Об утверждении Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 252. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 марта 2018 года № 16534.

Обновленный

      Примечание РЦПИ!
Вводится в действие с 01.01.2019.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией.

      2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Настоящий приказ вводится в действие 1 января 2019 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр Б. Султанов

  Утверждены
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 20 февраля 2018 года № 252

Правила применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и в целях стимулирования налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств, минимизации налогового контроля в отношении налогоплательщиков, по которым определена низкая степень риска.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) субъект категорирования – налогоплательщик (налоговый агент), подлежащий оценке степени риска;

      2) риск – вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству;

      3) система управления рисками – комплекс мероприятий, проводимый органами государственных доходов в целях выявления и предупреждения риска.

      3. Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:

      1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом категорирования, в том числе посредством автоматизированных систем;

      2) результаты проверок;

      3) результаты иных форм контроля;

      4) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.

Глава 2. Порядок и сроки информирования налогоплательщиков о результатах категорирования

      4. Информация к какой степени риска отнесен налогоплательщик по результатам системы управления рисками доступна на официальном сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – сайт) http://kgd.gov.kz и в web-приложении "Кабинет налогоплательщика" согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      5. Информирование налогоплательщика, предусмотренное пунктом 4 настоящих Правил, осуществляется не позднее первого числа первого месяца полугодия, на который производится категорирование налогоплательщиков, с 1 января 2019 года посредством web-приложения "Кабинет налогоплательщика" и с 1 июля 2019 года посредством обработки запроса на сайте.

      Обработка запроса на сайте должна быть произведена в срок, не превышающий одного рабочего дня.

Глава 3. Порядок и сроки информирования налогоплательщиков о критериях, по которым деятельность такого налогоплательщика отнесена к соответствующей степени риска

      6. Сведения о критериях, не являющихся конфиденциальной информацией, применяемых в системе управления рисками, направляются налогоплательщикам в web-приложение "Кабинет налогоплательщика" согласно приложениям 2 и 3 к настоящим Правилам не позднее первого числа первого месяца полугодия, на который производится категорирование налогоплательщиков.

      7. Информирование налогоплательщика осуществляется в соответствии с подпунктом 3) пункта 3 статьи 137 Налогового кодекса и в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящих Правил, с 1 января 2019 года, за исключением физического лица, информирование которого осуществляется с 1 января 2023 года.

      Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа Министра финансов РК от 28.12.2020 № 1242 вводится в действие с 01.01.2021).

      8. Расчет критериев, не являющихся конфиденциальной информацией, осуществляется по данным, имеющимся в органах государственных доходов по состоянию на первое число третьего месяца, предшествующего полугодию, на который производится категорирование налогоплательщиков.

      9. Налогоплательщики при необходимости направляют пояснения по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, в органы государственных доходов посредством web-приложения "Кабинет налогоплательщика".

      10. Полученные органами государственных доходов пояснения, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил, при обоснованности подлежат учету при применении системы управления рисками, с направлением в web-приложение "Кабинет налогоплательщика" измененных сведений согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящим Правилам.

Глава 4. Периодичность актуализации информации о степени риска налогоплательщиков

      11. Степень риска субъекта категорирования рассчитывается по критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией, и критериям оценки степени риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией, и актуализируется раз в полугодие.

      По налогоплательщикам, по которым определена низкая степень риска, в случае непогашения налоговой задолженности и (или) задолженности по социальным платежам более 30 (тридцати) календарных дней, степень риска подлежит актуализации не реже 1 (одного) раза в месяц.

      В случае, если налогоплательщик с категорией высокой или средней степени риска уплатил с начала полугодия, на которое произведено категорирование, налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более чем 75 (семьдесят пять) миллионов тенге для субъектов крупного предпринимательства, 45 (сорок пять) миллионов тенге для субъектов среднего предпринимательства, 20 (двадцать) миллионов тенге для субъектов малого предпринимательства, и при этом не имеет перед бюджетом задолженности по налогам и социальным платежам, то ранее присвоенная категория степени риска подлежит изменению на среднюю или низкую соответственно.

      Сумма уплаты не включает таможенные платежи, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары, акцизы на импортируемые товары.

      Сумма уплаты определяется с учетом произведенных возвратов.

