Об утверждении Правил организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования в области культуры

Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 1 июля 2017 года № 196. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 августа 2017 года № 15418.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 23-8) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года "О культуре" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования в области культуры.

      2. Департаменту образовательной, научной деятельности и международного сотрудничества Министерства культуры и спорта Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" копии настоящего приказа в бумажном и электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью лица, уполномоченного подписывать настоящий приказ, для официального опубликования в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) в течение двух рабочих дней после его официального опубликования размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства культуры и спорта Республики Казахстан;

      4) в течение двух рабочих дней после исполнения мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, представление в Департамент юридической службы Министерства культуры и спорта Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра культуры и спорта Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие после истечения десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

     
      Министр культуры и спорта
Республики Казахстан
А. Мухамедиулы

      "СОГЛАСОВАН"
Министр образования и науки
Республики Казахстан
______________ Е. Сагадиев
5 июля 2017 года

  Утверждены приказом
Министра культуры и спорта
Республики Казахстан
от 1 июля 2017 года № 196

Правила организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования в области культуры

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования в области культуры (далее – Правила) определяют порядок организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования, реализующие общеобразовательные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, специализированные программы, технического и профессионального, послесреднего образования, образовательные программы высшего и послевузовского образования в организациях образования в области культуры.

      2. В Правилах используются следующие основные понятия:

      1) методист – педагогический работник организации образования (кроме высших учебных заведений), организующий и анализирующий учебно-методическую, научно-методическую работу;

      2) методический (учебно-методический, научно-методический) совет – форма коллегиального управления учебно-методической работой организации образования в области культуры;

      3) методический кабинет – структурное подразделение организации образования в области культуры, обеспечивающее организационно-методическое сопровождение, анализ и оценку результативности образовательного процесса, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта, что способствует творческому росту педагогических работников их профессиональной самореализации;

      4) заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе – должность руководителя непосредственно возглавляющего учебно-методическую работу организации образования;

      5) научно-методическая работа – вид деятельности, основанный на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на совершенствование функционирования и развития системы непрерывного образования;

      6) учебно-методические объединения – объединения субъектов образовательного процесса по отраслевому (группам специальностей, предметов) признаку обеспечивающее организационно-методическое сопровождение, анализ и оценку результативности образовательного процесса, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта, что способствует творческому росту педагогических работников, их профессиональной самореализации;

      7) учебно-методическая работа – это деятельность организации образования по обеспечению образовательного процесса психолого-педагогическими, дидактико-методическими и учебно-материальными объектами для достижения его обучающих, воспитательных и развивающих целей.

      3. Учебно-методическая и научно-методическая работа в организациях образования в области культуры осуществляется в соответствии с Правилами организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 583, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5036, Типовыми правилами деятельности организаций образования соответствующих типов, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17657, и Государственными общеобязательными стандартами образования всех уровней образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669, а также настоящими Правилами.

      Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Министра культуры и спорта РК от 23.09.2019 № 259 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Порядок организации учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования в области культуры

      4. Организация учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования в области культуры включает следующие направления:

      1) анализ и мониторинг качества преподавания, подготовка и проведение разнообразных форм методической и научно-методической работы, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

      2) участие и организация процедуры аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц;

      3) организует и проводит в установленном порядке совещания, семинары, конференции, педагогические чтения, мастер-классы специалистов, творческие встречи с деятелями науки и культуры, городские, республиканские и международные конкурсы, фестивали, конференции, концерты, выставки, соревнования, олимпиады, смотры, спартакиады и другие мероприятия, направленные на углубление и обновление теоретических и практических знаний работников образовательных учреждений в области культуры, выявление, поддержку и развитие одаренных детей и молодежи, эстетическое воспитание подрастающего поколения, выявление и распространение наиболее результативного опыта деятельности организации образования в области культуры, сохранение и развитие художественной культуры;

      4) осуществляет методическое сопровождение реализации специализированных общеобразовательных программ в области культуры;

      5) расширение и внедрение методической базы по дуальному и производственному обучению;

      6) создание механизма формирования и пересмотра плана развития образовательных программ и постоянного мониторинга его реализации, оценки достижения целей обучения, соответствия потребностям обучающихся, работодателей и общества;

      7) обеспечение постоянного взаимодействия с работодателями, выпускниками и другими заинтересованными лицами в процессе разработки и совершенствования образовательных программ;

      8) обеспечение согласования структуры и содержания образовательных программ с профессиональными стандартами и отраслевой рамкой квалификаций а также повышение квалификации профессорско-преподавательского состава на основе профессиональных стандартов.;

      9) системный анализ результатов обучения путем получения обратной связи через интервьюирование, анкетирование профессорско-преподавательского состава, сотрудников, обучающихся, работодателей и других заинтересованных лиц;

      10) разработка и участие в конкурсах научных проектов, научно-методических разработок и внедрение их результатов в производство, в учебный процесс;

      11) экспертиза, разработка и внедрение учебников, учебных, учебно-методических пособий, научно-методических разработок, проектов, диссертаций, монографий, научных статей по новым технологиям обучения.

Глава 3. Порядок осуществления учебно-методической и научно-методической работы в структурных подразделениях учебного заведения

      5. Структурные подразделения учебного заведения осуществляют следующую учебно-методическую и научно-методическую работу:

      1) осуществляет методическое сопровождение реализации специализированных общеобразовательных программ в области культуры, а также анализ изучения опыта работы, содержания и качества образовательного процесса, выполнение учебных планов и образовательных программ;

      2) участвует в формировании, разработке, апробации и внедрении новых методов и формы организации образовательного процесса, перспективных планов издания учебников, учебных пособий, методических материалов, нового поколения, в том числе мультимедийные, а также подборе их авторов и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава на основе профессиональных стандартов;

      3) осуществляет анализ профессиональной деятельности педагогических работников, организацию практики и стажировки преподавателей в объеме и сроки, определяемые учебными планами и образовательными программами.

      6. Непосредственное руководство учебно-методической и научно-методической работой организации образования осуществляется заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической и научно-методической) работе.

      Общее руководство учебно-методической работой структурных подразделений учебного заведения осуществляют методические советы (учебно-методический, научно-методический) соответствующих подразделений. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия методического совета структурного подразделения учебного заведения определяются приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года № 644 "Об утверждении Типовых правил деятельности методического (учебно-методического, научно-методического) совета и порядок его избрания", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5090.

      7. Предметно-цикловые или методические комиссии в организациях начального, основного среднего, общего среднего, специализированного, технического и профессионального образования создаются при наличии трех преподавателей специальных, общепрофессиональных и общеобразовательных дисциплин, включая мастеров производственного обучения по специальностям.

      Кафедры в организациях высшего образования создаются при наличии четырех преподавателей профессиональных, социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин. При недостаточном количестве преподавателей для образования предметно-цикловой и методической комиссий руководством организации образования привлекаются педагогические работники соответствующих дисциплин (специальностей, профессий) из других организаций образования.

      8. Руководство предметно-цикловыми и методическими комиссиями в организациях начального, основного среднего, общего среднего, специализированного, технического и профессионального образования в области культуры осуществляют председатели, избранные из числа наиболее опытных преподавателей и мастеров производственного обучения, в организациях высшего образования в области культуры – заведующие кафедрами. К работе предметно-цикловых и методических комиссий, кафедр привлекаются научные и педагогические работники научных и культурных учреждений, специалисты предприятий.

      9. Структурные подразделения организаций образования в области культуры, в соответствии с государственными общеобязательными стандартами, профессиональными стандартами, образовательными программами, типовыми учебными планами разрабатывают рабочие учебные планы, которые рассматриваются соответствующими методическими комиссиями, кафедрами, советами структурных подразделений (университетов, академии, консерватории, институтов, факультетов, отделений), структурными подразделениями по учебно-методической и научно-методической работе и после получения положительного заключения во всех соответствующих методических советах утверждаются руководителем организации образования в области культуры.

      10. Методические указания и рекомендации разрабатываются преподавателями организации образования в области культуры. После обсуждения и получения положительного заключения в методических комиссиях, кафедрах, методических советах структурных подразделений, организации образования в области культуры, утверждаются заместителем руководителя организации образования в области культуры, по учебной (учебно-методической) работе.