Об утверждении Правил проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу

Приказ и.о. Министра финансов Республики Казахстан от 1 июля 2020 года № 648. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 июля 2020 года № 20916.

Действующий

      Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие настоящего приказа см. п. 3.

      В соответствии с пунктом 1-1 статьи 68 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить Правила проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу.

      2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и действует до 31 декабря 2023 года.

      и.о. Министра финансов Р. Бекетаев

  Утверждены приказом и.о.
Министра финансов
от 1 июля 2020 года № 648

Правила проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1-1 статьи 68 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс).

      2. Настоящие Правила определяют:

      категории налогоплательщиков, на которых распространяется пилотный проект по горизонтальному мониторингу (далее – Пилотный проект);

      права и обязанности налогоплательщиков, органов государственных доходов и иных уполномоченных государственных органов, а также организаций при осуществлении Пилотного проекта;

      территорию (участок) и (или) регион осуществления реализации (внедрения) Пилотного проекта;

      правила реализации (внедрения) Пилотного проекта, включающие последовательность действий органов государственных доходов и налогоплательщиков при осуществлении Пилотного проекта;

      срок реализации (внедрения) Пилотного проекта.

      3. Пилотный проект реализуется с целью совершенствования и модернизации порядка проведения горизонтального мониторинга, предусмотренного главой 15 Налогового кодекса, установления требований к системе внутреннего контроля и информационным системам налогоплательщика для взаимодействия, а также внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

      4. Реализация Пилотного проекта осуществляется в два этапа:

      1) предпроектная работа;

      2) пилотное внедрение горизонтального мониторинга.

      При предпроектной работе проводятся изучение и подготовительные работы системы внутреннего контроля и учетных информационных систем, необходимых для вступления налогоплательщиков в горизонтальный мониторинг. Предпроектная работа регулируется в рамках Соглашения о взаимодействии (далее – Соглашение о взаимодействии) согласно приложению 1 к настоящим Правилам, которое подписывается первым руководителем Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет) либо лицом, его замещающим.

      Пилотное внедрение горизонтального мониторинга осуществляется путем заключения Соглашения о пилотном проекте по горизонтальному мониторингу (далее – Соглашение о пилотном проекте) по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      Налогоплательщики становятся участниками Пилотного проекта (далее – участник Пилотного проекта) с даты подписания Соглашения о взаимодействии, если иное не установлено пунктом 8 настоящих Правил.

      Налогоплательщики из перечня крупных налогоплательщиков с даты заключения Соглашения о пилотном проекте не подлежат мониторингу крупных налогоплательщиков.

      5. Пилотный проект предусматривает взаимодействие органа государственных доходов и налогоплательщика, которое основывается на следующих принципах:

      1) сотрудничество – признание равенства органа государственных доходов и участника Пилотного проекта, свободы соглашения и совместное правомерное регулирование налоговых рисков по принципу "одного окна";

      2) обоснованное доверие – стремление к ведению успешной совместной работы, взаимодействия для выработки конструктивных решений;

      3) добросовестность – недопущение извлечения выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей;

      4) законность – неуклонное соблюдение требований законодательства Республики Казахстан;

      5) прозрачность – гласность, открытость и транспарентность;

      6) расширенное информационное взаимодействие – проведение системной работы по информационному взаимодействию для формирования единого информационного пространства между участниками Пилотного проекта и органами государственных доходов, в том числе создание условий для информационного обмена и доступа к информации согласно установленным требованиям в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере информатизации.

      6. Реализация Пилотного проекта осуществляется в сроки, установленные в подпунктах 2) и 4) пункта 7 настоящих Правил.

Глава 2. Категории налогоплательщиков, на которых распространяется пилотный проект по горизонтальному мониторингу и территория (участок) и (или) регион осуществления реализации (внедрения)

      7. Участниками Пилотного проекта являются:

      1) налогоплательщики, являющиеся коммерческой организацией, за исключением государственных предприятий, одновременно соответствующих на дату подачи заявления о заключении Соглашения о взаимодействии следующим условиям:

      сумма стоимостных балансов фиксированных активов на конец налогового периода согласно декларации налогоплательщика по корпоративному подоходному налогу за год, предшествующий году, в котором подается заявление о заключении Соглашения о взаимодействии, составляет не менее 325 000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на конец года, в котором подается заявление о заключении Соглашения о взаимодействии;

      сумма уплаченных налогоплательщиком налогов, других обязательных платежей в бюджет и социальных платежей по его обязательствам без учета возврата налога на добавленную стоимость составляет не менее 1 (одного) миллиарда тенге за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о заключении Соглашения о взаимодействии;

      ведение налогоплательщиком бухгалтерского и налогового учетов с использованием программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов;

      наличие финансовой отчетности за финансовый год, предшествующий периоду, в котором подается заявление о заключении Соглашения о взаимодействии, которая подтверждается аудиторским заключением крупной международной аудиторской организации, в случае его наличия;

      наличие системы внутреннего контроля;

      низкий или средний уровень риска налогоплательщика согласно оценке, применяемой в соответствии с главой 17 Налогового кодекса органами государственных доходов системы управления рисками, по состоянию на дату подачи заявления о заключении Соглашения о взаимодействии;

      2) налогоплательщики, контрольный пакет акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу.

