Об утверждении Правил по утверждения временного компенсирующего тарифа

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 23 ноября 2016 года № 484. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 января 2017 года № 14644.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 14-1 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях и регулируемых рынках", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила по утверждению временных компенсирующих тарифов.

      2. Признать утратившими силу:

      1) приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 16 апреля 2013 года № 115-ОД "Об утверждении Правил по утверждению временного компенсирующего тарифа" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8472);

      2) подпункт 5) перечня некоторых приказов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, в которые вносятся изменения и дополнения, утвержденного приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 июля 2015 года № 566 "Об утверждении Правил размещения отчета об исполнении тарифной сметы на регулируемые услуги субъектов естественных монополий, Правил уведомления потребителей о ходе исполнения субъектом естественной монополии тарифной сметы на регулируемые услуги и о внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11972, опубликованный в Информационно-правовая система "Әділет" 25 сентября 2015 года).

      3. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр
национальной экономики
Республики Казахстан
К. Бишимбаев

      "СОГЛАСОВАН"
Министр информации
и коммуникаций Республики Казахстан
______________Д. Абаев
от "____" __________ 2016 года

  Утверждены
приказом Министра национальной
экономики Республики Казахстан
от 23 ноября 2016 года № 484

Правила по утверждению временного компенсирующего тарифа

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила утверждения временного компенсирующего тарифа (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О естественных монополиях и регулируемых рынках" (далее – Закон).

      2. Целью настоящих Правил является определение порядка утверждения и расчета размера временного компенсирующего тарифа на регулируемые услуги (товары, работы), оказываемые субъектом естественной монополии.

      3. Положение настоящих Правил распространяются на всех субъектов естественной монополии, независимо от форм собственности.

      4. В Правилах используются следующие понятия:

      1) необоснованный доход – дополнительный доход, полученный субъектом естественной монополии в результате взимания оплаты по стоимости, превышающей уровень утвержденного ведомством уполномоченного органа тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и (или) нецелевого использования средств амортизационных отчислений, предусмотренных тарифной сметой, неисполнения статей затрат тарифной сметы более чем на пять процентов от утвержденных ведомством уполномоченного органа размеров, неисполнения или нецелевого использования средств, предусмотренных в тарифной смете на выполнение инвестиционных программ (проектов);

      2) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках;

      3) ведомство уполномоченного органа – Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

      Иные понятия и термины, используемые в Правилах, применяются в соответствии с законодательством о естественных монополиях и регулируемых рынках.

      5. Основанием для утверждения временного компенсирующего тарифа является совершение субъектом естественной монополии действий, причинивших убытки потребителям регулируемых услуг (товаров, работ).

      6. Действиями субъекта естественной монополии, причинившими убытки потребителям, признаются:

      1) незаконное завышение тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня;

      2) нецелевое использование средств амортизационных отчислений (далее – нецел);

      3) неисполнение мероприятий инвестиционных программ (проектов), учтенных при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней, за исключением случаев экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь, сокращением объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественной монополии, по результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур, а также случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 15-3 Закона;

      4) неисполнение статей затрат тарифной сметы более чем на пять процентов от утвержденных ведомством уполномоченного органа размеров, за исключением случаев экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь, сокращением объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественной монополии, по результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур.

      При этом, решение об утверждении временного компенсирующего тарифа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1) и 4) настоящего пункта, принимается по истечении срока действия предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора).

Глава 2. Порядок утверждения временного компенсирующего тарифа

      7. Временный компенсирующий тариф утверждается ведомством уполномоченного органа на основании:

      1) материалов проведенных им проверок субъекта естественной монополии;

      2) результатов анализа исполнения субъектом естественной монополии тарифной сметы и (или) анализа информации субъекта естественной монополии об исполнении инвестиционной программы (проекта) с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения.

      8. Для подтверждения фактов с учетом требования пункта 5 статьи 7 Закона, указанных в пункте 6 настоящих Правил, ведомство уполномоченного органа запрашивает у субъекта естественной монополии необходимую информацию с указанием сроков ее предоставления.

      9. Информация, составляющая коммерческую тайну, не является основанием для отказа в ее предоставлении ведомству уполномоченного органа, при этом заинтересованные лица при предоставлении информации указывают исчерпывающий перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, либо прилагают копию акта заинтересованного лица об утверждении перечня сведений, составляющих коммерческую тайну.

      10. Введение временного компенсирующего тарифа осуществляется с первого числа второго месяца, следующего за месяцем проведения проверки, анализа исполнения субъектом естественной монополии тарифной сметы и (или) анализа информации субъекта естественной монополии об исполнении инвестиционной программы (проекта).

      11. Субъект естественной монополии доводит до сведения потребителя информацию об утверждении временного компенсирующего тарифа не позднее, чем за 10 календарных дней до введения его в действие.

      12. Решение ведомства уполномоченного органа об утверждении временного компенсирующего тарифа на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии оформляется приказом ведомства уполномоченного органа. Информация о принятом решении размещается на интернет-ресурсе ведомства уполномоченного органа.

      13. В период действия временного компенсирующего тарифа субъект естественной монополии может обратиться в ведомство уполномоченного органа с заявкой на утверждение тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня в соответствии с Законом.

      При этом доход, принятый в обоснование уровня нового тарифа (цены, ставки сбора), уменьшается на сумму необоснованно полученного дохода с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения за минусом уже возмещенного субъектом естественной монополии потребителям его регулируемых услуг (товаров, работ).

      Для субъекта естественной монополии, реализующего инвестиционную программу и привлекающего заемные средства кредитных организаций, обязательства по которым напрямую связаны с рейтингом субъекта естественной монополии, суммы, полученные в результате неисполнения тарифной сметы и (или) инвестиционной программы, учитываются при рассмотрении заявки на изменение уровня тарифа (цены, ставки сбора) путем уменьшения доходной части.

      При этом, отдельной строкой в тарифной смете указывается сумма неисполнения тарифной сметы и (или) инвестиционной программы.

      При рассмотрении ведомством уполномоченного органа заявки субъекта естественной монополии на утверждение нового тарифа (цены, ставки сбора) или их предельных уровней, ведомство уполномоченного органа при выявлении суммы необоснованного дохода с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, исключает ее из дохода, принятого в обоснование уровня нового тарифа (цены, ставки сбора) или их предельных уровней.

      В случае отказа ведомством уполномоченного органа в утверждении нового тарифа (цены, ставки сбора) или их предельных уровней в соответствии с пунктом 19 Правил утверждения предельного уровня тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 июля 2013 года № 213-ОД (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8625), пунктом 16 Правил утверждения тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 19 июля 2013 года № 215-ОД (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8642) и пунктом 7 Правил упрощенного государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий малой мощности, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 176 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10512) и выявления суммы необоснованного дохода с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, ведомство уполномоченного органа принимает решение об утверждении временного компенсирующего тарифа (цены, ставки сбора) или их предельных уровней.

      14. В случае полной компенсации убытков, причиненных потребителям субъектом естественной монополии, до окончания периода действия временного компенсирующего тарифа, субъект естественной монополии может обратиться в ведомство уполномоченного органа с заявлением об отмене временного компенсирующего тарифа до окончания периода действия временного компенсирующего тарифа с приложением документов, подтверждающих факт возмещения убытков потребителям.

      Заявление об отмене временного компенсирующего тарифа рассматривается ведомством уполномоченного органа и по результатам рассмотрения принимается решение об изменении периода действия временного компенсирующего тарифа, либо уведомляет субъекта естественных монополий об отказе с указанием причин отказа, в течение тридцати календарных дней со дня поступления заявления.

Глава 3. Расчет размера временного компенсирующего тарифа

      15. В случае выявления нарушений, указанных в пункте 6 настоящих Правил, ведомство уполномоченного органа определяет объем фактически оказанных регулируемых услуг (товаров, работ) и фактически полученные доходы за период допущенных субъектом естественной монополии нарушений.

      16. Периодом допущенных субъектом естественной монополии нарушений считается в случае, предусмотренном:

      1) подпунктом 1) пункта 6 настоящих Правил – период, в течение которого субъект естественной монополии взимал оплату по стоимости, превышающей тариф (цены, ставки сбора) или его предельный уровень, утвержденный ведомством уполномоченного органа;

      2) подпунктами 2), 3) и 4) пункта 6 настоящих Правил - год, на который ведомством уполномоченного органа утверждена тарифная смета на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии.

      17. В случае, предусмотренном подпунктом 1) пункта 6 настоящих Правил, сумма необоснованно полученного дохода (НД) определяется по формуле:

     

где:

      Т1 – фактически применявшаяся субъектом естественной монополии стоимость оказываемых услуг (товаров, работ), тенге;

      Т – тариф (цена, ставка сбора) или его предельный уровень, утвержденный ведомством уполномоченного органа, тенге;

      V1 – объем фактически оказанных субъектом естественной монополии регулируемых услуг (товаров, работ) за период, в котором допущены нарушения.

      18. В случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 6 настоящих Правил, сумма необоснованно полученного дохода (НД) определяется по формуле:

      НД =Анецел,

      где:

      А нецел – средства, предусмотренные в утвержденном тарифе и (или) тарифной смете за счет средств амортизационных отчислений, направленные субъектом естественной монополии на цели, не связанные с капиталовложениями в фиксированные активы, используемые в предоставлении регулируемых услуг, и возвратом основного долга по привлеченным кредитным ресурсам, тенге.

      19. В случае, предусмотренном подпунктом 3) пункта 6 настоящих Правил, сумма необоснованно полученного дохода (НД) определяется по формуле:

      НД =

ИПi,

      где:

      ИПi – затраты, предусмотренные в инвестиционной программе (проекте), на реализацию полностью или частично неисполненного i-го мероприятия инвестиционной программы (проекта), учтенные при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней, тенге.

      20. В случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 6 настоящих Правил, сумма необоснованно полученного дохода (НД) определяется по формуле:

      НД =

Зi,где

      Зi – недоосвоение затрат по i-ой статье превышающее 5 процентов по сравнению с затратами, учтенными в утвержденной тарифной смете, тенге.

      21. Окончательная сумма необоснованно полученного дохода (НДк) определяется с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения по формуле:

     


      НДк – сумма необоснованно полученного дохода с учетом ставки рефинансирования, в тенге;

      НД – общая сумма необоснованно полученного дохода по видам нарушений, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил;

      к – ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения, в %.

      22. Временный компенсирующий тариф (Ткомп) определяется по формуле:

     


      Ткомп – временный компенсирующий тариф, тенге;

      V – годовой объем регулируемых услуг (товаров, работ), учтенный в утвержденной тарифной смете.

      26. Ведомством уполномоченного органа определяется период действия временного компенсирующего тарифа (далее - период действия):

     


      n - период действия временного компенсирующего тарифа.

      27. Пример расчета временного компенсирующего тарифа изложить в редакции согласно Приложению к Правилам по утверждению временного компенсирующего тарифа.

  Приложение
к Правилам по утверждению
временного компенсирующего
тарифа

Пример расчета временного компенсирующего тарифа

      Утвержденный тариф (цена, ставка сбора) Т – 8 тенге/ м3.

      Объем регулируемых услуг (товаров, работ), принятый в утвержденном тарифе V - 1000 метров кубических (далее – м3).

      1. Сумма необоснованно полученного дохода (НД) – 1000 тенге.

      2. Определяется сумма необоснованно полученного дохода с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения (НДк):

     


      где:

      1000 тенге - сумма необоснованно полученного дохода;

      7,5 % – ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан;

      1075 тенге – сумма необоснованно полученного дохода с учетом ставки рефинансирования.

      3. Уровень временного компенсирующего тарифа определяется по формуле:

     


      где:

      6,93 тенге/м 3 – уровень временного компенсирующего тарифа.

      4. Период действия определяется по формуле:

     


      1 год - период возмещения убытков потребителям.