В соответствии с пунктом 3-2 статьи 11 Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии.
2. Комитету по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (Мекебеков А.З.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. министра финансов Республики Казахстан |
Р. Даленов |
Утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 704 |
Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии (далее – Требования) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон) и определяют условия, предъявляемые к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии.
2. В настоящих Требованиях используются следующие понятия:
1) замораживание операций с деньгами и (или) иным имуществом – меры, принимаемые субъектами финансового мониторинга и государственными органами по приостановлению передачи, преобразования, отчуждения или перемещения денег и (или) иного имущества, принадлежащих организации и (или) физическому лицу, включенным в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, либо организации, бенефициарным собственником которой является физическое лицо, включенное в указанный перечень;
2) клиент – физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, получающее услуги субъекта финансового мониторинга, оказываемые в рамках осуществления лизинговой деятельности;
3) риск легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма – вероятность легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма посредством использования услуг субъекта по предоставлению имущества в финансовый лизинг;
4) управление рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма – совокупность принимаемых субъектом мер по мониторингу, выявлению рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также их минимизации (в отношении услуг, клиентов);
5) субъект – индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии;
6) форма ФМ-1 – форма сведений и информации об операции, подлежащей финансовому мониторингу, определяемая Правилами представления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и признаков определения подозрительной операции, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2012 года № 1484;
7) деловые отношения – отношения с клиентами, возникающие в процессе осуществления субъектом финансового мониторинга лизинговой деятельности;
8) внутренний контроль – система организации, политики, процедур и методов, принимаемых субъектом в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ);
9) правила внутреннего контроля – обязательный к соблюдению и реализации документ, разрабатываемый субъектом, в котором содержатся программы осуществления внутреннего контроля (далее – ПВК);
Иные понятия, используемые в настоящих Требованиях, применяются в соответствии с Законом и в соответствии со статьей 2 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2000 года "О финансовом лизинге".
3. ПВК включают в себя программы в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона.
4. В случае внесения изменений и (или) дополнений в законодательство в сфере противодействия отмывания денег и финансирования терроризма (далее – ПОД/ФТ), субъект в течение тридцати календарных дней со дня введения их в действие, вносит соответствующие изменения и (или) дополнения в ПВК.
Глава 2. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ
5. Программа организации внутреннего контроля содержит:
1) процедуру организации внутреннего контроля, включая описание функций субъекта при осуществлении внутреннего контроля;
2) процедуру отказа клиентам в установлении деловых отношений, а также отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1), 4) и 6) пункта 3 статьи 5 Закона, и принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом с направлением информации об отказе и принятых мерах по замораживанию по форме ФМ-1;
3) процедуру признания сложной, необычно крупной и другой необычной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной;
4) процедуру представления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, о фактах отказа клиенту в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, о мерах по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом в уполномоченный орган, включая указания и регламенты работы в автоматизированных информационных системах и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и документов в уполномоченный орган;
5) процедуру фиксирования, хранения документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе, подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций.
Документальное фиксирование операций, подлежащих финансовому мониторингу и направляемых в уполномоченный орган, осуществляется в пронумерованном, прошнурованном, скрепленном печатью и подписью субъекта в журнале учета сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу.
В журнале учета сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, фиксируются:
номер и дата передачи информации в уполномоченный орган;
основание для подачи сообщения;
номер и дата извещения о принятии/непринятии формы ФМ-1 уполномоченным органом;
6) процедуру информирования работниками первого руководителя о ставших им известными фактах нарушения законодательства о ПОД/ФТ, ПВК допущенных работниками субъекта;
7) положение о запрете извещения клиентов и иных лиц о представлении в уполномоченный орган информации, сведений и документов о таких клиентах и о совершаемых ими операциях в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона.
6. ПВК предусматривают определение работника, либо структурного подразделения субъекта по соблюдению ПВК и реализации программ.
7. Субъект в рамках программы организации внутреннего контроля осуществляет:
1) внесение изменений и (или) дополнений в ПВК;
2) организацию и контроль по представлению сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона;
3) принятие решений о признании операций клиентов подозрительными;
4) принятие решений об отнесении операций клиентов к сложным, необычно крупным и другим необычным операциям;
5) принятие решений о приостановлении либо об отказе от проведения операций клиентов и необходимости направления информации об операциях в уполномоченный орган;
6) исполнение решений уполномоченного органа о приостановлении проведения подозрительной операции;
7) принятие решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;
8) документальное фиксирование решений, принятых в отношении операции клиента (его представителя) и бенефициарного собственника;
9) формирование досье клиента на основании данных, полученных в результате реализации ПВК;
10) принятие мер по улучшению системы управления рисками и внутреннего контроля;
11) обеспечение мер по хранению документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе, подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций, не менее пяти лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом;
12) обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении своих функций;
13) предоставление информации соответствующим государственным органам для осуществления контроля за исполнением законодательства о ПОД/ФТ;
14) предоставление в уполномоченный орган по его запросу необходимые информацию, сведения и документы в соответствии с пунктом 3-1 статьи 10 Закона.
Глава 3. Программа управления риском ОД/ФТ, учитывающая риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений
8. Программа управления риском ОД/ФТ предусматривает проведение субъектом оценки риска совершения клиентом операций с деньгами и (или) иным имуществом, связанных с ОД/ФТ с присвоением уровней риска.
Уровни риска формируются на основании имеющихся сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике.
Результаты оценки рисков документально фиксируются и предоставляются по требованию соответствующих государственных органов и некоммерческих организаций, членом которых является субъект.
Уровни риска, присваиваемые клиенту, пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
9. В программе управления риском высокий уровень риска ОД/ФТ присваивается:
1) деловым отношениям и сделкам с клиентами из государств (территорий):
не выполняющих и (или) недостаточно выполняющих рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ);
с повышенным уровнем коррупции или иной преступной деятельности;
подвергнувшихся санкциям, эмбарго и аналогичным мерам, налагаемым Организацией Объединенных Наций (далее – ООН);
предоставляющих финансирование или поддержку террористической (экстремистской) деятельности, и в которых имеются установленные террористические (экстремистские) организации.
Ссылки на перечни таких государств (территорий) размещаются на интернет-ресурсе уполномоченного органа.
2) клиенту в случае, когда:
клиентом является иностранное публичное должностное лицо;
клиентом является должностное лицо публичной международной организации;
клиентом является лицо, действующее в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица;
клиентом является лицо, являющееся супругом, близким родственником иностранного публичного должностного лица;
клиент (его представитель), бенефициарный собственник, либо контрагент клиента по операции зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве (на территории), входящем в Перечень оффшорных зон, утвержденный приказом исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 10 февраля 2010 года № 52 "Об утверждении Перечня оффшорных зон для целей Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6058 (далее – Приказ);
клиент (его представитель), бенефициарный собственник, либо контрагент клиента по операции состоит в Перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, согласно статье 12 Закона;
клиент является лицом без гражданства;
клиент является гражданином Республики Казахстан, не имеющим адреса регистрации в Республики Казахстан;
клиент является нерезидентом;
деловые отношения с клиентом осуществляются при необычных обстоятельствах (например, слишком большое необъяснимое географическое расстояние между субъектом и клиентом);
у субъекта возникают сложности при проверке представленных клиентом сведений;
клиент настаивает на нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых отличаются от обычной практики субъекта;
клиент использует новые продукты и новую деловую практику, включая новые механизмы передачи, новые или развивающиеся технологии как для новых, так и для уже существующих продуктов;
клиентом совершаются действия, направленные на уклонение от процедур финансового мониторинга;
операции клиента ранее были признаны подозрительными;
клиент не выполняет договорные условия оплаты, в результате чего платежи от имени лизингополучателя систематически, то есть два и более раз подряд в течении года осуществляет другое физическое или юридическое лицо, не являющееся участником лизинговой сделки (гарантом, залогодателем);
клиент предлагает большой авансовый платеж для предмета лизинга без надлежащей причины, хотя лизингодатель этого не требует;
заявление клиента, обращающегося для финансирования предмета лизинга, не выглядит обоснованным в отношении намерений использовать предмет лизинга или в отношении бизнес активности клиента (очевидное несоответствие между типом деятельности лизингополучателя и лизинговой сделкой);
3) операции с деньгами и (или) иным имуществом:
не имеющей очевидного экономического смысла или видимой правовой цели;
совершаемой на необычно крупную сумму;
по которой имеется информация о высоком уровне риска ОД/ФТ.
10. К клиентам, которым присвоен высокий уровень риска ОД/ФТ, применяются усиленные меры надлежащей проверки клиентов, в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона.
Клиентам, которым на основании имеющихся сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, не присвоен высокий уровень риска, присваивается низкий уровень риска, и применяются упрощенные меры надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона.
Глава 4. Программа идентификации клиентов
11. Программа идентификации клиента заключается в проведении субъектом мероприятий по выявлению, обновлению ранее полученных сведений о клиентах (его представителях) и бенефициарных собственниках, включая сведения об источнике финансирования совершаемых клиентом операций.
Программа идентификации клиента включает в себя:
1) необходимость и процедуру соблюдения мер по надлежащей проверке клиента (его представителя) и бенефициарных собственников согласно требованиям статьи 5 Закона в зависимости от присвоенного уровня риска;
2) необходимость и процедуру проверки достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 5 Закона;
3) необходимость и процедуру проверки нахождения данных о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике в Перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, согласно статье 12 Закона;
4) необходимость и процедуру проверки принадлежности и (или) причастности клиента к иностранному публичному должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам согласно требованиям статьи 8 Закона;
5) необходимость и процедуру выявления клиентов, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения:
в государстве (на территории), которое не выполняет и (или) недостаточно выполняет рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) согласно подпункту 4) пункта 4 статьи 4 Закона;
в Перечне оффшорных зон, утвержденном Приказом;
6) необходимость и процедуру установления предполагаемой цели и характера деловых отношений.
Для клиента с высоким уровнем риска ОД/ФТ при установлении предполагаемой цели и характера деловых отношений дополнительно запрашиваются сведения о роде деятельности и источнике финансирования совершаемых операций.
Для клиента с низким уровнем риска ОД/ФТ установление предполагаемой цели и характера деловых отношений определяется на основе характера операций клиента.
7) необходимость и процедуру обновления сведений, полученных в результате идентификации по мере изменения идентификационных сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, но не реже одного раза в год.
Обновление сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике с высоким уровнем риска ОД/ФТ осуществляется не реже одного раза в полугодие. Обновление сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике с низким уровнем риска ОД/ФТ осуществляется не реже одного раза в два года.
Глава 5. Программа мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных операций клиентов
12. Программа мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных операций клиентов, заключается в выявлении операций, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 4 статьи 4 Закона.
В случае присвоения клиенту высокого уровня риска ОД/ФТ субъект дополнительно изучает все операции, которые проводил у него клиент, с целью установления причин запланированных или проведенных операций и выявляет характер операций, которые требуют дальнейшей проверки. В случае присвоения клиенту низкого уровня риска ОД/ФТ субъект изучает текущую операцию клиента.
13. Полученные в рамках реализации программы мониторинга и изучения операций клиентов сведения документально фиксируются и вносятся в досье клиента.
14. Сведения и информация о выявленных в результате мониторинга операциях клиентов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 4 Закона представляются субъектом в уполномоченный орган по форме ФМ-1.
15. Сообщение об операции, подлежащей обязательному изучению предоставляются субъектами в уполномоченный орган, не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной.
Глава 6. Программа подготовки и обучения сотрудников субъекта по вопросам ПОД/ФТ
16. Программа подготовки и обучения работников субъекта по вопросам ПОД/ФТ осуществляется в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 533 "Об утверждении требований к субъектам финансового мониторинга по подготовке и обучению работников", зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 25 декабря 2014 года за № 10001.