Примечание ИЗПИ!
Преамбула предусмотрена в редакции совместного приказа Министра юстиции РК от 16.11.2022 № 936 и Министра национальной экономики РК от 18.11.2022 № 83 (вводится в действие с 01.01.2023).
В соответствии с пунктом 3 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист в сфере регистрации прав на недвижимое имущество согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение копии настоящего совместного приказа на официальном интернет - ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего заместителя Министра юстиции Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр юстиции Республики Казахстан |
М. Бекетаев |
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Т. Сулейменов |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Приложение 1 предусмотрено в редакции совместного приказа Министра юстиции РК от 16.11.2022 № 936 и Министра национальной экономики РК от 18.11.2022 № 83 (вводится в действие с 01.01.2023).
Приложение 1 к совместному приказу Министра юстиции Республики Казахстан от 1 ноября 2018 года № 1520 Министра национальной экономики Республики Казахстан от 55 ноября 2018 года № 55 |
Критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество (далее - Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским Кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее - Кодекс), Законом Республики Казахстан от 26 июля 2007 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" и Правилами формирования государственными органами системы оценки рисков, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371), для отбора субъектов контроля с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля.
2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:
1) субъект контроля – филиалы Некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан", осуществляющие государственную регистрацию по месту нахождения недвижимого имущества (далее - регистрирующий орган);
2) незначительные нарушения – нарушение требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество в части:
непредставления статистической и иной отчетной информации в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество ежеквартально, с нарастающим итогом к 5 числу месяца следующего за отчетным периодом в бумажном виде;
неотправления заявки для блокировки логина уволенного сотрудника, используемого для работы в ГБД "РН".
3) значительные нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, связанных с:
недопущением истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем;
недопущением необоснованного приостановления в проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
предоставлением копии документов, находящиеся в регистрационном деле правового кадастра, должны быть предоставлены регистрирующим органом не позднее трех рабочих дней со дня подачи запроса на получение информации;
соблюдением услугодателем бизнес-процессов оказания государственной услуги;
наличием одной и более подтвержденной жалобы или обращения;
использованием для работы в ГБД "РН" сотрудниками логина другого ответственного сотрудника;
4) грубые нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, которое может привести к существенным нарушениям прав, свобод и законных интересов услугополучателей, а именно:
недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при несоответствии субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество и иных объектов регистрации либо оснований их возникновения, изменения или прекращения требованиям законодательства;
недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при наличии в правовом кадастре обременений (ареста), исключающих государственную регистрацию права или иного объекта государственной регистрации;
недопущение проведения регистрации обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний с момента поступления заявления в регистрирующий орган;
недопущение проведения государственной регистрации права на лицо, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма;
недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при неполном пакете документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
недопущение необоснованного отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
соблюдение сроков проведения государственной регистрации;
недостоверное заполнение Государственной базы данных "Регистр недвижимости" (далее – ГБД РН);
надлежащее ведение и хранение регистрационных дел;
5) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
6) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта контроля;
7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;
Сноска. Пункт 2 - в редакции cовместного приказа Министра юстиции РК от 07.04.2021 № 273 и Министра национальной экономики РК от 07.04.2021 № 38 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Критерии оценки степени риска для профилактического контроля с посещением субъекта контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии
4. Определение объективных критериев осуществляется посредством следующих этапов:
1) определение риска;
2) группировка и распределение субъектов контроля по степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).
5. Определение риска осуществляется в зависимости от специфики сферы, в которой осуществляется государственный контроль с учетом одного из следующих критериев:
1) уровня опасности (сложности) объекта;
2) масштабов тяжести возможных негативных последствий, вреда на регулируемую сферу (область);
3) возможности наступления неблагоприятного происшествия для жизни или здоровья человека, окружающей среды, законных интересов физических и юридических лиц, государства.
6. После проведения анализа всех возможных рисков субъекты контроля распределяются по двум степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).
По объективным критериям к высокой степени риска относятся регистрирующий орган.
Отнесение субъектов контроля к высокой степени риска осуществляется в зависимости от вероятности причинения вреда законным интересам физических лиц, интересам государства в результате деятельности субъектов контроля, связанной с обеспечением сохранности информации о гражданах (персональные данные) и других правообладателях, за исключением данных, идентифицирующих правообладателя (фамилия, имя, отчество и дата рождения физического лица, наименование и регистрационный номер юридического лица), которое может привести к незаконному распространению информации о гражданах (персональные данные) и других правообладателях и повлечь нарушение гарантированных государством прав и свобод граждан. При получении государственной услуги граждане предоставляют письменное согласие на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах.
7. В отношении регистрирующих органов проводятся внеплановые проверки и профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
В отношении субъектов контроля, отнесенных по объективным критериям к высокой степени риска, применяются субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля.
Глава 3. Субъективные критерии
8. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка риска.
9. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.
Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями;
2) результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов контроля;
3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;
4) анализ официальных интернет - ресурсов государственных органов, средств массовой информации, в случае наличия, рейтингов "нарушителей", перечня выявленных нарушений по результатам лабораторных исследований;
5) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.
10. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.
Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий расчет показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов контроля приведены в приложении к настоящим Критериям.
По показателям степени риска субъект контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 61 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля;
2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 включительно и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
При анализе информации и оценке риска не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного субъекта контроля.
Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще одного раза в год.
Профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводятся на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта контроля, формируемых в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Кодекса.
Списки профилактического контроля с посещением субъекта контроля составляются с учетом приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.
Приложение к Критериям оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество |
Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов контроля
Сноска. Приложение с изменением, внесенным cовместным приказом Министра юстиции РК от 07.04.2021 № 273 и Министра национальной экономики РК от 07.04.2021 № 38 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Приложение 2 предусмотрено в редакции совместного приказа Министра юстиции РК от 16.11.2022 № 936 и Министра национальной экономики РК от 18.11.2022 № 83 (вводится в действие с 01.01.2023).
Приложение 2 к совместному приказу Министра юстиции Республики Казахстан от "__"______ 2018 года №____ Министра национальной экономики Республики Казахстан от "__" ______ 2018 года № ____ |
ПРОВЕРОЧНЫЙ ЛИСТ
Сноска. Проверочный лист с изменением, внесенным cовместным приказом Министра юстиции РК от 07.04.2021 № 273 и Министра национальной экономики РК от 07.04.2021 № 38 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
в сфере регистрации прав на недвижимое имущество__________________________________
(в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан) в отношении
деятельности филиалов Некоммерческого акционерного общества "Государственная
корпорация "Правительство для граждан" (регистрирующих органов), осуществляющих
регистрацию прав на недвижимое имущество
________________________________________________________________________________
(наименование однородной группы субъектов контроля)
Государственный орган, назначивший проверку
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта контроля
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(№, дата)
Наименование субъекта контроля
________________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта контроля
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения
________________________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Требуется | Не требуется | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при несоответствии субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество и иных объектов регистрации либо оснований их возникновения, изменения или прекращения требованиям законодательства | ||||
2 | недопущение истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем | ||||
3 | недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при наличии в правовом кадастре обременений (ареста), исключающих государственную регистрацию права или иного объекта государственной регистрации | ||||
4 | проведение регистрации обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний с момента поступления заявления в регистрирующий орган | ||||
5 | недопущение проведения государственной регистрации права на лицо, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма | ||||
6 | недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при неполном пакете документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество | ||||
7 | предоставление копии документов, находящиеся в регистрационном деле правового кадастра, должны быть предоставлены регистрирующим органом не позднее трех рабочих дней со дня подачи запроса на получение информации | ||||
8 | недопущение необоснованного отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество | ||||
9 | соблюдение сроков проведения государственной регистрации | ||||
10 | соблюдение услугодателем бизнес - процессов оказания государственной услуги | ||||
11 | недопущение необоснованного приостановления в проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество | ||||
12 | надлежащее ведение и хранение регистрационных дел |
Должностное (ые) лицо (а):
__________________________________________________________________ _____________
должность подпись
________________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля _____________________________________ ______________
должность подпись
________________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)