      Сноска. Пункт 11 в редакции приказа Министра финансов РК от 13.10.2020 № 998 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 5. Критерии степени риска, не являющиеся конфиденциальной информацией, применяемые в отношении налогоплательщика (налогового агента), за исключением физического лица

      Сноска. Заголовок главы 5 - в редакции приказа Министра финансов РК от 28.12.2020 № 1242 вводится в действие с 01.01.2021).

      12. Критерий "Налоговая нагрузка" определяется на основании правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), за исключением физических лиц, не зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не занимающихся частной практикой, утверждаемых уполномоченным органом согласно пункту 14 статьи 30 Налогового кодекса.

      Критерий не рассчитывается по налогоплательщикам, состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков, участникам специальных экономических зон, и налогоплательщикам, освобождаемым от уплаты корпоративного подоходного налога.

      Период, за который производится расчет, является последний отчетный календарный год.

      Базовым показателем для сопоставления является среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый для каждого региона отдельно.

      Приоритетность данного критерия приведена в приложении 4 к настоящим Правилам.

      Расчет налоговой нагрузки как соотношение исчисленных налогов к налогооблагаемому доходу осуществляется как дополнительный критерий, не влияющий на степень риска.

      Базовым показателем для сопоставления дополнительного критерия является среднеотраслевой показатель соответствующей налоговой нагрузки, рассчитываемый для каждого региона отдельно.

      13. Критерий "Среднемесячная заработная плата на одного работника" определяется как соотношение среднемесячной суммы доходов, начисленных налоговым агентом физическим лицам, к средней численности работников.

      Период, за который производится расчет, является два последних отчетных календарных квартала или последнее отчетное полугодие.

      Базовым показателем для сопоставления является среднеотраслевой показатель среднемесячной региональной заработной платы по данным органов статистики.

      Приоритетность данного критерия приведена в приложении 5 к настоящим Правилам.

      14. Критерий "Отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов" определяется как соотношение суммы вычетов по корпоративному подоходному налогу с учетом корректировок к совокупному годовому доходу с учетом корректировок, находящееся в диапазоне от 0,98 до 1 включительно.

      Период, за который производится расчет, является последний отчетный календарный год.

      Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

      15. Критерий "Сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами" определяется в случае, если сумма зачета от поставщика, который представляет декларацию по налогу на добавленную стоимость с отражением поставщика, снятого с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на дату представления такой декларации, превышает 20 000-кратного размера месячного расчетного показателя.

      Период, за который производится расчет, является два последних отчетных календарных квартала.

      Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

      16. Критерий "Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов" определяется в случае, если в течение последних 3 (трех) налоговых периодов (лет) в налоговой отчетности отражается убыток.

      Для налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу, а также осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, критерий определяется за последний пятилетний период.

      Из периода убыточности исключаются периоды с убытками, сформированными по причине применения вычетов по инвестиционным налоговым преференциям.

      Приоритетность критерия "Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов" – плюс 3 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

      Сноска. Пункт 16 в редакции приказа Министра финансов РК от 13.10.2020 № 998 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      17. Критерий "Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность" определяется в случае, если налогоплательщиком представлено более пяти дополнительных деклараций к уменьшению по корпоративному подоходному налогу и (или) налогу на добавленную стоимость на общую сумму более чем 10 (десять) миллионов тенге, при этом с даты, установленной для представления таких деклараций, истекло двенадцать и более месяцев.

      Период, за который производится расчет – последние 6 (шесть) месяцев.

      Критерий не применяется по налогоплательщикам, состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков, а также по налогоплательщикам, имеющим филиалы и (или) представительства.

      Приоритетность критерия "Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность" – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

      Сноска. Пункт 17 в редакции приказа Министра финансов РК от 13.10.2020 № 998 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      18. Критерий "Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля" определяется в случае наличия неисполненных уведомлений по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, по которым со дня, предусмотренного по налоговому законодательству для исполнения, истекло 15 и более календарных дней.

      Период, за который производится расчет, является последние шесть месяцев.

      Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

      19. Критерий "Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы" определяется в случае если налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим, в декларациях за два последовательных налоговых периода отражается сумма дохода в диапазоне от 98 до 99 процентов включительно от порогового значения дохода, установленного для права применения такого специального налогового режима.

      Период, за который производится расчет, является два последних отчетных периода в соответствии с применяемым специальным налоговым режимом.

      Приоритетность данного критерия – плюс 5 баллов, влияние на степень риска – отрицательное.

      20. Критерий "Участие в налоговом мониторинге" определяется в случае наличия соглашения о горизонтальном мониторинге.

      Приоритетность данного критерия – минус 4 балла, влияние на степень риска – положительное.

      21. Критерий "Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных" определяется в случае использования налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных.

      Приоритетность данного критерия – минус 2 балла, влияние на степень риска – положительное.

      22. Критерий "Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки" определяется в случае использования налогоплательщиком стандартного файла проверки.

      Приоритетность данного критерия – минус 4 балла, влияние на степень риска – положительное.

      23. Критерий "Выписка счетов-фактур в электронном виде" определяется в случае выписки счетов-фактур в электронном виде.

      Приоритетность данного критерия:

      минус 2 балл для налогоплательщиков, состоящих на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость;

      минус 3 балла для налогоплательщиков, не состоящих на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость.

      Влияние на степень риска – положительное.

      Сноска. Пункт 23 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 12.11.2019 № 1248 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      24. Критерий "Применение контрольного счета по налогу на добавленную стоимость" определяется в случае применения контрольного счета по налогу на добавленную стоимость.

      Приоритетность данного критерия – минус 5 баллов, влияние на степень риска – положительное.

      25. Критерий "Отсутствие последовательной задолженности по налогам и социальным платежам" определяется по состоянию на последнее число шести месяцев, предшествующих дате, установленной пунктом 8 настоящих Правил.

      Приоритетность данного критерия минус 3 балла, влияние на степень риска – положительное.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 25 в соответствии с приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 12.11.2019 № 1248 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      26. Критерий "Уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет" определяется на основании динамики прироста уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в полугодии, предшествующем периоду, на который осуществляется категорирование, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

      Сумма уплаты не включает таможенные платежи, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары, акцизы на импортируемые товары.

      Сумма уплаты определяется с учетом произведенных возвратов.

      Критерий рассчитывается по налогоплательщикам, имеющим исторические данные по уплате налогов свыше 1 (одного) миллиона тенге.

      Приоритетность критерия "Уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет" приведена в приложении 6 к настоящим Правилам, влияние на степень риска – положительное.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 26 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 13.10.2020 № 998 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      27. Критерий "Применение трехкомпонентной интегрированной системы" определяется при условии фактического использования налогоплательщиком трехкомпонентной интегрированной системы.

      Период, за который производится расчет – последние 6 (шесть) месяцев.

      Приоритетность критерия "Применение трехкомпонентной интегрированной системы" – минус 2 балла, влияние на степень риска – положительное.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 27 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 13.10.2020 № 998 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      28. Критерий "Применение модуля "Виртуальный склад" определяется при условии ежемесячного оформления сопроводительных накладных на товары и выписки счетов-фактур в электронном виде на основе сопроводительных накладных на товары посредством модуля "Виртуальный склад".

      Период, за который производится расчет – последние 6 (шесть) месяцев.

      Приоритетность критерия "Применение модуля "Виртуальный склад" приведена в приложении 7 к настоящим Правилам, влияние на степень риска – положительное.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 28 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 13.10.2020 № 998 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 5-1. Критерии степени риска, не являющиеся конфиденциальной информацией, применяемые в отношении налогоплательщика – физического лица

      Сноска. Правила дополнены главой 5-1 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 28.12.2020 № 1242 вводится в действие с 01.01.2021).

      29. Критерий "Активы, за исключением находящихся за пределами Республики Казахстан, не отраженные в декларации о доходах и имуществе физических лиц" определяется на основе сведений уполномоченных органов и организаций.

      Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

      30. Критерий "Зарубежные активы и (или) счета, не отраженные в декларации о доходах и имуществе физических лиц" определяется на основе сведений о наличии имущества за пределами Республики Казахстан на основании международных договоров со странами, с которыми заключены договоры об обмене информацией.

      Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

      31. Критерий "Увеличение активов на сумму, превышающую совокупный годовой доход физического лица в два и более раз" определяется на основе данных о стоимости приобретенных активов и сумме совокупного годового дохода физического лица за последние 3 (три) последовательных налоговых периода с учетом сумм монетарных активов из налоговой декларации физического лица за предыдущие периоды.

      Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

      32. Критерий "Многократный ввоз в Республику Казахстан товаров для личного пользования, приобретенных в зарубежных интернет магазинах" определяется в случае, если в течение квартала ввоз однородных товаров осуществлялся более 3 (трех) раз и не превышал норм, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся физическими лицами на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных приложением 1 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования".

      Приоритетность данного критерия – плюс 3 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

      33. Критерий "Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля" определяется в случае наличия неисполненных уведомлений по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, по которым со дня, предусмотренного по налоговому законодательству для исполнения, истекло 15 (пятнадцать) и более календарных дней.

      Период, за который производится расчет, является последние 6 (шесть) месяцев.

      Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

  Приложение 1
к Правилам применения
системы управления рисками
по критериям, не являющимся
конфиденциальной информацией

Информация о результатах категорирования налогоплательщика

БИН (ИИН)

Степень риска

Дата актуальности данных, использованных для расчета




  Приложение 2
к Правилам применения
системы управления рисками
по критериям, не являющимся
конфиденциальной информацией

Сведения о критериях, по которым деятельность налогоплательщика отнесена к соответствующей степени риска

№ п/п

Наименование критерия

Дата актуальности данных для расчета

Значение по результатам расчета

Базовое значение

Примечание по базовому значению

Количество баллов

1.







  Приложение 3
к Правилам применения
системы управления рисками
по критериям, не являющимся
конфиденциальной информацией

Показатели, на основании которых осуществлен расчет критериев, по которым деятельность налогоплательщика отнесена к соответствующей степени риска

№ п/п

Наименование критерия

Дата актуальности данных для расчета

Показатель

Значение

Примечание

1.






  Приложение 4
к Правилам применения
системы управления рисками
по критериям, не являющимся
конфиденциальной информацией

Приоритетность критерия "Налоговая нагрузка"

№ п/п

Процент отклонения от среднеотраслевого показателя

Влияние на степень риска

Приоритетность

1.

более 50 процентов

отрицательное

плюс 5 баллов

2.

от 10 до 50 процентов

отрицательное

плюс 3 балла

3.

от 5 до 10 процентов

отрицательное

плюс 2 балла

4.

от минус 5 до минус 10 процентов

положительное

минус 3 балла

5.

от минус 10 до минус 30 процентов

положительное

минус 4 балла

6.

более минус 30 процентов

положительное

минус 5 баллов

  Приложение 5
к Правилам применения
системы управления рисками
по критериям, не являющимся
конфиденциальной информацией

Приоритетность критерия
"Среднемесячная заработная плата на одного работника"

№ п/п

Процент отклонения от среднеотраслевого показателя

Влияние на степень риска

Приоритетность

1.

более 50 процентов

отрицательное

плюс 1 балл

2.

от 5 до 50 процентов

отрицательное

плюс 0,5 балла

3.

от минус 5 до минус 50 процентов

положительное

минус 0,5 балла

4.

более минус 50 процентов

положительное

минус 1 балл

  Приложение 6 к Правилам
применения системы
управления рисками
по критериям, не являющимся
конфиденциальной информацией

Приоритетность критерия "Уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет"

      Сноска. Правила дополнены приложением 6 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 13.10.2020 № 998 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Прирост уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет (уплата в предыдущем полугодии минус уплата в аналогичном периоде прошлого года)

Влияние на степень риска

Приоритетность

1

от 1 миллиона тенге до 5 миллионов тенге включительно

положительное

минус 2 балла

2

более 5 миллионов тенге до 10 миллионов тенге включительно

положительное

минус 3 балла

3

более 10 миллионов тенге до 25 миллионов тенге включительно

положительное

минус 4 балла

4

более 25 миллионов тенге

положительное

минус 5 балла

  Приложение 7 к Правилам
применения системы
управления рисками
по критериям, не являющимся
конфиденциальной информацией

Приоритетность критерия "Применение модуля "Виртуальный склад"

      Сноска. Правила дополнены приложением 7 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 13.10.2020 № 998 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Среднемесячное количество оформленных сопроводительных накладных на товары

Влияние на степень риска

Приоритетность

1

от 1 до 5 тысяч

положительное

минус 1 балла

2

от 5 тысяч до 10 тысяч

положительное

минус 2 балла

3

от 10 тысяч до 100 тысяч

положительное

минус 3 балла

4

от 100 тысяч до 500 тысяч

положительное

минус 4 балла

5

более 100 тысяч

положительное

минус 5 баллов