В соответствии с пунктом 3 статьи 106, пунктом 5 статьи 108, пунктом 7 статьи 109, пунктом 15 статьи 141 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) Правила проведения зачета и (или) возврата излишне уплаченной, излишне взысканной и ошибочно уплаченной суммы таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов, а также сумм авансовых платежей, согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Правила ведения лицевого счета плательщика согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) Правила подтверждения наступления обстоятельств, влекущих за собой зачет (возврат) сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин согласно приложению 3 к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу следующие приказы Министра финансов Республики Казахстан:
1) от 3 апреля 2015 года № 257 "О некоторых вопросах перечисления и учета поступлений таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10989, опубликованный 1 июня 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет");
2) от 9 декабря 2015 года № 635 "О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 апреля 2015 года № 257 "О некоторых вопросах перечисления и учета поступлений таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12614, опубликованный 13 января 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет").
3. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр финансов Республики Казахстан |
Б. Султанов |
Приложение 1 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 244 |
Правила проведения зачета и (или) возврата излишне уплаченной, излишне взысканной и ошибочно уплаченной суммы таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов, а также сумм авансовых платежей
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения зачета и (или) возврата излишне уплаченной, излишне взысканной и ошибочно уплаченной суммы таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов, а также сумм авансовых платежей разработаны в соответствии пунктом 5 статьи 108, пунктом 7 статьи 109 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" (далее – Кодекс) и определяют порядок проведения зачета и (или) возврата излишне уплаченной, излишне взысканной и ошибочно уплаченной суммы таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов, а также сумм авансовых платежей.
Глава 2. Порядок проведения зачета и (или) возврата излишне уплаченной, излишне взысканной и ошибочно уплаченной суммы таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов
2. Таможенные пошлины, таможенные сборы, налоги, пени, проценты, суммы авансовых платежей, подлежащие уплате в Республике Казахстан, уплачиваются с указанием в платежных документах реквизитов органа государственных доходов по месту регистрационного учета плательщика за исключением:
выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и выпуска транспортных средств международной перевозки в соответствии с главой 40 Кодекса, либо при выявлении на территории Республики Казахстан обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 157, пункте 3 статьи 163, пункте 4 статьи 174, пункте 8 статьи 362, пункте 4 статьи 363 и пункте 4 статьи 371 Кодекса, либо выявлении факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, за исключением перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза с недостоверным таможенным декларированием. В этом случае уплата таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов производится в том органе государственных доходов, где выявлены эти обстоятельства и (или) факт незаконного перемещения товаров;
физических лиц-нерезидентов, которые производят уплату по месту выпуска товаров.
3. Уплата таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов производится плательщиками или третьими лицами по поручению плательщика через банки второго уровня, а также организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. В платежных документах на уплату таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов указываются реквизиты органа государственных доходов – бенефициара, в котором плательщик состоит на регистрационном учете.
4. Таможенные пошлины, таможенные сборы, налоги, пени, проценты уплачиваются наличным и безналичным способом в национальной валюте, а также путем проведения зачетов в порядке, установленными статьями 110, 112 Кодекса.
5. При уплате таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов третьими лицами по поручению плательщика в назначении платежа платежного документа дополнительно указываются полное наименование плательщика, за которого производится уплата таможенных пошлин, налогов, а также его идентификационный номер.
6. Таможенные пошлины, таможенные сборы, налоги, пени, проценты уплачиваются плательщиками в бюджет в сроки, предусмотренными статьями 77, 90, 124, 351 Кодекса и статьям 425, 475 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс).
7. Изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин производится согласно статье 91 Кодекса.
8. Изменение сроков уплаты налогов производится согласно статье 91 Кодекса и статьям 49, 50 Налогового кодекса.
9. Уплата таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов, сумм авансовых платежей осуществляется плательщиками в бюджет в порядке, определенном Правилами исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 540 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9934).
