Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в сфере регистрации прав на недвижимое имущество

Совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 1 ноября 2018 года № 1520 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 ноября 2018 года № 55. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 ноября 2018 года № 17723.

Обновленный

      Примечание ИЗПИ!
      Преамбула предусмотрена в редакции совместного приказа Министра юстиции РК от 16.11.2022 № 936 и Министра национальной экономики РК от 18.11.2022 № 83 (вводится в действие с 01.01.2023).

      В соответствии с пунктом 3 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, ПРИКАЗЫВАЕМ:

      1. Утвердить:

      1) критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;

      2) проверочный лист в сфере регистрации прав на недвижимое имущество согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.

      2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение копии настоящего совместного приказа на официальном интернет - ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего заместителя Министра юстиции Республики Казахстан.

      4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр юстиции
Республики Казахстан
М. Бекетаев
      Министр национальной экономики
Республики Казахстан
Т. Сулейменов

      "СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан

      Примечание ИЗПИ!
      Приложение 1 предусмотрено в редакции совместного приказа Министра юстиции РК от 16.11.2022 № 936 и Министра национальной экономики РК от 18.11.2022 № 83 (вводится в действие с 01.01.2023).

  Приложение 1
к совместному приказу
Министра юстиции
Республики Казахстан
от 1 ноября 2018 года № 1520
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 55 ноября 2018 года № 55

Критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество (далее - Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским Кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее - Кодекс), Законом Республики Казахстан от 26 июля 2007 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" и Правилами формирования государственными органами системы оценки рисков, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371), для отбора субъектов контроля с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля.

      2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:

      1) субъект контроля – филиалы Некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан", осуществляющие государственную регистрацию по месту нахождения недвижимого имущества (далее - регистрирующий орган);

      2) незначительные нарушения – нарушение требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество в части:

      непредставления статистической и иной отчетной информации в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество ежеквартально, с нарастающим итогом к 5 числу месяца следующего за отчетным периодом в бумажном виде;

      неотправления заявки для блокировки логина уволенного сотрудника, используемого для работы в ГБД "РН".

      3) значительные нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, связанных с:

      недопущением истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем;

      недопущением необоснованного приостановления в проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

      предоставлением копии документов, находящиеся в регистрационном деле правового кадастра, должны быть предоставлены регистрирующим органом не позднее трех рабочих дней со дня подачи запроса на получение информации;

      соблюдением услугодателем бизнес-процессов оказания государственной услуги;

      наличием одной и более подтвержденной жалобы или обращения;

      использованием для работы в ГБД "РН" сотрудниками логина другого ответственного сотрудника;

      4) грубые нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, которое может привести к существенным нарушениям прав, свобод и законных интересов услугополучателей, а именно:

      недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при несоответствии субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество и иных объектов регистрации либо оснований их возникновения, изменения или прекращения требованиям законодательства;

      недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при наличии в правовом кадастре обременений (ареста), исключающих государственную регистрацию права или иного объекта государственной регистрации;

      недопущение проведения регистрации обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний с момента поступления заявления в регистрирующий орган;

      недопущение проведения государственной регистрации права на лицо, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма;

      недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при неполном пакете документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

      недопущение необоснованного отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

      соблюдение сроков проведения государственной регистрации;

      недостоверное заполнение Государственной базы данных "Регистр недвижимости" (далее – ГБД РН);

      надлежащее ведение и хранение регистрационных дел;

      5) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

      6) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта контроля;

      7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;

      Сноска. Пункт 2 - в редакции cовместного приказа Министра юстиции РК от 07.04.2021 № 273 и Министра национальной экономики РК от 07.04.2021 № 38 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. Критерии оценки степени риска для профилактического контроля с посещением субъекта контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.

Глава 2. Объективные критерии

      4. Определение объективных критериев осуществляется посредством следующих этапов:

      1) определение риска;

      2) группировка и распределение субъектов контроля по степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).

      5. Определение риска осуществляется в зависимости от специфики сферы, в которой осуществляется государственный контроль с учетом одного из следующих критериев:

      1) уровня опасности (сложности) объекта;

      2) масштабов тяжести возможных негативных последствий, вреда на регулируемую сферу (область);

      3) возможности наступления неблагоприятного происшествия для жизни или здоровья человека, окружающей среды, законных интересов физических и юридических лиц, государства.