      При этом реализация пилотного проекта по горизонтальному мониторингу осуществляется в следующие сроки:

      по налогоплательщикам в сфере телекоммуникаций – с 1 августа 2020 года по 31 декабря 2023 года;

      по налогоплательщикам в сфере транспортировки газа – с 1 октября 2020 года по 31 декабря 2023 года;

      по налогоплательщикам в сфере передачи электроэнергии и горнорудной отрасли – с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года;

      по налогоплательщикам в сфере грузовых перевозок, авиации и транспортировки нефти, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей – с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года;

      3) поверенные лица (оператор) и (или) недропользователь (недропользователи), указанные в соглашении (контракте) о разделе продукции, заключенном между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем, осуществляющие деятельность на нефтегазоконденсатном или морском месторождении в соответствии с указанными соглашениями (контрактами), а также их дочерние или связанные компании;

      4) налогоплательщики, включенные в реестр уполномоченных экономических операторов в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" от 26 декабря 2017 года, пилотное внедрение горизонтального мониторинга по которым осуществляется с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года.

      При этом указанные в настоящем подпункте налогоплательщики в срок до 1 января 2021 года обеспечивают:

      ведение бухгалтерского и налогового учетов с использованием программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов;

      представление финансовой отчетности за финансовый год, предшествующий периоду вступления в Пилотный проект, которая подтверждается аудиторским заключением аудиторской организации, в случае его наличия;

      предоставление отчета о диагностике информационных систем, подготовленного компанией в сфере информационных технологий или аудиторской (или консалтинговой) компанией, имеющей необходимый опыт по предоставлению данных услуг, за период, предшествующий периоду вступления в Пилотный проект, в случае его наличия.

      8. Перечень налогоплательщиков (далее – перечень), указанных в подпунктах 2) и 4) пункта 7 настоящих Правил, утверждается Комитетом и размещается на интернет-ресурсе Комитета в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты его утверждения.

      Налогоплательщики, включенные в перечень, становятся участниками Пилотного проекта с даты, определенной Комитетом в соответствии с подпунктом 2) пункта 7 настоящих Правил, и с которыми Соглашения о взаимодействии заключаются в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты размещения перечня на интернет-ресурсе Комитета.

      9. Пилотный проект реализуется на территории Республики Казахстан.

Глава 3. Предпроектная работа

      10. Заявление для участия в предпроектной работе налогоплательщиками, указанными в подпунктах 1) и 3) пункта 7 настоящих Правил, направляется в Комитет на добровольной основе и в произвольной форме.

      Заявление подается в явочном порядке или направляется по почте заказным письмом с уведомлением. Датой поступления Заявления является дата его приема Комитетом.

      Рассмотрение Заявления осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента поступления.

      Комитет по итогам рассмотрения Заявления:

      1) письменно сообщает налогоплательщику о согласии заключить с налогоплательщиком Соглашение о взаимодействии с приложением 2 (двух) экземпляров, подписанных первым руководителем Комитета либо лицом, его замещающим;

      2) при несоответствии налогоплательщика условиям, установленным подпунктом 1) пункта 7 настоящих Правил, направляет письменный отказ в подписании Соглашения о взаимодействии с указанием обоснованных причин.

      11. Предпроектная работа по изучению и подготовке системы внутреннего контроля и учетных информационных систем, необходимых для вступления налогоплательщиков в горизонтальный мониторинг, регулируется в рамках Соглашения о взаимодействии.

      При этом срок реализации предпроектной работы составляет не более 12 (двенадцати) месяцев с даты заключения Соглашения о взаимодействии.

      Права и обязанности налогоплательщиков, органов государственных доходов, условия соблюдения налоговой тайны и сохранения режима конфиденциальности в отношении получаемой информации в рамках предпроектной работы регулируются также Соглашением о взаимодействии.

      В рамках Соглашения о взаимодействии для изучения и диагностики системы внутреннего контроля, изучения и диагностики информационных систем, дальнейшего обмена информацией между налогоплательщиком и Комитетом утверждается дорожная карта с указанием мероприятий, сроков реализации и ответственных лиц.

      Предпроектная работа проводится как дистанционно (в том числе посредством предоставления налогоплательщиком удаленного доступа к учетным данным и системе внутреннего контроля), так и с выездом по месту нахождения участника Пилотного проекта и (или) нахождению его основных активов (в случае необходимости, физической проверки системы внутреннего контроля налогоплательщика и его информационных систем).

      По итогам предпроектной работы Комитет вырабатывает соответствующие требования к системе внутреннего контроля и учетным информационным системам с дальнейшим его тестированием.

