В соответствии со статьями 204 и 205 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую к настоящему приказу Инструкцию по проведению таможенного досмотра и осмотра.
2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | Б. Султанов |
Утверждена приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2017 года № 132 |
Инструкция по проведению таможенного досмотра и осмотра
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция по проведению должностными лицами органов государственных доходов таможенного досмотра и осмотра (далее - Инструкция) разработана в соответствии со статьями 204 и 205 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (далее - Кодекс), в целях определения последовательности действий должностных лиц органов государственных доходов при организации, проведении и оформлении результатов таможенного досмотра и осмотра (далее – таможенного досмотра (осмотра).
2. Формы таможенных документов, заполняемые по результатам проведения таможенного досмотра (осмотра), установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 260 "О формах таможенных документов" (далее - Решение КТС).
3. В соответствии со статьей 183 Кодекса при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
4. Решение о проведении таможенного досмотра (осмотра) принимается руководителем структурного подразделения, уполномоченного на проведение таможенного досмотра (осмотра), органа государственных доходов, либо лицом его замещающим, на основании служебной записки уполномоченного на проведение таможенного досмотра (осмотра) должностного лица (далее – уполномоченное должностное лицо).
Основанием для проведения таможенного досмотра (осмотра) является:
1) при проведении таможенного досмотра:
сработавшие профили риска или метод случайного отбора системы управления рисками, предусматривающие проведение таможенного досмотра;
наличие штампа Инспекционно-досмотрового комплекса (далее - ИДК) "Контроль ИДК, под подозрением" на лицевой стороне распечатанного рентген-снимка, проставленного по результатам проведения таможенного контроля таможенным органом отправления;
наличие информации о потенциальном риске (ориентировке) от правоохранительных и специальных государственных органов Республики Казахстан, Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) или зарубежных стран, с которыми имеются международные соглашения об обмене информацией в таможенных целях;
необходимость идентификации товаров при таможенной очистке в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры предусмотренными законодательством ЕАЭС и Республики Казахстан, за исключение таможенных процедур "Свободная таможенная зона" и "Свободный склад";
наличие признаков нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и Республики Казахстан, ставших известными уполномоченному должностному лицу при применении иных форм таможенного контроля, предусмотренных Кодексом.
2) при проведении таможенного осмотра:
сработавшие профили риска или метод случайного отбора в системе управления рисками, предусматривающих проведение таможенного осмотра.
5. Таможенный досмотр (осмотр) производится уполномоченными должностными лицами органов государственных доходов, в должностных инструкциях которых определены соответствующие права и обязанности.
В случае если в производстве таможенного досмотра (осмотра) принимают участие сотрудники службы экономических расследований, руководитель структурного подразделения органа государственных доходов принявший решение о проведении таможенного досмотра (осмотра) или лицо его замещающее, письменно уведомляется о таком участии.
6. Должностные лица иных государственных органов (в том числе по письменному запросу органов государственных доходов) участвуют в проведении таможенного досмотра (осмотра) в следующих случаях:
1) при привлечении органами государственных доходов специалистов и экспертов других государственных органов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия органам государственных доходов, в том числе при применении технических средств таможенного контроля;
2) при наличии совместных правовых актов органов государственных доходов с иными государственными органами о проведении совместных мероприятий, касающихся проведения таможенного контроля.
Глава 2. Организация принятия решения о проведении таможенного досмотра (осмотра)
7. Перед проведением таможенного досмотра, уполномоченное должностное лицо, письменно в произвольной форме, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны.
При наличии соответствующих рекомендаций системы управления рисками, распечатывается и выдается уведомление о применении мер по предотвращению и (или) минимизации рисков (таможенного контроля).
8. В случае если товар подлежит контролю со стороны другого государственного органа и/или получено соответствующее уведомление от такого органа, то досмотр (осмотр) проводится совместно с представителями такого государственного органа.
9. В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Кодекса, при проведении таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, органы государственных доходов обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение.
10. Система управления рисками указывает на объекты риска, в отношении которых необходимо принять меры по минимизации риска посредством проведения таможенного досмотра (осмотра), а также на необходимость принятия дополнительных мер по минимизации риска, предусмотренных Кодексом.
Кроме того, системой управления рисками предусмотрена возможность проведения выборочного досмотра (осмотра), в том числе определенного количества партий товаров либо в процентном соотношении от общего объема товаров, подлежащих таможенному досмотру (осмотру).
11. В случае если местонахождение товаров, помещаемых под таможенную процедуру, предусматривающую их вывоз с территории ЕАЭС, неизвестно и (или) товары находятся вне зоны таможенного контроля, уполномоченное должностное лицо, принявшее решение о проведении таможенного досмотра (осмотра), принимает соответствующие меры по выяснению местонахождения товара и обстоятельств непредставления товаров для проведения таможенного досмотра (осмотра).
В случае непредставления товаров к таможенному досмотру (осмотру) уполномоченное должностное лицо принимает меры по привлечению к ответственности декларанта или его представителя в соответствии со статьей 558 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях".
В случае непредставления товаров к таможенному досмотру (осмотру) ответственное должностное лицо отказывает в выпуске таможенной декларации.
12. В зависимости от объема таможенного декларирования и штатной численности, по решению руководителя органа государственных доходов определяются должностные лица, уполномоченные на осуществление таможенного досмотра (осмотра), отбора проб и образцов при назначении таможенной экспертизы в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями, либо создается специализированное подразделение, должностными лицами которого осуществляется таможенный досмотр (осмотр) и отбор проб и образцов при назначении таможенной экспертизы (далее – досмотровая группа).
При производстве таможенной очистки товаров, таможенный досмотр (осмотр) товаров производится должностными лицами досмотровой группы либо уполномоченными должностными лицами.
В зависимости от количества и объема товаров подлежащих таможенному досмотру, таможенный досмотр проводится уполномоченными должностными лицами, в количестве (один, два или более лиц) достаточном для его своевременного завершения.
13. Допускается проведение таможенного досмотра (осмотра) при отсутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и Республики Казахстан.
Таможенный досмотр (осмотр) в указанном случае проводится в присутствии двух независимых свидетелей (понятых), с применением фото (видео) фиксации. Фото (видео) фиксация производится в порядке, установленном главой 6 настоящей Инструкции, вне зависимости от рекомендаций системы управления рисками.
В отношении товаров перемещаемых и предназначенных для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, досмотр производится только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.
14. При проведении таможенного досмотра (осмотра), с разрешения лица, проводящего таможенный досмотр (осмотр), и при согласии декларанта либо лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, присутствуют представители места временного хранения либо иные лица, осуществляющие грузовые и иные операции с товарами, необходимые в целях проведения таможенного досмотра (осмотра).
15. Должностные лица органов государственных доходов осуществляют таможенный досмотр в сроки, достаточные для его полного завершения, но не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, при осуществлении таможенного досмотра до выпуска товаров, с письменного разрешения руководителя органа государственных доходов, уполномоченного им заместителя руководителя либо лиц, их замещающих.
16. После прибытия на место проведения таможенного досмотра (осмотра), уполномоченное должностное лицо:
1) проверяет полномочия лиц, присутствующих при проведении таможенного досмотра (осмотра), а также основания их присутствия в зоне таможенного контроля;
2) устанавливает факт присутствия (отсутствия) представителей иных государственных органов, участие или присутствие которых при проведении таможенного досмотра (осмотра) предусмотрено законодательством Республики Казахстан, а также правовыми актами уполномоченного органа в сфере таможенного дела в соответствии со статьей 18 Кодекса;
3) устанавливает факт предъявления товаров, транспортных средств, грузовых емкостей, контейнеров, багажа физических лиц, средств идентификации (далее – товары) к таможенному досмотру (осмотру).
17. Уполномоченное должностное лицо принимает решение о начале проведения таможенного досмотра (осмотра) в случае, если предъявленные товары находятся на специально оборудованной площадке, обустроенной для проведения таможенного досмотра (осмотра), в помещениях, предназначенных для временного хранения, или в зоне таможенного контроля органа государственных доходов, уполномоченное должностное лицо которого проводит таможенный досмотр (осмотр).
Решение о возможности проведения таможенного досмотра товаров непосредственно в контейнере или грузовом отсеке транспортного средства принимается уполномоченным должностным лицом в случаях, если:
сработавшим профилем риска не предусмотрена полная выгрузка товаров из контейнера или грузового отсека транспортного средства;
проведение такого таможенного досмотра - не повлечет утраты товаров или изменения их состояния;
проведение такого таможенного досмотра не повлечет причинения вреда жизни и здоровью людей, проводящих таможенный досмотр либо присутствующих при таможенном досмотре.
В случае присутствия всех заинтересованных лиц при предъявлении товаров и осуществлении с ними операций по идентификации товаров, уполномоченное должностное лицо приступает к проведению таможенного досмотра (осмотра).
Глава 3. Проведение таможенного досмотра
18. Временем начала таможенного досмотра является время начала действий уполномоченного должностного лица по визуальному осмотру упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
19. При проведении таможенного досмотра уполномоченные должностные лица руководствуются главой 3 настоящей Инструкции и следующими положениями:
1) таможенный досмотр проводится в отношении всех наименований товаров (за исключением товаров, указанных в подпункте 5) настоящего пункта) перемещаемой товарной партии, в объеме всего количества товаров, составляющих товарную партию, с обязательной полной выгрузкой всех товаров из транспортного средства (за исключением случаев, указанных в подпунктах 3) и 4) настоящего пункта).
При этом уполномоченное должностное лицо обеспечивает проведение следующих операций (за исключением случаев, указанных в подпункте 2) настоящего пункта):
полное взвешивание товаров;
пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест;
пересчет количества предметов во всех грузовых местах;
2) в отношении однородных товаров (товаров одного кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее – ТНВЭД) на уровне 10-ти знаков), находящихся в одинаковых упаковках, с одинаковой маркировкой, таможенный досмотр проводится путем вскрытия, пересчета и взвешивания исключительно 1 (одного) экземпляра каждого вида упаковки товара, с последующим определением количества и веса всей партии товара расчетным путем;
3) в случае, если транспортное средство загружено исключительно однородными товарами (товарами одного кода ТНВЭД на уровне 10-ти знаков), осуществляется частичная выгрузка товаров, путем образования прохода типа "коридора", по всей длине грузового отсека транспортного средства. Исключение составляют товары, перемещаемые насыпью, навалом или наливом, по ним выгрузка не осуществляется.
При этом производится вскрытие, пересчет и взвешивание исключительно одного грузового места (в соответствии с транспортными (перевозочными) документами) с соблюдением требований, установленных подпунктом 2) настоящего пункта;
4) в случае, если транспортное средство загружено товарами, подвергающимися быстрой порче, осуществляется частичная выгрузка товаров, путем образования прохода типа "коридора", по всей длине грузового отсека транспортного средства.
При этом производится вскрытие, пересчет и взвешивание каждого наименования товара с соблюдением требований, установленных подпунктом 2) настоящего пункта;
5) в отношении нижеуказанных категорий товаров таможенный досмотр проводится путем вскрытия грузового отсека транспортного средства с проведением видеосъемки его содержимого (без выгрузки товаров из транспортного средства) либо видеосъемки товаров, размещенных в месте временного хранения, с обязательным комментированием:
поставляемых в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, в адрес международных организаций, зарегистрированных в Республике Казахстан;
поставляемых в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
перемещаемых и предназначенных для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, международными организациями и (или) их представительствами, представительствами государств при международных организациях, расположенных на таможенной территории ЕАЭС;
транспортных средств, заявленных в качестве товаров;
веществ, которые могут представлять угрозу для жизни и здоровья должностных лиц, проводящих таможенный досмотр и требующих специальных познаний и (или) оснащения;
товаров, в отношении которых таможенный досмотр проведен органами государственных доходов в местах прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, либо, в отношении которых таможенный досмотр проведен таможенными службами государств-членов ЕАЭС, при условии наличия оригинала акта таможенного досмотра, согласно которому объем и степень проведения таможенного досмотра, превышают объем и степень проведения таможенного досмотра, предусмотренные сработавшим профилем риска, а также при условии, что товарная партия представлена к таможенному досмотру в том же объеме, в котором проводился первоначальный таможенный досмотр;
негабаритных и крупно весовых товаров, на перевозку которых имеется специальное разрешение, выданное в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 206 "Об утверждении Правил организации и осуществления перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Республики Казахстан" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 11395).
товаров, классифицируемых в товарных группах и товарных позициях ТНВЭД согласно приложению 1 к настоящей Инструкции;
6) в случаях, когда согласно коммерческим документам, количество товара указано в дополнительных единицах измерения (штуках, комплектах, парах и других единицах) и при этом сумма причитающихся к уплате таможенных пошлин, налогов не зависит от веса товаров, взвешивание товаров в ходе таможенного досмотра не производится, если иное не предусмотрено системой управления рисками;
7) при проведении таможенного досмотра, назначенного на основании системы управления рисками, при наличии рекомендаций о проведении видеосъемки, уполномоченное должностное лицо обеспечивает проведение непрерывной видеосъемки всего процесса таможенного досмотра.
После начала видеозаписи, уполномоченное должностное лицо озвучивает и комментирует весь процесс таможенного досмотра.
При этом в обязательном порядке озвучиваются и записываются уполномоченным должностным лицом следующие сведения:
время начала и завершения таможенного досмотра;
место проведения таможенного досмотра;
сведения декларанта о наличии товаров, запрещенных либо ограниченных к ввозу и перемещению через территорию Республики Казахстан контроль в отношении которых предусмотрен статьей 244 Кодекса, незаявленных либо недостоверно задекларированных товаров;
Фамилия, имя, отчество (отчество при наличии) (далее – ФИО) и должность лица, проводящего таможенный досмотр;
ФИО (отчество при наличии) и должность лиц, присутствующих при таможенном досмотре;
все выполняемые действия, в том числе основания для проведения частичной выгрузки или не проведения таможенного досмотра;
результаты таможенного досмотра;
другие необходимые сведения.
На период осуществления погрузочно-разгрузочных работ возможно приостановление видеосъемки с соответствующим комментарием уполномоченного должностного лица, осуществляющего таможенный досмотр. При приостановлении и возобновлении таможенного досмотра, уполномоченное должностное лицо озвучивает точное время приостановления (возобновления) таможенного досмотра.
20. При принятии решения о проведении таможенного досмотра по результатам таможенного осмотра товаров с использованием ИДК уполномоченному должностному лицу, проводящему таможенный досмотр, предоставляются копии снимков ИДК и комментариев к ним.
В случае принятия решения о проведении таможенного досмотра (осмотра) товаров, помещаемых под таможенные процедуры переработки вне таможенной территории, а также переработки на таможенной территории, и продуктов их переработки в целях идентификации товаров в продуктах переработки уполномоченному должностному лицу в обязательном порядке передаются копии документов об условиях переработки с указанным в них способом идентификации товаров.
21. Вскрытие упаковки производится уполномоченным должностным лицом в присутствии декларанта или его представителя. В иных случаях вскрытие упаковки производится без декларанта или его представителя в присутствии двух независимых свидетелей (понятых).
22. Вскрытие грузовых мест предусматривает нарушение их целостности и средств их идентификации с последующим извлечением отдельных единиц товаров из их упаковки (ящиков, коробок), из технологических емкостей, специально изготовленных тайников для получения возможности контроля за количеством и наименованием, определения страны происхождения и получения других сведений о товарах, выявления товаров, перемещаемых под видом других товаров.
23. В случае недостаточности сведений о характеристиках товара и отсутствии определенных познаний, для идентификации товара, уполномоченное должностное лицо в соответствии со статьей 227 Кодекса назначает таможенную экспертизу, и осуществляет отбор проб и образцов товара в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 558 "Об утверждении Правил отбора проб и образцов товаров должностными лицами органов государственных доходов" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 12384 ).
24. При проведении таможенного досмотра (осмотра) товаров, содержащих источники ионизирующего излучения, к проведению таможенного досмотра (осмотра) привлекаются должностные лица органов государственных доходов.
25. Таможенный досмотр (осмотр) в целях выявления товаров, запрещенных к ввозу на территорию Республики Казахстан, а также к вывозу с территории Республики Казахстан, при необходимости проводится с применением служебных собак органов государственных доходов.
26. Проведение таможенного досмотра с помощью спиливания, стачивания, разрезания и иных действий осуществляется в целях выявления товаров, сокрытых от таможенного контроля путем нанесения на поверхность скрываемого товара слоев краски, металлов, иных материалов либо путем вложения товаров в специально изготовленные неразборные тайники, а также определения химического состава товаров, их физических свойств.
27. В целях повышения эффективности таможенного досмотра (осмотра) уполномоченное должностное лицо применяет иные формы таможенного контроля, предусмотренные статьей 199 Кодекса.
28. В случае если процесс таможенного досмотра прерывается в силу объективных причин (перерыв, окончание рабочего времени), уполномоченное должностное лицо, принимает меры, направленные на обеспечение сохранности товаров в неизменном состоянии, в том числе путем наложения средств идентификации на грузовые места, транспортные средства либо помещения, где находятся товары.
Глава 4. Проведение таможенного осмотра
29. Временем начала таможенного осмотра является время начала действий уполномоченного должностного лица по визуальному осмотру упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
30. Таможенный осмотр, проводится путем внешнего визуального осмотра уполномоченным должностным лицом товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, без вскрытия транспортного средства и нарушения упаковки товаров.
Таможенный осмотр товаров осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств, при необходимости проводится с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.
31. В случае если процесс таможенного осмотра прерывается в силу объективных причин (перерыв, окончание рабочего времени), уполномоченное должностное лицо, принимает меры, направленные на обеспечение сохранности товаров в неизменном состоянии, в том числе путем наложения средств идентификации на грузовые места, транспортные средства либо помещения, где находятся товары.
Глава 5. Объем и степень таможенного досмотра (осмотра)
32. Таможенный досмотр (осмотр) проводится в объеме и степени, установленных профилем риска. Изменение объема и степени таможенного досмотра (осмотра) не допускается.
В случаях отсутствия в сработавшем профиле риска объема и степени проведения, либо принятия решения о проведении таможенного досмотра по иным основаниям предусмотренным пунктом 4 настоящей Инструкции, таможенный досмотр проводится частично в соответствии с подпунктами 2) – 7) пункта 19 настоящей Инструкции.
Определение количества товара производится расчетным путем перед проведением таможенного досмотра (осмотра), на основе данных о количестве товаров, содержащихся в товаросопроводительных документах.
33. В случае, если объем таможенного досмотра определенный при срабатывании профиля риска, предполагает таможенный досмотр товаров всех наименований перемещаемой товарной партии, если иное не установлено профилем риска, уполномоченное должностное лицо обеспечивает проведение следующих операций:
полное взвешивание товаров;
пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест;
пересчет количества предметов во всех грузовых местах.
Объем и степень проведения таможенного досмотра (осмотра) в отношении отдельных категорий товаров, устанавливаются с учетом положений пункта 19 настоящей Инструкции.
34. Степень таможенного досмотра (осмотра) указывает на то, какие действия необходимо произвести с тем количеством товара, которое определено исходя из указанного объема таможенного досмотра (осмотра).
Если указанием на проведение досмотра (осмотра) установлена необходимость пересчета грузовых мест, то производится пересчет всех грузовых мест товара, предъявленного к таможенному досмотру (осмотру).
35. В случае если в отношении товаров таможенный досмотр проведен органами государственных доходов в местах прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, либо в отношении которых таможенный досмотр проведен таможенными службами государств-членов ЕАЭС, при этом в акте таможенного досмотра не указаны объем и степень проведения таможенного досмотра, досмотр проводится только при срабатывании профиля риска или метода случайного отбора системы управления рисками, в соответствии с подпунктами 2) – 7) пункта 19 настоящей Инструкции.
Глава 6. Применение технических средств таможенного контроля
36. Для ускорения проведения таможенного досмотра (осмотра) и повышения его эффективности применяются различные виды технических средств таможенного контроля (далее - ТСТК), позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников).
37. При применении ТСТК уполномоченные должностные лица соблюдают необходимые меры безопасности в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, а также товарам и транспортным средствам.
38. Аппаратура для фото (видео) фиксации применяется уполномоченным должностным лицом при условии наличия в рекомендациях по предотвращению и минимизации рисков мер на проведение таможенного досмотра (осмотра) с необходимостью применения технических средств таможенного контроля, для производства фото (видео) фиксации процесса и результатов таможенного досмотра (осмотра).
Перед применением аппаратуры для фото (видео) фиксации уполномоченное должностное лицо, проверяет ее исправность (в том числе полный уровень заряда элементов питания (наличие запасных, заряженных элементов питания), наличие достаточного свободного места на накопителе, выставление точной даты и времени в настройках, а также в установке оптимальных настроек качества фотосъемки (видеосъемки).
Фотоснимки (видеозапись) не должны быть излишне затемненными.
Фотоснимки (видеозапись) должны обеспечить возможность идентификации досматриваемых (осматриваемых) товаров.
Рекомендуемые параметры цифровой аппаратуры для фото фиксации: размер светочувствительной матрицы не менее 3,2 Мпиксел, емкость накопителя - не менее 64 Мбайт, в зависимости от объема досматриваемых (осматриваемых) товаров и рекомендаций системы управления рисками в отношении мер по предотвращению и минимизации рисков.
39. Количество необходимых фотоснимков при таможенном досмотре (осмотре) определяется уполномоченным должностным лицом самостоятельно в каждом конкретном случае, если иное не предусмотрено профилем риска, с учетом объема товарной партии, количества и ассортимента товаров, периодичности проведения досмотров (осмотров) в отношении участника внешнеэкономической деятельности, цели, объема и степени досмотра (осмотра), указанных в рекомендациях системы управления рисками на проведение досмотра (осмотра) по таможенной декларации.
Количество фотоснимков в ходе одного таможенного досмотра (осмотра) определяется уполномоченным должностным лицом в каждом конкретном случае самостоятельно, при этом фотоархив каждого досмотра (осмотра) должен давать исчерпывающее представление о технических и коммерческих характеристиках каждого наименования товара.
40. Фотосъемка (видеосъемка) должна включать в себя общий план (внешний вид) грузового отсека транспортного средства (контейнера), фиксацию его номера и целостности наложенного обеспечения.
Фотосъемка (видеосъемка) процесса таможенного досмотра (осмотра), если иное не предусмотрено профилем риска, производится по следующей типовой схеме:
фиксация типа транспортного средства, его государственного регистрационного номера, наложенных средств обеспечения (данное правило не применяется при досмотре (осмотре) товаров, находящихся в воздушном либо морском судне);
фиксация степени загрузки транспортного средства (фотосъемка (видеосъемка) должна позволять оценить степень (объем) загрузки транспортного средства в процентном отношении к максимально возможной), характера грузовых мест и упаковки товаров;
фиксация выгрузки товаров из транспортного средства (при частичной выгрузке товаров фотосъемка (видеосъемка) должна позволить оценить процентное отношение выгруженных из транспортного средства товаров по отношению к невыгруженным):
фиксация выгруженной части товаров, производится таким образом, чтобы была обеспечена возможность идентификации количества или объема фактически выгруженного товара;
фиксация невыгруженной части товаров, либо при полной выгрузке - порожнего отсека транспортного средства с наличием на фотоснимке (видеосъемке) данных, позволяющих идентифицировать транспортное средство (государственных регистрационный номер автотранспортного средства);
фиксация разборки (вскрытия) грузовых мест и досмотра их содержимого.
Во время проведения фотосъемки (видеосъемки) необходимо в полном объеме зафиксировать основные характеристики товаров, позволяющие их однозначно идентифицировать.
Фиксации подлежат (при условии соблюдения установленной степени и объема таможенного досмотра (осмотра)):
расположение/распределение товара в грузовом отсеке (его загрузка);
внешний вид упаковки;
маркировка на упаковке и на самом товаре (надписи, ярлыки, в том числе отражающие сведения об отправителе, получателе товаров, номерах заказов, этикетки и прочее);
сведения об изготовителе, дате выпуска, сроке годности;
физические размеры;
комплектация, наличие запчастей и принадлежностей;
степень износа товара;
товарные и специальные знаки;
консистенция;
цвет;
расфасовка товара;
выявленные посторонние вложения.
В случаях, когда фиксацию информации, содержащейся на маркировке, невозможно выполнить на одном фотоснимке, осуществляется последовательная фотосъемка маркировки в целях фиксации всех сведений с возможностью их последующей идентификации.
В случаях, когда специфика товара требует определения и фиксации геометрических параметров, при этом сведения о размерах на маркировке товаров или упаковке отсутствуют, рекомендуется фотосъемка (видеосъемка) товара на фоне (с визуальным сопоставлением) измерительных приборов (линейка, рулетка), а в случае их отсутствия - на фоне произвольных объектов с эталонными, заранее известными размерами (человеческая ладонь, спичечная коробка, пачка сигарет, монета). В зависимости от размера товара фотосъемка (видеосъемка) производится с более крупными объектами (человек, автомобиль, контейнер, здание).
В ходе фотосъемки (видеосъемки) необходимо фиксировать действия по измерению геометрических характеристик товаров, взвешиванию товаров, вскрытию, пересчету, применению средств ТСТК, проверке наличия и соответствия наложенных средств идентификации, отбору проб и образцов.
Полученные в ходе таможенного досмотра (осмотра) фотоснимки с целью уменьшения размера файла при сохранении приемлемого качества рекомендуется преобразовывать с расширением 800 на 600 точек, а видеозаписи с расширением 640 на 460 точек.
41. В целях придания большей информативности допускается формирование комментариев к фотоснимкам (путем формирования отдельного текстового файла в электронном виде к каждому фотоснимку либо переименования исходных файлов фотоснимка с указанием рода операции и товара, в отношении которого она проводится).
42. Хранение фотоснимков рекомендуется осуществлять в формате JPEG, позволяющем хранить графическую растровую информацию в максимально сжатом виде с сохранением достаточно высокого качества, а видеозаписи в формате МР 4.
Хранение фотоснимков (видеозаписей) в цифровом формате осуществляется на серверах органов государственных доходов и в системе управления рисками.
В случае различия места декларирования и места хранения товаров, хранение фотоснимков (видеозаписей) в цифровом формате производится одновременно на серверах органов государственных доходов, в регионе деятельности, которого осуществлялось декларирование товаров, и органа государственных доходов, в регионе деятельности которого производился таможенный досмотр (осмотр) товаров.
Сбор, обработку информации и обновление баз данных фото и видеоархива осуществляется уполномоченными подразделениями информационно-технических служб органов государственных доходов.
Хранение фотоснимков (видеозаписей) осуществляется с использованием древовидной структуры папок (каталогов) и обеспечивает возможность оперативного доступа к необходимым фотоснимкам (видеозаписям), а также привязку фотоснимка (видеозаписи) к номеру декларации на товары, в отношении которых проводился таможенный досмотр (осмотр).
Для хранения фотоснимков (видеозаписей) создаются папки фотоснимков (видеозаписей), для обеспечения возможности осуществления выборок по ключевым критериям (дата досмотра (осмотра), орган государственных доходов, наименование участника внешнеэкономической деятельности, в отношении которого проводился досмотр (осмотр), номер таможенной декларации, либо номер акта таможенного досмотра (осмотра)).
Глава 7. Организация применение средств идентификации
43. Транспортные средства, грузовые отсеки транспортных средств, грузовые места, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары, сами товары, находящиеся под таможенным контролем, уполномоченными должностными лицами, в соответствии со статьей 198 Кодекса идентифицируются путем наложения пломб, печатей и другими способами, предусмотренными Кодексом.
44. При обнаружении в результате таможенного досмотра (осмотра) признаков правонарушений или преступлений, средства идентификации накладываются с целью обеспечения неизменности состояния товаров и транспортных средств, защиты их от подмены.
45. Для осуществления контроля за наличием и состоянием средств идентификации в акте таможенного досмотра (осмотра) указываются сведения об их количестве, типе, номерах пломб, печатей, нанесенной цифровой, буквенной и иной маркировке, идентификационных знаках, проставленных штампах, взятых пробах и образцах, описаниях товаров, составленных чертежах, изготовленных масштабных изображениях, фотоснимках, иллюстрациях, использовании товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.
46. В случае изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации уполномоченным должностным лицом, составляется акт об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации по форме, утвержденной Решением КТС.
Глава 8. Действия уполномоченных должностных лиц при выявлении в ходе таможенного досмотра (осмотра) фактов недостоверно заявленных сведений, а также признаков нарушения таможенного законодательства
47. При выявлении в ходе таможенного досмотра (осмотра) фактов несоответствия фактических характеристик, количества, либо сведений о товарах (наименовании, стране происхождения, изготовителе) сведениям, заявленным в декларации на товары, данные факты отражаются в акте таможенного досмотра (осмотра).
48. В случае если выявленные расхождения указывают на наличие признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях либо Уголовным кодексом Республики Казахстан, при этом полностью проверить данные факты при установленных характеристиках таможенного досмотра (осмотра) не представляется возможным, уполномоченное должностное лицо, выявившее несоответствие, незамедлительно письменно информирует руководителя органа государственных доходов, а при наличии признаков уголовно наказуемого деяния - службу экономических расследований, где указываются признаки недостоверности заявленных сведений о товарах, обоснование необходимости увеличения объема и изменении степени таможенного досмотра (осмотра), а также иные предложения по характеристикам таможенного досмотра (осмотра).
49. При выявлении в результате таможенного досмотра (осмотра) признаков нарушения таможенного законодательства ЕАЭС, а также законодательства Республики Казахстан уполномоченное должностное лицо, незамедлительно после окончания таможенного досмотра (осмотра) и фиксации выявленных фактов направляет материалы в уполномоченное подразделение органа государственных доходов для принятия мер в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 9. Оформление результатов проведения таможенного досмотра (осмотра)
50. Результаты таможенного досмотра (осмотра) фиксируются в акте таможенного досмотра (осмотра), а также в системе управления рисками, незамедлительно после фактического окончания таможенного досмотра (осмотра).
51. В случае участия в проведении таможенного досмотра (осмотра) должностных лиц иных государственных органов, сотрудников службы экономических расследований, в акте таможенного досмотра (осмотра) отражаются сведения о таких лицах.
Копии акта таможенного досмотра (осмотра) вручаются уполномоченным должностным лицом для ознакомления под роспись.
В случае отказа в получении копии акта таможенного досмотра (осмотра) должностными лицами иных государственных органов, сотрудниками службы экономических расследований участвовавших в проведении таможенного досмотра (осмотра), в акте таможенного досмотра (осмотра) делается соответствующая запись, которая заверяется подписью и оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица.
52. В случаях установления в процессе таможенного досмотра (осмотра), при выборочном взвешивании, фактического веса товаров расчетным способом, уполномоченным должностным лицом, в акте таможенного досмотра (осмотра) указывается расчет веса и результаты расчета.
53. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:
об упаковке и (или) маркировке, клеймах, товарных знаках, артикулах, номерах заказов (лотов), знаках соответствия, идентификационных знаках, свидетельствующих о стране происхождения товаров (при наличии), нанесенных на групповую упаковку, на отдельные упаковочные единицы и (или) имеющихся непосредственно на товарах;
о производителе товаров (при наличии);
об отправителе и получателе товаров, номерах заказов и других сведениях о поставке товаров;
о виде (способе) упаковки товаров, количестве товара в упаковке в случае размещения товаров последовательно в нескольких упаковках;
о наличии или отсутствии внешних повреждений товаров, их упаковки с описанием имеющихся повреждений;
о количестве наименований товаров и количестве товаров каждого наименования (допускается устанавливать количество товаров каждого наименования расчетным путем);
о цвете, материале, размерах, физико-технических, температурных характеристиках товаров и иные сведения, установленные в ходе проведения таможенного досмотра (осмотра) (при необходимости).
54. В случае, когда таможенный досмотр проводится на основании информации о возможном нарушении таможенного законодательства, полученном при таможенном осмотре с использованием ИДК, в акте таможенного досмотра необходимо указать сведения о том, какие именно товары находились в той части грузового отсека транспортного средства, которая отмечена оператором ИДК, как возможное местонахождение незаявленного товара.
55. При фиксировании результатов таможенного досмотра к акту таможенного досмотра прикладываются:
образцы маркировки, имеющейся на упаковке товаров, этикетки, ярлыки и другие средства идентификации товаров (при наличии и/или необходимости);
фотоматериалы таможенного досмотра (осмотра) (дополнительно допускается приобщение цифрового носителя этих материалов при наличии);
видеоматериалы таможенного досмотра (осмотра), (при наличии);
копии документов, подтверждающих полномочия специалистов (в случае их привлечения) и должностных лиц иных государственных органов, участвующих или присутствующих при таможенном досмотре (осмотре);
копии документов, удостоверяющих личность лиц, присутствующих при таможенном досмотре (осмотра);
иные документы, оформленные в ходе проведения таможенного досмотра (осмотра) и имеющие к нему отношение.
Все приложенные к акту таможенного досмотра (осмотра) документы и сведения, содержащиеся на бумажном носителе, являются неотъемлемой частью акта таможенного досмотра (осмотра).
56. После фиксирования результатов таможенного досмотра (осмотра) должностное лицо, заполняет соответствующие графы Журнала регистрации актов таможенного досмотра (осмотра) по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции (далее – Журнал регистрации).
Порядок ведения и сроки хранения Журнала регистрации, определяются актами уполномоченного органа в сфере таможенного дела.
С первого января каждого последующего года нумерация журналов регистрации начинается с единицы.
57. После проведения таможенного досмотра (осмотра) хранение акта таможенного досмотра (осмотра) со всеми приложенными к нему документами и совместно с другими таможенными документами, оформляемыми при соответствующей таможенной процедуре, осуществляется в соответствии с установленным порядком комплектования документов, формирования их в дела и передачи на хранение в архив органа государственных доходов.
В случае если информационные системы органов государственных доходов позволяют производить регистрацию актов таможенного досмотра (осмотра) посредством информационных систем, ведение Журнала регистрации в бумажном виде не требуется.
10. Заключительные положения
58. Освобождение от применения органами государственных доходов определенных форм таможенного контроля установлено статьей 194 Кодекса.
59. За неправомерные решения, действия (бездействие) уполномоченные должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
60. В случае невыполнения законных требований уполномоченных должностных лиц, а также совершения других действий, препятствующих выполнению возложенных на них обязанностей по проведению таможенного досмотра (осмотра), уполномоченные должностные лица в пределах своей компетенции принимают меры, направленные на привлечение виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Республики Казахстан.
Приложение 1 к Инструкции по проведению таможенного досмотра (осмотра) утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2017 года № 132 |
Перечень
групп товаров и товарных позиций ТН ВЭД, таможенный досмотр в отношении которых, проводится путем вскрытия грузового отсека транспортного средства с проведением видеосъемки его содержимого либо видеосъемки товаров, размещенных в месте временного хранения
Приложение 2 к Инструкции по проведению таможенного досмотра (осмотра) утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2017 года № 132 |
Журнал
регистрации актов таможенного досмотра (осмотра)
на 20___ год
(код органа государственных доходов)
№ п/п |
Номер таможенной декларации, либо документа, используемого в качестве таможенной декларации | Дата и время регистрации акта таможенного досмотра (осмотра) | Код заявленной таможенной процедуры |
Наименование |
Краткое описание | Номер сработавшего профиля риска | Номер транспортного средства | Место проведения досмотра (осмотра) |
Результаты таможенного досмотра (осмотра) |
ФИО (отчетсво при наличии) | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |