Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие см. п.5
В соответствии пунктом 5 статьи 141 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года "О недрах и недропользовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан.
2. Признать утратившими силу:
1) подпункт 1) пункта 1 приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 21 апреля 2015 года № 472 "Об утверждении положений о Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан и межрегиональных комиссиях по запасам полезных ископаемых" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11200, опубликован от 18 июня 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет");
2) приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 5 июля 2016 года № 539 "О внесении изменения в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 21 апреля 2015 года № 472 "Об утверждении положений о Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан и межрегиональных комиссиях по запасам полезных ископаемых"" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14173, опубликован от 9 сентября 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет").
3. Комитету геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на бумажном носителе и в электронной форме на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие с 29 июня 2018 года и действует до 1 января 2024 года.
Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан |
Ж. Қасымбек |
"СОГЛАСОВАН"
Министр энергетики
Республики Казахстан
______________ К. Бозумбаев
16 мая 2018 года
Утверждено приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 15 мая 2018 года № 330 |
Положение о государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение о государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан (далее - Положение) разработано в соответствии пунктом 5 статьи 141 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года "О недрах и недропользовании" и определяет вопросы организации деятельности Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан (далее - Комиссия), ее состав, регламент работы и ведение делопроизводства.
2. Комиссия создается при уполномоченном органе по изучению недр и является колегиальным органом, осуществляющий государственную экспертизу недр по углеводородам и твердым полезным ископаемым за исключением общераспространенных полезных ископаемых (далее - экспертиза).
Глава 2. Организация деятельности Комиссии
5. Основной задачей Комиссии является проведение экспертизы. При проведении экспертизы Комиссия определяет:
1) достоверность данных о количестве, качестве, составе, технологических свойств запасов полезных ископаемых, а также особенностях недр;
2) полноту и достоверность геологических, горнотехнических, гидрогеологических, инженерно-геологических, технико-экономических данных для условий добычи полезных ископаемых;
3) технико-экономические обоснования экономической эффективности разработки месторождений, коэффициентов извлечения по углеводородам, выводы и предложения по расширению минерально-сырьевой базы, степень подготовленности запасов и участков недр для использования;
4) результаты и качество работ по геологическому изучению и оценке недр;
5) обоснованность ликвидации или консервации месторождений полезных ископаемых, списания полезных ископаемых или изменения балансовой принадлежности оставшихся запасов.
6. Комиссия в своей деятельности осуществляет следующие функции:
1) выдает заключение о рентабельности разведанных запасов полезных ископаемых, которое является основанием для постановки их на государственный баланс запасов полезных ископаемых;
2) дает объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их значение для экономики республики, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий добычи;
3) подтверждает факт коммерческого обнаружения в результате разведки на контрактной территории.
7. В ходе экспертизы Комиссия:
1) запрашивает и получает от центральных государственных и местных исполнительных органов, подведомственных уполномоченному органу по изучению недр организаций и учреждений, и от недропользователей информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенной на них задачи;
2) привлекает независимых экспертов;
3) проводит по необходимости выездные заседания на экспертируемых объектах;
4) отклоняет представленные на экспертизу отчеты в случае превышения недропользователем сроков проведения операций по недропользованию, оговоренных контрактными условиями, до внесения компетентным органом в действующий контракт соответствующих изменений;
5) принимает решения по вопросам, входящим в их функции.
8. Заседание Комиссии проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
9. Заседания Комиссии подразделяются на рабочие и пленарные. Результатом рабочего рассмотрения является проект решения Комиссии. На пленарном заседании Комиссии принимается решение по экспертируемым отчетам.
10. Решение на пленарном заседании Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих ее членов согласно отраслевой направленности поступивших материалов. При равенстве голосов во время принятия решения, голос председательствующего является решающим.
Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, могут выразить особое мнение. Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование, и прилагается к материалам рассмотрения.
11. Рабочим органом Комиссии является Комитет геологии Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан (далее-Комитет).
Сноска. Пункт 11 - в редакции приказа Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 21.05.2020 № 114 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).12. На заседание Комиссии могут приглашаться лица, не являющиеся членами Комиссии.
13. Председатель Комиссии руководит ее деятельностью, осуществляет методическое руководство. В отсутствие председателя его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии.
14. Секретарь Комиссии организует прием отчетов на экспертизу и их подготовку заседаниям Комиссии.
15. Результаты экспертизы оформляются протоколом, в котором отражаются данные об утверждении запасов полезных ископаемых, о распределении запасов по категориям, объемах и сроках опытно-промышленной добычи, коэффициенты извлечения углеводородов, списании запасов полезных ископаемых, возможности применения информации о недрах в промышленных, научных целях, рекомендации, а также решения по иным вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.
16. Протокол, отражающий результаты экспертизы, подписывается председательствовавшим на заседании и визируется всеми присутствовавшими членами Комиссии.
Глава 3. Состав Комиссии
17. Комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов Комиссии.
18. Председателем Комиссии является руководитель уполномоченного органа по изучению недр. Председатель Комиссии имеет заместителя, обладающего правом подписи документов в пределах компетенции Комиссии в период отсутствия председателя Комиссии.
19. Заместителем председателя Комиссии является заместитель руководителя уполномоченного органа по изучению недр.
20. Секретарем и членами Комиссии являются квалифицированные работники отраслевых управлений уполномоченного органа по изучению недр.
21. Состав Комиссии утверждается уполномоченным органом по изучению недр.
Глава 4. Регламент работы и ведение делопроизводства Комиссии
22. План работы Комиссии на очередной год формируется на основании заявок недропользователей.
23. Недропользователи направляют заявки с указанием срока представления отчета на экспертизу в соответствующее территориальное подразделение уполномоченного органа по изучению недр (далее - территориальное подразделение) в срок до 20 января планируемого года.
24. Территориальные подразделения в срок до 30 января планируемого года направляют сводные сведения по заявкам недропользователей в адрес Комиссии.
25. Сводный план работы Комиссии утверждается председателем Комиссии.
26. Недропользователь представляет на экспертизу отчет о результатах проведенных геологоразведочных работах (далее - отчет).
27. Заявки от недропользователей, поступившие после 20 января планируемого года, регистрируются секретарем Комиссии. Экспертиза данных отчетов проводится следующим образом:
1) в первую очередь рассматриваются отчеты в соответствии со сводным планом работы;
2) во вторую очередь рассматриваются отчеты по заявкам, поступившим после 20 января планируемого года, согласно очередности их поступления.
28. Отчет, поступающий на рассмотрение Комиссии, предварительно рассматривается соответствующей межрегиональной комиссией по запасам (далее – МКЗ) в течении пятнадцати рабочих дней, и сопровождается ее заключением.
29. Недропользователь направляет на экспертизу:
отчет в одном экземпляре на бумажном и электронном носителях;
авторские справки к отчету – в количестве трех экземпляров;
заключение МКЗ – в количестве трех экземпляров.
30. Поступающий на экспертизу отчет проверяется секретарем Комиссии на наличие материалов, указанным пунктом 29 настоящего Положения.
При полном предоставлении материалов отчет регистрируется секретарем Комиссии, после чего считается принятым на экспертизу и назначается независимый эксперт (эксперты), о чем недропользователь уведомляется письменно в течение десяти рабочих дней с даты поступления.
В случае не полного предоставления материалов отчет не регистрируется, о чем недропользователь уведомляется письменно в течение десяти рабочих дней с даты поступления.
31. Недропользователь обеспечивает независимых экспертов материалами отчета, рабочими и дополнительными материалами, относящимися непосредственно к предмету экспертизы во время ее проведения.
32. Члены Комиссии уведомляются секретарем Комиссии о поступлении отчетов на экспертизу по мере их регистрации.
33. Отчет, поступивший на рассмотрение Комиссии, передается заместителю председателя Комиссии, который определяет ответственного лица за проведение экспертизы из числа членов Комиссии, согласно отраслевой направленности поступивших материалов.
34. Экспертиза проводится в срок до трех месяцев с момента регистрации отчета секретарем Комиссии. В случае рассмотрения отчета повышенной сложности либо большого объема, срок проведения экспертизы увеличивается по решению председателя Комиссии, но не более чем на три месяца.
35. Экспертиза проводится с привлечением независимых экспертов, обладающих специальными знаниями в области геологии и недропользования и не заинтересованных в результатах экспертизы. Список независимых экспертов утверждается руководителем ведомства уполномоченного органа по изучению недр.
36. После получения заключений независимых экспертов и изучения отчета ответственными членами Комиссии проводится рабочее заседание Комиссии с участием представителей недропользователя, исполнителей отчета, независимых экспертов.
37. Рабочие заседания Комиссии проводятся под председательством заместителя председателя Комиссии, а при его отсутствии - ответственным за проведение экспертизы членом комиссии. Результатом рабочего рассмотрения является проект решения Комиссии.
38. Пленарные заседания Комиссии проводятся под председательством председателя Комиссии. В случаях отсутствия председателя заседания проводит его заместитель.
39. За три рабочих дня до проведения пленарного заседания секретарем Комиссии представляется членам Комиссии для ознакомления авторская справка, отражающая в кратком виде основное содержание отчета по рассматриваемому объекту. По требованию члена Комиссии ему предоставляются заключения независимых экспертов и все материалы отчета.
40. Пленарное заседание Комиссии считается правомочным, если в нем приняли участие не менее половины от числа членов комиссии согласно отраслевой направленности поступивших материалов. Члены Комиссии не делегируют свои полномочия по участию в заседании другим лицам.
41. Протокол заседания Комиссии составляется в течение четырнадцати рабочих дней со дня проведения пленарного заседания. В протоколе содержатся сведения о представленных на экспертизу материалов отчета, выявленные в ходе экспертизы замечания, решение Комиссии и его рекомендации.
По итогам пленарного заседания Комиссии в протоколах отражаются решения с одним из следующих индексов:
по промежуточным отчетам, представленным недропользователями, по участкам недр, работы по разведке по которым не завершены:
индекс "П", означающий, что объемы предварительно оцененных запасов полезных ископаемых приняты к сведению;
по итоговым отчетам, представленным недропользователями, по результатам проведенных оценочных работ:
индекс "У", означающий, что запасы полезных ископаемых утверждены и подлежат постановке на Государственный баланс.
С даты подписания Протокола заседания Комиссии с индексом "У" по балансовым (извлекаемым) запасам коммерческое обнаружение считается подтвержденным.
42. Подготовленный протокол заседания Комиссии в течение тридцати календарных дней после рассмотрения направляется в адрес соответствующего территориального подразделения, геологические фонды и недропользователю.
43. В отчет, прошедший экспертизу, исполнителями отчета вносятся все необходимые дополнения и исправления, решения по которым приняты на пленарном заседании, и нашедшие отражение в протоколе Комиссии.
44. Соответствие вносимых исправлений проверяется лицом, ответственным за прохождение экспертизы представленного отчета, и удостоверяется актом, подписываемым исполнителями отчета, независимым экспертом по профилю замечаний и специалистом рабочего органа Комиссии.
45. В отчете, прошедшем экспертизу, после внесения соответствующих изменений и дополнений, а также в случае принятия их без дополнительных исправлении и корректировок, ставится штамп, удостоверяющий прохождение экспертизы о проведенных геологоразведочных работах.
46. В штампе отражаются категории принятых запасов, номер протокола, дата проведения пленарного заседания, а также подпись ответственного лица за рассмотрение экспертируемых материалов. Штамп проставляется в тексте отчета на титульном листе и на каждом листе графических приложений, отражающем блокировку и категоризацию запасов.
47. В случае, если по результатам экспертизы на экспертируемый отчет получено отрицательное заключение Комиссии, недропользователь представляет отчет на повторную экспертизу при условии их доработки с учетом полученных замечаний и рекомендаций.