      12. При предпроектной работе исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в том числе по результатам налогового контроля, проводимого Комитетом.

Глава 4. Внедрение Пилотного проекта

      13. Заявление о заключении Соглашения о пилотном проекте по горизонтальному мониторингу (далее – Заявление) подается налогоплательщиком в Комитет за 1 (один) месяц до завершения предпроектной работы по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

      Заявление подается в явочном порядке или направляется по почте заказным письмом с уведомлением.

      К Заявлению прилагаются 2 (два) экземпляра Соглашения о пилотном проекте, подписанные налогоплательщиком (руководителем юридического лица).

      Датой поступления Заявления является дата его приема Комитетом.

      Рассмотрение Заявления осуществляется в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента поступления.

      Комитет по итогам рассмотрения Заявления, а также по результатам предпроектной работы:

      1) письменно сообщает налогоплательщику о согласии заключить с налогоплательщиком Соглашение о пилотном проекте с приложением второго экземпляра Соглашения о пилотном проекте, подписанного первым руководителем Комитета либо лицом, его замещающим;

      2) направляет письменный отказ в подписании Соглашения о пилотном проекте в случае направления налогоплательщиком заявления ранее срока, установленного настоящим пунктом Правил.

      14. Пилотный проект проводится как дистанционно, так и с выездом по месту нахождения участника Пилотного проекта и (или) нахождению его основных активов (в случае необходимости, физической проверки системы внутреннего контроля налогоплательщика и его информационных систем).

      15. Комитет извещает участника Пилотного проекта о проведении Пилотного проекта с выездом по месту нахождения не менее чем за 10 (десять) рабочих дней до планируемой даты.

      16. При проведении Пилотного проекта с выездом по месту нахождения участника Пилотного проекта, участник Пилотного проекта к дате, указанной в извещении о выезде работников профильного управления Комитета, ответственных за проведение Пилотного проекта, предоставляет рабочее место, оснащенное компьютерной техникой, а также доступ к информационным системам бухгалтерского и (или) налогового учетов.

      17. В ходе проведения Пилотного проекта работник профильного управления Комитета вправе запрашивать, а участник Пилотного проекта предоставляет следующее:

      1) учетную документацию;

      2) письменные пояснения;

      3) иные информацию и документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства;

      4) доступ по месту нахождения участника Пилотного проекта к информационным системам бухгалтерского и (или) налогового учетов.

      Запрос по предоставлению документов и пояснений оформляется в письменной форме.

      18. Документы, предусмотренные Соглашением о пилотном проекте и настоящими Правилами, в том числе запросы, письма и рекомендации, вручаются участнику Пилотного проекта посредством электронной почты, нарочно либо по почте заказным письмом с уведомлением по адресам, указанным в Соглашении о пилотном проекте, и подписываются руководителем Комитета или лицом его (ее) замещающим.

      При этом срок для предоставления информации участником Пилотного проекта не может быть менее 5 (пяти) рабочих дней и более 20 (двадцати) рабочих дней.

      19. Ответы на запросы и письма, предусмотренные Соглашением о пилотном проекте и настоящими Правилами, направляются участником Пилотного проекта посредством электронной почты, нарочно либо по почте заказным письмом с уведомлением по адресам, указанным в Соглашении о пилотном проекте, в пределах сроков, установленных в запросах, Соглашением о пилотном проекте и настоящими Правилами, и подписываются руководителем участника Пилотного проекта либо лицом, его замещающим.

      Разъяснения по вопросам исполнения налоговых обязательств, а также предварительные разъяснения по планируемым сделкам представляются в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан от 12 января 2007 года "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц".

      Запрос о предоставлении предварительного разъяснения подается участником Пилотного проекта в Комитет в письменной форме с приложением документов, подтверждающих сведения, указанные в таком запросе.

      В ходе подготовки предварительного разъяснения по вопросам, требующим уточнения и имеющим значение для подготовки предварительного разъяснения, Комитет приглашает участника Пилотного проекта для получения дополнительных пояснений.

      При этом разъяснения по вопросам исполнения налоговых обязательств, а также предварительные разъяснения по планируемым сделкам представляются в пределах сведений и документов, представленных участником проекта, которые учитываются при возникновении спорных вопросов.

      20. В ходе проведения Пилотного проекта работники профильного управления Комитета, ответственные за проведение Пилотного проекта, в целях установления требований к системе внутреннего контроля и информационным системам участника Пилотного проекта для взаимодействия, а также внесения изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан, изучают необходимые информацию и документы, а также информационные системы.

      При этом участник Пилотного проекта представляет работнику профильного управления Комитета, ответственному за проведение Пилотного проекта, необходимые информацию и документы, а также доступ к информационным системам.

      21. В случае выявления нарушений органами государственных доходов у участника Пилотного проекта налогового законодательства Республики Казахстан по результатам камерального контроля, сведения о таких нарушениях направляются в профильное управление Комитета без направления уведомления или извещения.

      Результаты камерального контроля поступают в профильное управление от структурного подразделения Комитета, осуществляющего автоматизированный камеральный контроль, и от его территориальных органов, осуществляющих ручной камеральный контроль.

      22. Профильное управление Комитета совместно с участником Пилотного проекта рассматривает нарушения, выявленные по результатам камерального контроля.

      В случае неподтверждения нарушений, установленных по результатам камерального контроля, профильное управление передает материалы в соответствующее структурное подразделение Комитета.

      В случае согласия участника Пилотного проекта с нарушениями, выявленными по результатам камерального контроля, участник Пилотного проекта принимает меры по их устранению в порядке, установленном главой 10 Налогового кодекса.

      При этом участник Пилотного проекта, в случае устранения нарушений налогового законодательства Республики Казахстан, не подлежит привлечению к ответственности в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 131 Налогового кодекса.

      23. В случае выявления нарушений по результатам горизонтального мониторинга Комитет направляет участнику Пилотного проекта рекомендации по вопросам исполнения налогового обязательства.

      24. В случае возникновения налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, их уплата производится с начислением пени в размере, предусмотренном подпунктом 2-1) пункта 2 статьи 117 Налогового кодекса, за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства.

      При возникновении по результатам проведения Пилотного проекта налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет участнику Пилотного проекта по его заявлению, в порядке, предусмотренном Главой 6 Налогового кодекса, представляется рассрочка на срок, не превышающий 2 (двух) лет или отсрочка на срок, не превышающий 3 (трех) лет по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.

      При этом на участников Пилотного проекта не распространяются положения пунктов 5 и 7 статьи 49, статьи 50, пунктов 1, 2, 3 и 4 статьи 51, статей 52, 53 и 55 Налогового кодекса.

      Решение об изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет или отказе принимается Комитетом.

      25. Вопросы, возникающие в ходе Пилотного проекта, рассматриваются Согласительной комиссией по вопросам Пилотного проекта, организация и порядок деятельности которой утверждается Комитетом.

      26. При пилотном внедрении горизонтального мониторинга все неопределенности и неурегулированные вопросы по исполнению налоговых обязательств участниками Пилотного проекта осуществляются в общеустановленном порядке в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Глава 5. Меры налогового контроля

      27. При реализации Пилотного проекта Комитет инициирует налоговую проверку в форме, предусмотренной Налоговым кодексом, за налоговые периоды, по которым не истек срок исковой давности и по которым проверки не проводились, либо налогоплательщик, который вступает или вступил в Пилотный проект, подает в органы государственных доходов в произвольной форме заявление о проведении налоговой проверки.

      При этом обжалование результатов проверки осуществляется в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса.

      28. За налоговые периоды, в которых налогоплательщик находился в Пилотном проекте, налоговые проверки проводятся в случаях, установленных пунктом 6 статьи 145 Налогового кодекса, а также при установлении финансово-хозяйственных операций, имеющих признаки фиктивности, подлог документов и (или) искажение данных в бухгалтерских и налоговых информационных системах, используемых для горизонтального мониторинга.

      При этом налоговые проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год за исключением случаев, установленных пунктом 6 статьи 145 Налогового кодекса.

      29. Возврат налога на добавленную стоимость и подоходного налога из бюджета на основании международного договора участникам Пилотного проекта осуществляются в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.

      Сведения о таких возвратах направляются структурными подразделениями Комитета в профильное управление Комитета.

      30. Контрольные мероприятия по вопросам правильности работы информационных систем и систем внутреннего контроля с выездом по месту нахождения участника Пилотного проекта проводятся Комитетом не чаще 1 (одного) раза в год, за исключением случаев согласования с участником Пилотного проекта иной периодичности.

Глава 6. Права и обязанности налогоплательщиков, органов государственных доходов и иных уполномоченных государственных органов, а также организаций

      31. Налогоплательщик вправе:

      1) направлять запросы и получать разъяснения в ходе проведения Пилотного проекта;

      2) требовать от работников профильного управления Комитета, проводящих Пилотный проект, предъявления служебных удостоверений;

      3) требовать у работников профильного управления Комитета, проводящих Пилотный проект, информацию о правах и обязанностях участника Пилотного проекта;

      4) представлять в порядке, определенном настоящими Правилами, пояснения по вопросам, возникающим в ходе Пилотного проекта;

      5) на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость в размере 80% в соответствии с Налоговым кодексом;

      6) получать от работников профильного управления Комитета, проводящих Пилотный проект, рекомендации по устранению нарушений по вопросам исполнения налогового обязательства;

      7) пользоваться иными правами, предусмотренными Налоговым кодексом.

