеченности СИЗ, итого


      Примечание: Показатель обеспеченности СИЗ рассчитывается как отношение суммы баллов к количеству СИЗ

5. Оценка заболеваемости

№ п/п

ФИО (при его наличии)

Критерии оценки заболеваемости

Балл

Суммарная продолжительность ВУТ

Количество случаев ОРВИ

Наличие хронических заболеваний








Сумма баллов



Количество работников



Показатель заболеваемости (З)


      Примечание: Показатель заболеваемости рассчитывается как отношение суммы баллов к количеству работников.

6. Расчет степени профессионального риска

№ п/п

Наименование профессии (профессиональной группы)

Показатель

Степень ПР

В

Т

Об

СИЗ

З










ВСЕГО


      Степень профессионального риска: ___________________________________
Ответственное лицо по оценке профессиональных рисков
________ _______________________________________________________________
подпись                         ФИО (при его наличии)
"____" ___________20___ г.
или
Специалист экспертной организации:
________ ________________________________________________________________
подпись                         ФИО (при его наличии)
"____" ___________20___ г.
С результатами оценки профессионального риска ознакомлен (ы):
_________________________________________________________________________
                  ФИО (при его наличии), дата подпись
_________________________________________________________________________
                  ФИО (при его наличии), дата подпись

      Расшифровка аббревиатур: ФИО – Фамилия, имя, отчество (при его наличии); ОТ – охрана труда; ТБ – техника безопасности; СИЗ – средства индивидуальной защиты; ПДУ – предельно допустимые нормы уровни; ПДК – предельно допустимые концентрации; ГОСТ – государственный стандарт; ВУТ - временная утрата трудоспособности; ОРВИ – острые респираторные вирусные инфекции.

  Приложение 3
к Правилам управления
профессиональными рисками
  Форма

НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аналитические данные результатов оценки профессионального риска

1. Анализ вредности условий труда (производственных факторов)

Структурное подразделение

Наименование профессии (должности)

Количество работников

Химические факторы

Физические факторы

Биологические факторы

Психофизиологические факторы

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

I Административная деятельность









II Производственная деятельность

















III Вспомогательная деятельность









2. Анализ травмоопасности условий труда (производственных факторов)

Структурное подразделение

Наименование профессии (должности)

Количество работников

Виды факторов (риска) травмирования

Степень травмоопасности трудового процесса

Оценка травмоопасности

1

2

3

4

5

6

7






















3. Анализ безопасности производственного оборудования

№ п/п

Структурное подразделение

Наименование профессии (должности)

Количество работников

Наименование оборудования

Критерии документированной оценки

Дата ввода в эксплуатацию оборудования

Срок эксплуатации, лет

Соответствие сроку эксплуатации

1

2

3

4

5

6

7

8

I Административная деятельность









II Производственная деятельность









III Вспомогательная деятельность









      Продолжение таблицы

Критерии документированной оценки

Оценка безопасности производственного оборудования

Наличие документации

Техническая

Эксплуатационная (наличие инструкции по эксплуатации)

Поверочная

Документированная оценка

Визуально-техническая оценка

Итого

9

10

11

12

13

14

I Административная деятельность







II Производственная деятельность







III Вспомогательная деятельность







4. Анализ обеспеченности СИЗ

№ п/п

Структурное подразделение

Наименование профессии (должности)

Количество работников

Наименование СИЗ

Норма выдачи на год (ед.)

Наличие СИЗ по факту

Документация

Оценка об-ти СИЗ

Примечание

Соответствие Нормам (0/1)

Наличие сертификата качества (0/1)

Наличие документации (0/1)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I Административная деятельность













II Производственная деятельность













III Вспомогательная деятельность













5. Анализ заболеваемости

№ п/п

Наименование структурного подразделения

Наименование профессии (должности)

Количество работников

Удельный вес профессии

Количество работников, которым установлена степень риска заболеваемости

Степень риска заболеваемости по профессии

Степень риска заболеваемости по профессии с учетом удельного веса

Степень риска заболеваемости по структурному подразделению

1

2

3

4

5

 
6

7

8

9

I Административная деятельность














II Производственная деятельность














III Вспомогательная деятельность