В соответствии с пунктом 2-2 статьи 54 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила по оценке тренажерных устройств имитации полета в гражданской авиации.
2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на бумажном носителе и в электронной форме на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, согласно подпунктам 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан |
Ж. Қасымбек |
Утверждены приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 4 июля 2017 года № 436 |
Правила по оценке тренажерных устройств имитации полета в гражданской авиации
Глава 1.Общие положения
1. Настоящие Правила по оценке тренажерных устройств имитации полета в гражданской авиации (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2-2 статьи 54 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" и определяют порядок оценки тренажерных устройств имитации полета в гражданской авиации.
2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
1) авиационный учебный центр (далее - АУЦ) – юридическое лицо, осуществляющее подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня авиационного персонала;
2) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;
3) оценка тренажерного устройства имитации полета в гражданской авиации – экспертиза, проводимая уполномоченным органом в сфере гражданской авиации для установления соответствия критериям, установленным для конкретного квалификационного уровня;
4) уровень адекватности – уровень реалистичности, установленный для каждой из определенных характеристик тренажерного устройства имитации полета;
5) квалификация – сочетание навыков, знаний и отношения к делу, необходимых для выполнения той или иной задачи в соответствии с установленным стандартом;
6) основное руководство по квалификационным испытаниям (сокращенная аббревиатура на английском языке MQTG (далее – MQTG)) – основной документ, который используется для оценки тренажерного устройства имитации полета, содержащий результаты испытаний первоначальной квалификационной оценки;
7) руководство по квалификационным испытаниям (сокращенная аббревиатура на английском языке – QTG (далее – QTG)) – основной справочный документ, используемый для квалификационной оценки тренажера, содержащий такие данные как, результаты испытаний, выводы о соответствии и другую информацию, позволяющую провести оценку;
8) валидационные испытания – испытания, с помощью которых параметры тренажерного устройства имитации полета можно сравнить с аналогичными техническими характеристикам соответствующего воздушного судна;
9) обновление – усовершенствование или расширение технических возможностей тренажерного устройства имитации полета, с целью сохранения существующего квалификационного уровня тренажерного устройства имитации полета;
10) профессиональная подготовка – первоначальная подготовка, переподготовка и поддержание профессионального уровня авиационного персонала;
11) приемочные испытания – испытания, с помощью которых параметры, определенные на тренажере, можно сравнить с соответствующими данными, подтверждающими эксплуатационную пригодность;
12) модификация – внесение изменений в авиационное изделие, без изменения типовой конструкции и не являющееся ремонтом;
13) эксплуатант тренажера – физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией тренажерных устройств имитации полета в гражданской авиации;
14) тренажерная подготовка – процесс профессиональной подготовки авиационного персонала, при прохождении которого обучаемый приобретает, поддерживает и совершенствует практические навыки и умения с помощью имитирующих устройств, утвержденных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации;
15) квалификационный уровень тренажерного устройства имитации полета – уровень технических возможностей тренажерного устройства имитации полета;
16) модернизация тренажерного устройства имитации полета – усовершенствование или расширение технических возможностей с целью повышения квалификационного уровня тренажерного устройства имитации полета;
17) тренажерное устройство имитации полета (сокращенная аббревиатура на английском языке FSTD (далее – FSTD)) – любой из следующих трех видов устройств, с помощью которого на земле имитируются условия полета:
тренажер, имитирующий условия полета, который обеспечивает точное воспроизведение кабины экипажа определенного типа воздушного судна, позволяющее имитировать реальные функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем управления, обычную для членов летного экипажа обстановку и летные характеристики данного типа воздушного судна;
тренажер для отработки техники пилотирования, который обеспечивает реальное воспроизведение обстановки в кабине экипажа и имитирует показания приборов, простые функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем, а также летно-технические характеристики воздушных судов определенного класса;
тренажер для основной подготовки к полетам по приборам, который оборудован соответствующими приборами и имитирует в кабине экипажа обстановку аналогичную полету воздушного судна по приборам;
18) характеристики тренажерного устройства имитации полета – описание параметров, которые используются для определения общих и технических требований;
19) эксплуатация тренажерного устройства имитации полета – все виды деятельности эксплуатанта тренажера, направленные на обеспечение процессов профессиональной подготовки соответствующего авиационного персонала и эксплуатационной годности тренажера.
3. В настоящих Правилах используются следующие сокращения:
1) CS-FSTD – Сертификационные спецификации тренажерных устройств имитации полета;
2) EASA – Европейское агентство по безопасности полетов;
3) FFS – полнопилотажный тренажер;
4) FTD – летный тренажер;
5) FNPT – летно-навигационный процедурный тренажер;
6) BITD – устройство обучения основным бортовым приборам;
7) FPTD – процедурное тренажерное устройство;
8) TDWS – рабочая программа по тренажерным устройствам;
9) МСС – взаимодействие в многочленном экипаже.
Глава 2. Порядок оценки тренажерных устройств имитации полета в гражданской авиации
4. Оценка тренажерных устройств имитации полета в гражданской авиации осуществляется для определения пригодности к эксплуатации в виде первоначальной, периодической и специальной оценки.
Первоначальная оценка тренажерных устройств имитации полета проводится при первичной установке тренажерного устройства на место эксплуатации.
Периодическая оценка тренажерных устройств имитации полета проводится ежегодно с целью удостоверения, что тренажер отвечает стандартным требованиям к его квалификационному уровню.
Специальная оценка тренажерных устройств имитации полета выполняется при:
существенном изменении аппаратного и (или) программного обеспечения тренажера, которые могут повлиять на качество управляемости тренажера и воспроизводимые на нем летно-технические характеристики или системы;
выявлении ситуации, свидетельствующей о том, что работа тренажера не отвечает стандартным требованиям, предъявлявшимся к нему при проведении первоначальной квалификационной оценки;
получении заявки о модернизации тренажера для получения более высокого квалификационного уровня;
перемещении на новое место;
смене владельца;
повторном введение в эксплуатацию после длительного периода (более одного года) отключения.
5. Для проведения первоначальной, периодической, специальной оценки эксплуатант тренажера представляет в уполномоченный орган заявку на проведение оценки тренажерного устройства имитации полета по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее - заявка). К заявке прилагаются следующие документы:
1) копии учредительных документов (устав, справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридические лица);
2) данные по инструкторскому персоналу и специалистам, осуществляющим обслуживание тренажерного устройства имитации полета;
3) для тренажера самолета перечень типов свидетельств пилотов, их квалификации, квалификационных отметок или видов подготовки, для которых используется оцениваемый FSTD согласно указанным в главе 4 части 1 тома 1 документа ИКАО 9625;
4) для тренажера вертолета перечень типов свидетельств пилотов, их квалификации, квалификационных отметок или видов подготовки, для которых используется оцениваемый FSTD согласно указанным в главе 4 части 1 тома 2 документа ИКАО 9625;
5) для тренажера самолета матрицу учебных задач в зависимости от вида подготовки, типа свидетельства, согласно главе 5 и Добавлению А части 1 тома 1 документа ИКАО 9625;
6) для тренажера вертолета матрицу учебных задач в зависимости от вида подготовки, типа свидетельства, согласно главе 5 и Добавлению А части 1 тома 2 документа ИКАО 9625;
7) для тренажера самолета моделируемые характеристики FSTD, согласно главе 6 части 1 тома 1 документа ИКАО 9625;
8) для тренажера вертолета моделируемые характеристики FSTD, согласно главе 6 части 1 тома 2 документа ИКАО 9625;
9) для тренажера самолета уровни адекватности моделируемых характеристик согласно главе 7 части 1 тома 1 документа ИКАО 9625;
10) для тренажера вертолета уровни адекватности моделируемых характеристик согласно главе 7 части 1 тома 2 документа ИКАО 9625;
Все документы заверяются печатью и подписью эксплуатанта тренажера или уполномоченного им лица.