      32. Налогоплательщик обязан:

      1) обеспечивать полноту и достоверность данных, представляемых в период Пилотного проекта;

      2) обеспечить полноту и достоверность отражения операций и событий, подкрепление бухгалтерских записей первичными документами;

      3) отражать в учетной системе полные и достоверные данные всех финансово-хозяйственных операций, обеспечивать своевременное внесение данных в информационные системы, включая прикрепление сканированных и электронных документов;

      4) обеспечить по рекомендации Комитета приведение в соответствие правильность работы информационных систем и системы внутреннего контроля в сроки, установленные Комитетом;

      5) обеспечить по рекомендации Комитета устранение нарушений в учетной системе, в том числе полное отражение данных и прикрепление сканированных документов;

      6) обеспечить по запросу Комитета предоставление отчета об аудите системы внутреннего контроля, необходимой для исполнения налоговых обязательств, подготовленного аудиторской (или консалтинговой) компанией, имеющей необходимый опыт по предоставлению данных услуг, за период, предшествующий периоду вступления в Пилотный проект, в случае его наличия;

      7) обеспечить доступ работникам профильного управления Комитета, проводящим Пилотный проект, и работникам иных уполномоченных государственных органов и организаций, привлекаемым для участия в проведении такого Пилотного проекта, на территорию и (или) в помещение участника Пилотного проекта и предоставить им рабочее место;

      8) представлять по запросу работников профильного управления Комитета, проводящих Пилотный проект, договор на проведение аудита, аудиторский отчет и (или) аудиторское заключение по аудиту, в случае их наличия;

      9) предоставлять доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;

      10) предоставлять сведения из информационной системы программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;

      11) извещать о внесении изменений и дополнений в учетную документацию по бухгалтерскому и налоговому учету в период нахождения в пилотном проекте, в том числе за период исковой давности, в случае если такие изменения и дополнения влияют на налоговые обязательства, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента внесения таких изменений и дополнений;

      12) исполнять иные обязательства, предусмотренные Налоговым кодексом.

      33. Комитет вправе:

      1) запрашивать и получать учетную документацию на бумажных и электронных носителях, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) по вопросам, относящимся к предмету Пилотного проекта;

      2) запрашивать и получать письменные пояснения от участника Пилотного проекта по вопросам, относящимся к предмету Пилотного проекта;

      3) запрашивать доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;

      4) запрашивать сведения из информационной системы программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением в том числе исторические данные;

      5) направлять в адрес налогоплательщика рекомендательное письмо в случае обнаружения несоответствий в учетной системе налогоплательщика, в том числе неполное отражение данных и отсутствие сканированных документов;

      6) обследовать имущество, являющееся объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения, проводить инвентаризацию имущества участника Пилотного проекта, в том числе на соответствие сведениям, указанным в документах;

      7) привлекать специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, в том числе работников других государственных органов Республики Казахстан для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций в рамках Пилотного проекта;

      8) пользоваться иными правами, предусмотренными Налоговым кодексом.

      34. Комитет обязан:

      1) предоставлять в рамках Пилотного проекта участнику Пилотного проекта разъяснения по вопросам исполнения налоговых обязательств, а также предварительные разъяснения по планируемым сделкам.

      При этом вышеуказанные разъяснения по вопросам исполнения налогового обязательства даются в пределах сведений и документов, представленных участником Пилотного проекта, которые учитываются при возникновении спорных вопросов;

      2) соблюдать режим работы участника Пилотного проекта в период проведения Пилотного проекта по месту его нахождения;

      3) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении Пилотного проекта, не разглашать их содержание, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

      4) соблюдать служебную этику;

      5) информировать о правах и обязанностях органов государственных доходов;

      6) направлять в адрес участника Пилотного проекта рекомендации по устранению нарушений по вопросам исполнения налогового обязательства;

      7) исполнять иные обязательства, предусмотренные Налоговым кодексом.

      35. Иные уполномоченные государственные органы, а также организации:

      1) предоставляют по запросу Комитета документы и сведения, необходимые для проведения Пилотного проекта, в том числе содержащие банковскую, коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законами Республики Казахстан;

      2) обеспечивают участие специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, в том числе работников других государственных органов Республики Казахстан, для исследования соответствующих вопросов и дачу консультаций в рамках проведения Пилотного проекта;

      3) предоставляют ответы на запросы Комитета по вопросам, возникшим в ходе Пилотного проекта;

      4) пользуются иными правами и исполняют иные обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом.

  Приложение 1
к Правилам проведения
пилотного проекта по
горизонтальному мониторингу
  форма

Соглашение о взаимодействии

город Нур-Султан

"____" ________20__ года

      Республиканское государственное учреждение "Комитет государственных доходов
Министерства финансов Республики Казахстан", именуемое в дальнейшем "Комитет", в
лице ________________________________________________________________________,
                  (должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии)
действующего (ей) на основании ________________________________________________,
                                    (наименование документа)
с одной стороны ______________________________________________________________,
                                    (наименование)
именуемое в дальнейшем "Участник", в лице
_____________________________________________________________________________,
                        (фамилия, имя, отчество (при его наличии))
действующего (ей) на основании ________________________________________________,
(наименование документа)с другой стороны, далее совместно именуемые "Стороны",
принимая во внимание положения статьи 73 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и
других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс),
в целях оказания содействия налогоплательщикам по совершенствованию информационных
систем, системы внутреннего контроля и иных условий, предусмотренных Налоговым кодексом,
для возможности участия в горизонтальном мониторинге заключили настоящее Соглашение
о взаимодействии (далее – Соглашение) о нижеследующем:

Глава 1. Предмет Соглашения

      1. Стороны договариваются о взаимодействии между Комитетом и Участником по проведению диагностики бизнес-процессов, информационных систем и системы внутреннего контроля Участника (далее – предпроектная работа).

