В соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила создания провизий (резервов) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (далее – Правила).
2. Банкам (за исключением банка, являющегося национальным институтом развития, контрольный пакет акций которого принадлежит национальному управляющему холдингу) и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, в течение одного месяца со дня введения в действие настоящего постановления разработать и утвердить Методику расчета провизий (резервов) в соответствии с Правилами.
3. Признать утратившими силу некоторые постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан по перечню согласно приложению к настоящему постановлению.
4. Департаменту бухгалтерского учета (Рахметова С.К.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) совместно с Юридическим департаментом (Сарсенова Н.В.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего постановления направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) настоящего пункта и пунктом 5 настоящего постановления.
5. Управлению по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций (Терентьев А.Л.) обеспечить в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего постановления направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Галиеву Д.Т.
7. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2018 года.
Председатель Национального Банка |
Д. Акишев |
"СОГЛАСОВАНО"
Министр финансов
Республики Казахстан
_________________ Б. Султанов
20 февраля 2018 года
"СОГЛАСОВАНО"
Председатель Комитета по статистике
Министерства национальной экономики
Республики Казахстан
__________________ Н. Айдапкелов
16 февраля 2018 года
Утверждены постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 22 декабря 2017 года № 269 |
Правила создания провизий (резервов) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила создания провизий (резервов) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (далее – Правила) разработаны в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и определяют порядок создания провизий (резервов) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности для банков (за исключением банка, являющегося национальным институтом развития, контрольный пакет акций которого принадлежит национальному управляющему холдингу) и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, (далее – финансовые организации).
2. В Правилах используются следующие понятия:
1) недополучение денег – разница между денежными потоками, причитающимися финансовой организации в соответствии с договором, и денежными потоками, которые финансовая организация ожидает получить;
2) задолженность — сумма непогашенного заемщиком требования в виде основного долга, начисленного вознаграждения и (или) иных выплат в соответствии с условиями договора займа;
3) однородные финансовые активы – группа финансовых активов со сходными характеристиками кредитного риска;
4) дефолт – наличие просроченного (просроченных) платежа (платежей) сроком более девяноста календарных дней, либо наличие одной или более ситуаций, предусмотренных настоящим подпунктом. Для целей определения дефолта финансовая организация принимает следующие ситуации:
приостановление начисления вознаграждения по займу в связи с ухудшением финансового состояния заемщика;
списание части и (или) всей суммы задолженности заемщика, которое вызвано значительным увеличением кредитного риска с момента предоставления займа;
продажа займов со значительным дисконтом;
реструктуризация займа в связи с ухудшением финансового состояния заемщика;
подача иска о признании заемщика банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
обращение заемщика в суд с заявлением о признании его банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
иные ситуации, соответствующие международному стандарту финансовой отчетности 9 "Финансовые инструменты" (далее – МСФО 9) и предусмотренные Методикой расчета провизий (резервов), утвержденной в соответствии с Правилами.
Под ухудшением финансового состояния заемщика понимается возникновение одного или нескольких из нижеуказанных случаев:
заемщик имеет просроченные обязательства перед финансовой организацией сроком тридцать календарных дней и более;
у заемщика отсутствуют просроченные обязательства и у финансовой организации имеется обоснованная и подтверждаемая информация о том, что заемщик допустит нарушение сроков оплаты по своим обязательствам без предоставления ему льготных условий по займу;
если заемщик является эмитентом ценных бумаг, зарегистрированных на фондовой бирже, и такие ценные бумаги проходят либо прошли процедуру аннулирования выпуска ценных бумаг;
на основе оценки фактических показателей финансового состояния заемщика финансовая организация прогнозирует, что денежные потоки заемщика будут недостаточны для покрытия договорных обязательств перед финансовой организацией (включая основной долг и вознаграждение);
финансовая организация оценила наличие ухудшения финансового состояния заемщика в соответствии с внутренней рейтинговой моделью, являющейся приложением к Методике расчета провизий (резервов);
5) индивидуальный финансовый актив – финансовый актив, валовая балансовая стоимость которого на отчетную дату превышает 0,2 % (ноль целых две десятых процента) от собственного капитала согласно данным финансовой отчетности, но не менее пятидесяти миллионов тенге, или финансовый актив, который представляет собой требование к взаимосвязанной стороне.
Допускается установление финансовой организацией в дополнение к критериям, предусмотренным настоящим подпунктом, дополнительных критериев для отнесения финансового актива к индивидуальным.
