Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них

Приказ и.о. Министра финансов Республики Казахстан от 5 января 2017 года № 6. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 января 2017 года № 14705.

Действующий

      В соответствии с пунктом 3-2 статьи 11 Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них.

      2. Комитету по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (Мекебеков А.З.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в печатном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

      4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      И. о. министра финансов
Республики Казахстан
Р. Даленов

  Утверждены
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 5 января 2017 года № 6

Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них (далее – Требования) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон) и определяют условия, предъявляемые к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них.

      2. В настоящих Требованиях используются следующие понятия:

      1) риск легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ) – вероятность легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма посредством использования услуг субъекта;

      2) управление рисками ОД/ФТ – совокупность принимаемых субъектом мер по мониторингу, выявлению рисков ОД/ФТ, а также их минимизации (в отношении услуг, клиентов);

      3) субъект – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них;

      4) форма ФМ-1 – форма сведений и информации об операции, подлежащей финансовому мониторингу, определяемая Правилами представления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и признаков определения подозрительной операции, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2012 года № 1484;

      5) внутренний контроль – система организации, политики, процедур и методов, принимаемых субъектом в целях ПОД/ФТ;

      6) правила внутреннего контроля – обязательный к соблюдению и реализации документ, разрабатываемый, принимаемый и исполняемый субъектом, в котором содержатся программы осуществления внутреннего контроля (далее – ПВК).

      Иные понятия, используемые в настоящих Требованиях, применяются в соответствии с Законом и Законом Республики Казахстан от 14 января 2016 года "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

      3. ПВК включают в себя программы в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона.

      4. В случае внесения изменений и (или) дополнений в законодательство о ПОД/ФТ, субъект в течение тридцати календарных дней со дня введения их в действие, вносит соответствующие изменения и (или) дополнения в ПВК.

Глава 2. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

      5. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ содержит:

      1) процедуру организации внутреннего контроля, включая описание функций субъекта при осуществлении внутреннего контроля;

      2) процедуру отказа клиентам в установлении деловых отношений, а также отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1), 4) и 6) пункта 3 статьи 5 Закона, и принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом с направлением информации об отказе и принятых мерах по замораживанию по форме ФМ-1;

      3) процедуру признания сложной, необычно крупной и другой необычной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной;

      4) процедуру представления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, о фактах отказа клиенту в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, о мерах по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом в уполномоченный орган, включая указания и регламенты работы в автоматизированных информационных системах и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и документов в уполномоченный орган;

      5) процедуру фиксирования и хранения документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе, подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций.

      Документальное фиксирование операций, подлежащих финансовому мониторингу и направляемых в уполномоченный орган, осуществляется в пронумерованном, прошнурованном, скрепленном печатью и подписью субъекта журнале учета сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу.

      В журнале учета сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, фиксируются:

      номер и дата передачи информации в уполномоченный орган;

      основание для подачи сообщения;

      номер и дата извещения о принятии/непринятии формы ФМ-1 уполномоченным органом;

      6) процедуру информирования работниками первого руководителя о ставших им известными фактах нарушения законодательства о ПОД/ФТ, ПВК допущенных работниками субъекта;

      6. ПВК предусматривают определение работника, либо структурного подразделения субъекта по соблюдению ПВК и реализации программ.

      7. Субъект в рамках программы организации внутреннего контроля осуществляет:

      1) внесение изменений и (или) дополнений в ПВК;

      2) организацию и контроль за представлением сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона;

      3) принятие решений о признании операций клиентов подозрительными;

      4) принятие решений об отнесении операций клиентов к сложным, необычно крупным и другим необычным операциям;

      5) принятие решений о приостановлении либо об отказе от проведения операций клиентов и необходимости направления информации об операциях в уполномоченный орган;

      6) исполнение решений уполномоченного органа о приостановлении проведения подозрительной операции;

      7) принятие решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;

      8) документальное фиксирование решений, принятых в отношении операции клиента (его представителя) и бенефициарного собственника;

      9) формирование досье клиента на основании данных, полученных в результате реализации ПВК;

      10) принятие мер по улучшению системы управления рисками и внутреннего контроля;

      11) обеспечение мер по хранению документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе, подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций, не менее пяти лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом;

      12) обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении своих функций;

      13) представление информации соответствующим государственным органам для осуществления контроля за исполнением законодательства о ПОД/ФТ;

      14) представление в уполномоченный орган по его запросу необходимых информации, сведений и документов в соответствии с пунктом 3-1 статьи 10 Закона.

      8. Субъект и его работники не вправе извещать клиентов и иных лиц о представлении в уполномоченный орган информации, сведений и документов о таких клиентах и о совершаемых ими операциях в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона.

Глава 3. Программа управления риском ОД/ФТ, учитывающая риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений

      9. Программа управления риском ОД/ФТ, учитывающая риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений предусматривает проведение субъектом оценки риска совершения клиентом операций с деньгами и (или) иным имуществом, связанных с ОД/ФТ с присвоением степеней риска.

      Степени риска формируются на основании имеющихся сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике.

      Результаты оценки рисков документально фиксируются и представляются по требованию соответствующих государственных органов и некоммерческих организаций, членом которых является субъект.

      Степени риска, присваиваемые клиенту, пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

      10. В программе управления риском высокая степень риска ОД/ФТ присваивается:

      1) деловым отношениям и сделкам с клиентами из государств (территорий):

      не выполняющих и (или) недостаточно выполняющих рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ);

      с повышенным уровнем коррупции или преступной деятельности;

      подвергнувшихся санкциям, эмбарго и аналогичным мерам, налагаемым Организацией Объединенных Наций (далее – ООН);

      предоставляющих финансирование или поддержку террористической (экстремистской) деятельности, и в которых имеются установленные террористические (экстремистские) организации.

      Ссылки на перечни таких государств (территорий) размещаются на интернет-ресурсе уполномоченного органа.

      2) клиенту в случае, когда:

      клиентом является иностранное публичное должностное лицо;

      клиентом является должностное лицо публичной международной организации;

      клиентом является лицо, действующее в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица;

      клиентом является лицо, являющееся супругом, близким родственником иностранного публичного должностного лица;

      клиент (его представитель) и бенефициарный собственник зарегистрированы или осуществляют деятельность в государстве (на территории), входящем в Перечень оффшорных зон, утвержденный приказом исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 10 февраля 2010 года № 52 "Об утверждении Перечня оффшорных зон для целей Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Приказ) (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6058);

      клиент (его представитель) и бенефициарный собственник состоят в Перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, согласно статье 12 Закона;

      клиент является лицом без гражданства;

      клиент является гражданином Республики Казахстан, не имеющим адреса регистрации или пребывания в Республике Казахстан;

      клиент является нерезидентом;

      деловые отношения с клиентом осуществляются при необычных обстоятельствах (например, слишком большое необъяснимое географическое расстояние между субъектом и клиентом);

      у субъекта возникают сложности при проверке представленных клиентом сведений;

      клиент настаивает на нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых отличаются от обычной практики субъекта;

      клиент использует новые продукты и новую деловую практику, включая новые механизмы передачи, новые или развивающиеся технологии как для новых, так и для уже существующих продуктов;

      клиентом совершаются действия, направленные на уклонение от процедур финансового мониторинга;

      операции клиента ранее были признаны подозрительными;

      клиент совершает покупку драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них, не обращая внимания на ценность приобретаемого товара, его размер, вес и природные особенности;

      клиент осуществляет заказ, производит за него оплату наличными средствами, затем осуществляет отмену заказа в целях получения крупного возврата денежных средств в безналичной форме, в том числе путем зачисления возращенных денежных средств на банковский счет клиента (его представителя) или бенефициарного собственника;

      клиент представляет просроченный сертификат Кимберлийского процесса либо выданный на срок, превышающий два месяца;

      клиент систематически приобретает несколько ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (однотипных изделий) и (или) сертифицированных драгоценных камней;

      клиент настаивает на перечислении денежных средств за реализованные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них на счета третьих лиц;

      род деятельности клиента, а также иные особенности профиля деятельности клиента не соразмерны с проводимой им операцией;

      имеется иная информация о клиенте, связанная с высоким риском ОД/ФТ.

      3) операции с деньгами и (или) иным имуществом:

      связанной с анонимными банковскими счетами или с использованием анонимных, вымышленных имен, включая наличные расчеты;

      не имеющей очевидного экономического смысла или видимой правовой цели;

      совершаемой с несвойственной клиенту частотой;

      совершаемой на необычно крупную сумму;

      по которой рыночная стоимость предмета совершаемой сделки крайне занижена по сравнению с рыночной стоимостью, чей размер устанавливается в целях ускоренного заключения операции по продаже предмета операции;

      по которой в качестве продавца золотых слитков, монет и необработанных алмазов выступает ювелирный магазин розничной торговли;

      по которой имеется информация о высокой степени риска ОД/ФТ.

      11. К клиентам, которым присвоена высокая степень риска ОД/ФТ, применяются усиленные меры надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона.

      К клиентам, которым на основании имеющихся сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике не присвоена высокая степень риска, присваивается низкая степень риска и применяются упрощенные меры надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона.

Глава 4. Программа идентификации клиентов

      12. Программа идентификации клиента заключается в проведении субъектом мероприятий по выявлению, обновлению ранее полученных сведений о клиентах (его представителях) и бенефициарных собственниках, включая сведения об источнике финансирования совершаемых клиентом операций.

      Программа идентификации клиента включает в себя:

      1) необходимость и процедуру соблюдения мер по надлежащей проверке клиента (его представителя) и бенефициарных собственников согласно требованиям статьи 5 Закона в зависимости от присвоенной степени риска;

      2) необходимость и процедуру проверки достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 5 Закона;

      3) необходимость и процедуру проверки нахождения данных о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике в Перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, согласно статье 12 Закона;

      4) необходимость и процедуру проверки принадлежности и (или) причастности клиента к иностранному публичному должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам согласно требованиям статьи 8 Закона;

      5) необходимость и процедуру выявления клиентов, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения:

      в государстве (на территории), которое не выполняет и (или) недостаточно выполняет рекомендации, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) согласно подпункту 4) пункта 4 статьи 4 Закона;

      в Перечне оффшорных зон, утвержденном Приказом;

      6) необходимость и процедуру установления предполагаемой цели и характера деловых отношений.

      Для клиента с высокой степенью риска ОД/ФТ при установлении предполагаемой цели и характера деловых отношений дополнительно запрашиваются сведения о роде деятельности и источнике финансирования совершаемых операций.

      Для клиента с низкой степенью риска ОД/ФТ установление предполагаемой цели и характера деловых отношений определяется на основе характера операций клиента.

      7) необходимость и процедуру обновления сведений, полученных в результате идентификации по мере изменения идентификационных сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, но не реже одного раза в год.

      Обновление сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике с высокой степенью риска ОД/ФТ осуществляется не реже одного раза в полугодие. Обновление сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике с низкой степенью риска ОД/ФТ осуществляется не реже одного раза в два года.

Глава 5. Программа мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных операций клиентов

      13. Программа мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных операций клиентов, заключается в выявлении операций, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 4 статьи 4 Закона.

      В случае присвоения клиенту высокой степени риска ОД/ФТ субъект дополнительно изучает все операции, которые проводил у него клиент, с целью установления причин запланированных или проведенных операций, и выявляет характер операций, которые требуют дальнейшей проверки. В случае присвоения клиенту низкой степени риска ОД/ФТ субъект изучает текущую операцию клиента.

      14. Полученные в рамках реализации программы мониторинга и изучения операций клиентов сведения документально фиксируются и вносятся в досье клиента.

      15. Сведения и информация о выявленных в результате мониторинга операциях клиентов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 4 Закона представляются субъектом в уполномоченный орган по форме ФМ-1.

      16. Сообщение об операции, подлежащей обязательному изучению, представляется субъектами в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной.

Глава 6. Программа подготовки и обучения сотрудников субъекта по вопросам ПОД/ФТ

      17. Программа подготовки и обучения сотрудников субъекта по вопросам ПОД/ФТ осуществляется в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 533 "Об утверждении требований к субъектам финансового мониторинга по подготовке и обучению работников" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 25 декабря 2014 года за № 10001).