      При этом для изучения и диагностики системы внутреннего контроля, изучения и диагностики информационных систем, дальнейшего обмена информацией между налогоплательщиком и Комитетом утверждается дорожная карта с указанием мероприятий, сроков реализации и ответственных лиц.

      2. Вне зависимости от других положений Соглашения и (или) приложений к нему, любое сотрудничество между Сторонами в связи с предпроектной работой возможно только при условии соблюдения налоговой тайны и сохранения режима конфиденциальности в отношении любой информации, предоставленной любой из Сторон другой Стороне.

      3. Каждая из Сторон определяет контактное лицо для целей сотрудничества.

      4. Взаимодействие Сторон основывается на принципах:

      1) сотрудничества – признание равенства сторон, свободы Соглашения;

      2) обоснованного доверия – стремление к ведению успешной совместной работы, взаимодействия для выработки конструктивных решений;

      3) добросовестности – недопущение извлечения выгоды из своих действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей;

      4) законности – неуклонное соблюдение требований законодательства Республики Казахстан;

      5) прозрачности – гласность, открытость и транспарентность;

      6) расширенного информационного взаимодействия – проведение системной работы по информационному взаимодействию для формирования единого информационного пространства между участниками Пилотного проекта и органами государственных доходов, в том числе создание условий для информационного обмена и доступа к информации согласно установленным требованиям в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере информатизации.

Глава 2. Права и обязанности Сторон

      5. Участник вправе:

      1) направлять запросы и получать разъяснения по вопросам, связанным с проведением предпроектной работы (диагностикой бизнес-процессов, информационных систем и системы внутреннего контроля Участника);

      2) требовать работников профильного управления Комитета предъявления служебных удостоверений;

      3) требовать информацию о правах и обязанностях Участника;

      4) представлять пояснения по вопросам, возникающим в ходе информационного обмена;

      5) пользоваться иными правами, предусмотренными налоговым законодательством.

      6. Участник обязан:

      1) по предварительному согласованию обеспечить доступ работникам профильного управления Комитета на территорию и (или) в помещение Участника и предоставить им рабочее место;

      2) предоставлять доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные для целей предпроектной работы;

      3) предоставлять сведения из информационной системы программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные для целей предпроектной работы;

      4) исполнять иные обязательства, предусмотренные налоговым законодательством.

      7. Комитет вправе:

      1) запрашивать и получать информацию в отношении результатов внешнего и внутреннего аудита, в том числе аудита информационных систем и аудита системы внутреннего контроля Участника;

      2) запрашивать и получать учетную документацию на бумажных и электронных носителях, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) по вопросам, относящимся предпроектной работе;

      3) запрашивать и получать письменные пояснения от Участника по вопросам, относящимся к предпроектной работе;

      4) запрашивать и получать доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные для целей предпроектной работы;

      5) запрашивать и получать сведения из информационной системы программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные для целей предпроектной работы;

      6) обследовать имущество, являющееся объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения, проводить инвентаризацию имущества Участника, в том числе на соответствие сведениям, указанным в документах;

      7) по предварительному согласованию привлекать сторонних консультантов, в том числе специалистов в сфере информационных систем, необходимых для реализации предпроектной работы;

      8) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством.

      8. Комитет обязан:

      1) в рамках предпроектной работы предоставлять Участнику разъяснения в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

      2) соблюдать режим работы Участника в период предпроектной работы по месту его нахождения;

      3) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при предпроектной работе, не разглашать их содержание, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

      4) соблюдать служебную этику;

      5) информировать о правах и обязанностях органов государственных доходов;

      6) исполнять иные обязательства, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Глава 3. Реализация взаимодействия

      9. В рамках взаимодействия Комитет:

      совместно с Участником утверждает дорожную карту с указанием мероприятий, сроков реализации и ответственных лиц;

      изучает и проводит диагностику бизнес-процессов, информационных систем и системы внутреннего контроля Участника;

      изучает бизнес-процессы и технологическую схему деятельности Участника;

      изучает структуру Участника, наличие филиалов и представительств;

      изучает учетную политику Участника;

      получает доступ к данным бухгалтерского учета, налогового учета, используемым информационным программам бухгалтерского учета и другим используемым информационным системам, проводят анализ на соответствие учетной политике;

      изучает процесс продвижения и учета товарно-материальных ценностей от оприходования до реализации готовой продукции;

      изучает процесс формирования себестоимости готовой продукции;