Допускается определение финансовой организацией иного соотношения валовой балансовой стоимости финансового актива к собственному капиталу, но не более 0,2 % (ноль целых две десятых процента) от собственного капитала;
6) контрагент – лицо по договору, не являющееся финансовой организацией, которая по этому договору формирует провизии (резервы);
7) кредитно-обесцененный финансовый актив – финансовый актив, по которому выявлены признаки обесценения, соответствующие критериям МСФО 9;
8) кредитный скоринг – оценка кредитоспособности заемщика, основанная на качественных и количественных характеристиках;
9) амортизированная стоимость финансового актива – сумма, в которой оценивается финансовый актив при первоначальном признании, минус платежи в счет основной суммы долга, плюс/минус величина накопленной амортизации дисконта/премии, рассчитанной с использованием метода эффективной процентной ставки, и скорректированная с учетом оценочного резерва под убытки;
10) валовая балансовая стоимость финансового актива – амортизированная стоимость финансового актива до корректировки на величину оценочного резерва под убытки;
Примечание ИЗПИ!Действие подпункта 11) приостановлено с 30.03.2020 до 30.09.2020 постановлением Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 22.03.2020 № 19 и в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции.
11) реструктуризация займа – любое изменение порядка и условий договора займа с целью решения имеющихся или ожидаемых трудностей заемщика (созаемщика) по обслуживанию займа, в соответствии с любым из нижеперечисленных случаев:
изменение графика платежей по займу, в том числе последующее предоставление либо продление льготного периода по платежам по займу для погашения основного долга и (или) вознаграждения; последующее продление срока займа; отсрочка одного или более платежа по займу; списание или прощение части основного долга и (или) вознаграждения по займу; капитализация просроченных платежей по вознаграждению; изменение (конвертация) валюты займа с одной валюты на другую с капитализацией просроченной задолженности по вознаграждению;
предоставление нового займа для оплаты просроченной задолженности по займу в финансовой организации, в том числе в других финансовых организациях;
увеличение кредитного лимита в случае наличия просроченной задолженности по займу;
снижение ставки вознаграждения по займу;
снижение задолженности по займу в результате погашения суммы задолженности за счет передаваемого финансовой организации залогового имущества заемщика.
Для целей настоящего подпункта не признается событием, являющимся объективным подтверждением обесценения займа, реструктуризация, проведенная с отсрочкой платежа по займу в связи с введением чрезвычайного положения в Республике Казахстан;
12) обоснованная и подтверждаемая информация – информация, которая является обоснованно доступной по состоянию на отчетную дату без чрезмерных затрат или усилий, включая информацию о прошлых событиях за период не менее пяти лет, текущих качественных и количественных показателях и прогнозах будущих экономических качественных и количественных показателей. При отсутствии информации за период не менее пяти лет, обоснованно доступной по состоянию на отчетную дату, допускается использование финансовой организацией информации за более короткий период при условии последующего накопления информации о прошлых событиях за период не менее пяти лет. По индивидуальным финансовым активам допускается построение прогнозных потоков на основании мониторинга финансового состояния контрагента за последние три года либо менее в случае осуществления финансовой организацией операционной деятельности менее трех лет;
13) провизии (резервы) – оценочный резерв под ожидаемые и имеющиеся кредитные убытки по финансовым активам, учитываемым по амортизированной стоимости финансового актива и по справедливой стоимости через прочий совокупный доход, а также оценочное обязательство в отношении ожидаемых кредитных убытков по условным обязательствам;
14) приобретенный или созданный кредитно-обесцененный финансовый актив – приобретенный или созданный финансовый актив, по которому имелось подтверждение об обесценении на момент первоначального признания;
15) уполномоченный орган – уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;
16) условные обязательства – возможные обязательства по непокрытым аккредитивам, выпущенным или подтвержденным гарантиям;
17) внутренняя рейтинговая модель – модель оценки кредитоспособности заемщика.
Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным постановлением Правления Национального Банка РК от 29.11.2019 № 230 (вводится в действие с 01.01.2020).Глава 2. Создание провизий (резервов) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности
3. Провизии (резервы) создаются в соответствии с МСФО 9 и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
4. Расходы по провизиям (резервам), созданным в соответствии с МСФО 9 и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, определяются в соответствии с Правилами на основании Методики расчета провизий (резервов), согласованной с уполномоченным органом.
5. Финансовые активы и условные обязательства классифицируются на однородные и индивидуальные.
По индивидуальным финансовым активам провизии (резервы) рассчитываются отдельно по каждому индивидуальному финансовому активу.
По индивидуальным финансовым активам, по которым отсутствуют признаки обесценения в соответствии с Методикой расчета провизий (резервов), осуществляется группировка финансовых активов по общим характеристикам кредитного риска, установленным в Методике расчета провизий (резервов), и провизии (резервы) рассчитываются в соответствии с Методикой расчета провизий (резервов).