6. Общий срок оценки тренажера не превышает 42 (сорок два) рабочих дня со дня регистрации заявки уполномоченным органом.
7. Уполномоченный орган рассматривает представленные документы в срок не более 21 (двадцати одного) рабочего дня с даты регистрации заявки.
8. В случае установления факта неполноты представленных документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, заявка подлежит возврату с указанием эксплуатанту тренажера причины возврата в срок не более 3 (трех) рабочих дней с момента регистрации.
9. Виды квалификационных уровней тренажерных устройств имитации полета предусмотрены в сертификационных спецификациях EASA CS-FSTD.
10. После рассмотрения заявки уполномоченным органом, в срок не более 25 (двадцати пяти) рабочих дней со дня регистрации, создается комиссия по проведению оценки тренажера (далее – комиссия).
11. В состав комиссии включаются специалисты, прошедшие обучение по оценке тренажеров, и пилоты-инструкторы, имеющие право выполнения полетов на типе самолета или вертолета, соответствующего тренажеру.
12. Все виды оценок тренажера осуществляются в соответствии со Стандартами оценки авиационных тренажеров, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
13. Приемочные испытания тренажера проводятся в процессе оценки и отражены в Таблице приемочных испытаний пилотажных тренажеров согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
14. Все испытаний и оценка тренажера проводятся согласно критериям, представленным в Документе ИКАО 9625 "Руководство по критериям квалификационной оценки тренажерных устройств имитации полета".
15. По окончании оценки тренажера уполномоченный орган в срок не более 10 (десяти) рабочих дней составляет заключение по результатам оценки (далее – Заключение) по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
16. Заключение тренажера составляется в двух экземплярах с указанием выводов и рекомендаций, и подписывается всеми членами комиссии.
17. На основании положительного Заключения, уполномоченный орган в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания Заключения, выдает сертификат соответствия тренажера (далее – Сертификат).
18. Сертификат выдается сроком на 1 год по форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
19. На основании отрицательного Заключения уполномоченный орган в течение 3 (трех) рабочих дней с даты подписания Заключения направляет эксплуатанту тренажера письмо, с обоснованием причин отказа.
Глава 3. Заключительные положения
20. В случае изменения наименования или организационно-правовой формы эксплуатанта, эксплуатант направляет в уполномоченный орган заявку на замену Сертификата с приложением документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Уполномоченный орган рассматривает представленные документы эксплуатанта 15 (пятнадцать) рабочих дней, по итогам которого выдает новый Сертификат без проведения оценки тренажерных устройств.
При этом ранее выданный Сертификат подлежит возврату в уполномоченный орган и уничтожению согласно акту уничтожения в произвольной форме с указанием способа его уничтожения.
Приложение 1 к Правилам по оценке тренажерных устройств имитации полета в гражданской авиации |
|
Форма |
Заявка
на проведение оценки тренажерного устройства имитации полета
_______________________________________________________________
(наименование АУЦ, организации, структурного подразделения)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Просит провести оценку тренажерного устройства имитации полета (с указанием).
маркировочный номер тренажера:
тип и серия моделируемого воздушного судна:
последняя версия аэродинамических данных:
тип двигателя и последняя версия его данных:
последняя версия данных о системе управления воздушного судна:
маркировочные данные тех систем радиоэлектронного оборудования, модификация
которых отражается на возможности использования тренажера для подготовки и периодических проверок членов летных экипажей:
тип тренажера и его изготовитель:
дата изготовления тренажера:
маркировка вычислителей, применяемых в тренажере:
тип системы визуализации и ее изготовитель:
тип системы подвижности и ее изготовитель.
3. Сведения об организации:
1) форма собственности
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2) справка о государственной регистрации
________________________________________________________________________________
(номер, кем и когда выдано)
3) юридический (почтовый) адреса и другие реквизиты
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4) телефон/факс, электронная почта
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Прилагаемые документы __________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
"___" _____________ 20 ___года.
Руководитель организаций гражданской авиаций ___________________________
(Ф.И.О. (при его наличии) должность) (подпись)
М.П.
Приложение 2 к Правилам по оценке тренажерных устройств имитации полета в гражданской авиации |
Стандарты оценки авиационных тренажеров
Стандарты оценки авиационных тренажеров | Категории авиационных тренажеров | Примечание | ||||
Основы | C | D | FTD | FNPT II | FNPT II MCC | |
1. Общие положения |
2. Автоматы защиты сети, работа с которыми предусмотрена порядком действий экипажа в кабине и/или приводит к срабатыванию видимых экипажем сигнализаторов, размещены и функционируют точно так же, как на ВС |
3. Влияние изменений аэродинамических характеристик при различных сочетаниях лобового сопротивления и тяги, встречающихся в нормальном полете, соответствует наблюдаемому в условиях реального полета, в том числе влиянию изменений пространственного положению ВС, тяги, лобового сопротивления, высоты, температуры, полетной массы, положения центра тяжести и конфигурации. |
4. Связное и навигационное оборудование, а также системы предупреждающей и аварийной сигнализации соответствуют установленным на ВС эксплуатанта тренажера и функционируют в пределах допусков, предусмотренных для применяемого бортового оборудования | Представляются численные значения. |
5. Дополнительно к рабочим местам членов летного экипажа имеются два кресла для инструктора / наблюдателя и инспектора – представителя регламентирующего полномочного органа. Полномочные органы рассматривают различные возможности, удовлетворяющие этому требованию, на основе использования разных вариантов одной и той же кабины летного экипажа. Эти кресла должны обеспечивать надлежащую видимость приборной доски пилотов и их лобовых стекол. Кресла наблюдателей не обязательно должны быть точными аналогами соответствующих кресел ВС, но они должны быть оснащены принудительными ограничивающими устройствами, аналогичными ВС |
6. Системы тренажера должны: моделировать работу применяемых на ВС систем как на земле, так и в полете; сохранять работоспособность при применении тренажера для выполнения соответствующих эксплуатационных процедур в нормальных условиях, особых и аварийных полетных ситуациях |
7. Органы управления, расположенные на рабочем месте инструктора, позволяют оператору управлять всеми переменными необходимых систем и переводить бортовые системы в особые или аварийные ситуации работы |
При необходимости, в целях улучшения процесса обучения и тренировки, должны быть следующие опции: |
8. Управляющие усилия и перемещения рычагов управления соответствуют имеющим место на моделируемом ВС. При одинаковых режимах полета управляющие усилия должны быть такими же, как на ВС |
9. Звуки в кабина летного экипажа, имеющие значение для пилотов и вызванные их действиями, соответствуют тем, которые слышны на ВС |
10. Воспроизводятся звуки, создаваемые атмосферными осадками, стеклоочистителями, и другие значимые шумы ВС, воспринимаемые пилотами в обычных полетах, и воспроизводится звуковая картина разрушения ВС в случае моделирования приземления с параметрами выходящими за ограничения | Требуется заявление о соответствии (SOC) и проведение испытаний на правильность воспроизведения шумов и звуков, создаваемых ВС или его системами. |
11. Реалистически воспроизводится амплитуда и частота звуков и шумов в кабине летного экипажа, включая звуки, создаваемые атмосферными осадками, стеклоочистителями, двигателем и планером. Указанные звуки скоординированы с моделируемыми погодными условиями | Требуется заявление о соответствии (SOC) и проведение испытаний. |
14. Моделирование бокового ветра соответствует условиям эксплуатации, и у инструктора имеются задатчики скорости и направления ветра. | Требуется заявление на соответствие (SOC) |
16. Динамические характеристики проявления отказов тормозов и пневматиков (включая отказы анти-юзовых устройств), а также снижение эффективности торможения из-за нагрева тормозов соответствуют реальным данным, полученным на ВС. | Требуется заявление на соответствие (SOC). Для оценки снижения эффективности торможения из-за нагрева тормозов требуется проведение испытаний. |
17. Имеются средства быстрой и эффективной проверки программного и аппаратного обеспечения тренажера. Они могут включать автоматизированную систему, способную выполнить по крайней мере часть испытаний, указанных в MQTG. | Требуется заявление на соответствие (SOC) |
18. Производительность, точность, разрешающая способность и динамические характеристики вычислителя тренажера достаточны для получения желаемого квалификационного уровня. | Требуется заявление на соответствие (SOC) |
20. Реакция системы визуализации хорошо согласуется с реакцией приборов в кабине летного экипажа и с первоначальной реакцией системы подвижности, что обеспечивает интегральное сенсорное восприятие движения. Указанные системы реагируют на резкие управляющие воздействия пилота в каналах тангажа, крена и рыскания с запаздыванием, не превышающим 150 миллисекунд, но не раньше, чем в тех же условиях реагировал бы на них само ВС. Запаздывание изменений в индицируемой визуальной обстановке, вызванных стационарными возмущениями, находится в пределах 150-миллисекундного допуска на динамическое запаздывание в системе. При этом изменения не происходят раньше, чем начинается движение, вызванное действием возмущений. В испытаниях, проводимых для оценки соответствия данным требованиям, следует предусмотреть одновременную регистрацию аналогового сигнала перемещения ручки управления пилота, штурвала и педалей, сигнала акселерометра, установленного на платформе системы воспроизведения движения вблизи кресел пилотов, выходного сигнала, подаваемого на экранный индикатор системы визуализации (с учетом запаздываний в ее аналоговых элементах), и выходного сигнала, подаваемого на индикатор пространственного положения ВС. Можно провести и эквивалентные испытания, одобренные регламентирующими полномочными органами. Результаты испытаний, регистрирующие реакцию тренажера, даются в сопоставлении с данными соответствующей реакции реального ВС во взлетной, крейсерской и посадочной конфигурациях. Цель этого – подтвердить, что транспортные задержки, или временные запаздывания, не превышают 150 миллисекунд и что ощущение движения и восприятие визуальной обстановки соответствуют действительной реакции ВС. В качестве датчика реакции ВС предпочтительно использовать акселерометр, измеряющий ускорение действующее вдоль соответствующей оси вращения. В качестве альтернативного метода демонстрации того, что запаздывание в системе тренажера не превышает 150 миллисекунд, можно использовать испытания, целью которых является измерение транспортных задержек. В ходе таких испытаний измеряются все задержки ступенчатого сигнала при его последовательного прохождения от рычага управления пилота через электронное оборудование системы загрузки, аппаратуру сопряжения со всеми модулями программного обеспечения тренажера с учетом их правильной последовательности, для чего используется протокол установления связи, и, наконец, через выходные устройства сопряжения с системами подвижности и визуализации, а также приборными досками. В качестве регистрируемого момента начала отсчета времени, следует использовать момент приложения пилотом входного управляющего воздействия. Режим испытаний обеспечивает нормальный интервал времени, необходимый для выполнения вычислений, и не изменяет потоки информации через систему аппаратного и программного обеспечения. В данных условиях транспортная задержка системы – это время между подачей управляющего входного сигнала и реакцией отдельных аппаратных устройств. Для каждой оси задержку нужно измерить только один раз. |
Требуется заявление на соответствие (SOC) |
21. Моделирование аэродинамических характеристик осуществляется на основе данных летных испытаний, полученных от изготовителя ВС. Для ВС, получивших первоначальный сертификат типа после июня 1980 года, такое моделирование включает воспроизведение следующих влияний: земли, при горизонтальном полете на малых высотах, числа М при полете на больших высотах, обледенение планера, нормальной и реверсивной тяги на управляющие плоскости, аэроупругости, а также воспроизведение аэродинамических нелинейностей, вызванных скольжением. |
Требуется заявление на соответствие (SOC) |
22. При моделировании учитывается влияние реверса тяги на путевое управление через аэродинамические характеристики и силы реакции земли. |
Требуется заявление на соответствие (SOC) и демонстрация влияния обледенения. |
23. Предусмотрена самопроверка аппаратного и программного обеспечения тренажера, позволяющая оценить соответствие его характеристик данным, полученным во время испытаний. В материале, содержащим данные о результатам проверки, должны быть указаны следующие параметры: Номер тренажера, дата, время, условия, допуски и графики изменения соответствующих зависимых переменных в сопоставлении с данными ВС. Поощряется автоматическое формирование предупреждающей флажковой сигнализации "вне допуска" при выходе характеристик стенда за установленные ограничения. |
Требуется заявление на соответствие (SOC) и проведение испытаний. |
24. Предусмотрено получение распечаток результатов диагностики неисправностей тренажера, позволяющих оценить соответствие требованиям, изложенным в инструктивном материале по отказам элементов тренажера. Такие распечатки хранятся до следующей периодической оценки тренажера как раздел журнала ежедневной регистрации неисправностей. |
Требуется заявление на соответствие (SOC) и проведение испытаний. Для тренажеров, заказанных до 1992 года и получивших квалификационную категорию "С" в соответствии с другим документом, одобренным КГА, система автотестирования может не потребоваться. |
25. После каждой модификации ВС своевременно проводится соответствующая доработка аппаратного и программного обеспечения тренажера |
26. Каждый день предполетная документация вносится в журнал ежедневной регистрации работы тренажера или хранится в легко доступном для просмотра месте |
2. Системы подвижности |
|
2. Система подвижности обеспечивает получение ощущений, по крайней мере эквивалентных тем, которые создаются синергической системой на основе шести-степенной подвижной платформы. |
3. Предусмотрена средства регистрации подвижности платформы для сопоставления с данными ВС. |
5. Воспроизведение характерных видов тряски в зависимости от условий полета ВС, которые могут ощущаться в кабине летного экипажа (например, при высокой скорости, при выпущенных шасси, закрылках, развороте носового колеса при рулении, сваливании). В программном и аппаратном обеспечении тренажера должны быть предусмотрены средства регистрации характерных режимов тряски для их сравнения с данными ВС. Данные ВС необходимы также для определения реакции в кабине экипажа на атмосферные возмущения. Для этой цели приемлемы общепринятые модели возмущений, позволяющие продемонстрировать довольно хорошее приближение к результатам летных испытаний. Требуется проведение испытаний с регистрацией результатов, позволяющей сравнить отношение амплитуд на различных частотах. |
|
Требуется заявление на соответствие (SOC) и проведение испытаний. |
3. Системы визуализации |
|
|
|
|
2. На каждом кресле пилота обеспечивается непрерывное поле зрения с минимальными коллимационными потерями, горизонтальным сектором обзора 180 градусов и вертикальным сектором обзора 40 градусов. Должна быть обеспечена возможность одновременной работы систем визуализации на рабочих местах обоих пилотов. |
Для FNPTIIMCC горизонтальный сектор обзора 45 градусов и вертикальный сектор обзора 30 градусов. |
3. Предусмотрены средства регистрации времени реагирования системы визуализации. |
5. Воспроизводятся визуальные ориентиры, позволяющие оценить скорость снижения и высоту при взлете и посадке. |
6. Методики проверок позволяют быстро подтвердить правильность работы системы визуализации в отношении цветопередачи, фокусировки дальности видимости на ВПП, яркости, воспроизведения уровня горизонта и пространственного положения по сравнению с индицируемым на авиагоризонте тренажера. |
7. Воспроизводится видимая картина при сумеречном освещении, позволяющая определить видимый горизонт и типичные участки местности – поля, дороги, водные бассейны. |
Требуется заявление на соответствие (SOC) и проведение испытаний. |
8. Обеспечивается минимум десять уровней затемнения. Данная возможность демонстрируется в каждом канале путем воспроизведения визуальной картины. |
Требуется заявление на соответствие (SOC) и проведение испытаний. |
9. Разрешающая способность в плоскости изображения демонстрируется путем показа тестовой картины, состоящей из объектов, видимые угловые размеры которых, отсчитываемые из точки на уровне глаз пилота, составляют три угловые минуты. Угловой размер объектов следует подтвердить расчетами приведенными в заявлении о соответствии. | В тех случаях, когда в тренажере категории "С" используется система формирования только ночного или сумеречного изображения, данное испытание не производится. |
10. Размер световых точек, который не должен превышать шесть угловых минут, определяется на тестовой картине, состоящей из одного их ряда, причем расстояние между точками уменьшаются до тех пор, пока они почти не сливаются. Угловой размер ряда из 40 огней равен 4 градусам или менее. | Изложенное в данном пункте, эквивалентная разрешающая способность воспроизведения световых точек должна быть равна трем угловым минутам. |
11. Контрастность световых точек – не менее 25 к 1, если сравнивать с прилегающим фоном квадрата из световых точек, угловой размер которого по меньшей мере равен одному градусу (то есть отдельные точки едва различимы). |
Приложение 3 к Правилам по оценке тренажерных устройств имитации полета в гражданской авиации |
Таблица приемочных испытаний пилотажных тренажеров
Испытания | Допуск | Режим полета | Категории пилотажных тренажеров | Замечания | ||||
C | D | FTD | FNPT II | FNPT II MCC | ||||
±0,9 (3 фут) или ±20% по радиусу разворота ВС | Земля/взлет | Нанесите на график радиусы разворота как основных колес, так и носового колеса шасси. Укажите данные по неиспользованию тормозов и минимальной тяги, за исключением ВС, требующих несимметричной тяги или торможения для выполнения разворота. |
Угловая скорость разворота в зависимости от угла рукоятки управления поворотом носового колеса (NWA) | ±10% или ±2°/с по угловой скорости разворота | Земля/взлет | Нанесите на график минимум две скорости, превышающие скорость минимального радиуса разворота, с различием по крайней мере в 5 узлов. |
2) Взлет | ±5% по времени и дистанции или ±5% по времени и ±61м (200 фут) по дистанции | Земля/взлет | Время разгона и дистанцию следует регистрировать минимум для 80% полного времени от момента отпускания тормозов до скорости подъема носовой стойки шасси (Vr) |
Минимальная эволютивная скорость разбега (Vmcg), использование аэродинамических органов управления только в связи с применимым требованием летной годности или малой скоростью, характеристики управляемости ВС на земле с неработающем двигателем. | ±25% по максимальному боковому отклонению ВС или ±1,5 м (5 фут) | Земля/взлет | Скорость при отказе двигателя должна быть в пределах ±1 узла от скорости ВС при отказе двигателя. Падение тяги двигателя должно соответствовать данным математической модели для варианта двигателя, применимым к испытываемому тренажеру. Если математическая модель варианта двигателя не соответствует двигателю, прошедшему летные испытания у изготовителя ВС, тогда может быть выполнено дополнительное испытание при тех же начальных условиях с использованием в качестве управляющего параметра величины тяги на основе данных летных испытаний. Для ВС с обратимыми системами управления полетом должна также строиться зависимость усилия на педали управления рулем направления ±10% или ±2,2 даН (5 фунтов). |
Минимальная скорость отрыва (Vmu) или эквивалент, определяемый изготовителем самолета ВС. | ±3 узла по воздушной скорости ±1,5° по тангажу | Земля/взлет | Vmu определяется как скорость, при которой последняя основная стойка шасси отрывается от земли. Следует регистрировать сигнал обжатия основной стойки шасси или эквивалентный сигнал о нахождении ВС в воздухе / на земле. Регистрация как минимум должна выполнятся от скорости 10 узлов до начала подъема стойки шасси. Входной сигнал на руль высоты должен точно соответствовать данным ВС. |
Нормальный взлет. |
±3 узла по воздушной скорости | Земля/взлет | Регистрировать профиль взлета от момента отпускания тормозов, по крайней мере до 61м (200 фут) над уровнем земли. Для ВС с обратимыми системами управления полетом должна также строится зависимость продольного усилия на штурвале (+10% или 2,2 даН (5 фунтов)) . |
Отказ критического двигателя на взлете. |
±3 узла по воздушной скорости | Земля/взлет и первый участок набора высоты |
Регистрировать профиль взлета по крайней мере до высоты 61м (200 фут) над уровнем земли. Скорость при отказе двигателя бфть в пределах +3 узла от данных ВС. Выполняйте испытание при массе, близкой к максимальной сертифицированной взлетной массе. Для ВС с обратимыми системами управления полетом должна также строится зависимость продольного усилия на штурвале (+10% или 2,2 даН (5 фунтов)), усилия на штурвале управления (+10% или ±1,3 даН (3 фунта)), усилия на педалях управления рулем направления (+10% или 2,2 даН (5 фунтов)). |
Взлет при боковом ветре. |
±3 узла по воздушной скорости | Земля/взлет и первый участок набора высоты |
Регистрировать профиль взлета по крайней мере до высоты 61м (200 фут) над уровнем земли. Требуются данные испытаний, включая профиль ветра, для составляющей бокового ветра по крайней мере 20 узлов или максимального продемонстрированного бокового ветра, если такие данные имеются. Для ВС с обратимыми системами управления полетом должна также строится зависимость продольного усилия на штурвале (+10% или 2,2 даН (5 фунтов)), усилия на штурвале управления (+10% или ±1,3 даН (3 фунта)), усилия на педалях управления рулем направления (+10% или 2,2 даН (5 фунтов)). |
Прерванный взлет |
±5% по времени или ±1,5с | Земля/взлет | Регистрировать при значении массы, близкой к максимальной сертифицированной взлетной массе ВС. Максимальное усилие торможения соответствует автоматическому или ручному режиму. Параметры времени и дистанции следует регистрировать от момента отпускания тормозов до полной остановки. |
Динамический отказ двигателя после взлета. | ±20% от угловых скоростей ВС | Первый участок набора высоты |
|
Набор высоты на втором участке с одним неработающем двигателем |
±3 узла по воздушной скорости | Второй участок набора высоты | Для данных летных испытаний может использоваться полный градиент набора высоты, определенный изготовителем, а вертикальная скорость набора высоты не может быть меньше значений, указанных в руководстве по летной эксплуатации. Выполняйте испытания в условиях ограничения по WAT (Вес, высота и температура). Может выполняться кратковременное испытание. |
Набор высоты при полете по маршруту с одним неработающем двигателем |
±10% по времени | Набор высоты при полете по маршруту | Могут использоваться одобренные данные характеристик в режиме ручного пилотирования. Выполните испытание на участке по крайней мере 1550 м (5000 фут). |
Набор высоты в посадочной конфигурации с одним неработающем двигателем для ВС с учетом обледенения, если это требуется в руководстве по летной эксплуатации ВС. |
±3 узла по воздушной скорости | Набор высоты в посадочной конфигурации с одним неработающем двигателем. | Для данных летных испытаний может использоваться полный градиент набора высоты, определенный изготовителем. Может выполнятся кратковременное испытание. Выполняйте испытание при значении массы, близкой к максимальной сертифицированной посадочной массе. |
Разгон и торможение в горизонтальном полете | ±5% повремени | Крейсерский режим | Минимальное изменение скорости 50 узлов |
Время и дистанция торможения, обратная тяга, без колесных тормозов, сухая ВПП |
±5% по времени и меньше | Посадка | Следует регистрировать время и дистанцию по крайней мере для 80% общего времени от начала обратной тяги до прямой тяги режима малого газа. Требуются значения массы ВС для средней, малой величины и величины близкой к максимальной сертифицированной посадочной массе. Для условий средней и малой массы могут использоваться расчетные конструктивные характеристики. |
Дистанция торможения до полной остановки, колесные тормоза, мокрая ВПП | ±10% или ±61 м (200 фут) по дистанции | Посадка | В случае наличия должны использоваться данные изложенные в руководстве по летной эксплуатации ВС. |
Дистанция торможения до полной остановки, колесные тормоза, обледеневшая ВПП | ±10% или ±61 м (200 фут) по дистанции | Посадка | В случае наличия должны использоваться данные изложенные в руководстве по летной эксплуатации ВС. |
6) Двигатели |
+10% Т | Заход на посадку или посадка | Tt = полное время от Т1 до 90% мощности ухода на второй круг. Критический параметр двигателя, который следует рассматривать как величину мощности двигателя (N1, N2, EPR и т.д.). Постройте зависимость изменения мощности двигателя от полетного малого газа до мощности режима ухода на второй круг при быстром перемещении РУД. |
Снижение оборотов двигателя |
±10% Т | Земля/взлет | Tt = полное время от Т1 до 90% падения максимальной взлетной мощности. Постройте зависимость от максимальной взлетной мощности до 90% падения максимальной взлетной мощности при быстром перемещении РУД. |
Калибровка положения штурвала в зависимости от усилия и положения поверхности управления |
±0,9 даН (2 фунта) по усилию страгивания | Земля (подтвержденный полетными данными режим) |
Не прерываемая перекладка управления до упоров. Должна подтверждаться полетными данными, полученными в результате испытаний, таких как, балансировка ВС с одним неработающем двигателем, установившийся режим бокового скольжения и т.д. Статические и динамические испытания управления полетом следует выполнять при идентичных величинах загрузки или скоростного напора. |
Калибровка положения педалей управления рулем направления в зависимости от усилия и положения поверхности управления |
±2,2 даН (5 фунтов) по усилию страгивания | Земля (подтвержденный полетными данными режим) | Не прерываемая перекладка управления до упоров. Должна подтверждаться полетными данными, полученными в результате испытаний, таких как, балансировка ВС с одним неработающем двигателем, установившийся режим бокового скольжения и т.д. Статические и динамические испытания управления полетом следует выполнять при идентичных величинах загрузки или скоростного напора. |
Калибровка усилия и положения органа управления носовым колесом |
±0,9 даН (2 фунта) по усилию страгивания | Земля |
Не прерываемая перекладка управления до упоров. |
Калибровка управления педалями руля направления |
±2° по углу рукоятки управления поворотом носового колеса | Земля |
Не прерываемая перекладка управления до упоров. |
Калибровка балансировки по тангажу: данные указателя в сравнении с вычисленными значениями |
±0,5° по углу балансировки, определенного компьютером | Земля и уход на второй круг | Угловая скорость балансировки должна проверятся при основной задаваемой пилотом угловой скорости балансировки и автопилотом или основной задаваемой пилотом угловой скорости балансировки в полете на режимах ухода на второй круг. |
Управление по крену |
±10% по времени для первого нулевого пересечения и 10% для последующего периода, | Взлет, крейсерский режим и посадка |
Следует обеспечить данные для обычных отклонений рычагов управления в обоих направлениях (приблизительно 25-50% от полного перемещения). |
Управление по рысканию |
±10% по времени для первого нулевого пересечения и 10% для последующего периода, | Взлет, крейсерский режим и посадка | Следует обеспечить данные для обычных отклонений рычагов управления в обоих направлениях (приблизительно 25-50% от полного перемещения). |
Небольшие отклонения рычагов управления | ±20% по угловым скоростям фюзеляжа | Крейсерский режим и заход на посадку | Небольшие отклонения рычагов управления определяются в размере 5% от полного диапазона отклонения. |
Динамика при изменении положения закрылков |
±3 узла по воздушной скорости | От второго до третьего участка набора высоты и от захода на посадку до посадки | Зависимость по времени неуправляемой свободной реакции для приращении времени, равного по крайней мере 5 с перед началом изменения реконфигурации, +15 с до завершения изменения реконфигурации. Третий участок начальная уборка закрылков после взлета. ВС с искусственно улучшенными пилотажными характеристиками: испытание в нормальном и особом состояниях системы управления. |
Динамика изменения положения интерцептора/воздушного тормоза |
±3 узла по воздушной скорости | Крейсерский режим | Зависимость по времени неуправляемой свободной реакции для приращении времени, равного по крайней мере 5 с перед началом изменения конфигурации, +15 с до завершения изменения конфигурации. Результаты требуются как для выпущенного, так и убранного положения таких устройств. ВС с искусственно улучшенными пилотажными характеристиками: испытание в нормальном и особом состояниях системы управления. |
Динамика изменения положения шасси |
±3 узла по воздушной скорости | От первого до второго участка набора высоты и от захода на посадку до посадки | Зависимость по времени неуправляемой свободной реакции для приращении времени, равного по крайней мере 5 с перед началом изменения конфигурации, +15 с до завершения изменения конфигурации. ВС с искусственно улучшенными пилотажными характеристиками: испытание в нормальном и особом состояниях системы управления. |
Время выпуска / уборка шасси и закрылков / предкрылков | ±1 с или ±10% по времени | Взлет и заход на посадку (с нагрузками от воздушного потока) | Нормальные и дублирующие системы управления закрылками – данные для выпуска и уборки. Нормальная система управления шасси – данные для выпуска и уборки. Дублирующая система управления шасси – данные только для выпуска. Все данные представляются для полного диапазона перемещения (время для достижения промежуточного положения не требуется). Приемлемы табличные данные для серийных ВС. |
Продольная балансировка |
±1° по управлению тангажом (руль высоты и стабилизатор) | Крейсерский режим, заход на посадку и посадка |
Может выполнятся серия кратковременных испытаний. |
Устойчивость продольного маневрирования (градиент усилий на ручке управления по перегрузке) | ±2,2 даН (5 фунтов) или ±10% по продольному усилию на штурвале или от эквивалентной поверхности | Крейсерский режим, заход на посадку и посадка | Испытание с креном приблизительно 20° и 30° в конфигурациях захода на посадку и посадки. Испытание с креном приблизительно 20°, 30° и 45° в крейсерской конфигурации. Может выполняться серия кратковременных испытаний. ВС с искусственно улучшенными пилотажными характеристиками: испытание в нормальном и особом состояниях системы управления. |
Продольная статическая устойчивость | ±2,2 даН (5 фунтов) или ±10% по продольному усилию на штурвале или от эквивалентной поверхности | Заход на посадку |
Данные по крайней мере для двух значений скоростей выше и двух значений скоростей ниже балансировочной скорости. Может выполняться серия кратковременных испытаний. |
Скорости срабатывания автомата тряски колонки штурвала, бафтинга самолета ВС, сваливания |
±3 узла по воздушной скорости | Второй участок набора высоты | Следует регистрировать сигнал предупреждения о приближении к сваливанию и он должен точно соответствовать режиму сваливания. ВС, проявляющие резкое изменение углового положения по тангажу или резкое уменьшение перегрузки, должны демонстрировать эту характеристику. Для ВС с обратимыми системами управления полетом должна также строиться зависимость изменения продольного усилия на колонке штурвала (±10% или 2,2 даН(5 фунтов)) ВС с искусственно улучшенными пилотажными характеристиками: испытание в нормальном и особом состояниях системы управления. |
Динамика фугоидного движения |
±10% по периоду | Крейсерский режим |
В испытание следует включать три полных цикла ил то количество, которое необходимо для определения времени уменьшения вдвое или удвоения амплитуды в зависимости от того, что меньше. |
Короткопериодические колебания |
±1,5° по тангажу или ±2°/с по угловой скорости тангажа | Крейсерский режим | ВС с искусственно улучшенными пилотажными характеристиками: испытание в нормальном и особом состояниях системы управления. |
4) Боковое движение | ±3 узла по воздушной скорости | Взлет или посадка (в зависимости от того, что является наиболее критическим для самолета ВС) | Vmc (минимальная эволютивная скорость в воздухе) или Vmcl (минимальная эволютивная скорость захода на посадку) могут определяться ограничением по характеристикам или управлению, что препятствует демонстрации скорости Vmc или Vmcl обычным способом. ВС с искусственно улучшенными пилотажными характеристиками: испытание в нормальном или особом состояниях системы управления. |
Чувствительность по крену (угловая скорость) | ±10% или ±2°/с по угловой скорости крена | Крейсерский режим и заход на посадку или посадка | Испытание с нормальным отклонением штурвала (около 30% максимального отклонения штурвала). Для ВС с обратимыми системами управления полетом должна также строиться зависимость усилия на колонке штурвала (±10% или 2,2 даН(5 фунтов)) |
Ступенчатый входной сигнал от установленной в кабине экипажа ручки управления по крену | ±10% или ±2% по угловой скорости крена | Заход на посадку и посадка | ВС с искусственно улучшенными пилотажными характеристиками: испытание в нормальном и особом состояниях системы управления. |
Спиральная устойчивость | Правильная тенденция и ±2° или ±10% по крену за 20с | Крейсерский режим | Могут использоваться данные по ВС, усредненные на основе многократных испытаний. Испытания в обоих направлениях. ВС с искусственно улучшенными пилотажными характеристиками: испытание в особом состоянии и системы управления. |
Балансировка самолета ВСс неработающем двигателем |
±1° по углу руля направления или | Второй участок набора высоты и заход на посадку или посадка | Могут выполняться кратковременные испытания. |
Эффективность руля направления | ±2°/с или ±10% по угловой скорости рыскания | Заход на посадку и посадка | Испытание выполняется с включенной и выключенной системой автостабилизации. Испытание при воздействии ступенчатого входного сигнала при отклонении педалей управления руля направлении приблизительно на 25% от полного диапазона. ВС с искусственно улучшенными пилотажными характеристиками: испытание в нормальном и особом состояниях системы управления. |
Связанные колебания крена и рыскания типа "Голландский шаг" (демпфер рысканиявыключен) |
±0,5с или ±10% по периоду | Крейсерский режим и заход на посадку или посадка | Испытания выполняются по крайней мере для шести циклов с выключенной системой автостабилизации. ВС с искусственно улучшенными пилотажными характеристиками: испытание в нормальном и особом состояниях системы управления. |
Устойчивое скольжение |
Для данного положения руля направления | Заход на посадку и посадка | Может выполняться серия кратковременных испытаний с использованием по крайней мере двух положений руля направления (в каждом направлении для винтовых ВС). Для ВС с обратимыми системами управления полетом должна также строиться зависимость усилия на штурвале управления (±10% или 1,3 даН(3 фунта)) и усилия на педали управления рулем направления (±10% или 2,2 даН(5 фунтов)). |
Посадка с минимальным углом выпуска закрылков / с убранными закрылками |
±3 узла по воздушной скорости | Минимальная сертифицированная посадочная конфигурация закрылков | Испытание выполняется с высоты минимум 61м (200 фут) над уровнем земли до касания ВПП носовым колесом. Опускание носового колеса на ВПП может быть показано как отдельный участок с момента касания ВПП колесами основных стоек шасси. Должны быть показаны данные для массы, близкой к максимально сертифицированной посадочной массе ВС. Для ВС с обратимыми системами управления полетом должна быть показана продольная зависимость усилия на штурвале управления (±10% или 2,2 даН(5 фунтов)). |
Посадка при боковом ветре |
±3 узла по воздушной скорости | Посадка | Испытание выполняется с высоты минимум 61м (200 фут) над уровнем земли до снижения на 50% скорости касания ВПП колесами основных стоек шасси. Требуются данные испытаний, включая профиль ветра, для составляющей бокового ветра по крайней мере 20 узлов или, если такие сведения имеются, для максимального продемонстрированного бокового ветра. Для ВС с обратимыми системами управления полетом должна быть построена продольная зависимость усилия на штурвале управления (±10% или 1,3 даН(3 фунта)) и усилия на педали управления рулем направления (±10% или 2,2 даН(5 фунтов)). |
Посадка с одним неработающем двигателем |
±3 узла по воздушной скорости | Посадка | Испытание выполняется с высоты минимум 61м (200 фут) над уровнем земли до снижения на 50% скорости касания ВПП колесами основных стоек шасси. |
Автоматическая посадка (если применимо) |
±1,5м (5 фут) по высоте выравнивания | Посадка | Это испытание проводится не вместо испытания влияния земли. Постройте зависимость бокового отклонения от касания ВПП до отключения автопилота. Т1 – продолжительность выравнивания. |
Уход на второй круг |
±3 узла по воздушной скорости | Уход на второй круг | Уход на второй круг с неработающем двигателем, требуется выполнить с массой ВС, близкой к значению максимальной сертифицированной посадочной массы, с неработающим критическим(и) двигателем(ми). Должен быть продемонстрирован нормальный уход на второй круг со всеми работающими двигателями и с включенным автопилотом (если применимо) при средних значениях значения массы ВС. ВС с искусственно улучшенными пилотажными характеристиками: испытание в нормальном и особом состояниях системы управления |
Путевое управление (эффективность руля направления) с обратной тягой (симметричной и несимметричной) |
±5 узлов по воздушной скорости | Посадка | Требуются данные испытания ВС. Однако в крайнем случае для справочных данных могут использоваться технические данные тренажера изготовителя ВС. ВС с продемонстрированной минимальной скоростью, связанной с эффективностью руля направления-5 узлов. Для других ВС необходимо выполнить испытание для подтверждения того, что тренажер соответствует условиям, продемонстрированным изготовителем ВС. |
7) Снижение эффективности тормозов | Отсутствует | Взлет или посадка | Требуется заявление о соответствии. Испытание должно показать снижение эффективности торможение из-за нагрева тормозов, основанное на относящихся к ВС данных. |
8) Сдвиг ветра | Отсутствует | Взлет или посадка | Требуются модели сдвига ветра, которые обеспечат подготовку для достижения определенного мастерства, необходимого для распознавания явления сдвига ветра и выполнения маневров выхода из него. |
9) Функции защиты области режимов полета и безопасного маневрирования |
±5 узлов по воздушной скорости | Крейсерский режим | Требования этого пункта применяются только к ВС с искусственно улучшенными пилотажными характеристиками. Необходимы результаты зависимости по времени реакции тренажера на управляющие входные сигналы при вхождении в зону ограничений, предусмотренных для защиты области режимов полета. Должны быть представлены данные летных испытаний для нормальных и особых состояний системы управления. |
Минимальная скорость |
±3 узла по воздушной скорости | Взлет, крейсерский режим и заход на посадку или посадка |
Перегрузка |
±0,1g по нормальной перегрузке | Взлет, крейсерский режим |
Угол тангажа | ±1,5° по тангажу | Крейсерский режим, уход на второй круг |
Угол крена |
±2° или ±10% по углу крена | Заход на посадку |
Угол атаки |
±1,5° по углу атаки | Второй участок и заход на посадку или посадка |
2) Балансировка опор | Как определено эксплуатантом тренажера для квалификационной оценки тренажера | Не применяется | Требуется выполнение соответствующего испытания для демонстрации балансировки опор. |
3) Проверка разворота на противоположный курс | Как определено эксплуатантом тренажера для квалификационной оценки тренажера | Не применяется | Требуется выполнение соответствующего испытания для демонстрации плавного разворота на противоположный курс. |
4) Специальные эффекты | Отсутствует | Взлет |
|
Шум при движении по ВПП, обжатие стоек шасси, влияние путевой скорости и характеристики неровной ВПП | Отсутствует | Взлет | Качественная оценка для определения того, что такое проявление является характерным. |
Толчки после отрыва носовой и основных стоек шасси от поверхности ВПП | Отсутствует | Набор высоты | Качественная оценка для определения того, что такое проявление является характерным. |
Тряска при уборке и выпуска шасси | Отсутствует | Заход на посадку | Качественная оценка для определения того, что такое проявление является характерным. |
Тряска в воздухе вследствие выпуска закрылков и интерцепторов/воздушных тормозов и подхода к сваливанию | Отсутствует | Посадка | Качественная оценка для определения того, что такое проявление является характерным. |
Сигналы приземления для основных и носовой стоек шасси | Отсутствует | Посадка | Качественная оценка для определения того, что такое проявление является характерным. |
Тряска на земле вследствие выпуска интерцепторов/воздушных тормозов и реверса тяги | Отсутствует | Земля | Качественная оценка для определения того, что такое проявление является характерным. |
Разворот носового колеса при рулении | Отсутствует | Полет | Качественная оценка для определения того, что такое проявление является характерным. |
Бафтинг на больших числах Маха | Отсутствует | Полет | Качественная оценка для определения того, что такое проявление является характерным. |
5) Характерные движения при бафтинге | Отсутствует | Земля и полет |
Не требуется для пилотажных тренажеров категории "С". |
2) Испытание системы индикации | Демонстрационная модель | Не применяется |
Фокус и яркость визуальной индикации | Демонстрационная модель | Не применяется |
Визуальное положение в пространстве в сравнении с данными установленного на тренажере индикатора положения в пространстве (тангаж и крен по авиагоризонту) | Демонстрационная модель | Не применяется |
Продемонстрировать десять уровней затемнения по каждому каналу системы | Демонстрационная модель | Не применяется |
Яркость индикации обстановки на дисплее при дневном свете 20кд/м2 (6 фут-ламберт) и 17кд/м2 (5 фут-ламберт) на планшете захода на посадку, установленном на коленях пилота | Демонстрационная модель | Не применяется | Не требуется для пилотажных тренажеров уровня "С" |
Контраст 5:1 | Демонстрационная модель | Не применяется | Не требуется для пилотажных тренажеров уровня "С" |
Связанная с поверхностью разрешающая способность, равная трем дуговым минутам | Демонстрационная модель | Не применяется | В тех случаях, когда на тренажере уровня "С" используется система воспроизведения условий ночи/сумерек, данное испытание не применяется. |
Размер световой точки – не более шести дуговых минут | Демонстрационная модель | Не применяется | Это соответствует эквиваленту разрешающей способности по световой точке, равной трем дуговым минутам. |
Визуальный наземный участок | ±20% Входные огни ВПП должны быть видимы, если они находятся в визуальном участке. (См.пример в колонке "Замечения" ) | ВС сбалансирован в посадочной конфигурации при высоте колес шасси над зоной приземления на глиссаде 30м (100 фут) при установке значения дальности видимости на ВПП 350м (1200 фут). |
В документе MQTG следует указать источник данных, то есть местонахождение глиссадной антенны системы ILS, расчетное положение глаз пилота, минимальный угол обзора из кабины экипажа т.д. , используемый для выполнения расчетов параметров визуального наземного участка. |
Визуальное распознавание элементов | Минимум 8км (5 статусных миль) от порога ВПП | Заход на посадку | В пределах разрешающей способности окончательного изображения величины дальности, при которых элементы видны для выполнения испытаний, не следует устанавливать меньше значений, указанных выше (в п. 1.) испытаниях. Эксплуатантом тренажера следует указывать уровень силы света, используемый для испытания. |
Огни осевой линии ВПП | Минимум 5км (3 статусные миль) от порога ВПП | Заход на посадку |
Входные огни ВПП и огни зоны приземления | Минимум 3км (2 статусные миль) от порога ВПП | Заход на посадку |
Маркировка ВПП | Обстановка в условиях ночи/сумерек в пределах дальности действия посадочных огней. Обстановка в условиях дня, требуемая разрешающей способностью, равна трем дуговым минутам. | Заход на посадку |
5) Типы визуальной обстановки | Демонстрационная модель | Земля и полет | Для испытаний, демонстрационные модели могут быть выборкой определенных моделей, используемых в программе обучения, или характерной моделью аэродрома. Необходимо использовать минимум три определенных аэродрома. |
Поверхности ВПП, рулежных дорожек и мест стоянок | Демонстрационная модель | Земля |
Светосигнальное оборудование используемой ВПП | Демонстрационная модель | Земля и полет | Все огни, относящиеся к испытываемой ВПП, следует проверить на правильность соответствующих цветов (например, боковые огни ВПП, огни осевой ВПП, огни зоны приземления, визуальной индикации глиссады (VASI), указатель траектории точного захода на посадку (PAPI), опознавательные огни торца ВПП (REIL)). |
Места стоянок и здания аэровокзала | Демонстрационная модель | Земля |
Возможность воспроизведения визуальной обстановки в условиях сумерек и ночью | Демонстрационная модель | Полет | При воспроизведении визуальной обстановки в условиях сумерек, следует обеспечивать видимый горизонт и возможность распознавания искусственных сооружений на земле. |
Общие характеристики местности и главные наземные ориентиры | Демонстрационная модель | Полет |
Возможность воспроизведения опасных ситуаций на земле и в воздухе, например пересечение другим самолетом ВС действующей ВПП или сближение самолетов ВС в воздухе | Демонстрационная модель | Земля и полет |
Воспроизведение эксплуатационных видов визуальной обстановки, отражающих характерные физические взаимосвязи, которые, как известно, создают иллюзии при выполнении посадки на короткие ВПП, заходов на посадку над водной поверхностью ВПП с восходящим или нисходящим уклоном, восходящего рельефа местности под траекторией захода на посадку и уникальных топографических особенностей | Демонстрационная модель | Заход на посадку и посадка |
Не требуется для пилотажных тренажеров уровня "С". |
Соответствующий требованиям цвет и ориентация светосигнального оборудования аэродрома | Демонстрационная модель | Земля и полет | Не требуется для пилотажных тренажеров уровня "С". |
Отсутствие видимой дискретности формирования изображения (отсутствие помех дискретизации) | Демонстрационная модель | Земля |
6) Влияние метеоусловий | Отсутствует | Полет |
Не требуется для пилотажных тренажеров уровня "С". |
Мокрые и покрытые снегом ВПП, включая отражение света от ВПП, при мокрых, частично покрытых снегом огнях или соответствующих альтернативных влияниях | Демонстрационная модель | Земля | Не требуется для пилотажных тренажеров уровня "С". |
Воспроизведение работы метеорологической РЛС на ВС, где радиолокационная информация отображается на навигационных приборах пилотов. Следует сопоставлять отраженные радиолокационные сигналы с визуальной обстановкой | Демонстрационная модель | Полет | Не требуется для пилотажных тренажеров уровня "С". |
Переменная плотность облаков | Демонстрационная модель | Заход на посадку | Метеоусловия следует выбирать с помощью органов управления на рабочем месте инструктора, например нижняя кромка облаков, влияние облачности на видимость (километры/статусные мили) и дальность видимости на ВПП (метры/футы). |
Частичное матирование визуальной обстановки на земле: влияние слоя рассеянных - разорванных облаков | Демонстрационная модель | Заход на посадку |
Постепенный переход к визуальному полету | Демонстрационная модель | Заход на посадку | Влияние видимости и облачности следует проверять на высоте 610м (2000 фут) и ниже, над аэродромом и в пределах радиуса 16км (10 статусных миль) от аэропорта |
Демонстрационная модель неоднородного тумана | Демонстрационная модель | Заход на посадку или взлет |
Влияние тумана на светосигнальное оборудование аэродрома | Демонстрационная модель | Заход на посадку или взлет |
7) Совместимость с условиями полета | Не применяется | Земля и полет | Качественные испытания для подтверждения действительной задержки, пропускной способности и визуального положения в пространстве в сравнении с испытаниями положения в пространстве на тренажере. |
Визуальные сигналы для оценки вертикальной скорости снижения и восприятия глубины при выполнении посадок | Не применяется | Заход на посадку и посадка | Качественные испытания для подтверждения, что элементы местности, поверхности рулежных дорожек и мест стоянок и другие искусственные сооружения обеспечивают ориентиры для посадки ВС. |
Точное отображение внекабинного пространства относительно положения тренажера в пространстве | Не применяется | Полет |
Звуковоспроизводящие системы | Не применяется | Полет и земля | Заявление о соответствии или демонстрация характерных звуков. |
2) Звук выпадения атмосферных осадков, работа стеклоочистителей и другие характерные звуки на ВС, воспринимаемые летным экипажем при нормальном производстве полетов, и звук при аварии, имеющий логическую связь с посадкой в необычном положении в пространстве или при превышении ограничений по прочности шасси ВС | Не применяется | Земля и полет | Заявление о соответствии или демонстрация характерных звуков. К числу характерных звуков ВС следует отнести такие шумы, как шум работы двигателя, выпуска и уборки закрылков, шасси и интерцепторов и реверса тяги, уровень которого сопоставим с уровнем такого шума на ВС. |
3) Фактические амплитуды и частота шумов и звуков в кабине экипажа, включая звуки работы двигателя, фюзеляжа и выпадение атмосферных осадков. Звуки согласуются с метеоусловиями, отображаемыми при воссоздании визуальной обстановки | Не применяется | Земля и полет |
Не требуется для пилотажных тренажеров уровня "С". |
Приложение 4 к Правилам сертификации и выдачи сертификата авиационного учебного центра гражданской авиации |
|
Форма |
Заключение по результатам оценки тренажерных устройств
В соответствии с приказом __________________________________________________
(наименование уполномоченного органа)
от "__" _______ 20__ года № ____
________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии) должность)
проведена оценка тренажера _________________________________________________
(наименование организации)
Текст заключения
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Выводы:__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Комиссия:
Председатель комиссии:
__________________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии, должность) (подпись)
Члены комиссии:
__________________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии) должность) (подпись)
Руководитель организаций гражданской авиаций _______________________________
(Ф.И.О. (при его наличии) должность) подпись)
М.П. Дата
Приложение 5 к Правилам сертификации и выдачи сертификата авиационного учебного центра гражданской авиации |
|
Форма |
Герб
Наименование уполномоченного органа
Адрес уполномоченного органа
Сертификат
соответствия тренажера
№ ________
Адрес место нахождения юридического лица
Выдан "___" _________ 20__ года.
Настоящий сертификат удостоверяет, что тренажер
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(наименование АУЦ, организации, структурного подразделения)
________________________________________________________________________________
__________________________________________соответствует требованиям, установленным
Республикой Казахстан, стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО.
Сертификат выдан на основании заключения по результатам обследования тренажера
от "___" ___________________20___года. _____________ (наименование уполномоченного
органа)___________________
Инспекционный контроль осуществляет
________________________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа)___________________
Срок действия сертификата до "___" _____________ 20 __года.
Руководитель
________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии) должность) (подпись)