Об утверждении Правил по обмеру судов

Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 4 июня 2019 года № 359. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 июня 2019 года № 18799.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 49-1) пункта 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 17 января 2002 года "О торговом мореплавании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила по обмеру судов.

      2. Комитету транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр Р. Скляр

  Утверждены
приказом Министра индустрии
и инфраструктурного развития
Республики Казахстан
от 4 июня 2019 года № 359

Правила по обмеру судов

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила по обмеру судов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 49-1) пункта 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 17 января 2002 года "О торговом мореплавании" и Международной конвенции по обмеру судов 1969 года, с поправками (далее – Международная конвенция по обмеру судов) и определяют порядок обмера судов.

      2. Требования настоящих Правил не распространяются на суда длиной менее 24 метров и к военным кораблям.

      3. Обмер судна заключается в определении его вместимости, состоящей из валовой и чистой вместимости.

      4. При применении требований настоящих Правил для судов, имеющих нестандартную конструкцию расчетные валовая и чистая вместимости отражает общий объем и полезную вместимость судна соответственно.

      5. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) теоретическая высота борта - это расстояние по вертикали, измеренное от верхней кромки горизонтального киля до нижней кромки верхней палубы у борта. На деревянных и композитных судах это расстояние измеряется от нижней кромки шпунта в киле. Если днище на середине длины судна имеет вогнутую форму, или если имеются утолщенные шпунтовые поясья, то высота борта измеряется от точки пересечения продолженной плоской части днища с боковой поверхностью киля.

      На судах, имеющих закругленное соединение палубы с бортом, теоретическая высота борта измеряется до точки пересечения продолженных теоретических линий палубы и бортовой обшивки, как если бы это соединение имело угловую конструкцию.

      В случае, если верхняя палуба имеет уступ и возвышенная часть палубы простирается над точкой измерения теоретической высоты борта, теоретическая высота борта измеряется до условной линии, являющейся продолжением нижней части палубы параллельно возвышенной части;

      2) ширина - является наибольшая ширина судна, измеренная в середине длины судна до наружной кромки шпангоутов на судах с металлической обшивкой и до наружной поверхности корпуса на судах с обшивкой из другого материала;

      3) длина - означает длину, равную 96 % полной длины судна, взятой по ватерлинии при осадке, равной 85 % минимальной теоретической высоты борта, измеренной от верхней кромки киля, или длину судна от передней кромки форштевня до оси баллера руля, взятую по той же ватерлинии, смотря по тому, что больше. Для судов, спроектированных с дифферентом, ватерлиния, по которой измеряется длина, должна быть параллельна конструктивной ватерлинии;

      4) верхняя палуба - является самая верхняя непрерывная палуба, подверженная воздействию моря и погоды, имеющая постоянные непроницаемые при воздействии моря закрытия всех отверстий на открытых ее частях, и ниже которой все отверстия в бортах судна снабжены постоянными средствами для водонепроницаемого закрытия. На судах, у которых верхняя палуба имеет уступ, за верхнюю палубу принимается самая нижняя линия открытой палубы и ее продолжение параллельно верхней части палубы;

      5) валовая вместимость - означает величину наибольшего объема судна, определенную в соответствии с положениями настоящих Правил;

      6) закрытые пространства - являются все пространства, ограниченные корпусом судна, постоянными или разборными перегородками, палубами или покрытиями, кроме постоянных или переносных тентов (навесов);

      7) чистая вместимость - означает величину полезного объема судна, определенную в соответствии с положениями настоящих Правил;

      8) исключаемыми пространствами являются следующие пространства:

      пространство внутри сооружения против концевого отверстия, простирающегося от палубы до палубы (без учета навесного листа, высота которого превышает не более чем на 25 мм высоту соседнего палубного биса), если ширина этого отверстия равна или больше 90% ширины палубы по линии этого отверстия. Это положение применяется, чтобы исключить из закрытых пространств только то пространство, которое находится между фактическим концевым отверстием и линией, проведенной параллельно линии или плоскости отверстия на расстоянии от отверстия согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

      если ширина пространства становится менее 90% ширины палубы вследствие особенностей расположения, кроме сужения наружной обшивки, то из объема закрытых пространств следует исключить только пространство, заключенное между линией отверстия и параллельной линией отверстия и параллельной линией, проведенной через точку, где ширина пространства в поперечном направлении становится равной или меньше 90% ширины палубы, согласно приложению 2 к настоявшим Правилам;

      если два пространства, исключение которых может быть разрешено на основании подпунктов 1) и/или 2), разделены совершенно открытым интервалом (наличие фальшборта или открытого леера не принимается во внимание) то, такое исключение не применяется, если интервал между двумя пространствами менее чем половина ширины палубы в районе такого интервала, согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

      пространство, открытое воздействию моря и погоды под вышележащим палубным настилом, не имеющим другого соединения с наружных сторон с корпусом судна, кроме стоек, необходимых для его поддержания. В таком пространстве могут быть установлены открытые леера или фальшборты и навесной лист или поставлены стойки по борту судна, при условии, что расстояние между верхней кромкой лееров или фальшборта и навесным листом не менее 0,75 м или 1/3 высоты пространства согласно приложению 4 к настоявшим Правилам;

      пространство в сооружении, простирающемся от борта до борта, расположенное непосредственно в районе против бортовых отверстий высотой не менее 0,75 м или 1/3 высоты сооружения.

      Если такое сооружение имеет отверстие только с одного борта, то пространство, подлежащее исключению из объема закрытых пространств, будет ограничено в сторону к диаметральной плоскости от отверстия не более чем половиной ширины палубы в районе этого отверстия, согласно приложению 5 к настоявшим Правилам;

      пространство в сооружении, расположенное непосредственно под незакрытым отверстием в вышележащей палубе, при условии, если такое отверстие открыто воздействию погоды, и пространство, исключаемое из объема закрытых пространств, ограничено площадью отверстия, согласно приложению 6 к настоявшим Правилам;

      рецесс в ограничивающей переборке сооружения, открытый воздействию погоды, отверстие которого простирается от палубы до палубы, без средств закрытия, при условии, что внутренняя ширина рецесса не больше его ширины у входа, а глубина его внутрь сооружения не больше двойной ширины у входа согласно приложению 7 к настоявшим Правилам.

Глава 2. Порядок обмера судов

Параграф 1. Порядок определения валовой вместимости

      6. Валовая вместимость GT судна определяется по формуле GT=K1V, где V - общий объем всех закрытых пространств на судне в кубических метрах.

      К1 = 0,2 + 0,02 1og10V (таблица согласно приложению 8 к настоящим Правилам).

Параграф 2. Порядок определения чистой вместимости

      7. Чистая вместимость NT судна определяется по формуле NT=K2Vc(4d/3D)2 + K3(N1 +N2/10), где:

      1) коэффициент (4d/3D)2 не принимается больше единицы;

      2) член K2Vc(4d/3D)2 не принимается менее 0,25 GT.

      NT не принимается менее 0,30 GT и в которой:

      - VC - общий объем грузовых пространств в кубических метрах;

      - К2 = 0,2 +0,02 log10 Vc (таблица согласно приложению 8 к настоящим Правилам).

      - К3 = 1,25 (GT + 10000)/10000;

      - D - теоретическая высота борта посередине длины судна в метрах;

      - d - теоретическая осадка в середине длины судна в метрах;

      - N1 - число пассажиров в каютах с числом коек не более восьми;

      - N2 - число остальных пассажиров;

      - N1+N2 - общее число пассажиров, разрешаемых к перевозке на судне в соответствии с пассажирским свидетельством; когда N1 + N2 менее 13, то N1 и N2 принимаются равными нулю;

      8. GT - валовая вместимость судна.

      9. Теоретической осадкой d является:

      1) для судов, на которые распространяются Международная конвенция о грузовой марке - осадка, соответствующая летней грузовой марке (не лесной), назначенной в соответствии с указанной Конвенцией;

      2) для пассажирских судов - осадка, соответствующая самой высокой грузовой ватерлинии деления судна на отсеки, или летней грузовой марке, смотря какое из них меньше;

      3) для судов, которым не назначена грузовая марка, но осадка которых ограничена в соответствии национальными правилами - максимально разрешенная осадка;

      4) для остальных судов - 75% теоретической высоты борта в середине длины судна.

Параграф 3. Порядок изменения чистой вместимости

      10. Если характеристики судна, такие как V, VС, d, N1 или N2, определенные в пунктах 6 и 7 настоящих Правилах изменились и влекут за собой увеличение чистой вместимости, определенной в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, то чистая вместимость судна, соответствующая этим новым характеристикам, устанавливается и применяется без промедления.

      11. Для судна, которому одновременно назначены грузовые марки, устанавливается одна чистая вместимость. Такая вместимость применяется к назначенной грузовой марке, которая соответствует характеру выполняемых судном перевозок.

      12. Если характеристики судна, такие как V, Vc, d, N1 или N2, определенные в пунктах 6 и 7 настоящих Правил, изменились, или если соответствующая назначенная грузовая марка, указанная в пункте 11 настоящих Правил, изменилась в связи с изменением характера выполняемых судном перевозок, и такое изменение предусматривает уменьшение его чистой вместимости, определенной в соответствии с положениями пункта 7 настоящих Правил, то Международное мерительное свидетельство (1969), указывающее определенную таким образом новую чистую вместимость, выдается не раньше, чем по истечении 12 месяцев с даты выдачи первоначального свидетельства.

      13. Указанные требования не применяются:

      1) если судно переходит под флаг другого государства;

      2) если судно подвергается существенным, конструктивным изменениям или модификациям, таким как упразднение надстройки, которые требуют изменения назначенной грузовой марки;

      3) пассажирским судам, используемым для перевозки большого числа бескоечных пассажиров в специальных рейсах.

Параграф 4. Порядок вычисления объемов

      14. Все объемы, включенные в расчет валовой и чистой вместимостей, измеряются независимо от установленной изоляции и тому подобного до внутренней стороны обшивки корпуса или конструктивной ограничивающей обшивки на металлических судах и до наружной поверхности обшивки корпуса или до внутренней стороны конструктивной ограничивающей поверхности на судах, построенных из других материалов.

      15. Объемы выступающих частей будут включены в общий объем.

      16. Объемы пространств, открытых воздействию моря, могут быть исключены из общего объема.

  Приложение 1
к Правилам по обмеру судов

      На приведенных ниже рисунках:

      0 - исключаемое пространство;

      С - закрытое пространство;

      1 - пространство, которое следует рассматривать как закрытое пространство (заштрихованные части следует также рассматривать как закрытые пространства);

      В - ширина палубы в районе отверстия.

     


  Приложение 2
к Правилам по обмеру судов

     


     


     


  Приложение 3
к Правилам по обмеру судов

     


     


  Приложение 4
к Правилам по обмеру судов

     


      h = по меньшей мере Н/3 или 0,75 м (2,5 фута), смотря по тому, что больше

  Приложение 5
к Правилам по обмеру судов

     


      Длина исключаемого пространства h= по меньше мере Н/3 или 0,75 м (2,5 фута) смотря по тому, что больше.


 


 

Напротив бортовых отверстий

Отверстие только с одной стороны

  Приложение 6
к Правилам по обмеру судов

     


      ABCD - отверстие в палубе Пространство ABCDEFGH следует исключать

  Приложение 7
к Правилам по обмеру судов

     


  Приложение 8
к Правилам по обмеру судов

Коэффициенты К1 и К2 V или Vc = объем в кубических метрах

V или
Vc

K1 или
K2

V или
Vc

K1 или
K2

V или
Vc

K1 или
K2

V или
Vc

K1 или
K2

10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
200
300
400
500
600
700
800
900
1000
2000
3000
4000
5000
6000
7000
8000
9000
10000
15000
20000
25000
30000
35000
40000

0,2200
0,2260
0,2295
0,2320
0,2340
0,2356
0,2369
0,2381
0,2391
0,2400
0,2460
0,2495
0,2520
0,2510
0,2556
0,2569
0,2581
0,2591
0,2600
0,2660
0,2695
0,2720
0,2740
0,2756
0,2769
0,2781
0,2791
0,2800
0,2835
0,2860
0,2880
0,2895
0,2909
0,2920

45000
50000
55000
60000
65000
70000
75000
80000
85000
90000
95000
100000
110000
120000
130000
140000
150000
160000
170000
180000
190000
200000
210000
220000
230000
240000
250000
260000
270000
280000
290000
300000
310000
320000

0,2931
0,2940
0,2948
0,2956
0,2963
0,2969
0,2975
0,2981
0,2986
0,2991
0,2996
0,3000
0,3008
0,3016
0,3023
0,3029
0,3035
0,3041
0,3046
0,3051
0,3056
0,3060
0,3064
0,3068
0,3072
0,3076
0,3080
0,3083
0,3086
0,3089
0,3092
0,3095
0,3098
0,3101

330000
340000
350000
360000
370000
380000
390000
400000
410000
420000
430000
440000
450000
460000
470000
480000
490000
500000
510000
520000
530000
540000
550000
560000
570000
580000
590000
600000
610000
620000
630000
640000
650000
660000

0,3104
0,3106
0,3109
0,3111
0,3114
0,3116
0,3118
0,3120
0,3123
0,3125
0,3127
0,3129
0,3131
0,3133
0,3134
0,3136
0,3138
0,3140
0,3142
0,3143
0,3145
0,3146
0,3148
0,3150
0,3151
0,3153
0,3154
0,3156
0,3157
0,3158
0,3160
0,3161
0,3163
0,3164

670000
680000
690000
700000
710000
720000
730000
740000
750000
760000
770000
780000
790000
800000
810000
820000
830000
840000
850000
860000
870000
880000
890000
900000
910000
920000
930000
940000
950000
960000
970000
980000
990000
1000000

0,3165
0,3166
0,3168
0,3169
0,3170
0,3171
0,3173
0,3174
0,3175
0,3176
0,3177
0,3178
0,3180
0,3181
0,3182
0,3183
0,3184
0,3185
0,3186
0,3187
0,3188
0,3189
0,3190
0,3191
0,3192
0,3193
0,3194
0,3195
0,3196
0,3196
0,3197
0,3198
0,3199
0,3200