Об установлении иных факторов, влияющих на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации и страховой группы, а также утверждении Правил применения мер раннего реагирования и Методики определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации (страховой группы)

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 апреля 2018 года № 75. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 мая 2018 года № 16944.

Действующий

      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года "О страховой деятельности" Правление Национального Банка Республики Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Установить, помимо факторов, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 1 статьи 53 Закона Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года "О страховой деятельности" (далее – Закон), следующие иные факторы, влияющие на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации:

      1) недостаток активов с учетом их классификации по качеству и ликвидности для покрытия общей суммы страховых резервов;

      2) достаточность суммы требуемого капитала для покрытия валютного риска;

      3) увеличение общего суммарного размещения в ценные бумаги (с учетом операций "обратное РЕПО"), вклады и деньги (за вычетом резерва по сомнительным долгам) в банках второго уровня, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг "В-" и ниже по международной шкале агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, и аффилиированных лицах данных банков;

      4) увеличение суммарного размещения в ценные бумаги (с учетом операций "обратное РЕПО"), вклады и деньги (за вычетом резерва по сомнительным долгам) в одном банке второго уровня, имеющем долгосрочный кредитный рейтинг "В-" и ниже по международной шкале агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, и аффилиированных лицах данного банка;

      5) убыточная деятельность страховой (перестраховочной) организации;

      6) увеличение комбинированного коэффициента без учета доли перестраховщика;

      7) превышение соотношения суммы общих и административных расходов, расходов по выплате комиссионного вознаграждения по страховой деятельности и прочих расходов к сумме доходов страховой (перестраховочной) организации, уменьшенной на сумму расходов, связанных с расторжением договора страхования (перестрахования);

      8) превышение соотношения общей суммы просроченной дебиторской задолженности по договорам страхования и перестрахования (за вычетом резервов на обесценение) к сумме активов страховой (перестраховочной) организации за минусом активов перестрахования.

      2. Установить, помимо факторов, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 2 статьи 53 Закона, следующие иные факторы, влияющие на ухудшение финансового положения страховой группы:

      1) снижение собственного капитала по балансу участника (участников) страховой группы ниже размера их уставного капитала по балансу;

      2) превышение объема сделок между участниками страховой группы.

      3. Утвердить:

      1) Правила применения мер раннего реагирования согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

      2) Методику определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации (страховой группы), согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

      4. Признать утратившими силу:

      1) постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2013 года № 233 "Об утверждении Правил применения мер раннего реагирования и методики определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации (страховой группы)" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8804, опубликовано 14 ноября 2013 года в газете "Юридическая газета" № 171 (2546);

      2) пункт 21 Перечня нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам регулирования страховой деятельности, в которые вносятся изменения, утвержденного постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года № 127 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования страховой деятельности" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14277, опубликовано 24 октября 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет").

      5. Департаменту регулирования небанковских финансовых организаций (Шайкакова Г.Ж.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) совместно с Юридическим департаментом (Сарсенова Н.В.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего постановления направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) настоящего пункта и пунктом 6 настоящего постановления.

      6. Управлению по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций (Терентьев А.Л.) обеспечить в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего постановления направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания.

      7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Курманова Ж.Б.

      8. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель
Национального Банка
Д. Акишев

  Приложение 1
к постановлению Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 27 апреля 2018 года № 75

Правила применения мер раннего реагирования

      1. Настоящие Правила применения мер раннего реагирования (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года "О страховой деятельности" (далее – Закон) и определяют порядок применения мер раннего реагирования к страховым (перестраховочным) организациям (страховым группам).

      2. Уполномоченный орган, осуществляющий регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган), применяет к страховым (перестраховочным) организациям (страховым группам) меры раннего реагирования при выявлении факторов, влияющих на ухудшение их финансового положения.

      3. Уполномоченный орган для выявления факторов, влияющих на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации (страховой группы), осуществляет анализ деятельности на основании данных отчетности:

      1) страховой (перестраховочной) организации - на ежемесячной основе;

      2) страховой группы - на ежеквартальной основе.

      4. В случае выявления факторов, влияющих на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации (страховой группы), уполномоченный орган направляет требования, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 53 Закона.

      Страховая (перестраховочная) организация и (или) ее акционеры, страховой холдинг и (или) его крупные участники в срок не более 5 (пяти) рабочих дней со дня получения указанного требования разрабатывают и представляют в уполномоченный орган план мероприятий, предусматривающий меры раннего реагирования по повышению финансовой устойчивости страховой (перестраховочной) организации (страховой группы), недопущению ухудшения ее финансового положения и увеличения рисков, связанных со страховой деятельностью (далее – план мероприятий), который содержит:

      детальный анализ фактора, влияющего на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации (страховой группы);

      прогноз фактора, влияющего на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации (страховой группы), требующий достижения количественных показателей на ежемесячной основе, обоснование данного прогноза и негативные влияния на деятельность страховой (перестраховочной) организации (страховой группы);

      меры по улучшению фактора, влияющего на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации (страховой группы), доведению до уровня, не представляющего угрозу (дополнительных рисков) для деятельности страховой (перестраховочной) организации (страховой группы);

      сроки исполнения плана мероприятий по каждому его пункту;

      перечень должностных лиц, ответственных за исполнение плана мероприятий (с указанием должностных лиц, ответственных за исполнение по каждому пункту плана мероприятий).

      В случае если мероприятия предусматривают получение денег необходимо отразить предполагаемый размер и источники их получения.

      Уполномоченный орган проводит предварительное рассмотрение плана мероприятий в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты его представления страховой (перестраховочной) организацией и (или) ее акционерами, страховым холдингом и (или) его крупными участниками.

      При несогласии уполномоченного органа с планом мероприятий, предоставленным страховой (перестраховочной) организацией и (или) ее акционерами, страховым холдингом и (или) его крупными участниками на рассмотрение, уполномоченный орган направляет по нему письменные замечания либо проводит совместные обсуждения со страховой (перестраховочной) организацией и (или) ее акционерами, страховым холдингом и (или) его крупными участниками с целью доработки плана мероприятий. При этом страховая (перестраховочная) организация и (или) ее акционеры, страховой холдинг и (или) его крупные участники корректируют план мероприятий для устранения замечаний уполномоченного органа или при несогласии с такими замечаниями предоставляют свои обоснования.

      Уполномоченный орган одобряет или не одобряет доработанный план мероприятий в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты его представления либо с даты получения обоснований несогласия с замечаниями уполномоченного органа.

      При одобрении представленного плана мероприятий уполномоченным органом страховая (перестраховочная) организация и (или) ее акционеры, страховой холдинг и (или) его крупные участники приступают к его реализации и представляют в уполномоченный орган отчет о выполнении мероприятий в сроки, установленные планом мероприятий.

      При неодобрении представленного плана мероприятий уполномоченный орган применяет одну или несколько мер раннего реагирования:

      к страховой (перестраховочной) организации и (или) ее акционерам посредством предъявления требований, предусмотренных частью четвертой пункта 3 статьи 53 Закона;

      к страховому холдингу и (или) его крупным участникам посредством предъявления требований, предусмотренных частью четвертой пункта 4 статьи 53 Закона.

      5. В случае самостоятельного выявления факторов, влияющих на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации (страховой группы), страховая (перестраховочная) организация и (или) ее акционеры, страховой холдинг и (или) его крупные участники в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня выявления указанных факторов представляют в уполномоченный орган план мероприятий, предусмотренный частью второй пункта 4 Правил.

      6. При выявлении факторов, влияющих на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации, представление плана мероприятий не требуется по страховым (перестраховочным) организациям, в отношении которых действуют письменное соглашение или план мероприятий, представленный в рамках письменного предписания, примененные в связи с нарушением пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению норм и лимитов, санкции в виде приостановления действия лицензии по всем классам страхования, консервации, принудительного выкупа акций, а также в случае подачи в уполномоченный орган ходатайства на получение разрешения на проведение добровольной реорганизации либо ликвидации страховой (перестраховочной) организации.

  Приложение 2
к постановлению Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 27 апреля 2018 года № 75

Методика определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации (страховой группы)

      1. Настоящая Методика определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации (страховой группы), разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года "О страховой деятельности" (далее – Закон).

      2. Факторы, влияющие на ухудшение финансового положения, определены в отношении:

      1) страховой (перестраховочной) организации - подпунктами 1) и 2) пункта 1 статьи 53 Закона, а также пунктом 1 настоящего постановления;

      2) страховой группы - подпунктами 1) и 2) пункта 2 статьи 53 Закона, а также пунктом 2 настоящего постановления.

      3. Определение факторов, влияющих на ухудшение финансового положения страховой (перестраховочной) организации, осуществляется по следующей методике:

      1) снижение значения норматива достаточности маржи платежеспособности ниже уровня, превышающего минимальное значение норматива достаточности маржи платежеспособности, установленное постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 декабря 2016 года № 304 "Об установлении нормативных значений и методики расчетов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации и страховой группы и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, перечня, форм, сроков представления отчетности о выполнении пруденциальных нормативов страховыми (перестраховочными) организациями и страховыми группами, Правил представления отчетности о выполнении пруденциальных нормативов страховыми (перестраховочными) организациями и страховыми группами, требований к приобретаемым страховыми (перестраховочными) организациями, дочерними организациями страховых (перестраховочных) организаций или страховых холдингов акциям (долям участия в уставном капитале) юридических лиц, перечня облигаций международных финансовых организаций, приобретаемых страховыми холдингами, минимального требуемого рейтинга для облигаций, приобретаемых страховыми холдингами, и перечня рейтинговых агентств, а также перечня финансовых инструментов (за исключением акций и долей участия в уставном капитале), приобретаемых страховыми (перестраховочными) организациями", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14794 (далее – постановление № 304), на 0,1 пункта;

      2) снижение значение норматива достаточности высоколиквидных активов ниже уровня, превышающего минимальное значение норматива достаточности высоколиквидных активов, установленное постановлением № 304, на 0,1 пункта;

      3) превышение общей суммы страховых резервов за минусом доли перестраховщика-нерезидента Республики Казахстан в страховых резервах, имеющего долгосрочный кредитный рейтинг "А-" и выше по международной шкале агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, признаваемый в соответствии с постановлением № 304, и по которому у страховой (перестраховочной) организации, имеется договор перестрахования, подтверждающий принятие перестраховщиком рисков на перестрахование (акцепта), с указанием всех условий перестрахования (в том числе размеров принятой перестраховщиком страховой премии, обязательств по договору перестрахования, лимита ответственности), над стоимостью активов с учетом их классификации по качеству и ликвидности, рассчитанных в соответствии с постановлением № 304.

      Для целей расчета данного фактора страховая (перестраховочная) организация по запросу уполномоченного органа предоставляет копии договоров перестрахования;

      4) превышение суммы требуемого капитала для покрытия валютного риска над разницей между значением фактической маржи платежеспособности, используемой в расчете норматива достаточности маржи платежеспособности, и значением минимального размера маржи платежеспособности на отчетную дату в течение 3 (трех) последовательных месяцев, определяемое по следующей формуле:

      до 1 января 2020 года:

     



      с 1 января 2020 года:

     



      Требуемый капитал для покрытия валютного риска по каждой иностранной валюте определяется по следующей формуле:

     



      где:

      CREi – требуемый капитал для покрытия валютного риска по i-ой иностранной валюте;

      А – совокупные активы страховой (перестраховочной) организации на отчетную дату;

      L - совокупные обязательства страховой (перестраховочной) организации по балансу на отчетную дату;

      ai – сумма активов в i-ой иностранной валюте на отчетную дату;

      li - сумма обязательств по балансу в i-ой иностранной валюте на отчетную дату;

      5) превышение общего суммарного размещения в ценные бумаги (с учетом операций "обратное РЕПО"), вклады и деньги (за вычетом резерва по сомнительным долгам) в банках второго уровня, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг "В-" и ниже по международной шкале агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, и аффилиированных лицах данных банков, значения 30 (тридцати) процентов от собственного капитала, при значении норматива достаточности маржи платежеспособности ниже уровня, превышающего минимальное значение норматива достаточности маржи платежеспособности, установленное постановлением № 304, на 0,2 пункта;

      6) превышение суммарного размещения в ценные бумаги (с учетом операций "обратное РЕПО"), вклады и деньги (за вычетом резерва по сомнительным долгам) в одном банке второго уровня, имеющем долгосрочный кредитный рейтинг "В-" и ниже по международной шкале агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, и аффилиированных лицах данных банков, значения 10 (десяти) процентов от собственного капитала, при значении норматива достаточности маржи платежеспособности ниже уровня, превышающего минимальное значение норматива достаточности маржи платежеспособности, установленное постановлением № 304, на 0,2 пункта;

      7) убыточная деятельность страховой (перестраховочной) организации по итогам последних 12 (двенадцати) месяцев при значении норматива достаточности маржи платежеспособности ниже уровня, превышающего минимальное значение норматива достаточности маржи платежеспособности, установленное постановлением № 304:

      до 1 января 2020 года - на 0,2 пункта;

      с 1 января 2020 года - на 0,5 пункта.

      Требование настоящего подпункта не распространяется на страховые (перестраховочные) организации, осуществляющие деятельность в отрасли "общее страхование" менее 3 (трех) лет, страховые организации, осуществляющие деятельность в отрасли "страхование жизни" менее 5 (пяти) лет, за исключением случаев получения страховой (перестраховочной) организацией прибыли до истечения сроков, определенных бизнес-планом, по итогам завершенного финансового года;

      8) превышение значения комбинированного коэффициента без учета доли перестраховщика более 100 (ста) процентов при значении норматива достаточности маржи платежеспособности ниже уровня, превышающего минимальное значение норматива достаточности маржи платежеспособности, установленное постановлением № 304:

      до 1 января 2020 года - на 0,2 пункта;

      с 1 января 2020 года - на 0,5 пункта.

      Для страховых (перестраховочных) организаций, доля страховых премий по классу "страхование на случай болезни" которых составляет более 80 (восьмидесяти) процентов в общем объеме страховых премий по действующим договорам страхования (перестрахования) на отчетную дату, пороговое значение по данному фактору составляет 120 (сто двадцать) процентов;

      9) превышение соотношения суммы общих и административных расходов, расходов по выплате комиссионного вознаграждения по страховой деятельности и прочих расходов, предусмотренных кодом строки 41 приложения 5 к Правилам представления финансовой отчетности финансовыми организациями, специальными финансовыми компаниями, исламскими специальными финансовыми компаниями, микрофинансовыми организациями, утвержденным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 41, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13504, за последние 12 (двенадцать) месяцев к сумме доходов страховой (перестраховочной) организации за последние 12 (двенадцать) месяцев, уменьшенной на сумму расходов, связанных с расторжением договора страхования (перестрахования), значения 50 (пятидесяти) процентов, при значении норматива достаточности маржи платежеспособности ниже уровня, превышающего минимальное значение норматива достаточности маржи платежеспособности, установленное постановлением № 304:

      до 1 января 2020 года - на 0,2 пункта;

      с 1 января 2020 года - на 0,5 пункта;

      10) превышение соотношения просроченной дебиторской задолженности по договорам страхования и перестрахования (суммы к получению от перестраховщиков, страхователей (перестрахователей) и посредников) (за вычетом резервов на обесценение) к сумме активов страховой (перестраховочной) организации за минусом активов перестрахования, значения 5 (пяти) процентов, при значении норматива достаточности маржи платежеспособности ниже уровня, превышающего минимальное значение норматива достаточности маржи платежеспособности, установленное постановлением № 304:

      до 1 января 2020 года - на 0,2 пункта;

      с 1 января 2020 года - на 0,5 пункта.

      4. Определение факторов, влияющих на ухудшение финансового положения страховой группы, осуществляется по следующей методике:

      1) снижение значения норматива достаточности маржи платежеспособности ниже уровня, превышающего минимальное значение норматива достаточности маржи платежеспособности, установленное постановлением № 304, на 0,1 пункта;

      2) снижение по итогам отчетного квартала собственного капитала по балансу участника (участников) страховой группы ниже размера их уставного капитала по балансу;

      3) превышение объема сделок между участниками страховой группы 10 (десяти) процентов от фактической маржи платежеспособности страховой группы;

      4) систематическое (3 (три) и более раза в течение 6 (шести) последовательных месяцев) применение мер раннего реагирования в отношении финансовых организаций, являющихся участниками страховой группы.