ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 июля 2012 года № 344 "Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7876, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 19 сентября 2012 г. № 316-317 (27135-27136) следующее изменение:
Правила организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий", утвержденные указанным приказом изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу некоторые приказы Министерства образования и науки Республики Казахстан согласно приложению 2 к настоящему приказу.
3. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан |
А. Аймагамбетов |
Приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 мая 2020 года № 211 |
Правила организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации работы по подготовке, экспертизе, апробации, мониторингу и изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 27, статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и подпунктом 1, статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах", которые определяют порядок подготовки, экспертизы, апробации и проведения мониторинга, издания учебников, учебно-методических комплексов (далее – УМК) и учебно-методических пособий (далее – УМП) и порядок выдачи экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
1) автор – физическое лицо, творческим трудом которого создан учебник, УМК и УМП;
2) авторский коллектив – группа лиц, выступающая в качестве соавторов;
3) разработчик – юридическое лицо, творческим трудом которого созданы учебник, УМК и УМП;
4) издательство – предприятие, осуществляющее подготовку и издание учебника, УМК и УМП;
5) единый базовый учебник – учебник, обязательный для использования в организациях, на уровне начального образования по всем предметам и на уровнях основного среднего и общего среднего образования по предметам История Казахстана и Всемирная история;
6) научная и педагогическая экспертиза – оценка соответствия содержания учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий требованиям Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669) (далее – ГОСО) и типовым учебным программам, а также современным методологическим, дидактическим и методическим требованиям;
7) Ученый совет – орган коллегиального управления Республиканского научно-практического центра "Учебник" Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - услугодатель);
8) учебник – вид учебного издания (бумажный или электронный), содержащий систематизированное изложение учебного предмета, соответствующего ГОСО, типовой учебной программе;
9) электронная версия учебника – электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, используемое наравне с печатной версией учебника;
10) апробация учебников, УМК и УМП – комплексное изучение практики использования впервые разработанных учебников, УМК и УМП в учебном процессе организаций образования;
11) перечень учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронном носителе (далее – Перечень) – перечень учебной литературы, рекомендуемой к использованию в организациях образования, утверждаемый уполномоченным органом, согласно с подпунктом 27-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании";
12) мониторинг качества учебников, УМК и УМП – анализ, оценка качества структуры, содержания учебников, УМК и УМП, вошедших в Перечень и используемых в организациях образования, по результатам которого принимается решение по доработке, переизданию или исключению из Перечня;
13)оригинал-макет учебника – завершенный по внешним элементам и конструкции оригинал учебника, каждая страница которого полностью совпадает с соответствующей страницей будущего издания, представляемое на научную и педагогическую экспертизу;
14) учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебных и методических изданий, сопровождающих учебник и направленных на обеспечение освоения обучающимися содержания учебных предметов (дисциплин), включающий методическое руководство для учителя, хрестоматию, рабочие тетради для 1 и 2 классов, сборник диктантов, сборник задач и упражнений, картографический атлас, в том числе на электронном носителе;
15) учебно-методическое пособие (УМП) – вид учебного издания, дополнительной литературы, учебное пособие, методическое пособие, включающий дидактические материалы, словари, используемые для организации учебно-воспитательного процесса;
16) ответственный эксперт по предмету – сотрудник услугодателя, имеющий соответствующую квалификацию, прошедший обучающие курсы и сертификацию, ответственный за организацию, проведение и качество научной и педагогической экспертизы учебников, УМК и УМП;
17) предметная экспертная комиссия – комиссия, создаваемая на базе услугодателя, рассматривающая экспертные заключения по итогам научной и педагогической экспертизы, апробации;
18) электронная платформа экспертизы – информационная система, предназначенная для автоматизации процесса научной и педагогической экспертизы, формирования базы и отбора экспертов, посредством обеспечения пользовательского доступа к информации и обеспечения конфиденциальности;
19) электронная база экспертов – база данных ученых, педагогов, формируемая по рекомендации управлений образования, высших учебных заведений и научных организаций (независимо от формы собственности, типа и вида организации), прошедших обучающие курсы и имеющих сертификат для привлечения к научной и педагогической экспертизе;
20) учитель-апробатор – учитель пилотной школы, осуществляющий апробацию качества учебников, УМК и УМП;
21) внешний эксперт – физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию и опыт работы не менее десяти лет, прошедший обучающие курсы и сертификацию, привлекаемый для проведения научной и педагогической экспертизы учебников, УМК и УМП;
22) тематический план (далее – Тематический план) – список учебников и УМК для уровней дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего образования, подлежащих научной и педагогической экспертизе за счет средств республиканского бюджета;
23) уполномоченный орган – Министерство образования и науки Республики Казахстан;
24) цифровые образовательные ресурсы (далее – ЦОРы) необходимые в учебном процессе и представленные в цифровом формате видео-аудиоматериалы, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования;
25) электронное учебное издание - издание, представляющее собой цифровую запись учебной информации на электронных носителях или размещенное на цифровых образовательных платформах;
26) электронный учебник – программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность обучающемуся самостоятельно или с помощью педагога в интерактивном режиме осваивать учебный курс или его раздел, выполнять задания и оценивать свои учебные достижения.
Глава 2. Порядок подготовки учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий
3. Основанием для подготовки учебников, УМК и УМП, в том числе на электронных носителях служит Тематический план, утвержденный уполномоченным органом.
4. Нормативной основой подготовки учебников, УМК и УМП служат ГОСО и типовые учебные программы по уровням образования, утвержденные приказом уполномоченного органа.
5. Подготовка учебников, УМК и УМП издательством, разработчиком осуществляется на основе современных методологических, дидактических, методических, эргономических подходов к конструированию содержания учебной литературы.
6. Издательство, разработчик формирует авторский коллектив из лиц, имеющих профессиональное образование по предмету (специальности), квалификацию и опыт работы в организациях образования, прошедших обучающие курсы по вопросам разработки учебников.
7. Подготовка учебников, УМК и УМП организуется автором, авторским коллективом самостоятельно или издательством. Авторский коллектив учебников уровней начального, основного среднего и общего среднего образования формируется из числа ученых, методистов и учителей.
8. Издательство, разработчик обеспечивают подготовку УМК к учебнику, в который включаются методическое руководство для учителя и в соответствии с типовой учебной программой хрестоматия, рабочая тетрадь для 1 и 2 классов, сборник диктантов, сборник задач и упражнений, картографический атлас.
9. Издательство, разработчик осуществляют подготовку УМП как дополнительную литературу, в которое в соответствии с типовой учебной программой включаются: учебное пособие, методическое пособие, дидактические материалы, словари, используемую в учебно-воспитательном процессе.
10. Издательство, разработчик обеспечивают качество содержания и оформления учебника, УМК и УМП в соответствии с ГОСО, типовыми учебными программами по уровням образования, Требованиями, Гигиеническими нормативами к учебным изданиям, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 августа 2015 года № 611 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативно-правовых актов №12089).
11. Издательство, разработчик проводит внутрииздательскую экспертизу на предмет соответствия учебника и УМК требованиям ГОСО, типовой учебной программе, требованиям, нормам и правилам правописания и направляет услугодателю заключение внутрииздательской экспертизы, подписанное руководителем издательства.
12. Содержание учебников, УМК и УМП, в том числе на электронных носителях, для уровней дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования, авторским коллективом дорабатывается через каждые 5 (пять) лет, для организаций специального образования через каждые 6 (шесть) лет с учетом вносимых изменений и дополнений в типовые учебные программы, а также результатов мониторинга качества учебников, УМК и УМП.
Глава 3. Порядок организации и проведения научной и педагогической экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий
13. Научная и педагогическая экспертиза учебников, УМК и УМП организовывается и проводится услугодателем до апробации и после апробации на базе электронной платформы экспертизы с привлечением внешних экспертов и с соблюдением режима конфиденциальности.
14. Государственная услуга "Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования" (далее – Государственная услуга) оказывается услугодателем.
15. Для получения государственной услуги услугополучатель направляет услугодателю через некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация) заявление по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам, а также документы, указанные в пункте 8 стандарта государственной услуги "Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования" (далее - Стандарт государственной услуги), согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Перечень основных требований к оказанию государственной услуги, включающий характеристики процесса, форму, содержание и результат оказания, а также иные сведения с учетом особенностей предоставления государственной услуги приведен в стандарте государственной услуги.
Сведения о документах, удостоверяющих личность, услугодатель и работник Государственной корпорации получают из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".
При приеме документов услугополучателю выдается расписка о приеме соответствующих документов.
16. В случае представления услугополучателем неполного пакета документов согласно перечню, предусмотренному стандартом оказания государственной услуги, и (или) документов с истекшим сроком действия, работник Государственной корпорации отказывает в приеме заявления и выдает расписку по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам. При обращении в Государственную корпорацию день приема не входит в срок оказания государственной услуги.
17. Сформированное заявление с пакетом документов работником Государственной корпорации направляется услугодателю через курьер или посредством почтовой связи.
18. Канцелярия услугодателя осуществляет прием и регистрацию документов в день их поступления.
19. Услугодатель организовывает и проводит научную и педагогическую экспертизу учебников, УМК и УМП в течении 47 (сорока семи) календарных дней в порядке, определенном в Главе 3 настоящих Правил.
20. Издательство, разработчик до 31 октября представляют услугодателю заявку на включение учебников в Тематический план.
21. Услугодатель включает в Тематический план впервые разработанные учебники, и учебники, переиздаваемые в соответствии с изменениями и дополнениями в ГОСО, учебных программах.
22. Тематический план на следующий финансовый год по представлению услугодателя утверждается уполномоченным органом в срок до 30 апреля текущего года. Тематический план размещается на сайте услугодателя в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня его утверждения.
23. По решению уполномоченного органа в Тематический план вносятся дополнения и изменения в рамках предусмотренных средств из республиканского бюджета.
24. Научная и педагогическая экспертиза учебников и УМК для уровней начального, основного среднего и общего среднего образования и УМК для дошкольного воспитания и обучения, в том числе на электронных носителях, включенных в Тематический план, проводится за счет средств республиканского бюджета.
25. Научная и педагогическая экспертиза УМП, в том числе на электронных носителях и учебная литература для уровней технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования проводится за счет средств разработчика.
26. Прием на экспертизу учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, осуществляется не позднее, чем за 1,5 года до их внедрения, в период с 1 января по 31 мая для уровней дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования; с 1 января по 31 октября, ежегодно, для уровней технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования.
27. Услугодатель разрабатывает и утверждает Ученым советом критерии научной и педагогической экспертизы учебников, УМК и УМП (далее – критерии экспертизы). Критерии экспертизы размещаются на электронной платформе экспертизы и служат основным инструментом оценивания качества учебников, УМК и УМП.
28. Для проведения научной и педагогической экспертизы услугодатель присваивает учебному изданию идентификационный код и направляет его внешним экспертам через электронную платформу экспертизы без указания издательства и авторского коллектива.
29. Срок оказания государственной услуги 50 (пятьдесят) календарных дней со дня поступления учебного издания в Государственную корпорацию.
30. Для проведения научной и педагогической экспертизы услугодателем по рекомендации местных исполнительных органов, управлений образования, высших учебных заведений и научных центров формируется база экспертов по предметам и языкам обучения.
База экспертов формируется по следующим требованиям:
Ученые, преподаватели вуза:
1) наличие ученой степени;
2) наличие авторских учебников и учебно-методических пособий, научных монографий;
3) стаж педагогической и/или научной работы не менее 10 лет;
4) опыт рецензирования научно-методических работ;
5) соответствие профиля специальности;
6) соответствие преподаваемой дисциплины;
7) победители республиканского конкурса "Лучший преподаватель вуза";
8) обладатели званий "Заслуженный деятель Республики Казахстан", "Заслуженный артист Республики Казахстан", "Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан", "Заслуженный тренер Республики Казахстан", по предметам образовательных областей "Искусство" и "Физическая культура".
Педагоги организаций образования:
1) высшее образование или послевузовское образование;
2) педагогический стаж не менее 10 лет;
3) квалификационная категория "педагог-исследователь", "педагог-мастер" (или высшая категория);
4) наличие учебно-методических публикаций;
5) наличие сертификатов о достижениях на олимпиадах, конкурсах, выставках районного, областного (городского), республиканского уровней по своему предмету;
6) победители республиканского конкурса "Лучший педагог".
31. В базу экспертов не включаются:
1) авторы учебников для уровней дошкольного, начального, основного и общего среднего образования;
2) лицо, имеющее общие публикации с авторами учебников;
3) лицо, работающее в одной организации образования с авторами учебного издания;
4) лицо, являющееся научным руководителем автора или одного из авторов учебного издания;
5) лицо, являющееся руководителем или исполнителем одного научного проекта с автором или одним из авторов учебного издания.
32. Услугодатель организовывает и проводит обучающие курсы для экспертов, вошедших в базу экспертов, по программе, согласованной с уполномоченным органом, включающей концептуальные, нормативные основы разработки содержания образования, методики и критерии научной и педагогической экспертизы учебной литературы.
33. Отбор экспертов из базы осуществляется путем использования генератора чисел Randomize (Рандомайз) на электронной платформе экспертизы из числа прошедших обучающие курсы и получивших сертификат по результатам итогового контроля.
34. Услугодатель через электронную платформу экспертизы осуществляет мониторинг качества работы эксперта по научной и педагогической экспертизе. В случае некачественного исполнения договорных обязательств эксперт исключается из Базы экспертов.
35. База экспертов ежегодно обновляется и утверждается услугодателем с учетом результатов мониторинга качества работы экспертов и рекомендаций управлений образования.
36. Для экспертизы переводных учебных изданий дополнительно привлекается переводчик.
37. Для организации и обеспечения качества экспертизы учебников, УМК и УМП по каждому учебному предмету из числа сотрудников услугодателя назначается ответственный эксперт по предмету.
38. Научная и педагогическая экспертиза осуществляется на основании договора, заключенного между услугодателем и внешним экспертом в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
39. Научную и педагогическую экспертизу внешний эксперт проводит через электронную платформу экспертизы согласно критериев оценивания качества учебников, УМК и УМП.
40. Организация образования оказывает содействие эксперту, работающему в данной организации для выполнения работы по научной и педагогической экспертизе.
41. По результатам экспертизы внешний эксперт выносит экспертное решение. Формы экспертных решений утверждаются Ученым советом.
42. Ответственный эксперт по предмету, на основании проведения собственной оценки качества учебников, УМК и УМП, поступивших на экспертизу, рассмотрения экспертных решений, обоснования авторов по замечаниям экспертов, оценивает объективность оценки качества учебников и выносит одно из следующих экспертных заключений:
1) для учебников, УМК и УМП, в том числе на электронных носителях, для уровней дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования:
в случае положительного экспертного решения – "направляется на рассмотрение предметной экспертной комиссии", а для учебников, УМК и УМП, направляемых на апробацию – "рекомендуется к апробации в организациях образования";
в случае наличия в экспертном решении замечаний, требующих устранения, в том числе и для учебных изданий, направляемых на апробацию – "требует доработки";
в случае отрицательного экспертного решения – "не рекомендуется к использованию в организациях образования", а также для учебных изданий, направляемых на апробацию – "не рекомендуется к апробации в организациях образования";
2) для учебников и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях, уровней технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования:
в случае положительного решения "рекомендуется к использованию в организациях образования";
в случае наличия в экспертном решении замечаний, требующих устранения – "требует доработки";
в случае отрицательного экспертного решения – "не рекомендуется к использованию в организациях образования".
43. В случае обнаружения фактов, ставящих под сомнение правомерность экспертного решения или спорных ситуаций, услугодатель создает комиссию по рассмотрению результатов экспертизы, в состав которой входят ответственный эксперт по предмету, члены предметной экспертной комиссии, ученые и учителя соответствующего учебного предмета.
На основании решения комиссии выносится экспертное заключение о принятии/отклонении экспертного решения.
44. По итогам научной и педагогической экспертизы учебников, УМК и УМП услугодатель готовит экспертное заключение авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам, либо мотивированный отказ в оказании государственной услуги, с указанием причин отказа, по основаниям, предусмотренным пунктом 9 Стандарта государственной услуги.
45. Услугодатель осуществляет доставку результатов оказания государственной услуги в Государственную корпорацию не позднее, чем за сутки до истечения срока оказания государственной услуги.
46. Выдача услугополучателю готовых документов осуществляется на основании расписки о приеме соответствующих документов, при предъявлении документа, удостоверяющего личность (либо его представителя по нотариально заверенной доверенности).
47. Услугодатель обеспечивает внесение сведений о стадии оказания государственной услуги в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг в порядке, установленном согласно подпункту 11, пункта 2, статьи 5 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах".
48. Документы, не выданные в срок из-за отсутствия обращения услугополучателя, в течение одного месяца хранятся в Государственной корпорации, после истечения данного срока возвращаются услугодателю как невостребованные.
49. Авторы (авторский коллектив) или разработчик учебников, УМК и УМП, получивших экспертное заключение "Требует доработки" дорабатывают их в течение 60 (шестидесяти) календарных дней со дня получения экспертного заключения и направляют в Государственную корпорацию для повторной экспертизы.
50. Учебники, УМК и УМП, доработанные по результатам экспертизы и получившие экспертное заключение "рекомендуется к апробации в организациях образования" или "направляется на рассмотрение предметной экспертной комиссии", соответственно, представляются на апробацию или на рассмотрение предметной экспертной комиссии.
51. Повторно получившие экспертное заключение "Требует доработки" или не рекомендованные к использованию в организациях образования учебники, УМК и УМП, не принимаются на экспертизу в течение текущего календарного года.
52. Для проведения общественной оценки качества учебников для уровней начального, основного среднего и общего среднего образования на время проведения экспертизы их электронные версии без указания издательства и авторского коллектива с пометкой "Проект" размещаются на электронную платформу экспертизы.
Поступающие замечания направляются издательствам, разработчикам по разделам учебника.
53. Услугодатель осуществляет мониторинг замечаний и предложений, поступивших на портал общественной оценки и не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня выдачи экспертного заключения, направляет разработчику учебник для их устранения.
54. Издательство, разработчик в течение 50 (пятидесяти) дней со дня получения результатов общественной оценки представляют услугодателю отчет о внесении изменений и дополнений по результатам общественной оценки.
В случае выдачи экспертного заключения "не рекомендуется к использованию в организациях образования" результаты общественной оценки учебника разработчику не выдается.
55. Представленное на экспертизу учебное издание разработчику не возвращается.
56. Для вынесения протокольного решения по формированию и утверждению Перечня, услугодатель создает и утверждает Предметную экспертную комиссию по предметам и языкам обучения.
57. В состав Предметной экспертной комиссии входят ученые и педагоги, вошедшие в базу экспертов и успешно прошедшие итоговый контроль по итогам обучающих курсов и получивших соответствующий сертификат:
1) для экспертизы учебных изданий дошкольного воспитания и обучения - ученые, методисты и воспитатели дошкольной организации образования высшей категории;
2) для экспертизы учебных изданий начального, основного среднего и общего среднего образования - ученые по профилю, педагоги среднего образования, имеющие высшую квалификационную категорию, квалификационные категории "учитель-исследователь", "учитель-мастер", победители республиканских конкурсов "Лучший преподаватель" и "Лучший педагог".
58. Работа членов Предметной экспертной комиссии осуществляется на основании договора, заключенного между услугодателем и членами Предметной экспертной комиссии в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
59. Членам Предметной экспертной комиссии за 15 (пятнадцать) дней до начала заседаний представляется доступ к электронным, а при необходимости, к бумажным версиям учебников, УМК и УМП, вносимых на рассмотрение комиссий с присвоением идентификационного кода без указания издательства и авторского коллектива.
60. Предметная экспертная комиссия:
1) изучает и анализирует экспертные заключения по результатам научной и педагогической экспертизы и апробации;
2) анализируют качество учебников, УМК и УМП, получивших положительные заключения;
3) осуществляет отбор учебников, УМК и УМП, в том числе единых базовых учебников, с учетом экспертных заключений и стоимости учебных изданий, в том числе стоимости базовых учебников не выше средней стоимости альтернативных учебников;
4) выносит одно из следующих протокольных решений о включении учебников, УМК и УМП, в том числе на электронных носителях, в Перечень:
"рекомендуется к включению в Перечень";
"не рекомендуется к включению в Перечень";
"рекомендуется к включению в Перечень в качестве единого базового учебника";
"рекомендуется к включению в Перечень в качестве учебника для дополнительного использования";
5) вносит на рассмотрение и утверждение уполномоченным органом список рекомендованной учебной литературы для включения в Перечень;
6) вырабатывает и вносит предложения по совершенствованию механизмов подготовки, экспертизы, апробации, мониторинга и издания учебников, УМК и УМП всех уровней образования.
61. Заседания Предметной экспертной комиссии проводятся по мере необходимости. Заседание является правомочным, если на нем присутствуют более половины членов Предметной экспертной комиссии.
62. Для включения в Перечень рекомендуются единые базовые учебники и не более пяти альтернативных учебников, УМК и УМП по одному учебному предмету уровней основного и общего среднего образования.
63. Утвержденный уполномоченным органом Перечень размещается на интернет-ресурсе www.edu.gov.kz.
Глава 4. Порядок апробации учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий
64. Услугодатель с целью оценки эффективности методического аппарата учебника, доступности его содержания, соответствия языка изложения учебного материала возрастным особенностям учащихся в течение 1 (одного) учебного года организовывает апробацию учебников, УМК и УМП уровней начального, основного среднего и общего среднего образования (далее – апробация) на базе пилотных школ, определенных приказом уполномоченного органа.
65. Апробация осуществляется с использованием электронной платформы экспертизы, с отслеживанием процесса оценивания учителями-апробаторами качества учебников и УМК.
66. Для организации апробации издательства предоставляют услугодателю учебники, УМК и УМП.
67. Учебники, УМК и УМП, направляемые уполномоченным органом на апробацию, проходят доапробационную экспертизу согласно пункта 13 настоящих Правил.
68. Апробация учебников, УМК и УМП для организаций начального, основного среднего и общего среднего образования проводится за счет средств республиканского и местного бюджета. Обеспечение пилотных школ учебниками, УМК и УМП, проходящих апробацию, осуществляется за счет издательств.
69. По результатам апробации в пилотных школах услугодатель выносит одно из следующих решений:
"допускается на послеапробационную экспертизу";
"не допускается на послеапробационную экспертизу";
"допускается на послеапробационную экспертизу с доработкой".
70. Замечания и предложения учителей-апробаторов по результатам каждой учебной четверти представляются издательствам, разработчикам учебников и УМК.
Глава 5. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) услугодателей и (или) их работников по вопросам оказания государственных услуг
71. Обжалование решений, действий (бездействия) услугодателя и (или) его должностных лиц по вопросам оказания государственной услуги осуществляется в письменном виде на имя руководителя услугодателя либо лица его замещающего, либо на имя руководителя услугодателя.
В жалобе физического лица указывается его фамилия, имя, отчество (при его наличии), почтовый адрес, контактный телефон.
Подтверждением принятия жалобы является ее регистрация (штамп, входящий номер и дата регистрации, которые проставляются на втором экземпляре жалобы или сопроводительного письма к жалобе) в канцелярии услугодателя с указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии) лица, принявшего жалобу, срока и места получения ответа на поданную жалобу.
Жалоба на действия (бездействия) работника Государственной корпорации направляется руководителю филиала, отдела Государственной корпорации по адресам и телефонам, указанным на интернет-ресурсе Государственной корпорации www.gov4c.kz.
Подтверждением принятия жалобы Государственной корпорацией или услугодателем, поступившей как нарочно, так и почтой, является ее регистрация (штамп, входящий номер и дата регистрации, которые проставляются на втором экземпляре жалобы или сопроводительного письма к жалобе).
Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес услугодателя или Государственной корпорации, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах", подлежит рассмотрению в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется услугополучателю по почте, либо выдается нарочно в канцелярии услугодателя или Государственной корпорации.
Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг, подлежит рассмотрению в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня ее регистрации.
72. В случаях несогласия с результатами оказанной государственной услуги услугополучатель обращается в суд в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Глава 6. Порядок проведения мониторинга качества учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий
73. Услугодатель с целью оценки качества учебников, УМК и УМП, включенных в Перечень используемых в организациях образования, проводит мониторинг качества учебников, УМК И УМП уровней начального, основного среднего, общего среднего образования, в том числе на электронных носителях (далее – мониторинг).
74. Мониторинг осуществляется на Электронной платформе экспертизы, с отслеживанием процесса оценивания учителями качества учебников.
75. Результаты мониторинга в виде аналитической справки представляются на рассмотрение уполномоченного органа.
76. По итогам мониторинга уполномоченный орган принимает решение по доработке, переизданию или об исключении невостребованных организациями образования учебников, УМК и УМП из Перечня.
Глава 7. Порядок издания учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий
77. Издание учебной литературы для организации дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования осуществляется в соответствии с Перечнем.
78. Учебники, УМК и УМП, включенные в Перечень, издаются за счет средств разработчика.
79. Разработчик представляет три экземпляра учебников и УМК, включенных в Перечень услугодателю и копию заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы учебного издания.
80. В случае обнаружения несоответствия используемых в организациях образования учебников и УМК требованиям санитарно-эпидемиологической экспертизы, уполномоченный орган принимает решение об исключении их из Перечня.
81. Гриф уполномоченного органа "Рекомендовано к использованию в организациях образования" для учебной литературы уровней дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего образования, специального образования действителен до следующего переиздания, для технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского срок действия не ограничивается.
82. Издание учебной литературы для организаций технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования осуществляется на основании положительного экспертного решения услугодателя за счет средств республиканского бюджета, учебных заведений, автора, авторского коллектива или издательства.
83. Переиздание учебников, УМК, УМП и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, включенных в Перечень с учетом результатов доработки, осуществляется через каждые пять лет для начального, основного среднего, общего среднего образования и через каждые шесть лет для специального образования.
Заявление (для физических и юридических лиц)
Прошу провести экспертизу учебной литературы
"_____________________________________________________________________________",
разработанной издательством (автором (коллективом авторов), разработчиком)
_______________________________________________________________________________
в количестве ____________ наименований и разместить (учебники для уровня среднего образования)
на интернет-ресурсе услугодателя (Республиканского научно-практического центра "Учебник")
http://www.okulyk-edu.kz, электронную версию печатного учебника в формате PDF с
пометкой "Проект" для обеспечения доступа к ним широкого круга общественности.
Уровень образования _______________________________________.
№ | Наимено вание | Категория (учебник, пособие для учителя, тетрадь и другие) | Форма разработки (бумажная, электронная) | Переизданный (вновь разработанный) | Авто-ры | Возрастная группа (класс или специально сть) | Язык разработки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Согласен на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну,
содержащихся в информационных системах.
___________________________________________
(подпись заявителя)
"___" ______________ 20___ года.
Подпись, печать (для юридического лица) услугополучателя
_______________________________
Дата подачи заявления "___" _____________ 20___ года
Принял: ________________________________________________ ________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)) (подпись)
Приложение 2 к Правилам организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно- методических пособий |
Стандарт оказания государственной услуги "Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования"
Расписка об отказе в приеме документов
Руководствуясь пунктом 2 статьи 20 Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года "О государственных услугах", отдел № __ филиала Государственной корпорации "Правительство для граждан" (указать адрес) отказывает в приеме документов на оказание государственной услуги "Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования" ввиду представления Вами неполного пакета документов согласно перечню, предусмотренному Правилами указанной государственной услуги, и (или) документов с истекшим сроком действия, а именно:
Наименование отсутствующих документов:
1)____________________________________________________________________________________;
2) ___________________________________________________________________________________
Настоящая расписка составлена в 2 экземплярах, по одному для каждой стороны. ________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) работника
Некоммерческого акционерного общества "
Государственная корпорация "Правительство для граждан")
________________
(подпись)
Исполнитель:______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)) (подпись)
Телефон:___________________________________________
Получил:__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)) (подпись услугополучателя)
"___" _________ 20__ года
Приложение 4 к Правилам организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно- методических пособий |
|
форма |
Экспертное заключение на учебное издание
№___________ | |
"___" _______ 20___ г. |
1. Наименование: _________________________________________________________
2. Вид издания ___________________________________________________________
3. Автор (авторы) учебной литературы:_______________________________________
4. Издательство (разработчик), год издания: ___________________________________
5. Уровень образования (класс, возрастная группа): _____________________________
_________________________________________________________________________
6. Результаты экспертизы: __________________________________________________
Директор (заместитель директора)
РНПЦ "Учебник" _________________________________________________________
МП
Приложение 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 мая 2020 года № 211 |
Перечень утративших силу некоторых приказов Министерства образования и науки Республики Казахстан
1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 апреля 2015 года № 214 "Об утверждении стандарта государственной услуги "Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11252, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" 22 июня 2015 года);
2. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 февраля 2017 года № 54 "О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 апреля 2015 года № 214 "Об утверждении стандарта государственной услуги "Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального и высшего образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14940, опубликованный в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде от 5 апреля 2017 года, в газете "Казахстанская правда" от 21 ноября 2017 года, № 224 (28603);
3. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 января 2018 года № 12 "О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 апреля 2015 года № 214 "Об утверждении стандарта государственной услуги "Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16655, опубликованный в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде от 4 апреля 2018 года);
4. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 сентября 2019 года № 416 "О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 апреля 2015 года № 214 "Об утверждении стандарта государственной услуги "Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19419, опубликованный в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде от 1 октября 2019 года);
5. Приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 апреля 2017 года № 199 "Об утверждении регламента государственной услуги "Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15181, опубликованный в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде от 13 июня 2017 года);
6. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 апреля 2018 года № 188 "О внесении изменения в приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 апреля 2017 года № 199 "Об утверждении регламента государственной услуги "Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16927, опубликованный в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде от 30 мая 2018 года).