10. Органы государственных доходов осуществляют контроль за своевременностью и полнотой поступления таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов в бюджет от плательщика или от третьего лица в счет плательщика, путем сверки каждого вида таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов по ним, исчисленных (начисленных) к уплате.
11. Уплата таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов производится по соответствующему коду доходов единой бюджетной классификации доходов Республики Казахстан, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 18 сентября 2014 года № 403 "Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9756) (далее – код бюджетной классификации).
12. Зачет (возврат) излишне (ошибочно) уплаченных и (или) излишне взысканных сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов производится в порядке и сроки, установленные статьями 110, 111 и 112 Кодекса.
13. В соответствии со статьей 110 Кодекса при наличии задолженности по уплате таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов излишне уплаченная и (или) излишне взысканная сумма таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов подлежит зачету в счет погашения такой задолженности по данному и (или) другим видам таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов органом государственных доходов в случаях, предусмотренных главой 12 Кодекса, без заявления плательщика.
14. Излишне уплаченная и (или) излишне взысканная сумма таможенных пошлин, таможенных сборов налогов подлежит зачету по заявлению плательщика в счет предстоящих платежей по другим видам таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов, который указан плательщиком в налоговом заявлении при условии отсутствия задолженности по таможенным платежам, таможенным сборам, налогам, пеням, процентам.
15. Возврат излишне уплаченной и (или) взысканной суммы таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов производится органом государственных доходов на основании заявления плательщика в национальной валюте на его банковский счет при отсутствии не исполненной (полностью или частично) в установленный срок обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов с учетом положений пункта 2 статьи 109 Кодекса.
16. Зачет (возврат) излишне уплаченной и (или) взысканной суммы таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов производится органом государственных доходов в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления.
17. Зачет (возврат) ошибочно уплаченных сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов производится по:
заявлению плательщика;
заявлению банка второго уровня или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций;
составленному органом государственных доходов протоколу о причинах возникновения ошибочно уплаченной суммы таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов в случае выявления факта ошибки.
18. В случаях ошибочного исполнения банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, платежного документа плательщика, приведшего к повторному перечислению сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов, сумм авансовых платежей по одному и тому же платежному документу, орган государственных доходов по заявлению банка в соответствии со статьей 112 Кодекса производит возврат ошибочно уплаченной суммы при подтверждении факта ошибки:
в случае списания денег с банковского счета или осуществления платежа через банкоматы – на банковский счет плательщика;
в случае внесения денег в банк наличными или осуществления платежа через электронные устройства – на банковский счет банка второго уровня.
Зачет, возврат ошибочно уплаченной суммы таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов осуществляются в течение десяти рабочих дней со дня:
регистрации заявления плательщика, заявления банка второго уровня;
поступления ошибочной суммы таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов.
19. В отношении товаров, указанных в пункте 2 статьи 317 Кодекса, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, производится зачет (возврат) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, если указанные товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта.
20. В случае подачи плательщиком в суд заявления на возврат взысканных сумм задолженности по таможенным пошлинам, таможенным сборам, налогам, пеням, процентам, орган государственных доходов в течение десяти рабочих дней осуществляет возврат указанных сумм на банковский счет плательщика на основании вступившего в законную силу решения суда.
21. В счет уплаты ввозных таможенных пошлин засчитываются налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в бюджет, согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 14 декабря 2014 года (далее – Договор).
22. В соответствии с пунктом 3 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисление в доход бюджетов государств-членов, согласно приложению № 5 Договора, суммы ввозных таможенных платежей, пеней, процентов по ним не зачитываются в счет уплаты иных платежей, кроме зачета в счет погашения задолженности плательщиков по уплате таможенных платежей, пеней, процентов.
23. Ввозные таможенные пошлины уплачиваются плательщиками в бюджет отдельными платежными документами.
24. В отношении товаров, указанных в пункте 2 статьи 320 Кодекса, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Евразийского экономического союза, зачет (возврат) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов производится в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Глава 3. Порядок зачета (возврата) уплаченных сумм авансовых платежей
25. Зачет (возврат) сумм авансовых платежей, в том числе внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также иных денег производится в соответствии со статьями 109 и 113 Кодекса.
26. Согласно пункту 1 статьи 78 Кодекса авансовыми платежами признаются деньги, внесенные в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов в отношении конкретных товаров.
27. При подаче плательщиком таможенной декларации, суммы авансовых платежей, находящиеся на лицевом счете, подлежат обязательному зачету в счет уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, начисленных по данным таможенной декларации. При этом данный зачет проводится без заявления плательщика в день представления таможенной декларации.
28. В случае представления плательщиком заявления на зачет сумм авансовых платежей в счет уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов органы государственных доходов производят зачет сумм авансовых платежей в счет погашения задолженности по уплате таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов, а также в счет предстоящих платежей в сроки и порядке, установленные главой 2 настоящих Правил.
29. Возврат сумм авансовых платежей производится по заявлению плательщика при отсутствии задолженности по уплате таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов в сроки и порядке, установленные главой 2 настоящих Правил.
30. Авансовые платежи, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не подлежат зачету в счет уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов до наступления срока исполнения обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов по представленному обеспечению.
31. При наступлении срока исполнения обязанности по представлению таможенной декларации, суммы авансовых платежей, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, подлежат обязательному зачету в счет уплаты таможенных пошлин, налогов по исполнению указанных обязанностей. При этом данный зачет проводится без заявления плательщика в день представления таможенной декларации.
Приложение 2 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 244 |
Правила ведения лицевого счета плательщика
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила ведения лицевых счетов плательщика разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 106 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" (далее – Кодекс) и определяют порядок ведения лицевого счета плательщика.
Глава 2. Порядок ведения лицевого счета плательщика
Параграф 1. Порядок учета поступлений в бюджет таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, сумм авансовых платежей
2. В органах государственных доходов учет таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, сумм авансовых платежей, ведется в автоматизированной системе органов государственных доходов.
3. Должностные лица органов государственных доходов обеспечивают правильность и своевременность ведения учета начисленных, уменьшенных, уплаченных, возвращенных и отсроченных (рассроченных) сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, сумм авансовых платежей, в лицевых счетах плательщиков (далее – лицевые счета).
4. Учет поступления в бюджет таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, сумм авансовых платежей в органах государственных доходов ведется:
в лицевых счетах по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
в реестрах к начислению (уменьшению) сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов (далее – Реестр) по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
в книгах сводных итогов по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
5. Все записи в лицевых счетах производятся своевременно в хронологическом порядке, на основании декларации на товары, корректировки декларации на товары, таможенных приходных ордеров, платежных документов (квитанции банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (далее – банки), чеки электронных терминалов, платежные поручения), форм отчетности территориальных подразделений казначейства с приложением к ним электронных платежных документов, поступивших посредством электронной связи, а также Реестра и других документов, подтверждающих правомерность этих записей.
6. При получении электронных платежных документов из территориального подразделения казначейства в информационной системе органов государственных доходов подразделением, ответственных за ведение лицевых счетов, проводится проверка правильности указания реквизитов в платежном документе.
Параграф 2. Открытие лицевых счетов плательщиков
7. Для ведения учета исполнения обязательств плательщиков по таможенным пошлинам, таможенным сборам, налогам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, пеням, процентам в органах государственных доходов открываются лицевые счета.
8. При открытии лицевого счета основанием служат данные учета плательщика в органах государственных доходов. При открытии в лицевых счетах юридических лиц и юридических лиц-нерезидентов указываются следующие реквизиты:
полное наименование;
бизнес-идентификационный номер;
код платежа или налога по кодам бюджетной классификации.
9. В лицевых счетах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, указываются:
фамилия, имя, отчество (при его наличии);
индивидуальный идентификационный номер;
код платежа или налога по кодам бюджетной классификации.
10. В случаях, когда декларантами выступают физические лица-нерезиденты, сведения по учету поступления в бюджет таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов указываются в лицевых счетах, открываемых для данных лиц на основании документов удостоверяющих личность и уникального идентификационного номера.
Параграф 3. Ведение лицевых счетов плательщика
11. Лицевым счетом плательщика является документ в электронном виде, в котором отражаются суммы таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, сумм авансовых платежей, исчисленные, начисленные, уплаченные (с учетом зачтенных и возвращенных).
12. Ведение лицевого счета органом государственных доходов включает:
открытие лицевого счета;
последующее отражение в лицевом счете исчисленных, начисленных, уменьшенных, уплаченных, зачтенных, возвращенных сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, сумм авансовых платежей;
закрытие лицевого счета.
13. Суммы таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, сумм авансовых платежей в лицевых счетах ведутся в национальной валюте.
14. Учет начисленных, уменьшенных, уплаченных, возвращенных и отсроченных (рассроченных) сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, сумм авансовых платежей по лицевым счетам ведется отдельно для каждого плательщика по соответствующему коду бюджетной классификации.
15. Представление в органы государственных доходов ежедневных данных по суммам таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, сумм авансовых платежей, поступивших в бюджет по кодам бюджетной классификации, осуществляется территориальным подразделением казначейства посредством электронной связи.
16. В лицевых счетах органа государственных доходов записи по уменьшенным, начисленным суммам таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, изменению сроков их уплаты производятся на основании декларации на товары, таможенных приходных ордеров, корректировки декларации на товары, расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. При отсутствии данных документов и (или) начислении, уменьшении сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов (в том числе по результатам проверки/камерального контроля) подразделениями органа государственных доходов, не производящими оформление указанных документов, запись сведений в лицевые счета осуществляется на основании Реестра.
Для вышеназванных целей Реестр заполняется должностными лицами подразделений органа государственных доходов, производящие начисление (уменьшение) сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов, и направляется в подразделение, ответственное за ведение учета органа государственных доходов по месту регистрационного учета плательщика.
17. Должностное лицо подразделения органа государственных доходов, составившее Реестр, в день составления Реестра направляет первый экземпляр в подразделение, ответственное за ведение учета, с приложением документов, на основании которых осуществлено начисление (уменьшение) сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов.
18. Второй экземпляр Реестра хранится в структурном подразделении органа государственных доходов, составившего его.
Параграф 4. Последующее отражение в лицевом счете исчисленных, начисленных, уменьшенных, уплаченных, зачтенных, возвращенных сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, а также сумм авансовых платежей
19. В лицевых счетах ежедневно начисляются пени за неисполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленные сроки, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 статьи 124 Кодекса.
20. Внесение изменения по срокам уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость органом государственных доходов в графу "отсрочено/рассрочено" лицевого счета плательщика осуществляется на основании:
принятого органом государственных доходов решения об изменении сроков уплаты таможенных пошлин;
информации по изменению сроков исполнения налогового обязательства по уплате налога на добавленную стоимость;
декларации на товары.
21. В целях контроля за соблюдением порядка ведения учета таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, сумм авансовых платежей, должностным лицом подразделения, ответственного за ведение учета, ежемесячно производится проверка правильности отражения операций в лицевых счетах.
22. При проверке лицевых счетов проверяется:
своевременность, правильность, полнота записи в лицевых счетах по срокам уплаты начисленных или уменьшенных сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, в том числе на основании Реестра;
своевременность, правильность, полнота записи в лицевых счетах уплаченных, возвращенных сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов на основании первичных платежных документов и форм из территориального подразделения казначейства;
своевременность, правильность, полнота записи в лицевых счетах сумм по отсрочке (рассрочке) уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, на основании документов о предоставлении отсрочки (рассрочки) и форм территориального подразделения казначейства;
правильность проведения расчетов плательщиков с бюджетом;
правильность подведения итогов по всем графам лицевых счетов;
правильность начисления и отражения сумм пени;
правильность указания сроков уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов.
23. Проверке подлежат все без исключения лицевые счета.
24. Должностным лицом, ответственным за ведение учета, проверяется соответствие сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, сумм авансовых платежей, поступивших в бюджет с начала года, отраженных в лицевых счетах, с данными территориального подразделения казначейства по соответствующим кодам бюджетной классификации на дату проверки.
25. Один раз в полугодие руководителем подразделения, ответственного за ведение учета, производится выборочная проверка своевременности, полноты и правильности разноски данных об исчислении, а также документов о поступлении в бюджет и других записей в лицевых счетах.
26. В целях учета отражений в лицевом счете исчисленных, начисленных, уменьшенных, уплаченных, зачтенных, возвращенных сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, а также сумм авансовых платежей, должностное лицо органа государственных доходов по требованию плательщика в течение одного рабочего дня проводит сверку данных по лицевым счетам. В случае наличия расхождений сведений по таможенным пошлинам, таможенным сборам, налогам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, пеням, процентам, суммам авансовых платежей по данным автоматизированной информационной системы и данным плательщика, в течение трех рабочих дней со дня установления расхождений орган государственных доходов и плательщик принимают меры по устранению возникших расхождений. В случае необходимости вносятся корректировки в лицевой счет плательщика.
27. По заявлению плательщика в течение одного рабочего дня со дня регистрации такого заявления органом государственных доходов представляется выписка из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом, по таможенным пошлинам, таможенным сборам, налогам, пеням, процентам или по определенным видам таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов.
Органы государственных доходов в соответствии с пунктом 4 статьи 78 Кодекса на основании заявления плательщика, внесшего авансовые платежи, представляет выписку из лицевого счета по авансовым платежам, где отражается информация об уплаченных и возвращенных (зачтенных) суммах авансовых платежей.
Параграф 5. Закрытие лицевых счетов плательщиков
28. Закрытие лицевых счетов производится при ликвидации юридического лица и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, физического лица по причине смерти или объявления его умершим согласно вступившему в силу решению суда – на основании сведений уполномоченных государственных органов.
29. В случае наличия по лицевому счету плательщика остатка, производится сверка расчетов по таможенным пошлинам, налогам, таможенным сборам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, пеням, процентам, суммам авансовых платежей.
30. После закрытия лицевых счетов запись в лицевой счет не производится.
31. По истечении срока исковой давности, установленного статьями 89, 143 Кодекса, суммы таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, а также суммы авансовых платежей списываются с лицевых счетов.
32. Для списания излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, а также сумм авансовых платежей по истечении срока исковой давности, установленного статьями 89, 143 Кодекса, в органе государственных доходов на основании приказа руководителя органа государственных доходов либо лица его замещающего создается комиссия. Председателем комиссии назначается руководитель органа государственных доходов или лицо его замещающее.
Списание излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, а также сумм авансовых платежей производится на основании акта списания сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, а также сумм авансовых платежей (далее – акт списания излишне (ошибочно) уплаченных сумм), который оформляется в произвольной форме в двух экземплярах и подписывается председателем и членами комиссии. Акт списания излишне (ошибочно) уплаченных сумм утверждается руководителем органа государственных доходов.
Экземпляры утвержденного акта списания излишне (ошибочно) уплаченных сумм хранятся в органе государственных доходов в соответствии с требованиями, предусмотренными приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 декабря 2014 года № 144 "Об утверждении Типовых правил документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10129) (далее – Типовые правила документирования):
первый экземпляр – в подразделении, ответственного за ведение учета;
второй экземпляр – в архиве.
33. В соответствии со статьей 121 Кодекса основаниями для принятия решения о признании безнадежной к взысканию сумм задолженности по таможенным пошлинам, таможенным сборам, налогам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, пеней, процентам и их списанию являются:
ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
признание банкротом;
смерть или объявление судом умершим физического лица.
34. Списание задолженности по таможенным пошлинам, таможенным сборам, налогам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, пеней, процентов по признанию банкротом юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя осуществляется на основании судебного акта о завершении процедуры банкротства, вступившего в законную силу:
по юридическому лицу – после исключения юридического лица из государственной базы данных юридического лица;
по индивидуальному предпринимателю – при снятии с регистрационного учета индивидуального предпринимателя.
35. Решение о признании безнадежным к взысканию и списанию задолженности по таможенным пошлинам, таможенным сборам, налогам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, пеней, процентов принимается органом государственных доходов, перед которым имеется задолженность.
На основании приказа руководителя органа государственных доходов либо лица, его замещающего, создается комиссия. Председателя комиссии определяет руководитель органа государственных доходов или лицо, его замещающее.
В состав комиссии в обязательном порядке включаются руководители следующих подразделений органов государственных доходов ответственные за:
ведение лицевых счетов;
взыскание задолженности по таможенным пошлинам, таможенным сборам, налогам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, пеней, процентам;
контроль после выпуска товаров;
определение таможенной стоимости товаров;
правовое обеспечение.
Решение комиссии оформляется актом списания задолженности по таможенным пошлинам, таможенным сборам, налогам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, пеней, процентам (далее – акт списания задолженности) в произвольной форме в трех экземплярах.
Акт списания задолженности подписывается председателем и членами комиссии и утверждается руководителем органа государственных доходов или лицом, его замещающим.
Экземпляры утвержденного акта списания задолженности хранятся в органе государственных доходов в порядке, предусмотренном для хранения документов строгой отчетности в соответствии с требованиями, предусмотренными Типовыми правилами документирования:
первый – в подразделении, ответственного за ведение лицевых счетов;
второй – в подразделении по работе с задолженностью;
третий – в архиве.
Приложение 3 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 244 |
Правила подтверждения наступления обстоятельств, влекущих за собой зачет (возврат) сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин
1. Настоящие Правила подтверждения наступления обстоятельств, влекущих за собой зачет (возврат) сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин разработаны в соответствии пунктом 15 статьи 141 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" (далее – Кодекс) и определяют порядок зачета (возврата) сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при подтверждения наступления обстоятельств, влекущих за собой зачет (возврат) сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
2. Зачет (возврат) сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин производится органом государственных доходов в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Кодекса в срок не позднее десяти рабочих дней со дня представления заявления плательщика.
3. Зачет (возврат) сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случае, указанном в пункте 3) пункта 13 статьи 141 Кодекса производится на основании вступившего в законную силу судебного акта.
4. Подтверждением обстоятельств, при которых производится зачет (возврат) сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных пунктами 4), 5), 6), 7), 8) пункта 13 статьи 141 Кодекса являются сведения о начисленных и уплаченных платежах из информационной системы органов государственных доходов.
Приложение 1 К Правилам ведения лицевого счета плательщика |
|
форма |
ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ
по ___________________________________
(наименование и код таможенной пошлины,
таможенного сбора, налога, специальных,
антидемпинговых, компенсационных пошлин)
Наименование плательщика | |
Индивидуальный идентификационный номер/Бизнес идентификационный номер ________ |
Бизнес идентификационный номер |
Дата текущего календарного дня | Дата записи (ввода) операции | Содержание операции и документ, на основании которого производится запись (ввод) | Срок уплаты | Дата списания с банковского счета или внесения наличными | Дата зачисления платежей в бюджет | Расчеты по таможенным платежам | ||||||
начислено | уменьшено | уплачено | возвращено | отсрочено/ рассрочено | Сальдо расчетов (задолженность (-), переплата (+)) | |||||||
Сумма | график погашения платежа | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Продолжение таблицы
Расчеты по пени | Расчеты по процентам | Внесено с начала года, за вычетом возвратов | Начислено пени органу государственных доходов за нарушение срока проведения зачета (возврата) | Перечислено пени плательщику | |||||||
Начислено (уменьшено)(+,-) | Уплачено (возвращено) пени (+;-) | отсрочено/ рассрочено | Сальдо пени (+,-) | Начислено (уменьшено) процента (+,-) | Уплачено (возвращено) процента (+;-) | Сальдо процента (+,-) | |||||
сумма | за период | сумма пени | график погашения пени | ||||||||
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Примечание:
Все записи по исчислению, начислению, уменьшению, уплате, зачету, возврату таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин проводятся в графе "Расчеты по таможенным платежам", которая подразделяется на графы: "Начислено", "Уменьшено", "Уплачено", "Возвращено", "Отсрочено/рассрочено", "Сальдо расчетов".
Графа лицевого счета "Сальдо расчетов (задолженность (-) или переплата (+))" рассчитывается на основе следующих арифметических действий:
графа "Сальдо расчетов на начало отчетного периода" минус графа "Начислено" плюс графа "Уменьшено" плюс графа "Уплачено" минус графа "Возвращено" плюс графа "Отсрочено/рассрочено".
Все записи по начислению, уменьшению, уплате, зачету, возврату пени производятся в общей графе "Расчеты по пени", которая подразделяется на графы: "Начислено (уменьшено)", "Уплачено (возвращено) пени", "Отсрочено/рассрочено", "Сальдо пени".
Графа "Сальдо пени (задолженность (-) или переплата (+))" рассчитывается на основе следующих арифметических действий:
графа "Сальдо пени на начало отчетного периода" минус графа "Начислено пени" плюс графа "Уменьшено пени" плюс графа "Уплачено пени" минус графа "Возвращено пени" плюс графа "Отсрочено/рассрочено".
Все записи по начислению, уменьшению, уплате, зачету, возврату процентов производятся в общей графе "Расчеты по процентам", которая подразделяется на графы: "Начислено (уменьшено) процентов", "Уплачено (возвращено) процентов", "Сальдо процента".
Графа "Сальдо процентов (задолженность (-) или переплата (+))" рассчитывается на основе следующих арифметических действий:
Графа "Сальдо процентов на начало отчетного периода" минус графа "Начислено процентов" плюс графа "Уменьшено процентов" плюс графа "Уплачено процентов" минус графа "Возвращено процентов".
Приложение 2 к Правилам ведения лицевого счета плательщика |
|
форма |
Реестр к начислению (уменьшению) сумм таможенных платежей, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов
№ п/п | Наименование плательщика | Индивидуальный идентификационный номер/ Бизнес-идентификационный номер | Вид платежа (налога) | Код классификации доходов бюджета | К начислению (уменьшению) по декларации на товары и другим документам | ||||||||
Документ на основании которого производиться запись на лицевой счет | Срок уплаты | Сумма налога (платежа) | Сумма пени | Сумма процентов | |||||||||
Наименование документа | Вид отчетности | Номер документа | Дата документа | К начислению | К уменьшению | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Реестр сдал:
____________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность и подпись должностных лиц подразделений органа государственных доходов, производящие начисление (уменьшение))
Реестр принял и произвел разноску в лицевых счетах:
____________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность и подпись должностного лица подразделения органа государственных доходов)
Приложение 3 к Правилам ведения лицевого счета плательщика |
|
форма |
Книга сводных итогов
№ записи | Наименование плательщика | Индивидуальный идентификационный номер/Бизнес-идентификационный номер | Вид и код платежа/налога | Вид и код платежа/налога | Всего по лицевым счетам | |||||||||
сальдо платежа/ налога на начало операции (+, -) | приход | расход | сальдо платежа/ налога на конец операции (+,-) | сальдо платежа/ налога на начало операции (+, -) | приход | расход | сальдо платежа/ налога на конец операции (+,-) | сальдо платежа/ налога на начало операции (+, -) | приход | расход | сальдо платежа/ налога на конец операции (+, -) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||