      изучает виды доходов, получаемых Участником, их удельный вес в общей сумме совокупного дохода;

      изучает активы и обязательства Участника;

      изучает особенности составления договоров между Участником и его покупателями и поставщиками;

      изучает процесс движения денежных средств;

      изучает применение Участником системы электронных счетов-фактур, виртуального склада, информационной системы обработки налоговой отчетности (СОНО) (представление налоговой отчетности), кабинета налогоплательщика;

      изучает процесс формирования налоговых регистров;

      совместно с Участником изучает алгоритм составления налоговых деклараций;

      изучает алгоритм проведения внутреннего контроля для дальнейшего формирования требований к системе внутреннего контроля;

      изучает налоговую отчетность на соответствие данным бухгалтерского учета и налоговых регистров, в том числе с применением системы управления рисками Комитета;

      вырабатывает видение по информационному взаимодействию с Участником.

      10. Комитет вырабатывает соответствующие требования к системе внутреннего контроля (включая необходимые формы аналитических отчетов) Участника и информационным системам (включая необходимые формы аналитических отчетов).

      11. Комитет после приведения Участником системы внутреннего контроля и информационных систем в соответствие с установленными требованиями проводит тестирование.

      При этом тестирование проводится Комитетом самостоятельно либо с привлечением необходимых консультантов.

Глава 4. Конфиденциальность

      12. Стороны обязуются не разглашать любую информацию, полученную в рамках настоящего Соглашения без предварительного письменного согласия другой Стороны, за исключением случаев, когда иное предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

      13. Неумышленное распространение полученных сведений вследствие противоправных действий со стороны третьих лиц, выразившихся в виде кражи, грабежа, разбоя, хищения, кибер-атаки информационных баз данных, не является нарушением требования о конфиденциальности.

Глава 5. Заключительные положения

      14. Настоящее Соглашение не препятствует осуществлению Комитетом налогового администрирования по налоговым обязательствам Участника.

      15. Настоящее Соглашение не предполагает предоставление каких-либо льгот и преференций, а исполнение Участником своих налоговых обязательств осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

      16. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания уполномоченными представителями обеих Сторон, действует до _______________ и продлевается либо расторгается по согласованию Сторон.

      17. Изменения и дополнения к настоящему Соглашению оформляются в письменной форме за подписью уполномоченных лиц Сторон и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

      18. Настоящее Соглашение подписано в 4 (четырех) оригинальных экземплярах на государственном и русском языках, по 2 (два) экземпляра для каждой из Сторон и имеющих равную юридическую силу.

Глава 6. Юридические адреса и реквизиты Сторон

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан:

Участник:

____________________________________
(должность) ____________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)) ____________________________
(подпись)

______________________________________
(должность) ___________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)) ____________________________
(подпись)

  Приложение 2
к Правилам проведения
пилотного проекта по
горизонтальному мониторингу
  форма

Соглашение о пилотном проекте по горизонтальному мониторингу

город Нур-Султан

"____"________ 20__ года

      _______________________________________________________________________,
                              (наименование)
именуемое в дальнейшем "Участник пилотного проекта", в лице _____________________
_____________________________________________________________________________,
                  (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
действующего (ей) на основании ________________________________________________,
                                    (наименование документа)
с одной стороны, и Республиканское государственное учреждение "Комитет
государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан", именуемый в
дальнейшем "Комитет", в лице
_____________________________________________________________________________,
                  (должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии)
действующего (-ей) на основании _________________________, с другой стороны, далее
                              (наименование документа)
совместно именуемые "Стороны", принимая во внимание положения статьи 68 Кодекса
Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в
бюджет" (Налоговый кодекс), заключили настоящее Соглашение о пилотном проекте по
горизонтальному мониторингу (далее – Соглашение).

Глава 1. Предмет Соглашения

      1. Стороны договариваются о проведении Комитетом пилотного проекта по горизонтальному мониторингу в отношении Участника пилотного проекта горизонтального мониторинга.

Глава 2. Права и обязанности Сторон

      2. Комитет вправе:

      1) запрашивать и получать учетную документацию на бумажных и электронных носителях, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) по вопросам, относящимся к предмету горизонтального мониторинга в рамках пилотного проекта;

      2) получать доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;

      3) получать сведения из информационной системы программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;

      4) обследовать имущество, являющееся объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения, проводить инвентаризацию имущества Участника пилотного проекта, в том числе на соответствие сведениям, указанным в документах;

      5) привлекать специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, в том числе работников других государственных органов Республики Казахстан для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций в рамках пилотного проекта;

      6) пользоваться иными правами, предусмотренными Налоговым кодексом.

      3. Комитет обязан:

      1) соблюдать режим работы Участника пилотного проекта в период проведения пилотного проекта по месту его нахождения;

      2) предоставлять разъяснения и рекомендации по вопросам исполнения налогового обязательства;

      3) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении пилотного проекта, не разглашать их содержание, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

      4) информировать о правах и обязанностях органов государственных доходов;

      5) исполнять иные обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом.