Однородные финансовые активы, условные обязательства группируются на основе общих характеристик кредитного риска, определенных Методикой расчета провизий (резервов).
6. В зависимости от изменения кредитного риска и наличия признаков обесценения по финансовым активам провизии (резервы) формируются:
1) в сумме, равной двенадцатимесячным ожидаемым кредитным убыткам в соответствии с пунктом 8 Правил;
2) в сумме, равной ожидаемым кредитным убыткам за весь срок по финансовому активу в соответствии с пунктом 9 Правил;
3) в сумме, равной имеющимся кредитным убыткам в соответствии с пунктом 14 Правил.
7. При первоначальном признании финансового актива, условного обязательства и на дату оценки (но не реже одного раза в квартал) определяется риск наступления дефолта на протяжении ожидаемого срока действия финансового актива, условного обязательства на индивидуальной основе по финансовым активам, условным обязательствам, классифицированным как индивидуальные финансовые активы, условные обязательства, и на групповой основе, по финансовым активам, условным обязательствам, классифицированным как однородные финансовые активы, условные обязательства.
8. Если по состоянию на отчетную дату отсутствует значительное увеличение кредитного риска, рассчитанного с учетом пункта 7 Правил, по финансовому активу, условному обязательству с момента первоначального признания, финансовая организация оценивает размер провизий (резервов) по данному финансовому активу, условному обязательству в сумме, равной двенадцатимесячным ожидаемым кредитным убыткам начиная с отчетной даты.
9. По состоянию на отчетную дату финансовая организация оценивает размер провизий (резервов) по финансовому активу, условному обязательству в сумме, равной ожидаемым кредитным убыткам за весь срок, если кредитный риск, включающий риск наступления дефолта, определенный с учетом пункта 7 Правил, по данному финансовому активу, условному обязательству значительно увеличился с момента первоначального признания.
10. Увеличение кредитного риска определяется следующим образом:
1) оценивается изменение риска наступления дефолта на протяжении ожидаемого срока действия финансового актива путем сравнения риска наступления дефолта по финансовому активу, определенному в соответствии с пунктом 7 Правил, с риском наступления дефолта на дату первоначального признания;
2) анализируется обоснованная и подтверждаемая информация, доступная без чрезмерных затрат и усилий, которая указывает на значительное увеличение кредитного риска с момента первоначального признания.
Значительным увеличением кредитного риска по индивидуальному финансовому активу является наступление одного или нескольких нижеперечисленных случаев:
1) значительные изменения внешних рыночных показателей кредитного риска для определенного финансового актива или аналогичных финансовых активов с таким же ожидаемым сроком действия;
2) фактическое или ожидаемое (на основании обоснованной и подтверждаемой информации) снижение внутреннего или внешнего кредитного рейтинга контрагента, либо уменьшение рейтинга контрагента по кредитному скорингу, используемых для анализа кредитного риска для внутренних целей;
3) значительные изменения стоимости обеспечения по обязательству или качества гарантий или механизмов, предоставляющих экономический стимул для контрагента осуществлять плановые платежи, предусмотренные договором, которые, как ожидается, уменьшат экономический стимул для контрагента осуществлять плановые платежи, предусмотренные договором, или иным образом повлияют на вероятность наступления дефолта;
4) наличие просроченных платежей сроком тридцать календарных дней и более;
5) иные признаки значительного увеличения кредитного риска, соответствующие МСФО 9 и предусмотренные в Методике расчета провизий (резервов).
Значительность увеличения кредитного риска устанавливается Методикой расчета провизий (резервов) с учетом требований Правил.
11. Ожидаемые кредитные убытки по финансовому активу (финансовым активам) являются взвешенными с учетом вероятности оценки кредитных убытков, то есть приведенной стоимостью всех недополучений денег за весь ожидаемый срок действия финансового актива (финансовых активов).
Ожидаемые кредитные убытки по финансовому активу (финансовым активам) рассчитываются по формуле расчета ожидаемых кредитных убытков согласно приложению 1 к Правилам и оцениваются способом, который отражает:
1) непредвзятую и взвешенную с учетом вероятности сумму, определенную путем оценки диапазона возможных результатов;
2) временную стоимость денег;
3) обоснованную и подтверждаемую информацию о прошлых событиях, текущих качественных и количественных показателях и прогнозах будущих экономических качественных и количественных показателей, включая прогнозную макроэкономичекую информацию, доступную на отчетную дату без чрезмерных затрат или усилий.
