Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 27 августа 2020 года № 340. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 августа 2020 года № 21140.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 41-1) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о системе управления охраной труда.

      2. Департаменту труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после дня его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Сарбасова А.А.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан
Б. Нурымбетов

  Приложение к приказу
Министр труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
от 31 декабря 2022 года № 550

Типовое положение о системе управления охраной труда

      Сноска. Типовое положение - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 31.12.2022 № 550 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда (далее - Типовое положение) разработано в соответствии с подпунктом 41-1) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) и является основой разрабатываемого работодателем Положения о СУОТ в организациях вне зависимости от формы собственности и вида экономической деятельности.

      2. Типовое положение определяет инструменты внутреннего контроля по безопасности и охране труда (далее - БиОТ) и комплекс мероприятий, реализуемых работодателем в соответствии с политикой организации по охране труда, с соблюдением требований, определяемых трудовым законодательством Республики Казахстан.

      3. СУОТ создается с учетом специфики и вида экономической деятельности организации и основывается на управлении профессиональными рисками и распространяется на все структурные подразделения организации, работников и лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях, относящихся к работодателю.

      4. В организациях СУОТ создается и внедряется на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, с условием соблюдения структурных элементов СУОТ, предусмотренных настоящим Типовым положением и обеспечением соблюдения требований трудового законодательства Республики Казахстан.

      5. Положение утверждается актом работодателя.

      6. Положение о СУОТ пересматривается и актуализируется при внесении изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан, касающегося СУОТ, а также на основе анализа функционирования СУОТ.

Глава 2. Содержание системы управления охраной труда

      7. Структурными элементами (этапами) СУОТ являются:

      1) планирование СУОТ;

      2) функционирование СУОТ;

      3) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

      4) совершенствование СУОТ.

      Все этапы создания и функционирования СУОТ работодателем осуществляются самостоятельно либо с привлечением специалистов на договорной основе.

      СУОТ предусматривает закрепление функций и полномочий должностных лиц по обеспечению БиОТ с использованием уровней управления, предусмотренных структурой организации.

Параграф 1. Планирование СУОТ

      8. На этапе планирования СУОТ работодатель распределяет и закрепляет функции и полномочия по:

      1) разработке политики в области охраны труда (далее - Политика);

      2) распределению и закреплению функций и полномочий по охране труда между руководителями подразделений в организации с учетом уровней управления;

      3) обеспечению ресурсами для внедрения СУОТ и реализации процедур, включая финансирование затрат в области охраны труда;

      4) информированию работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о профессиональных рисках и принимаемых мерах по улучшению условий труда в организации;

      5) консультированию с работниками и (или) их представителями по разработке, планированию, обеспечению функционирования, оценке эффективности и улучшению СУОТ в организации;

      6) контролю эффективности функционирования СУОТ;

      7) своевременной актуализации Положения о СУОТ и Политики.

      9. Политика содержит перечень принципов, целей, задач и направлений деятельности организации в области охраны труда, реализация которых гарантируется руководством организации и разрабатывается на основании анализа деятельности организации, учитывает специфику деятельности, характер производства, наличие профессиональных рисков.

      Политика утверждается актом руководства организации и подлежит обязательному пересмотру и актуализации на основе анализа эффективности функционирования СУОТ и доводится под роспись до сведения всех работников, с обеспечением доступности путем размещения на стендах организации работодателя либо иным способом, обеспечивающим доступность для заинтересованных сторон.

      10. В рамках СУОТ обеспечивается система внутреннего и внешнего взаимодействия и коммуникаций, осуществляются консультирование и информирование работников.

      Внутренняя коммуникация и взаимодействие в рамках СУОТ осуществляется путем издания актов работодателя, распоряжений, согласования и утверждения планов, отчетов, оформления документации СУОТ, проведения производственных совещаний. Порядок осуществления внутренней коммуникации и взаимодействия определяется руководителем организации.