      6. После проведения анализа всех возможных рисков субъекты контроля распределяются по двум степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).

      По объективным критериям к высокой степени риска относятся регистрирующий орган.

      Отнесение субъектов контроля к высокой степени риска осуществляется в зависимости от вероятности причинения вреда законным интересам физических лиц, интересам государства в результате деятельности субъектов контроля, связанной с обеспечением сохранности информации о гражданах (персональные данные) и других правообладателях, за исключением данных, идентифицирующих правообладателя (фамилия, имя, отчество и дата рождения физического лица, наименование и регистрационный номер юридического лица), которое может привести к незаконному распространению информации о гражданах (персональные данные) и других правообладателях и повлечь нарушение гарантированных государством прав и свобод граждан. При получении государственной услуги граждане предоставляют письменное согласие на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах.

      7. В отношении регистрирующих органов проводятся внеплановые проверки и профилактический контроль с посещением субъекта контроля.

      В отношении субъектов контроля, отнесенных по объективным критериям к высокой степени риска, применяются субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля.

Глава 3. Субъективные критерии

      8. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) формирование базы данных и сбор информации;

      2) анализ информации и оценка риска.

      9. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.

      Для оценки степени риска используются следующие источники информации:

      1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями;

      2) результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов контроля;

      3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;

      4) анализ официальных интернет - ресурсов государственных органов, средств массовой информации, в случае наличия, рейтингов "нарушителей", перечня выявленных нарушений по результатам лабораторных исследований;

      5) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.

      10. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.

      Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий расчет показателя степени риска.

      При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.

      В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.

      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,

      где:

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество значительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных значительных нарушений;

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,

      где:

      SРн – показатель незначительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

      Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = SРз + SРн,

      где:

      SР – общий показатель степени риска;

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SРн – показатель незначительных нарушений.

      Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов контроля приведены в приложении к настоящим Критериям.

      По показателям степени риска субъект контроля относится:

      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 61 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля;

      2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 включительно и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.

      При анализе информации и оценке риска не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного субъекта контроля.

      Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще одного раза в год.

      Профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводятся на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта контроля, формируемых в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Кодекса.

      Списки профилактического контроля с посещением субъекта контроля составляются с учетом приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.

  Приложение
к Критериям оценки степени
риска в сфере регистрации
прав на недвижимое имущество

Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов контроля

      Сноска. Приложение с изменением, внесенным cовместным приказом Министра юстиции РК от 07.04.2021 № 273 и Министра национальной экономики РК от 07.04.2021 № 38 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество

Степень нарушения

1. Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями

1

недостоверное заполнение Государственной базы данных "Регистр недвижимости" (далее - ГБД РН)

Грубое

2

неотправление заявки для блокировки логина уволенного работника, используемого для работы в ГБД "РН"

Незначительное

3

использование для работы в ГБД "РН" сотрудниками логина другого ответственного сотрудника

Значительное

4

непредставление статистической и иной отчетной информации в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество ежеквартально, с нарастающим итогом к 5 числу месяца следующего за отчетным периодом в бумажном виде:
отчет о проделанной работе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
отчет о вырученных средствах Государственной корпорацией за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;
отчет о поступивших жалобах физических и юридических лиц;
отчет о количестве вынесенных решений (постановлений) суда по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
отчет о проведенных за отчетный период государственными органами проверках деятельности Государственной корпорации в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
отчет о наложенных дисциплинарных взысканиях на работников Государственной корпорации за ненадлежащее исполнение обязанностей в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество за отчетный период;
отчет о возбужденных уголовных делах, связанных с деятельностью в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество за отчетный период.

Незначительное

2. Результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов контроля (степень тяжести нарушения устанавливается при несоблюдении перечисленных требований)

5

недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при несоответствии субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество и иных объектов регистрации либо оснований их возникновения, изменения или прекращения требованиям законодательства

Грубое

6

недопущение истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем

Значительное

7

недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при наличии в правовом кадастре обременений (ареста), исключающих государственную регистрацию права или иного объекта государственной регистрации

Грубое

8

проведение регистрации обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний с момента поступления заявления в регистрирующий орган

Грубое

9

недопущение проведения государственной регистрации права на лицо, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма

Грубое

10

недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при неполном пакете документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Грубое

11

предоставление копии документов, находящиеся в регистрационном деле правового кадастра, должны быть предоставлены регистрирующим органом не позднее трех рабочих дней со дня подачи запроса на получение информации

Значительное

12

недопущение необоснованного отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Грубое

13

соблюдение сроков проведения государственной регистрации

Грубое

14

соблюдение услугодателем бизнес - процессов оказания государственной услуги

Значительное

15

недопущение необоснованного приостановления в проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Значительное

16

надлежащее ведение и хранение регистрационных дел

Грубое

3. Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений

17

наличие одной и более подтвержденной жалобы или обращения

Значительное

4. Анализ официальных интернет - ресурсов государственных органов, средств массовой информации, в случае наличия, рейтингов "нарушителей", перечня выявленных нарушений по результатам лабораторных исследований

18

наличие на официальных интернет - ресурсах и в печатных изданиях информации о фактах незаконной регистрации прав на недвижимое имущество

Незначительное

19

наличие на официальных интернет - ресурсах и в печатных изданиях информации о разглашении персональных данных граждан, в том числе тайну личной жизни при регистрации прав на недвижимое имущество

Грубое

5. Результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями

20

наличие фактов вынесения судами частных постановлений или определений в отношении субъекта контроля

Грубое

21

наличие фактов вынесения судом вступившего в законную силу решения о признании факта регистрации недействительной, в котором указана его вина

Грубое

22

наличие фактов вынесения судом вступившие в законную силу решения, в отношении субъекта контроля, согласно обоснованных жалоб на действия или бездействие должностных лиц, в котором указана его вина

Грубое

      Примечание ИЗПИ!
      Приложение 2 предусмотрено в редакции совместного приказа Министра юстиции РК от 16.11.2022 № 936 и Министра национальной экономики РК от 18.11.2022 № 83 (вводится в действие с 01.01.2023).

  Приложение 2
к совместному приказу
Министра юстиции
Республики Казахстан
от "__"______ 2018 года №____
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от "__" ______ 2018 года № ____

                              ПРОВЕРОЧНЫЙ ЛИСТ

      Сноска. Проверочный лист с изменением, внесенным cовместным приказом Министра юстиции РК от 07.04.2021 № 273 и Министра национальной экономики РК от 07.04.2021 № 38 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      в сфере регистрации прав на недвижимое имущество__________________________________
(в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан) в отношении
деятельности филиалов Некоммерческого акционерного общества "Государственная
корпорация "Правительство для граждан" (регистрирующих органов), осуществляющих
регистрацию прав на недвижимое имущество
________________________________________________________________________________
            (наименование однородной группы субъектов контроля)
Государственный орган, назначивший проверку
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта контроля
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
                              (№, дата)
Наименование субъекта контроля
________________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта контроля
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения
________________________________________________________________________________

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

5

6

1

недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при несоответствии субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество и иных объектов регистрации либо оснований их возникновения, изменения или прекращения требованиям законодательства





2

недопущение истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем





3

недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при наличии в правовом кадастре обременений (ареста), исключающих государственную регистрацию права или иного объекта государственной регистрации





4

проведение регистрации обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний с момента поступления заявления в регистрирующий орган





5

недопущение проведения государственной регистрации права на лицо, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма





6

недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при неполном пакете документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество





7

предоставление копии документов, находящиеся в регистрационном деле правового кадастра, должны быть предоставлены регистрирующим органом не позднее трех рабочих дней со дня подачи запроса на получение информации





8

недопущение необоснованного отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество





9

соблюдение сроков проведения государственной регистрации





10

соблюдение услугодателем бизнес - процессов оказания государственной услуги





11

недопущение необоснованного приостановления в проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество





12

надлежащее ведение и хранение регистрационных дел





      Должностное (ые) лицо (а):
__________________________________________________________________ _____________
                        должность                                           подпись
________________________________________________________________________________
                        фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля _____________________________________ ______________
                                          должность                         подпись
________________________________________________________________________________
                        фамилия, имя, отчество (при его наличии)