Допускается изменение и (или) дополнение финансовой организацией формулы расчета ожидаемых кредитных убытков в случае соответствия показателей, предусмотренных формулой расчета ожидаемых кредитных убытков согласно приложению 1 к Правилам, требованиям частей первой и второй настоящего пункта в соответствии с Методикой расчета провизий (резервов).
12. Кредитный убыток по финансовому активу (финансовым активам) представляет собой приведенную стоимость разницы между предусмотренными договором денежными потоками, которые причитаются финансовой организации по договору, и денежными потоками, которые финансовая организация ожидает получить.
13. Двенадцатимесячные ожидаемые кредитные убытки рассчитываются по формуле расчета двенадцатимесячных ожидаемых кредитных убытков согласно приложению 2 к Правилам и являются частью ожидаемых кредитных убытков за весь срок и представляют недополучение денег, которые будут иметь место при наступлении дефолта в течение двенадцати месяцев после отчетной даты (либо в течение более короткого периода, если ожидаемый срок действия финансового актива составляет менее двенадцати месяцев), взвешенные с учетом вероятности наступления такого дефолта.
Допускается изменение и (или) дополнение финансовой организацией формулы расчета двенадцатимесячных ожидаемых кредитных убытков в случае соответствия показателей, предусмотренных формулой расчета двенадцатимесячных ожидаемых кредитных убытков согласно приложению 2 к Правилам, требованиям части первой настоящего пункта в соответствии с Методикой расчета провизий (резервов).
14. Имеющийся кредитный убыток по индивидуальному кредитно-обесцененному финансовому активу по состоянию на отчетную дату, который не является приобретенным или созданным кредитно-обесцененным финансовым активом, оценивается как разница между валовой балансовой стоимостью финансового актива и приведенной стоимостью будущих денежных потоков, дисконтированных с использованием первоначальной эффективной процентной ставки по финансовому активу.
Приведенная стоимость будущих денежных потоков рассчитывается по формуле приведенной стоимости будущих денежных потоков согласно приложению 3 к Правилам.
15. Кредитно-обесцененный финансовый актив переходит в категорию финансовых активов, имеющих признаки значительного увеличения кредитного риска, при условии погашения контрагентом задолженности, которое приводит к снижению валовой балансовой стоимости финансового актива на дату формирования провизий (резервов) до уровня равной или ниже суммы задолженности на момент перехода финансового актива в категорию кредитно-обесцененных финансовых активов и в случае отсутствия на дату оценки событий, являющихся объективными подтверждениями обесценения на основе признаков обесценения финансового актива, установленных Методикой расчета провизий (резервов).
Финансовый актив, имеющий признаки значительного увеличения кредитного риска, переходит в категорию финансовых активов, провизии (резервы) по которым формируются в сумме, равной двенадцатимесячным ожидаемым кредитным убыткам в соответствии с пунктом 8 Правил, при условии погашения контрагентом задолженности, которое приводит к снижению валовой балансовой стоимости финансового актива на дату формирования провизий (резервов) до уровня равной или ниже суммы задолженности на момент перехода финансового актива в категорию финансовых активов, имеющих признаки значительного увеличения кредитного риска и отсутствия на дату формирования провизий (резервов) значительного увеличения кредитного риска.
16. По индивидуальному финансовому активу оценивается наличие одного или нескольких следующих событий, являющихся объективными подтверждениями обесценения:
1) наличие обоснованной и подтверждаемой информации о значительных финансовых затруднениях контрагента;
2) наличие просроченной задолженности контрагента по основному долгу и (или) вознаграждению сроком свыше шестидесяти календарных дней;
3) реструктуризация займа в связи с финансовыми затруднениями контрагента один и более раз за последние двенадцать месяцев;
4) наличие у финансовой организации обоснованной и подтверждаемой информации о форс-мажорных и (или) иных обстоятельствах, которые нанесли контрагенту существенный материальный ущерб, определяемый согласно Методике расчета провизий (резервов), и (или) не позволяют ему продолжать свою деятельность, включая информацию о лишении либо приостановлении лицензии на проведение банковских и иных операций, а также информацию об отсутствии трудовой деятельности или предпринимательской деятельности контрагента;
5) обоснованная и подтверждаемая информация о высокой вероятности банкротства, реорганизации контрагента на основании обоснованной и подтверждаемой информации и (или) вовлеченности в судебные разбирательства контрагента, которые могут ухудшить его финансовое состояние;
6) смерть контрагента;
7) иные события, предусмотренные МСФО 9 и установленные Методикой расчета провизий (резервов).
17. При расчете ожидаемых кредитных убытков финансовая организация учитывает подтверждаемую информацию о реализации залогового имущества за период не менее двух лет. При отсутствии подтверждаемой информации о реализации залогового имущества для расчета ожидаемых кредитных убытков финансовая организация применяет коэффициенты ликвидности к стоимости обеспечения в следующем порядке:
1) обеспечение в виде жилой и (или) коммерческой недвижимости, в том числе земельные участки – 0,7;
2) обеспечение в виде транспортных средств – 0,5;
3) обеспечение в виде оборудования, товарно-материальных ценностей, продукции, готовой к реализации – 0,4;
4) обеспечение в виде гарантий физических и (или) юридических лиц, за исключением гарантий, выданных банком второго уровня либо юридическим лицом, имеющим рейтинг не ниже суверенного рейтинга Республики Казахстан рейтингового агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, либо субъектом квазигосударственного сектора – 0;
5) обеспечение в виде имущества, в том числе в виде денег, поступающего в будущем, – 0;
6) обеспечение в виде высоколиквидных ценных бумаг – 0,95;
7) обеспечение в виде гарантий, выданных банком второго уровня; юридическим лицом, имеющим рейтинг не ниже суверенного рейтинга Республики Казахстан рейтингового агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств; субъектом квазигосударственного сектора – 1;
8) обеспечение в виде денег – 1.
По иным видам обеспечения, не указанным в части первой настоящего пункта, по которым отсутствует подтверждаемая информация о реализации залогового имущества за период не менее двух лет, допускается применение финансовой организацией при расчете ожидаемых кредитных убытков коэффициентов ликвидности к стоимости обеспечения, предусмотренных Методикой расчета провизий (резервов), но не более 0,7. По видам обеспечения, не предусмотренным в Методике расчета провизий (резервов), применяется коэффициент ликвидности равный нулю.
18. Ожидаемые кредитные убытки по условным обязательствам представляют собой ожидаемые выплаты, возмещающие держателю финансового инструмента кредитные убытки, которые он несет, за вычетом сумм, которые финансовая организация ожидает получить от держателя финансового инструмента, должника либо любой другой стороны. Настоящий пункт применим в отношении условных обязательств контрагентов, финансовые активы которых оцениваются на индивидуальной основе.
19. По приобретенному (приобретенным) или созданному (созданным) кредитно-обесцененному (кредитно-обесцененным) финансовому активу (финансовым активам) на отчетную дату финансовая организация признает в качестве оценочного резерва под убытки только накопленные с момента первоначального признания изменения ожидаемых кредитных убытков за весь срок.
Займы, срок которых составляет более трех лет, и по которым погашение одновременно более 50 % (пятидесяти процентов) основного долга и более 50 % (пятидесяти процентов) вознаграждения, осуществляется в последний год займа, относятся к приобретенным или созданным кредитно-обесцененным финансовым активам. Указанные займы в целях Правил признаются в качестве финансового актива, предоставленного в пользу взаимосвязанных сторон, либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных сторон.
20. По результатам определения суммы провизий (резервов) по займам не реже одного раза в год на конец налогового периода по корпоративному подоходному налогу финансовая организация заполняет регистр по размерам провизий (резервов) по форме согласно приложению 4 к Правилам.
В течение налогового периода по корпоративному подоходному налогу финансовая организация заполняет и хранит регистр по размерам провизий (резервов) по форме согласно приложению 4 к Правилам в электронном виде и по запросу государственных органов представляет на бумажном и электронном носителях.
21. Финансовая организация на каждую отчетную дату оценивает размер провизий (резервов) по финансовому активу и условному обязательству.
22. Рассчитанный на отчетную дату размер провизий (резервов), созданных в соответствии с Правилами, отражается финансовой организацией в бухгалтерском учете и финансовой отчетности не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.
23. Совокупный размер провизий (резервов), созданных в соответствии с Правилами, по финансовым активам, отнесенным к категории кредитно-обесцененных финансовых активов, и финансовым активам, имеющим значительное увеличение кредитного риска, при первоначальном переходе на МСФО 9 превышает или равняется совокупному уровню провизий (резервов) по этим же финансовым активам в соответствии с международным стандартом финансовой отчетности 39 "Финансовые инструменты: признание и измерение".
Глава 3. Методика расчета провизий (резервов)
24. Финансовая организация разрабатывает Методику расчета провизий (резервов) в соответствии с Правилами.
Методика расчета провизий (резервов), а также изменения и (или) дополнения, вносимые в Методику расчета провизий (резервов), утверждаются исполнительным органом финансовой организации.
Финансовые организации, получившие лицензию на проведение банковских и иных операций после дня введения в действие Правил, разрабатывают и утверждают Методику расчета провизий (резервов) в течение одного месяца со дня получения лицензии на проведение банковских и иных операций.
25. Методика расчета провизий (резервов) содержит:
1) перечень структурных подразделений финансовой организации, участвующих в процессе определения размера провизий (резервов) с описанием их функциональных обязанностей, а также бизнес-процессов взаимодействия структурных подразделений финансовой организации;
2) конкретный перечень признаков обесценения финансового актива, в том числе определяющий существенность материального ущерба, нанесенного контрагенту вследствие форс-мажорных и (или) иных обстоятельств;
3) устанавливаемые финансовой организацией критерии отнесения финансовых активов, условных обязательств к индивидуальным финансовым активам, условным обязательствам и подробное описание порядка их определения и установления расчета;
4) критерии группировки финансовых активов, условных обязательств по общим характеристикам кредитного риска;
5) детальный порядок определения размера провизий (резервов) по однородным и индивидуальным финансовым активам, условным обязательствам, как с обеспечением, так и без обеспечения, раскрывающий, в том числе подробный порядок расчета вероятности дефолта, в котором определена значительность дисконта при продаже займов, уровня потерь в случае дефолта, требований, подверженных риску дефолта, фактора дисконтирования, приведенной стоимости будущих денежных потоков, прогноза будущих денежных потоков, коэффициентов ликвидности к стоимости обеспечения и других составляющих формул, участвующих в расчете ожидаемых и (или) имеющихся кредитных убытков;
6) периодичность расчета размера провизий (резервов);
7) критерии определения значительного увеличения кредитного риска при его увеличении и (или) уменьшении и оценки вероятности банкротства и реорганизации контрагента;
8) определение дефолта и порядок определения (расчета) риска наступления дефолта;
9) порядок осуществления анализа диапазона возможных сценариев ожидаемых кредитных убытков;
10) порядок определения периода, на протяжении которого оцениваются ожидаемые кредитные убытки;
11) конкретное определение значительных финансовых затруднений контрагента и порядок их установления (расчета);
12) используемые при оценке кредитных убытков источники статистической и макроэкономической информации;
13) порядок сбора статистической информации, используемой при расчете провизий (резервов).
Не допускается определение в Методике расчета провизий (резервов) неполных перечней и (или) информации, предусмотренных частью первой настоящего пункта.
Не допускается использование в Методике расчета провизий (резервов) ссылок на иные источники, документы, информацию и (или) основания, которые не указаны в Методике расчета провизий (резервов).
26. Внесение изменений и (или) дополнений в Методику расчета провизий (резервов) осуществляется по одному или нескольким следующим основаниям:
1) изменение перечня структурных подразделений финансовой организации, участвующих в процессе определения размера провизий (резервов) и их функциональных обязанностей, указанного в Методике расчета провизий (резервов);
2) несоответствие утвержденной Методики расчета провизий (резервов) международным стандартам финансовой отчетности и требованиям законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
3) результаты теста на соответствие провизий (резервов), рассчитанных согласно требованиям Методики расчета провизий (резервов), фактическим суммам убытков;
4) изменение источника (невозможность получения в будущем) статистических и макроэкономических данных, делающее невозможным применение их в будущем;
5) изменение группировки финансовых активов, условных обязательств по схожим характеристикам кредитного риска в связи с изменением стратегии финансовой организации;
6) повышение точности расчетов провизий (резервов) и улучшение порядка определения их размера, в том числе их автоматизация.
27. Копия утвержденной исполнительным органом финансовой организации Методики расчета провизий (резервов) и (или) информация о внесенных изменениях и (или) дополнениях в Методику расчета провизий (резервов) по форме согласно приложению 5 к Правилам, представляются финансовой организацией в уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения исполнительным органом финансовой организации Методики расчета провизий (резервов) и (или) изменений и (или) дополнений в Методику расчета провизий (резервов).
По результатам рассмотрения утвержденной исполнительным органом финансовой организации Методики расчета провизий (резервов) и (или) изменений и (или) дополнений в Методику расчета провизий (резервов) уполномоченный орган не позднее шестидесяти календарных дней со дня получения копии Методики расчета провизий (резервов) и (или) информации о внесенных изменениях и (или) дополнениях в Методику расчета провизий (резервов) по форме согласно приложению 5 к Правилам направляет финансовой организации уведомление об отсутствии или наличии замечаний к Методике расчета провизий (резервов) и (или) изменениям и (или) дополнениям в Методику расчета провизий (резервов) по форме согласно приложению 6 к Правилам.
В ходе осуществления контроля и надзора по вопросам банковской деятельности уполномоченный орган направляет финансовой организации уведомление об отсутствии или наличии замечаний к Методике расчета провизий (резервов) и (или) изменениям и (или) дополнениям в Методику расчета провизий (резервов) по форме согласно приложению 6 к Правилам.
Замечания уполномоченного органа устраняются финансовой организацией не позднее сроков, определенных в уведомлениях уполномоченного органа, предусмотренных в частях второй и третьей настоящего пункта.
Положения Методики расчета провизий (резервов), подлежащие изменению и (или) дополнению по одному или нескольким основаниям, предусмотренным пунктом 26 Правил, не применяются до устранения финансовой организацией замечаний уполномоченного органа, а также приведения ее в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
28. По запросу налоговых органов уполномоченный орган в течение десяти календарных дней со дня получения запроса представляет копии согласованных Методики расчета провизий (резервов), изменений и (или) дополнений к ней, а также информацию об имевшихся замечаниях уполномоченного органа.
29. При проведении налоговой проверки уполномоченный орган по запросу налогового органа представляет в течение десяти календарных дней со дня получения запроса уведомление об отсутствии или наличии замечаний к Методике расчета провизий (резервов) и (или) изменениям и (или) дополнениям в Методику расчета провизий (резервов) по форме согласно приложению 6 к Правилам.
Формула расчета ожидаемых кредитных убытков
PD – вероятность дефолта (%);
LGDt – уровень потерь в случае дефолта (%);
EADt – требования, подверженные риску дефолта;
Dt – фактор дисконтирования;
t - период, в течение которого предполагаются денежные потоки по финансовому активу.
Формула расчета двенадцатимесячных ожидаемых кредитных убытков
PD12 – вероятность дефолта (%);
LGDt – уровень потерь в случае дефолта (%);
EADt – требования, подверженные риску дефолта;
Dt – фактор дисконтирования;
t – период, в течение которого предполагаются денежные потоки по финансовому активу.
Формула приведенной стоимости будущих денежных потоков
где
PV – приведенная стоимость будущих денежных потоков;
СF – прогноз будущих денежных потоков;
r – эффективная ставка процента;
t – количество лет, в течение которых предполагаются денежные потоки по финансовому активу.
Регистр по размерам провизий (резервов)
Наименование заемщика | Идентификационный номер заемщика | Номер договора | Дата договора | Идентификационный номер договора в информационной системе учета (при наличии) | Дата выдачи займа | Дата погашения последнего платежа по договору | Признак однородности (1-индивидуальный; 2-однородный) | Признак кредитного риска (A-1 корзина; B-2 корзина; C-3 корзина) | Признак группировки по общим характеристикам кредитного риска | Задолженность на начало года | Сумма провизий (резервов) на начало года |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
продолжение
Уменьшение размера права требования, в том числе: | Увеличение размера права требования, в том числе: | Задолженность на конец года | Дисконт/ Премия | Иные показатели, влияющие на размер актива (в стоимостном выражении) | Сумма провизий (резервов) на конец года | Стоимость обеспечения на конец года | Доходы от снижения провизий (резервов) за период | Расходы по созданию провизий (резервов) за период | ||
в результате исполнения должником требования | по иным основаниям | в результате выдачи займа, начисления вознаграждения, пени, неустойки | по иным основаниям | |||||||
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Форма, предназначенная для сбора административных данных
Информация о внесенных изменениях и (или) дополнениях в Методику расчета провизий (резервов)
Сноска. Приложение 5 в редакции постановления Правления Национального Банка РК от 29.11.2019 № 230 (вводится в действие с 01.01.2020).
Отчетный период: с даты, указанной в Методике расчета провизий (резервов)
Форма административных данных размещена на интернет-ресурсе: www.nationalbank.kz.
Индекс формы административных данных: Ф1-БВУ.
Периодичность: отсутствует.
Круг лиц представляющих информацию: банки (за исключением банка, являющегося национальным институтом развития, контрольный пакет акций которого принадлежит национальному управляющему холдингу) и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.
Представляется: в Уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Сроки представления: не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения исполнительным органом банка (за исключением банка, являющегося национальным институтом развития, контрольный пакет акций которого принадлежит национальному управляющему холдингу) и организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, изменений и (или) дополнений в Методику расчета провизий (резервов).
№ | Пункт, подпункт Методики расчета провизий (резервов) | Редакция до внесения изменений и (или) дополнений в Методику расчета провизий (резервов) | Редакция после внесения изменений и (или) дополнений в Методику расчета провизий (резервов) | Основания внесения изменений и (или) дополнений в Методику расчета провизий (резервов) и комментарии к основаниям внесения изменений и (или) дополнений в Методику расчета провизий (резервов) | Расчетная оценка изменения размера провизий (резервов) в результате вносимых изменений и (или) дополнений в Методику расчета провизий (резервов), в тысячах тенге |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
Наименование ______________________ |
Адрес __________________________ |
Телефон | |
Адрес электронной почты _______________________________________ | |
Исполнитель ________________________ | ___________________ |
фамилия, имя и отчество (при его наличии) | подпись, телефон |
Первый руководитель или лицо, уполномоченное им на подписание отчета _________________ |
|
фамилия, имя и отчество (при его наличии) |
Приложение к форме информации о внесенных изменениях и (или) дополнениях в Методику расчета провизий (резервов) |
Пояснение по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных "Информация о внесенных изменениях и (или) дополнениях в Методику расчета провизий (резервов)"
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее пояснение (далее – Пояснение) определяет единые требования по заполнению формы "Информация о внесенных изменениях и (или) дополнениях в Методику расчета провизий (резервов)" (далее – Форма).
2. Форма заполняется банком (за исключением банка, являющегося национальным институтом развития, контрольный пакет акций которого принадлежит национальному управляющему холдингу) и организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, (далее – финансовая организация) при внесении изменений и (или) дополнений в Методику расчета провизий (резервов).
3. Единица измерения, используемая при заполнении Формы, устанавливается в тысячах тенге. Сумма менее пятисот тенге округляется до нуля, а сумма, равная пятистам тенге и выше, округляется до тысячи тенге.
4. Форму подписывают первый руководитель или лицо, уполномоченное им на подписание отчета и исполнитель.
Глава 2. Пояснение по заполнению Формы
5. При заполнении столбца 2 указывается структурный элемент Методики расчета провизий (резервов), в который вносятся изменения и (или) дополнения.
6. В столбце 3 указывается редакция структурного элемента Методики расчета провизий (резервов) до внесения изменений и (или) дополнений.
7. В столбце 4 указывается редакция структурного элемента Методики расчета провизий (резервов) после внесения изменений и (или) дополнений.
8. В столбце 5 указываются основания необходимости внесения изменений и (или) дополнений в Методику расчета провизий (резервов).
9. В столбце 6 указываются данные расчетных оценок изменения размера провизий (резервов) в результате вносимых в Методику расчета провизий (резервов) изменений и (или) дополнений.
Уведомление об отсутствии или наличии замечаний к Методике расчета провизий (резервов) и (или) изменениям и (или) дополнениям в Методику расчета провизий (резервов)
Сноска. Приложение 6 в редакции постановления Правления Национального Банка РК от 29.11.2019 № 230 (вводится в действие с 01.01.2020).
"___"____________ 20___ года | № ________ |
Уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций уведомляет Вас
_____________________________________________________________________________ (наименование финансовой организации) _____________________________________________________________________________ (место нахождения финансовой организации)
об отсутствии замечаний к Методике расчета провизий (резервов) и (или) изменениям и (или) дополнениям в Методику расчета провизий (резервов) | ☐ | |||
о наличии замечаний к Методике расчета провизий (резервов) и (или) изменениям и (или) дополнениям в Методику расчета провизий (резервов) согласно приведенной таблице | ☐ | |||
№ п/п | Номер структурного элемента | Редакция структурного элемента | Замечание | Срок устранения |
1. | ||||
2. | ||||
… |
Руководитель или заместитель первого руководителя уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций
_______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись)
Исполнитель___________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись, телефон)
Уведомление получил____________________________________________
_______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) сотрудника
финансовой организации, подпись, дата)
Уведомление отправлено финансовой организации
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
(наименование, дата, номер документа, подтверждающего факт
отправки и (или) получения)
Приложение к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 22 декабря 2017 года № 269 |
Перечень
некоторых постановлений Правления Национального Банка Республики Казахстан, признанных утратившими силу
1. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 февраля 2013 года № 65 "Об утверждении Правил создания провизий (резервов) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8670, опубликовано 17 октября 2013 года в газете "Казахстанская правда" № 295 (27569)).
2. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 декабря 2013 года № 289 "О внесении изменений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 февраля 2013 года № 65 "Об утверждении Правил создания провизий (резервов) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9387, опубликовано 22 мая 2014 года в информационно-правовой системе "Әділет").
3. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 июня 2016 года № 152 "О внесении изменений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 февраля 2013 года № 65 "Об утверждении Правил создания провизий (резервов) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14153, опубликовано 20 сентября 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет").