Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов

Приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 сентября 2018 года № 17371.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 3) пункта 2 статьи 85 и пунктом 4 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить:

      1) Правила формирования государственными органами системы оценки рисков согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) форму проверочного листа согласно приложению 2 к настоящему приказу.

      2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 722 "Об утверждении Методики формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки риска, форм обязательной ведомственной отчетности и проверочных листов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12389, опубликован 18 декабря 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет").

      3. Департаменту развития предпринимательства Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
Р. Даленов

      "СОГЛАСОВАН"
Председатель Комитета
по правовой статистике и
специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
________________ Жакипбаев К.Т.
27 июля 2018 года

  Приложение 1
к приказу исполняющего обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 31 июля 2018 года № 3

Правила формирования государственными органами системы оценки рисков

Глава 1. Общие положения

      1. Правила формирования государственными органами системы оценки риска (далее – Правила) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее – Кодекс).

      2. Правила предназначены для разработки регулирующими государственными органами критериев оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора с целью проведения проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, а также проверочных листов, утверждаемых в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Кодекса.

      3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля и надзора жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

      2) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимых органом контроля и надзора с целью назначения проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;

      3) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля и надзора;

      4) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора;

      5) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

      4. Нормативные правовые акты государственных органов об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов до их утверждения подлежат согласованию с уполномоченным органом по правовой статистике и специальным учетам на предмет технической возможности автоматизации систем оценки рисков и соответствия требованиям информационной системы – единого реестра субъектов и объектов проверок.

      Срок согласования уполномоченным органом по правовой статистике и специальным учетам составляет пять рабочих дней.

      5. Особый порядок проведения проверок и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов (объектов) контроля и надзора применяются в отношении субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к высокой степени риска.

      Внеплановые проверки и профилактический контроль и надзор без посещения субъектов (объектов) контроля и надзора применяются в отношении субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к высокой и не отнесенных к высокой степени риска.

Глава 2. Способы для особого порядка проведения проверок на основании полугодовых графиков

      6. Критерии оценки степени риска для особого порядка проведения проверок на основании полугодовых графиков формируются посредством объективных и субъективных критериев.

Параграф 1. Объективные критерии

      7. Определение объективных критериев осуществляется посредством следующих этапов:

      1) определение риска;

      2) группировка и распределение субъектов (объектов) контроля и надзора по степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).

      8. Определение риска осуществляется в зависимости от специфики сферы, в которой осуществляется государственный контроль и надзор с учетом одного из следующих критериев:

      1) уровня опасности (сложности) объекта;

      2) масштабов тяжести возможных негативных последствий, вреда на регулируемую сферу (область);

      3) возможности наступления неблагоприятного происшествия для жизни или здоровья человека, окружающей среды, законных интересов физических и юридических лиц, государства.

      9. После проведения анализа всех возможных рисков субъекты (объекты) контроля и надзора распределяются по двум степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).

      В отношении субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к высокой степени риска, применяется особый порядок проведения проверок на основании полугодовых графиков.

      10. Периодичность проведения проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъектов (объектов) контроля и надзора в отношении субъектов (объектов) контроля и надзора высокой степени риска определяется критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа, не чаще одного раза в год, а в отношении объектов высокой эпидемической значимости в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения не чаще одного раза в полгода.

Параграф 2. Субъективные критерии

      11. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и надзора и концентрации контроля и надзора на нарушителях, субъекты (объекты) контроля и надзора высокой степени риска освобождаются от особого порядка проведения проверок на период, определяемый критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа, посредством применения субъективных критериев.

      При наличии у субъекта контроля и надзора одного из смягчающих индикаторов, субъект контроля и надзора освобождается от следующего особого порядка проведения проверок.

      К смягчающим индикаторам относится:

      1) наличие аудио и (или) видео фиксации, с передачей данных в онлайн-режиме;

      2) наличие датчиков и других фиксирующих устройств по передаче данных в системы государственных органов (датчики воды, датчики фиксации выбросов в атмосферу и другие устройства).

      12. Освобождение от проверки по особому порядку проведения проверки на основании полугодовых графиков осуществляется посредством применения субъективных критериев для субъектов (объектов) контроля и надзора высокой степени риска посредством следующих этапов:

      1) определение субъективных критериев;

      2) оценка результатов.

      13. Субъективные критерии разрабатываются на основании требований проверочных листов, несоблюдение которых в соответствии с критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа соответствуют определенной степени нарушения. В отношении каждого требования из проверочных листов определяется степень нарушения – грубое, значительное и незначительное.

      При этом определение грубых, значительных и незначительных нарушений устанавливается в критериях оценки степени риска регулирующего государственного органа с учетом специфики соответствующей сферы государственного контроля и надзора.

      При формировании субъективных критериев степень нарушения (грубое, незначительное, значительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, незначительных, значительных нарушений.

      14. Показатель степени риска рассчитывается по шкале от 0 до 100 на основании критериев, установленных в критериях оценки степени риска регулирующего государственного органа, и рассчитывается путем суммирования полученных показателей по субъективным критериям в соответствии с главой 4 настоящих Правил.

      По показателям степени риска субъект (объект) контроля и надзора высокой степени риска:

      1) освобождается от особого порядка проведения проверок на основании полугодовых графиков на срок, устанавливаемый в критериях оценки степени риска регулирующего государственного органа, – при показателе степени риска от 0 до 60 включительно;

      2) не освобождается от особого порядка проведения проверок на основании полугодовых графиков – при показателе степени риска от 61 до 100 включительно.

      15. Освобождение от особого порядка проведения проверок возможно на основании применяемых альтернативных (независимых) систем оценки и анализа рисков, аудита, экспертиз в соответствии с критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа.

      16. Полугодовые графики проверок в особом порядке формируются в порядке, определенном пунктом 2 статьи 141 Кодекса.

Глава 3. Способы проведения профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора

      17. Критерии оценки степени риска для профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора формируются посредством объективных и субъективных критериев.

Параграф 1. Объективные критерии

      18. Определение объективных критериев осуществляется в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

      19. Определение риска осуществляется в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил.

      20. После определения риска, субъекты (объекты) контроля и надзора распределяются по двум степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).

      В отношении субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных по объективным критериям к высокой степени риска, применяются субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.

Параграф 2. Субъективные критерии

      21. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) формирование базы данных и сбор информации;

      2) анализ информации и оценка рисков.

      22. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля и надзора, нарушающих законодательство Республики Казахстан. Правильное использование этих сведений позволит более эффективно осуществлять государственный контроль и надзор и использовать ресурсы регулирующих органов.

      Для оценки степени риска используются следующие источники информации:

      1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля и надзора, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями;

      2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъектов (объектов) контроля и надзора;

      3) наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъекта контроля и надзора. К неблагоприятным происшествиям относятся регистрация случаев инфекционных заболеваний и (или) паразитарных и групповых инфекционных заболеваний и отравлений, в том числе пищевые, пожары, производственные травмы и аварии, происшествия, крушения, инциденты, выявление особо опасных вредных организмов и карантинных объектов, очагов их распространения, сокращение численности объектов животного мира и ухудшение среды их обитания, наличие задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;

      4) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;

      5) результаты аудита (экспертизы) независимых организаций (энергоаудит, энергоэкспертиза, независимый аудит при ликвидации, экспертиза промышленной безопасности и другие виды аудита (экспертиз);

      6) результаты профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора (справка, заключение, рекомендации);

      7) анализ официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации, в случае наличия, рейтингов "нарушителей", перечня выявленных нарушений по результатам лабораторных исследований;

      8) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.

      При наличии у субъекта контроля и надзора одного из смягчающих индикаторов, субъект контроля и надзора освобождается от проведения следующего профилактического контроля и надзора с посещением субъектов (объектов) контроля и надзора.

      К смягчающим индикаторам относится:

      1) наличие аудио и (или) видео фиксации, с передачей данных в онлайн-режиме;

      2) наличие датчиков и других фиксирующих устройств по передаче данных в системы государственных органов (датчики воды, датчики фиксации выбросов в атмосферу и другие устройства);

      3) наличие дополнительных мер обеспечения безопасности субъекта (объекта) контроля и надзора (членство в обществе взаимного страхования, договора добровольного страхования от наступления несчастных случаев, проведение дополнительных экспертиз, аудита, заключение договоров с негосударственными службами обеспечения безопасности и другие меры обеспечения безопасности субъекта (объекта) контроля и надзора).

      С целью повышения эффективности оценки рисков проводится работа по взаимному обмену информацией с другими государственными органами и странами Евразийского экономического союза.

      Также для оценки степени риска применяются другие источники информации в зависимости от специфики деятельности, предусмотренные в критериях оценки рисков регулирующего государственного органа.

      23. На основании имеющихся источников информации, регулирующие государственные органы формируют субъективные критерии, подлежащие оценке.

      Анализ и оценка субъективных критериев позволит сконцентрировать профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в отношении субъекта (объекта) контроля и надзора с наибольшим потенциальным риском.

      При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      24. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и не значительное.

      При этом определение грубых, значительных и незначительных нарушений устанавливаются в критериях оценки степени риска регулирующего государственного органа с учетом специфики соответствующей сферы государственного контроля и надзора.

      При формировании субъективных критериев степень нарушения (грубое, значительное, незначительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, значительных, незначительных нарушений.

      25. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа в соответствии с главой 4 настоящих Правил рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.

      По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:

      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 61 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;

      2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 включительно и в отношении него не проводится профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.

      Положения пунктов 24 и 25 настоящих Правил не распространяются на государственные органы, указанные в параграфе 3 главы 3 настоящих Правил.

      26. Кратность проведения профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще одного раза в год.

      27. Профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора проводятся на основании полугодовых списков профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, формируемых в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Кодекса.

      28. Списки профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора составляются с учетом приоритетности субъекта контроля и надзора с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.

Параграф 3. Особенности формирования системы оценки рисков для государственных органов, использующих информационные системы с учетом специфики и конфиденциальности, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан

      29. При формировании системы оценки рисков для государственных органов, использующих информационные системы с учетом специфики и конфиденциальности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, расчет общего показателя степени риска, а также показатели степени риска, в соответствии с которыми субъект контроля и надзора относится к высокой или не отнесенной к высокой степени риска, устанавливаются в критериях оценки степени риска регулирующего государственного органа.

      30. На предмет технической возможности автоматизации систем оценки рисков и соответствия требованиям информационной системы – единого реестра субъектов и объектов проверок, критерии оценки степени риска, являющиеся конфиденциальными в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, согласовываются с уполномоченным органом по правовой статистике и специальным учетам c обеспечением их конфиденциальности.

      Срок согласования уполномоченным органом по правовой статистике и специальным учетам составляет пять рабочих дней.

Глава 4. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям

      31. Для отнесения субъекта контроля и надзора к степени риска в соответствии с пунктами 14 и 25 настоящих Правил, применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.

      При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля и надзора приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится проверка по особому порядку или профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.

      В случае если грубых нарушений не выявлено, для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.

      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,

      где:

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество значительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных значительных нарушений;

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,

      где:

      SРн – показатель незначительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

      Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = SРз + SРн,

      где:

      SР – общий показатель степени риска;

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SРн – показатель незначительных нарушений.

      Положения настоящего пункта не распространяются на государственные органы, указанные в параграфе 3 главы 3 настоящих Правил.

Глава 5. Проверочные листы

      32. Проверочные листы составляются для однородных групп субъектов (объектов) контроля и надзора и включают требования в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса и с соблюдением условий, определенных в пункте 2 статьи 143 Кодекса.

      33. Однородные группы разделяются как по видам деятельности, осуществляемым субъектами (объектами) контроля и надзора, так и по форме регистрации (юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели).

      34. Проверочные листы формируются по форме согласно приложению 2 к настоящему приказу.

      35. Требования проверочных листов для сфер контроля и надзора, указанных в части четвертой пункта 2 статьи 141 Кодекса, корреспондируются с субъективными критериями, разработанными в соответствии с частью первой пункта 13 настоящих Правил.

  Приложение 2
к приказу исполняющего обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 31 июля 2018 года № 3
  Форма

                                    Проверочный лист

      в сфере/в области/за______________________________________________________________
                              в соответствии со статьями 138 и 139
_______________________________________________________________________________
                  Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении ____________________________________________________________________
                  наименование однородной группы субъектов (объектов)
_______________________________________________________________________________
                              контроля и надзора
_______________________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку _____________________________________
______________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля и надзора с посещением субъекта
(объекта) контроля и надзора _____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
                                    №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля и надзора _________________________________
________________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта
(объекта) контроля и надзора ______________________________________________________
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

5

6













      Должностное (ые) лицо (а) ____________________________________________ ____________
                                          должность                         подпись
________________________________________________________________________________
                        фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля и надзора ______________________________ ____________
                                          должность                         подпись
________________________________________________________________________________
                        фамилия, имя, отчество (при наличии)