Примечание РЦПИ!
Вводится в действие с 01.01.2019
В соответствии со статьей 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) критерии степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2019 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр финансов Республики Казахстан |
Б. Султанов |
Приложение 1 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 2 февраля 2018 года № 118 |
Правила применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и определяют порядок применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость (далее – НДС).
2. Настоящие Правила применяются исключительно при проведении тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС.
Глава 2. Порядок применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС
3. Тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками при поступлении от налогоплательщика:
налогового заявления, в связи с применением пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса (далее – налоговое заявление);
требования о возврате суммы превышения НДС, указанного в декларации по НДС (далее – требование о возврате НДС).
4. Одновременно показатели деятельности налогоплательщика, представившего требование о возврате НДС и (или) налоговое заявление, оцениваются с использованием критериев степени риска (далее – критерии) в течение пяти рабочих дней с даты начала тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС.
5. Баллы по критериям, по которым установлено соответствие показателям деятельности налогоплательщика, суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям, который используется для отнесения налогоплательщиков к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.
6. В случае, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев составляет тридцать пять и более баллов, налогоплательщик относится к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.
7. В случае, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев составляет менее тридцати пяти баллов, но в деятельности налогоплательщика усматриваются признаки уклонения от уплаты налогов, в том числе отраженные в примерах определения суммы превышения НДС, подлежащей подтверждению, предусмотренные в приложениях 1, 2 и 3 к настоящим Правилам, орган государственных доходов относит такого налогоплательщика к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.
При этом признаками уклонения от уплаты налогов являются:
заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога (далее – превышение НДС).
8. Основанием определения признаков уклонения от уплаты налогов является наличие фактов, которые повлияли на размер превышения НДС:
1) выявленных ранее по результатам камерального контроля;
2) выявленных в ходе ранее проведенных налоговых проверок;
3) информация о которых поступила от других уполномоченных государственных органов, включая правоохранительные.
9. В отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, орган государственных доходов за проверяемый налоговый период, формирует аналитический отчет "Пирамида" (далее – отчет "Пирамида") по поставщикам товаров, работ, услуг:
1) в течение двадцати рабочих дней с даты окончания срока, указанного в пункте 4 настоящих Правил, – по налогоплательщикам, относящимся к субъектам малого предпринимательства;
2) в течение тридцати рабочих дней с даты окончания срока, указанного в пункте 4 настоящих Правил, – по налогоплательщикам, относящимся к субъектам среднего и крупного предпринимательства.
10. В случаях, если при формировании отчета "Пирамида" установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком:
1) состоящим на налоговом мониторинге;
2) производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком – сельхозтоваропроизводителем (за исключением производителей муки, шкур крупного и мелкого рогатого скота и лиц, перерабатывающих лом цветных и черных металлов);
3) осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование;
4) осуществляющим поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем;
5) осуществляющим поставку услуг связи;
6) осуществлявшим поставку услуг по техническим испытаниям, анализу и сертификации продукции, то орган государственных доходов прекращает дальнейшее формирование отчета "Пирамида" по поставщикам такого налогоплательщика.
11. Органом государственных доходов, осуществляющим тематическую проверку, в пределах сроков, указанных в пункте 9 настоящих Правил, анализируются результаты отчета "Пирамида".
При этом решение о направлении уведомления, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового Кодекса (далее – уведомление), принимается только по тем налогоплательщикам, по которым выявлены нарушения налогового законодательства.
Органом государственных доходов, назначившим тематическую проверку, запрос о принятии мер на устранение нарушений направляется в орган государственных доходов по месту регистрации поставщика, по которому выявлены нарушения, не позднее пяти рабочих дней с даты окончания срока, указанного в пункте 9 настоящих Правил.
12. Орган государственных доходов, получивший запрос о принятии мер на устранение нарушений, в течение пяти рабочих дней с даты получения такого запроса направляет в адрес налогоплательщика уведомление.
Уведомление, указанное в части первой настоящего пункта, в адрес налогоплательщика не направляется, если выявленное нарушение устранено по результатам налоговой проверки, проведенной ранее у такого налогоплательщика.
При этом органом государственных доходов ответ на запрос на устранение нарушений в адрес органа государственных доходов, от которого поступил такой запрос, направляется в течение пяти рабочих дней с даты исполнения налогоплательщиком уведомления или получения такого запроса в случае устранения нарушений по результатам ранее проведенной налоговой проверки.
13. В случае выявления по результатам отчета "Пирамида" у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС производится в пределах сумм, указанных в требовании о возврате НДС и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, с учетом положений статьи 152 Налогового кодекса, в том числе при наличии фактов:
1) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика, включая реестр счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам и (или) сведениями информационных систем;
2) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с лицом, снятым с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированным, бездействующим, банкротом, – с даты снятия такого лица с регистрационного учета по НДС в соответствии с налоговым законодательством;
3) отнесение в зачет сумм НДС по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;
4) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с непосредственным поставщиком, по деятельности которого в отношении руководителя (учредителя) имеется уголовное дело по правонарушениям, указанным в статье 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан, зарегистрированное в Едином реестре досудебного расследования.
14. Сумма превышения НДС, подлежащая подтверждению, определяется в следующем порядке:
1) устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика, по которому установлены нарушения налогового законодательства, до налогоплательщика, представившего требование о возврате НДС и (или) налоговое заявление;
2) устанавливается наименьшая из следующих сумм в совокупности:
суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта;
суммы НДС, отнесенной в зачет налогоплательщиком, представившим требование о возврате НДС или налоговое заявление, от непосредственного поставщика;
3) из суммы превышения НДС, указанной в требовании о возврате НДС или налоговом заявлении вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) настоящего пункта.
Примеры определения суммы превышения НДС, подлежащей подтверждению, приведены в приложениях 4 и 5 к настоящим Правилам.
15. Подтверждение оставшейся суммы превышения НДС, производится по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства в случае включения налогоплательщиком данной суммы в требование о возврате НДС и (или) в налоговое заявление в последующие налоговые периоды. При этом должностным лицом органа государственных доходов, осуществляющим тематическую проверку по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, в обязательном порядке анализируются результаты отчета "Пирамида" по таким поставщикам.
16. Настоящие Правила применяются исключительно в отношении их непосредственных поставщиков по следующим налогоплательщикам:
имеющим право на применение упрощенного порядка возврата суммы превышения НДС (независимо от использования данного права);
реализующим инвестиционный проект в рамках республиканской карты индустриализации, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 303 и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № 1418, стоимость которого составляет не менее 150 000 000 – кратный размер месячного расчетного показателя;
осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и имеющим средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 процентов, рассчитанный за последние 5 лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование о возврате превышения НДС;
осуществляющим разведку и (или) добычу углеводородов на море в рамках соглашения о разделе продукции, указанного в пункте 1 статьи 722 Налогового кодекса;
использующим контрольный счет НДС только в той части суммы превышения НДС, сложившегося по приобретенным (полученным) товарам, при реализации которых расчет сумм НДС произведен с использованием контрольных счетов НДС.
При этом суммарный итог баллов по указанным в настоящем пункте налогоплательщикам, полученный по результатам оценки с использованием критериев, приравнивается к нулю.
Сноска. Пункт 16 в редакции приказа Министра финансов РК от 27.11.2018 № 1028 (вводится в действие с 01.01.2019).Приложение 1 к Правилам применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость |
Пример определения суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащей подтверждению
Приложение 2 к Правилам применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость |
Пример определения суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащей подтверждению
Приложение 3 к Правилам применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость |
Пример определения суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащей подтверждению
Приложение 4 к Правилам применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость |
Пример определения суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащей подтверждению
Из суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащей подтверждению, исключается наименьшая из сумм налога на добавленную стоимость, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика, по которому установлены нарушения налогового законодательства, до налогоплательщика, представившего требование о возврате налога на добавленную стоимость или налоговое заявление – 150,0 тысяч тенге.
Примечание: ТОО – товарищество с ограниченной ответственностью.
Приложение 5 | |
к Правилам применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость |
Пример определения суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащей подтверждению
Из суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащей подтверждению, исключается наименьшая из следующих сумм: суммы налога на добавленную стоимость, суммарно сложившейся из сумм налога на добавленную стоимость, определенных в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 13 настоящих Правил, и суммы налога на добавленную стоимость, отнесенной в зачет плательщиком налога на добавленную стоимость, представившим требование о возврате превышения налога на добавленную стоимость или налоговое заявление, от непосредственного поставщика – 1 000,0 тысяч тенге.
Примечание: ТОО – товарищество с ограниченной ответственностью.
Приложение 2 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 2 февраля 2018 года № 118 |
Критерии степени риска
№ п/п | Наименование критерия | Количество баллов |
1 | 2 | 3 |
1. | Коэффициент налоговой нагрузки (далее - КНН) налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения КНН * | 25 |
2. | Отражение налогоплательщиком убытка на протяжении трех последовательных лет | 10 |
3. | Представление за двенадцатимесячный период, предшествующий дате представления требования о возврате, указанного в декларации по налогу на добавленную стоимость, (далее - требование о возврате) дополнительной отчетности по налогу на добавленную стоимость на уменьшение более двух раз | 10 |
4. | Наличие взаиморасчетов с взаимосвязанными сторонами за последние 3 года | 5 |
5. | Осуществление сделок за последние 5 лет, признанных недействительными на основании вступившего в законную силу решения суда | 10 |
6. | Осуществление сделок за последние 5 лет с налогоплательщиками, не представляющими или представляющими нулевую налоговую отчетность | 10 |
7. | Осуществление сделок за последние 5 лет с бездействующими налогоплательщиками | 10 |
8. | Осуществление сделок за последние 5 лет с ликвидированными налогоплательщиками | 5 |
9. | Осуществление сделок за последние 5 лет с налогоплательщиками, снятыми с учета по налогу на добавленную стоимость | 10 |
10. | Осуществление сделок за последние 5 лет с налогоплательщиками-банкротами | 5 |
11. | Осуществление деятельности в сферах, в которых существует вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства (строительство, торговля), согласно регистрационным данным | 10 |
12. | Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования о возврате, подтвержденных нарушений, выявленных по результатам камерального контроля по налогу на добавленную стоимость | 5 |
13. | Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования о возврате, выставленного уведомления, предусмотренного подпунктом 13) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса | 5 |
14. |
Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования о возврате, одного или нескольких из следующих фактов: | 10 |
15. |
Наличие одного из следующих фактов: | 10 |
Примечание: *Для целей применения критерия степени риска "КНН налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения КНН" используется среднеотраслевое значение коэффициента налоговой нагрузки, рассчитываемое в порядке, установленном в соответствии с подпунктом 14) пункта 1 статьи 30 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).