      Внешняя коммуникация и взаимодействие в рамках СУОТ осуществляются в виде отчетности, предоставления информации по запросам, согласования вопросов, касающихся БиОТ с подрядными (субподрядными) организациями, информировании об изменениях в деятельности организации, касающихся БиОТ.

      Консультирование и информирование работников в рамках СУОТ включает:

      1) консультирование по вопросам внедрения и функционирования СУОТ;

      2) информирование о требованиях законодательства по охране труда;

      3) информирование о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующих опасностях и рисках повреждения здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты, льготах и компенсациях за тяжҰлые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.

      Информирование работниками работодателя о вопросах, касающихся БиОТ включает:

      1) сообщения об обнаружении нарушений в области БиОТ со стороны других лиц;

      2) сообщения о происшествиях и угрозах их возникновения;

      3) предложения по улучшению состояния БиОТ и повышению эффективности СУОТ в организации.

      Порядок осуществления консультирования и информирования работников и информирования работодателя или ответственных лиц работниками организации в рамках СУОТ определяется руководителем организации и указывается в Положении о СУОТ.

      11. Определение процедур СУОТ и разработка планов мероприятий по БиОТ производится на основе:

      1) результатов оценки профессиональных рисков, включающих в себя оценку вредности условий труда, травмоопасности условий труда, безопасности производственного оборудования, обеспеченности СИЗ, заболеваемости работников;

      2) предписаний территориальных подразделений уполномоченного государственного органа по труду;

      3) предложений руководителей структурных подразделений, работников, представителей работников.

      Разработка планов мероприятий по БиОТ направлена на установление планируемых показателей, соответствующих целям и задачам СУОТ, установленным в Политике, на этапе планирования СУОТ.

      При установлении планируемых показателей в планах мероприятий по БиОТ предусматриваются мероприятия, исполнители, ответственные лица, сроки исполнения, источники и объемы финансирования, ожидаемые результаты, целевые индикаторы.

      Порядок разработки, утверждения, пересмотра и актуализации планов мероприятий по БиОТ устанавливается руководителем организации и указывается в Положении о СУОТ.

      Сноска. Пункт 11 с изменением, внесенным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 26.07.2024 № 278 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Параграф 2. Функционирование СУОТ

      12. Функционирование СУОТ осуществляется посредством реализации следующих процедур:

      1) подготовка работников по БиОТ;

      2) обеспечение документацией по безопасному ведению работ;

      3) аттестация производственных объектов по условиям труда;

      4) управление профессиональными рисками;

      5) мониторинг состояния здоровья работников;

      6) обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

      7) предоставление гарантий за работу во вредных условиях труда;

      8) страхование от несчастных случаев при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;

      9) расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;

      10) контроль над безопасным выполнением работ подрядными организациями.

      13. Подготовка работников по БиОТ включает:

      1) обучение и проверку знаний работников по рабочим профессиям;

      2) обучение и проверку знаний руководителей и лиц, ответственных за обеспечение БиОТ;

      3) инструктирование и проверку знаний по вопросам БиОТ.

      Обучение, инструктирование и проверка знаний работников осуществляется в соответствии со статьей 182 Кодекса и приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1019 "Об утверждении Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12665).

      Список лиц, ответственных за обеспечение БиОТ, перечень работ и профессий, по которым проводится обучение работников, программы обучения и инструктирования устанавливает и утверждает руководитель организации, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий безопасности труда по согласованию с представителями работников (при их наличии) с изложением в Положении о СУОТ.

      14. В рамках СУОТ регламентируются действия работодателя по разработке, утверждению, пересмотру и обеспечению работников инструкциями по БиОТ при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, строительных площадках, транспортных средствах и иных местах организации, где производятся эти работы и выполняются служебные обязанности.

      Обеспечение документацией по безопасному ведению работ осуществляется в соответствии со статьей 182 Кодекса и приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 927 "Об утверждении Правил разработки, утверждения и пересмотра инструкции по безопасности и охране труда работодателем" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12534).

      Перечень инструкций для профессий, видов отдельных работ и рабочие места в организации утверждается работодателем или иным уполномоченным лицом и указывается в Положении о СУОТ.

      15. При создании и внедрении СУОТ для организаций, основным видом деятельности которых является производственная, а также для организаций, имеющих производственные подразделения, в Положение о СУОТ включается процедура обязательной периодической аттестация производственных объектов по условиям труда (далее - Аттестация).

      Аттестация осуществляется в соответствии со статьей 183 Кодекса и приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1057 "Об утверждении Правил обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12743).

      В Положении о СУОТ указывается список производственных объектов организации и рабочих мест, подлежащих аттестации, приводится описание сроков создания и состава комиссии, мероприятий по реализации процедуры работодателем, комиссией, специализированной организацией, а также требования к оформлению, приемке и предоставлению соответствующей отчетности по ее результатам.

      16. В рамках СУОТ работодатель организует и обеспечивает управление профессиональными рисками.

      Управление профессиональными рисками осуществляется в соответствии со статьей 183 Кодекса и приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 11 сентября 2020 года № 363 "Об утверждении Правил управления профессиональными рисками" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21197).

      В Положении о СУОТ приводится описание порядка и сроков организации, проведения, оформления и регистрации результатов оценки и управления профессиональными рисками.

      17. Мониторинг состояния здоровья работников осуществляется в целях обеспечения динамического наблюдения за состоянием здоровья, своевременного установления начальных признаков заболеваний, предупреждения и нераспространения общих, профессиональных, инфекционных и паразитарных заболеваний и предупреждения травматизма, в форме организации работодателем проведения:

      1) периодических обязательных медицинских осмотров;

      2) предсменных (предрейсовых) обязательных медицинских осмотров;

      3) послесменных (послерейсовых) медицинских осмотров.

      Периодические обязательные медицинские осмотры осуществляются с учетом специфики деятельности организациями, независимо от размерности и формы собственности, в соответствии со статьей 86 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" и приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 октября 2020 года № ҚР ДСМ-131/2020 "Об утверждении целевых групп лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, а также правил и периодичности их проведения, объема лабораторных и функциональных исследований, медицинских противопоказаний, перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, профессий и работ, при выполнении которых проводятся предварительные обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические обязательные медицинские осмотры и правил оказания государственной услуги "Прохождение предварительных обязательных медицинских осмотров" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21443).

      В Положении приводится перечень рабочих мест, подлежащих предусмотренным для организации в зависимости от характера работ видам медицинского осмотра, описание порядка и сроков организации, проведения оформления и регистрации результатов.

      18. Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), снабжение их средствами профилактической обработки, моющими и дезинфицирующими средствами, включая уход, хранение и обеззараживание, осуществляется работодателем в соответствии со статьей 182 Кодекса и приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1054 "Об утверждении Правил выдачи работникам молока или равноценных пищевых продуктов и (или) специализированных продуктов для диетического (лечебного и профилактического) питания, специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, обеспечения их средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами за счет средств работодателя" (далее – Приказ № 1054) (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12675).

      В Положении о СУОТ указываются порядок обеспечения работников СИЗ, ответственные за организацию приобретения, выдачи, хранения, замены, стирки, обеззараживания и ремонта, а также учета, регистрации и ведения отчетности в рамках данной процедуры.

      Создание работникам санитарно-гигиенических условий обеспечивается работодателем посредством установки и содержания средств коллективной защиты, организации санитарно-бытовых помещений и устройств. Исходя из специфики производства, в Положение о СУОТ включается порядок организации данных помещений и устройств, обеспечивающих их исправности и функциональности в соответствии с Приказом № 1054.

      19. Предоставление гарантий за работу во вредных условиях труда в виде дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда, обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием осуществляется в соответствии со статьями 69 и 89 Кодекса и приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1053 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и повышенный размер оплаты труда, а также правил их предоставления" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12731) и Приказом № 1054.

      Порядок осуществления данной процедуры, определение работников, подлежащих обеспечению гарантиями в рамках СУОТ приводятся в Положении о СУОТ.

      20. Страхование работников от несчастных случаев при исполнении трудовых (служебных) обязанностей (далее - ОСНС) осуществляется в целях обеспечения защиты интересов работников, жизни и здоровью которых может быть причинен вред при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей. ОСНС подлежат все работники организации независимо от форм собственности, вида осуществляемой деятельности и размерности.

      ОСНС осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей".

      В Положении о СУОТ приводятся порядок и сроки осуществления ОСНС.

      21. Расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью (далее – несчастных случаев), является процедурой СУОТ, осуществляемой работодателями независимо от форм собственности, вида осуществляемой деятельности и размерности.

      Расследования и учет несчастных случаев осуществляется в соответствии с главой 20 Кодекса.

      В Положении приводится информация о:

      1) порядке информирования о несчастном случае с учетом особенностей осуществления управления организации;

      2) обеспечении допуска должностных лиц уполномоченного государственного органа по труду и его территориальных подразделений, для проведения расследования несчастных случаев;

      3) особенностях расследования несчастных случаев отдельных групп работников (прикомандированных, проходящих производственную практику, работников подрядных организаций);

      4) категориях несчастных случаев, в отношении которых, работодателем обеспечивается расследование и учет, а также не подлежащих учету как несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью;

      5) особенностях расследования и учета профессиональных заболеваний и отравлений;

      6) особенностях специального расследования несчастных случаев;

      7) особенностях расследования несчастных случаев у работодателя – физического лица.

      Сноска. Пункт 21 с изменением, внесенным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 26.07.2024 № 278 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      22. При осуществлении организацией работ в сфере строительства в качестве генерального подрядчика или в качестве подрядной (субподрядной) организации в Положении о СУОТ приводится описание процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ.

      Генеральный подрядчик осуществляет общую координацию работ по соблюдению требований безопасности и охраны труда в соответствии со статьей 184 Кодекса и Конвенции Международной организации труда № 167 "О безопасности и гигиене труда в строительстве", ратифицированной Законом Республики Казахстан "О ратификации Конвенции о безопасности и гигиене труда в строительстве (Конвенция 167)".

      В Положении о СУОТ приводятся основные функции сторон, порядок их определения и закрепления, информирования и контроля выполнения согласованных действий по организации безопасного выполнения подрядных работ.

Параграф 3. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

      23. С целью оперативного выявления несоответствий СУОТ требованиям трудового законодательства, правил и норм безопасности, стандартов и принятия оперативных решений по их устранению, работодатель, исходя из специфики деятельности организации, обеспечивает контроль за соблюдением требований БиОТ (далее – внутренний контроль).

      Внутренний контроль включает:

      1) наблюдение за состоянием условий труда, в том числе анализ данных производственного контроля;

      2) оперативный многоуровневый контроль над состоянием БиОТ;

      3) принятие мер по ликвидации обнаруженных несоответствий с требованиями БиОТ.

      Работодателем, с учетом структуры организации и специфики деятельности, устанавливаются уровни контроля и подчиненность.

      Внутренний контроль проводится специалистом или службой безопасности и охраны труда, за:

      1) выполнением решений органов государственной инспекции труда и иных государственных органов контроля в части соблюдения процедур СУОТ;

      2) внедрением правил, норм, стандартов по БиОТ;

      3) выполнением актов работодателя по вопросам БиОТ;

      4) организацией работы кабинетов БиОТ;

      5) организацией приобретения, хранения, стирки, сушки, обезвреживания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и обеспечением работников средствами индивидуальной защиты;

      6) современным проведением испытаний и технических освидетельствований состояния оборудования, машин и механизмов, соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;

      7) соблюдением действующих норм, правил и инструкций по БиОТ.

      На основе выявленных несоответствий в порядке осуществления Процедур СУОТ, службой БиОТ или специалистом, разрабатываются мероприятия по устранению недостатков и несоответствий СУОТ, улучшению условий и охраны труда, совершенствованию отдельных направлений работы по БиОТ.

      В Положении о СУОТ приводится порядок разработки и оформления мероприятий для выполнения и принятия мер по устранению выявленных нарушений по БиОТ.

      24. Мониторинг реализации процедур СУОТ включает сбор, обработку и анализ информации о реализации процедур, предусмотренных параграфом 2 настоящего Типового положения и осуществляемых работодателем с учетом специфики и вида экономической деятельности организации

      25. Внутренний аудит СУОТ, совместные действия работодателя и работников по БиОТ обеспечиваются работодателем с целью:

      1) оценки эффективности внедрения и функционирования СУОТ;

      2) оценки результативности выполнения политики и целей СУОТ;

      3) предоставления информации о результатах реализации политики и целей СУОТ.

      В Положении о СУОТ устанавливается порядок осуществления внутреннего аудита, который отражает:

      1) информацию об органе или лице (аудиторе) (состав, компетенции);

      2) определение области, критериев, периодичности и методов аудита;

      3) требования по планированию, проведению аудитов, отчетности о результатах и документированию.

      Программы аудитов планируются, разрабатываются, внедряются и выполняются с учетом результатов оценки профессиональных рисков, выявления несоответствий и предыдущих аудитов.

      Выявленные несоответствия, выводы, заключения и рекомендации, сделанные в результате контроля и аудита, и других видов проверок и анализа, оформляются документально.

      При создании в организации производственного совета, в его функции входит осуществление внутреннего аудита СУОТ. Состав Производственного совета формируется в соответствии со статьей 203 Кодекса и утверждается совместным решением работодателя и представителей работников.

      Решения производственного совета, принятые в целях контроля и аудита в рамках СУОТ, подлежат исполнению работодателями и работниками.

Параграф 4. Совершенствование СУОТ

      26. Совершенствование СУОТ включает проведение работодателем предупреждающих и корректирующих действий, с целью постоянного поддержания СУОТ в соответствии установленным нормам и требованиям БиОТ, своевременного устранения причин потенциальных и выявленных несоответствий.

      Предупреждающие действия разрабатываются и осуществляются с целью исключения возможности возникновения потенциальных несоответствий.

      Корректирующие действия разрабатываются и осуществляются для устранения причин выявленных несоответствий с целью предотвращения их повторного возникновения. Корректирующие действия предпринимаются сразу после выявления несоответствий, которые могут привести к несчастному случаю, профессиональному заболеванию, инциденту или аварии.

      Мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий включают:

      1) определение и анализ причин несоблюдения правил по охране труда и (или) процедур СУОТ;

      2) инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления, предупреждающих и корректирующих действий;

      3) внесение изменений в Положение о СУОТ.

      При выявлении несоответствия, в зависимости от причин и значимости осуществляется следующие предупреждающие и корректирующие действия:

      1) остановка производственного процесса;

      2) запрет эксплуатации оборудования;

      3) отстранение от работы и последующая проверка знаний работников;

      4) прием на работу работников с соответствующей квалификацией и опытом работы;

      5) пересмотр процедуры обучения и повышения квалификации работников по БиОТ;

      6) технические действия по устранению несоответствия (ремонт, техническое обслуживание);

      7) изменение существующих технологических процессов;

      8) оповещение заинтересованных сторон (при аварийной ситуации);

      9) введение в действие плана ликвидации аварий;

      10) пересмотр деятельности в отношении поставщиков и подрядчиков;

      11) пересмотр Положения о СУОТ, Политики.

      В Положении о СУОТ указывается порядок разработки Планов предупреждающих и корректирующих действий по устранению причин выявленных несоответствий.

      Реализацию предупреждающих и корректирующих действий, а также установление причин возникновения несоответствий осуществляют лица, обеспечивающие БиОТ.

      Результативность и эффективность проведенных предупреждающих и корректирующих действий определяется по результатам оценки эффективности в процессе внутреннего аудита СУОТ.

      27. Методы реагирования на возможные аварийные ситуации, несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания и отравления отражаются в Положении о СУОТ.

      Методы реагирования разрабатываются на основе результатов анализа производственных и технологических процессов, характеристик используемого сырья и производимой продукции, климатических, сейсмических и иных природных процессов, результатов оценки профессиональных рисков, выявленных несоответствий и последствий ранее возникших происшествий, аварий и аварийных ситуаций.

      В Положении о СУОТ отражаются лица, обеспечивающие разработку, корректировку и ознакомление работников с планом действий при возникновении аварийных ситуаций. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются работодателем в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение. Формы плана действий и акта устанавливается в Положении о СУОТ.

      28. С целью обеспечения соответствия СУОТ утвержденной Политике и целям организации в области БиОТ, эффективности СУОТ, постоянно осуществляется анализ со стороны руководства.

      Анализ включает следующие действия:

      1) рассмотрение отчетных материалов по результатам внутреннего контроля, предписаний контролирующих органов;

      2) рассмотрение результатов внутреннего аудита СУОТ;

      3) обсуждение на совещаниях текущих вопросов, связанных с безопасностью и охраной труда.

      В Положении приводится порядок осуществления анализа СУОТ со стороны руководства, определяемый работодателем.

      29. Работодатель в рамках СУОТ принимает меры по повышению ее эффективности путем постоянного совершенствования актов работодателя по вопросам охраны труда, технологических процессов и условий труда.

      При планировании улучшений и повышения эффективности СУОТ, работодателем устанавливается зависимость между результатами внутреннего контроля и аудита СУОТ и оценкой ее эффективности.

      30. В организации с целью качественного проведения анализа состояния БиОТ, идентификации, оценки и управления профессиональными рисками, а также осуществления предупреждающих и корректирующих мероприятий, ведется документирование.

      Работодателем разрабатывается, утверждается и описывается в Положении о СУОТ порядок управления документацией, включающий перечень внешней и внутренней документации, регламентацию форм ведения, сроков оформления, утверждения, регистрации, а также закрепления лиц и подразделений.

      Документация по охране труда включает:

      1) документы организационно-распорядительного и устанавливающего характера (приказы, положения, инструкции по охране труда, порядки, регламенты, программы, планы, перечни, списки, правила, нормы, стандарты);

      2) нормативные правовые акты в области БиОТ в соответствии с видом экономической деятельности организации;

      3) документы фиксирующего характера (акты и протоколы, наряды-допуски, распоряжения, материалы по расследованию несчастных случаев, документация проведения аттестации производственных объектов и оценки профессиональных рисков);

      4) документы информационно-коммуникационного характера (статистические формы общегосударственных статистических наблюдении, акты обследования должностными лицами, предписания, заключения, жалобы по вопросам безопасности, переписка в сфере охраны труда, объяснительные, служебные, докладные и аналитические записки);

      5) отчетная документация (акты проведения медицинского обследования работников, учет данных о состоянии здоровья работников, акты проведения испытаний производственного оборудования, результаты текущего контроля и анализа функционирования СУОТ, формы официальной статистической отчетности);

      6) учетная документация (протоколы, журналы, графики).

      Документация СУОТ постоянно актуализируется и хранится в течение установленного срока и доводится до сведения работников в течение 10 рабочих дней после принятия акта работодателя в сфере охраны труда.

      Эффективное функционирование СУОТ осуществляется посредством качественного ведения и своевременного предоставления достоверной статистической отчетности о состоянии охраны труда в организации.

      Статистическая отчетность включает:

      1) отчет о численности работников, занятых во вредных и других неблагоприятных условиях труда, с годовой периодичностью;

      2) отчет о травматизме, связанном с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваниях, с периодичностью по факту.

      В рамках осуществления обязательной отчетности работодатель предоставляет:

      1) информацию для мониторинга состояния условий, безопасности и охраны труда в государственные органы, по их письменному запросу;

      2) коллективный договор (при наличии) в территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по труду для мониторинга.

      В Положении о СУОТ устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документации СУОТ, сроки ее хранения, закрепляются лица, обеспечивающие разработку документов СУОТ, определяемые работодателем на всех уровнях управления.

      Сноска. Пункт 30 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 26.07.2024 № 278 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).