      4. Налогоплательщик вправе:

      1) получать разъяснения и рекомендации по вопросам исполнения налоговых обязательств в ходе проведения пилотного проекта;

      2) требовать от работников профильного управления Комитета, проводящих Пилотный проект, предъявления служебных удостоверений;

      3) требовать у работников профильного управления Комитета, проводящих пилотный проект, информацию о правах и обязанностях участника пилотного проекта;

      4) присутствовать при проведении пилотного проекта и давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету пилотного проекта;

      5) пользоваться иными правами, предусмотренными Налоговым кодексом.

      5. Налогоплательщик обязан:

      1) давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету пилотного проекта;

      2) обеспечить доступ работникам профильного управления Комитета, проводящим пилотный проект, и привлекаемым для участия в проведении такого пилотного проекта, на территорию и (или) в помещение Участника пилотного проекта и предоставляет им рабочее место;

      3) представлять работникам профильного управления Комитета, проводящего пилотный проект, договор на проведение аудита и аудиторского заключения аудита;

      4) предоставлять доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;

      5) предоставлять сведения из информационной системы программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;

      6) извещать о внесении изменений и дополнений в учетную документацию по бухгалтерскому и налоговому учету в период нахождения в пилотном проекте, в том числе за период исковой давности, в случае если такие изменения и дополнения влияют на налоговые обязательства, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента внесения таких изменений и дополнений;

      7) исполнять иные обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом.

      6. Стороны имеют право по обоюдному согласию вносить изменения и дополнения в настоящее Соглашение.

Глава 3. Ответственность Сторон

      7. Любые споры или разногласия, возникающие из настоящего Соглашения, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Глава 4. Конфиденциальность

      8. Стороны обязуются не разглашать любую информацию, полученную в рамках настоящего Соглашения без предварительного письменного согласия другой стороны, за исключением случаев, когда иное предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

      9. Неумышленное распространение полученных сведений вследствие противоправных действий со стороны третьих лиц, выразившихся в виде кражи, грабежа, разбоя, хищения, кибер-атаки информационных баз данных, подтвержденное соответствующими органами, не является нарушением требования о конфиденциальности.

Глава 5. Срок действия Соглашения

      10. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания, действует до окончания пилотного проекта по горизонтальному мониторингу и расторгается в случаях проведения в отношении Участника пилотного проекта процедуры реабилитации или банкротства, ликвидации, реорганизации путем слияния, присоединения, разделения и выделения.

      При этом Соглашение считается расторгнутым с даты получения Участником пилотного проекта письма о расторжении Соглашения.

Глава 6. Заключительные положения

      11. Изменения и дополнения к настоящему Соглашению оформляются в письменной форме за подписью уполномоченных лиц Сторон и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

      12. Реорганизация Комитета путем преобразования не прекращает действия настоящего Соглашения, и все права и обязанности переходят к правопреемникам.

      13. Обмен информацией, представляемой в рамках пилотного проекта по горизонтальному мониторингу, направление документов, в том числе извещений, запросов, рекомендаций и писем, осуществляется с использованием следующих адресов электронной почты:

      со стороны Комитета ____________________________________________;

      со стороны Участника пилотного проекта___________________________.

      14. Настоящее Соглашение подписано в 4 (четырех) оригинальных экземплярах на государственном и русском языках, по 2 (два) экземпляра для каждой из Сторон и имеющих равную юридическую силу.

Глава 7. Юридические адреса и реквизиты Сторон

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан:

Участник:

____________________________________
(должность)
____________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии))
____________________________
(подпись)

_____________________________________
(должность)
_____________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии))
____________________________
(подпись)

  Приложение 3
к Правилам проведения
пилотного проекта по
горизонтальному мониторингу
  форма

      Исходящий №________ (при наличии)

            Заявление о заключении Соглашения о пилотном проекте по
                        горизонтальному мониторингу

      ____________________________________________________________________
      (полное наименование и бизнес-идентификационный номер налогоплательщика)
в лице ____________________________________________________________________,
                  (должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии)
действующего на основании ____________________________ в соответствии с Кодексом
Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах
в бюджет" (Налоговый кодекс) прошу рассмотреть вопрос о проведении горизонтального
мониторинга в ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(полное наименование и бизнес-идентификационный номер налогоплательщика)
в рамках пилотного проекта с 1 января __________________________ года.
Настоящим заявлением подтверждаю следующее:
бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется на
____________________________________________________________________________;
(государственном и (или) русском) языке (ах))
с использованием программного обеспечения, предназначенного для автоматизации
бухгалтерского и (или) налогового учетов;
на предприятии внедрена и используется система внутреннего контроля.
Прилагается 4 (четыре) экземпляра подписанного Соглашения о пилотном проекте по
горизонтальному мониторингу.

      Приложение на _______ листах.
________________________________________________________ "____"________ _____года
(должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии))