Об утверждении Правил разработки, согласования, экспертизы, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года № 918. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 декабря 2018 года № 18075.

Действующий

      Примечание РЦПИ!
Настоящий приказ вводится в действие с 11 апреля 2019 года.

      В соответствии с подпунктом 8) статьи 9 Закона Республики Казахстан от 5 октября 2018 года "О стандартизации" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, согласования, экспертизы, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации.

      2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 28 декабря 2012 года № 495 "Об утверждении Правил разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, классификаторов технико-экономической информации, за исключением военных стандартов на товары (продукцию), работы и услуги военного и двойного назначения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8314, опубликован 6 апреля 2013 года в газете "Казахстанская правда" № 121-122 (27395-27396).

      3. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, согласно подпунктам 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие с 11 апреля 2019 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
Ж. Қасымбек

  Утверждены
приказом Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 26 декабря 2018 года № 918

Правила разработки, согласования, экспертизы, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки, согласования, экспертизы, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 8) статьи 9 Закона Республики Казахстан от 5 октября 2018 года "О стандартизации" (далее – Закон) и определяют порядок разработки, согласования, экспертизы, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов) (далее – стандарты), национальных классификаторов технико-экономической информации (далее – национальные классификаторы) и рекомендаций по стандартизации.

Глава 2. Порядок разработки стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации

      2. Разработка стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации осуществляется в соответствии с национальным планом стандартизации, утверждаемым в соответствии с подпунктом 6) статьи 9 Закона и (или) в инициативном порядке.

      Информация о стандартах, национальных классификаторах и рекомендациях по стандартизации разрабатываемых в инициативном порядке, до начала их разработки направляется в Национальный орган по стандартизации (далее – НОС).

      НОС в течении пятнадцати календарных дней со дня поступления проверяет информацию о разрабатываемом стандарте, национальном классификаторе и рекомендаций по стандартизации и уведомляет разработчика о выявлении либо отсутствии дублирования с действующими и планируемыми для разработки документами по стандартизации.

      3. Стандарты разрабатываются с учетом:

      1) результатов научных исследований (испытаний) и измерений;

      2) международных, региональных стандартов, стандартов организаций, стандартов иностранных государств и иных документов, устанавливающих требования к объекту стандартизации;

      3) приобретенного практического опыта применения новых видов продукции, процессов и услуг.

      Период разработки стандартов, разрабатываемых на основе научных исследований и измерений, не должен превышать три года.

      4. Разработка стандартов осуществляется заинтересованными субъектами национальной системы стандартизации.

      5. Национальный классификатор разрабатывается по основным видам технико-экономической информации, используемой в отраслях экономики и требующей учета.

      6. Рекомендации по стандартизации содержат добровольные для применения организационно-методические положения, касающиеся проведения работ по стандартизации, а также обеспечению единства измерений и подтверждению соответствия, способствующие применению соответствующего стандарта, или положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в стандарте.

      7. Разработчик стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации осуществляет разработку проекта стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации и пояснительной записки к нему.

      В пояснительной записке указываются:

      1) техническое обоснование разработки стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации;

      2) основание для разработки стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации с указанием соответствующего задания;

      3) характеристика объекта стандартизации;

      4) сведения о взаимосвязи проекта стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации с техническими регламентами и документами по стандартизации;

      5) предполагаемые пользователи стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации;

      6) сведения о рассылке проекта стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации на согласование;

      7) информация о результатах научных исследований (испытаний) и измерений, документах по стандартизации и иных документах, на основе которых разрабатывается проект стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации;

      8) данные о разработчике и соисполнителях (контактные данные), сроках разработки проекта стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации.

      8. Процедуры построения, оформления, содержания, изложения стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации устанавливаются основополагающими национальными стандартами.

Глава 3. Порядок согласования стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации

      9. Согласование стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации включает следующие этапы:

      1) публичное обсуждение;

      2) согласование с заинтересованными субъектами национальной системы стандартизации;

      3) техническое обсуждение в техническом комитете по стандартизации (для стандартов), а в случае его отсутствия – в НОС.

      10. Публичное обсуждение проектов стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации на интернет-ресурсе НОС осуществляется в течение шестидесяти календарных дней.

      Публичное обсуждение проходит в соответствии с основополагающим национальным стандартом.

      11. НОС размещает уведомления о начале и завершении разработки стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации, пояснительную записку и проект стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации на своем интернет-ресурсе в течение десяти календарных дней со дня их поступления от разработчика.

      12. Стандарт, национальный классификатор и рекомендации по стандартизации в зависимости от объекта стандартизации направляются разработчиком на согласование:

      1) заказчику разработки (при наличии);

      2) заинтересованным государственным органам в пределах их компетенции;

      3) Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан;

      4) членам экспертного совета по вопросам частного предпринимательства;

      5) органам по подтверждению соответствия;

      6) исследовательским лабораториям;

      7) научно-исследовательским институтам (при наличии).

      Иные заинтересованные субъекты национальной системы стандартизации рассматривают проекты стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации на интернет-ресурсе НОС.

      13. В период публичного обсуждения проекты стандартов проходят обязательное техническое обсуждение в профильном техническом комитете по стандартизации, а в случае его отсутствия – в НОС.

      В случае если базовая организация технического комитета по стандартизации является разработчиком проектов стандартов, техническое обсуждение проходит в НОС.

      Итоги технического обсуждения отражаются в протоколе, который вносится в дело стандарта.

      В случае не достижения консенсуса в рамках технического обсуждения, по инициативе разработчика проекта стандарта повторное техническое обсуждение осуществляется в профильном техническом комитете по стандартизации либо в НОС.

      Проведение технического обсуждения в техническом комитете по стандартизации осуществляется в соответствии с СТ РК 1.15 "Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и функционирования".

      14. Замечания и предложения, поступающие к проекту стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации после завершения публичного обсуждения, принимаются на усмотрение разработчика.

      В случае непредставления государственными органами, членами экспертного совета по вопросам частного предпринимательства, органами по подтверждению соответствия, исследовательскими лабораториями, научно-исследовательскими институтами (при наличии) согласования к проекту стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации в течении шестидесяти календарных дней, проект стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации считается согласованным без замечаний.

      15. Разработчик стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации по итогам согласования осуществляет подготовку сводки отзывов с включением принятых и не принятых замечаний и предложений согласующих сторон. В случае непринятия замечаний и предложений согласующих сторон, разработчик направляет ответ с обоснованиями причин непринятия.

      Окончательная редакция проекта стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации рассылается на повторное согласование сторонам, имеющим замечания к проекту стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации, не затрагивающие оформление проекта. Проект стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации рассылается вместе со сводкой отзывов.

      Срок повторного согласования составляет пятнадцать календарных дней со дня направления проекта стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации согласующим сторонам.

      16. Разработчик стандарта, национального классификатора формирует дело стандарта, национального классификатора, которое включает в себя:

      1) проект стандарта, национального классификатора на бумажном и электронном носителях;

      2) пояснительную записку;

      3) сводку отзывов;

      4) протокол технического обсуждения (для стандартов);

      5) уведомления о начале и завершении разработки проекта стандарта, национального классификатора;

      6) документы, подтверждающие согласование проекта стандарта, национального классификатора;

      7) копии результатов научных исследований (испытаний) и измерений, документов по стандартизации и иных документов, на основе которых разрабатывается проект стандарта, национального классификатора;

      8) первую редакцию проекта стандарта, национального классификатора.

      17. Разработчик рекомендаций по стандартизации формирует дело рекомендаций по стандартизации, которое включает в себя:

      1) проект рекомендаций по стандартизации на бумажном и электронном носителях;

      2) пояснительную записку;

      3) уведомления о начале и завершении разработки проекта рекомендаций по стандартизации;

      4) сводку отзывов;

      5) документы, подтверждающие согласование проекта рекомендаций по стандартизации;

      6) копии результатов научных исследований (испытаний) и измерений, документов по стандартизации и иных документов, на основе которых разрабатывается проект рекомендаций по стандартизации.

      18. Разработчик направляет оформленное дело стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации в НОС для проведения экспертизы.

Глава 4. Порядок экспертизы стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации

      19. Экспертиза проекта стандарта осуществляется в целях:

      1) установления достижения консенсуса субъектов национальной системы стандартизации, за исключением случаев разработки стандартов, затрагивающих вопросы безопасности объектов стандартизации;

      2) установления соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан;

      3) проверки полноты комплектности дела стандарта в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил;

      4) исключения дублирования требований действующих стандартов;

      5) анализа сводки отзывов на полноту согласования проекта стандарта, в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;

      6) установления соблюдения порядка разработки и согласования проекта стандарта, предусмотренных в главах 2 и 3 настоящих Правил;

      7) установления соответствия требованиям международных, региональных стандартов, стандартов организаций, стандартов иностранных государств и иных документов, устанавливающих требования к объекту стандартизации, на основе которого разрабатывается проект стандарта;

      8) установления аутентичности перевода текста на государственный и русский языки согласно основополагающим национальным стандартам.

      20. Экспертиза проекта национального классификатора осуществляется в целях:

      1) установления соблюдения порядка разработки и согласования проекта национального классификатора, указанных в главах 2 и 3 настоящих Правил;

      2) установления соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан;

      3) проверки полноты комплектности дела национального классификатора в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил;

      4) анализа сводки отзывов на полноту согласования проекта национального классификатора, в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

      21. Экспертиза проекта рекомендаций по стандартизации осуществляется в целях:

      1) установления соответствия разрабатываемых рекомендаций по стандартизации требованиям законодательства Республики Казахстан и документам по стандартизации;

      2) выявления необходимости пересмотра, актуализации и (или) унификации действующих или ранее разработанных документов по стандартизации;

      3) проверки полноты комплектности дела рекомендаций по стандартизации в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил;

      4) анализа сводки отзывов на полноту согласования проекта рекомендаций по стандартизации в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

      22. НОС не позднее семи календарных дней возвращает дело проекта стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации на доработку в случае несоответствия представленных документов требованиям, предусмотренных в пунктах 16, 17 настоящих Правил.

      23. Экспертиза проекта стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации проводится в течение тридцати календарных дней со дня их поступления в НОС.

      НОС размещает сводку отзывов проекта стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации на своем интернет-ресурсе в течение десяти календарных дней с момента их поступления на экспертизу.

      24. По итогам проведения экспертизы проект стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации передается на рассмотрение научно-технического совета по стандартизации НОС (далее – НТС НОС), далее на рассмотрение научно-технической комиссии (далее – НТК) уполномоченного органа в сфере стандартизации (далее – уполномоченный орган).

      Срок рассмотрения НТС НОС проектов стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации составляет четырнадцать календарных дней с момента выдачи заключения НОС.

      При наличии замечаний членов НТС НОС проект стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации возвращается на доработку разработчику.

      Срок рассмотрения НТК проектов стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации составляет четырнадцать календарных дней с момента рассмотрения проектов стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации НТС НОС и исправления разработчиком замечаний НТС НОС.

      При наличии замечаний членов НТК проект стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации возвращается на доработку разработчику.

Глава 5. Порядок утверждения стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации

      25. Обязательным условием утверждения стандартов является достижение консенсуса, за исключением стандартов, затрагивающих вопросы безопасности объектов стандартизации.

      Решение об утверждении стандартов, затрагивающих вопросы безопасности объекта стандартизации, принимается уполномоченным органом по согласованию с заинтересованным государственным органом.

      Консенсус считается достигнутым при условии согласия с ним большинства заинтересованных субъектов национальной системы стандартизации и отсутствия противоречий законодательству Республики Казахстан в соответствии с основополагающим национальным стандартом.

      26. Стандарт, национальный классификатор и рекомендации по стандартизации утверждаются в течение двадцати календарных дней после положительного решения НТК.

Глава 6. Порядок регистрации и учета стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации

      27. Разработчик в течение десяти календарных дней со дня утверждения уполномоченным органом стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации дополняет дело стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации для их регистрации в уполномоченном органе следующими документами:

      1) приказ уполномоченного органа об утверждении стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации;

      2) протокол НТК;

      3) протокол НТС НОС;

      4) экспертное заключение НОС;

      5) проект стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации на государственном и русском языках на бумажном и электронном носителях.

      28. НОС вносит стандарт, национальный классификатор и рекомендации по стандартизации в реестр национальной системы стандартизации в течение двадцати календарных дней после их утверждения уполномоченным органом с указанием следующих сведений:

      1) дата и порядковый номер регистрации;

      2) обозначение стандарта;

      3) наименование стандарта;

      4) группа по межгосударственным классификаторам стандартов;

      5) номер и дата приказа об утверждении;

      6) наименование разработчика стандарта:

      для физического лица – фамилия, имя, отчество (при наличии), контактные данные;

      для юридического лица – наименование, контактные данные;

      7) информация по изменению или отмене стандарта;

      8) дата введения;

      9) о первоисточнике.

      29. В случае представления разработчиком неполного пакета документов, указанных в пунктах 16, 17 и 27 настоящих Правил, уполномоченный орган не позднее семи календарных дней со дня предоставления документов возвращает разработчику дело стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации на доработку.

      30. После проведения регистрации дело стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации в течение семи календарных дней передается уполномоченным органом в НОС для подготовки к изданию в соответствии с СТ РК 1.22 "Дело стандарта. Порядок формирования, хранения, актуализации и сдачи в архив".

Глава 7. Порядок внесения изменений в стандарты, национальные классификаторы и рекомендации по стандартизации

      31. Изменения в стандарт, национальный классификатор и рекомендации по стандартизации вносятся при замене, дополнении или исключении отдельных требований, продлении, ограничении или восстановлении их действия, введении новых требований и гармонизации с международными стандартами, которые не влекут за собой нарушения требований взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготавливаемой по действующему стандарту, национальному классификатору и рекомендациям по стандартизации.

      32. Изменения в стандарт, национальный классификатор и рекомендации по стандартизации разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном в главах 26 настоящих Правил.

Глава 8. Порядок пересмотра стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации

      33. Пересмотр стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации осуществляют при необходимости значительного изменения его содержания (более 20 % объема), изменения структуры и (или) наименования стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации актуализации документа по стандартизации, а также при установлении в нем новых и (или) более прогрессивных требований.

      34. Пересмотр стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации осуществляется в порядке, установленном в главах 2-6 настоящих Правил.

Глава 9. Порядок отмены стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации

      35. Отмена стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации осуществляется в следующих случаях:

      1) противоречия требованиям законодательства Республики Казахстан;

      2) введения в действие нового стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации взамен действующего;

      3) принятия на территории Республики Казахстан межгосударственных стандартов (для стандартов);

      4) утраты актуальности применения стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации.

      36. При отмене стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации инициирующие отмену субъекты национальной системы стандартизации направляют в уполномоченный орган соответствующее предложение.

      37. Уполномоченный орган рассматривает вопрос об отмене стандартов, национальных классификаторов, рекомендаций по стандартизации после проведения анализа НОС.

      38. НОС обеспечивает проведение анализа и рассмотрение на заседании НТС НОС предложения об отмене стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации в течение пятнадцати календарных дней после их поступления в НОС.

      39. Результаты анализа НОС и рекомендации НТС НОС на предложение об отмене стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации рассматриваются на заседаниях НТК. По итогам рассмотрения на заседании НТК вопроса об отмене стандарта, национального классификатора, рекомендаций по стандартизации уполномоченный орган принимает соответствующее решение.

Глава 10. Порядок введения в действие стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации

      40. Уполномоченный орган устанавливает срок введения в действие стандартов, национальных классификаторов и рекомендаций по стандартизации.

      41. Дата введения стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации, а также изменений к ним, устанавливается с учетом реализации мероприятий, обеспечивающих их внедрение, сроков обновления технологий производства (выполнения услуг) объекта стандартизации, не ранее, чем через шесть месяцев со дня их утверждения.

      Допускается сокращение срока введения в действие стандарта, национального классификатора и рекомендаций по стандартизации, а также изменений к ним по решению уполномоченного органа при условии, что они доступны заинтересованным лицам в изданном виде.